Проповедь на Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне (2012.05.13)

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова об иудействе, штрих-коде, женских брюках, "гражданских" браках блудников, самарянке у колодца и о том, что такое истинное христианство. 13 мая 2012 года. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы

Когда-то давно, лет сорок тому назад, я и мои соученики по институту ездили для того, чтобы причащаться, за город, в Щёлковский район. Когда московские священники видели группу молодых людей, они сразу пугались. Это было зрелище весьма необычное и опасное. А там мы нашли такую деревню, от автобуса нужно было четыре километра идти через поле в резиновых сапогах после дождичка, а там уже тишина, покой и никаких органов государственной безопасности, приглядывающих за нами, нет. Когда заканчивалась служба, кто-то из нас говорил: «Какое сегодня хорошее Евангелие было». А батюшка, у которого мы исповедовались, говорил: «Хорошее? А какое плохое?». Мы говорили, что все хорошие, но сегодня какое-то особенное. Действительно, каждое слово Евангелия – это величайшая драгоценность и величайшее для нас поучение.

Сегодняшний отрывок из Евангелия от Иоанна – это особенный текст, очень ёмкий и требует от нас очень большого внимания, чтобы его понять, извлечь из него всё то, что для нас полезно, для того чтобы нам лучше почувствовать волю Божию, что Господь от нас хочет.

Надлежало же Ему – Спасителю – проходить через Самарию (Ин. 4, 4). Уже сотню раз повторяли, что иудеи, как правило, через Самарию не ходили, а делали огромный крюк в несколько десятков километров, потому что с самарянами нельзя было общаться. Это было правильно, потому что в Писании сказано: С преподобным преподобен будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17, 26). Самый простой способ себя сохранить – это оберегать. Например, чтобы не подхватить простуду, нужно не выходить на улицу. Чтобы не подхватить инфекцию, надо не общаться с людьми и так далее. Хотя есть и другие способы, например, повышать иммунитет, защитные реакции организма. Надо помнить, что Древний Израиль – это ещё духовное детство человечества. Правда Израиль уже начал взрослеть, поэтому Христос среди Израиля нашёл несколько десятков человек, которые могли Его слышать и могли понять, что Он от них хочет. В языческом мире это было вообще бесполезно, а в Израиле нашёл. Хотя для большинства израильтян, как и ныне для большинства православных, совершенно не играет роли, что такое христианство. Для них важно, сколько шестёрок в штрих-коде, почему женщины носят брюки. Он думает, что если он добьётся того, что все женщины будут носить юбки, то сразу воцарится христианская Церковь на земле. Брюки и цифры – это вещи простые, а христианство – это вещь довольно тонкая. Каждый правоверный иудей знал, что через Самарию не надо ходить, а то не дай Бог встретишься с самарянами и осквернишься. Осквернение воспринимали как-то буквально, поэтому в Ветхом Завете были и чисто гигиенические предписания, например, не касаться мёртвого тела. Тогда, две тысячи лет назад, невозможно было людям говорить о микробах, о трупном яде, об инфекциях, никто бы не понял. Был общий запрет – мёртвого тела не касаться, с прокажёнными не общаться. Никто же не знает, что воздушным путём передаётся проказа. Были такие гигиенические предписания. Это распространялось, собственно, и на всю жизнь. Раз самаряне еретики, значит общение с ними оскверняет. Недавно такой случай произошёл. Я пришёл на телевидение, на передачу, увидел там знакомого. Говорю: «Привет!». Он говорит: «Нет, я тебе руки не подам, потому что ты еретик». Ну ладно, мои будут чище. При рукопожатии все микробы переползают, это опасно. Гораздо более гигиенично, если руку подаёшь, то в резиновой перчатке. А в перчатке вроде не принято. В общем, проблема ужасная. Проблем можно создать столько, что будет уже не до христианства, а будем всё проблемы решать – то брюк, то трусов, то какой-то другой одежды. Это может быть без конца. А суть ускользает. Такая же проблема к тому времени уже назрела и в Израиле. Люди в этих правилах, а их было тысячи, уже запутались, не знали их, иногда вольно или невольно нарушали, у них возникали всякие проблемы. Сейчас, две тысячи лет спустя, то же самое. Даже среди людей, которые ходят в храм, не так-то просто найти христиан. В основном это люди, которые имеют внутри себя исключительно иудейский подход к христианству. Это ещё полбеды, некоторые и языческий. Сколько таких, так называемых православных, говорят: «Ты кто?» Я говорю: «Я Смирнов». «Нет, ну ты близнец или осёл, или рыба?» Его это интересует. Но это же язычество. Я всегда ещё в ответ спрашиваю: «А ты вообще крещёный?» Для крещёного человека признавать какие-то халдейские заморочки трёх с половиной тысячелетней давности... Странно, да? Как-то в головах это всё уживается – язычество и иудейство. В этом мусорном ведре откопать христианство, хотя бы какие-то элементы, весьма трудно. А вот этот текст открывает широчайшие возможности к тому, чтобы кое-кто из нас смог почувствовать, о чём вообще речь идёт в Евангелии.

Я пройдусь по тексту. Он большой, но на некоторых моментах остановлю ваше внимание: Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа (Ин. 4, 5-6). Спрашивается, а если было бы около девятого или около третьего часа, что бы изменилось? Ничего, ровным счётом ничего. А почему эти слова звучат? Почему около шестого часа? В чём тут дело? Что хочет автор этим подчеркнуть? Две вещи. Во-первых, что это была середина дня, уже был разгар солнечного зноя. Нам это трудно понять, а Самария была пустынная, камни раскалены. Это просто определённая реалия, которая подчёркивает, что событие, которое описывает Иоанн Богослов, подлинное. Даже время зафиксировано. Каждый человек, который видел следствие, знает, что первым делом узнают, когда наступила смерть, потому что это очень важно при установлении алиби тех людей, которые войдут в круг подозреваемых.

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? (Ин. 4, 7-9) Можно продолжить: и не боишься оскверниться, потому что я человек трижды скверный с точки зрения иудея. Во-первых, я не иудейка, то есть уже человек следующего сорта, если не через один. Во-вторых, женщина. На Востоке женщина – это совсем не мужчина. Не будем на этот счёт распространяться. Даже у христианских народов мужчины отдельно едят, они приняли эти законы у язычников. И третье – у неё была полная неразбериха в её семейной жизни.

Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? (Ин. 4, 9-11) Представляете, как соображает? Просто умная женщина, у неё мгновенная реакция. Она сразу оценила обстановку и стала уточнять о чём речь, потому что она как-то почувствовала, что здесь есть некая тайна. Господь ей дал намёк – дар Божий. Дар Божий – это есть благодать Божия в более обычном для нас фонетическом звучании. Что такое благодать Божия, она, конечно же, до этого не знала.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда (Ин. 4, 15-16). Он не говорит: «Ах ты, такая-сякая». Он говорит: «Пойди, позови мужа». Нам-то сейчас замужнюю довольно трудно найти, а тогда незамужнюю нельзя было найти. Поэтому, когда Анна, дочь Фануилова, после своего вдовства второй раз не выходила замуж, это было настолько уникальное для Израиля событие, что даже вошло в Евангелие. Она осталась вдовой и служила при Храме. Такой ситуации не было, чтобы женщина была не замужем. Сейчас у нас всё по-другому, нам трудно это понять.

Господь говорит: пойди, позови мужа твоего и приди сюда (Ин. 4,16). Хотя прекрасно знает, и мы сейчас услышим это ещё раз. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала (Ин. 4, 16-18). Он, конечно, как Господь, всё знал. Сейчас, правда, современные люди придумали вместо того, чтобы как та самарянская женщина, которая сказала честно и прямо, что у неё нет мужа, говорить: «А у нас гражданский брак». Она могла бы так сказать, но нет, она сказала честно, поэтому Господь ей открывает те истины, о которых не говорил ещё с апостолами. Он увидел, что она может это понять, а они ещё нет. Во всём Израиле женщина, с которой можно было об этом говорить, оказалась и гулящая, и самарянка, и не иудейка. Вот как.

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение – от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе (Ин. 4, 19-23). Бог среди нас ищет таких людей. Не язычников и не иудеев, а ищет Себе поклонников в духе и истине. Для этого нам нужно познать истину и узнать, что такое есть Дух Святый, благодать Святаго Духа.

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Она придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою (Ин. 4, 24-26). Он ей первой открыл, что Он есть Мессия, потому что Он почувствовал в ней готовность и истину воспринять, и воспринять Духа Святаго. Позже Господь говорил фарисеям, что и блудники, и прелюбодеи, и мытари предваряют их в Царствие Божием. Да, ты праведный, не кушаешь, что не надо, ходишь в джинсах, всё выполняешь, всё читаешь, а Богу нужно не это. Богу не это нужно, потому что это всё костыли, на которых человек может ходить, опираясь, а Богу нужно, чтобы у тебя были ножки здоровы. Нужно чтобы ты этими самыми ножками шёл в Царствие Божие. Вот, что это значит. Это не значит, что костыли – это плохо. Совсем нет. Господь пришёл не нарушать закон, но исполнить его. Наполнить его настоящим, истинным содержанием, а всё ветхозаветное – это было только подготовкой к тому, что придёт Мессия. И вот Он пришёл. И вот Он говорит женщине. Что же Он в ней нашёл? Он в ней нашёл то же самое, что и в Нафанаиле. В этой женщине не было лукавства. Все люди лукавы. В чём выражается их лукавство? На прямой вопрос человек не даёт прямого ответа, а даёт только такой ответ, в котором содержится для него безопасность и корысть. А она, которая по правилам того времени заслуживала того, чтобы её побить камнями, даже не просто побить, а забить до смерти, она прямо в этом призналась. Это отсутствие лукавства даёт возможность человеку познать Бога, потому что мы настолько излукавились, что эти лукавые отношения между собой мы переносим и на Бога. Для Него это очень горько, потому что Он всё знает – у кого сколько мужей, что каждый человек выделывает, что происходит у него в голове, что он утаивает, что он хитрит, где он химичит. Бог знает всё. Поэтому для него смешно, когда взрослый человек начинает делать вид, что Богу вообще ничего не известно. Перед людьми можно как-то выпендриваться, что-то скрывать, темнить, перед Богом нет. Такие отношения, неискренние, не дают возможности ни познать человеку Бога, ни получить от Него благодать. Поэтому Иоанн Предтеча пришёл, чтобы выпрямить стези, чтобы не кривой путь у человека был к Богу, а прямой. Эта женщина, грешница, наверное, грешнее многих из нас, пришла ко Христу и получила от Него дар Божий. А мы, очень возможно, не получим ничего, именно в силу лукавства, которое настолько въелось в нас, что многие из нас вообще не понимают, а кто я такой. Мы всё время носим на себе маску, которая настолько к нам приросла, что мы думаем, что это мы и есть, а на самом деле это не так. Поэтому Господь и говорил: «Будьте как дети» (см. Мф. 18, 3). Он не имел в виду глупость, необразованность, нетерпеливость, а имел в виду такую искренность. Только так можно познать Бога. Поэтому мы ищем спасение не там, где его можно найти. Так и ангелы сказали женщинам, которые пришли помазать тело Иисуса: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес (Лк. 24, 5-6). Неужели Христос нуждается в ваших помазаниях, ваших обрядах? Очень хороших, благочестивых, древних обрядах, но что это даёт усопшему? Ваши благовония, то, что вы всю субботу ждали, пока, наконец, праздник кончится, потом побежать уже и прийти к тому, что Его тут уже нет. Правило тяготеет над искренностью. А должно быть наоборот. Почему Бог идеже хощет, побеждается естества чин? Вода же не может вертикально стоять? Не может, она растекается. Но если Бог хотел спасти Израиль, Он поставил воду, и они прошли, как посуху, по дну Красного моря и спаслись. Бог так захотел. Бог захотел явиться на землю, и Приснодева рождает Сына Божия вопреки Самим же Богом установленным правилам о том, как живые существа рождаются на земле. Почему? Он захотел спасти, Он это сделал по любви к человеку. Бог Сам нарушает правила ради любви. А человек, наоборот, боится проявить любовь и ограничивает себя правилами. Почему? Он выбирает простой путь, а правила – это для детей. Взрослый человек должен сам понимать. Правила – это когда человек учится. Когда он научился писать, он же всё время в учебник не заглядывает. Представьте себе водителя автомобиля, который всё время смотрит ПДД – это верный путь к аварии. Нет, голубчик, ты на автодроме научись, а потом уже езди. Правила ведь не для того, чтобы их сдавать, а для того, чтобы ты не совершил аварию. Вот для этого они существуют. У нас же всё в голове, к сожалению, слеплено не так. Диалог этой женщины самарянской с Христом Спасителем может многому нас научить. Всем советую ещё дома почитать, разобрать, помолиться, подумать над этими священными словами. Может быть, и в нашу голову что-то войдёт.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 29

    1. ЯиТы:

      Аминь!

    2. FIL:

      Спаси Господи!!! о.Дмитрия.

    3. XXAIBI:

      Хранит вас БОГ отец Димитрий.

    4. Валерий Дугин:

      Большое спасибо за проповедь, надеюсь у меня всё получится.

    5. elena54:

      Больше всех в Евангелии люблю самарянку, слепорожденного и апостола Петра. С особой радостью слушаю о них.
      А про обличение других и оправдание себя могу сказать — дело тонкое. Ведь Евангелие призывает нас обличать обидчика (Лк.17, Мф.18) и ап.Павел призывал нас обличать друг друга с кротостью и любовью. Василий Великий говорит, что если ты не обличил обидчика, то на Страшном Суде будешь отвечать как его сообщник за тебе же нанесенную обиду.
      Обличать надо в нанесенной нам обиде с кротостью и любовью. Обличать и не превозноситься. Обо всех молиться.
      И оправдание у нас есть — мы перстные (из персти земной, из плоти), как сказал один святой.
      Надо сохранять трезвую голову, блюсти золотую середину при обличении обидчика и оправдании себя. Важно помнить свою греховность даже в добром деле. Всем нам этого желаю.

    6. сергий фролов:

      на 99 % уверен,что тот «смельчак»,что осмелился «вякнуть» на нашего батюшку в какой то студии-это герман стерлигов.все же интересно-к какой секте он принадлежит,и кто его обрабатывает.

    7. alexander kuzmin:

      А ведь сколько суеты и лукавства, и даже в церкви, и всё на бегу, и всё для себя, и всё зря… Храни Вас Бог, отец Дмитрий! Спасибо за хорошую слышимость, прекрасную видимость и доброе понимание. Вкушаем с удовольствием, но не для удовольствия ради, а для трезвости душевной.

    8. Spring:

      Насколько же поразительно устроение нашего Бога, если он таким образом говорит с этой женщиной-самарянкой. Просто переворачивается сознание от видения на деле того, что Бог есть любовь.
      Интересно, зная о ее такой жизни, как отнеслись бы к ней мы, как говорили бы с ней, и как расстались бы…

    9. genia:

      Дорогой батюшка, как всегда, удивительная по смыслу и красивая по структуре проповедь! Спасибо!

    10. vika-veronika:

      Один мой знакомый говорил, что осознание того, что Бог все видит в нем и хорошее , и, самое главное, плохое делает его счастливым и свободным, что ему не нужно изображать хорошего и правильного и он может быть самим собой, и что Бог его не отвергает. Он говорит, что необходимость соответствовать ожиданиям близких и не очень людей делает из него унылого раба, а необходимость вернуть себе образ божий наполняет его жизнь радостью и смыслом.

      P.s. Кстати, по части выполнения церковных правил и обрядов он, как говорят в школе, твердый троечник.

    11. mary2812:

      Спасибо, батюшка!

    12. Irina Krotova:

      Спасибо, Батюшка! Каждый день ставится вопрос :»Как поступить? Как понять?» Благодаря Вашему служению, потихоньку раскрываются глазки на себя.Начинается поиск всего Божьего.А на душе как хорошо от этого!

    13. Елена.:

      Простите пожалуйста,только у меня обрывается запись на 01.21 мин.?

    14. Zoyatihomirova:

      Спаси Господи, отец Дмитрий! Действительно, отрезвляюще действуют Ваши проповеди!Сразу хочеться быть лучше…, ни лукавить, ни лицемерить, быть как дети…Помоги нам, Господи!

    15. Marina Kusainova:

      Спасибо, батюшка наш за неформальное отношение ко всему! Спасибо, что учите нас этому.Я так люблю смотреть Ваши проповеди, потому что Вы другой и речь другая, и Ваши обличения справедливые. Спасибо! Действует отрезвляюще. На блогпостах Вы иронично-снисходительны к нам, а здесь как офицер на посту. Спасибо! Можно представить прессинг со всех сторон за такое мужество!

    16. RB_Ta:

      «Мы ищем спасение не там, где его можно найти. Так и Ангел сказал женщинам, которые пришли помазать Иисуса: «Что ищете живого среди мертвых?! Его нет здесь, Он воскрес. Неужели Христос нуждается в ваших помазаниях там, в ваших там обрядах — очень хороших, благочестивых, древних, — но что это дает Усопшему? Ваши благовония — что вы всю субботу ждали, пока наконец праздник кончится, потом побежать уже и прийти к тому, что уже всё — Его тут нет.» Потому что правило тяготеет над искренностью. А должно быть наоборот». Расстреляйте меня — батюшка что, обвиняет святых жен-мироносиц в неискренности? В формализме? По его мнению, жены должны были прийти в субботу? Или не прийти вовсе?

      • regent:

        более того о.Димитрий сказал, что блудница самарянка была более продвинута к Слову Божию, чем апостолы и именно по этому, Он сказал ей то, что еще не говорил никому на земле…

        • RB_Ta:

          Да, и еще первым Воскресший Иисус открылся женам-мироносицам, которые не знали, что Он должен воскреснуть — в отличие от Его учеников. С чего бы?

      • Nina55:

        Ну, что Вы! Разве батюшка кого-то обвиняет в своей проповеди? Жены — мироносицы всем сердцем стремились ко Гробу Господню, но соблюдая закон о субботе, пропустили время, когда тело Иисуса Христа можно было помазать благовониями. Но Господь милостив — они первыми узнали о воскресении Иисуса Христа. А самарянке, имеющей при всех своих грехах открытое, искренне сердце, не «запечатанное» фарисейскими учениями, понадобился только один шаг, что бы поверить без всяких сомнений. Спаси нас Господи!

        • Irina Krotova:

          Хорошо сказано.
          Мудрость жизни постигать и постигать.

        • RB_Ta:

          По вашей логике получается, что все-таки женщины должны были плюнуть на законы и прийти в субботу. Но ведь по воле Господа Промыслителя Иисус умер именно в пятницу — иудеи в субботу не хоронили. Поэтому мне как-то странно утверждение, что жены-мироносицы формально, по-фарисейски отнеслись к своим обязанностям — сидели, мол, ждали чего-то, нет бы взять и прийти (не говоря уже о том, что Иисус единственный, кто изменял закон иудеев — никто до него на это не решался, как-то странно ждать это от не просто даже ученика Господа, а от женщин, учитывая их тогдашнюю роль в обществе). У кого это еще написано, кроме бютюшки? Дайте ссыль. Просвещусь. Просто Шмеман говорит, что «этим женщинам не открывал Христос…тайн будущего, они не знали ни смысла его смерти, ни тайны грядущей победы, грядущего воскресения… Те, кого просил Христос побыть с Ним в час страшного борения,.. те — бросили его, бежали, отреклись. Те же, кого Он ни о чем не просил, остались верными своей простой человеческой любви… И вот — эта любовь первая узнала о победе; этой любви, этой верности первой дано было узнать, что не надо больше плакать… Так вот, значит, смысл этого воскресенья жен-мироносиц. Оно напоминает о том, что любовь и верность одни сияли тогда, в той безнадежной тьме. Оно зовет нас к тому, чтобы не умерли и не исчезли ни верность, ни любовь в мире…»

          • Татьяна:

            Христос Воскресе! Уважаемый RB, я не буду цитировать отца Димитрия, но скажу своими словами, как я понимаю. Господь пришел исполнить писание, но ведь он никого не принуждал его исполнять: он просто знал, как все будет. А по-другому в то время быть не могло: после грехопадения, после гибели во время потопа жизнь на земле начиналась как бы заново, и Бог через Моисея послал людям Закон, Правило, по которому они должны были жить, чтобы нормально развиваться, сохраняя веру в истинного Бога и готовясь к пришествию Христа. Наверное, это время можно сравнить с ранним детством человечества, с дошкольным периодом. К школе все приходят с разными первоначальными знаниями, с разными способностями: одни только-только могут сидеть и слушать и выполнять то, что от них требуют, то есть, учиться, следуя диктуемым правилам ( и это ни в коем случае никто не осуждает!), другие читают вовсю «взрослые» книги и пишут прописью.Но всех готовят к одному: научиться думать самостоятельно и правильно, желательно без «ошибок», прожить свою земную жизнь.Так и к вере, ко Христу приходят все по-разному: одни, спотыкаясь, исполняя постепенно и с трудом все предписания и правила (которые батюшка назвал костылями), постигая таким образом Священное писание и приближаясь (а иногда так и не приблизившись)к Царствию Божию, а другие поклоняются Богу в духе и истине, не научившись даже читать ( примеры приводить не буду)и не исполняя по-фарисейски (или по усердию) правил, обрядов и преданий (не пользуясь костылями, то есть, сразу встав на ноги, а не восстанавливаясь после болезни, как делаем это, в большинстве своем, мы).Естественно, отец Димитрий не о женах-мироносицах говорит нам, а о том, что мы ведем себя порой, как дошкольники, выписывая буквы в прописях, хотя в жизни будем писать отнюдь не то и не так. И это не значит, что все это нам не нужно, просто за деревьями мы порой не видим леса…Что касается Самарянки, то она оказалась способной ученицей, и с ней Господь сразу заговорил «по-взрослому», минуя этап «ма-ма мы-ла ра-му». Надеюсь, я вас не утомила и не обидела, хотя думаю, что меня тоже кто-нибудь поправит.

      • genia:

        Смысл примеров о. Дмитрия очень глубокий. Батюшка не обвиняет в формализме жен-мироносиц. Но в данном примере он раскрывает суть «формализма» вообще. Он как бы обобщает это понятие и соотносит формализм и христианство. Я лично о. Дмитрия стала «понимать» через 1,5 года регулярного просмотра и прослушивания его передач.

      • intacto:

        моя воцерковленная подруга не хотела молится за младенца только что рожденного, находящегося в детской реанимации под предлогом — ну они же его еще не крестили, нельзя молиться. Это значит для нее правило выше любви к общей подруге и ее дитю.

    17. lavrina:

      Спасибо, о. Димитрий, за Вашу любовь к нам, Вашей пастве.
      Уж сколько раз Вы, наверное, разъясняли людям этот фрагмент Евангелия, но нет в Ваших словах ни раздражения, ни равнодушия. — Терпение, юмор, доброжелательность…Спасибо! Дай Вам Бог здоровья и радости в жизни!

    18. Fatinia Bish:

      Спасибо большое….!

    19. Nina55:

      Всё правильно — совершенно нет искренности. Есть над чем подумать.Большая благодарность за такое вразумление.

    20. Irene:

      Замечательная проповедь. Как верно подмечено, что в нас, православных, немало лукавства и фарисейства : других обличаем, себя оправдываем.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.