Проповедь по Евангелию об исцелении сына Наинской вдовы (2002.10.20)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по Евангелию об исцелении сына Наинской вдовы. Утро 20 октября 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности (Лк. 7, 11-17). Это удивительное событие, конечно, поэтому совершенно закономерно, что евангелист Лука сообщает нам об этом. Людей объял страх, потому что всегда, когда человек сталкивается с чем-то сверхъестественным для него, он, конечно, приходит в волнение и трепет, которые напоминают страх. Но это не боязнь за свою жизнь и благополучие, а усиленное спрессованными эмоциями благоговение ужаса. Удержать такое в себе нельзя. Вообще в древности в большей степени, сейчас в меньшей, люди живут в основном в эмоциональной сфере, когда удержать такое событие в себе невозможно, поэтому стараются сразу с кем-то поделиться, кому-то рассказать. Очень часто, когда что-то такое происходило, например, исцеление, Господь говорил участникам событий: «Идите и никому не рассказывайте». Тут же всегда было продолжение, что эти слова не возымели на них никакого действия. Эти впечатления, которые на них оказывало исцеление, покорение стихии, воскрешение мёртвых, были столь сильны как переживания, что по силе воздействия во много раз преодолевали слова. Хотя слова, которые Господь говорил непосредственно человеку, по самому свойству этих слов, оставить без внимания вообще-то нельзя.

Представьте себе, Господь сказал нечто Аврааму, а Авраам забыл, не придал этому никакого значения или на что-то отвлёкся. Это совершенно непредставимая ситуация. Если было бы так, мы бы здесь не стояли. Скорее всего, к этому времени человечества не было бы, мы бы все друг друга давно поубивали. Только благодаря тому, что некогда в Уре Халдейском появился отец всех верующих, человек, который прислушался к голосу Божьему, что-то очень важное изменилось на нашей земле. В результате этого на земле появилась святость, чистота отношений, христианское воспитание, появились новые принципы жизни, у человека появилась возможность выйти за рамки своих страстей и желаний. Мы люди грешные, все наши страсти и желания диктуются в основном корыстью, во-вторых, какими-то похотями. От этого человеку что-то захочется, и он начинает стремиться. Есть ещё один фактор, к сожалению, самый слабенький у нас, в частности, а у людей нерелигиозных он ещё меньше. Этот фактор религиозный. Иногда этот религиозный фактор становится таким сильным, что человек может очень многое в себе преодолеть, даже страх смерти. Сесть в самолёт, протаранить целый дом, погибнуть сам, погубить много людей. Конечно, это огромный религиозный накал. Но когда он вступает в противоречие с заповедями Божьими, мы называем это фанатизмом. Почему? Потому что накал есть, чувства есть, самоотверженность есть, а результат никак нельзя сказать, что угодный Богу. Даже в религиозных проявлениях человек тоже может согрешать. Господь пришёл на землю для того, чтобы человеку дать возможность вновь вернуться к Богу или, иными словами, вновь оказаться в раю. Прежде, когда Адам с Евой были только сотворены, состояние их жизни было вполне райским. Они жили с Богом, жили в лучах Его любви, непосредственно с Ним общались и всего этого лишились из-за непослушания. Очень часто Господь говорил никому не говорить, а люди Его не слушались. Непослушание человека Богу продолжается всегда, даже если человека обуревают очень мощные религиозные чувства. Чтобы нам, как детям Божьим, опять вернуться в лоно Отца Небесного, нужно проявить послушание. Взаимоотношения отец-сын непосредственно связаны с послушанием. Какой-нибудь гражданин идёт по улице и говорит: “Мальчик, брось играть, пойдём со мной”. Любой мальчик может сказать: “Ты, дяденька, прости конечно, но ты, собственно, кто такой будешь? И почему я должен тебя слушаться? Если ты мой отец, тогда да, а если нет, то все переговоры через моего папу. Иди и с ним выясняй”. Он никакой власти не имеет.

Если мы хотим вернуться к Богу, то мы должны преодолеть это адамово непослушание. Нужно обязательно прислушаться к тому, что Бог говорит, а мы к этому не готовы даже в тот момент, когда Господь оказывает благодеяние сверх естественного. Господь прибегал к этому, потому что некоторые удивляются, почему в данный момент таких явных чудес, например, как исцеление очень тяжело больных или воскрешение мёртвых не бывает. Во-первых, бывает, конечно. Во-вторых, бывает гораздо чаще, чем в те времена. Мы об этом узнаём через средства массовой информации. Бывают разные необъяснимые чудесные случаи. Девочка падает с тридцать девятого этажа, остаётся живая, ничего себе не сломала. Как это возможно? Да вот так, никто не знает. Врач говорит: “Идите в церковь, ставьте свечку. Мы не знаем, почему вы живы. Мы сделали всё, что могли”. Я сам был тому свидетель. Моего родственника привезли в больницу, врач говорит: “Два дня от силы он протянет”. А он через две недели своими ногами ушёл. Правда одну ногу волочил, но всё-таки ушёл своими ногами. Конечно, чудеса бывают и сейчас, безусловно. Это влияет на человека, но не радикальным образом.

Поэтому Господь творил чудеса не для того, чтобы поразить воображение человека. Он этого не хотел. Он хотел, чтобы прислушивались к слову Его, чтобы человек нашёл в своей душе способность оценить истину этих слов, чтобы он с этими словами сознательно согласился, чтобы он их принял, чтобы он их сложил в своём сердце, чтобы эти слова начали в нём действовать. Почему же тогда Господь совершил это чудо? Ну умер человек и умер, самая обычная вещь. Молодой парень умер, жалко, конечно. Мать осталась – вдова без средств к существованию. Мог призвать и Своих учеников, и тех, кто Его слушал. Из встречной процессии со всего города пришли, может, выразить сочувствие, а может, поглазеть. Могли сказать: “Давайте скинемся, поможем вдове”. Всегда должен появиться человек, который это всё организует, потому что если не организовать, то люди, может, и с какими-то добрыми пожеланиями, но ничего не сделают. А когда один начнёт что-то хорошее и доброе, глядишь, другие подхватят. Он мог бы и так, а тут прямо исцелил. Юноша сел, заговорил, всех объял ужас. Он опять и опять вынужденно заставляет в Себя веровать. Зачем Он тогда так делает? Иначе Он не мог, как Человек, потому что Он был добр. Он в Своём человеческом был соединён с Божеством, поэтому, как Бог, Он повелевал жизнью и смертью. Обычный человек не может изменить ход вещей. Умер человек, значит умер, медицина бессильна. А Он может воскресить, поэтому Он, как сказано в песнопении: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин». Изменяет обычный порядок вещей, нарушает закон, Им и установленный. Все законы, химические и физические, созданы Богом. Как это возможно, нам трудно понять, но тем не менее это так. И вот Он нарушает по любви, тем самым даёт нам пример на многие века, что всегда, если есть возможность помочь, чем можешь, нужно помочь. Можешь воскресить, воскреси. Можешь утешить, утешь. Есть у тебя деньжата, дай – на оградку, на крест, что можешь, то сделай. Сам Господь так делал, вопреки даже Своему замыслу.

Даже когда Он совершал первое чудо в Кане Галилейской по просьбе Матери Божьей. На свадьбе кончилось вино. Можете себе представить, на Востоке такой менталитет у людей, независимо от их вероисповедания, для них очень важна внешняя атрибутика – чтобы на свадьбе было много народу, кто как сидит и тому подобное. То, что по-французски называется престижем, для них всегда очень важно. На какой машине ездит, откуда у тебя такая машина. Собственно, какая разница? Она ездит, и ладно. Но соображения престижа для них важны. В лепёшку расшибётся, всё продаст, но сделает вид, что у него всё нормально с благополучием. Поэтому речь идёт о гостеприимстве, но на самом деле природа этого не гостеприимство, а тщеславное желание пустить пыль в глаза. К сожалению, это так. И только христианство внесло в это элемент подлинного гостеприимства, когда человек принимает уже не для того, чтобы пустить пыль в глаза соседям и окружающим — у Петра было шестьсот гостей, а у меня шестьсот пятьдесят, у него было двести роз, а у нас триста. На что это влияет? Да ни на что, пустая трата денег. Лучше бы молодым дом купили или ещё что-то, чем такая пустая трата времени на престиж.

Ситуация тогда в Кане Галилейской была, конечно, неудобная. Матерь Божья обратилась к Своему возлюбленному Сыну: вина не имут (Ин. 2, 3). Как Царь Вселенной, Он, конечно, ситуацию понимает, но для Него, для Сына Божия, эта ситуация абсолютно ничтожна, чтобы на неё какое-то внимание обратить. Поэтому Он говорит: что Мне и Тебе, Жено? (Ин. 2, 4). Ну вино кончилось, что теперь? Если бы во всей вселенной погиб виноград, может быть, масштаб такого события для Спасителя представлял бы какую-то важность, а тут на какой-то свадьбе кончилось вино, подумаешь. Еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4). Он знал, что как только Он сотворит первое чудо, Он этим сразу отделится от всех людей. Всё, Он уже иной, на Него будут пальцем показывать: “Это Тот Самый, Который из воды сделал вино”. А здесь ещё сильней: “Это Тот Самый, Который в Наине усопшего воскресил прямо во время похорон”. Что это значит? Это значит, что это первый шаг на Голгофу. Он, как Сын Божий и Пророк, это, конечно, знал. Поэтому Он с такой горечью и сказал: что Мне и Тебе, Жено? (Ин. 2, 4). Ты заботишься о том, чтобы у них вино было, но знаешь ли Ты, Мать Моя, что это первый Мой шаг к крестной страшной смерти? Он-то это знал, а Она так далеко заглянуть не могла. Хотя она, конечно, знала, что он может не только из воды сделать вино, а из этого сухого кувшина сделать вино. Для Него это вообще не представляет никакого труда, одновременно изменить порядок вещей, потому что все процессы на земле подчиняются Ему. Когда происходит воскрешение мёртвых, да на глазах у такого большого количества народа, это ещё и ещё один шаг на Голгофу. В этом тоже содержится некая тайна делания добра, потому что всегда, когда человек делает добро, в этом есть ущерб себе. Иногда такой сильный, что потом расплатишься гвоздями в руки и ноги. Другой платы за добро в этом мире нет. Поэтому люди и говорят: “Не делай добра, не получишь зла”. Постоянно люди говорят: “Интересно, я этому человеку столько помогал, а он на шею сел и дальше требует, а потом, если что не по его, то кровные обиды. Начинает поносить по всем кочкам, хотя и жил, и пил, и пользовался, и всё в одни ворота”. Так всегда бывает. Человек, когда ему делают добро, он это с радостью принимает, но без благодарности и никогда не помнит, что ему сделали. Это редчайший случай. Как в другом эпизоде, когда Господь спрашивает у прокажённого: не десять ли очистились? где же девять? (Лк. 17, 17). Пять минут назад гнили заживо, плоть отпадала от костей, черви в ранах, живёте отдельно, люди кидают в вас камнями, чтобы близко не подходили, как бы не заразиться. И поблагодарить из десяти пришёл один. Знаете, это ещё много. Видать, сознание того древнего человека было всё-таки интуитивно ближе к какой-то истине. Сейчас, я думаю, процент был бы много меньше. Может быть? из тысячи один. Если есть у людей благодарность, то она неглубокая. Этот закон надо знать. Этот закон духовный очень хорош, потому что если б каждый раз мы получали бы благодарность, тогда возникли бы отношения корысти. Человек что-то делал бы в надежде, что ему тоже в ответ. И что бы тогда получилось? Господь говорит, что так и язычники делают. Дают друг другу взаймы, ты мне – я тебе. Где тогда духовная жизнь? Духовная жизнь – это когда ты добро, а тебе по мозгам. Чем больше ты делаешь, тем больше тебя за это лупят. Только таким образом можно проверить, делаешь ли ты добро действительно ради добра? По-настоящему ли ты добрый человек или это замаскировано под тщеславие, корысть или ещё что-то? Когда ты за добро получаешь зло, а потом всё равно добро делаешь, это уже серьёзно, значит добро действительно укоренилось глубоко. Поэтому Господь ценою Своей жизни творил добро и нас всех к этому тоже призывает, даже ценой жизни. Может быть за то небольшое добро, которое мы делаем, нас никто и не застрелит, потому что слишком мало сделали, но вполне возможно, что и закончится этим.

Взять, например, семью последнего Российского императора Николая Александровича. При Ельцине вымерло десять миллионов русских, а при нём двадцать девять миллионов прибавка населения. Понимаете? Плохо жили тогда в этой царской России, все были такие угнетённые, голодные, но жили и развивались. Воли у людей не было. В неволе что ли размножались, как в зоопарке? Да нет, жизнь была гораздо благодатней для души человека и устроения всего. Если перечислить все его деяния как государственного деятеля, мы вообще поразимся. Просто изучить все документы за его подписью, в каком направлении человек трудился. И международные соглашения, и прочее. И что он за это получил? Какую благодарность? А что его детки получили? Совершенно невинные, чистые создания, у которых ничего не было, кроме прекрасного духовного образования, чистых помыслов и любви к России, к народу, желания помочь. Елизавета Фёдоровна, у которой мужа взорвали бомбой, а она вместо того, чтобы уехать на родину к папе с мамой в Германию, жить себе спокойно, основала монастырь и стала ходить за больными. Её за это в шахту, причём не убили, а живой, чтобы помучалась, чтобы она там от жажды умерла. Вот какая благодарность. Для нашей грешной земли это нормально. Ну как можно ещё поступить с такой прекрасной женщиной? Если бы она, как сумасшедшая, патлатая по эстраде прыгала, тогда всё нормально, все поклоняются, цветы дарят, фанаты бы ломились и в подъезде ждали. А если такой серьёзный, хороший, чистый человек, который больницу построил на свои собственные деньги, причём она на это угробила все свои деньги, понятно, что таких только убивать. Человек сделал столько добра и благородства, даже к убийце мужа в тюрьму приехала и просила: “Может, ты напишешь прошение, чтобы тебя помиловали, а я царя уговорю?” Вместо того, чтобы сказать: “Да я сама ему петлю на шею повешу”. Это же удовольствие – посмотреть, как он будет дёргаться. Нет, она говорит: “Я добьюсь для тебя прощения”. Вот какой она была человек! Понятно, что убили, другого, собственно, и быть не может. Поэтому её и прославляют, потому что ясно, что человек святой. Она прошла христианским путём до конца, всё в её жизни было глубоко, по-настоящему, до конца.

И нам нужно в свою меру на такие благородные поступки идти. Поэтому такие люди и называются великими, ведь не может быть много великих, это всегда единицы. Не надо нам так высоко для себя поднимать планку. Каждый в своём роде обязательно должен это делать. Не обязательно будет какой-то практически результат. Конечно, если есть семья, а в ней всего один добрый человек, и то он сильно смягчает ситуацию. Если его убрать, будет смертоубийство, а тут всё-таки какое-то торможение, дальше драки не идёт. Вроде думают, какие скандалы, а убери его, уже будет преступление. Не надо думать, что ничего не изменится, потому что каждый такой человек является удерживающим всех остальных от окончательного духовного распада. Это очень важно, к этому призван каждый крещёный христианин. Господь сказал: Вы – соль земли (Мф. 5, 13). Если мясо сильно посолить, то оно не будет гнить, а будет лежать и день, и два, и год. Пока в мире существуют люди, которые хотят жить по-христиански, этот мир будет существовать. А если соль потеряет силу? Если мы будем жить так же, как все? Что тогда? Эту соль можно только выбросить вон, тогда мир сгниёт, несмотря ни на богослужения, ни на храмы. Это всё можно восстановить, в этом полно участвует не только не верующих ни во что, а даже вообще не крещёных. Один раб Божий, даже в нашем храме, когда был на лесах, нарочно испоганил фреску, нарочно замазал глаза. Вроде работает человек на этом месте, а злоба всё равно есть. Таким образом она и выражается. Это опять же очень нормально. Когда встречаешь, что сильный помог слабому, богатый бедному, чиновник помог просителю, это воспринимается как чудо, а всё остальное нормально, так и должно быть. Для этого и Господь пришёл, чтобы изменить эту ситуацию, чтобы в мире возникли люди, которые подражают Ему в житии, даже порой ценой собственной жизни. Это тем и драгоценней. Если мы намерены творить добро, чтобы Господь нам тем же самым отплатил и помог, то так думать очень наивно и неправильно. На первых этапах, безусловно, Господь нам поможет, чтобы укрепить нас в добре, а потом, всё дальше укрепляясь в церковную жизнь, мы будем понимать, что любое добро, которые мы хотим сделать, будет у этого мира вызывать протест. Этот мир весь против Христа, потому что Христос не даёт творить беззаконие. Он, как зеркало правды, обнажает всяческие человеческие дела. К сожалению, так бывает, что корысть сильнее правды, человек вынужден правду теснить. Если эта правда стоит твёрдо, то её нужно убить, иначе не получается. Поэтому убили Христа, убили апостолов, убили всех Романовых. Это неизбежно, поэтому не надо этому удивляться, не надо на это обижаться, такова жизнь. Таковой её сделали люди, а мы часть этих людей. Если в нашем сердце будет следование заповедям Христа в своей жизни, то ситуация в этом мире улучшится. На то количество зла, которое мы сократили в своей душе, на это количество зла будет меньше в нашем мире.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Нет комментариев

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.