Проповедь в день памяти святителя Николая Чудотворца (2013.05.22)

Проповедь в день перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. Сейчас в городе Бари, Южная Италия, построена Базилика ди Сан-Никола, где в нижнем храме под мраморным саркофагом хранятся мощи святого Николая Чудотворца.

«Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете» (Ин. 6, 35-36)

Что Он имел в виду? Он говорил таким особенным поэтическим языком, хотя и старался слова облечь в форму притчи, чтобы было более понятно. Но есть такие вещи, которые словами – простыми, которые есть в нашем обиходе – очень трудно изложить, опыт жизни духовной. И поэтому Он прибегает к таким поэтическим образам. Он сравнивает Себя с хлебом.

Для человека, как для всякого животного, еда – очень важная позиция в жизни. Поэтому высшее для человека переживание – это застолье. Свадьба – пир, похороны – пир, юбилей – пир, рядовой день рождения – пир, с друзьями встретились – пир, деловая беседа… ну, не пир, а, как теперь по-американски говорят, «ланч». Когда человек жуёт, да ещё запивает чем-то вкусненьким, как-то ему это понятно. Даже некоторые говорят, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок: дай ему поесть – и он будет тебя любить. Ну, как барбос: ему миску – и ты хозяин.

Господь пришёл на землю, чтобы напомнить человеку о его высшем предназначении. Причём это предназначение так высоко, что само Священное Писание говорит о том, что человек мало чем умален от Ангелов. И в чём-то человек даже превосходит Ангелов. Чтобы спасти человека, Господь принял на Себя плоть человеческую в Рождестве. Этой чести Ангелы не удостоились, несмотря на то, что и по происхождению были сотворены раньше, чем люди, и по своей духовной сущности не имеют никакой телесности; в таких вещах животных, в которых нуждается человек, Ангелы не нуждаются. Но, тем не менее, Господь предпочёл в этом человека и поставил его выше Ангелов.

И вот, молодые люди, когда начинают жить, строят какие-то планы: и это хочется, и это хочется. Самая яркая сцена – ребёнок в магазине: «Мам, купи это! Мам, купи это! Хочу это! Хочу то!» Человек всё время чего-то хочет. Бедный человек одного хочет, богатый другого хочет. Но так не бывает, чтобы человек ничего не хотел. Он всё время чего-то хочет. Почему человек не удовлетворяется тем, что у него есть? Очень просто. Можно насытить тело – купить пятнадцать шуб. Пятнадцать. Одна шуба – на минус пять градусов, другая – на минус шесть, третья шуба – на минус семь, и так по градуснику. На двадцать один, на двадцать восемь. Сколько там по телевизору сказали, минус двадцать девять? Вот эту шубку. И все разные – и пониже, и полегче, и разных цветов, благо мех красится теперь. Пожалуйста. Нормальный человек скажет: а зачем? Но есть же люди, у которых не пятнадцать шуб и не пятьдесят, а много больше. А есть люди, которые надевают платье только один раз, а в обед уже другое, а на вечер – третье. Потом они хранятся, потом их продают на аукционах. Казалось бы, много ли человеку надо? Советская власть показала: совсем немного. Телогрейка, резиновые сапоги и ушанка. И всё, и никакой зависти, всем одно. Номера только разные, а так – можно миллионы людей одеть в такую одежду. И тепло, и гигиенично. Телогрейка вообще гениальное изобретение человечества, в ней человек хорошо себя чувствует, кто носил телогрейку, прекрасно это знает. Гораздо лучше, чем дублёнка. Единственное – она промокает, но и сохнет быстро.

Человеку всё время что-то надо, потому что он насыщает своё телесное. А духовную составляющую он насытить не может. Почему? Душа жаждет Бога.

Это как в детском доме. Придёшь в какой-нибудь хороший детский дом государственный, первое, что видишь – огромный телевизор, домашний кинотеатр. Игрушек – море. Сейчас наперебой разные организации покупают детям игрушки, а директора не знают, куда их девать. Если б можно было ими торговать, тогда ещё ладно. Но когда торговать? Надо либо детьми заниматься, либо игрушками торговать. Еды – полно, еда хорошая, большинство жителей страны такой еды не имеют. А дети? А детям это не надо. А что им надо? А им надо маму – это во-первых, и папу – это во-вторых. Они согласны ходить и в рваных колготках, и в одних стоптанных ботинках по два года, пока те уже не начнут сжимать ногу. Но чтобы были мама и папа. Почему – потому что мама и папа для души. А игрушки, еда, всякие развивающие программы – это второе.

И вот каждый человек, родившийся на земле, зная это или не зная, понимая или не понимая… Ребёнок, когда рождается, начинает дико орать. О чём он плачет, маленький? Он родился в этот мир на страдание. Само рождение – страдание, потом первым делом на него заводят медицинскую карту: он рождается, чтобы болеть, потом умереть… А на самом деле Бог задумал человека не для этого, а для высшей жизни вместе с Богом. И вот Христос пришёл на землю, чтобы объяснить это человеку – всем не объяснишь, а только исключительно тем, кто хочет. Церковь – это не такая школа, куда ходят из-под палки, а исключительно желающие, строго. Если руки за спину и карабин между лопаток, то можно привести человека, но он всё равно не усвоит. Он должен сам, сердцем воспринять слова Господни. И поэтому, видя к Себе такое отношение, когда Он к ним обращался, Он очень хорошо им заметил: «Я сказал вам, <…>и не веруете» (Ин. 6, 36). Потому что вера – это как раз тот ключ, который открывает слова Господни человеку, и человек начинает воспринимать их, и тогда это восприятие и рождает в нём уже ученика Христа Бога, и после этого человек начинает вставать постепенно на путь. Как встал на свой путь более полутора тысяч лет назад человек, память которого мы сегодня празднуем, имя которого известно всем жителям земли.

Скоро мы с вами все умрём, потому что жизнь человеческая как миг. Как с небосвода, на который мы смотрим с земли, звёзды падают – одна вспышка. Так и жизнь человека. Очень быстро. И чем ближе к смерти, тем быстрее. Когда человек молод, ему кажется: «Ой, жизнь ещё впереди, очень долго». Для младенцев ещё дольше. Маленькие ребята, когда начинают говорить, всё время говорят: «Когда я был маленький…» Он уже считает, что большой, он хочет быть взрослым и начинает подражать взрослым с десяти лет. «Чем взрослые отличаются от детей? А, они курят! Хочу курить. Они пьяные валяются – и я буду пить. Они ругаются скверно – и я буду ругаться». Потому что – создать космический корабль ребёнок не может, а выматериться, покурить и напиться, пьяным прийти домой после школы – это он может. Поэтому он выбирает самое примитивное, приходит с этим домой и отстаивает свою свободу быть «как взрослый». «Как». Но, к сожалению, это ещё не значит быть взрослым.

Христос хочет каждому человеку показать жизнь человеческую. И святитель Николай это усвоил. Когда мы умрём, даже наши дети не будут ходить к нам на кладбище – им то некогда, то непонятно, что там делать. Человек трудолюбивый цветочки посадит, скамеечку покрасит. Но тоже странное дело. Собственно, что тут – парк, чтобы сидеть на лавочке в тесноте за оградкой? Ну, памятник. А что на памятнике написано – имя и фамилия. А зачем, ты что, сам не знаешь, кто тут похоронен? Тоже странно – таблички. Ну, всё сделали «как у людей». Главное – как у людей. Понравилось, как у этого «людя» – и я сделаю, и всё будет в порядке. А дальше что? Что туда ходить, что там делать? А уж внукам вообще непонятно. А когда будут правнуки, всё будет заброшено, памятничек снесут, придут другие люди и в это место положат своего. И всё будет, как было, и дальше. Пойдите на кладбище – много ли там захоронений девятнадцатого века или довоенных? Где они? Их забыли насмерть. Потому что один человек в жизнь ничего не привносит, а другие – как святитель Николай, память которого мы празднуем…

Представляете себе, во всех церквах только и говорят: «Николай, Николай, Николай». И на западе, и на востоке, и католики, и православные, и турки… Это зависит от того, какую человек прожил жизнь. Он прожил жизнь так, как учил Христос. И поэтому его жизнь не просто на небе растворяющийся след оставила, а на земле глубочайшую борозду. Такую, которая не зарастает. Сегодня перенесение его мощей. Умер он в Малой Азии, а мощи перенесли в Бари, а часть мощей лежит в Венеции. На две части разделили, когда перевозили. Его память нам указывает на то, как можно прожить жизнь. Можно устремляться исключительно к материальной части – поел-попил-поспал, – а можно к духовной, узнав, в чём это состоит. И Христос готов научить этому каждого.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. ЯиТы:

      Ничто не вечно под Луной, кроме души. И никакие дела, заслуги человека не важнее его живой души. В этом смысле поражает искренность и решительность апостола Петра. Так он просит повелеть ему идти по воде к Нему, Христу. Всё остальное: чудеса, опасности — было не важно для него. Ради этого стоит родиться!

    2. DILAVR:

      Спаси Господи!

    3. Ruben:

      Удивительно!
      И, конечно, не хватает общения с батюшкой…

    4. Larkisa:

      Спаси Господи, дорогой о.Димитрий!
      Как же мы соскучились по Вашему живому слову!
      Ура! батюшка вернулся !

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.