Проповедь по Евангелию о хождении по водам (2002.08.25)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по Евангелию о хождении по водам. Утро 25 августа 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ (Мф. 14, 22). Мы видим, что Господь, видя, что помощь учеников Ему в данном случае не нужна, отправил их вперёд, чтобы они имели возможность раньше лечь отдохнуть, проявил о них человеческую заботу.

И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине (Мф. 14, 23). Господь их отправил вперёд, чтобы некоторое время побыть наедине с Отцом Небесным и предаться молитве. Он по человечеству Своему нуждался в уединённой молитве для подкрепления в Своём служении. Как Бог, который всесовершенный и всеблаженный, Он не мог, конечно, ни уставать, ни испытывать какие-то немощи, ни страдать, но по Своему человеческому естеству, с которым было соединено Божество, Он нуждался в этом. В отличие от нас, грешных, которые о Боге вспоминают только тогда, когда все другие возможности исчерпаны. Только тогда мы уже с отчаянием обращаемся к Богу. Это неправильно. Господь даёт нам образ, как это должно совершать. Он всегда и ежедневно старался прилежать к Господу Отцу Небесному, чтобы укреплять Себя в Своём служении.

И вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю (Мф. 14, 23-25). Чтобы не идти вокруг, потому что это очень много километров, а в ширину относительно близкое расстояние, даже другой берег видно. Чтобы сократить путь. Но для учеников это было, конечно, испытанием, потому что не часто так случается, что человек во плоти может ходить по водам. За две тысячи лет христианской истории таких случаев было всего несколько. Мария Египетская, в частности, некоторые Христа ради юродивые были замечены в этом. Этот дар, который даётся Богом отдельным людям – это редчайший дар.

И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали (Мф. 14, 26). Человек всегда, когда сталкивается с необъяснимым явлением, пытается его как-то истолковать, интерпретирует его иногда совершенно неправильным образом. Потому что человеческий опыт никогда не сталкивался с таким явлением, они ничего об этом не слышали. Наоборот, весь наш человеческий опыт говорит, что если человек ступит на воду, то он в неё погрузится практически с головой. Если очень солёная вода, то голова будет на поверхности. А так, конечно, надлежит такому человеку утонуть. И вдруг они видят, что Он идёт по воде. Раз идёт по воде, значит не имеет веса. Раз не имеет веса, значит не имеет плоти. Раз не имеет плоти, значит призрак, только видимость одна плоти. Но это было не так. Господь шёл по водам, и Он повелевал этой стихией. Ведь это Господь установил закон гравитации, что каждое вещество имеет свой удельный вес. Это ведь не люди сочинили, так Господь решил, что у воды будет такой удельный вес, у ртути такой, у человеческой плоти такой. Так удивительно, что удельный вес человека и какого-то животного очень близки к удельному весу воды. Для чего это Богом устроено? Чтобы человек и любое животное, родившееся на земле, имело возможность плавать. Это необходимо для жизни, выживания. Такая продуманность вселенной даже в таком незначительном явлении проявляется. Но тут человек идёт пешком, как посуху, вертикально, конечно, они Его побоялись.

Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. (Мф. 14, 27). Сразу их утешил, чтобы они не испытывали какого-то ложного страха. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде (Мф. 14, 28). Зачем он это сказал? Пётр часто по своему характеру, по своей горячности какие-то слова говорил, которые не совсем понятно, чем вызваны. Мы знаем по Воскресении Христовом, когда Господь его встретил, когда они на берегу ловили рыбу, он препоясался и сразу бросился в воду и поплыл. Он на одну-две секунды раньше приплыл, чем остальные пришли в лодке. Зачем так выбиваться из сил? Это проявление его характера. Он увидел Господа, услышал Его и захотел сразу к Нему приблизиться. И вот перед ним стихия, он хочет её преодолеть, и он обращается, не думая, чего просит. Очень часто люди, даже верующие, сами не знают, чего просят у Бога. Неверующие тоже обращаются к Богу, но редко, но даже верующие люди часто просят у Бога, не зная, чего просят, совершенно не размышляя. К сожалению, так бывает. Не то, что бывает, а это практически всегда, что человеком, его желаниями, его молитвой управляет не здравый смысл, а его горячее желание. Человек что-то хочет, к этому стремится, но не думает и даже не в состоянии думать, зачем ему это нужно, чего он хочет. Просто возникает сильное-сильное желание, иногда прямо до слёз, как у маленьких детей, хочу и всё. А зачем хочу, не понятно. В этом движении души апостола Петра проявляется такое же качество нашей души. Спрашивается, если Господь во время морского волнения решил пойти к ним пешком по водам и идёт прямо по направлению к лодке, ведь ясно, что Он через несколько секунд войдёт в эту лодку. Ведь нельзя же предположить, что Господь утонет, если Он дошёл до середины Генисаретского озера. Подожди секунду, что ж такая нетерпеливость? Да, есть такие нетерпеливые люди, Пётр был именно таким человеком. Ему хотелось выйти навстречу, ему никак не терпелось. Это, конечно, связано с тем, что он очень любил Господа, но всё равно он проявляет некую неразумность. Господь и в этом оказывает ему снисхождение. Даже такие порывы человеческой души, совершенно неразумные, бывают Богом приемлемы. Поэтому Господь дал Петру возможность несколько шагов пройти по воде. И он прошёл, а потом испугался. А ведь без веры это невозможно совершить.

Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня (Мф. 14, 29-30). Начал утопать, не сразу камнем пошёл в воду, а была в этом некая постепенность, он даже успел вскричать. Хотя понятно, что, если любого человека поставить на воду, он тут же опустится вниз, даже закричать уже не успеет. А тут он успел, даже успел схватить протянутую руку Господа. Господь ему и в этом помог, и руку протянул. Пётр был виноват, если можно было так выразиться, сам. Хотя вины тут нет, Пётр был обыкновенный человек. Он не стяжал ещё такой полноты благодати Святаго Духа, чтобы и ему ходить по водам. Да и в дальнейшем ни в чём подобном он не был замечен. В этом смысле Мария Египетская, можно сказать, превзошла апостола Петра, но Господь помог ему.

Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий (Мф. 14, 31-33). Видя, как стихия повинуется Ему, они поклонились Ему, признали Его Божественную власть. Стихия водная – это страшная вещь. Мы сейчас видим и в Европе, и у нас на юге, что может совершать вода. Она обрушает мосты, сносит здания, уносит людей, лишает их имущества. И ничего с этим не сделаешь, это такая мощь, которую обуздать человек не в состоянии, ему сил не хватает. Человек тоже могущественное существо, очень многое может создать, ещё большее испортить. А Господь вошёл в лодку, и тут же наступила тишина. Спрашивается, зачем Он пошёл пешком по водам? Для того чтобы их привести в изумление? Нет, просто это был краткий путь. Бог иногда выбирает чудесный путь для того, чтобы прийти к человеку. Каждый человек приходит к Богу, а лучше сказать, что Бог приходит к человеку, Своим особенным путём, но очень кратким, тем, который выбирает Сам Господь, самым прямым. Господь, прежде чем пришёл с проповедью, послал Иоанна Предтечу, проповедь которого сделала прямыми пути Господа к человеку (см. Ис. 40, 3).

И второе, что тут показано, что жизнь человеческая – это есть плавание по житейскому морю. Кругом волны, сильный ветер, то и дело захлестнёт. Действительно, чтобы жить просто человеческую жизнь, нужно быть очень осторожным, чтобы не захлестнуло житейское море своей волной. Очень много неопытных людей, обычно молодых, которые непослушные, горячие, не имеют жизненного опыта, попадают кто в тюрьму, кто в тяжёлую болезнь, кто просто неудачной супружеской жизнью, замужеством или женитьбой калечат себе всю жизнь. А некоторые успевают совершить такие поступки, которые будут у них сказываться всю их дальнейшую жизнь, то есть уродуют себе всю жизнь. Жизнь – это вещь очень трудная. А что изображает собой лодка? Это древний символ, который мы часто встречаем с первых веков христианства, это символ Церкви. Даже Ноев ковчег, когда был потоп, там спаслись животные, он тоже нёс в себе прообразовательное значение. Тот корабль, который по благословению Божию, в нём спасение. Церковь даже символически по своей архитектуре похожа на корабль. На Востоке даже возник такой обычай, что храм ориентируют на восток, потому что оттуда восходит солнце, а солнце — это то, что подаёт жизнь на земле, источник тепла. Солнце символизирует собой Христа. Поэтому Господь указывает нам, что там, где собраны ученики Христовы, тот корабль (хотя будет и буря) – это есть Церковь, и только в ней можно плыть. Почему так? Что мешает человеку благополучно совершить это земное плавание шестидесяти-семидесятилетнее, которое предстоит каждому человеку? Незнание навигации, незнание Закона Божия, незнание того, по каким законам протекает жизнь. Поэтому человек, оказавшийся в житейском море, старается смотреть, а что другие люди делают. Если он посмотрит на свою семью, что делает папа? Лежит пьяный около телевизора. А что делает мама? А мама на него всё время орёт. А что делает бабушка? Бабушка уворачивается от тех предметов, которые в неё кидают. А что делает милиционер, когда его вызывают, чтобы разнять пьяный скандал? Он берёт деньги и уходит. Он смотрит и учится. А как выражаются люди между собой? Зависит от того, где человек живёт, что он видит в классе своей школы, что он видит в детском саду, что он видит на улице, что он видит в семье, что он видит в государстве, что он видит по телевизору, что он видит в той ситуации, которая складывается на работе. “Все воруют, и я возьму”. Но все удачно, а этот попался. Вот и сел. Поэтому чтобы это не случилось, чтобы жизнь человека выправлялась, Господь пришёл на землю и не только рассказал, как нужно действовать, но и показал, причём на Себе Самом. Вот такая должна быть жизнь у человека. Важно чтобы человек брал пример с Христа, вопреки своей собственной семье, вопреки отношениям между братьями и сёстрами, между соучениками в школе, между учеником и учителем, там тоже всякие бывают страшные коллизии, которые вообще на педагогику никак не похожи. Вопреки всему тому кошмару, из которого состоит человеческая жизнь, жил по тому слову, которое сообщил Господь. Но для этого нужно поверить, что Иисус Христос действительно с Неба сошёл. Для этого нужно действительно почувствовать, понять, поверить в то, что Церковь – это и есть та самая Церковь, которую основал Христос, и что она действительно содержит истину, слово Божие. Почему именно она содержит? Вчера я разговаривал с одним человеком, он говорит: “У меня бабушка была евангелистка. Вот она меня воспитала, я Евангелие хорошо знаю”. А почём ты думаешь, что бабушка правильно истолковывала то, что здесь находится? На каком основании? Один и тот же текст можно понимать по-разному. Вот я давеча сказал, что лодка – это символ Церкви, а другой скажет, что лодка – это символ печи геенской. Кто прав? Евангелие-то одно, а толковать можно по-разному. Почему мы утверждаем, что только Церковь имеет возможность толковать Священное Писание? Да очень просто. Потому что Писание написано Церковью, оно создано Церковью. Были отдельные рукописи, которые мы сейчас называем корпусами Ветхого Завета. Было множество рукописей, часть из которых вошла в Новый Завет. А кто это всё собрал в одно? Почему Евангелие от Матфея взяли, а Евангелие от Фомы отложили? Евангелие от Иоанна взяли, Евангелие от Никодима отложили. Почему Евангелие от Марка взяли, а Евангелие от Иосифа Плотника отложили? Почему эти четыре признали истинными, а остальные, чуть не тридцать, отвергли? Почему? Кто? Церковь. Людей может быть много, все свободные, все могут толковать так, как им нравится, но истинное толкование содержится только в Церкви. Есть люди умные, профессоры, учёные. Теории бывают близкие к истине, бывают далёкие, бывают совсем полны всякого извращения. Каждый человек может делать всё что угодно, но от этого истина не меняется. Истина всё равно одна, причём единственная. Поэтому в этом смысле очень легко. Поэтому и говорим: “Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь”. Церковь может быть только одна единая и она содержит истину, если ты в неё веришь, что именно эту Церковь основал Иисус Христос. Все остальные более или менее далеко отстоят от истины, а некоторые вообще её потеряли. Что ж, так бывает. От этого можно опечалиться, но это зависит от того, верует человек или нет.

Апостолы в лодке – это есть символ Церкви. Как только человек выходит из лодки, он сразу начинает тонуть, но это еще не безнадёжно. Он всегда может обратиться к Господу, Он ему протянет руку, и человек опять окажется в лодке, тогда благополучно переплывёт на тот берег. Даже такие совершенно простые в человеческом плане события – что мы в этом уроке прошли? Сели апостолы по слову Господню в лодку и переплыли на другой берег Генисаретского озера, всё. Оказывается, каждый гребок весла их в этой лодке имеет очень важное символическое значение для нас. Здесь раскрывается огромный жизненный смысл. Нам нужно только уметь это увидеть и растолковать. Апостол Павел говорит, что толкование Священного Писания тоже даётся Духом Святым. Святая Церковь признаёт толкование только святых отцов, которые прославились не только своим царственным умом и роскошным образованием, а ещё святостью жизни. Когда грех уже не властвует над человеком, а человек благодатью Божией освободился от греха, тогда его ум становится чист, он видит в этих прекрасных событиях дивные истинные образы, которые он может усвоить и далее руководствоваться ими в своей жизни. А мы? Мы только по вере. Вот это событие, а вот это толкование этого события от одного из самых выдающихся церковных людей, то ли Григория Богослова, то ли Василия Великого, то ли Иоанна Златоуста, то ли Григория Нисского и так далее. Этот список обширный. Эта литература занимает более сотни томов. В мире всегда живёт не больше десятка людей, которые их прочли. Чтобы это освоить нужно быть хоть не умом равным им, но по крайней мере образованием. Это очень сложно. Поэтому существуют школы, опять же в Церкви, где специально отобранных юношей учат. Кто учится на тройки, кто на четыре с плюсом. Им немножко рассказывают и объясняют, что и как, чтобы они пришли в храм и другому говорили: “Вот это так, вот это так, а вот это так”. Почему? Потому что одному человеку подняться до уровня Василия Великого невозможно, поэтому существует такой облегчающий путь. Ученик в школе ведь не сам заново изобретает и постигает законы химии, физики, биологии, ему уже готовенькое дают в разжёванном виде, чтобы он немножечко чего-то из этого усвоил. Для чего человеку химия? Практически абсолютно не нужна. На банке “Фэйри” написано, как его использовать, нет никаких проблем. Зачем человеку нужна география, когда есть извозчик? Ещё один русский писатель это особенно подчеркнул. Закон Божий необходим во всём, в повседневной жизни каждого. Даже по тому, как человек в трамвае едет. В трамвае тесно бывает, и он взаимодействует с людьми. Это взаимодействие может осуществляться в согласии с Законом Божиим, может даже послужить тому, что, едучи в трамвае в магазин, он одновременно и спасает свою душу. А можно наоборот, проехав в трамвае, так расстроить свой внутренний мир, что хоть на шею камень и в воду. Так во всём, потому что Закон Божий применяется везде, и во время бодрствования, и во время сна, и во время отдыха, и на работе, и в состоянии незамужнем, и в семейной жизни, и в воспитании детей, и в отношении родителей к детям. Во всём. Чем бы человек ни жил, чем бы ни занимался, он всегда находится в отношении к Закону Божию. Либо он его исполняет, либо нарушает, либо пренебрегает, либо забывает. Понятно, что у человека, который хотя бы знает Закон Божий, по крайней мере какие-то шансы есть на то, чтобы облегчить себе плавание по житейскому морю. В пословице как говорится: “Знал бы, где упадёшь, постелил бы соломку”. Если человек идёт на дело и точно знает, что его схватят и посадят, разве он пойдёт? Он верит, что на этот раз всё обойдётся. Но он не пошёл бы, если б он верил Священному Писанию, или хотя бы русской пословице, многие из которых тоже основаны на Священном Писании. Допустим: “Сколько веревочке ни виться, а конец ей придёт”. Простое выражение, поверь ему, остановись. Хочется тебе годы тратить в тесном прокуренном помещении, где ещё и кормят плохо? Что ж в этом хорошего? Так остановись. Вот человек курит, послушал бы, как ты будешь кашлять через двадцать лет, или как тебе химиотерапию будут делать четвёртый раз и лечить тебя от рака гортани или лёгких, может быть, и ужаснулся бы. А так нет, может обойдётся. Так не бывает. Если есть нарушение, то рано или поздно бывает и расплата. Это никак не обойти. Каждое слово Евангельское нас учит тому, как переплыть по житейскому морю. Почему говорят, что в Церкви спасение? В чём это спасение заключается? Церковь для нас и врачебница, и школа, и место, где мы можем обезопасить себя от житейских бурь и доплыть до другого берега нашей жизни. Помоги нам в этом, Господи.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.