Проповедь по Евангелию о богатом юноше (2013.01.27)

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о хороших людях, которые глубоко в душе верят в Бога или нет, о юноше, благочестивом с детства, но обладающем богатым имением, и о том, что выбор пути всегда остаётся за самим человеком. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 27 января 2013 года.

Некто из начальствующих обратился к Спасителю: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим, никто не благ, только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это я сохранил от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного не достает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мной. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам, возможно Богу» (Лк. 18, 18–27).

Вот такое замечательное событие, о котором повествует евангелист Лука. И есть аналогичные места и в других местах Священного Писания. И очень много ответов здесь содержится на всякие обычные вопросы, которые люди относят к Церкви. В частности, людей почему-то интересует загробная учесть хороших людей. Вот хороший человек. Есть у него недостаток: в церковь не ходит и в Бога не верует. Или Бог у него в душе. Или третье: что человек глубоко верующий. Настолько глубоко, что этой веры даже и не видно. Потому что человек и живёт, и говорит, и выглядит, и думает ну точно так же, как совершенно неверующий человек. И вот что с ним будет?

Вот этот богатый и занимающий должность молодой человек – есть ответ на этот вопрос. Этот молодой человек очень хороший. Настолько хороший, что я могу с уверенностью утверждать, что он лучше любого из нас. Представьте себе, повторю: не прелюбодействовал, не убивал, чужого не брал, не врал и почитал отца и мать, причём с детства, от юности. Поднимите руку: кто такой? Из нас хоть один такой есть? Нет. Но он не вошёл в Царство Небесное. Осталось одно ему: продать то, что он имеет, и отдать нищим. А зачем это нужно? Разве среди спасённых все были бедные и нищие? Да нет. А зачем Господь с него это потребовал? А потому, что он был к этому привязан. И Он это видел как Господь, понятное дело. И он был этим связан. Потому что всякое имение человека связывает, причём не только материальное богатство, как в этом случае, а всякое имение.

Ну, например, человек принадлежит некоему обществу, и он дорожит этим обществом, и дорожит местом в этом обществе. Вот, сказано, что он был один из начальствующих. Он мог дорожить своей должностью.

Есть такое у нас теперь выражение: «меня не поймут». Вот был такой человек, давно, много веков назад, звали его Арсений. И он был приближённым императора. И он отказался от должности, раздал своё имение и стал монахом. И что? Его не поняли. Сколько было приближённых у императора? Несколько сотен. Как их звали? Мы не знаем. Мы знаем только одного: Арсений Великий, который оставил всё и пошёл в монастырь. И стал не просто монахом, а стал великим учителем Церкви. У Церкви много учителей за две тысячи лет, но Великими называют только десяток, или, может быть, полтора десятка носят это звание. Почему? Он совершил нечто великое в своей жизни, он совершил религиозный поступок.

И вот от этого юноши это тоже требовалось. Ведь нет такой заповеди: имение раздавать нищим. Господь дал ему заповедь такую уникальную, единственную, относящуюся только к нему. А он не послушался. Чего ему не хвалило? Ему не хватило веры, веры в Того, Кто перед ним стоит. Перед ним стоит Бог, и Господь делает ему шаг навстречу: «почему ты называешь Меня Благим? Никто не благ, только Бог». Эти слова означают следующее: «Если ты чувствуешь Мою благость, согласись с тем, что Я Бог, и стань моим учеником». Не просто там где-то вблизи Иерусалима иметь должностишко и имение твоё. Что такое имение твоё в сравнении с богатством вселенной? А если ты будешь усыновлён самим Богом, то ты будешь наследником Царства Божия, которое шире этой вселенной. Это побольше, чем дома, автомобили, верблюды, жёны, вина, одежды. Но веры не хватило.

Поэтому мы видим на этом примере, что любой человек свою участь в вечности выбирает всегда сам. Нельзя сказать, что этого Господь наградил Раем, а вот этого человека «наградил» адом. Человек сам выбирает то, что ему любо. А что Господь? Спокойно смотрит, что человек выберет? Нет. Никакой отец (если он психически нормальный) не будет смотреть, как его сынок играет с зажигалкой рядом с канистрой с бензином. Так же и Он – Христос: Он ему протянул руку: «что ты называешь меня благим?» (Лк. 18, 19). И дальше даёт ответ, как нерадивому ученику, который не хочет соображать. Он ему даёт ответ на эту задачу: «никто не благ, только Бог». Но он отошёл опечаленным. Его никто не прогонял, его никто не осуждал, его никто не оскорблял, он сам отошёл.

Поэтому, когда мы с вами окажемся в аду, и в том числе и те, кто вокруг нас – мы должны будем знать, что это только те души, которые сами этого захотели. Если мы наследуем жизнь вечную, Царствие Божие, значит желание Царствия Божия в нас превозмогло желание каких-то других вещей в этом мире, к которым мы оказались пристрастны. Это в нас оказалось сильнее. Вот собственно и всё. Почему? Потому что Бог есть любовь. И Он не может насильно что-то делать для человека. Он готов ему всё предложить. И Он даже отдал на смерть Своего Единородного Сына, чтобы Он Своим подвигом любви привлёк нас к Себе. Если и это нас не трогает, если мы всё равно выбираем мир с его страстями, то, как говорят в плохих американских фильмах, «это твой выбор». К сожалению, человек выбирает сам не только ту жизнь, которую он живёт здесь, но и ту жизнь, которую он наследует в вечности. Нам надо обязательно об этом хорошо подумать.

И ещё очень важная вещь. Когда люди увидели, что этот юноша опечалился, потому что был богат. Господь, видя, что он опечалился, сказал: «трудно, имеющим богатство, войти в Царствие Божие!» (Лк. 18, 24). Он не сказал «невозможно», но – «трудно». Почему? Потому что, к сожалению, в результате своего грехопадения человек перестал видеть Бога. И вот этот молодой человек тоже перестал видеть Бога. Вот Нафанаил увидел во Христе Бога и стал Его учеником. И Пётр, и Андрей, и все другие апостолы. Даже Иуда. Он же сначала увидел, пошёл, потом по дороге соблазнился. Что его соблазнило? Материальное богатство. Позвякивание денежек в том ящичке, который он носил на своей груди. Они – эти денежки – «немножко» перевесили любовь к своему Учителю. Может, и перевес-то был в полгрошика, но этого хватило. Семь бед – один ответ, «и ещё тридцать сребреников добавлю к тому, что я украл, и будет сумма мне и на землю, и на домик». Он вечную жизнь променял на временное жилище, но и то этим не воспользовался. Так часто бывает, и народная мудрость об этом говорит, что деньги, нажитые неправедно, впрок не идут. Народ, наблюдая за разными людьми, выводил такую формулу. Формулу философии жизни.

Трудно богатому войти в Царствие Божие. А почему трудно? Однажды мы с моей мамой затеяли купить дом в деревне, потому что детей уже народилось много в нашей семье, надо было их куда-то вывозить на лето дышать свежим воздухом, пить молоко. И вот нашли мы такой дом за 175 км от Москвы. Прекрасный дом, как сейчас помню 1 600 рублей. В то время мы таких денег даже никогда в руках не держали и не знали, как они выглядят. И что делать? Ну, как всегда – занимать. Я тогда в институте учился. Думаю: «Кто у нас самый богатый в группе?» Был там паренёк, он и сейчас небедный, недавно мы встречались. Я говорю: «Слав, дай взаймы». «Нету…» – отвечает. Я говорю: «Ну ладно…» И стал собирать (я уже как-то рассказывал). И денег нам дали такие же люди многодетные и весьма небогатые. Ну, набрали эту сумму, и потом в течение очень небольшого времени (меньше года) я всё это вернул, заработал. Может быть, что-то и мама там сумела внести (не помню уже). Но факт тот, что через некоторое время Славка покупает новую машину. Ну, какую новую – «Жигули», других тогда не было. Покупает её, а старую ещё не продал. Это о чём говорит? О том, что у него были деньги на новую машину. Но ему хотелось так: купить новую, а потом не спеша продать старую. Потому что если продавать в спешке, то понятно, в этом потеряешь немножечко. Это не значит, что я на него обиделся, такой злопамятный. Нет, у нас прекрасные отношения. Он давно про это уже забыл. Но просто как интересно: тот, кто имел деньги, он не дал. Почему? Потому что деньги имеют о себе всё время какое-то попечение. Вот последнее отдать гораздо легче, чем маленькую часть от очень многого. Я это очень хорошо понимаю: на практике так и бывает.

И поэтому большие деньги заставляют человека всё время заботиться. Но особенно в наше время, когда появились фондовые рынки. Нельзя просто деньги положить в тумбочку: они всё будут сокращаться-сокращаться, пока просто не исчезнут. Ну, например, сколько русское правительство истратило на русско-японскую войну? Меньше пяти миллионов рублей. Сейчас бы это стоило (точно такая же война) ну не меньше ста пятидесяти миллиардов долларов. А деньги те же, и корабли те же, и металла столько же, и снарядов, и госпиталей… Всё то же самое, и ГСМ. Таково свойство денег, потому что вся финансовая мировая система связана с банками. А там процент, инфляция, и это процесс бесконечный. Они всё время дешевеют, потом девальвируются или ревальвируются, и всему этому сопутствует некоторая забота и гонка. У человека, который живёт от зарплаты до зарплаты, вообще нет такой проблемы. Он как получал свои 20 или 15 тысяч, так он и получает. Он даже не знает, что там какие-то кризисы, что кто-то пускает пулю в лоб, кто-то из среднего класса думает: «Что бы поскорей купить, может, два автомобиля купить (один в запас)?» Ну, и так далее. То есть деньги всё время размещать надо. Это, понятно, способствует очень большой попечительности. И с недвижимостью то же самое. Купил себе виллочку небольшую. Чтобы её только содержать нужно тысяч 50 долларов в год. Значит нужно где-то доставать, а если нужно где-то доставать, нужно опять крутиться… В общем это морока…

Очень трудно богатому даже найти время. Потому что вот эти деньги рождают очень большие скорости жизни, очень большие. Нужно встречаться с огромным количеством ненужных людей. Не только не нужных, а весьма скучных. И вести бесконечные беседы, и поддерживать знакомства с людьми, которые тебе совершенно не интересны, и нужно дружить со всякими начальниками. В общем, подумать о Царствии Божием просто нет никакой возможности. Спастись можно, но очень и очень трудно.

Поэтому Господь и говорит, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши. Действительно, снял с него поклажу, он прошёл этими узкими воротами, которые называются игольные уши, и надел опять эти тюки и пошёл дальше. Невелика процедура. Но всё-таки приходится дополнительно трудиться. Человек, который идёт налегке, он беспрепятственно проходит, и всё.

И сказали люди (это тоже очень важно): «кто же может спастись?» (Лк. 18, 26). Каждый день я об этом рассказываю, чуть не через раз. Приходят люди на Исповедь и говорят: «У меня ничего не получается, я никак не могу научиться, я борюсь, а моя борьба не приносит успеха». Ну, понятно. Что неправильно? Всё неправильно. Если бы человек мог бороться и победить, зачем бы к нам пришёл Христос? Дали ему инструкцию: 16 поклонов утром, 14 – днём и 11 – вечером, 4 литра святой воды утром, пол-литра – днём, 16 – вечером. Одно паломничество на Святую Землю летом, одно – зимой. И всё. Евангелие читаешь 4 главы с утра, 2 – вечером. Всё, смотришь – святой. Нет. Нет! Святой только тогда, когда Господь Святой Дух захочет войти в твоё сердце. Это Его воля.

А что же нам делать? А нам делать только одно: иметь решимость оставить грех и просить Спасителя, чтобы Он нас от него освободил. Вот в чём спасение. А не в нашем каком-то делании. Само делание – только рыхление почвы, а возрастание вот того ростка, о котором сказано в Писании, как из зерна горчичного, – это есть дело Божие.

Только тогда это возрастание станет возможным, когда всю надежду на Бога возложим. И если будем просить, и если будем желать. А Господь увидит, что мы действительно желаем, а не только на словах. Вот так, собственно, человек и выбирает Царствие Божие. И ради этого готов жертвовать… Как купец продал всё и купил эту жемчужину. Когда он вот так хочет. Не просто «да, не плохо бы», а как люди алчут и жаждут. Вот так нужно желать Царствия Небесного. Тогда да. А если ни шатко ни валко, человеку не больно надо, и если у него всё время предпочтения какие-то: то волов купил, то женился, то ему папу похоронить, то ещё у него каждую субботу и воскресенье какие-то проблемы. Значит, и не больно-то нужно. А нужно, чтоб было больно: хотелось так, как человек семь дней не пил и сорок дней не ел. Вот так. Тогда – конечно Господь увидит, что человек действительно этого хочет. Поэтому это тоже слова очень важные, так что нам этот текст вообще нужно знать если не наизусть, то очень близко к содержанию. Потому что в нём содержатся совершенно необходимые для нашего спасения вещи.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 31

    1. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам дорогой Батюшка!

    2. Татьяна:

      Спаси, Господи, всех Вас, дорогие братья и сестры! Спаси, Господи, дорогих наших батюшек, которые не устают повторять и истолковывать нам библейские притчи и Слова Евангелия. Вот уж воистину: повторение — мать учения. В зависимости от состояния ума на момент слушания проповеди высвечиваются те или иные жизненные ситуации и начинаешь осознавать тот или иной свой грех, который и грехом-то раньше не считал. Полжизни проходит у многих из нас в трудах с целью достижения хоть какого-то материального достатка (у меня,кстати, это никогда не получалось, и я чувствовала,да и сейчас иногда чувствую,стыд за то, что не имею того «элементарного»,с точки зрения обывателя,что есть у большинства),а потом наступает момент, когда ужасаешься,понимая, как бесплодно прожита огромная часть жизни (Слава Богу, что Он дает нам возможность дожить до этого осознания)и что дети повторяют наши ошибки.Какое завораживающее действие имеют на род человеческий эти жалкие цветные бумажки,эти сребреники,ломающие человеческую жизнь и здесь,на земле, и закрывающие узкие врата в Царствие Божие!

    3. ninadumina:

      Спасибо, батюшка, за проповедь! После неё такая радость на душе!

    4. Petrushka:

      Что-то как-то страшно помирать…. Здесь терпишь-терпишь, а все равно плохо получается, и потом там еще в аду на сковороде жариться….

      • regent:

        о.Димитрий всегда советует — не греши, искренне, не формально покайся… и всё будет ok!
        зачем скрежетать зубами-то («терпишь-терпишь») ? :)

        • Petrushka:

          Потому что плохо терплю

          • Владимир1975:

            Настоящее терпение от Бога исходит, поэтому и сказал Господь «Придите ко мне все труждающиеся и обременённые и я упокою вас» Спаси всех Господи

    5. OLGA69:

      Спасибо, батюшка, кормилец!!!
      Хочу поделиться своим опытом жизненным. Была я достаточно состоятельная, по московским меркам. И Бога полюбила и искала его во всем. И притчу о богатом юноше всегда особенно переживала.И были порывы освободиться от всего отягощающего душу лишнего имущества и жить скромнее. Но ни муж, ни мои мысли о будущем детей не давали мне этой возможности. Так я мучилась в противоречиях. И молилась горячо, осознавая все бремя суеты попечения об имуществе.Осознавала, что как батюшка выразился, нет дальше движения в познании Бога.И вот, что не возможно человеку возможно Богу. В один день у нас сгорел дом, в который были вложены огромные деньги, не ворованные, а потом заработанные.С работой сложности начались. И весь мыльный пузырь начал сдуваться. О чем в душе я несказанно радовалась, а внешне выглядело как поражение. О детях пеклась, для них строились. Прошло 3 года с тех пор. Бог дал увидеть,какие ошибки были в воспитании детей. Сколь я была горда и самоуверенна. Сколько было лишних людей во круг, сколько потерянно времени на суету, а душе принесло повреждение, эта гонка за деньгами. Сейчас живем скромно, но больше по евангельски. Благодарю Господа моего.

    6. Agniya:

      Спасибо, дорогой батюшка,о.Димитрий за проповедь!
      Веры нам не хватает! Каждый день,каждый час — тому подтверждение (я о себе). Все просим Господа…, ждем чуда… А сами…?
      Спаси Господи!

    7. TOSHA:

      Спаси, Господи, мою душу грешную. Ваша правда, батюшка.

    8. Natalya t:

      Спасибо, отец Дмитрий.

    9. Nina55:

      Спаси Господи!

      • Анна Вихляева:

        Дорогая Нина, поздравляю Вас с именинами.

        • Анна Вихляева:

          Regent, Вы что, совсем никогда не спите? :)

          • regent:

            Бди (Козьма Прутков)
            и ещё — девы не разумные со светильниками… а мы-то разумные… готовимся и ждём…

            • Анна Вихляева:

              Бог в помощь, дорогой regent.

              • морж:

                Нюрочка очень добрая.

                • neonilla:

                  :-) это наверно потому, что у неё велосипед есть….как у почтальона Печкина: «теперь я сразу добреть начну… и какую-нибудь зверюшку заведу»

                  • Анна Вихляева:

                    «Братолюбие между вами да пребывает» (К Евреям, 13 глава) Почему бы не быть доброй тем более со своими? Посмотрите, что вокруг происходит. Общество навязывает нам законы больше подходящие для роботов, чем для живых людей. Каждый сам по себе. Общение сводится к нулю. Семьи стараются разрушить. Людей разобщить. Но, ведь это не жизнь!
                    Да, и потом. С Вами еще можно быть доброй. Вы это еще нормально воспринимаете. С внешними ничего не выходит. Скажешь что-нибудь доброе и ласковое, так тут же волна подозрений: «что она хотела этим сказать?» Что ей надо?» Хочу быть живым человеком, вот и все дела.

                    • Agniya:

                      или — «а че вы тут делаете,а…?»
                      Согласна с Вами, дорогая моя, на 1000%.
                      Семьи разрушить и разобщить людей — главнейшая задача. А мы, к сожалению, в большинстве своем, на это ведемся.
                      А по «прутику», ох как легко нас сломать,Россию — сломать, подчинить…
                      Спаси и вразуми Господи!

                    • морж:

                      А Вы такой и есть.

        • Nina55:

          Спаси Господи!

    10. Lena.it:

      Слушая эту проповедь батюшки Димитрия мне на ум пришли такие соображения: как в Царстве Небесном «обителей много» и как «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе», так возможно что и «тьма внешняя» или «геена огненная» тоже не однообразна для всех погибших душ.Возможно, существуют разные степени удалённости от Бога. Если сатане и ангелам его уготована полная отторженность от Божественного бытия и Царства Божия,то, возможно, так называемые «просто хорошие люди», которые не делали особого зла, которые творили добро (посещали больных, кормили голодных, помогали неимущим в силу своего доброго расположения), но которые так и не пришли к вере, которым в их жизни Бог был не интересен и в общем-то не нужен, они не будут отвержены от Бога в ту же силу, как и сатана, ведь Господь Сам говорил, что будет судить человека по тому, оказал ли тот милость одному из малых сих. Но и Царства Небесного они наследовать тоже не смогут, потому что Бог был им не нужен при жизни. Возможно, они будут в вечности избавлены от мук, которые будут испытывать сознательные богоборцы, а будут пребывать в неком сером сумеречном состоянии, где не будет Солнца жизни- Христа.

      • Agniya:

        И на земле — серая масса, толпа «просто хороших людей», и в Вечности — » в сером сумеречном состоянии».

    11. Pavel1958:

      Храни вас Господь, батюшка. Спасибо вам за науку

    12. julia l:

      Спаси Господи.

    13. elenat:

      Здравствуйте !
      Большое спасибо батюшке за проповедь.
      Затронута важнейшая для всех проблема. Ведь честно заглянув вглубь себя многие увидят, что материальная сторона жизни подчас подавляет все. Мне кажется, что человеку достаточно справедливого вознаграждения за добросовестный труд, причем стимулом для такого труда должна быть реализация своей мечты, как бы громко это не звучало. Только мечты не эгоистической, а мечты о прекрасном уже в этом мире — для своих близких, для страны, да и для всей нашей Земли.
      Горько только, что Россия(как страна) раздает все свои богатства, в т.ч. и духовные (см. новый Закон об образовании), людям недостойным и небедным. Утешает только, что среди них практически нет истинных христиан.

      • грешник:

        Спасибо, о. Димитрий, за ваши проповеди и за всё, что Вы для нас делаете.
        .
        При чтении Нового Завета всегда поражает то, что с каждым новым его прочтением обязательно открывается что-то такое, чего раньше не замечал и всегда «проходил» мимо. И то же самое происходит после прослушивания проповедей о. Димитрия. В отрывке о юноше, который с детства соблюдал все заповеди, и которому Самим Христом было подсказано, как именно он может попасть в Царство Небесное, открылись для меня ещё несколько новых граней, что и дало «пищу для размышлений».

      • Agniya:

        А когда в нашей стране, вознаграждение за труд было справедливым?
        Те, кто сейчас определяют эту справедливость, «дожевывают» богатства нашей страны, (на духовность они и не посягают).
        А простым людям только и осталось «мечтать о прекрасном»,живя от получки до получки…

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.