Проповедь на память свв. Петра и Февронии
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, читанная 8 июля 2012 года.

Для дня памяти святых благоверных князей Петра и Февронии святая Церковь избирает чтение – и Апостол, и Евангелие, – которые обычно читаются на память преподобных отцов.

С одной стороны, это понятно – потому что они свою жизнь завершили в монашестве. И, тем не менее, главный их подвиг заключался именно в той жизни, которую они проводили в супружестве. И вот, в силу этого, захотел остановить ваше внимание на Послании к Галатам – отрывке, который всегда читается на память преподобных, потому что здесь изложена апостолом Павлом программа духовной жизни, и каждый христианин, вообще-то, должен её знать наизусть. Потому что так, к сожалению, бывает: современные христиане как-то вперяют свой взор во что-то внешнее, а внутреннее, главное, порой ускользает.

Господь однажды сказал, что дерево судят по плодам (см. Мф., 12, 33). И апостол Павел однажды сказал: «Если мы духовны, то по духу и поступать должны» (Гал., 5, 25). Это совсем не значит, что вот два человека договорились: мы со вторника будем уже духовные, и с этого дня начнём поступать духовно. Конечно, не так. Но тут действует некий закон. Если человек из плотского, душевного стал духовным, что это значит? Это значит, что духовное в нем возобладало над душевным и телесным. Тогда его поступки диктуются – уже не как поступки обычных людей, а именно страстями, а диктуются именно Духом Святым. Потому что человек именуется духовным только тогда, когда Дух Святый в нём пребывает… если можно так выразиться – это, конечно, неправильно, но, чтобы некоторым образом объяснить, – в таком количестве или таком объёме, или в такой действующей силе, что изменяет его жизнь. Потому что в какой-то степени изменяет.

Мне даже сегодня один нестарый ещё человек сказал: «Моя супруга предъявляет ко мне претензии, что, вообще-то, полюбила и вышла замуж за человека, который в Церковь не ходил. Ты, говорит, уже стал совсем другой, а я-то люблю прежнего».

Это очень законная претензия. Он действительно стал другим, потому что присутствие благодати Святаго Духа человека меняет, и ничего с этим не сделаешь. Даже выражение лица и походку. Я помню как-то, лет двадцать пять назад, пришёл в Кремль, смотрю, идут две молодые женщины – о, наши пошли! Точно, смотрю – прямиком в храм, к мощам прикладываются, всё уже сразу ясно по походке. Всё в человеке меняется, даже такие малозначительные вещи, как выражение лица, одежда. Казалось бы, одежда – ну, какой пустяк. А всё равно что-то меняется в человеке. Так же бывает и с грехом. Почему очень многие женщины возмущаются и просто не могут даже перенести, когда муж приходит домой пьяный? Она начинает закатывать истерику, орёт – он не понимает: «Ну, подумаешь! Ну, пришёл пьяный. Сейчас лягу, просплюсь. Что она, не может меня накормить, снять ботинки, я, потому что, не вижу шнурков? И положить, а утром уже и поговорим». А потому что он стал носителем другого духа. В нём бес сидит, бес пьянства. И для неё это всё равно, что пришёл другой мужик сюда, в квартиру, и начинает ещё распоряжаться, ещё какие-то такие претензии предъявляет. У него другой запах, другое выражение лица, другая манера поведения и так далее. То есть она это воспринимает вообще как насилие. Поэтому – в этом нет тоже ничего удивительного. Потому что человеческое поведение зависит от того, каких духов в себе человек носит. Если духа гордости, то человек горд. Если духа зависти, то человек завистлив. Если духа пьянства, то человек пьяница и так далее, и так далее. А если Дух Божий, то это совсем другое. И это может быть так же непереносимо для человека.

Вот Евангелие, которое сегодня рядовое, повествует как раз о том, как два человека бесноватых, когда к ним приблизился Христос, говорят: «...пришел Ты сюда прежде времени мучить нас?» (Мф., 8, 29). Одно только приближение Христа с благодатью Божией, коей Он был носитель, для них было просто мучением. Поэтому, если, действительно, вышла замуж за одного, а приходит совсем другой, для неё это мучение.

Итак, дерево судят по плодам. И вот наша христианская жизнь… Раз уж мы крестились, то есть встали на этот путь, в какой-то степени воцерковились, то есть по этому пути несколько шагов прошли, Дух Святый, Который в нашем сердце присутствует, должен сотворить некие плоды. И вот здесь мы можем, собственно, посмотреть, каковы эти плоды. По милости Божией апостол Павел, когда к Галатам, своим духовным чадам из Галатии, писал это послание – оно потом стало посланием для всей Церкви, – пишет, что это такое: «Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал., 5, 22). То есть Дух Святый вот таким вещам научает человека. И наоборот.

Видимо, в духовном законе действуют похожие закономерности тем, что и в физическом мире. Если мы возьмём мотор, и начинаем ротор крутить, то там, в начале и конце обмотки, возникает разность потенциалов, то есть он действует как турбина, вырабатывающая ток. Казалось бы – мёртвый лежит предмет, можно использовать как грузило, но, если начать крутить, то вот эта обмотка внутри магнита такое производит действие. Так же и здесь. Если каждый из нас будет стремиться к любви, к вере, воздержанию, к милосердию, то благодать Святаго Духа таким образом будет привлекаться в наше сердце – процесс такой, взаимный, если мы в это верим, что это будет. Без веры нельзя даже спичку зажечь. Ему говоришь: «Ну, попробуй, зажги». – «Всё равно ничего не загорится». И так вот атеисты говорят на то, что Бог есть: «Вы в Церковь ходите, незнамо чем занимаетесь». – «Пойдём с нами – увидишь». – «Да нет, что туда ходить, там всё равно ничего нет». Ну, тогда ничего и не сделаешь. Так что без веры ни автомобильчик не поедет, ни папироску не прикуришь. Нужна вера даже в таких глупостях и пустяках.

Наших предков с вами – россиян, которые жили очень давно до нас – поразил этот случай, когда Пётр отказался от княжества своего Муромского для того, чтобы остаться с женой. И их дальнейшая жизнь – мудрое правление, смерть в монашестве, что тогда было, вообще-то, не новостью. Многие князья для того, чтобы облегчить свою жизнь в вечности, принимали монашество. Даже Иван Васильевич Грозный… хотя он умер немножко раньше, всё-таки, его хоронили в монашеском одеянии, как бы думая, что монашеское облачение как-то облегчит его участь. Потому что всяческое правление сопряжено с тем, что приходится людям делать некоторые вещи, которые для них неприятны. Сейчас головы не рубят, и это неплохо. Но, например, выгоняют с работы. Вот есть некий человек, директор какого-то предприятия или торговой лавки. Один работает, а другой бездельник. Он вызывает бездельника и его выгоняет. А бездельнику кажется, что он один только пашет.

У меня был тоже случай такой. Один у нас трудился в храме сотрудник, и он что-то для ризницы должен был сделать по плотницкой части. Ну, он сделал. Я говорю: «Как ты думаешь, если то, что ты сделал, купить в магазине и поставить, сколько бы это стоило?» Он, так сказать, посмотрел, посчитал: это бы стоило столько. Я говорю: «А теперь давай сложим ту зарплату, которую ты получил за то время, которое ты это всё делал, и корм, который ты тут получал». И что получилось? А получилось, что ты храм ограбил, ты просто неплохо живёшь. Ты приносишь убытки, и тебе всё нравится, тебя здесь и кормят, и деньги дают, а твоя работа, к сожалению, – это не помощь, а грабёж. И его уволили, но понятно, что он обиделся. Почему? Он «так старался». Ну, когда в пятом классе учительница видит, что ребёнок старается, и ему ставит четыре, хотя на три с минусом еле-еле, для поощрения это очень правильный педагогический приём. Но когда взрослый мужик, женатый, у него дети есть, – это совсем не правильно.

А князь? А князю необходимо даже и головы рубить. А второй раз креститься нельзя, чтобы грехи свои оставить, и вот князья принимали монашество для того, чтобы новое имя, пусть и остаток жизни... Так приняли монашество и Даниил Московский, и Александр Невский, и множество князей, и прославленных, и непрославленных, это было не новостью в то время. А вот новостью, поразившей всех наших с вами предков, было, что он предпочёл остаться с женой.

Вся наша жизнь состоит из поступков. И наши поступки могут быть духовными, когда мы руководствуемся исключительно тремя вещами. Первое: мы чувствуем, и это согласовывается с нашей верой, что на то есть воля Божия. Второе – это наша совесть. То, что Пётр остался со своей Февронией и оставил княжество, – это было по его совести. А третье – здравый смысл. Он обязательно должен присутствовать. И вот этот здравый смысл может идти, и часто идёт, совершенно вопреки общественному мнению. Люди могут осуждать и не понимать, и говорить, что это неправильно, но на самом деле это правильно. Почему? Потому что в одних и тех же ситуациях, оказывается, можно поступать по-разному, и в этом нет никакого противоречия.

Вот этому тоже нам нужно научиться обязательно. Потому что, если мы хотим быть духовными людьми, мы должны поступать по духу. И в этом Пётр и Феврония нам пример. И ещё, тоже очень важно… Я об этом несколько слов вчера сказал. Это тоже удивительно, они жили в эпоху начала христианства на Руси. Правда, к тому времени уже на Руси были прославлены Борис и Глеб, которые тоже удивительным образом – уже в первом поколении христиане на Руси успели почувствовать, что такое христианство – успели узнать Христа и ради Него отдали свою жизнь, чтобы Ему уподобиться. И вот Пётр тоже нашёл для себя возможность уподобиться Христу. Это в нашей истории повторялось не однажды. Самые яркие фигуры – это преподобный Сергий: когда монахи взбунтовались на строгий устав, он взял и ушёл из монастыря. Не хотите – да живите сами, как хотите. Хотя монастырь его, он его основал, а они все – его ученики, взял бы да и выгнал. Но он поступил по-христиански, а потом они покаялись. А второй – это Николай Александрович, наш последний царь. Столько на него грязи вылили, что он глупый, нерешительный… Это всё совсем не так. Он был настоящий христианин. Ах, вы меня не хотите? Хоть я и царь, абсолютно легитимный и абсолютно законный, я ухожу. И этот уход ему стоил жизни, и жизни его детей. И эти люди, которые были нелегитимные и незаконные, все за что боролись, аккуратно на то и напоролись. И это был лучший и полезнейший урок. Поэтому святая Церковь его и прославила за его такие страдания, потому что этот выбор был тоже весьма и весьма непростой. И, кстати, немалую роль в этом сыграла, тоже, его семья, которую он бесконечно любил; на его решение повлияла и болезнь сына, которую тоже он учитывал. Потому что это вещи совсем непростые и драгоценные.

И вот Пётр и Феврония указывают на то, какую перед Богом имеет высоту и значение христианская семья. Нам тоже, глядя на них, не мешало бы проникнуться сознанием этой драгоценности, которую, по полной глупости и отсутствию образования, люди теперь именуют институтом. Они все теперь «институт». Церковь – это «институт». Как будто Церковь – это люди собрались, мужички, – и давай, сейчас Церковь организуем. Ну, это только в Америке так секты образуются. Какую сейчас церковь изобретём? Давай назовём «Благодать» или «Царство Сиона». А давай просто – «Новая эра». Сейчас мы всё по-новому, у нас всё будет новое. Потому что, естественно, хотим всё новенькое: новенькие ботинки, новые носки, новые шнурки, новые портянки, новая жена – всё новое такое, хорошее, свежее и так далее. Это как бы привлекает человека.

Нет, это, к сожалению, не совсем так. Есть правда и истина, а есть, хоть и новая… В этом новом, порой бывает, ничего хорошего и нет.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. Sergey Tulin:

      Прекрасная проповедь. Только история про плотника в храме расстроила. К сожалению, труд людей сейчас стоит дороже труда машин. Эта проблема всего мира. Люди становятся не нужны. Нужна экономическая эффективность. Машины делают быстро, много, качественно. Есть ещё возможность использовать других, более дешёвых людей. Я слышал, что ими собираются исправить демографическую проблему. Дадут всем кто незаконно приехал в страну гражданство и Россиян станет больше. К сожалению Россия выбрала капиталистический путь развития и сейчас находится в начале этого пути. Можно подсмотреть на западе куда мы прийдём. Они то уже давно шагают по этому пути. Теперь в Европе коренное население практически вымерло. Большинство граждан — приезжие.

    2. AlexandrCh:

      Спаси Господи!!!

    3. Natalya t:

      Спаси всех Господь!

    4. julia l:

      Спаси Господи!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.