Проповедь по Евангелию о десяти прокаженных (2012.12.23)

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о том, от кого отворачивается Бог, о пользе быть прокаженным и умении Его за это благодарить. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 23 декабря 2012 года.

Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь по Евангелию о десяти прокаженных (2012.12.23)
none|текст проповеди|

Сегодняшнее чтение посвящено одному Евангельскому эпизоду, о котором повествует евангелист Лука, где говорится о том, как Господь шёл в Иерусалим: «Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам» (Лк. 17, 11-14). Священник исполнял в Израиле роль и учителя, и хранителя преданий, и, часто, человека, который мог дать какие-то сведения по арифметике или что-то прочесть, но ещё и роль врача. Как у нас, в России, до XVIII века включительно, потому что даже помещики не отличались порой грамотностью, и священник выполнял такую очень нужную функцию, помимо своих непосредственных обязанностей. Так и в древнем Израиле. Поэтому, если человек вдруг исцелялся от проказы, священник его осматривал и давал ему свидетельство, что этот человек уже не прокажённый, и те ограничения, которые накладывались на прокажённых, с него снимались. А им нельзя было жить вместе с остальными людьми; им нельзя было вместе питаться; им нельзя было ходить в места скопления народа, например, в храм или на базар; они должны были, когда идут, а ходили они группами, обязательно предупреждать людей либо звоном специальных колокольчиков, либо криками, чтобы люди останавливались, пропускали их вперёд, чтобы не заразиться этой болезнью; вот священник осматривал и выдавал свидетельство, и они могли стать полноценными членами общества. Других способов борьбы с проказой не было, а болезнь весьма страшная: человек гниёт заживо, живёт отдельно от всех, не будучи ни в чём виноватым, он фактически, как в тюрьме, в изоляции находился.

«И когда они шли, очистились» (Лк. 17, 14). То есть очищение произошло по пути к священникам. Почему произошло? За послушание. Кто-то из них мог бы сказать: «Ну, а какой смысл идти, мы больные, а чего ходить, мы вчера там были». Ну и как всегда: человек, который не хочет идти к Господу, всегда найдёт какое-то оправдание. Иногда очень даже интересное. А у меня, говорит, сегодня в планах этого не было. И всё. «Я планировал что-то совсем другое». На биллиарде поиграть. Или просто выспаться. Тоже очень уважительное дело, всеми любимое.

«Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (Лк. 17, 15-16). Один из десяти возвратился. Не пошёл к священникам. А потом, и неизвестно, как бы они его приняли, потому что он-то не правоверный иудей, а самарянин, а иудеи с самарянами не общались. Хотя в этой небольшой толпе прокажённых (а их было десять человек) все, конечно, были иудеи, и один был самарянин, и их болезнь так сблизила, что они уже не смотрели, кто из них самарянин, кто иудей, общее горе, такое сильное, такая нужда всё остальное отодвинула назад. А теперь-то он здоров. Все предрассудки, которые существуют, тут же очень быстренько оживают.

«Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 17-19). Спасла от чего? От греха. Спасение в чём? В познании Иисуса Христа Сыном Божиим. Несмотря на то что он самарянин, он сделал этот шаг. Несмотря на то что Господь пришёл к иудеям, эти девять иудеев этот шаг не сделали. И вот Господь задаёт такой риторический вопрос: «Не десять ли очистились, а девять где?» Этот вопрос, конечно, не к ним, потому что их не было. Они этого вопроса не слышали. Тогда к кому этот вопрос? А этот вопрос ко всем нам. Всегда ли мы бываем благодарны Богу? Всегда ли мы готовы пасть ниц к ногам Нашего Господа Иисуса Христа? Нет, не всегда. Даже совсем наоборот. И даже не просто проявляем «разноцветную» неблагодарность, не только чёрную, но и всякую, а ещё бывает весьма и весьма в разных формах, поэтому я говорю «разноцветность», недовольство Богом. Вот постоянно есть некая неудовлетворённость Богом. Потому что по своим грехам мы, к сожалению, находимся в таком устроении души. Мы поражены гордостью, мы-то ещё не спасены, как этот самарянин. Апостол Павел говорит: «Мы спасены только в надежде», и вот главное заболевание, которое, как проказа, нашу душу разъедает, – это гордость. Заболевание наше выражается в таком внутреннем явлении, называется это «завышенная оценка собственной значимости». Не привнеся ещё в этот мир вообще ничего, мы ждём от Бога и от всех окружающих всяческих благ. Если речь идёт о детях, то вообще они от родителей всего ждут: всяких подарков, чтобы у них всё было такое, как у сверстников, и чтоб, когда они захотели, была еда, а еда такая, которую хотят, а одежду носить ту, которую они закажут, и так далее. Ещё чтоб было чем похвалиться перед сверстниками, и очень такого всего много. А сами, кроме отходов человеческой деятельности, ещё в этот мир вообще ничего не привнесли. Ну если там раз восемь из-под палки вымыли посуду, причём порошком, который не купил, который не принёс; вытер (а то и не вытер) полотенцем, которое не покупал и никогда не стирал, и ещё это всё с раздражением. Вот в этой гордости с самого малолетства человек занимается самовоспитанием, которое ещё всячески поощряется антипедагогическим поведением, во-первых, бабушек, во-вторых, мам, ну, в-третьих, пап, дедушек и всех остальных. Вот и вырастает такой человек, который в результате, конечно, Бога не благодарит. То ему слякотно, то ему холодно, то на дороге пробки, то выгнали с работы, то жена дура, то муж идиот. Как будто привезли, связали, заставили, руки назад, расписали под пистолетом. Нет, всё человек сам жнёт, то, что посеял, то, что создал. Потом начинает: и дети не так себя ведут, мужья тоже, жёны подавно, ну и так далее, про тёщ вообще не будем говорить, и так без конца. Даже глядя на лицо человека, видишь: у него всё время недовольство выражается. Это фон, на котором живёт человеческая душа. Недоволен всеми. И всем. Это устроение души, конечно, не спасительное, а гибельное, поэтому Господь решил для нас для всех показать пример. В чём заключается истинное угождение Богу? У иудеев было такое представление о себе завышенное, что они правильно угождают Богу. И вот Господь показывает, что есть истинное угождение Богу, на примере самарянина, который, с точки зрения иудеев, был иноплеменник… А что такое, с точки зрения иудеев, иноплеменник? Это даже и не человек. Это такое существо, с которым по закону, созданному ими, а это не Закон Божий, можно поступать как со скотиной, и ещё обходить за три версты, и презирать его, и гнушаться даже с ним разговаривать и так далее. И вот Господь показывает, что, несмотря на внешнее исполнение предписаний закона, вот этот самарянин, и еретик, и иноплеменник, единственный оказался спасённым от Бога. А вот эти внешние правила, которые сами по себе хорошие, должны были служить мостом к Богу, на самом деле ничего не дают.

Вот Господь однажды сказал: «Очистите прежде внутренние скляницы вашей души». Ну какая сторона кастрюли важнее: та, которую ставят на огонь, или та, в которую наливают воду и кладут кашу? Ясно, что внутренняя. Так же и для Бога. Не так важно, как человек одет, не так важно, где он учился, не так важно, чем и как он талантлив, тем более богат, здоровьем ли, деньгами. Важно не это, а важно его устроение, каков он по душе. И каждая религия, по замыслу создателя этой религии, должна человека приводить к некоему идеалу этой религии. Так, коммунистическая религия изображает идеал человека будущего. Хорошо так придумано, потому что будущего нет, но можно из революционеров взять хотя бы сифилитика Ленина и показать, что вот этот сифилитик – идеал будущего человека: он очень добрый, все знают, как детей любил, мог бы бритвой полоснуть, а он их отпустил живыми-здоровыми. Или как на охоте прикладом зайцев убивал, потому что река разлилась, и они оказались на островке, он подумал: «Какая лёгкая добыча», подплыл, взял ружьё за дуло и прикладом их всех убил, накидал полную лодку зайцев. Такая спортивная у него была охота. Ну добрый человек! Очень простая селекция: все негативные моменты биографии удаляются, а рисуется некий абстрактный образ – самый человечный, самый бескорыстный, самый скромный, именьице в Горках, автомобильчик из Императорской конюшни, охрана, и всё бесплатно. Никогда в жизни не работал, всегда жил на деньги мамы, друзей, соратников по революции. Ну бессребреник! В одной и той же кепке, как Лужков, проходил, несчастный. И создаётся такой образ. Буддисты Гаутаму Будду изображают как идеал просвещённого человека, и путь, как к нему идти. Для мусульман – Мухаммед, пожалуйста, изучи биографию. Каждый мусульманин хочет быть похож на Мухаммеда: как у него отношения с женским полом, со своими противниками и так далее. Вот он, идеал. А для христиан – Христос. Это недостижимый идеал Богочеловеческий, потому что две природы во Христе, и Божественная, и Человеческая, во всём, кроме греха. Нам это трудно представить, но мы можем по Его словам и делам, которые изложены в четырёх Евангелиях, как бы с четырёх сторон, Его увидеть. Проникнуться и захотеть прийти к этому идеалу.

И вот этот самарянин к этому идеалу пришёл. Поэтому Он сказал: «Вера твоя спасла тебя». Вера кому? Ему. Но других, иудеев, которые были с ним, не спасла. Вот мы пришли в храм. Предполагается, что мы тоже хотим, чтобы наша вера, которая привела нас сегодня ко Христу, нас тоже спасла. А иначе какой смысл нам сюда приходить? Вот эти десять прокажённых пришли ко Христу. Он им сказал: «Идите к священникам». Они пошли. Проявили послушание. По пути очистились сами. Но только один, у которого в сердце родилась благодарность Богу, достиг устроения, в котором должен жить христианин. Христианин должен жить в непрестанной благодарности Богу. В непрестанной. И за скорбь, и за радость. Как разумный пациент: он врача благодарит и за горькие лекарства, потому что он ждёт исцеления. Смысл лекарства не в том, чтобы нам во рту сделать невкусно, а в том, чтобы нас вылечить. И вот этот самарянин выздоровел от проказы не только телесной, но и душевной. Поэтому пришёл и пал ниц, и благодарил. И он в действиях Христа увидел действие благодати Божией, которая его и спасла. Поэтому те из нас, здесь стоящих, если придут в такое устроение души, успеют прийти в состояние благодарности Богу (потому что смерть не за горами, мы можем не успеть), значит, мы придём в искомое состояние. Потому что человек должен Бога за всё благодарить, и за саму жизнь. Почему считается, что самоубийство – это самый страшный грех, который только может совершить человек? Очень просто: большей неблагодарности к Богу человек выявить никак не может. Я тебе подарил жизнь, а ты эту жизнь бросаешь назад. Ты сам распоряжаешься. Бог-то тебя вызвал к жизни, Он надеялся на тебя, а ты, как плевок, назад. Грех не в том, что человек что-то сделал такое неприятное, и вот он терпит наказание. Нет, грех – это есть полное и фактическое отвержение Бога. Но от Бога всё: и землетрясения, и рак, и смерть близких, и война, и свадьба, и рождение внуков, и бедность, и богатство – всё от Бога. И всё для блага. Богатство зачем? Люди заметили, что деньги – они к деньгам идут, а какой в этом смысл? А Бог хочет через этого человека что-то сделать полезное. А бедность зачем? А бедность – это лучшее лекарство от гордости. Ну и так далее. Каждому Господь подбирает нечто своё, одному ему, этому человеку, просто необходимое. А человек воспринимает то, что с ним происходит, как некое несчастье, цепь каких-то случайных событий, он ропщет, недоволен. Однажды у преподобного Серафима спросили, кто в Саровском монастыре лучше всех угождает Богу. И он сказал: «Повар». Говорят: ну а какой у него подвиг, чем он занимается, мужик какой-то угрюмый, вечно недоброжелательный. А преподобный Серафим говорит: «Да вы просто не представляете, какой у него характер. Он по своему характеру всех бы убил, а он терпит и этого не делает. Вот в этом его подвиг». А его Господь специально послал, потому что у всех поваров вид жующих, стоящих в очереди за похлёбкой людей вызывает приступы бешенства. Это так всё надоело! Бесполезно: вечно ещё недовольны, критикуют, и невкусно, а денег отпускается столько, сколько отпускается. Ты пойди в ресторан «Пушкин», там тебя за 15 тысяч рублей покормят. А ты чего хотел-то вообще? За 100 рублей – даже на китайский ресторан не натянешь. На похлёбку из свиных ушек. Человек имеет вот такие свойства. Поэтому важно не то, чего человек достиг, а важно, сколько он прошёл по этому пути и с какой скоростью. Поэтому преподобный Серафим, а он был прозорливый человек, увидел, что подвиг по самосдерживанию вот этого своего напряжения у этого повара был самый высокий. По сравнению с ним все были расслабленные люди. И молитва этого повара к Богу о том, чтобы Господь его укоротил, была самая горячая к Богу. И преподобный Серафим его на тот период поставил выше всех, мысленно, конечно, потому что только Бог – судья человеку. Мы же этого и не видим, и не понимаем. Поэтому Господь сказал: «Не судите – не судимы будете». Потому что наш суд – просто смешной по своей неправильности. А если дать нам возможность жить так, как мы хотим, в течение месяца жизнь превратится в ад. Не только для окружающих и наших близких людей, а вообще для всех. Представьте себе… Вот все милицию ругают, но на секунду представьте: на недельку исчезнет милиция, вот такая плохая. Ну что с нами со всеми будет? Только представьте – в самом страшном сне. А так это бывает в любую революцию, пожалуйста, можно окунуться. Тут же банды, тут же резня, тут же грабёж, и вообще хуже революционного хаоса ничего не может быть. Поэтому нам нужно приходить в истинное христианское устроение.

И вот этим эпизодом евангелист Лука нам показывает, где этот правильный путь. Каждый из нас должен его нащупать. Мы же даже с помощью церкви стараемся достигнуть комфорта, батюшек всё осаждают всякими вопросами, вот что-то подсказать, чтобы я так раз-раз и оказался и здоровеньким, и богатеньким, и чтобы у меня на работе было всё хорошо, и детки мои как по струночке ходили: «Что, мамочка? Что, папочка? Что тебе сделать? Что тебе помочь?» А ты пришёл с работки, а всё помыто, и уже супчик дымится, и всё хорошо, и обои не отклеиваются, и начальник вежливый, и каждый квартал зарплата увеличивается, и «тринадцатая» зарплата, и «четырнадцатая», и «пятнадцатая», и все только хвалят, и на доске почёта семь на восемь портрет, и по радио говорят, по телевидению, и вообще ты самый прекрасный, самый замечательный. Все народные артисты умирают одиноко, голодные, в тараканах, а вокруг тебя дети, внуки, «шу-шу», всякие врачи, у тебя не болит ничего, и тебе ничего не надо, и своей смертью в 120 лет – заснул и через два дня умер… Размечтались! А как тогда спастись? Как спастись? Никак. Нет, чтобы спастись, нужно пожить в проказе, потерпеть, узнать, что такое отвержен ни за что, твоей вины в этом нет, когда от тебя шарахаются, когда в тебя плюют, а когда ты ближе подошёл, чем возможно, в тебя кидают камушки размером с кулак. И это не пятнадцать минут и не год, а долго. И вот когда придёшь в состояние смирения, тогда встретишь Христа, потому что Бог гордым противится и только смиренным даёт благодать. А уж Христос, если захочет… «Господи, если хочешь, можешь меня очистить». Господь скажет: «Хочу, очистись». Потому что это обращение человека, не требующего себе, это не права человека. Человечек, какие у тебя права? Человечек, ты вообще кто такой? Ты жалок и ничтожен, человечек. И ничего в мир, кроме огромной горы навоза, ещё пока не принёс, чтобы вообще что-то дерзать требовать. Это неправильное устроение. Правильное устроение – это когда человек понимает, почему Господь преподаёт этот урок, а почему этот, или, говоря по-старинному, наказание. Какой наказ даёт тебе Господь? Пойми, человечек, выучи этот урок на пять, сдай. Не тяни руку, когда тебя не спрашивают, придёт время, всё с тебя спросят. Ни один человек этого не избежит. Хотя говорят, что некоторые могут. И говорят так: если у тебя уже нет никаких скорбей и у тебя всё в жизни гладко, значит, Бог от тебя отвернулся. Хочешь ли ты этой участи? Решай сам и подумай: как нужно мне жить, чтобы Бог окончательно от меня отвернулся. Спаси и сохрани нас даже заглядывать в эту сторону.

Комментарии.

    Комментариев 26

    1. selestina1978:

      Слава Богу за все! Да благословит Господь Батюшку Димитрия!

    2. SergeyB:

      Разве Бог не желает всемб живущим по его заповедям счастья и на этой земле? Батюшка давно еще говорил что это так…

      Ведь если человек живет по заповедям, трудится, растит семью, все скорби принимает с благодарностью, как он может быть не счастлив? Да и если нет скорбей, но человек старается жить в соответствии с волей Божьей, разве есть в этом что-то плохое?

    3. Алексей:

      Да! Талант.

    4. irina kopteva:

      Спасибо,Батюшка, да хранит вас Бог!

    5. Irina Krotova:

      Да. Есть такой опыт в жизни. Случилась беда в семье. Стала искать помощи. Стучаться во все двери. Приходила в недоумение, почему ни один рецепт не срабатывает быстро. А сердце болит, разрывается!
      И только тогда, когда предоставили всё воле Божьей, смирились с ситуацией, отпустили её, то не сразу, не быстро, но потихоньку, «удивительным» образом всё стало изменяться.
      Тяжело писать из личного. Но вдруг кому пригодится.

      • Tatiana_Piter:

        Согласна, аналогичный опыт имею. Вообще, хочу отметить, — сильная проповедь! Несколько раз слушала… «человечек»…

      • Владимир1975:

        Без такого опыта спасение невозможно!

    6. Radomir:

      Каждое утро просыпаюсь с мыслью: «Что сегодня у меня плохого. какие ждут трудности на работе, какое неприятное общение, сколько сегодня предстоит сделать». Вспоминаю о том, кто мне на днях нахамил. И на лице то самое мрачное выражение — всем недоволен. Теперь понимаю почему и кто я такой. Слава богу успел. Спасибо Батюшка.

      • toyarova:

        Вот беда — а я этот фон недовольства в других высматриваю..

      • Laraliv:

        И я слезы горькие всё лью- хамство вокруг, неуважение…. А урок все никак не усвою… И гордыню никак не усмирю… Спаси Боже Батюшку Дмитрия за такую проповедь!

      • Tatiana_Piter:

        У меня такое было в период супер-депрессии: по утрам, как муравей усиками, виртуально «обшаривала» пространство в поисках неприятностей и негатива, чтоб было основание продолжать страдать. Когда это осознала, началось выздоровление. Беснование это было, как я сейчас думаю.

        • Laraliv:

          Какое точное наблюдение- вижу себя- вместо того, чтоб что-то хорошее вспомнить, что есть в жизни- так нет- сосредоточимся на плохом… Надо взять на заметку!!! Спасибо, Татьяна!

      • Анна Вихляева:

        Пришла сегодня в мрачном настроении (расстроилась, устала, простудилась) в церковь. Смотрю у всех лица понурые. Прихожанин, стоящий впереди меня, поднял на руки своего маленького сына, и такое светлое и радостное у ребенка было личико, что мне стыдно стало за свою мрачность. Я в ответ ребенку улыбнулась, и все стало как-то легко и радостно. Слава Богу, что есть на свете дети.

    7. Ольга Букалова:

      Спасибо, отец Дмитрий.

    8. Алена:

      Постоянно борюсь с грехом гнева. Недавно опять серьезный срыв (на следующий день после Причастия), сильно поругалась с близким мне человеком. После этого какая-то пустота в душе, появились мысли о том, что ничего мне не помогает, как грешила так и грешу, даже становится хуже. Несколько дней не молилась. Начала искать статьи о кризисе веры. И вот посмотрела проповедь и расплакалась. Какие же мы не благодарные.Это про меня 100 %. Спасибо за вразумление,батюшка!

      • грешник:

        «Постоянно борюсь с грехом гнева. Недавно опять серьезный срыв (на следующий день после Причастия), сильно поругалась с близким мне человеком»
        .
        Когда начинаешь понимать, что это Бог приступил к лечению твоей греховной души, становится легче. «Пусть Твоя воля, Господи, будет в моей жизни, а не моя. Ты лучше меня знаешь, что необходимо для исцеления моей погибающей души. А я буду стараться принимать всё, исходящее от Тебя, без роптания и со смирением. Слава Богу за всё».

      • Agniya:

        Здравствуйте Алена!
        Как я Вас понимаю. То же, причащусь, и чуть ли не в этот же день, гневлюсь, но опять каюсь… И вот,недавно, готовясь к причастию, ощутила радость в душе ( она меня и до сих пор не оставляет, Спасибо Господи), думаю — ну вот и в прелесть впала, грешная, а потом поняла причину — мне не нужно каяться в грехе раздражительности и гнева, не было его! Теперь знаю, как понять, что Господь простил, сделал грех не бывшим — нет греха, а есть радость!
        Смирение и кротость, Любовь к ближнему, только так можно избавиться от греха гнева и многих других, корни которых в нашей гордыне.
        Помогай Вам Господь!

    9. Екатерина:

      прямо про меня… вот только вчера роптала.. и сегодня… спасибо..надо еще потерпеть…

    10. Larkisa:

      Прямо до слез…
      Благодарю Тебя, Господи, за такого пастыря…

    11. julia l:

      Спаси Господи.

    12. Youri Kulikov:

      Спасибо!

    13. Ещенко Кирилл:

      А священники не боялись заразиться? Или были какие-то средства защиты? Марлевые повязки, например? Или всё на волю Божию?

    14. olga51:

      Спасибо и низкий поклон за отличную проповедь отец Димитрий !
      Почти три года слушаю Ваши проповеди и казалось бы, ну что ещё нового можно сказать про падшего, грешного человека, ан нет. Вы находите всегда верные и точные слова, соответствующие реалиям настоящего времени, обличающие нас грешных и призывающих нас к исправлению. Только не равнодушный к своей пастве человек способен на это.
      Ещё раз спасибо, да хранит вас Бог!

    15. грешник:

      «Бедность — лекарство от гордости»
      .
      Всё верно. 100% — верно.
      Всякое с богатым бывает. Бывает, что и людей вокруг себя не замечает, и даже родственникам деньги в долг даёт только под проценты. А если собственные дети где-то заплатят за него, то он считает это взятым у них в долг и старается быстрее вернуть. Страшно это. Страшно жить слепым и гордым. А у Бога лекарств много. И все они — сильнодействующие. Но сколько же надо, порой, дать того самого лекарства, чтобы гордый человек вдруг, в ответ на потерю всего, что имел, сказал: «Слава тебе, Господи!»

      • грешник:

        Каждый день убеждаюсь в том, что Бог есть любовь. Это такой искусный Лекарь, что я просто не перестаю удивляться Его заботливым методам лечения.
        .
        «Вас постигло искушение не иное, как человеческое;
        и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил,
        но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13)

    16. Natalya t:

      Спасибо. Батюшка — как врач, который дает горькое лекарство, которое лечит главное заболевание, как проказа, поражазившее, только не тело, а душу — гордость.
      ПС Очень хорошо, что можно услышать проповедь в тот же день, спасибо сотрудникам блога за оперативность.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.