Проповедь о заповеди любить Бога и ближнего (2002.10.13)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о заповеди любить Бога и ближнего. Утро 13 октября 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Господь дал человеку единственную заповедь – любить Бога. Эта заповедь выражается и отражается в других заповедях, но все сходятся к ней. Например, аналогичным образом на земле существует единственный источник тепла – это солнце. А почему оно такое горячее? Потому что там происходят реакции ядерные, вещество переходит в плазменное состояние, выделяется огромное количество энергии, которая становится теплом. Кто-то скажет: “А как же дрова, уголь, нефть?” Уголь и нефть – это бывшие дрова, просто полежали некоторое время, несколько сотен миллионов лет, и получилась нефть. Ну а дрова? Дрова тоже, дерево растёт, а пока растёт, аккумулирует в себя ту же энергию солнца. А как же внутри? А внутри такое же плазменное состояние вещества, как на солнце. Источник этого тепла всё равно энергия, которая содержится внутри ядра вещества, которая освобождается и выходит наружу. Откуда вообще она там взялась, эта энергия? Тоже очень просто: когда Господь творил небо и землю, сказано было в Писании и пророк Моисей нам это передал, что Дух Божий носился над этой первой материей, а в еврейском тексте употребляется глагол, который также изображает, как птица согревает яйцо. Эта энергия Божественного происхождения. Так всё сходится всё равно к одному источнику, поэтому Бог есть и источник тепла на земле, любви, духовного, но и материального. Он первопричина всему, Он источник жизни и духовной, и материальной. Конечно, это грубая схема, но тем не менее она отражает действительность. Господь для того на землю и пришёл, чтобы людей согреть не только тем теплом, которое люди сами научились добывать, но и прежде всего любовью. Господь любит человека, Он и землю создал, и всё, что на ней, по любви к человеку. Но этого недостаточно. Мы сами знаем, мы живём в тёплых жилищах, даже зимой особенно большой нужды в телесном тепле не испытываем, как правило, если с отопительной системой всё в порядке, а вот душевного тепла каждому человеку не хватает. Отчего это происходит? Оттого, что в нас самих оскудела любовь, мы друг другу не можем её дать в достаточном количестве. Каждый человек и вообще каждое живое существо нуждается в этой любви. Конечно, поиск и желание человека быть счастливым – это на самом деле желание достичь этого необходимого для жизни количества любви. Всякая такая нехватка заставляет человека страдать и пускаться во всякие поиски, которые, к сожалению, манят какими-то перспективами. Почему такое повальное пьянство? Потому что человек ищет какого-то суррогата. Выпил и погружается в атмосферу, где он сам себе кажется и остроумным, и сильным, и знающим, и храбрым, и расслабленным, и безответственным, всё трудное забывается. Всё было бы ничего, если бы не превращалось очень быстро в привычку, когда человек становится рабом напитка, и вся жизнь его разрушается, потому что все связи с другими людьми рвутся. Все же его раньше воспринимали как трезвого, а теперь он пьяный. От этого меняется его личность. Дружили-то с прежним, личность изменилась, зачем он нужен? Нужен тот, другой, а этот какой-то новый. Да ещё бывает агрессивный, выглядит как-то плохо, даже внешне меняется, становится как бы чужим. Где он будет своим? Только в кругу таких же, как он, но это, к сожалению, самое болезненное дно. Происходит такая гибель, сначала социальная, потом духовная, а потом и телесная. Иногда порядок меняется, или одновременно, но в принципе одно и то же. Из-за этого люди думают: семью поменяю, жену поменяю, детей поменяю, страну поменяю – и что-то изменится. Нет, потому что не там человек ищет. А почему не там ищет? Не знает слово Божие, а если знает, то не верит. А без веры этого никак не достичь. Господь пришёл на землю и явил эту любовь. Ученики Ему поверили, поэтому Он стал их учить. Среди прочего Он говорил на вид очень простые вещи, на самом деле они просты для восприятия, но очень трудны для того, чтобы их достичь.

Например, сегодня мы читали отрывок из Евангелия от Луки, где Господь говорит Своим ученикам и всем тем, кто хотел Его слушать: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31). Иногда в отношении какого-то человека мы хотим произвести какие-то действия, выговорить ему что-то или, наоборот, пройти мимо, пуститься с ним в какую-то дискуссию или, наоборот, промолчать. Мы всё время взаимодействуем с людьми, действуем под влиянием наших желаний или чувств. А иногда бывает так, что мы каким-то образом поступили с человеком, а потом совесть говорит нам, что мы сделали что-то не так, нам на душе от этого нехорошо. А бывает так, что мы не знаем, как поступить, начинаем советоваться с другими людьми, а люди, с которыми мы советуемся, такие же грешные и страстные, как и мы. Они могут дать совет тоже исходя из собственных страстей, собственных навыков греховных в своей обычной жизни. Господь для этого даёт нам универсальный принцип, который может применяться нами всегда, если мы всё время будем о нём помнить: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31). Иными словами: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Обычно человек к ближнему относится всегда несколько строже, чем к самому себе, выдвигает требования построже. Интересно записать на магнитофон какую-нибудь перепалку между двумя людьми, или можете сами провести эксперимент, в период скандала с кем-нибудь из домочадцев включить магнитофон на запись, а потом, когда всё утихнет, посуду всю подметут, зубы вставят, тогда прослушайте. Вы увидите, что обычно люди попрекают друг друга за то, в чём сами грешны. Такая перепалка заключается в том, что они вспоминают друг другу всякие грехи. Говорит: “Ну ты сам делал то же самое, а с меня требуешь. Что ты с меня требуешь свои тапочки? Ищи их там, где ты их положил”. И начинается. Человек упрекает другого всегда в том, в чём он виноват сам. Скандал разгорается, потому что припоминается всё дальше и дальше. У кого память лучше, кто более злопамятней, тот побольней начинает наступать. Обычно уже знает все слабые места, что для человека болезненней. А если люди ещё выпили, то в большинстве случае ещё и убийством может кончиться. Большинство убийств во всём мире и у нас становятся результатом не каких-то умышленных действий, а именно пьяной перепалки. Началось вроде мирно, по рюмочке, приезд-отъезд, уважаешь, не уважаешь, а потом что-то ему показалось или вспомнилось, бес тут как тут, и начинается. Человек пьяный уже не может себя сдерживать и контролировать, гнев его душит, что приводит к таким печальным последствиям, совершенно нежелательным для самих участников этого скандала. Причина как раз в том, что к другому человеку более требователен, чем к себе, менее снисходителен. Сам себе человек кажется и справедливым, и правильным. Поэтому Господь и хочет, чтобы по отношению к другим людям этим мерилом мы стали сами для себя. Хочешь, чтобы к тебе так отнеслись? Хочешь, чтобы с тобой так разговаривали? Хочешь, чтобы тебя так попрекали? Не хочешь? Значит и ты так не делай. Но не сказано, что если ты так делать не будешь, то другой так тоже делать не будет. Это не так. Ты будешь, да, а он нет. Он будет делать так же, как ты, только тогда, когда он тоже эти слова из Евангелия возьмёт на вооружение, а может и никогда не возьмёт. Некоторые так и говорят: “Значит я всю жизнь буду так действовать, а он будет действовать наоборот?” Да. А ты как думал? Другого и быть не может. Евангелие и путь к Царствию Небесному – это путь совсем не для всех, а только для тех, кто хочет. Если ты хочешь, ты должен идти таким путём. Как бы безобразно к тебе человек ни относился, ты должен относиться к нему по-христиански. Скажете: “А где же справедливость?” Исаак Сирин сказал, что по справедливости мы все должны быть в аду. Бог не справедлив по отношению к нам, а милостив, поэтому Он хочет, чтобы и мы были милостивы. Не для того, чтобы мы переделали весь мир, в этом нет никакой нужды. Все люди свободные, каждый выбирает, что ему делать. Один человек другого не имеет права учить, если он не учитель, если он не родитель и не священник. Другой может это учение очень легко отбрасывать, как мы, собственно, все всегда и делаем. Мало ли чему нас там учат, мы живём, как нам нравится. Учи, учи, я буду головой кивать, приду домой и буду действовать так, как я считаю нужным, а не так, как нам полтора часа с амвонов талдычили. То же самое в школе и дома, мало ли что папа с мамой говорят. Каждый ребёнок знает, что надо слушаться. Надо-то надо, а буду я или не буду – это человек сам выбирает.

Поэтому Господь говорит только для тех, кто хочет быть учеником, кто хочет результатом своей жизни воцариться на небесах со Христом. Что это такое, мы плохо понимаем, у нас нет для этого достаточно опыта, есть только некоторые образы. Как говорит Священное Писание: “не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор. 2, 9). Достаточно этого или недостаточно? Верим или не верим? Хотим или не хотим? Скорее всего нет, собственная помойка, в которой живём, приятней и более знакома, в ней нам всё понятно, потому что это своё.

Всё-таки находятся такие люди, которые время от времени делают попытки вырваться из этого порочного круга. Тогда эти слова будут нам помогать, они нас будут ориентировать, как поступить. Так и Господь поступал. Любой родитель совершает ошибки, все педагоги тоже. Любой священник такой же грешный человек, как и мы. А вот Господа Иисуса Христа мы не можем упрекнуть, потому что Он исполнил всё то, чему и Сам учил. Он на самом деле является Учителем и Ходатаем за нас перед Отцом Небесным, а остальные только по послушанию, по благодати, данной от Бога, но не по существу.

Дальше Господь как бы распространяет эту мысль, чтобы нам было понятней: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же (Лк. 6, 32-34). Тут надо тоже немного разобраться, кого здесь Господь называет грешниками. С этим вообще проблема, обычно люди этого не понимают. Грех – это жизнь вне Бога, поэтому если исходить из Евангелия, то любой не ученик Христов – это грешник, даже если он вполне добропорядочный гражданин, семьянин, работник и прочее. Человек, исполненный всех мыслимых и даже редко встречающихся достоинств, если он вне Христа, он грешник, потому что таково определение. Господь именно об этих людях говорит. У этих людей, естественно, есть чувства. Каких-то людей люблю, готов им помочь деньгами, время своё для них пожертвовать, в чём-то услужить. А есть люди, которые неприятны по каким-то причинам, основательным или неосновательным. Для этих людей вообще ничего не хочется делать. Так, собственно, все обычно и поступают. Этот мне друг, а этот недруг. А Господь говорит, что так не надо. Если хочешь получить награду на небесах, ты должен оказывать любовь всем, не различая, какие чувства ты испытываешь к этому человеку. Понятно, что если ты этого человека любишь, это твой родственник или даже невеста, то ты с радостью сделаешь. Ну чего для невесты не сделаешь? Для жены-то уже много меньше, а для тётки ещё меньше, для бабушки почти совсем ничего, а для соседки, если “здрастье” скажет, и на том спасибо. Хотя эта соседка может в тридцать лучше и невесты, и в сорок раз лучше родной матери. Родственные чувства влияют, а на Христа не влияют. Поэтому, когда пришли и сказали: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят, Иисус ответил: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 47-50). Он был Человек совершенный, из этого совершенства Он и исходил. Нам совершенно не понятно, как это можно, мы этого не достигли. Нам следует научиться тому, чтобы не различать людей ни по родству, ни по национальности, ни по расе, ни по уму. А так мы выбираем: ах, этот такой талантливый, а этот такой умный. Как мне с ним интересно! А этот не талантливый, этот не умный. Мне с ним неинтересно, он плохой. Из вежливости что-то скажу, но постараюсь проскользнуть. Не хочу на это тратить время, мне неинтересно. Мне бы кого-то поумней, да поталантливей, да покрасивей. Приятно созерцать красивое лицо – с моей точи зрения, потому что у каждого понятия о красоте свои. Одному кажется красивее потолще, а другому потоньше. Это естественно.

Господь не так нам советует, не к тому нас призывает. Если ты оказываешь любовь только тому, которого ты возлюбил, на самом деле ты оказываешь любовь себе. Это просто такая форма себялюбия. А вот если ты оказываешь любовь другому, даёшь взаймы тому, от которого не надеешься получить назад, это уже христианский поступок. Человек недуховный не может его совершить. Этот поступок уже чисто религиозный, поэтому он и имеет награду. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (Мф. 10, 42). Любой религиозный поступок имеет награду от Бога, не материальную, хотя бывает и так. Каждый человек в жизни это обязательно испытывал. Человек колеблется, дать или не дать, а потом вспомнит о Христе и даст. Господь, чтобы укрепить его в этом поступке, прибавит ему тут же вдвое. Сколько раз так бывало. В некоторых житиях это описывается, когда человек даёт, благотворит, от себя отрывает, а ему Господь ещё прибавляет. Есть даже такая поговорка: рука дающего не оскудеет. Этим человеком пользуется Сам Господь. Господь не может каждый раз приходить на землю и раздавать Сам. Народу много, шесть миллиардов людей, поэтому Богу угодно, чтобы это через людей творилось. Если какой-то человек начинает благотворить, Господь ему обязательно прибавляет. Таким был добрый пастырь Иоанн Кронштадтский, который жил на границе XIX и XX веков. Через его руки проходили огромные деньги. Такой был апостол Павел. Трудился тем, что шил палатки, продавал их и на это жил. Те огромные деньги, которые проходили через его руки, он раздавал на помощь людям, из которых состояли Церкви, которые он окормлял. Ему Господь всё время давал такую возможность, зная эти его способности. Так всегда бывает, если у человека есть такой дар от Бога или какая-то приобретённая добродетель, то она обязательно проявится. Некоторые говорят: “Вот, такой талант загубил!” Нет, что-то такое загубить невозможно. Если это настоящее, это обязательно проявится. Особенно, если это какая-то настоящая добродетель. Сам Господь говорит: Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5, 14). Господь даст каждому человеку послужить тем даром, который у него есть. Для этого, собственно, дары и существуют. А если этот дар не используется, то тогда он перестаёт быть нужным, и Господь может всё это в один момент забрать. Более того, некоторые люди живут на pемле только до тех пор, пока существует необходимость их пребывания на земле для окружающих. Все мы таким образом связаны. Иногда думаешь, чего же человек уже лежит, болящий, практически не говорит и не встаёт, какая его роль на земле? А вокруг него сколько народу спасается – и врач спасается, и медсестра спасается, и домочадцы спасаются, и священник спасается, ходит его причащать. Сколько народу вокруг него вынуждены оказывать милосердие. От этого сердце их смягчается, они становятся добрее, заботливей, ответственней. Лежит человек, вроде бы ничего не делает, но своим ничегонеделанием спасает человек пятнадцать. Все думают, что же он так долго болеет, а другого Господь возьмёт и в два дня приберёт. Всё это связано с тем, что Господь такой дар даёт человеку.

Дальше Господь говорит: Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 35-36). Неужели нам некого любить, как только врагов? Нет, просто Господь ставит уже высшую планку. Не просто недруга, не просто равнодушного человека, а прямо врага, от которого непосредственно никакого добра ты не видел. Господь призывает к тому, чтобы мы и его любили. А как же это возможно? К врагу мы всегда испытываем совсем не чувство любви, а чувство опасности, мести, гнева. Как же можно любить врага? Конечно, такой человек и задаёт такой вопрос. Дело в том, что, конечно, сразу возлюбить врага невозможно. Да и вообще любить невозможно сразу. Нужно в себе воспитать это, нужно очень долго этим путём идти. Только Господь единственный в тридцать три года, вися на Кресте, мог молиться за Своих убийц: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Только Он мог, как совершенный Человек. Обычный человек это не может, он должен идти к этому всю жизнь, чтобы в завершении своей жизни суметь этого достичь не на словах, а на деле. Господь, когда готовил человечество к тому, чтобы принять эти слова, начал очень издалека. Например: Почитай отца твоего и мать твою (Исх. 20, 12). Человек, не надо подсыпать яд собственной матери и отцу, чтобы поскорее завладеть их имуществом, как, собственно, всегда во все времена люди и делали. Не надо этого делать, ты должен с почтением к отцу и матери относиться. О любви вообще речи нет, хотя бы не трави их ядом, не сокращай их жизнь своим хамским и несправедливым отношением. Для начала и это будет большим делом. Так постепенно, сначала научиться любить своего отца и мать, потом научиться любить жену, потом, когда уже есть некий навык, научиться любить детей своих. Если человек не любит отца и мать, как он может уметь любить жену? Это нереально. Кто собирается жениться или замуж выходить, надо посмотреть, как он к родителям относится. Это очень важно. Если он к ним так относится, то как это будет на тебе отражаться в дальнейшей жизни? А как к детям, если человек вообще не имеет навыков? Любовь требует постоянного воздержания, постоянного смирения, постоянного терпения, потому что люди все разные. Относиться с любовью к этим людям очень трудно, потому что они все грешники, они весьма несовершенные существа, у них тьма недостатков. Как видеть в человеке хорошее? Как видеть в нём доброе? Как стараться быть снисходительным к его немощам и как опираться на то, что в нём есть прекрасного и благородного от образа Божия? Этому учатся долго, это и есть воспитание. Если человек этого не получил, то с этим человеком будет очень тяжело. Поэтому перед венчанием всегда спрашивают, добровольно ли вступают в брак. Ты хоть знаешь, на что идёшь? Отвечают формально да, но в голове совсем другое. Главное – это платьице, шляпка, подарки, всякие “горько-сладко”, дребедень, которая вообще к делу, к сожалению, никакого отношения не имеет.

Господь требует этого. Если ты хочешь Царствия Небесного, если ты хочешь быть сыном Всевышнего Бога, ты должен быть таким, как Он. Солнце и дождь – и тем, и тем, землетрясение – и тем, и тем, наводнение – и тем, и тем, война – и тем, и тем, мор – и тем, и тем. Господь не различает, потому что любовь, которая Он хотел бы, чтобы в нас была – это не чувство, ведь чувства мимолётны. Сегодня одно чувство, завтра другое. Русский народ даже заметил, что чувство зависит от того, с какой ноги встал. Действительно, на человека всё влияет. Представим себе, лежал на одном боку, левую ногу отлежал и вдруг на неё встал. У него всё настроение испортится, потому что она может подвернуться, щиколоткой об железную кровать удариться, и вот уже с утра настроение плохое. Чувство зависит от совершенно случайных вещей, а свойство нет. Допустим, человек вежливый, такое у него свойство, и что же? Независимо от погоды он будет вежлив, независимо от того, потерял он утром кошелёк или не потерял, он всё равно будет вежливым. Это стало его свойством. Господь хотел бы, чтобы свойство любви стало бы нашим. Тогда уже не важно, враг перед тобой или друг, если свойство твоего сердца – с любовью относиться к ближнему, как к самому себе. Это совсем не чувство, а свойство. Чувство любви к врагу, если кто испытывает — это мазохизм. Можно к врагу относиться с любовью, но без всяких чувств умиления о том, как он кому-то голову отрезает. Был такой случай, когда я был в Севастополе, мне экскурсовод рассказал эпизод Севастопольской битвы. Наши войска защищались и от турок, и от англичан, и от французов. Не помню по какой причине, то ли сел на камень, то ли получил пробоину турецкий корабль, турки стали тонуть. Русские матросы оставили свои укрепления и бросились их спасать. Ошеломлённые англичане стояли на берегу, перестали стрелять и стали хлопать в ладоши. Сами в воду не полезли, англичане же культурные, а это варвары. Эти варвары начали спасть и спасли многих турецких моряков, которые отрезали бы им головы сразу, если бы русские матросы попали бы к ним в плен. У них мода такая, что если пленный, то надо обязательно голову отрезать. Представьте себе, если англичанин, который когда-то был христианином, хлопал в ладоши, ему это понравилось, то каково ж дикарю турку? Это и есть проявление любви. Почему? Да потому что жалко стало. Это не значит, что забыли, что турки головы режут или то, что пять минут назад они по ним из пушек палили. Нет, потому что эти матросы были настоящие христиане. Не по названию, а по-настоящему. Без всяких чувств умиления, просто видит, что человек уже перестал быть врагом, он уже тонет, и он тут же, как будто это его родной брат, рискуя жизнью, начинает его спасать. Вот такая простая вещь. Любовь – это новое свойство нового человека. Эта любовь и даёт возможность жертвовать собой, проявлять какие-то чудеса храбрости, самоотверженности и многое другое прекрасное, что есть в человеке, что делает его человеком. Понятно, что ни одно животное на это не способно. Когда человек теряет эти свойства, он, к сожалению, перестаёт быть человеком. Представьте себе, если перестанут на земле появляться люди, которые захотят идти путём в Царствие Небесное, что же это будет? Это будет ад кромешный. Господь, чтобы эта земля не превратилась окончательно в кромешный ад, пришёл и сказал. Поэтому пока есть люди, которые хоть каким-то образом, хоть импульсивно, хоть время от времени стремятся к чему-то светлому, то тогда эти люди являются украшением жизни. Действительно, всем радостно. Стоят англичане и хлопают в ладоши, им радостно. Хватило ума и культуры это оценить, значит этим поступком добрые чувства в других сердцах возбудили. Хотя сразу человек так и не сделал, потом, в дальнейшем, это на нём отражается. Не только этот эпизод, а другие героические эпизоды, конечно, действовали очень облагораживающе на души тех, кто в этом участвует. Хотя перед тобой враг. Вот такой парадокс. Вроде война, люди убивают друг друга, а действует облагораживающе на всех. И на всех участников, и на всех, кто наследует эти события, более того, на тех, кто там живёт, потому что такие вещи незабываемы, они влияют.

Неделю назад ко мне пришёл парень, говорит: “Меня заставляют в армии заниматься мытьём посуды и уборкой. Нам осталось полгода служить, а ребята все едут в Чечню. Батюшка, не могли бы Вы с моим командиром поговорить, чтобы мне тоже ехать в Чечню?” Представляете? Парню девятнадцать лет, какое он испытывает давление. Во-первых, он, видимо, хорошо выполняет своё дело, раз его оставляют. Одно давление от командира, второе давление от отца с матерью, третье давление – это страх за свою жизнь. Всё-таки он преодолевает и одно, и второе, и третье, и четвёртое, едет из части в Москву и просит, чтобы я повлиял на его командира, чтобы его отпустили в Чечню. Можете себе представить? Те его благородные чувства, которые его зовут к подвигу, они преодолевают. Представьте себе, если ни одного такого не будет, что тогда? Тогда конец всему. Почему появляются такие люди? Почему нет корысти? Сказал бы, наоборот: “Сбегу или расстреляю всех из автомата”. Нет, прямо противоположное. Почему это есть, откуда это появляется? Это появляется из глубинного христианского воспитания, которое не только с молоком матери, а от всего, потому что и на улице храм видно. Он, конечно, парень верующий, но есть и совершенно не воцерковлённые люди, даже не крещёные. Просто они живут в недрах христианской культуры и оттуда рождаются и такие светлые импульсы. Дай Бог, чтобы он сохранился, этот парень, потому что, если его убьют, на одного прекрасного человека на нашей земле будет меньше. Каждый такой, уже созревший, это большая радость. Чтобы в нашей жизни было больше просветов, зависит и от нас, от людей церковных, потому что мы сами должны упражняться в любви. Как только мы возрастём до той степени, когда она станет нашим свойством, тогда это свойство даст возможность и другим сердцам растопиться и встать на тот же путь. Помоги нам в этом, Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.