Проповедь на память святителя Николая Чудотворца (2010.12.19).

Воскресная проповедь на память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца в Неделю 30-ю по Пятидесятнице. Об отношении человека к Богу, о благодарности Богу и о человеческом свинстве, а также о милосердии, смирении, кротости, долготерпении, снисхождении и любви. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 19 декабря 2010 года.

Апостол Павел в Послании к Колоссянам пишет: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3, 12-17).

Так как это его Послание вошло в Священное Писание, то оно имеет отношение и ко всем нам. Каждое слово здесь очень важно.

«Облекитесь как избранные Божии». Каждый человек, который имеет веру во Христа, уже есть Божий избранник. Но как совершается это избрание, по каким критериям – нам удивительно и непонятно. Среди тех, кого Бог избрал, есть люди красивые, есть и некрасивые; есть худые, а есть и толстые; есть умные, и есть круглые дураки; есть ученые и неграмотные, мужчины и женщины, старики и дети. Избранники Божии есть среди представителей всех профессий, какие только ни существуют на земле. Ещё можно было бы понять, если бы мы с вами стали избранниками Божиими потому, что мы – самые лучшие. Так ведь – нет. Вот там, в миру, людей лучше нас гораздо больше, причём лучших по всем статьям. Почему вот так Господь избрал? Это тайна. Почему Господь нам даровал веру, хочет нас спасти от греха? Мы должны очень тонко и глубоко прочувствовать это избрание, и, конечно, оценить с благодарностью.

Сегодня читали Евангелие о том, как Господь исцелил десять прокажённых. Проказа – тяжёлая болезнь, очень заразная, в те времена неизлечимая, она была настоящим проклятием. Прокажённые изгонялись из общества. Они не имели права к кому-либо прикасаться. Они не могли наняться на работу – их никто никогда никуда не брал. Милостыню на пропитание им даже не подавали, а кидали издали...

И вот Господь их очистил, но только один из десяти пришёл поблагодарить. Отношение человека к Богу, как правило, вот такое свинское, потому что нет нормальных человеческих чувств. Вы только представьте: страдать от такой тяжкой болезни, получить полное исцеление, и не иметь благодарности! Только один из десяти пришёл поблагодарить. А главное, чему хочет научить нас Бог, это как раз благодарность.

Служба, которую мы сегодня совершали, называется по-гречески Евхаристия, что значит «благодарение» – верующие люди собираются благодарить Бога. Каждый по-своему осознает степень своей благодарности Богу, но без этого благодарения Бога никакой религиозной жизни невозможно. Остальные люди, которые не приходят благодарить, как-то так и живут сами по себе. По своим качествам они, может быть, и хорошие, и умные, талантливые, и зарабатывают, может быть, неплохо. Но чувства благодарности к Богу они совершенно не испытывают… Почему их отношение можно назвать свинским? У свиньи есть такое свойство: она не может смотреть наверх, потому что на загривке у неё такой большой шматок сала, что он мешает голову кверху поднимать, как большой живот мешает завязывать ботинки… Сфера интересов всех этих хороших людей находится исключительно на земле – поесть, поспать, произвести на свет потомство... Всё касается земной жизни, а возвести очи на небо – такой возможности нет. А Господь-то на небесах пребывает. Поэтому такая неблагодарность, которая исходит от человека по отношению к Богу – это подлинное свинство.

А Господь хочет, чтоб мы облеклись не в свинство, а совсем в другие вещи. Вот первое, что перечисляет апостол – милосердие. Богу угодно, чтобы каждый христианин был человеком с милующим сердцем, чтобы оно было сочувствующее, сострадательное, готовый своему ближнему, который в этом нуждается, оказать помощь.

Второе – благость. Кто знает, что такое благость? Вот нас здесь 800 человек, а никто из нас знает. Вот вам задание на дом: узнайте к следующему разу. Как можно следовать слову Божию, если мы не знаем, что это такое?

«Смиренномудрие». Что такое смирение, мы немножко знаем, а что такое смиренномудрие? Опять не знаем. И о чём это говорит? О том, что даже если мы и читаем Священное Писание, то мы по нему скользим и ничему не научаемся. Но смиренномудрие – это очень важная вещь, поэтому я всё-таки скажу об этом два слова.

Возможность нам смириться разлита во всей нашей жизни. В жизни все время приходится поступать против каких-то своих желаний, своих представлений, своих идей, многое из того, что мы задумываем, не получается… Когда у нас не получается – мы расстраиваемся; кто-то нами пренебрег – мы обижаемся, а нам бы использовать это с мудростью. Если мы различные обстоятельства или отношение к нам другого человека воспримем со смирением, мы поступим мудро. В чём же эта мудрость? А в том, что благодать Бог даёт только смиренным. Если сравнить все наши планы, все наши идеи, все наши желания по отношению к другим людям с тем даром, который есть благодать Божия – они же ничего не стоят. Помните, в сказке Андерсена мудрый солдат, найдя серебро, выбросил из ранца медь, а когда добрался до золота, он серебро выбросил, а забрал золото. А почему? Потому что золото дороже…

Вот ты в каком-то вопросе очень прав – великолепно; ты хочешь настаивать на своём – отлично; а твой оппонент, который с тобой спорит, неправ совершенно, и ты пытаешься непременно ему это объяснить, доказать. Ну это же абсолютно бесполезное дело, абсолютно бесполезное. Что в результате ты приобретаешь? Ты приобретаешь ссору, ты приобретаешь врага, ты в результате разрываешь с человеком всяческие отношения. Вот какой результат. А если ты поступаешь мудро и достигаешь смирения, то ты со смирением получаешь благодать Божию.

Что лучше – получить ссору или благодать Божию? Если ты христианин, то ты ищешь благодать Божию, а не какую-то свою такую странную правоту. В мире 6,5 миллиардов людей, и у каждого своя правота. У сомалийских пиратов, которые грабят торговые суда, своя правота: работы нет, а чем жить? А тут, понимаете, плавают богатые яхты, суда. Если спросить такого прирата, он скажет примерно следующее: «Я беру экипаж в заложники, получаю с них деньги, кормлю свою семью... да у нас вся страна так промышляет...» Разве это не правда? Правда.

А разве в других государствах чиновники, с помощью экономики, с помощью законов не грабят свой народ? Грабят. А чем то ограбление лучше этого? Разве пираты не поступают более искренне? Пираты демагогически совершенно не камуфлируют свой грабёж, зато чиновники без устали говорят про правоту закона, про честность, про прокуратуру, про суды, ещё про что-то, но это же демагогия. Цель-то все равно одна – грабёж, поэтому даже у пирата, и то есть своя правда.

А у моряка, который за пиратом гоняется, своя правда. Потому что, если он поймает пирата, повесит его не рее, то ему за это выйдет орден и слава, а может, и повышение в чине. И плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, у него тоже своя правда. И мы, усердно выясняя, чья правда правильнее, можем вообще всю жизнь потратить, но не найдем самого главного – правды Божией, которая в смиренномудрии, которой Господь хочет нас научить.

«Кротость». Кротость – это незлобие и нежелание другому зла. Сам Господь, будучи Творцом вселенной, остановил апостола, который взялся Его защищать, Он сказал: «Неужели ты думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего послать Мне сюда, в сей же миг, более чем двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26, 53). Что там какая-нибудь паршивенькая царская охранка по сравнению с легионами Ангелов? В другом месте Господь прямо говорит: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» <Mф. 11, 29) То есть мы должны этому научиться.

«Долготерпение». Не просто терпение, про которое многие говорят: «Ну, я терпел-терпел, всё, моё терпение кончилось». Такое терпение не считается. Представьте себе: некий человек закупил в магазине продукты, аж четыре сумки, и несёт домой. Несёт-несёт... Осталось 30 шагов... Он вдруг устал, сумки бросил и пришёл домой без всего. И какой смысл в том, что он нёс полтора километра и не донёс 30 шагов? Никакого. С тем же успехом он мог бы не только всё это оставить в магазине, не только не платить за всё это в кассе, он мог бы в магазин вообще не ходить. То есть он потратил время, силы, проделал большой труд, устал, вспотел, он стал сердитым на весь мир, и всё бросил. Результата нет, и смысла нет. Поэтому очень важно долготерпение, причём,до конца. Сказано в Писании: «претерпевший же до конца спасется»(Мф. 10, 22). Если ты не дотерпел 30 шагов, то всё твоё предыдущее усилие не имеет никакого смысла.

Вот вам ещё пример. Допустим, некий человек жил благочестиво, честно работал и, можете себе представить, ничего не воровал. Вот жил такой чудесный человек, и вдруг, когда уже на пенсию вышел и заболел тяжело, взял и соседа убил... И каков итог? Тюрьма. А как же прежняя добропорядочная жизнь? Как же отзывы с места работы и положительные характеристики? Это как-нибудь поможет? Нет. Свои 8 лет тюрьмы он получит. Вышел человек из школы и убил, или всю жизнь порядочно прожил и убил – результат один. Поэтому и народ говорит: «цыплят по осени считают».

«Снисходя друг ко другу». Снисходя. Мы очень не снисходительны к людям, кроме одного человека – себя, любимого. Не молюсь – это потому что устал; не могу читать – глазки уже плохо видят; не могу с ней помириться – а потому что она первая начала, и вообще у неё такой характер. И так везде мы ищем себе оправдание и никак не можем снисходить к немощи другого. А это очень важно. Без этой снисходительности мы не сможем достичь главного.

«Если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы». А откуда мы знаем, что Христос нас прощает? Вот, смотрите, мы с вами неблагодарные свиньи, а Господь нас вводит в Своё Царство и питает нас не бараниной в сметане, не какими-то яствами, Он питает нас и Своим Словом, и Своим Пречистым Телом, и Своею Честною Кровию. Он нами не гнушается. Мы не снисходительны друг к другу, мы друг другом гнушаемся, а Бог – нет. Несмотря на то, что вот мы такие никудышные, Господь нас избрал и хочет нас исцелить. И поэтому апостол призывает нас поступать так же, как Христос, если мы христиане.

«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Бог есть любовь и хочет, чтобы и детки Его, мы с вами, тоже были любовь. Так вот, снисходительность, долготерпение друг ко другу – это и есть проявления любви. Если терпение кончилось, значит, и любовь кончилась, а истинная любовь – она никогда не перестаёт. Значит, это была не любовь, а нечто другое, отравленное себялюбием. Потому что только себялюбие заставляет бросить всё, когда осталось пройти каких-то 30 шагов. «Я устал, мне всё надоело, меня не ценят, мне никто не благодарен». Речь ведь не идёт о том, чтобы люди тебе были благодарны. Речь идёт о том, чтобы ты был благодарен. Вот это очень важно понять, потому что мы всё что-то ждём от людей, и забываем, что мы должны сами. Вот если мы сами не начнём думать о благодарности к другим, то тогда мы ничего и не сможем, даже собственных детей чему-то научить.

«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий». Что такое «мир Божий»? А это и есть смирение. Дух смирения должен нами владеть, дух кротости, дух любви, а не дух злобы, зависти, раздражения, настаивания на своём. Это совершенно безумные, разрушающие нас вещи. Не для того нас Господь избрал, чтоб мы были злые, как псы, но, наоборот, чтоб мы были снисходительны друг к другу.

«Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле (что значит в Церкви), и будьте дружелюбны». Представляете? Дружелюбны. Сама этимология слова говорит о том, что мы должны любить дружественные отношения. Не отношения «ты – мне, я – тебе», а дружеские, братские, в одном теле – в Церкви. Ну, хотя бы здесь внутри, среди нас. Не каждый сам по себе, но наоборот, мы должны каждую возможность использовать, чтобы учиться дружелюбию, а мы даже в семье собственной не можем наладить это дружелюбие, даже между родителями и детьми. Уж, казалось бы, природная любовь тому способствует. Николай Васильевич Гоголь говорил: «И волк любит своё дитя». Ну, неужели мы не можем быть чуть получше волков? Волк – во многом пример для людей, очень интересное животное. У волка своя правда. Когда он режет овцу – у него своя правда, а у крестьянина, который в него стреляет и овцу охраняет – у него своя правда, и препираться они могут очень долго. Очень долго и проникновенно можно волку объяснять, что, мол, знаешь, а это ведь не твоя овца… Это абсолютно бесполезно.

«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием, духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». Вот так апостол Павел учил своих духовных чад Колоссян.

Сегодня Господь собрал всех нас в таком обилии в храм помолиться в день памяти великого угодника Божия святителя Николая. Прошло более полутора тысяч лет со времени его жизни, а люди его помнят. Можно сказать, он самый известный из всех святых, которые когда-либо жили на земле. Любого человека на улице (только не вблизи духовной семинарии) можно попросить: «Назови имена 12 апостолов». Если прохожий назовёт четверых, уже можно «пятёрку» ставить, а вот Николая Чудотворца знают все, и даже мусульмане. В чём же дело такое? А дело в том, что всё, что перечислено сегодня в отрывке Послания апостола Павла к Колоссянам, в него вошло, и в голову, и в сердце.

Он был и дружелюбным, и милосердным, и долготерпеливым, и снисходительным. Он в самом себе, в своей жизни воплотил учение Христово, поэтому Господь через святителя Николая, Своего верного слугу, творил всякие чудеса. Мы, конечно, так условно называем – «Николай Чудотворец», ни один человек не может сотворить чудо. Но Бог может творить через человека, которому может это доверить. Представим себе, что кому-то из нас с вами дал бы Господь возможность сотворить чудо. Что будет через пять минут после этого чуда? Человек задерёт нос так высоко, что с потолка будет сыпаться штукатурка. Он непрестанно будет всем рассказывать, он будет себя возвеличивать, он будет требовать себе всякого почтения и поклонения. Почему? Потому что у него нет смирения. А что у него есть? У него есть гордость, у него есть тщеславие, у него есть честолюбие – вот что есть. Поэтому никому из нас нельзя этого доверить.

А святитель Николай мог совершенно без всякой опасности для своего духовного здоровья молитвой Богу творить чудеса. И даже сейчас его молитвами творятся великие чудеса. Если бы мы с вами стяжали бы смирение, Господь и через нас тоже творил бы великие чудеса, и никому из нас в голову бы не пришло приписывать эти чудеса себе. Мы бы понимали, что это Бог творит. Кран водопроводный не гордится тем, что он нас поит водой, ему это «в голову не приходит», поэтому он держит нос вниз, а не вверх. И вот, если бы мы находились в таком чувстве, нам бы чудотворения не повредили. Нам ещё учиться и учиться смирению.

Обратим сегодня свой молитвенный взор на этого удивительнейшего человека. Большинство из нас, когда умрут, вряд ли оставят о себе какую-то память. Уже внуки с трудом будут знать, кто мы, что мы. Ну, может быть, припомнит внучок: «Ну да, была такая раздражительная тётка, которая всё время приставала, чего-то родных дёргала, чего-то всё поучала, чего-то заставляла... Да, вот это было». А святитель Николай, который жил так давно, что тогда не было ни нашего государства, ни наших святынь, и вообще наши предки, может быть, в это время ещё были совершенно дикими людьми, не имеющими ни истории, ни письменности, весьма опасными и для зверья, и для других дикарей, потому что постоянно воевали... А он уже в это время был таким христианином, от которого свет пошёл по всему миру. Представляете, какой перед нами пример. Конечно, святитель Николай, как ученик, не может превзойти Господа нашего Иисуса Христа.

А мы? Вот мы читаем слово Божие, и оно в нас не проникает, мы даже не знаем, что такое благость, не знаем, что такое смиренномудрие. Может быть, дружелюбие ещё как-то нам понятно. Но очень важно, чтоб мы были дружелюбны ко всем, а не только к друзьям закадычным или к одному-полутору родственникам, с которыми у нас отношения не такие собачьи. Этого крайне недостаточно. Да, возможно так сложились обстоятельства, характеры, и прочее... А нам бы стремиться стать такими, как святитель Николай. Мы должны к этому стремиться. И вот если мы будем упражняться исполнять слова апостола Павла (а не в спорах, которые нас только разъединяют и в которых нет никакого смысла, потому что правда у всех разная), и искать возможность для смирения, вот тогда мы преуспеем в духовной жизни.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь на память святителя Николая Чудотворца (2010.12.19).

Апостол Павел в Послании к Колоссянам пишет: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3, 12-17).

Так как это его Послание вошло в Священное Писание, то оно имеет отношение и ко всем нам. Каждое слово здесь очень важно.

«Облекитесь как избранные Божии». Каждый человек, который имеет веру во Христа, уже есть Божий избранник. Но как совершается это избрание, по каким критериям – нам удивительно и непонятно. Среди тех, кого Бог избрал, есть люди красивые, есть и некрасивые; есть худые, а есть и толстые; есть умные, и есть круглые дураки; есть ученые и неграмотные, мужчины и женщины, старики и дети. Избранники Божии есть среди представителей всех профессий, какие только ни существуют на земле. Ещё можно было бы понять, если бы мы с вами стали избранниками Божиими потому, что мы – самые лучшие. Так ведь – нет. Вот там, в миру, людей лучше нас гораздо больше, причём лучших по всем статьям. Почему вот так Господь избрал? Это тайна. Почему Господь нам даровал веру, хочет нас спасти от греха? Мы должны очень тонко и глубоко прочувствовать это избрание, и, конечно, оценить с благодарностью.

Сегодня читали Евангелие о том, как Господь исцелил десять прокажённых. Проказа – тяжёлая болезнь, очень заразная, в те времена неизлечимая, она была настоящим проклятием. Прокажённые изгонялись из общества. Они не имели права к кому-либо прикасаться. Они не могли наняться на работу – их никто никогда никуда не брал. Милостыню на пропитание им даже не подавали, а кидали издали...

И вот Господь их очистил, но только один из десяти пришёл поблагодарить. Отношение человека к Богу, как правило, вот такое свинское, потому что нет нормальных человеческих чувств. Вы только представьте: страдать от такой тяжкой болезни, получить полное исцеление, и не иметь благодарности! Только один из десяти пришёл поблагодарить. А главное, чему хочет научить нас Бог, это как раз благодарность.

Служба, которую мы сегодня совершали, называется по-гречески Евхаристия, что значит «благодарение» – верующие люди собираются благодарить Бога. Каждый по-своему осознает степень своей благодарности Богу, но без этого благодарения Бога никакой религиозной жизни невозможно. Остальные люди, которые не приходят благодарить, как-то так и живут сами по себе. По своим качествам они, может быть, и хорошие, и умные, талантливые, и зарабатывают, может быть, неплохо. Но чувства благодарности к Богу они совершенно не испытывают… Почему их отношение можно назвать свинским? У свиньи есть такое свойство: она не может смотреть наверх, потому что на загривке у неё такой большой шматок сала, что он мешает голову кверху поднимать, как большой живот мешает завязывать ботинки… Сфера интересов всех этих хороших людей находится исключительно на земле – поесть, поспать, произвести на свет потомство... Всё касается земной жизни, а возвести очи на небо – такой возможности нет. А Господь-то на небесах пребывает. Поэтому такая неблагодарность, которая исходит от человека по отношению к Богу – это подлинное свинство.

А Господь хочет, чтоб мы облеклись не в свинство, а совсем в другие вещи. Вот первое, что перечисляет апостол – милосердие. Богу угодно, чтобы каждый христианин был человеком с милующим сердцем, чтобы оно было сочувствующее, сострадательное, готовый своему ближнему, который в этом нуждается, оказать помощь.

Второе – благость. Кто знает, что такое благость? Вот нас здесь 800 человек, а никто из нас знает. Вот вам задание на дом: узнайте к следующему разу. Как можно следовать слову Божию, если мы не знаем, что это такое?

«Смиренномудрие». Что такое смирение, мы немножко знаем, а что такое смиренномудрие? Опять не знаем. И о чём это говорит? О том, что даже если мы и читаем Священное Писание, то мы по нему скользим и ничему не научаемся. Но смиренномудрие – это очень важная вещь, поэтому я всё-таки скажу об этом два слова.

Возможность нам смириться разлита во всей нашей жизни. В жизни все время приходится поступать против каких-то своих желаний, своих представлений, своих идей, многое из того, что мы задумываем, не получается… Когда у нас не получается – мы расстраиваемся; кто-то нами пренебрег – мы обижаемся, а нам бы использовать это с мудростью. Если мы различные обстоятельства или отношение к нам другого человека воспримем со смирением, мы поступим мудро. В чём же эта мудрость? А в том, что благодать Бог даёт только смиренным. Если сравнить все наши планы, все наши идеи, все наши желания по отношению к другим людям с тем даром, который есть благодать Божия – они же ничего не стоят. Помните, в сказке Андерсена мудрый солдат, найдя серебро, выбросил из ранца медь, а когда добрался до золота, он серебро выбросил, а забрал золото. А почему? Потому что золото дороже…

Вот ты в каком-то вопросе очень прав – великолепно; ты хочешь настаивать на своём – отлично; а твой оппонент, который с тобой спорит, неправ совершенно, и ты пытаешься непременно ему это объяснить, доказать. Ну это же абсолютно бесполезное дело, абсолютно бесполезное. Что в результате ты приобретаешь? Ты приобретаешь ссору, ты приобретаешь врага, ты в результате разрываешь с человеком всяческие отношения. Вот какой результат. А если ты поступаешь мудро и достигаешь смирения, то ты со смирением получаешь благодать Божию.

Что лучше – получить ссору или благодать Божию? Если ты христианин, то ты ищешь благодать Божию, а не какую-то свою такую странную правоту. В мире 6,5 миллиардов людей, и у каждого своя правота. У сомалийских пиратов, которые грабят торговые суда, своя правота: работы нет, а чем жить? А тут, понимаете, плавают богатые яхты, суда. Если спросить такого прирата, он скажет примерно следующее: «Я беру экипаж в заложники, получаю с них деньги, кормлю свою семью... да у нас вся страна так промышляет...» Разве это не правда? Правда.

А разве в других государствах чиновники, с помощью экономики, с помощью законов не грабят свой народ? Грабят. А чем то ограбление лучше этого? Разве пираты не поступают более искренне? Пираты демагогически совершенно не камуфлируют свой грабёж, зато чиновники без устали говорят про правоту закона, про честность, про прокуратуру, про суды, ещё про что-то, но это же демагогия. Цель-то все равно одна – грабёж, поэтому даже у пирата, и то есть своя правда.

А у моряка, который за пиратом гоняется, своя правда. Потому что, если он поймает пирата, повесит его не рее, то ему за это выйдет орден и слава, а может, и повышение в чине. И плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, у него тоже своя правда. И мы, усердно выясняя, чья правда правильнее, можем вообще всю жизнь потратить, но не найдем самого главного – правды Божией, которая в смиренномудрии, которой Господь хочет нас научить.

«Кротость». Кротость – это незлобие и нежелание другому зла. Сам Господь, будучи Творцом вселенной, остановил апостола, который взялся Его защищать, Он сказал: «Неужели ты думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего послать Мне сюда, в сей же миг, более чем двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26, 53). Что там какая-нибудь паршивенькая царская охранка по сравнению с легионами Ангелов? В другом месте Господь прямо говорит: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» <Mф. 11, 29) То есть мы должны этому научиться.

«Долготерпение». Не просто терпение, про которое многие говорят: «Ну, я терпел-терпел, всё, моё терпение кончилось». Такое терпение не считается. Представьте себе: некий человек закупил в магазине продукты, аж четыре сумки, и несёт домой. Несёт-несёт... Осталось 30 шагов... Он вдруг устал, сумки бросил и пришёл домой без всего. И какой смысл в том, что он нёс полтора километра и не донёс 30 шагов? Никакого. С тем же успехом он мог бы не только всё это оставить в магазине, не только не платить за всё это в кассе, он мог бы в магазин вообще не ходить. То есть он потратил время, силы, проделал большой труд, устал, вспотел, он стал сердитым на весь мир, и всё бросил. Результата нет, и смысла нет. Поэтому очень важно долготерпение, причём,до конца. Сказано в Писании: «претерпевший же до конца спасется»(Мф. 10, 22). Если ты не дотерпел 30 шагов, то всё твоё предыдущее усилие не имеет никакого смысла.

Вот вам ещё пример. Допустим, некий человек жил благочестиво, честно работал и, можете себе представить, ничего не воровал. Вот жил такой чудесный человек, и вдруг, когда уже на пенсию вышел и заболел тяжело, взял и соседа убил... И каков итог? Тюрьма. А как же прежняя добропорядочная жизнь? Как же отзывы с места работы и положительные характеристики? Это как-нибудь поможет? Нет. Свои 8 лет тюрьмы он получит. Вышел человек из школы и убил, или всю жизнь порядочно прожил и убил – результат один. Поэтому и народ говорит: «цыплят по осени считают».

«Снисходя друг ко другу». Снисходя. Мы очень не снисходительны к людям, кроме одного человека – себя, любимого. Не молюсь – это потому что устал; не могу читать – глазки уже плохо видят; не могу с ней помириться – а потому что она первая начала, и вообще у неё такой характер. И так везде мы ищем себе оправдание и никак не можем снисходить к немощи другого. А это очень важно. Без этой снисходительности мы не сможем достичь главного.

«Если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы». А откуда мы знаем, что Христос нас прощает? Вот, смотрите, мы с вами неблагодарные свиньи, а Господь нас вводит в Своё Царство и питает нас не бараниной в сметане, не какими-то яствами, Он питает нас и Своим Словом, и Своим Пречистым Телом, и Своею Честною Кровию. Он нами не гнушается. Мы не снисходительны друг к другу, мы друг другом гнушаемся, а Бог – нет. Несмотря на то, что вот мы такие никудышные, Господь нас избрал и хочет нас исцелить. И поэтому апостол призывает нас поступать так же, как Христос, если мы христиане.

«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Бог есть любовь и хочет, чтобы и детки Его, мы с вами, тоже были любовь. Так вот, снисходительность, долготерпение друг ко другу – это и есть проявления любви. Если терпение кончилось, значит, и любовь кончилась, а истинная любовь – она никогда не перестаёт. Значит, это была не любовь, а нечто другое, отравленное себялюбием. Потому что только себялюбие заставляет бросить всё, когда осталось пройти каких-то 30 шагов. «Я устал, мне всё надоело, меня не ценят, мне никто не благодарен». Речь ведь не идёт о том, чтобы люди тебе были благодарны. Речь идёт о том, чтобы ты был благодарен. Вот это очень важно понять, потому что мы всё что-то ждём от людей, и забываем, что мы должны сами. Вот если мы сами не начнём думать о благодарности к другим, то тогда мы ничего и не сможем, даже собственных детей чему-то научить.

«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий». Что такое «мир Божий»? А это и есть смирение. Дух смирения должен нами владеть, дух кротости, дух любви, а не дух злобы, зависти, раздражения, настаивания на своём. Это совершенно безумные, разрушающие нас вещи. Не для того нас Господь избрал, чтоб мы были злые, как псы, но, наоборот, чтоб мы были снисходительны друг к другу.

«Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле (что значит в Церкви), и будьте дружелюбны». Представляете? Дружелюбны. Сама этимология слова говорит о том, что мы должны любить дружественные отношения. Не отношения «ты – мне, я – тебе», а дружеские, братские, в одном теле – в Церкви. Ну, хотя бы здесь внутри, среди нас. Не каждый сам по себе, но наоборот, мы должны каждую возможность использовать, чтобы учиться дружелюбию, а мы даже в семье собственной не можем наладить это дружелюбие, даже между родителями и детьми. Уж, казалось бы, природная любовь тому способствует. Николай Васильевич Гоголь говорил: «И волк любит своё дитя». Ну, неужели мы не можем быть чуть получше волков? Волк – во многом пример для людей, очень интересное животное. У волка своя правда. Когда он режет овцу – у него своя правда, а у крестьянина, который в него стреляет и овцу охраняет – у него своя правда, и препираться они могут очень долго. Очень долго и проникновенно можно волку объяснять, что, мол, знаешь, а это ведь не твоя овца… Это абсолютно бесполезно.

«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием, духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». Вот так апостол Павел учил своих духовных чад Колоссян.

Сегодня Господь собрал всех нас в таком обилии в храм помолиться в день памяти великого угодника Божия святителя Николая. Прошло более полутора тысяч лет со времени его жизни, а люди его помнят. Можно сказать, он самый известный из всех святых, которые когда-либо жили на земле. Любого человека на улице (только не вблизи духовной семинарии) можно попросить: «Назови имена 12 апостолов». Если прохожий назовёт четверых, уже можно «пятёрку» ставить, а вот Николая Чудотворца знают все, и даже мусульмане. В чём же дело такое? А дело в том, что всё, что перечислено сегодня в отрывке Послания апостола Павла к Колоссянам, в него вошло, и в голову, и в сердце.

Он был и дружелюбным, и милосердным, и долготерпеливым, и снисходительным. Он в самом себе, в своей жизни воплотил учение Христово, поэтому Господь через святителя Николая, Своего верного слугу, творил всякие чудеса. Мы, конечно, так условно называем – «Николай Чудотворец», ни один человек не может сотворить чудо. Но Бог может творить через человека, которому может это доверить. Представим себе, что кому-то из нас с вами дал бы Господь возможность сотворить чудо. Что будет через пять минут после этого чуда? Человек задерёт нос так высоко, что с потолка будет сыпаться штукатурка. Он непрестанно будет всем рассказывать, он будет себя возвеличивать, он будет требовать себе всякого почтения и поклонения. Почему? Потому что у него нет смирения. А что у него есть? У него есть гордость, у него есть тщеславие, у него есть честолюбие – вот что есть. Поэтому никому из нас нельзя этого доверить.

А святитель Николай мог совершенно без всякой опасности для своего духовного здоровья молитвой Богу творить чудеса. И даже сейчас его молитвами творятся великие чудеса. Если бы мы с вами стяжали бы смирение, Господь и через нас тоже творил бы великие чудеса, и никому из нас в голову бы не пришло приписывать эти чудеса себе. Мы бы понимали, что это Бог творит. Кран водопроводный не гордится тем, что он нас поит водой, ему это «в голову не приходит», поэтому он держит нос вниз, а не вверх. И вот, если бы мы находились в таком чувстве, нам бы чудотворения не повредили. Нам ещё учиться и учиться смирению.

Обратим сегодня свой молитвенный взор на этого удивительнейшего человека. Большинство из нас, когда умрут, вряд ли оставят о себе какую-то память. Уже внуки с трудом будут знать, кто мы, что мы. Ну, может быть, припомнит внучок: «Ну да, была такая раздражительная тётка, которая всё время приставала, чего-то родных дёргала, чего-то всё поучала, чего-то заставляла... Да, вот это было». А святитель Николай, который жил так давно, что тогда не было ни нашего государства, ни наших святынь, и вообще наши предки, может быть, в это время ещё были совершенно дикими людьми, не имеющими ни истории, ни письменности, весьма опасными и для зверья, и для других дикарей, потому что постоянно воевали... А он уже в это время был таким христианином, от которого свет пошёл по всему миру. Представляете, какой перед нами пример. Конечно, святитель Николай, как ученик, не может превзойти Господа нашего Иисуса Христа.

А мы? Вот мы читаем слово Божие, и оно в нас не проникает, мы даже не знаем, что такое благость, не знаем, что такое смиренномудрие. Может быть, дружелюбие ещё как-то нам понятно. Но очень важно, чтоб мы были дружелюбны ко всем, а не только к друзьям закадычным или к одному-полутору родственникам, с которыми у нас отношения не такие собачьи. Этого крайне недостаточно. Да, возможно так сложились обстоятельства, характеры, и прочее... А нам бы стремиться стать такими, как святитель Николай. Мы должны к этому стремиться. И вот если мы будем упражняться исполнять слова апостола Павла (а не в спорах, которые нас только разъединяют и в которых нет никакого смысла, потому что правда у всех разная), и искать возможность для смирения, вот тогда мы преуспеем в духовной жизни.


Комментарии.

    Комментариев 8

    1. ЯиТы:

      Любовь никогда не перестает! Аминь!
      Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

    2. Nikolay 1977:

      Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
      (1 Коринфянам, 1:26-29)

      Я думаю, что здесь Господь отвечает на наш вопрос, почему Он избрал именно каждого из нас. Чтобы посрамить «сильных» мира сего.

      «Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков».
      (1 Коринфянам, 1:25)

    3. vadim 0764:

      Люди! Надо, чтоб это слышали наши детки в яслях, садиках, школах, а мы по телевизору, хотя бы по отдельному каналу круглосуточно, а по остальным — три-четыре раза в день в тематических передачах. Предлагаю требовать это от правительства, писать письма и телеграммы в Кремль. Батюшке одному не справиться, подьём, Россия православная!

    4. Inessa_Ra:

      У меня вопрос к админам: у меня где-то к середине ролика пропадает изображение, при этом звук остается, и несколько секунд падает вся система. Как думаете — в чем проблема?

      • regent:

        Можно посоветовать — обновить Adobe Flash player, если это с онлайн просмотра.
        Если не поможет, тогда нерешаемо, также как и с полосками, которые иногда у кого-то появляются.

    5. danna1209:

      СПАСИБО!!!

    6. Елена:

      Спаси, Господи! Николай Чудотворец — мой любимый батюшка.

    7. serf:

      Спаси Господи вас отец Димитрий.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.