Проповедь в Неделю перед Богоявлением (2011.01.16)

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о покаянии, об Иоанне Предтече и о нашей стезе в духовной жизни, ведущей ко спасению. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 16 января 2011 года.

Начинается Евангелие Иисуса Христа такими словами: "Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему". Эти слова из пророка Малахии пророчествуют о том, как придет до того, как Господь явится миру, Иоанн Предтеча, поэтому так мы его и именуем - "Предтеча". Он "течет" прежде Христа. На иконах часто его изображают с двумя крылами; как Ангел, которого Бог посылает для того, чтобы людей подготовить, потому что, вообще, каждому делу всегда бывает подготовка... Чтобы испечь хлеб – сначала сеют хлеб, а потом уже очень многие процедуры. Прежде чем строить дом, надо выкопать котлован, а потом фундамент. "Глас вопиющего в пустыне" – это о чем? Потому что то, о чем говорил Иоанн Предтеча, не очень сильно и глубоко воздействовало на людей. "Глас вопиющего в пустыне" – это не значит, что имеется ввиду географический пункт, хотя Иоанн Предтеча начал именно проповедовать в Заиорданье, именно в пустынном месте. И туда к нему стекались люди, ищущие спасения, потому что и таких людей было так изрядное количество, но далеко не все, потому что и сейчас людей, которые хотят спасения, их, собственно, немного. Поэтому это слова и о том географическом месте, где Иоанн будет проповедовать, и о том, что пустыня – это сердца людей в таком в духовном смысле. "Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему". Ну, "стезя", в русском языке есть это выражение. Так говорят: "Вот он подвизался на стезе, допустим, драматического искусства или фигурного катания". "Стезя" - это путь, дорога. Дороги редко, кроме Москва – Санкт-Петербург, бывают прямыми. Они такие извилистые – то в гору, то вниз. А как же он говорит, сделайте прямыми стези Его? Как к Богу человеку придти прямым путем? Если наша вся жизнь искривлена. Чем она искривлена? Она искривлена грехом. Вот Предтеча, для того, чтобы подготовить народ свой Израилев, проповедовал покаяние для отпущения грехов. Этим самым подготовить путь к спасению.

Потому что, к сожалению так, очень многие люди, даже которые говорят о себе, что они христиане, к сожалению, таковыми не являются. И вот такое положение очень опасно. Алкоголика можно вылечить только в том случае, если он сам про себя знает, что он алкоголик. Это раз. А во-вторых, чтоб он очень желал выздороветь. Без этих двух условий – невозможно; и, поэтому, если человек, не будучи христианином, считает себя христианином, то ему помочь невозможно. Он думает, что у него все в порядке - ему не надо ничего менять, у него все правильно. И поэтому очень важно каждому человеку осознать и свою греховность и, по возможности, степень ее. Не по поверхности, а именно в глубине, потому что правильно поставить себе диагноз, это значит наполовину уже выздороветь. Без этого никак невозможно. Иоанн Предтеча пришел этому процессу помочь, и вот его слова звучат уже две тысячи лет; мы их читаем, но такое же очень неглубокое действие, к сожалению, на нас это оказывает.

"Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов". Покаяние нужно для прощения. И вот очень важно каждому из нас очень глубоко понять – что такое покаяться? Потому что, к сожалению, моя, такая многолетняя практика показывает, что большинство людей (а я общаюсь в основном с людьми только, которые в церковь ходят, про остальных там и говорить нечего)... Но даже если человек ходит в церковь, к сожалению, для большинства покаяние недоступно. Если недоступно покаяние – как возможно отпущение грехов? Потому что только покаяние делает возможным отпущение грехов, потому что многие люди до сих пор думают, что покаяние это есть исповедь. Ну, хотя бы такое простое размышление: ну а почему два разных слова? Потому что покаяние и исповедь это разные вещи.

Исповедь – это попытка человека по симптомам, которые в нем есть, определить, в чем ему нужно изменить направление жизни, в чем нужно спрямить этот путь, в чем он уклоняется от Бога, почему вот эта дорога, на которую он встал, она такая извилистая? И что порой человек идет от Бога в обратном направлении в полной уверенности, что он идет к Богу. И сталкиваешься даже с такими случаями, когда не только человек не идет к Богу, а просто летит в пропасть. А он настолько дезориентирован, что думает, что он как раз в нужном направлении плавает. Вот это очень печально. Покаяние – это есть, во-первых, изменение своих мыслей, потому что, чтобы нам спастись нужно изменить свои представления. Потому что, конечно, у каждого из нас какие-то свои мысли, какой-то свой опыт, какие-то свои авторитеты были (может быть, и есть) в жизни. Как-то человек нашел для себя какую-то нишу, свил гнездышко, там живет и благополучно приближается к смерти, это неизбежно. Но это неправильно. Нужно это все таким образом изменить, чтобы прямо идти к Богу, потому что цель нашей земной жизни заключается в том, чтобы нам всем придти к Богу. Если мы этого не сумеем сделать за оставшееся время, то наша жизнь, к сожалению, не имеет никакого смысла. И все наши и болезни, и страдания, и обиды, и горести – все это зря. Покаяние – это изменение направления жизни и в мыслях, и в чувстве, и в словах, и в делах. Апостол Павел говорит: "Все, что ни делаете, все делайте во славу Божию". Часто бывает такое заблуждение, что человек пришел на исповедь, там что-то рассказал: вот кого-то осудил, на кого-то обиделся, кому-то позавидовал. Священник накрывает ему главу епитрахилью, про себя читает молитву, а может вслух – "Прощаю и разрешаю тебя от всех грехов". На это Симеон Новый Богослов, великий учитель Церкви, который жил в 11 веке, говорит: "Ты говоришь – прощаю и разрешаю? А Бог и не прощает, и не разрешает", потому что мы, оказывается, не знаем даже, что такое прощение.

Мы используем такой наш обычный термин, и он такой вполне в бытовом смысле юридический: "Мам прости, я больше так не буду". И завтра то же самое. Но даже мама понимает, что то, что ей дитя говорит – это есть пустая формальность. Потом ему сказали, что не пойдешь гулять, пока не попросишь прощения. "А, нет проблем, прости, пожалуйста, больше не буду, все, можно я пойду?" Но маме же не это требуется, хотя и навык просить прощения это вещь такая, неплохая. Потому что бывает так, ребенок вырастает до 14 лет, и он легче на костер пойдет, чем попросит прощения,– такая гордыня. Сам навык он хороший, благополучный, но это не значит, что это покаяние. Покаяние – это когда человек из жадного становится щедрым, из блудного – целомудренным, из гордого и высокомерного – скромным и смиренным, когда он меняется, причем меняться самому невозможно. Если б кто-то мог бы с помощью воспитания, чтения книг, усилием воли из плохого сделаться хорошим, то тогда и незачем было Христу приходить. Он прямо с Предтечей прислал бы нам инструкцию. Как великий пророк Моисей написал: "Знай Единого Бога, не сотвори себе кумира, чти отца и мать, не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй". Ну, все так делай и все будет нормально. А как не завидовать? Сказано: "Не завидуй", а это ж как-то мимо нас. Сказано-то, сказано, а это происходит само, помимо. Вот как завистнику стать независтливым? Только, тут нужно вмешательство Божие. А для этого нужно прийти ко Христу. А для этого нужно понять, зачем мне это надо? Очень часто теперь говорят: "А тебе это надо?". Вот надо понять – тебе это надо? Вот ты сюда пришел, раз пришел, вроде тебе это надо. Ну, а что ж – останавливаться на полдороги? Просто креститься?! Ну, так, и что? Просто пришел на исповедь, что-то такое сказал, так, причастился. Хорошо? Хорошо! А дальше что? А дальше ничего – ничего не меняется. А почему не меняется? Только по одной причине – нет покаяния. Движение в духовной жизни возможно только по стезе покаяния. Вот это изменилось во мне – это шаг. Вот это изменилось – шаг. Некоторые думаю так – надо, там, посетить монастырь, надо выпить столько святой воды, надо столько прочесть. Господь говорит: "Не в многословии будете услышаны".

Вот очень многие вещи у нас как-то остаются вне поля зрения, я имею в виду духовного, потому что мы как-то по-прежнему лукавим, по-прежнему больше изображаем из себя христианскую жизнь, чем являемся такими по сути. Опять именно по тому, что так и не поняли что такое покаяние. Поэтому кто хочет духовной жизни – можно только идти шагами покаяния, больше никакого пути нет. Если нет покаяния – нет и молитвы, если нет покаяния – нет понимания Священного Писания. Покаяние – это вообще ключ к пониманию духовной жизни. Так нет ничего удивительного, что пришел Предтеча и тем, кто хотел, кто к нему пришел, он дал этот ключ: "На вот тебе ключ. Это ключ в Царствие Небесное. Оно к тебе приблизилось". Но нужно этот ключ еще вставить и повернуть. Даже Христос говорит: "Я есть дверь: Мною кто внидет спасется". Но войти нужно и открыть ее, ключом, а ключ этот – покаяние. Исповедь может помочь покаянию. Исповедь может человеку указать на его немощи. Исповедь понуждает человека думать о себе, заглядывать внутрь себя. Исповедь – это не есть жалоба на окружающих меня людей, на родственников. Исповедь – это не сетование о том, какой я вот грешный и несуразный человек. Исповедь – это не самооправдание, потому что очень часто, ну не часто, а в более половине случаев, человек все время себя на исповеди оправдывает, находясь в положении пациента, который пришел к врачу, а врач спрашивает: "Ну что у вас болит?" – "Да нет доктор, все нормально, все хорошо". "Тогда это не ко мне, это к психиатру". Потому что здоровый человек пришел к врачу и начинает что-то темнить, что-то скрывать. Если ты хочешь выздороветь – ты должен вывернуться наизнанку, тогда что-то, может быть, можно понять, что с тобой происходит, но это абсолютно открыто, иначе если ты что-то утаил, где-то у тебя колит, болит, а ты об этом молчишь, то тебе могут поставить неверный диагноз. И что? И будут лечить не от того. И что, от этого будет польза? Нет. Просто еще больший вред. Поэтому и нам, это неправильное наше устроение, к сожалению, приносит еще больше вреда.

К сожалению, немногим удается, чтобы с самого начала, с тех пор, как мы пришли к Церкви (особенно те из нас, кто уже крестился взрослыми) с самого начала начать вот эту прямую жизнь во Христе. Конечно, это трудно, конечно мы будем чувствовать себя одиноко, потому что остальные люди - они, они хитрят, но ведь Бога же невозможно как-то обмануть. Поэтому нет у тебя покаяния – нет у тебя и духовной жизни. А что есть? Есть иллюзия. Есть иллюзия – раз ты в храм пришел, вроде оно так мимо тебя все течет, а ты как-то в этом всем плаваешь, и это все тебе принадлежит. Да ничего подобного. "Не всякий говорящий Мне Господи, Господи, войдет в Царствие Небесное" – это же не мои слова. Не всякий. И в тоже время Господь всем хочет спастись и придти в познание Истины. Всем. Нет такого человека на земле, которому Господь не хотел бы спасения. Нам даже трудно себе представить, как он каждого из нас любит. Некоторых из нас любили родители, но эта любовь несовершенна, потому что родители такие же грешные люди. Всё и любовь, такая родительская, она бывает очень сильная, но она очень несовершенна. Иногда даже эта любовь уродует детей, сплошь и рядом это видно, а Бог – нет. У Него такая любовь, в которой вообще нет изъяна. И Он нас через жизнь, которую мы проживаем, учит так, что это просто безукоризненно. Иногда мы, конечно, ропщем на Бога, а некоторые в безумии говорят: "И за что мне это?" Хотя, буквально нужно две минуты, чтобы доказать это. Что то, что ты испытываешь – за это тебя нужно разрезать на куски, а ты еще говоришь: "За что?". Чудак. То, что тебе необходимо претерпеть со смирением – это как раз то, что способствует твоему спасению.

Есть три способа спасения. Первый – не грешить. Второе – если грешить, то каяться, именно покаяние. Не просто назвать грех. Ну, это тоже важно, но это еще ничего,- как знать, что у меня желтуха, это не значит, что я выздоровел, это просто уже ясно, чем лечить, всем, как бы известно, как это лечится. И есть третий путь. Если для тех, для большинства, кто грешит все-таки и не кается. Это терпеть безропотно все то, что тебе Господь посылает для твоего очищения. Вот если человек смиренно, с полным сознанием своей греховности, с полной немощью своей на исправление, с молитвой к Богу, с покаянной молитвой. Потому что очень часто наша молитва, такая, либо ленивая, скрепя, так сказать, сердце, по какой-то нудной обязанности, либо гордостная. А с Богом можно разговаривать только с позиции смирения и понимания вот этой разницы – каков Он, и каков я, и что даже меня самого Он создал. Поэтому у нас нет как-то никакой возможности предъявлять ему какие-то претензии. Вот если научимся то, что нам посылает Господь, попускает нам Господь за наши грехи, со смирением принимать, тогда Господь и приведет нас ко спасению, которое есть прощение грехов.

С этим тоже надо разобраться, потому что очень часто человек задается таким вопросом: "А простил ли меня Бог или нет?". Опять же, потому что, как с людьми, даже если человек говорит: "Я тебя прощаю", но мы по глазам, по интонации, по тому, что он не больно-то хочет со мной теперь общаться, мы видим – ну он так формально простил, но нас это не удовлетворяет. А что нам мешает? А нам бы хотелось вернуться в ту точку, до того, как между нами произошел разрыв. Но между мной и Богом разрыв еще произошел тогда, когда я был в Адаме, когда не было еще черных, белых, желтых, красных, когда не было русских, татар, англичан, евреев. Это все еще в Адаме произошло. Уже Адам, первый человек, наш общий отец, уже он отпал от Бога. Поэтому я вернуться могу в эту точку только, когда соединюсь со Христом, с новым Адамом. Ну и что теперь делать? Ничего нельзя, что ли, исправить? Да, как сказал Христос своим ученикам: "Человекам это невозможно, но все возможно Богу". И вот, если есть покаяние настоящее, если Господь увидит, что человек, действительно, возненавидел этот грех. Не оправдывает себя: "Я не могу, я, вот такие обстоятельства, я там это, я там то», а именно раскаивается глубоко, как говорят «со слезами". Но это не обязательно рыдать, иной рыдает вообще по любому поводу и готов, так сказать, слезы проливать, нет, а именно, чтоб это был плач души, сокрушение о своем грехе. Тогда Господь увидит, что это настоящее, и Он благодатию своею полностью изглаживает этот грех.

Старец Силуан спросил у одного: "Ну как же ты можешь играть и веселиться, на гармошке играть, когда ты человека убил?", а он говорит: "А мне Бог простил". Бог простил. А что это значит? А это значит, потому что любой убийца он вообще-то, если без покаяния, он вообще плохо кончает. На нем вообще, такая каинова печать. Он не может, во-первых, никогда этого забыть, это все время над ним висит, и не приведи Господь страдания человека душевные, какие он испытывает. Хотя они, бывает (когда в клетке сидят) и хорохорятся, они там очень крутые, ну, как дети малые. Им очень важно по гордости – сидят в одной клетке, а кто из них круче выясняют, ну, просто это анекдот. Потому что отношения исключительно животные. Для животных тоже очень важно – кто в стае первый. Также у людей, когда нет Бога, для них главное – вот кто из них первый, кто важный, кто всех обогнал. Маленькие дети – это тоже звери. Чтобы их привести в человеческий облик нужно очень много их воспитывать и пример показывать и как-то их убедить внутренне, что быть человеком – это лучше, чем быть зверем, пусть ты даже амурский тигр. Все равно человек, он и амурского тигра вытесняет, тигру и жить негде, он такой сильный, здоровый, красивый, а чего ему остается? Только бегать по лесам и искать последнее себе пропитание.

И вот прощение грехов – это делание греха не бывшим. То есть человек, даже когда об это вспоминает, потому что бывают такие грехи, ну, действительно, как убийство – на душе такой шрам оставляют, что его изгладить нельзя, такие коллоидные рубцы на душе, но он и не болит и не зудит, и не саднит и не краснеет, и в любую погоду, всё – Господь изгладил. А если человек каждый день говорит одно и то же: "Дрался, ругался, обзывался, кривлялся", а на следующий раз опять: "Дрался, обзывался, кривлялся, маму не слушался", что это, покаяние? Это какие-то игрушки, так сказать, в детской песочнице. Представим, что человек очень глубоко понял, что он не обезьяна, что брешут люди, которые говорят, что человек произошёл от обезьяны. И как-то это осознал и решил стать человеком и просить у Бога (если что-то обезьянье проявилось): "Прости меня, Господи, и помоги мне завтра, чтоб всё это «обезьянство» из меня ушло". Если он серьёзно этим занялся, и Бог увидел это – Бог ему поможет, и он перестанет быть кривляющейся обезьяной. Перестанет. И через месяц даже забудет, что он таким был. И когда он увидит, что другой кривляется, его будет даже это удивлять: "Слушай, зачем это нужно? Человек – это образ Божий. Зачем превращаться в обезьяну и творить обезьяньи дела?" И он будет на это смотреть, как на что-то чуждое ему. Грех – он не сладкий, привлекательный, пленительный, зовущий, а что-то чуждое и отвратительное. Вот это – покаяние. И тогда бывает и прощение. А то, что мы скользим, как по льду, по одному и тому же – потому что нет покаяния. Потому что прощение, хотя вынуждены мы этот термин употреблять, потому что в нашем языке, вообще в человеческом, к сожалению, только плотские такие понятия и, поэтому прощение – это термин из общения с людьми, а с Богом – это совсем другое прощение. И вот чтобы только понять, как это, я поэтому и говорил о том: Что мы желаем от человека, чтобы он нас простил? Чтобы вот то, что было между нами, этого не стало – ни он не вспоминает, не попрекает, и я забыл – не было этого. Так что покаяние – это вообще-то вещь нешуточная.

Покаяние в нашем благочестии, в христианской жизни – это центральное, фундаментальное понятие. "Понятие" – это от слова понимать. Поэтому, прежде чем прийти к покаянию, нам нужно понять: а) Что это такое? b) Захотеть этого. c) Вступить на путь покаяния. Как же это узнать – вступил я на путь покаяния или нет? Блестящий ответ дает Петр Дамаскин, древний учитель Церкви: "Если ты увидел свои грехи как песок морской – знай, что ты положил начало покаянию". Если ты не увидел свои грехи, "как песок морской", если ты не почувствовал, что ты не только хуже всех людей, а хуже всякой твари. Причем это не на словах, потому что на словах:

– Ой, все мы грешники.

– Ну-ка иди сюда грешник: Тьфу!

– Ах, как ты смеешь в меня плевать?!

– Ну как? Ты же грешник. В тебя и надо плевать.

А раз ты не согласен с этим – значит ты не грешник. Значит ты уже правозащитник, ты права качаешь. У тебя есть права, понимаешь? Но это совсем, совсем другая стезя. А вот стезя покаяния, это когда человек увидит это. Потому что некоторые говорят: "Ну как же так смирение? Что ж я хуже всех? Что ж я хуже других?" Если ты не хуже других, это говорит о том, что покаяние для тебя закрыто и христианство в том числе. Только когда увидишь это реально, и даже тот же приснопамятный Симеон Новый Богослов говорит: "Заповеди Божии нам даны, чтобы познать собственную немощь".

Ни один человек не может исполнить заповеди Божии. Это невозможно. Это возможно только благодатью Божией. А благодать Божия придет только к смиренному. А смиренный – это тот, кто стал на путь покаяния и увидел себя худшим всех. Смиренный – он даже не может никого осуждать. Как он? Это не значит, что он мужественно собрался и молчит. Нет. Это в уме, в чувстве. Для смиренного человека все люди кажутся ангелами. Совершенно у него другое отношение. Потому что он видит, конечно, каждый согрешает, но я-то согрешаю больше. Ну, в этом один грех я вижу, два греха, три, но в себе-то я вижу, "как песок морской". Понимаете, как на барселонском пляже, там 100 километров песка – вот это все мои грехи. Вот тогда – да. И вот этот пляжик с грехами – это есть только начало покаяния. Вот, что такое покаяние. Поэтому покаяние – это не декларация, это не выученные какие-то тексты, которые мы можем кому-то говорить-рассказывать. Это внутреннее состояние души.

И еще. В заключение. Это состояние души – оно истинное. Потому что увидеть это – можно только зрением духовным. Это значит, что если человек начинает это видеть, значит у него душа оживает, она прозревает. Как слепой говорил: "Господи, чтоб мне прозреть". Вот и нам нужно молиться: "Господи, чтоб нам всем прозреть".


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 9

    1. iervictor:

      Ваши проповеди не раз меня спасали и отрезвляли. Нижайше прошу помянуть грешного прот.Виктора. Многая лета Вам, дорогой Батюшка!

    2. katerina:

      Спасибо, батюшка! Вы так помогаете нам посмотреть на нашу душу, на самих себя!

    3. Inessa_Ra:

      Отец Димитрий, дай Вам Бог здоровья!
      Слушаю каждый день ваши лекции и проповеди, сегодня смотрела передачу «Тем временем» с вашим участием.
      Видимо, не такие мы уж все плохие, раз Вы у нас есть.

    4. valera:

      Очередной раз поражен способностью о. Дмитрия простейшими словами и примерами донести глубочайший смысл. Желаю слушащим — услышать.

    5. Ludochka:

      Спасибо, батюшка, что Вы есть! Слава Богу! Храни Вас Господи

    6. Lenochka:

      Спасибо, батюшка, за Ваши проповеди!!!!

    7. Nastasja:

      Спасибо, батюшка.

    8. michael:

      Как радостно после последних грустных выступлений — снова видеть улыбку о.Дмитрия! :)
      С Праздником! +

    9. Ахия:

      Слушая проповедь уснул 3 раза и каждый раз перематывал назад проповедь. У меня даже не оказалось силы воли внимательно прослушать с первого раза. Но потом все-таки дослушал до конца. Спаси Господи!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.