Проповедь по Евангелию об исцелении слуги сотника Капернаумского (2002.11.02)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по Евангелию об исцелении слуги сотника Капернаумского. Димитриевская родительская суббота. Утро 2 ноября 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

По милости Божьей так сегодня случилось, что, когда мы прославляем подвиг павших на поле брани воинов, сегодня в наших храмах звучало Евангелие от Луки, где повествуется об одном воине, можно сказать даже военачальнике. По-нашему он был небольшим начальником, но по тем временам довольно значительным. Он был сотник, то есть ротный командир. Его гарнизон стоял в городе Капернауме, там они следили за порядком и исполняли разные функции, свойственные оккупационным войскам. В силу того, что Иудея находилась под владычеством римлян и воспринималась ими, как собственная провинция, они платили налоги в пользу римской казны. Иудеи были весьма свободолюбивым народом, поэтому такое необычное для них положение воспринимали с большой скорбью. Поэтому ко всем представителям внешней власти проявляли недружелюбие, особенно к сборщикам налогов, по-славянски, мытарям. Почему? Сами представляете, что значат для иудея деньги, и вдруг эти деньги уходят не к кому-нибудь, а прямо к врагу. Пусть не все, какая-то часть, но это очень тяжело переживалось. Быть мытарем – это было самое презренное дело. И вот рассказывается, что у сотника, военачальника Капернаумского, был слуга, которым он очень дорожил. Этот слуга заболел и был при смерти. В этом смысле сотник даёт удивительный пример. Хотя он не был иудеем, тем более не был христианином, но чувства, которые он питал к слуге, являются примером для всех военачальников, потому что очень часто военачальники относятся к своим подчинённым, как к некому средству для достижения иногда очень благих и правильных целей, но всё-таки как к средству. Часто можно наблюдать, как они беспокоятся о том, как бы не возникли личные отношения, потому что личные отношения могут повредить дисциплине и субординации. Очень редкий военачальник отваживается на то, чтобы проявлять какие-то человеческие чувства к своим подчинённым, которые выходят за рамки уставного общения. Неуставные отношения могут быть не только в дурном варианте, иногда могут и в дружеском, но в силу того, что за людьми наблюдается такая немощь, что они имеют склонность садиться на шею, беспокоясь, боясь этого, многие военачальники устанавливают такую незримую, но довольно значительную, обычно на расстоянии лишней звёздочки на погонах, дистанцию от своих подчинённых. Этот сотник сумел это преодолеть, он любил этого своего слугу и хотел его исцеления. Он относился к нему с большой человечностью.

И вот, Капернаумский сотник услышал об Иисусе. А что он мог услышать? Что есть некий Человек, Который ходит по городам и весям, к Нему приводят множество больных, а Он их исцеляет. В каких-то богословских вопросах он, как язычник, разбираться не мог. Это действительно так, мы в этом убедились несколько позже из хронологии Священной истории, но для нас это всё отодвинуто во времени, когда апостол Павел пытался проповедовать в Афинском Ареопаге. Язычники совершенно не восприняли слово Божие. Почему? Они не были готовы. Некоторые так удивляются: «Почему Господь пришёл к иудеям?» Потому что многие понятия они впитали с молоком матери. Для тех людей, которые не имеют никакого представления о духовной жизни, всё, что происходит в церкви, обычно непонятно. Причём непонятно принципиально, потому что голова забита часто такими вещами, которые человек воспринимает как истинные, а на самом деле они имеют совершенно не только далёкое, а часто противоположное отношение к истине.

Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его (Лк. 7, 3). Послал не потому, что поленился, что тоже очень важно, а потому что постеснялся. Он прекрасно осознавал, какую роль он играет в этой стране. Когда я был во Франции по приглашению главного капеллана французской армии, я спрашивал у ребят помоложе, капелланов, какая у них самая главная трудность с контингентом. Они отвечали: «Самая большая трудность заключается в том, чтобы объяснить нашим ребятам, офицерам и солдатам, что мы тут делаем». Потому что все контингенты расположены не во Франции, а в разных других странах. Как это объяснить? Каждый более или менее правильно устроенный человек понимает, что он находится в другой стране, часто его туда никто не звал, отношение к нему соответствующее. Очень трудно объяснить, как христианин, что он тут делает. Эта роль капелланов очень сложная, так исхитриться, чтобы зелёное выдать за жёлтое, красное за синее, чёрное за белое. Это задача чрезвычайно серьёзная. У нас-то проще, у нас всё в нашем котле происходит.

Тот же сотник понимал ту роль, которую играют римские войска в Иудее. Как живой человек, конечно, он ощущал, что происходит, и какое к ним отношение, поэтому послал старейшин. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу (Лк. 7, 4-5). Он, язычник, зная, что иудеи напрочь отрицают всех языческих богов, что для них, как и для нас, естественно, так как мы наследники истинной веры, это есть мерзость перед Богом (см. Втор. 7, 25). Другого и быть не может. Он, тем не менее, настолько возлюбил народ, не только одного своего слугу, а он любил людей и сумел достигнуть такого устроения, что, будучи для них воплощением насилия, относился к ним с любовью. Да так, что они возлюбили его и пошли ходатайствовать для него за здоровье его слуги. Представляете, как человек, находясь на должности, которая совершенно противоречит задаче любви, тем не менее сумел найти путь к сердцам. Не для каких-то целей, чтобы они ему побольше взяток давали, нет, совершенно иным путём. Почему? Потому что речь идёт именно о любви. Римские воины помимо того, что умели прекрасно сражаться, они все были дивные строители, то есть каждое соединение римских войск – это были просто изумительные артели по возведению самых оригинальнейших и очень прочных, доживших до наших дней, сооружений. Они могли построить и крепость, и театр, и какие-то временные деревянные сооружения, и всякие аппараты, с помощью которых метали камни. Это всё из подручного материала, топорами и молотками, исходя из того, что есть на данной территории. С помощью своих солдат он сумел построить синагогу, и они были ему за это благодарны. Поэтому они с радостью шли, для того чтобы отплатить ему за его добро.

Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает (Лк. 7, 6-8). Он показал изумительную веру в то, что Господь Иисус может сделать чудо исцеления. Для этого не нужно приходить, давать какое-то снадобье, возлагать руки, особенным образом молиться, достаточно одного Его слова. Это дивное чудо, потому что Господь этому чуду удивился: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим (Лк. 7, 9-10). В Израиле, в подготовленном Израиле, где проповедовали пророки, где уже было записано cлово Божие, были люди, которые знали заповеди, которые ожидали Мессию, среди них не нашлось ни одного, который имел бы такую веру, как этот язычник. Язычник сотник оказался гораздо ближе к спасению, чем весь Израиль. Спрашивается, почему этот эпизод вошёл в Евангельскую историю? Во-первых, потому что это действительно чудесный и уникальный случай, но не только. В нём для нас содержится великое назидание, потому что все мы страдаем от маловерия. Мы, молясь, часто не надеемся на молитву, мы всё хотим найти какие-то дополнительные средства для усиления этого, чтобы исполнилось наше желание. Маловерие наше не даёт возможности осуществиться нашему желанию. Сам Господь часто по маловерию людей не мог творить чудеса. Не то, что Он не мог из-за отсутствия Своего могущества, нет, помимо нашей веры Господь может это сделать, но Господу угодно, чтобы в нас вера вырастала.

Этот сотник, который возымел эту веру, каким путём он к этому пришёл? Во-первых, нужно определить, что такое вера. Мы часто думаем, что вера – это то, что содержится в нашем уме. Потому что мы всё время нашу веру осмысливаем. На самом деле нет, вера содержится в сердце. Вера – это есть особенное качество сердца. Только с сердцем связано, имеет человек веру или нет. Почему бывает так, что человек и умный, и воспитанный, и образованный, но веры не имеет? А иной человек и простой, и с какими-то вредными привычками, может, не очень далёкий, но вдруг Господь дарует ему веру. С чем это связано? Если смотреть на людей извне, совершенно непонятно, почему этот человек верующий. Или бывает так, встретишься с каким-нибудь прекрасным человеком и думаешь, как же жалко, что он не верует. Был бы просто украшением Церкви такой человек по своим качествам. А в чём же дело? Всё зависит от сердца. Благодаря тому, что этот сотник всё время упражнялся в любви, его сердце приобрело свойство, оно умягчилось. Благодаря этому это сердце стало способно на такую веру. Как результат этой веры уже стало исцеление.

Вот сегодня мы все пришли помолиться о наших усопших, в день родительской субботы, в день поминовения всех павших на поле брани воинов, начиная с Куликовской битвы, когда именно этот день был установлен, как поминовение. До сего дня тоже идёт война, мы поминаем всех павших воинов и павших от рук террористов, потому что это тоже война. Мы хотели бы, чтобы наша молитва дошла до Бога. Ещё древние заметили, что у молитвы есть два крыла, которые её возносят от земли к небу – это пост и милостыня. Если человек всё время упражняется в воздержании, не только в пище, а в зрелищах, в болтовне, в чувствах, в помыслах, в языке, во всём, что мешает спасению души. А второе, если он постоянно стремится делать добро, тогда эта молитва делается выспренней, она бывает легче исполняема Богом. Почему? Потому что человек достигает искомого – он воздерживается от греха и творит добро, он исполняет непосредственно заповедь Божию.

Казалось бы, обычно все военачальники в силу своей несостоятельности употребляют грубые слова, львиный рык на своих подчинённых, потому что не хватает нравственного и духовного авторитета, авторитета как специалиста, авторитета как человека волевого и умеющего управлять людьми. Необходимы какие-то дополнения, чисто внешние – окрик, хамство, мат и прочее. А когда состоявшийся офицер или генерал, ему это не надо. Он бровью пошевельнёт, и всё будет исполнено. Он говорит тихо, он ко всем на «Вы», он по имени-отчеству, и все строятся мгновенно. Ведь невозможно представить, чтобы Суворов или Ушаков сквернословили. Нет, только ласковые слова, иначе, как «братик», «мой хороший» и «дорогой», к солдатику даже не обращались. Только с любовью. И они готовы были любого врага на тряпки разорвать, а они их ещё удерживали, что не надо жестокости, у нас не война, это кампания. Хоть и трудное ремесло, но довольно весёлое. Даже побеждённые говорили, когда Александр Васильевич входил в город, что такого весёлого генерала с роду не видели. Никакой жестокости, всегда образец порядочности, никакого мародёрства никогда. Кого-то ограбить, изнасиловать – да упаси Бог! Это в голову не могло прийти солдату. Было совершенно другое войско. А почему? Потому что был добрый пример.

В этом смысле этот сотник являет образец христианского отношения. Находясь на должности, в которой это можно проявить только через очень большие усилия, тем не менее, он это совершил. Поэтому и каждый из нас на своём месте обязательно имеет возможность жить по-христиански и относиться к людям по-христиански. Это обязательно принесёт свои плоды. Тогда наша молитва будет успешной. Этому нас учит Капернаумский сотник. Будем стараться ему в этом подражать.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Аминь!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.