Комментариев 189

Написать комментарий
  1. svetlanas:

    Спаси Господи,батюшка Димитрий!
    «Тот путь ,который мы прошли от греха ко Христу-вот это неизбывная вечная ценность…»

  2. alexa:

    А главное в притче — отдать всё или именно отдать нищим? Или это просто как нищие духом? А если жене оставить, а самому свалить?

    • mtn:

      Смотря, что оставить, а то некоторые сваливают и тянет эта бедная жена детей одна…

      • alexa:

        А есть некоторые женщины, которым сколько не дай — всё мало.
        В притче шла речь о богатом юноше, была у него семья или нет — не сказано. Ну родные должны быть или друзья. Можно им отдать, а не чужим.

        • julia l:

          Куда путь держим?
          Можно конечно и свалить,если есть уверенность в правильности выбора…
          Достался же кому-то такой спутник-путник,прямо-таки сокровище.А ей всё мало.Ну ты подумай))

          • s2235:

            А вдруг пока не достался ещё :).

          • alexa:

            Я про притчу, а вы про мою неизвестную личность. Вопрос может праздный, сейчас так только в секты зовут:
            Хочешь пойти за Христом? Отдай нам всё, а мы поможем.

      • dmitry.r:

        Смотря,что оставить,сваливает некоторая…оставляя 8 месячную дочь…и тянет этот бедный муж один…

    • Дмитрий:

      Отдать все и чужим, чтобы безвозвратно. Если раздать родным, то всегда будет, мысль, что вернусь, мол, пригреют. Так и Сердюков раздать сумеет.

      • Дмитрий:

        Естесственно не значит, что жену нужно оставлять нищей и принципиально ей ничего не оставлять.

      • s2235:

        А если раздать «чужим» вдруг та же мысль будет, вернусь к «чужим» «пригреют». И что опасного в этой мысли?

        • julia l:

          «озирающийся назад,не благонадёжен…»
          И если желание уйти-это не какая-то очередная блажь и не просто желание «свалить»,то человек должен позаботиться,чтобы с его уходом семья не начала страдать ни духовно,ни материально.

          • alexa:

            Свалить, это я плохое слово применил. Уйти искать Царство Божие.
            Как это можно сделать хорошо для близких, я не представляю, даже если в семье все воцерковленные и теоретически могут понять. Про остальных молчу.

            • mtn:

              А где Вы его искать-то собрались, Вы думаете оно у нас тут на Земле находится :) .

            • julia l:

              «Царствие Божие внутрь вас есть»
              Трагедия юноши заключалась в выборе его сердца.Любовь к богатству оказалась столь сильной,что для Бога в его душе места уже не осталось.
              У каждого человека есть страсть,которая главенствует над ним.
              Ходите в Храм,молитесь и найдёте ответы в своём сердце.Читайте Евангелие.Веруйте и ничего не бойтесь.

              • грешник:

                Бог есть любовь и хочет спасение каждому. Поэтому Он постоянно, промыслительно, даёт нам шансы и приводит нас на тот самый перекрёсток, который может изменить всю нашу жизнь и поможет спасти свою беЗсмертную душу. Для того молодого человека, именно таким вот перекрёстком, была постановка его перед выбором: уверовать в слова Иисуса, продать своё большое имение, раздать деньги нищим и пойти, взяв свой крест, за Христом или не поверить Ему и уповать на спасение с помощью соблюдения ветхозаветного закона. Первое он сделать так и не смог. И не нам его осуждать.
                P.S. Интересно, а из местных «святых» смог бы кто-нибудь сделать это? Продать свою квартиру, раздать все деньги нищим и пойти в монастырь…

                • s2235:

                  На этот вопрос «трудно» ответить зараннее, особенно «богатому» )))

                  • грешник:

                    А что значит «заранее»? Ответьте сами себе прямо сейчас: «Я готов, прямо вот сегодня-завтра, сделать это или нет?»
                    Но тут есть и ещё одна забавная вещь — у каждого свой собственный перекрёсток. И не обязательно у каждого богатого человека именно этот путь для спасения. Совсем не обязательно. Иисус знал, что тот молодой человек этим поступком мог бы спастись. А вот спасётся ли другой богатый, если он всё своё имущество раздаст нищим и уйдёт в монастырь, совсем не факт. Вполне вероятно, что в монастыре к нему придёт страшный зверь жаба, которого он, может быть, сам же и вырастил в своём сердце, и задушит всё дело его спасения на корню.

                    • Дмитрий:

                      такое ощущение, что lavrina взломала аккаунт грешника

                    • julia l:

                      Спасти человека может только Бог.
                      За человеком лишь выбор его сердца и движение в заданном направлении.
                      И перекрёстка никакого нет,а есть лишь два пути.
                      Единственно правильный-к Богу.

                    • s2235:

                      Может приползти другой удав под названием гордыня, который не только «жабу» и дела задушит, но и желание, и способность делать эти дела.

                    • s2235:

                      Зараннее это означает до перекрёстка, впадать в иллюзии до времени когда необходимо принимать решение, но и после перекрёстка не стоит расслабляться, тем что вот Я «раздал», Я такой «правильный», а то раздал окажется «разбазарил», может и того хуже «отнял».

                    • грешник:

                      «И перекрёстка никакого нет, а есть лишь два пути. Единственно правильный — к Богу»
                      .
                      А одно другому не противоречит.
                      Правильный путь это путь к Богу. Бесспорно. Но на пути к Богу много, много разных перекрёстков. И куда пойдёшь именно ты, и какое направление на этих перекрёстках ты выберешь, зависит только от твоей воли. Поэтому, чтобы не ошибиться, мы и просим постоянно Бога: «Но пусть Твоя воля будет, а не моя». А спасти меня, без самого меня, даже Бог не сможет. Синергия, однако… 8)

                    • Natalya t:

                      Точно подмечено, можно раздать все, а главной страстью все равно останется сребролюбие, поэтому, может быть, раздать нищим имение значит еще и стать нищим духом, т.е отказаться от всех эгоистических устремлений которыи несть числа в каждом сердце, сюда входит все, кроме стремления послужить Богу и ближнему, освободить от этого «имения» может только Бог, причем для этого не надо никуда уходить, все происходит в душе челоекаа, но к этому юноша оказался не готов.

                    • mtn:

                      Сребро надо хранить на банковской карточке, когда они там их совсем не любишь, тратишь с удовольствием :) .

                    • Natalya t:

                      Т.е. с глаз долой — из сердца вон? А что, в этом что-то есть, пусть банк будет во всем виноват.

                    • Natalya t:

                      шучу

                • mtn:

                  Продать с обременением, ну вместе с родственниками, проживающими в этой же квартире или родственников с собой в монастырь забрать?

                  • s2235:

                    Надо аккуратнее, так можно увлечься и монастырь продать…

                    • mtn:

                      Монастырь… некоторые так увлеклись, что уже и страну почти продали…

                    • грешник:

                      Перекрёстков много. Есть главные, а есть и каждодневные. Каждый наш выбор это и есть тот самый наш перекрёсток. Вот, к примеру, просишь ты Бога: «Господи, избавь меня от раздражения, не могу я больше так жить, не могу». И что же происходит? А совсем не так, как в сказке про старика Хоттабыча, который выдернул волосок из своей бороды и нате вам, пожалуйста — чудо. Совсеееем не так. Теперь ежедневно, вместо 10-20 случаев, которые вводили тебя в раздражение, появляются 1000 таких же случаев. И это — от Бога. А вот теперь дело за тобой. Тренируйся, избавляйся, проси Божией помощи, кричи к Нему, упал — быстрее вставай и иди дальше, опять упал — опять вскакивай и иди дальше. Вот она — синергия. 8)

    • Dana V:

      в Евангелие написано: «.. все, что имеешь продай и раздай нищим..» Отчего же человек начинает фантазировать и рассматривать разные версии? Если родственники или друзья нищие, раздай им, что так смущает?
      Христос же не предлагает продать имущество жены, только свое.(хотя в притче о жене не упоминалось)
      А секта, которая Вас зовет, очень нищая?
      И поэтому, отбросьте все лишние мысли, представте, что продаете только свое и раздаете только нищим, может, что получится и разные смущения уйдут.

  3. Илья Будников:

    Как хорошо, вы батюшка, сказали «… что он-бы, вообще, мог- бы». Значит и мы, вообще, могли-бы.

  4. VolodimirBryansk:

    Посетители сайте, не забывайте о возможности поддержать материально того, что Вам дорого и через что многие могут придти к Господу.

  5. георгий панчулидзе:

    Спасибо Вам дорогой отец Димирий. неоднократно говорил учимсья от Вас все больше и больше.

  6. kuzma_prutkoff:

    8 комментариев и 99 болтовни :)

  7. грешник:

    Если бы все наши сообщения шли в хронологическом порядке, то было бы гораздо удобнее. :)

  8. julia l:

    Спаси Господи.

  9. Irene:

    Мне кажется, квинтэссенция прочитанного евангельского отрывка заключается в том, что необходимо понять: чего хочет Господь конкретно от меня, именно сейчас, в предлагаемых обстоятельствах. И на это батюшка и обращает наше внимание.
    Можно ведь и имущество продать, и деньги нищим раздать, тем самым, сделав, например, несчастными членов своей семьи. «Смотри не разори своего дома, желая построить дом ближнего», — предупреждал Симеон Новый Богослов.
    Отказаться же следует от того, к чему слишком сильно прилепилась душа – а это, порою, так трудно определить бывает. А, может, иногда и не очень хочется определять… А надо бы — особенно, если земная жизнь (моя, например) идет к закату.

    • s2235:

      Члены семьи и родственники тоже могут быть нуждающимися, почему им нельзя помогать, непринципиально родственник или нет, важно наверное помогать научиться, не делать «вид» помощи. От некоторых «раздачь» вред бывает. Так или иначе «богатство» раздашь а вот кому и какая польза от этого по разному бывает.

  10. Agniya:

    Как же трудно мне сорадоваться, вот сопереживать и помочь в горе, болезни я хочу и делаю, но принимая участие в радости ближнего (близкие родственники не в счет) ), червячок зависти копошится в моей грешной душе.Прости мне Господи!

  11. грешник:

    Читая Новый Завет, после проповедей Димитрия Смирнова, стал «примерять» все встречающиеся там ситуации на себя. И, если раньше я просто «проскакивал» такие сценки, как эта — с богатым праведником, попутно только осуждая его, то теперь я хорошо понимаю, что будь на его месте я, и не продал бы всё имение своё, и нищим бы не раздал. И вот ещё чего стал замечать, постоянно перечитывая Н.З., только не знаю прав я или это мне только показалось, но у Христа очень тонкое чувство юмора.

    • Юлия:

      А я вас понимаю,,, Христос- это высшее добро и чувство юмора в том числе, только мы это отказываемся понять, принять и идти за Ним… Спасибо батюшке за прекрасную проповедь и спаси его Господь!

    • Дмитрий:

      например?

    • Дмитрий Долгов:

      «грешник» — насчет юмора Вы неправы. Христа никто не видел смеющимся или улыбающимся. Плачущим — видели. Так что если «показалось» — когда кажется — креститься надо.

      • грешник:

        К Богу можно по-разному относиться. Можно строить отношения, как будто бы ты — мерзкий преступник, боящийся наказания Судьи, а можно — как блудный сын, который хорошо понимает, как же его всё-таки любит его Отец. И вот тогда, за каждое своё падение, бывает так стыдно этому самому сыну перед своим любящим Отцом, так стыдно. И это действует лучше, чем страх перед судьёй.

        • Дмитрий:

          Привели хрестоматийный ответ вообще не на то, о чем вам сказали.
          Между хохмящим и любящим есть разница. Это протестантский подход, Христос хохочущий, с белозубой улыбкой. Свой парень. Такой же как мы, не против позубоскалить, «это ведь не грех».

          • грешник:

            Дмитрий, Вы — передёргиваете.
            Пишу это совсем не в осуждение. Ваш максимализм и рвение напомнили мне меня же самого, но чуть раньше годами, что и вызывает у меня сейчас лишь улыбку, а не раздражение. Мира Вам и духовного здравия, Дмитрий.

          • Tatyana Vladimirovna:

            Дмитрий, извините, но подмена понятий, расширение или сужение их, противопоставление не противоположных понятий — известные приемы. Существуют разные по степени проявления виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск (если меня поправят, например, литературоведы, буду признательна). О юморе в Евангелии говорил, помнится, митрополит Иларион (Алфеев) (было бы время, нашла бы точнее).
            А вот цитата, которой Вы не откажете в некоторой иронии: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе…» (Мф. 6, 16-18). Простите, конечно, это не я нашла (и цитату, и интерпретацию ее).

            • Дмитрий:

              Откажу. тут могла бы быть ирония, только если обыграть это интонационно. Откуда уверенность, что она была?

              • Tatyana Vladimirovna:

                Простите,выражусь яснее: очередной демагогический прием — приписывать собеседнику то, чего в его высказывании нет (сама им пользуюсь, так что не в осуждение). Я же указала, что интерпретация не моя.Это может выглядеть как попытка спрятаться за чужим авторитетом, но(позволю себе перефразировать отца Димитрия): кто я такая, чтобы что-то толковать?!(Ремарка: интонация не ироническая).

                • Дмитрий:

                  с вами неинтересно, грешник вон запутался (но там хоть было где) и пошел в несознанку играть. С вами даже не буду пытаться строить логических цепочек, научен горьким опытом mtn.

                  • Tatyana Vladimirovna:

                    Не услышали главного, жаль!Или не захотели.

                    • julia l:

                      Скорее услышали,оттого и не захотели…)

                • Tatyana Vladimirovna:

                  Кстати, если уж имитировать некое подобие дискуссии, следовало бы все же договориться о терминах, точнее о содержании понятий, или , в категориях семиотики, о плане выражения и плане содержания.Написание слов юмор и стеб через слэш свидетельсьвует о том, что о терминах мы не договорились. И еще, уточняющий вопрос: не считаете ли Вы, что ирония реализуется только в устной речи? А в письменной — ?

            • dmitry.r:

              «Как древние в знак радости помазывали себя елеем после омовения, так и ты показывай себя радующимся. Но под елеем разумеется и милостыня, а под главой нашей – Христос, которого должно умащать милостынями. «Умывать лице» – значит омывать чувства слезами.(толкование Феофилакта Болгарского)

            • julia l:

              Программа «Церковь и мир» с митрополитом Илларионом(Алфеевым).О чувстве юмора в Церкви.

      • Lena.it:

        Я вот почему-то убеждена, что Нагорную проповедь Господь говорил улыбаясь, ну, это была такая ласковая, тихая улыбка. «…Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят….Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» Попробуйте сами сказать это печально или совсем без эмоций, не получится, будет или фальшиво-патетично или сухо назидательно, или вообще роботоподобно. А любя это сказать без ласковой улыбки- ну невозможно. Что Господь не смеялся, тут я согласна.

        • Lena.it:

          Вот, кстати, и эти слова, как мне кажется, Христос сказал с юмором, или добрым подшучиванием, наверняка с улыбкой: Матф.11: 7,8 «Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.»

          • Дмитрий:

            Ближе, но не горячо. Можно пойти дальше в плане доброго юмора.
            Представить Христа в роли этакого Василия Чапаева, который сидит с Петькой/апостолом на берегу Генисаретского озера, и приобняв и взьерошив ему голову, ласково говорит, «дурень ты Петька, дурень, уйду я от вас.»
            - Куда уйду? не понял Петька.
            - На три дня уйду. А потом вернусь и спрошу с тебя как с понимающего, ухмыльнулся в усы Христос.
            Ну как? Торкает? Привет от Майи Кучерской с ее святыми.

            • dmitry.r:

              -))))))…

            • грешник:

              Кстати, апостолы и не понимали, о чём это им постоянно говорил Христос. А поняли это они только вот когда:
              .
              «…о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании … вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний».

              • Дмитрий:

                Хороший пример текста. Обращение как к пасомым овцам, которые элементарных вещей понять не могут. Не до иронии.

                • грешник:

                  А в приведённом тексте нет не только иронии, но даже и на тонкий юмор никакого намёка. Я привёл этот отрывок лишь для того, чтобы показать то, что апостолы из речей Христа многого совсем не понимали. Не надо всё в одну кучу сваливать. Бог нам подарил такую прикольную штуку, как мозги. Вот и надо ими пользоваться. Иначе любой орган, которым долго не пользуются, атрофируется. Скажите, а Вы можете представить Христа, который общается с детьми и не улыбается? Христос был Богочеловек. Поэтому ничто человеческое Ему было не чуждо. Естественно, кроме греха. Надо будет спросить о. Димитрия является ли чувство юмора грехом или нет. :)

                  • Дмитрий:

                    для начала спросите его, что такое чувство юмора и каким оно было 2000 лет назад.

                    • грешник:

                      Как очевидца тех событий?

                    • Дмитрий:

                      если термин юмора 2000 летней давности не определен, то бесполезно спрашивать, был ли он у Христа, и какой вообще был у него юмор.
                      Плюс корректней было спросить, есть ли юмор в священных текстах. Ибо про самого Христа тоже очевидцев нет.
                      Как у вас двигается дело с логической цепочкой? Уразумели?

        • грешник:

          А когда Христос общался с детьми, то вы думаете, что Он был хмур и печален?

        • Дмитрий:

          Тогда люди были попроще. Я даже сомневаюсь, что там был юмор в том понимании, который в него вкладывается сейчас, поскольку речь была не развита. Словесных выкрутасов, подобных нашим на этом блоге не могло быть и в помине.
          Это хорошо видно, когда сталкиваешься со старорусской речью. (времен хотя бы Алексея Михайловича), счас бы эту речь назвали старомодной и слишком церемонной.

          • mtn:

            Люди, они всегда одинаковы, это Вам они сейчас кажутся попроще, но для своего времени некоторые из них были еще какие грешники…

            • dmitry.r:

              Речь не о грехах,а «словесных выкрутасах»…сегодня в таких «словесных выкрутасах» мы продвинулись дальше…высокий интилект, тонкий юмор…

              • mtn:

                «сегодня в таких «словесных выкрутасах» мы продвинулись дальше…высокий интилект, тонкий юмор…» Ну и что Вы хотели сказать-то?

                • dmitry.r:

                  нигде я не слышал,что в древности ценили юмор в Евангельских притчах,и Христа,за Его тонкое чувство юмора…

                  • mtn:

                    Ну если Вы… ну вдруг, так случилось… случайно, конечно, ни сподобились услышать, а еще, даже и не возможно это предположить, прочитать…, то, что? мы на этом блоге много потеряли?

                    • dmitry.r:

                      Идёт человек,а ему навстречу Православный(юморист,конечно),и давай этому тёмному, непросвещённому анекдоты рассказывать,а потом шутки-прибаутки,Евангельские притчи,вдоволь по смеясь человек говорит:»а давай и я Крещусь,весела у вас там в Православии…и Бог Ваш с тонким юмором…вот теперь жизнь моя преобразится…

                    • Дмитрий:

                      я подскажу, что раньше ценилось.
                      Ценился страх Божий/благоговение перед Богом и благоговение перед священным текстом, которое в свою очередь разрушается любой формой иронии/смеха.

                    • mtn:

                      Кем, позвольте спросить, ценился страх Божий? Разве он подлежит оценке, он, этот страх Божий, либо есть либо его нет.
                      Вы все смешали в одну кучу. Разве кто-то иронизирует по поводу Евангелия (священного текста)?. Мы иронизируем по поводу своего, а чаще всего, конечно, чужого :) поведения. Также и Иисус Христос иронизировал, когда, например, сравнивал поведение фарисеев и книжников с крашенными гробами (побеленными могилами).

              • Tatyana Vladimirovna:

                Прошу прощения, слово интеллект с двумя ошибками пишем для создания комического эффекта?

          • Lena.it:

            Ну, не знаю…для меня апостольские письма- это вообще что-то запредельное с точки зрения развитости речи. Как это возможно было- пользуясь простыми словами, «без выкрутасов», передавать такую глубину духовного мира и его законов?
            А про Майю Кучерскую- не торкнуло что-то, знать с юмором у меня не того. О Иисусе Христе я юмора вообще не понимаю, вижу только очень дурной тон. Фанатизм православный видимо мне мешает понимать такую тонкую литературу. :(

          • Tatyana Vladimirovna:

            Извините. это Вы сами установили, что речь была не развита?

        • Дмитрий:

          Если не вдаваться в поиски истины, иначе придется скатиться в область апокрифов, то мне лично более симпатичен стиль речи, который изображен в образе Муаддиба в Детях Дюны. Там нет никакого юмора, чем не вариант?

    • mtn:

      «но у Христа очень тонкое чувство юмора»
      Не только у Христа, но и у его Отца, иначе бы нас и не было :) .

      • Дмитрий:

        У вас с грешником слет весельчаков братьев Чепменов что ли?

        • mtn:

          А что, смех считается чем-то грешным? Мы должны быть радостны.
          В речах Иисуса Христа очень много юмора, просто, когда шутка переносится в новое время ее бывает сложно понять (ну примерно также, как мы не понимаем шуток людей из других стран, также как и они не понимают наш юмор — над чем мы смеемся). А в проповедях о. Димитрия… очень бывает смешно, особенно, когда себя узнаешь :) .

          • Дмитрий:

            Это о.Димитрий расцвечивает свою речь вполне конкретным юмором, (совсем не тонким, а точнее стебом), чтобы как-то заинтересовать и зацепить. Христос не стебался ни над кем, ни тонко, ни толсто, даже чтоб зацепить.
            И не юморил, чтобы поднять настроение. Возможно у вас такая потребность, видеть везде прикол.
            Но конкретно к вам был вопрос из-за этого «Не только у Христа, но и у его Отца, иначе бы нас и не было». Непонятно, что она значит. То ли факт создание нас — это типа такой прикол или хохма, то ли Бог нас не уничтожил до сих пор, потому что «с чувством юмора» относится к нашим «шалостям/грехам»?

            • mtn:

              «Не надо пытаться понять в чем смысл жизни, достаточно знать, что он существует». Я не знаю какие мотивы были у Бога, когда он создавал человека, также, как и не знаю: удачен ли этот проект с точки зрения Бога.

              • Дмитрий:

                уходите от ответа, то, что не знаете, это и так понятно, зачем тогда говорили про юмор?
                Ваша фраза про то, что мол нас бы не было, это из разряда умничанья неверующих интеллигентов, любящих красивые фразы типа, «если бы Бога не было, его нужно было бы придумать».

                • mtn:

                  «Ваша фраза про то, что мол нас бы не было…» Это была просто шутка, уважаемый Дмитрий.

                • Lena.it:

                  У Бога безусловно есть чувство юмора, Он, чтобы мы над собой умели смеяться, создал мартышек, как дружескую карикатуру на нас, но поскольку наше чувство юмора сильно уступает Его чувству юмора, некоторые из нас всерьёз решили, что мартышки- это наши прабабушки и прадедушки. Наверное, Дарвин как раз был тем, кто никогда не смеялся и не улыбался, а всё воспринимал очень-очень серьёзно.

            • mtn:

              Кстати Иисус Христос, чтобы поднять настроение иногда даже воду в вино превращал :) .

            • Elena Chernova:

              Извините, тонкий юмор — это вовсе не стёб. Стеб — это » публичное выражение иронического отношения к каким-либо людям, взглядам или понятиям, часто в виде пародии, ставящее целью их высмеивание.» А тонкий юмор — он и Африке тонкий юмор .

        • грешник:

          Хотите, приведу навскидку пару примеров?
          .
          От Матфея, глава 12, стих 39, от Луки, глава 9, стих 51-56.
          .
          Попробуйте увидеть это и понять происшедшее, как будто это
          Вы там рядом со Христом сейчас находитесь. Будет понятнее.
          А, если не будет, то я могу Вам эти события, но только
          другими словами пересказать. И таких мест в Новом Завете
          очень много. Не думаю, что отказывая Христу в Его тонком
          чувстве юмора, Вы хотели обвинить меня в кощунстве.

          • грешник:

            Да, забыл.
            К Евангелию от Луки, глава 9, стих 51-56, прибавьте ещё, для полноты картины, и от Марка 3:17.

            • Дмитрий:

              Поскольку последний пример самый несуразный, то на всякий случай спрошу — координаты не сбиты?

              Библия — От Марка 3:17
              «Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть `сыны громовы’,»

              толк Блаж. Феофилакт Болгарский
              «Сынами громовыми называет сынов Зеведея, как особенно великих проповедников и богословов.»
              толк. Лопухина
              «оба брата выказали очень большую стремительность и гневную вспыльчивость, которые и могли послужить поводом к тому, чтобы дать им такое прозвище»

              • грешник:

                Чувство юмора… оно или есть или его нет… это ведь тоже Божий дар человеку…

                • Дмитрий:

                  Неет! я таю, таю … и чувствую себя профаном по сравнению с посвященными, которые уже выросли их моих штанишек -) наверно потому что не читал Кураева с его контекстными переводами Библии.

                  • грешник:

                    Зря Вы подумали, что я пытаюсь хоть как-то превознестись над Вами. Даже и мысли такой не было. Если я читаю у святых отцов, что вон за тем поворотом будет яма, то я даже и не сомневаюсь в этом. Но часто, даже будучи предупреждённым о лежащих там граблях, наступаю на них. Это свойство грешной человеческой души.
                    .
                    А теперь попробуйте вдуматься в то, что сказал книжникам и фарисеям Христос:

                    «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка»
                    .
                    Что такое «знамения Ионы»?

                    • Дмитрий:

                      мне не надо вдумываться, потому что я это знаю.
                      «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. »
                      То есть это Он юморил так про свою смерть на кресте и сошествие во ад с последующим воскресением, типа, еще посмотрите как оно будет?
                      Это было бы возможно для самонадеянного супермена в американском фильме.
                      У Христа не могло быть никакого юмора в этой ситуации, что доказывает тот факт, что Христос как смертный человек боялся страданий, по этой же причине не мог быть уверен в триумфе и поэтому не мог куражиться/юморить раньше времени.
                      Это вы как бы смотрите фильм с уже известным концом и посмеиваетесь над фарисеями, а раз посмеиваетесь, то значит в мозг поступает сигнал что тут тонкий юмор, не иначе.

                    • mtn:

                      Ни как не могу понять: Вы книжник или фарисей? (Дмитрию)

                    • грешник:

                      Христос — Богочеловек. Как всякий человек Он боялся боли и смерти, а как Бог Он знал, что и как будет, и чем всё это закончится. Бог — вне времени. И для Него всё — сейчас.

                    • Дмитрий:

                      ну тут уже демагогия пошла, если вне времени, то чего бояться? будущего, которого нет?
                      кстати насчет знал чем закончится, это большой вопрос. Ибо тогда нужно признать, что у Иуды не было шансов и Христос знал это, и позвал в апостолы на роль предателя.
                      Как человек, Он не только боялся, но и сомневался, и зачем спрашивается постился в пустыне? искушения в пустыне это были реальные искушения, а не просто встреча дьявола с неуязвимым духовно Христом. Он был уязвим, и Он МОГ соблазниться, и именно тем фактом, что мог, но не соблазнился, Он спас человеческую природу.
                      Как говорили святые отцы «что не воспринято, то не спасено». Христос спасся тем же путем, который предлагается нам. Для нас не существует будущего (это вы знаете из проповедей о.Димитрия), не было будущего и для него, иначе нечестная игра. У вас получается, что Бог просто взял Сына и сказал ему, я тебя счас спущу на землю на заклание, там тебя убьют, перед этим будут искушать, но ты потерпи, это простые формальности, потому что по сценарию ты все тесты нормально пройдешь, а потом вокреснешь, все будет хокей.
                      Нет. Отдание Богом Сына заключалось и в том, что твердого сценария не было, в том числе и в сознании Христа, как нет его у нас. Были пророчества, которые сбылись. А могли не сбыться.

                    • mtn:

                      «ну тут уже демагогия пошла, если вне времени, то чего бояться? будущего, которого нет?»
                      Как это будущего нет, в аду-то не хочется, дорогой мой, поэтому стараемся хоть как-то, но жить по Евангелию.
                      «Для нас не существует будущего (это вы знаете из проповедей о.Димитрия), не было будущего и для него, иначе нечестная игра»
                      Как это не существует будущего? Мы все-таки с Грешником стараемся (ну не знаем, как получится) в будущем, ну если не совсем в Рай, то хоть около Рая где-то примоститься, не лишайте нас этой надежды.

                    • грешник:

                      Всё понятно. Вопросов больше нет. Как говорят военные: «Учите мат.часть». :)

                    • Дмитрий:

                      «..А теперь попробуйте вдуматься…»

                    • Дмитрий:

                      для mtn.
                      «Будущего нет» имеется в виду, что оно не предопределено и неизвестно.
                      И условно говоря меняется, в зависимости от настоящего (свобода воли)
                      Пророчества не абсолютны.

                • Elena Chernova:

                  Но мед — это очень уж
                  странный
                  предмет…
                  Всякая вещь — или есть, или
                  нет (Винни-Пух);-)

        • грешник:

          Притча.

          У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо,
          ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику,
          сказал: — Будь счастлив.
          Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:
          — Неужто ты такой смиренный?
          — Нет, — ответил нищий, — просто если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.

    • Natalya t:

      Игорь, скорее всего Вы правы насчет того, что у Иисуса Христа было тонкое чувство юмора, я думаю, оно было самым лучшим на свете, как и все остальные Его человеческие качества, но в Евангелие это не могло быть отражено, ведь это Весть о Спасении, а к спасению нашей души такие вещи, как ч.ю. не имеют никакого отношения. Наверное просто у Вас самого, когда Вы читали Новый Завет было хорошее настроение).

      • грешник:

        Новый Завет так многогранен, что просто диву даёшься. При каждом его прочтении постоянно раскрываются какие-то новые и новые вещи, мимо которых ты раньше просто «проходил». Иногда такие откровения, которых ты даже и не ожидал услышать. Именно услышать. Потому, что Его голос всегда звучит при чтении Нового Завета. А иногда ты слышишь Его конкретные ответы на свои вопросы, которые ты задаёшь Богу в молитвах. И я не перестаю удивляться этому чуду.
        P.S. Заранее отвечу на возможный ваш вопрос: шизофренией не страдаю.

        • Natalya t:

          То, что на конкретные вопросы, недоумения получаешь чудесным образом ответы (по Союзу ли, здесь на блоге или от каких-то людей услышишь) это, действительно, есть, я думаю, это многим знакомо, производит впечатление чуда…

      • julia l:

        Предположу,что чувство юмора-это изменённое грехом чувство радости.
        Оно в большой степени важно для человека и наличие его свидетельствует об уме и т.д.Но всё же это нечто,свойственное лишь грешной душе.

        • Дмитрий:

          чувство юмора — это инструмент для искусственного вызывания веселья
          в гипертрофированной форме (очень часто) превращается в стеб и подколы для вызывания злорадования.

          • грешник:

            Вилкой можно картошку с грибами есть, а можно и глаз выбить. Вы считаете, что в последнем случае будет виновата вилка?

          • vika-veronika:

            Некоторые старцы, например, Павел (Груздев), Иоан (Крестьянкин) обладали чувством юмора. В их святости никто не сомневается. Иногда юмор помогает принять человеку правду про себя, использовать юмор в обращении с «болящим» — это милосердие и любовь. Я еще не поняла было ли чувство юмора у Христа, но если когда-нибудь я открою Христа с этой стороны, буду счастлива.

            • грешник:

              А вот мнение об этом эпизоде одного священника. Случайно на форуме встретил. Значит не я один заметил это.
              .

              Сказанное Иисусом звучит, примерно, так:
              «Сын Человеческий для всех людей, как Иона для ниневитян. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»
              .
              И суть Евангельского сравнения Христа и Ионы в самом символе пророка Ионы. Хотя у Христа мало общего с Ионой. Ниневитяне совершенно не знали о приключении Ионы, но поверили ему и покаялись. Иона не хочет исполнять волю Божию, Иисус только этой волей и живёт. Иона упомянут в высшей степени саркастически, и это один из примеров юмора Иисуса — парадоксального юмора. У него попросили знамения, Он обещает «знамение Ионы». Это все равно, что пообещать «симфонию Микеланджело» или «от жилетки рукава». Тут весь смысл в следующем: поверите — покаетесь – спасётесь. Иона ведь, кажется, единственный из всех пророков, который никаких знаков не делал, знамений не совершал, а просто — сказал, и сказал-то почти скороговоркой, чуть ли не себе под нос, может быть в надежде, что на его слова и внимания-то никакого не обратят, может быть даже тяготясь этим городом. Но они — обратили на них внимание и покаялись.

              • грешник:

                Продолжение:
                .
                Так что когда сомневаешься, где в твоей жизни Бог, почему ничего не совершается такого знаменательного, помни: это отсутствие знамений и есть «знамение Ионы»! Настоящая вера не та, которая от настоящих знамений, а та, которая безо всяких знамений, то есть прямо от Бога.
                .
                «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие»

              • Дмитрий:

                1. итак, юмор плавно превратился в сарказм. звучит уже не так безобидно с точки зрения греховности.
                2. версия про жилетку и рукава и про что кто-то там чего-то не знал про знамения Ионы, а значит должен был построить какую-то логическую цепочку — полная ерунда, ибо Христос в следующей же фразе и объясняет, о каких знамениях идет речь — «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. «.
                3. не нужно искать юмора в притчах, он там не нужен и его там нет, притча не для того, чтобы вызывать понимающую ухмылку у ценителя тонкого юмора. Эпизод про Иону это просто притча + пророчество. Сначала люди недоумевают, о чем это он и как он может быть в сердце земли 3 дня. И она им запоминается. А потом когда пророчество исполнилось, они понимают ее смысл, и материал закрепляется. Даже если в притче не было прямого пророчества, все равно каждый в своей жизни попадает в ситуации, которые подходят под ту или иную притчу. Мозаика складывается. Так работает язык притч.

                • mtn:

                  «не нужно искать юмора в притчах» А если его не ищешь, а он там есть? :).
                  «он там не нужен и его там нет» Ну это не Вам судить, нужен он там или не нужен и есть ли он там или нет :) .
                  «притча не для того, чтобы вызывать понимающую ухмылку у ценителя тонкого юмора» Может быть Вы просто не понимаете для чего нужен тонкий юмор? Тонкий юмор не вызывает ухмылок, поэтому он и тонок.

                  • dmitry.r:

                    «Тонкий юмор не вызывает ухмылок, поэтому он и тонок». ага,а если ухмылка-значит юмор толстый…

                  • dmitry.r:

                    «не нужно искать юмора в притчах» А если его не ищешь, а он там есть? Впервые слышу,что в притчах Евангелия-есть юмор,может дело не в притчах а в Вас…

                • грешник:

                  Если бы я не понимал, что Вы очень юны, то я бы подумал, что передо мной какой-нибудь древний дед, который вечно ворчит по-стариковски и всегда бубнит себе что-то под нос. :)

                  • Дмитрий:

                    если бы я не знал, что вы не знаете, что я знаю, то, знаете ли …
                    говорите только то, что знаете, не будете выглядеть глупо.

                    • Tatyana Vladimirovna:

                      Наверное, не стоит так уж заботиться о том, как выглядите в глазах других людей (предупреждаю сразу: я не призываю ходить нечесаными и немытыми)

                • Natalya t:

                  Согласна с Вами, юмор в притчах не нужен, это же не художественная литература, и вообще, не литература. А Крестная Смерть Спасителя не оставляет юмору шансов.

            • dmitry.r:

              И о.Павел и о.Иоанн-были»детьми» по смирению духа,сердечной простоты,незлобия…»истин­но говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Цар­с­т­во Небесное;и кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном»,их сердечная простота и искренность в некоторых случаях вызывала смех(с детьми также),а не какое,не чувство юмора.

          • julia l:

            «…В один из дней пребывания Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украине ему задали серьезный вопрос о несерьезном — о месте юмора в жизни православного человека:

            — Ваше Святейшество! Говорят, что всех одесситов отличает особое чувство юмора. В связи с этим вопрос: каково Ваше личное отношение к юмору и насколько он уместен в церковной среде?

            — Отношение абсолютно положительное — без юмора жизнь становится опасной. Большинство плохих людей лишены чувства юмора. Во-первых, юмор помогает понизить градус человеческого конфликта, помогает перевести его из плоскости реального противостояния, переключить сознание, что называется, разрядить обстановку. Кроме того, юмор создает хорошее расположение, хорошее настроение…»

            • Дмитрий:

              с обычных людей спрос другой.
              как насчет юмора в заповедях и пророчествах? предлагаю всем ценителям юмора пристально вглядеться, поискать на форумах, и уверен, вы обнаружите, что не вам одним пришла в голову эта мысль.

        • Natalya t:

          Любой грех — искаженная добродетель, если шутить в любом случае — грех, значит Вы правы… трудно судить о таких глобальных вещах…

        • mtn:

          1. А другие души, ну не грешные есть?
          2. Если чувства юмора нет — это значит душа не грешная?

          • грешник:

            Интересно, а святые шутили при земной жизни?

            • mtn:

              А почему нет? Представляю себе, если бы священники не обладали чувством юмора, слушая наши бредни на исповеди, они бы уже давно с ума посходили :) .

              • Дмитрий:

                Видимо, Христос был покрепче, ему не нужна была такая психологическая разрядка.

                • mtn:

                  Нет, просто он не на столько был силен в Евангелии, как Вы :) .

                  • Дмитрий:

                    он точно не был силен в сарказме

                    • грешник:

                      Если Вы, когда шутите сами, просто «разряжаетесь», то это точно грех. :)

                    • mtn:

                      Я, напротив дерзаю думать (прости меня грешную), что это была его самая сильная сторона, иначе бы он не смог столько претерпеть из-за нас грешных.

                    • грешник:

                      Прочтите книгу «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) наместника Московского Сретенского монастыря. Вам это должно помочь.

                    • Дмитрий:

                      «Помоги себе сам»
                      P.S читал

                    • mtn:

                      То есть читал, не помогает… Ну уж просто уже Святой…Ну даже уже и не знаем чем Вам помочь…

                    • Дмитрий:

                      а не надо мне помогать, разве я просил? читайте мой ответ грешнику про помощь. «чем кумушек считать трудиться»

                    • mtn:

                      Не надо помогать… гордый что ли…?

              • грешник:

                Если ты увидишь новоначального, шествующего на небо, стяни его за ногу. Вот так, примерно, шутили святые отцы.

                • грешник:

                  Святейший Патриарх Алексей II:
                  «Вовремя и к месту сказанная шутка способна внести лепту в борьбу с грехом. Ценю тактичный юмор, который основан на мудрости и доброй иронии». Некоторые из подвижников облекали в форму шутки мудрые правила, которые затем стали афоризмами.

                  “Вот, он стал как один из Нас, знающий добро и зло”.
                  Преподобный Ефрем считает, что это Божия ирония. Так же считает и преподобный Максим Исповедник.

                  Василий Великий шутит:
                  “Ну как могут быть прямые мысли у того, у кого ноги кривые?!”

                  «… время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; …» (Еккл. 3:1-8).

      • грешник:

        Может быть. Потому, что тогда я как будто бы увидел братьев Иакова и Иоанна, которые были просто переполнены той силой благодати Святого Духа, понимая, что им и духи повинуются, и что они могут лечить и воскрешать людей, и многое, многое другое… а тут какие-то самаряне не пускают их пройти через своё селение. И вот начинается. «Господи, а дай мы их огнём с неба шарахнем?!!! Как Илия.» Ну и что вот на такое ответишь? Не мог же Христос сказать им что-то подобное: «Шарахнем. Обязательно шарахнем. Но не сейчас, а во Второе Моё Пришествие». Потому, что Бог есть любовь, в Нём нет место кровожадности, и Он хочет спасения каждому. Поэтому Он им и говорит: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». А вот этих строк в Евангелие от Луки нет: «Но с этих пор Я буду называть вас — сыны грома». И пошли они в другое селение.

        • Дмитрий:

          не клеится.

          имеем 3 одинаковых события

          Марк 3:17 поставил и нарек 12 апостолов (братьев Зеведеевых сынами грома)
          Лука 9:1 — дал силу 12и апосталам и посла проповедовать = Марк 3:17
          Матфей 10:1 — послал 12 апостолов проповедовать и сказал в город Самарянский не входить = Марк 3:17
          ———————
          Лука 9:51 — когда же приближались дни взятия Его от мира. Он восхотел идти в Иерусалим, и послал вестников пред лицем своим; и они пошли вошли в селение Самарянское .. и дальше про низведение грома. «хочешь ли мы скажем» , то есть уже были поставлены апостолами и имели силу.
          Событие это было сильно позже того, как они были наречены сынами грома.

          • грешник:

            «Событие это было сильно позже того, как они были наречены сынами грома»
            .
            А кроме «я так считаю» Вы сможете обосновать это? Например, выстроив логическую цепочку. Ведь то, что Вы привели в качестве доказательства своей правоты, что Христос назвал братьев сынами грома, никак не противоречит тому, что он их так назвал именно после того самого эпизода.

            «Марк 3:17″ > И что? Симона Петром Он тоже не сразу назвал.

            «Лука 9:1″ > Опять мимо.

            «Матфей 10:1″ > Опять не о том. Это событие было раньше того эпизода.

            «Лука 9:51″ > «то есть уже были поставлены апостолами и имели силу».
            А кто спорит? Поставлены апостолами были, и силой наделены тоже были. И что? Какая связь между наделением их силой и то, что братья, по своей греховной страсти, хотели разнести самаритянский город?
            «Событие это было сильно позже того, как они были наречены сынами грома»
            Кто Вам это сказал? Сами придумали?

            • Дмитрий:

              если я напишу слово «логическая цепочка», вам будет проще понять?

              Марк 3:17
              «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»

              1. итак, первый тезис — нарек именно тогда, когда поставил 12 апостолов и послал их проповедовать.
              2. второй тезис Матфей 10:1 = Лука 9:1 = Марк 3:17

              Зайдите на патриархию ру, там есть библия
              Если открыть Лука 9:1, то видим сноски на другие евангелия — цитирую
              »
              Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
              Мк 3, 14 Лк 9, 1
              × Матфея 10, 1: И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. →
              × Марка 3, 13: Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. →
              «

              • Дмитрий:

                Третий тезис — Лука 9:51 было позже Лука 9:1, откуда следует, что Лука 9:51 было позже Марк 3:17, то есть было позже наречения сынами громовыми.
                Вопрос, с каким тезисом вы не согласны?

                • грешник:

                  Чуть выше Вы приводили толкование святого: «Сынами громовыми называет сынов Зеведея, как особенно великих проповедников и богословов»
                  А теперь вопрос:
                  Когда Христос встретил братьев, они уже были великими проповедниками и богословами или же они были простыми рыбаками? Христос рыбаков называет сынами грома или Он их так назвал гораздо позже, после какого-то определённого события? :)

                  • Дмитрий:

                    меня всегда удивляли люди, которые победоносно несут чушь.
                    вы хотели логическую цепочку — я вам ее дал.
                    Опровергните тезисы.

                    • грешник:

                      «Вы хотели логическую цепочку — я Вам её дал»
                      .
                      Тогда давайте и дальше, следуя этой самой вашей логики, объясним следующую строчку из Евангелия от Марка: «… Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита
                      19 и Иуду Искариотского, который и предал Его»
                      .
                      То есть, по-вашему получается, что Иуда Искариот сначала предал Иисуса, а потом Он взял его в свои ученики? :)

                  • грешник:

                    Второй вопрос:
                    За какую такую твёрдость Иисус назвал Симона камнем, учитывая то, что Он уже знал, как Пётр от Него, испугавшись, отречётся?

                    • Дмитрий:

                      не финтите. опровергайте тезисы. какой из них неверен.

                    • Дмитрий:

                      У Симона было прозвище Кифа и до поставления в апостолы (до, а не после), поэтому при поставлении оно просто была как бы утверждено.

                  • Дмитрий:

                    опровергать тезисы нужно так.
                    Допустим вы говорите, что тезис 1 первый неверен, потому что Марк неправильно отразил действительность.
                    Вопрос — вы это утверждаете?

                    • грешник:

                      Марк отразил всё правильно, это просто, как один из вариантов, Вы запутались. Или другой вариант — я. Пусть нас лучше о. Димитрий рассудит. Или Регент. Странно, что что-то его совсем не видно. :)

                    • regent:

                      Думаю, что разверзнувшаяся дискуссия была чрезвычайно плодотворна и весьма далеко продвинула всех её участников по пути личного спасения через смирение и покаяние… и теперь каждый несомненно должен получить толику благодати… и чтобы не помешать этому процессу, имхо всеммирный поиск истины приостанавливается, чтобы ненароком не сбиться в какой-либо флуд-офтоп, т.е. говоря по-простому: das ist alles… по этой теме соборно отдыхаем… и задаём конкретный вопрос о.Димитрию через «Вопросы-ответы»… сие поручаем именно лично Вам как зачинателю и одному из самых уважаемых участников этого спора славян (-богословов) между собой

                    • грешник:

                      Аминь. :)

                      P.S. Все Дмитрии, которые тут спорили со мной, простите меня грешного за то, что вольно или невольно заставил вас впасть в раздражение.

                    • dmitry.r:

                      И вы простите,никакого раздражения не вызывали,для смирения полезно…
                      ПС.Обсуждаемая тема,заставила подумать над ней…а Регент вовремя…

        • Natalya t:

          Ой, прошу прощения, только сейчас увидела, что этот коммент был мне адресован… Такие места в Священном Писании как-то с трудом даются к пониманию. Наверное, воизбежание обнаружения альтернативных смыслов при самостоятельном истолковывании, лучше читать сразу с толкованием кого-либо из святых отцов или признанных богословов (напр. Толковая Библия Лопухина).

  12. ivan smekhov:

    Мир Вам,батюшка ! Мир всем посетителям проповедей отца Димитрия ! Долготерпения постящимся ! Всех посетителей блога (и всех православных)с наступающим Рождеством Господа нашего Иисуса Христа !!!

  13. maksimii:

    Батюшка спасибо вам за проповедь

  14. genia:

    Огромная благодарность тем, кто работает на блоге. Спасибо, что заботитесь о нас, и мы, находящиеся за тысячи километров, тоже можем в воскресенье услышать проповедь нашего пастыря. ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВАМ, БРАТЬЯ!!!!

Написать комментарий

Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.