Проповедь на Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом (2012.05.20)

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о болезнях, о смысле жизни и о фарисеях с инструкциями. 20 мая 2012 года. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии (Ин. 9, 1-3). Обычный человек болезнь свою, а тем более своих детей, воспринимает как некое несчастье. Все силы души направляются на то, чтобы преодолеть эту болезнь. Человек не хочет подумать над тем, что, может быть, это попущено Богом, чтобы с помощью болезни человек приобрёл для себя некое духовное сокровище вместо этого страдания. Обычный человек с тех пор, как Адам согрешил – это существо, довольно далеко отстоящее от Бога, поэтому такая мысль ему часто не приходит, а желание избавления от болезни направляет человека и к знахарям, и к колдунам, ко всяким шарлатанам, к сожалению. Вместо того чтобы пройти самым коротким путём – путём обращения к Богу. Это может только тот человек, который понимает истинную суть вещей. Допустим, человек согрешил и в результате греха тоже оказался в какой-то сложной ситуации, например, превысил скорость и врезался в дерево, всё себе переломал, потерял автомобиль. Сам виноват? Безусловно. И что? А сколько раз уже превышал скорость и ничего, а почему именно сейчас? Потому что Господь считает, что этот человек, лёжа в больнице, может поразмышлять, может помолиться, может покаяться, может что-то в себе изменить. Господь так его приостанавливает в течение жизни, чтобы он задумался над чем-то гораздо более важным, чем какие-то срочные земные дела, в результате которых он оказался на больничной койке. Даже если он сам согрешит, родители его согрешат, всё равно каждая болезнь попускается Богом человеку, чтобы на нём явились дела Божии. Христианин должен к болезни относиться иначе, чем обычный мирской человек. Он должен относиться к ней как к дару от Бога. Редко так бывает, когда человек во что бы то ни стало сам хочет заболеть. Господь, если попускает болезнь, то надо над этим вообще задуматься. Каждая болезнь – это репетиция смерти. Рано или поздно, а может, и в этот раз, та болезнь, которую мы сейчас переживаем, может привести к смерти. Болезнь даётся, чтобы мы подготовились к вечности, к самым серьёзным вещам на свете.

Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я – свет миру (Ин. 9, 4-5). Единственный свет в мире – это Господь, потому что Господь – это абсолютная истина. Люди увлекаются ещё чем-то на земле и забывают о Нём или мало интересуются, стараются не думать. Какие-то ближайшие земные задачи заслоняют для человека самое главное – вот этот свет. Однажды Господь даже сказал, это тоже в этом Евангелии от Иоанна написано: люди более возлюбили тьму (Ин. 3, 19). Тьма – это состояние, противоположное свету, а под светом имеется в виду, конечно, Свет Христов, когда человек с помощью благодати Божией просвещает свой ум и начинает понимать смысл жизни. Сейчас пошла какая-то полоса – один за одним приходят ко мне люди и говорят: «Я потерял смысл жизни». Очень интересное такое явление. На самом деле смысл жизни для человека есть независимо от того, знает об этом человек или не знает. Просто тот смысл, которым он жил, как-то растворился и оказался несостоятельным, человек растерялся. Порой человек сам себе сочиняет смыслы, а чаще всего они приходят к нему извне – как общество считает или кто-то из друзей сказал, книжку какую-то прочёл, человек этому посвящает жизнь. Потом, потратив на это сколько-то лет, бывает долго, почти всю жизнь, видит, что это вообще никому не нужно – ни мне, ни моей семье, ни моему народу, ни государству. Человек приходит в состояние унылого разочарования. А смысл жизни есть, если подумать о Боге, Который создал каждого из нас для того, чтобы каждый из нас к Нему пришёл. Этот приход человека к Богу – это и есть самый главный смысл жизни. Всё, что этому служит – то благо, а что служит уклонению от этого пути – то зло, потому что так или иначе наша душа всё равно пойдёт к Богу. Но одно дело, когда человек готовится к этой встрече и старается, чтобы эта встреча была радостная и для Бога, и для него, а другое дело, что Господь отвергнет человека в силу того, что сам человек отверг Бога. Это главный смысл жизни.

И вот дальше: Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: «пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы (Ин. 9, 6-16). Как и всё от Бога премудрое, так заповедь о почтении субботы человеком извратилась. Для чего была дана суббота? Именно для того, чтобы человек в своей обычной жизни, обычной земной суете хотя бы раз в неделю останавливался в этом круговороте, читал бы Писание, молился, если есть возможность, посещал бы Храм. Если живёт от Храма далеко, посещал бы синагогу, для того чтобы приблизиться к Богу. Теперь приходит Бог, не надо к Нему приближаться, вот Он. Его можно осязать своими руками, а они говорят: этот человек не от Бога. Они субботу воспринимали как некое формальное предписание. Почему так происходит? Потому что каждый человек, в силу повреждённости грехом, существо весьма ленивое. За редким исключением, человека нужно всё заставлять – и учиться, и делать зарядку, и чистить зубы. Если его не заставлять, допустим, если ребёнка не учить ходить, он так и будет ползать и ходить на четвереньках. И так во всём. Самая же трудная работа на земле – это работа духовная. Духовная работа требует самоотречения, поэтому человек, чтобы не совершать духовную работу, изготовляет суррогаты. Ну какой пример привести? Например, вместо того, чтобы взять и помочь какому-нибудь человеку, люди сначала создают государственную программу для того, чтобы помогать такого рода людям. Если ты в эту программу войдёшь, то ещё что-то получишь, вместе со славой, что ты это организовал, ты получил… Но кто-то и поможет. Хорошо это или нет, через государственную программу помочь людям? Очень хорошо. А что для тебя самого? Извини, но для тебя самого ничего. Почему? А ты ничего своего не потратил. Наоборот, ты приобрёл известность, ты приобрёл некоторые денежки. Ты уже получил свою награду. А вот когда ты дашь от себя, ты получишь всё. Особенно, если об этом никто не узнал. Так как это делать трудно, потому что каждый человек зависит от людей, он ищет похвалы, он ищет результата, он ищет выгоды, то вместо заповеди Божией всегда возникает какая-то инструкция. Человек думает, что если будет это выполнять, то будет угоден Богу. Это не так. Цель субботы – это приблизить человека к Богу, а не скрупулёзно её выполнять. Они никуда его не могли повести, как только к фарисеям, потому что они были специалисты в законе, но, к сожалению, понимания того, что есть духовная жизнь, у фарисеев к тому времени уже не было. Поэтому Господь обратился с проповедью не к фарисеям, а к простым рыбакам, сознание и сердце которых не было ещё замусорено этим формализмом. А уж когда Господу понадобился человек образованный в духовном плане, начитанный в книгах, Он избрал апостола Павла, который сам про себя говорил: я фарисей, сын фарисея (Деян. 23, 6). То есть потомственный, один из умнейших и образованнейших людей в Израиле. Он его просто взял его Своей властью и обратил к Себе на пути, когда он шёл в Дамаск.

Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел (Ин. 9, 16-18). Вот настолько человек может свято верить в инструкцию, что перестаёт верить очевидным вещам. Я с этим в жизни тоже сталкивался. Люди, вроде и верующие, и церковные, когда встречались с явным чудом, не верили. Чудо было такое: я написал письмо, допустим, от двадцатого числа, в котором спросил у одного человека некоторые вещи. Отдал это письмо, а когда его отдавал, мне тут же дают ответ – письмо, датированное семнадцатым. А в этом письме по пунктам на всё, что я спрашивал, уже есть ответы. Даже не до того, как я их написал, а до того, как они вообще у меня сформулировались в голове. Когда я рассказывал об этом, те люди, очень образованные, церковные, очень много книг прочитавшие, говорили: “Ну, наверное, это писал тот, кто передавал письма”. Почему? Потому что есть объяснение рациональное, оно исходит из опыта. Фарисей говорит: может ли из Галилеи быть чего доброго? Справки с места рождения в Вифлееме не было, значит этот Христос не тот. Чисто формальный подход. Формально всегда легче, чем посмотреть на человека... Вот как у нас сейчас в стране происходит — приходит русский человек и говорит: "Так случилось, что какие-то дяденьки развалили Советский Союз. Я русский, никакого языка не знаю, дайте мне гражданство России”. С него требует тысячу пятьсот справок, а потом он ещё должен ходить, взятки давать. Хотя, вот человек русский, вот его паспорт, вот он там родился, вот его фамилия. Какие проблемы? Дай ему паспорт. Зачем это всё? К сожалению, бывает в нашем мире только так. А Христос хочет, чтобы было не так. Христос хочет, чтобы было по правде Божией. А правда Божия заключается в том, что Он ему дал глаза.

Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем (Ин. 9, 18-21). Не хотели нарываться на конфликт. Так всё понятно, будто это происходило у нас на Красноармейской позавчера.

Сам в совершенных летах; самого спросите – такое малодушие проявляют – пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите (Ин. 9, 21-23). Это уже воинствующая бюрократия, с которой ничего не сделаешь. Что значит, живя в Израиле, быть отлучённым от синагоги? Это значит, что ты отвержен от общества. Ты не только не устроишь свой не то, что средний или малый бизнес, у тебя вообще никто ничего не будет покупать. Почему? Потому что ты отвержен от синагоги. Будут бояться к тебе даже подходить, будь ты хоть распрекрасный человек. У меня была знакомая еврейская семья, они восемь лет жили в Израиле. Глава семейства стал священником. Представляете, восемь лет служил на Гробе Господнем постоянно. Хотя рукоположили его в Европе. И что? Государство относилось к этому совершенно нейтрально. А общество? К ним боялись ходить в гости, как в тридцать седьмом году к врагам народа. Почему? Потому что они христиане. Такая толерантность. Боялись ходить в гости, потому что будешь отвержен от общества. Если ты общаешься с христианами, тебя просто выгонят с работы, реально. Как ты будешь жить? Только на пособия? Этого недостаточно. Сейчас глава семейства уже почил в Боге, но это происходило совсем недавно. С того времени мало что изменилось. То, что они боялись иудеев, это совсем не шутки. В разные эпохи в разных государствах такое тоже было. В эпоху Иоанна Грозного, попробовал бы кто пообщался с родственниками опальных князей. Секир-башка тебе, как и им, потому что везде чудился заговор. Формально всегда проще поступить. Я помню, я крестил одну женщину. Она семнадцать лет провела в лагерях. Ей уже было за восемьдесят, когда я её крестил. Работала в Кремлёвской библиотеке, сидела на выдаче книг. Вот какой-то ГПУшник раскопал, что она выписывала формуляр Троцкому. А Троцкий-то уже давно враг народа, уже давно ему голову проломили. Поехала в лагерь, как троцкистка, получила двадцать пять лет. Маленькая такая, хрупкая еврейская женщина. Понятно, что в Кремль её по знакомству устроили, но вся её работа — формуляры выписывать. Но раз ты с Троцким общалась, уже троцкистка. Почему? Формальный подход. “Дядь, ты за что сидишь?” – “Я трокцист”. Люди даже не понимали, в чём суть обвинения. Семнадцать лет лагерей. Хорошо ещё, Сталин помер, а то все двадцать пять удалось бы оттрубить. Если бы, конечно, выжила. Вот такой формальный подход – это подход к человеку механический. Христос пришёл, чтобы это разрушить, чтобы показать, что суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27). Это каждому нужно почувствовать, потому что фарисейский подход – это подход, о котором Господь говорит: Берегитесь закваски фарисейской (Мф. 16, 6). Это тот подход, который чем опасен для человека, который хочет быть христианином и быть с Богом? Он разрушает любовь между людьми. С этим сталкиваешься постоянно, каждый день. Вчера пришёл на радиостанцию “Радонеж”. Со мной один мальчик увязался, говорит: “Батюшка, можно посмотреть, как Вы там будете работать?” Подхожу к милиционеру, спрашиваю, пропустит ли мальчика. “Нет, инструкция”. Одиннадцатилетний террорист, он же сейчас может захватить радиоцентр и начать вещать, ругать cоветскую власть. Хотя нет, её же можно ругать. Тогда ругать нынешнюю власть. Сегодня это вообще модно, все ругают. Какая угроза от одиннадцатилетнего? Инструкция. “Тут камеры висят и всё записывают. Они увидят, что мы его пропустили без инструкции”. И что будет? Расстрел? Выгон с работы? Эти инструкцию выполняют, и те инструкцию выполняют. А речь-то идёт о чём? Нужно просто чтобы два человека прошли на работу и взяли с собой мальчика. Но вдруг в нём произошло что-то живое. Он говорит: “А вы пойдите на бюро пропусков. Может быть, вам дадут временный пропуск”. Я пошёл, меня там знают, двадцать лет работаю. Она тут же дала ему пропуск. Настоящий, магнитный пропуск. И он по пропуску всё прошёл. Можно было стоять на своём, нет и всё. Но заработала голова, что, оказывается, можно проявить что-то человеческое даже в таком пустяке. Это тоже очень важно – в каждый возможный момент постараться преодолеть эту античеловеческую инструкцию. Но в этом всегда есть риск. В этом вчерашнем действии кто пошёл на риск? Только женщина, которая работала в бюро пропусков. Она чем-то, наверно, рисковала. Почему? Потому что на пропуск на мальчика не было заявки, должна быть заявка из радиостудии. Милиционер ничем не рисковал, но всё-таки он подал идею. А она уже пошла на маленький риск, потому что формальное нарушение инструкции для неё могло быть выговором или не дали бы какую-то премию. Всегда, когда человек поступает по любви, тогда у него есть риск. Риск быть прибитым ко кресту.

Когда Христос в Кане Галилейской спросил у Богородицы: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4). Она об этом часе даже и не знала. Что это за час? Час, когда придётся висеть на Кресте на окраине Иерусалима, потому что как только Он сделал первое чудо – это был первый шаг на Голгофу. Поэтому Он с такой скорбью и спросил.

Она говорит: вина нет у них (Ин. 2, 3). Она уже знала, что для Него это не составляет труда. Но Она не знала, о чём Он спросил. И Он ради Её молитв совершил этот шаг, по любви к этим людям. Большое что ли горе, что вина не хватило? Ну немножко опростоволосился. Будут говорить: «Вот, свадьбу закатил, а вина не хватило». Только и всего. Но даже ради этого Христос сделал свой первый шаг на Голгофу. Ради такой, в общем-то, мелочи. Ну чуть-чуть не допили. Эка невидаль. В этом и есть христианство, когда ты готов ради любви к своему ближнему сделать ещё один шаг на Голгофу. Это всегда для тебя ради Господа, потому что Сам Господь совершал такие поступки. И каждый из нас, если хочет быть христианином, должен совершать христианские поступки. У каждого из нас каждый день есть такие шансы. Если мы оглянемся на свою жизнь, мы это увидим в своей жизни, постоянно. Жизнь, состоящая из христианских поступков, это, собственно, и есть исповедание Христа. Люди обычно совершают свои поступки из какого-то эмоционального состояния. Вот он раздражён, вот он орёт и кричит. Обсчитали его на рынке, вот он осуждает. Или же из какой-то корысти. Во Христе не так. Во Христе задача поступать по любви. Спрашивается, зачем, если это так невыгодно и опасно? Здесь мы возвращаемся к смыслам жизни. Какой у тебя смысл жизни? Всё приобрести, всех обругать, всех осудить и этим жизнь закончить? Либо наоборот, умягчить своё сердце упражнением в любви, чтобы туда пришла благодать Божия, очистила тебя от всякия скверны и подготовила тебя к вечной жизни с Богом? Что ты хочешь, человек? Всю жизнь что-то собирать, чтобы это всё осталось вне гроба, а твоё тело только червячки поели? Это полная бессмыслица. Или наоборот, в результате своей жизни достигнуть жизни в Боге, чего без любви невозможно, потому что Сам Бог есть любовь. Не то, что Он кого-то из нас отвергнет или накажет, нет. Человек сам, если его жизнь состоит из поступков, которые его приближают к Богу, он приближается. А если его жизнь состоит из поступков, которые его отдаляют от Бога, то он удаляется. Сопротивление очень большое, потому что мир лежит во зле, Бог мало кому нужен. А из тех, кому Он не нужен, ещё очень многие Его ненавидят лютой ненавистью. Вот в чём дело. Одни живут для Царствия Божия, а другие живут для комфорта, это разные вещи. Каждому из нас нужно выбрать, чего он хочет, комфорта или Духа Святаго Утешителя. Хотя по-английски «Утешитель» - это «Сomforter». Только комфорт бывает внешний, а бывает духовный. Очень важно, что мы в это вкладываем. Очень важно, что мы вкладываем в свою жизнь. Вот от этого всё зависит. Что мы хотим? Нам нужно для себя определить и из этого исходить. Если это у нас получится, значит мы сумеем быть христианами.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 59

    1. ninadumina:

      Спасибо за проповедь, так просто, доходчиво и очень важно!

    2. chelovek:

      Слушаю проповеди и всё больше убеждаюсь в своей греховности. Мы из плоти и крови -это то, что можно видеть и осязать, а значит любая болезнь осязаема, реальна, мучительна. Когда болен твой ребёнок, то осязаема и мучительна дешевная боль. И второе тяжелее намного. Неужели Богу нужна моя пропащая душа, если он заставляет мучаться моего ребёнка?

    3. Sveta62:

      Низкий поклон отцу Димитрию за его огромный труд. Сколько один человек может сделать с помощью Божией! Слава Богу, что хотя бы к 50-ти годам привелось услышать умного, светлого человека! В нашем житейском море — это не просто соломинка, а настоящий спасательный круг. Светлана. Хакасия.

    4. NatalijaT:

      Спаси Господи, о.Димитрий! Проповедь — для меня. Низкий Вам поклон!

    5. Виталий:

      Спаси Господи о.Дмитрия!Самое удивительное в этой проповеди для меня это,что comfort-утешение.

    6. lia:

      Свобода воли — это понятие, которое выражает намерение человека прилагать свои усилия в том или ином направлении. А теперь подумаем, как может Бог нарушить свободу воли? Аварией? Землетрясением? Явлением Себя человеку? Ничем, никак и никогда. Человек создан со свободной волей так, что не только никто из людей не может нарушить ее, но и Сам Бог. При этом не Бог не разрешает Себе нарушать волю человека, а человек сотворен таким образом, что его волю нельзя нарушить. Поэтому даже если бы Савл не только услышал, но и увидел, ощутил, если бы падали горы и разверзлась бездна, свобода воли так и осталась бы с Савлом.

      • Игорь:

        То есть, даже после того, как Савл увидел свет, от которого сразу ослеп, и услышал голос с неба, а так же хорошо поняв, Кто это сейчас перед ним находится, он бы, всё равно, если бы сам так захотел, продолжал бы ловить и отдавать на казнь христиан?

        • lia:

          2 варианта ответа.
          1-й вариант. Да, мог бы. Если свои убеждения, представления о Боге он считал бы единственно верными, непререкаемыми, не искал истины и т.д.
          2-й вариант. Нет, не мог бы. Если вся его жизнь — служение Богу, желание угодить Богу, следовать Его воле.
          Т.е. все зависит от духовного состояния человека и желания предать истинному Богу свою жизнь.

          • Игорь:

            1-й вариант. Да, мог бы. Если свои убеждения, представления о Боге он считал бы единственно верными, непререкаемыми, не искал истины и т.д.
            .
            А Вы сами себя на место Савла поставьте. Тут было явление совсем другого порядка, нежели скорбь там какая или болезнь и т.п. То есть разные попущения Божии,
            заставляющие верующего человека призадуматься о том, что это было и почему. Тут Бог Савлу явился ЯВНО. И что, после такого явления у него оставался хоть какой-то выбор?

            • lia:

              Для того, чтобы нечто воспринять ЯВНО, душа человека (разум, чувства, воля) должна быть готова к этому. Когда индейцы увидели движущиеся к ним корабли, они не проявили никакого беспокойства (они не распознали их как КОРАБЛИ). Когда китайские послы в 19 в. приехали в Европу, то вместо великолепных картин, написанных маслом, видели лишь разноцветные пятна. Мог ли бы так ЯВНО явиться Бог Гитлеру, Ленину? Готовы они для принятия Бога? Выбор Савл сделал не в момент явления Господа, а значительно раньше (выбор в служении Богу). А явление Господа — это повод реализовать свой выбор в нужном направлении.

              • Игорь:

                «Когда индейцы увидели движущиеся к ним корабли, они не проявили никакого беспокойства»
                .
                А после того, как их стали убивать, грабить, насиловать, они забеспокоились?
                .
                «Когда китайские послы в 19 в. приехали в Европу, то вместо великолепных картин, написанных маслом, видели лишь разноцветные пятна»
                .
                Они ослепли от увиденных картин?
                .
                «это повод реализовать свой выбор в нужном направлении»
                .
                Над Савлом было совершено насилие или нет?
                 
                odblog
                отвечать следует только «да» или «нет» — это социологическое исследование со стороны Игоря.

                • lia:

                  Да (первое насилие — Савла родили не спросив его, второе насилие — воспитали иудеем, третье — Сам Бог явился ему; и между этими эпизодами тоже было много насилий, но уже масштабом поменьше. Давайте хотя бы мы с Вами Игорь уменьшим степень насилия в мире и не будем насиловать такой великолепный сайт)

                  • Игорь:

                    Хорошо. Наверное я, действительно, модератору уже мозг снёс поиском ответа на свой вопрос. Отложу его (вопрос) снова в кладовую памяти. До лучших своих времён. :)

            • Михаил Веременко:

              Каждый год Господь всему миру являет себя сошествием Благодатного Огня на гробе Господнем в Иерусалиме, так что? Каждый объясняет этот факт себе исходя из своих убеждений и поступает по своей воле. Иудеи, например, запираются в домах своих и ждут, когда все закончится. Так и Савл мог бы просто принять Глас Божий за галлюцинацию или вообще сделать вид, что это не его касается, однако, он, проявил свою волю и стал апостолом.

              • Игорь:

                Наверное, так:
                Вопрос:
                Может ли Бог открыть Себя человеку, применив к нему насилие?
                .
                Ответ:
                Бог, по своем безмерной любви, сделает всё возможное, чтобы человека спасти. А каким образом Бог будет это делать, это касается только Его, и не нашего ума это дело.
                .
                Вопрос оказался из области «сам спросил, сам ответил». :)

                • regent:

                  1) весьма признательны, что это обсуждение завершено!
                  2) раз Вы такой любознательный, то позвольте предложить Вашему пытливому и настойчивому уму другую душеспасительную проблему: может ли Бог создать такой камень, который Он не сможет поднять Сам?

                  • Игорь:

                    До вопроса о Савле я бы ответил Вам, что Бог уже создал такой «камень». И этот камень — человек. А теперь вот даже и не знаю, что Вам сказать… :)

                    • regent:

                      а мы-то как раз надеялись, что Вы с Вашим упорством всё таки доведёте это дело с камнем до конца, т.к. остроумный ответ Бердяева многих не вполне удовлетворил… да, и малость отдохнёте от свободы выбора и насилия над этой свободолюбивой личностью…

                      • Игорь:

                        Как-то одна из невесток сказала мне: «Я не верю в Бога. Вот, если бы Он явился мне лично, тогда бы — да, тогда бы я в Него поверила». На что я ей отвечал словами о. Димитрия, что это было бы насилием над её волей со стороны Бога. А Бог есть любовь и хочет спасения каждому.
                        И вот теперь вопрос про Савла и явление ему Самого Христа рушит всю стройность моего ответа. :)
                        ========================
                        regent
                        крутая у Вас однако невестка — на меньшее, чем Господь дал Савлу не согласная…
                        а христиан она тоже гоняет или как… уже притерпелись?

                      • Игорь:

                        Проблема есть. Она в стадии преодоления. В наших семьях, то есть в нашей семье и семье её родителей, разная шкала духовных ценностей. Отсюда небольшие несостыковки и обоюдные недопонимания. Это, видимо, один из моих «точильных камней», данных мне Богом для приобретения смирения. Но, не смотря на некоторый конфликт между нами, мой сын, а её муж, к Богу дорогу всё-таки как-то нашёл. :)

    7. lavrina:

      Проповедь о. Димитрия — кладезь веры и мудрости! Спасибо!

    8. Spring:

      Да, инструкция, как много в этом звуке… Получается, чтобы не быть ходячей инструкцией-шаблоном, нужно в любой ситуации думать, а это требует от человека определенного усилия. Мне, например, этот процесс дается очень не легко. А если еще и времени для обдумывания мало, тогда вообще «труба»… Приведу пример.
      После этой воскресной службы в неделю о слепом, собрался ехать в Благовещенский храм (м. Динамо) на автопробег против абортов. А ехать «не ближний свет». Но сначала, думаю, заеду домой покушать. По пути домой «голосует» женщина, останавливаюсь: «До Водного стадиона не подбросите?». «Куда? До Водного стадиона?!! Нееет!» — был мой ответ. Только потом понял, что мог: 1. Заработать на бензин. Учитывая расстояние, думаю, на полбака бы хватило; 2. Сделать доброе дело и не брать с женщины этих денег вообще или взять меньше, в одну же сторону ехать; 3. Еще чем-то ей послужить, может, словом каким и т.п. уже в пути. НО: «Надо покушать», хотя вполне мог это сделать уже на месте сбора.
      А вот сразу на месте все это сообазить оказалось слабО. Хотя и был дан шанс!

      • Виталий:

        Здравствуйте,поесть для мужчины это что-то близкое к святому,по крайней мере для меня.Недаром говорят:голодный значит злой,поэтому лично я в таком состоянии вообще-бы не остановился.

        • Игорь:

          Вот так мы иногда и проходим-проезжаем мимо Христа. Лишь бы своё брюхо набить. Я это о самом себе, в первую очередь, говорю.

        • Kuzma Evgenievna:

          Всмысле «для мужчины»? Вы полагаете для женщины поесть — не так необходимо?))

    9. Игорь:

      Спасибо за ваши чудесные проповеди, о. Димитрий.
      .
      Один эпизод в этой проповеди вытащил у меня из памяти, отложенный до поры, до времени, вопрос, на который ответа я, в своё время, не нашёл. Вот он: Бог никого к Себе насильно не тащит, чтобы не нарушить свободу выбора человека, которую Он нам Сам подарил. Это понятно. Никакого насилия по отношению к воле самого человека, со стороны Бога, быть не может. ТОже понятно. А вот в случае с апостолом Павлом, что это было, если не насилие над его волей?
      Кто сможет, ответьте на этот вопрос, пожалуйста.

      • regent:

        элементарно Ватсон…
        разве у Савла после того, как на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал неведомый голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?», была отнята свобода выбора, была подавлена воля, не было альтернативы? Нет, всё осталось при нём… просто Господь помог ему [как умному человеку] сделать правильный выбор… как и нам Он всегда помогает, а не навязывает-подавляет — выбор остаётся за человеком!

        • Игорь:

          «Разве у Савла… была отнята свобода выбора, была подавлена воля, не было альтернативы?»
          .
          А разве нет? Если бы меня ослепили и заставили выполнять какие-то требования, то я бы решил, что надо мной совершается насилие. Тут, может быть, всё дело в том, что Савл сразу понял, Кто перед ним?

          • regent:

            тогда Вы можете любую болезнь (или ваще любой дискомфорт) рассматривать как насилие нам собой, т.е. что не по мне — то поперёк меня и насилие надо мной как личностью… самое распространённое насилие — это красный свет на пешеходном переходе (что собственно Бог и зажёг перед будущим Павлом)… Вы можете не выполнять эти «какие-то требования» и таким образом избежать очевидного насилия над собой и своей свободой выбора… думаю, Вам следует экспериментально попробовать — что из этого выйдет… потом напишите о результатах — это, действительно, интересно :-)
            Тем более ночью эти насильники-автомобили еще и слепят глаза :-)

            • Игорь:

              «Тогда Вы можете любую болезнь (или любой дискомфорт) рассматривать,
              как насилие нам собой, т.е. что не по мне — то поперёк меня и насилие
              надо мной как личностью…»
              .
              Тогда, наверное, можно было бы сделать и так, как однажды уже об этом,
              в своей проповеди, фантазировал о. Димитрий:
              Пришёл бы к нам в город 60-ти метровый архангел Михаил и громовым голосом возвестил на всю Москву: «А ну-ка, выходи весь народ на улицы!!! А кто не выйдет, тот будет немедленно испепелён заживо!!!» И повылетает народ на улицы, кто в чём. «А ну-ка, грешники, извращенцы, тунеядцы, алкоголики и прочая шушера, упали все быстро на колени!!!» И попадают все. «А ну-ка, хором, прокричали все — ВЕРУЕМ!!!» И прокричат ведь. ВСЕ прокричат. И что? Разве это будет любовь? Это больше на насилие будет похоже.
              Понятное дело, что для верующего человека болезнь это особый дар от Бога. Но Савл в Христа не верил. А вот Богу Савл был нужен. И вот уже… раз — и Савл слеп и всё отлично понял, два – и этот образованнейший фарисей становится лучшим из апостолов и настоящим христианином. Было ли при этом над ним совершено насилие или нет?

              • Natalya t:

                Если не лезть в инфернальные дебри, то все, что Бог ни посылает человеку, болезнь ли, испытания — есть проявление Любви и несомненное благо, как бы человек к этому ни относился, нужно только в это поверить и довериться Ему. Не обязательно все пропускаь через разум, он у всех сильно поврежден, Человек давно далек от совершенства, и как говорил батюшка в одной из передач, если по справедливости, нас всех давно пора убить, а Бог нас еще терпит из Любви.

              • regent:

                так Вы провели эксперимент по борьбе с насилием красного света на дорогах или пока всё больше теоретически в блоге осмысливаете проблему Божественного насилия?

                • Игорь:

                  Нет, сегодня я такого эксперимента не проводил. До этого, несколько лет тому назад была одна ситуация для эксперимента. У меня был Опель 2.5 литра, а мимо проезжала новенькая девятка с друзьями. Они газанули, чтобы продемонстрировать свою покупку. Бес гордости, живущий в моём сердце, отреагировал моментально и педаль вжалась в пол. Девятка исчезла из зеркала дальнего вида. Декабрь, сильный гололёд после зимнего дождя, шипы на колёсах, резкий поворот дороги, встречный Камаз. Дальше всё очень медленно. Удивительно, но я столько дел успел проделать за эти 3-4 секунды. И хлопнул по лбу парнишку, который ехал со мной на сиденье справа, чтобы он отлетел от лобовухи и упёрся ногами, и прокричал ему ЦУ, и попробовал выправить скользящую на шипах, как на коньках машину, и много чего другого. В результате, машина всмятку, у меня руль в руках сложился так, что кулаки касались друг друга, а у нас обоих ни царапины. Но, если бы не этот Камаз, то мы бы улетели с дороги в глубокий обрыв. У водителя Камаза к нам претензий не было. Вывод? Я бы этого гадёныша, живущего в моём сердце, задушил собственными руками. Но до сих пор ничего не получается.

                  • regent:

                    т.е. про свободу выбора и насилие над личностью не успели решить дилемму?

                    • Игорь:

                      Тогда Бог помог, однозначно. Я даже вспомнил, как у машины сама собой загорелась левая фара, когда мы с племянником подходили к ней, чтобы поехать. Может через ангела-хранителя предупреждал. И, видимо, дал мне ещё время для покаяния. Но ведь это же не насилие с Его стороны. Да и не понял я тогда ничего, кроме того, что мне очень крупно «повезло».

        • dagr:

          Во-первых интересно проследить, с какого времени стали озвучиваться аргументы про свободу выбора, есть вероятность, что это стало формулироваться в эпоху гуманизма. В древности же Страх Божий был вполне конкретный, достаточно вспомнить Дионисия в поучениях Аввы Дорофея.
          По поводу свободы Савла.
          Если вспомнить монолог великого инквизитора у Достоевского, где он очерчивает некими критериями высоту христианства, один из которых звучал так
          «Ты не сошел с креста, когда кричали тебе, издеваясь и дразня тебя: „Сойди со креста и уверуем, что это ты“. Ты не сошел потому, что опять-таки не захотел поработить человека чудом и жаждал свободной веры, а не чудесной. Жаждал свободной любви, а не рабских восторгов невольника пред могуществом, раз навсегда его ужаснувшим…»
          , то обращение Савла под этот критерий не особо подходит.

          • Игорь:

            Когда я, в своей просьбе, требовал от Бога, чтобы Он явил мне Себя явно, то, в первую очередь, мне надо было бы вспомнить слова Христа: «блаженны невидевшие и уверовавшие» и понять, что уверование за счёт чуда это совсем не то, что хочет от нас Бог. Хотя, каюсь, по глупости своей я Его об этом, всё-таки, попросил. И даже получил ответ. :)

          • regent:

            пути Господни — не наши пути
            возможно, Он хотел по-быстрее вразумить Савла, чтобы он стал Павлом и занялся настоящим делом, кроме как гонять христиан
            а Вы всё хотите по единой инструкции (критериям) для всех… что для Игоря, что для апостола Павла…
            лучше послушайте последнюю проповедь о.Димитрия

            • Игорь:

              Абсолютно согласен со всем, о чём говорит о. Димитрий. Я его, хотя наверное это и не очень скромно звучит, считаю своим «виртуальным духовным отцом». Потому, что в основном все ответы на свои наивные вопросы я ищу в Священном Писании, Священном Предании и в проповедях о. Димитрия, а так же в лекциях А.И. Осипова. (Но о. Димитрий мне как-то ближе).
              Но вот с вопросом о той самой встрече Савла с Христом я так, до сих пор, и не разобрался. Было ли это насилие над волей человека или нет? Чем отличается явление Христа Савлу от той фантазии о. Димитрия на тему о прогулке 60-ти метрового архангела Михаила по улицам города? Сам себе, конечно же, отвечаю: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?»
              Но, может быть, это я чего-то не так понимаю и тут дело совсем в другом?

          • Lena.it:

            Савл страстно служил Богу, преследуя христиан он верил что делает богоугодное дело. Господь поэтому и явился ему и показал, как именно надо Ему служить. Поэтому никакого принуждения не было, наоборот, Господь помог Павлу правильно совершить то, что тот желал всей душой.

            • dagr:

              А чего он хотел всей душой?
              Иудеи, которые распинали Христа, тоже всей душей хотели служить Богу — всесильному и настоящему, а значит того, кто осмелится поставить себя на его место, есесно покарать (как и Савл, который гнал христиан). Причем они это сделали не «по беспределу». А предлагали постоянно Христу показать докУмент. Как например, когда он изгнал торговцев их храма, они ему сказали, что мол обоснуй, что ты власть имеешь заниматься таким самочинием в нашей святыне (кстати в храм они не пускали даже римских легионеров под страхом смерти и там не имела хождение римская монета с изображением кесаря, потому что считалась идолом, и менялы там меняли такие монеты на внутреннюю валюту, то есть это был не тупой обменник внутри храма, а вполне благочестивый). И на кресте кричали, мол сойди. Так вот Савлу (который тоже гнал Христа) этот докУмент БЫЛ показан, в отличие от тех, кто распинал Христа.
              Бдительный регент скажет, что докУмент это фарисейство, а мы мол христиане. Но представим, что появится счас некий господин, который будет называть себя Богом и исцелять, есесно его мгновенно запишут в Кашпировского и еретика и никакие аргументы про исцеление не будут иметь смысл, прям как в этой проповеди про слепого. И это будет считаться правильным, почему? А потому что есть докУмент под названием Священное Писание, из которого следует, что следующий приход Христа на Землю — это уже Страшный Суд. Что очень упрощает нам жизнь и позволяет мнить себя лучше тех евреев, но ведь чистое фарисейство.

              • Игорь:

                Что-то подсказывает мне, что не стоит рассуждать мне на эту тему. Проявил ли Бог насилие над Савлом или не проявил. А, может быть, это какой-то закон духовного мира, что-то вроде этого: «Похвастался ты кому-то о своём добром поступке и тебя похвалили. Всё, значит свою награду ты уже здесь, на земле, получил. И на небе эта твоя неудачная попытка не засчитывается». А тут, может быть, всё наоборот. Потерпел ты какое-то попущение от Бога, скорбь, болезнь, страдания и т.п. и что-то с тебя там, на небе, списали. Вот, ведь и к Захарии являлся архангел Гавриил благовестить, а чем там дело кончилось?

                «… вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим…»

                Что-то в то, что архангел просто сильно «обиделся» на Захария, верится с трудом. Разве могут архангелы обижаться или мстить?

                • mtn:

                  Надо тому кто тебя на земле похвалил по голове настучать за незащитанную попытку :) .

                  • Игорь:

                    А вариант «отрезать ему язык» Вы не рассматривали?

                    • Natalya t:

                      Для человека, ведущего напряженную духовную жизнь, это как-то слишком кровожадно.

                      • Игорь:

                        Ну, тогда надо сделать это с анестезией.

              • Татьяна:

                Мои мысли примитивны до крайности по этому поводу. Я думаю, что Бог являл и являет себя так или иначе тем, кто способен на это явление правильно отреагировать (кому, как не Богу, это известно; поэтому и учил: не давайте Святыни собаке). Возможно, что Савл был в то время одним из немногих людей в Израиле, способным адекватно отозваться на явленное ему чудо. Я как-то читала, что один из декабристов (семья его была благочестивой и воспитание, естественно, было соответственным)в детстве заболел смертельно, и мать его умоляла Богородицу оставить сына в живых. Пресвятая дева явилась к ней в видении (или во сне)и говорила, чтобы не просила об этом, потому что пожалеет впоследствии, так как сын её станет преступником и будет повешен,но мать настаивала (я,мол, сделаю всё,чтобы этого не случилось). -»Ну, что ж, пусть будет по-твоему.»…Через много лет она рассказала об этом своему сыну перед казнью.

      • alexa:

        [...]
        На волю Савла никто не наступил, он сам сделал выбор.

        • Игорь:

          Сам сделал свой выбор, по своей воле, и его никто не трогал? По своей воле, после того, как ослеп от увиденного и с ним заговорил Сам Христос?

          • alexa:

            Если это было не по воле Савла, зачем тогда нужно было являться ему в явном виде? Проснулся бы он однажды, а в голове мысли новые, прекрасные, и пошел проповедовать. Это больше на секту похоже.

            • Игорь:

              А что, Савл искал встречи со Христом? Вы можете это как-то доказать, опираясь на Священное Писание или Священное Предание? Поясните, в чём, конкретно, выразилась воля самого Савла, что ему воочию явился Сам Христос?

              • alexa:

                Нам на жизненном пути встречаются разные люди, с которыми мы бы не хотели встречаться. Но мы можем не общаться с ними после первого знакомства и в этом наша воля. А кто перед нами появляется — это уже воля Бога. В данном случае Он явился сам.

                • Игорь:

                  Вы определитесь. Иначе в ваших сообщениях логика отсутствует.
                  Хотел ли Савл встречаться со Христом или нет, была ли на то его воля или нет? Было ли совершенно по отношению к Савлу духовное и физическое насилие или нет? Изменила ли эта встреча мировоззрение Савла или нет? А потом подведите итог: «В результате совершённого над свободной волей Савла насилия, мировоззрение Савла поменялось с не правильного на правильное».

                  • alexa:

                    Я не могу объективно оценивать логичность моей логики )

                    Хотел ли Савл встречаться со Христом или нет, была ли на то его воля или нет?
                    Его воли не было (Но только потому, что он об этой встрече и не думал. Откуда может появиться воля, чтобы не встречаться с Богом, коли он не сомневался в своей правильности???)
                    Было ли совершенно по отношению к Савлу духовное и физическое насилие или нет?
                    Нет.
                    Изменила ли эта встреча мировоззрение Савла или нет?
                    Изменила.
                    А потом подведите итог: «В результате совершённого над свободной волей Савла насилия, мировоззрение Савла поменялось с не правильного на правильное».
                    Я смотрю на свои ответы и у меня такой итог:
                    «В результате неожиданной встречи с Богом, Савл понял, что он заблуждался и его мировоззрение поменялось с не правильного на правильное.»

                    • Игорь:

                      А ослепление Савла произошло по его воле? И что, никакого насилия не было? А чего бы тогда и ко всем, точно так же, без насилия, не применить практику таких встреч? Раз — и на всей земле, все люди бы увидели бы яркий свет на небе, ослепли бы, а потом услышали голос Бога и уверовали бы во Христа? Кому бы от этого плохо стало? Всё… и нет никаких проблем и все бы были сразу спасены. И не надо бы было всю жизнь из себя, мерзавца, с Божией помощью, Его же подобие лепить. А ведь у многих для своего исправления, без такого вот явного проявления Божиего, на это дело и всей жизни не хватает. :)

                      • regent:

                        Мир Божий является нам ежедневно и ежесекундно… куда уж чаще и нагляднее: раз — и солнце взошло, раз — и весна наступила, раз — и курица яйцо снесла… но большинство даже не задумывается — откуда что пошло… типа наука доказала… и всё… успокоились (хотя наука ничего не доказала, да и доказать по определению не может)… Савл увидел, потому что хотел, а мы не видим, потому что сами не желаем… и требовать от Бога, чтобы Он для вразумления ещё каждому по голове молотком настучал имхо не совсем корректно…

                      • Игорь:

                        Если повернуть ответ в это русло, то можно, наверное, сказать и следующее: «Савл искал Бога и гнал христиан». Вот Бог ему и явился. И только при личной встрече с Ним Савл понял, что Христос это и есть Бог. А уж потом Дух Святой открыл Савлу тайну Троицы.
                        Такой ответ будет правильным? :)

    10. Дмитрий Попов:

      Слава Господу Иисусу Христу, за таких пастырей. Пусть Господь Вас Благословит отец Димитрий. Господь с Вами, аминь.

    11. Nina55:

      Большая благодарность отцу Димитрию за его проповеди. Самое главное — сказано с любовью. Это дорогого стоит. Низкий поклон.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.