Вторая проповедь на Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (аудио-пост)
Воскресная проповедь на праздник Покрова Пресвятой Богородицы о нашей пенитенциарной системе и об универсальном алгоритме нашего поведения в любых жизненных ситуациях, который изложен в Евангелии от Луки, глава 6, стих 31.

Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Вторая проповедь на Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (аудио-пост)

Несколько лет назад, как вы помните, Святейший Патриарх Алексий ввёл такой обычай, чтобы в день Покрова Божией Матери собирать нашу лепту для людей, содержащихся в заключении. И мы сегодня тоже продолжим эту традицию, потому что Господь сказал: «Я был в темнице, и вы посетили меня» (Мф. 25, 31–46). Каждый христианин как-то минимально, хотя бы раз в году, должен в этом участвовать. Сам Христос был в тюрьме, были в тюрьме все апостолы, были в тюрьме все до одного мученики, и сейчас ежегодно в зале суда освобождают из-под стражи 70 тысяч человек. Еще тысяч 100 не освобождают. Это говорит о том, что тысяч 150 вообще сидят в тюрьме ни за что, а довольно значительная часть сидит за такие мелочи, что их содержание в тюрьме обходится в тысячу, а иногда в десять тысяч раз дороже, чем то, что они там свистнули. Это тоже надо понимать.

И потом, когда человек выходит из тюрьмы, уже на второй день он оказывается в странной ситуации, он почему-то хочет есть, а у многих нет дома, куда он может ехать, понятно, на работу его никто никогда не берёт, и единственный для него выход – чего-нибудь украсть. Половина в первый же год опять возвращается в тюрьму, потому что для них это единственный способ физически жить. У нас вот такая ситуация. Поэтому предпринимается сбор средств, чтобы хоть на 5 минут облегчить участь этих людей.

Господь говорит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31). Мы сегодня этого уже касались. Часто большую часть времени, которое священнику приходится тратить, это отвечать на всякие вопросы. Человек говорит: «Я не знаю, как поступить». И чтобы самому научиться, нужно этот алгоритм, это правило очень твёрдо запомнить. Ещё бы неплохо, чтобы каждый из вас, придя домой, взял бы Евангелие от Луки, нашёл бы это место и крупными буквами написал, над кроватью повесил, и постепенно через очи наши это запомнится. Это такой универсальный алгоритм. И если мы будем всегда так поступать, то в большинстве случаев мы найдём выход из создавшейся ситуации.

Сегодня пришла одна женщина и говорит: «Помогите мне, у меня с мужем сложилась такая ситуация – непонимание». Я начинаю ей говорить, а она перед этим спросила: «Мне нужен ваш совет», а она не то, что не слышит, а вообще не слушает, говорит что-то своё. Ситуация понятна. Человек специально пришёл за советом к священнику и его не слушает, то что говорить про мужа. Что бы он там ни говорил, остаётся полностью без внимания. Как тут можно установить какие-то взаимоотношения? Нужно, как минимум, научиться слушать человека, хотя бы услышать, что ему надо. А так если одновременно говорить, то ничего не получится. Получится как на телевизоре в ток-шоу: все орут, и не слышно никого ни ведущему, ни слушателю, просто такой балаган. Поэтому это очень важно. Если ты хочешь, чтобы тебя услышали, сперва научить выслушать другого. Это непростое упражнение, но если годик поупражняться, можно научиться. Тогда что-то, может, начнёт получаться. В противном случае, какие советы ни давай, это совершенно невозможно.

Дальше Господь говорит: «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?» (Лк. 6, 32). Мы, к сожалению, и этого не умеем, любить тех, кто нас любит. То, как мы относимся потребительски к любящим нас людям, это, конечно, не любовь, это все равно любовь к самому себе. Даже если мы научимся любить тех, кто нас любит, никакой благодарности нам в этом нет. «Ибо и грешники любящих их любят». Видите, какие 2 тысячи лет назад были грешники, они любили тех, кто их любит. А нам нужно еще этому учиться. То есть на протяжении 2 тысяч лет как мы низко пали. «Если делаете добро тем, которые вам делают добро какая вам за то благодарность? И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк. 6, 33–34). Действительно, дал и назад столько же получил. А некоторые даже стремятся: дал, а получить – ещё побольше. Но это неправильно, говорит Господь, если ты хочешь быть христианином: «Любите врагов ваших,  и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк. 6, 35). Дал взаймы и забыл. Во-первых, всё равно не отдадут, чтоб ты заранее не нервничал, а во-вторых, это повеление Господне. Потому что некоторые дадут, а потом не спят ночью. «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 35-36). И вот на основании этих слов Святейший Патриарх Алексий, Царство Небесное ему, установил этот обычай на Покров собирать средства.

Нам нужно приучаться к милосердию. Почему нужно желать, и хотеть, и совершать, так относиться к людям, как мы бы хотели, чтобы они относились к нам? Потому что каждое живое существо понимает, что такое по шерсти, что такое против шерсти. И мы это понимаем. И очень важно, чтобы научились чувствовать боль другого человека так же, как чувствуем свою. Как Господь, возлюбя всех нас, преклонил Небеса и сошёл на землю. Как Пресвятая Дева Богородица, несмотря на то, что жители земли убили Её Единственного Сына, Она, тем не менее, простирает над нами Свой Покров и молится за весь род человеческий, совсем не мстя нам за это, а желая нашего исправления. Вот к этому и мы все должны стремиться, чтобы наше сердце захватывало не зло, а добро, а злу препятствовать и в окружающем нас мире, тогда будет что-то меняться к лучшему. И для этого нужно использовать каждый день, каждый час и каждую минуту своей жизни, потому что жизнь наша земная должна быть как непрестанное упражнение в добре для того, чтобы сердце было милосердным, потому что только милосердное сердце может вместить благодать Святаго Духа. Как по-славянски сказано: «Какая вам благодать есть»? Переведено на русский как благодарность, это очень важно. К сожалению, Царство Небесное не наследует ни один злой и сердитый человек, это невозможно. Невозможно принципиально, как канату пролезть в игольное ушко, никак. Поэтому очень важно, чтобы христианин или христианка в течение своей жизни превращались не в Бармалея и бабу-ягу: злую, раздражительную, сплетницу, подлую, делающую какие-то козни, постоянно сплетничая, сталкивая людей, а совсем наоборот: умиряя, успокаивая, любя.

Потому что очень много есть таких борцов за правду, от которых житья другим на свете нет с их правдой. Поэтому человек часто, почти всегда, под предлогом какой-то справедливости или закона творит беззаконие. А закон, справедливость служит таким прикрытием, а внутри всё равно: корысть, гордость, желание настоять на своём, подчинить своей воле и так далее. Понятно, что Господь это всё видит. Он хочет научить нас другому отношению и к жизни, и к нашему ближнему. И только тот из нас, который захочет этому научиться, сможет быть христианином. Всё остальное – цирк и фарисейство. Но если даже фарисей не может обмануть человека, но как ты можешь обмануть Бога, Который видит тебя, бедненького, насквозь, сколько бы ты ни придурялся? С Богом отношения должны быть прямые. Как Иоанн Предтеча говорил: «Прямыми сделайте стези Ему»  (Мк. 1, 3). Путь Божий в наше сердце должен быть прямой. Поэтому не надо трудиться обманывать других, самих себя, потому что в таком случае жизнь вся искажается. Лучше быть обманутым, чем обманывать самому, это всегда предпочтительнее.

И христианин должен всегда предпочитать самому себе своего ближнего, причём, подчёркивается, что если ты добро делаешь только хорошим добрым людям, то тебе в том награды никакой нет. Какая тебе награда, если ты на день рождения своему внуку даришь плюшевого медведя или жирафа? Твой внук, твои деньги, вернее не твои, пенсия уже, даришь, опять же, своему внуку. Всё в твоей семье остаётся. Это всё равно что плащ из одного шкафа в другой перевесить. Какая тебе за это награда, если ты своему внуку даришь? А вот ближний твой, он может быть и очень противненьким, и очень неприятненьким, и он может быть и очень даже некрасивеньким, и может быть даже довольно подленьким. Вот это вот – награда. Когда ты преодолеваешь эту рознь и оказываешь ему любовь, как будто он хороший. Тогда есть возможность и твоему сердцу умягчиться, и его сердце умягчить. Когда человек сталкивается с добром, которое направлено к нему, он задумается: оказывается, мир-то не так уж плох, оказывается, есть совсем другие люди. А когда он узнает, что этот человек вообще из христианских соображений это делает, не потому, что он хочет его подкупить, чего-то с этого иметь, а просто. Тогда он начинает задумываться: а что тогда такое христианство? Пытается узнать, и, может быть, у него есть шанс и самому стать христианином. Тогда через твоё добро ты и брата себе приобретёшь во Христе, что тоже очень важно. Господь будет радоваться. На Небесах бывает больше радость об одном кающемся, чем о 99 не имеющих нужду в покаянии. Будешь, значит, способствовать делу Христову на земле. И уже два человека на земле, у них будут отношения не как у двух псов, как это обычно в семьях бывает, между родителями и детьми, между бабушками и внуками, между мужем и женой, как псы, причём псы специально тренированные на зло, а наоборот, любви, помощи, взаимного смирения, терпения, снисходительности. Потому что все люди разные, так не бывает, чтобы один человек идеально подходил к другому, нет, это совершенно невозможно, поэтому смиряться в любой ситуации придётся, в любой. Всегда какие-то есть шероховатости, изъяны, и любовь понуждает человека это всё потерпеть, понести, как апостол сказал: «Носите тяготы друг друга и так исполните закон Христов»  (Гал. 6, 2). Какой закон? Закон любви. Вот это главный закон христианства. Поступаем по любви, значит, мы есть христиане. Если мы поступаем не по любви, а из любви к себе, которая есть не любовь, а себялюбие, то, значит, мы пока ещё не христиане.

Комментарии.

    Комментариев 9

    1. Smirnova Irina:

      Очень часто, когда у меня возникает какие-то сомнения, мне Господь посылает очередную проповедь нашего любимого батюшки…))) Вот и сейчас нашла ответ на свой вопрос в словах Дмитрия Смирнова. Долгих лет Вам Отец Димитрий, здоровья и терпения к нам бестолковым

    2. julia l:

      Спаси Господи.

    3. iraida:

      Спасибо Вам.Слушая Ваши проповеди,ощущаю боль и стыд- точное попадание. Надеюсь, что эти уроки усвою, наблюдая за собой. Как же это трудно!Надеюсь только на помощь Божью.

    4. lavrina:

      Спасибо за проповедь!
      Всегда жду Ваши проповеди, отец Димитрий!
      -
      Слушая последние проповеди, обратила внимание, что не слышно детский плач в Храме. Что это: мамочки образумились и стали малышей уводить домой, чтобы не мешать батюшке и слушающим прихожанам? Или есть другая причина?

      • ludmelis:

        Те, что раньше плакали, повзрослели и научились таким образом не «давать знать о себе» в храме. А среди вновь приводимых и приносимых в храм малышей, видимо, все спокойные, кроткие и, по возможности, терпеливые.

        • lavrina:

          На самом деле это проблема любого Храма. О. Димитрий хорошо сказал об этом в одной из бесед — родители малыша просто не считаются с другими посетителями Храма и самим батюшкой. А ведь ребёнка можно и нужно увести домой после причастия. Потому что малыши устают, но родители упорствуют…А прихожане боятся сделать замечание и тем вызвать обиду родителя, а может и гнев. — Замкнутый круг…
          -
          Но разве проповедь говорится не для того, чтобы её услышали?…А слушать приходится плач ни в чём неповинного младенца.

    5. tatarskay koroleva:

      Вышла на ваш мультиблог через блог в живом журнале Дамира-хазрата. Я мусульманка, заинтересовалась вашей человечностью к людям. Интереснейший вы человек, Димитрий Смирнов. Здоровья вам и вашим близким! От вас веет любовью и жизнью, вы будто с Богом на одной ноге, просто близки. И как прекрасно, что Бог есть Любовь. Да хранит вас Величайший,Милостивейший и Милосердный!!!!!

    6. VIKTOR:

      Низкий поклон отцу Дмитрию.Как обычно все четко ,доступно ,поучительно.»Разжевал и в рот положил» , только глотай.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.