Воскресная проповедь на неделю Всех Святых + Обращение Святейшего Патриарха Кирилла
Воскресная проповедь о том, к чему каждый крещённый человек должен прийти в результате своей жизни, и о том, что для обретения смысла жизни не следует пить синильную кислоту.
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла о положении в Сирии.

Проповедь

Сегодня завершающий день пентекостального цикла литургического, и этот день посвящён памяти всех святых. Это очень важный день, через который Святая Церковь показывает нам, к чему каждый крещёный человек должен прийти в результате своей жизни. Крещёных у нас в стране более ста миллионов человек, но из них очень маленькая часть представляет себе, в чём заключается смысл жизни. И вот, такая дезориентация приводит к очень большим страданиям людей и потере этого смысла, что и делает жизнь бессмысленной, а человек как духовное существо, естественно, от этого страдает. Одни говорят: «У меня смысл – в работе», а другие говорят: «Смысл в моём ребёнке», а третьи находят ещё какую-нибудь прекрасную цель. И когда в один прекрасный день его выгоняют с работы, хоть в петлю лезь. Хотя, Господи помилуй, из-за чего тут вообще расстраиваться? Потому что не может работа быть смыслом жизни, её какой-то целью и так далее. Или смысл жизни в каких-то научных открытиях. Вот Ландау попал в автомобильную катастрофу и лишился возможностей своего гениального мозга. И что теперь, в петлю что ли? Да нет. Смысл жизни не может быть в науки. Смысл не может быть в детях. Потому что дети могут умереть, детей могут отобрать, детей могут убить, дети могут погибнуть под трамваем или от ножа в подъезде. И что? Из-за этого смысл жизни уходит? Нет.

Смысл жизни в том, чтобы достичь Бога. Достичь Царствия Небесного, которое выражается в том, что Святый Дух, который сошёл на Церковь в 33 году нашей новой христианской эры (это мы неделю назад праздновали) вошёл в моё сердце. Потому что каждый человек в своей жизни управляем обычно своими страстями. Особенно видно это у детей: каждый ребёнок либо чего-то очень хочет, либо чего-нибудь очень не хочет. Это всё проявление его страстной природы. А тот человек, который уверовал во Христа Спасителя (а Спасителя от чего – от страстей), он приходит к тому, что жизнь направляет на исполнение заповедей Христовых. Они его приводят последовательно к тому, что Дух Святый войдёт в его сердце, и он управляется уже не «хочу», «не хочу», а только одним: а угодно ли это Богу? Потому что если это будет угодно Богу, тогда Господь Дух Святый мне в этом поможет, а если это не угодно Богу, тогда Дух Святый меня покинет, и смысл жизни теряется. Чаще всего мы на исповеди каемся в том, что осуждаем наших ближних за их какие-то заведомо неправильные действия. Но ведь один грешник не может осуждать другого грешника. Почему? Не только потому, что это нехорошо. А это действительно нехорошо, потому что это всё равно что хромой показывает пальцем на кривого и говорит: «Смотри, кривой!» Ну хорошо, а ты? А ты хромой. Экая разница! Он инвалид, и ты инвалид. Вы должны друг друга поддерживать. Хромой кривому должен путь указывать, а кривой поддерживать хромого, чтобы он не оступился, ему со своей хромотой тяжело ходить. Нужно не осуждать друг друга, а помогать. Вот это будет по-христиански.

И вот как преобразить жизнь, чтобы она протекала по-христиански. Для этого Христос Спаситель дал заповеди. Заповеди, как Он Сам сказал, не тяжкие, но они необходимы, чтобы нас как-то сориентировать. А потом уже мы будем жить так, как будто эти заповеди не просто в виде какого-то императива заданы, а это уже само сердце наше будет выбирать тот поступок, который будет согласен с волей Божией. И тогда, когда Господь Святый Дух, видя, что мы хотим совершить то, что согласно с Его волей, Он нам в этом помогает. А если видит, что нет на это воли, Он отступает. С Божественной точки зрения бессмысленна жизнь человека, если она прошла без того, чтобы согласовывать свою волю с волей Божией. А так весь мир, который вокруг нас, создан Богом, и более того, мы сами созданы Его Словом и по Его закону, то чтобы жить гармонично, что на человеческом языке называется «счастливо», мы должны быть в согласовании. Сейчас жарко – можно выпить воды, полегче будет. Почему? Нас Господь так устроил, что мы на 75 процентов состоим из воды. В жару у нас вода испаряется, если мы пьём воду, то нам как биологическому организму становится легче. А давайте заменим воду синильной кислотой. Вместо стакана воды полстакана синильной кислоты. И через 15 минут – труп. Почему? Ну, нарушен закон Божий. Мы же не из кислоты состоим, не кислота из нас испаряется. Поэтому тот, кто живёт против закона Божия, тот быстренько превращается в труп.

Заповеди даны не для того, чтобы нас как-то замучить. Как маленькие дети рассуждают: родители нужны только для того, чтобы заставлять игрушки собирать. Он просто не видит, что его кормят, поют, одевают, лечат и так далее. Даже беспокоятся, если на улице холодно, так ли он одет, потому что так он выбежит безо всего, без шапки, а потом воспаление лёгких, а потом – та же самая смерть, если его не лечить антибиотиками. А это всё мама должна хлопотать. Потому что он больше никому на свете не нужен. Убежал он, пропал – это вообще никого не волнует: ни милицию, ни Минздрав. Только маме и нужен. А он думает, что мама только для того, чтобы не давать играть в полпервого в кубики: «вот она вечно пристаёт, вот надо всё убирать, вот мы только начали, а вот опять надо всё убирать», и так далее. А почему? Да потому что он глупый.

И так каждый человек. Он эту свою глупость, несуразность сохраняет до старости. Пришёл в мир Спаситель и сказал, как спастись, а человек вместо того, чтобы спасаться, он себя только губит, губит, губит. Сам мучается от этого, страдает… А путь предначертан и указан даже в богослужении: завершается вот этот цикл, наш взор обращён на святых людей. Почти в каждом языке есть слово, обозначающее святость. И в каждом народе (даже не зависимо, какой религии эти народы) можно отметить этих людей. Что их отличает от всех остальных? Во-первых, они не похожи. Не похожи не внешне. Хотя, обычно так бывает, что немножко и внешне. Потому что у обычного человека морда угрюмая, он вечно недоволен, он вечно всё осуждает, ему вечно всего мало, он брюзжит, он всегда говорит «я, я, я, я». А вот те люди, которых почитают за святых, вообще никогда не говорят «я», они никого не осуждают, у них лица всегда веселы, они счастливые люди, потому что у них полная гармония с Богом, с миром, с людьми, они всё прекрасно понимают. Вот, допустим, святого человека кто обокрал: он не рвёт на себе волосы, не проклинает, он же очень хорошо понимает, что раз есть заповедь «не укради», некоторые люди воруют. И вот, так случилось, что ты нарвался на такого. Что тут вообще нового под луной? Один человек обокрал другого. Экая невидаль! Слава Богу, что не убил, а и такое бывает. Абсолютно ни за что.

И вот, Христос пришёл, чтобы в мире властвовал не закон этого хаоса, разрухи, злобы, а чтобы часть людей, которая не хочет жить по этому закону, пошла бы за Христом к святости. Но это не значит, что с этого момента у них и денег будет достаточно, и здоровье будет хорошее, нет. Все те же трудности, как у всех остальных людей на земле, будут. Но появляется смысл, во имя чего это делать. Потому что, конечно, мы все заболеем, мы все умрём, все предстанем на Суд Божий, и очень важно, как мы прожили эту жизнь, к чему мы в конечном итоге пришли, чего мы достигли. И вот, с точки зрения Божества, самое главное, чего мы должны достигнуть, это святости. Святость – это не наше природное свойство. Оно было таким в Адаме, но Адам согрешил, и лишился всего. И нам это вновь, как преподобный Серафим говорил, нужно стяжать, чтоб опять благодать Божия к нам пришла. А благодать Божия нас преображает: мы из жадных делаемся щедрыми, из раздражительных превращаемся в терпеливых, из гневливых – в кротких, из сребролюбивых, наоборот, в готовых другому человеку помочь. В этом есть смысл жизни, а не в том, чтобы что-то приобрести себе, потому что что бы ты ни приобрёл, это всё останется на земле. А кем ты станешь. Вот в результате жизни кем ты стал, это богатство с тобой уйдёт в мир иной. А что ты наберёшь тут, какую-то славу, известность – это всё останется здесь. Я как-то вам рассказывал, один мой друг, он уже умер давным-давно, умер он уже священником, монахом, он был литератором даже, кончил Литературный институт. И однажды ему приснился Пушкин Александр Сергеевич. Рассказывает: «Идёт по полю, ветер, у него плащ так развевается. Я остановился в таком остолбенении и говорю: “Александр Сергеевич, если бы Вы знали, какая у Вас на земле слава!” А он так повернулся ко мне горько и отвечает: “А зачем мне теперь эта слава…” И ушёл». Действительно, зачем? На небесах совсем другая слава. И Бог-то хочет, чтобы мы достигли вот этой божественной славы. А не людской: сегодня у тебя слава, ты народный, ты «засушенный», ты весь в орденах… А потом? А ты в доме престарелых, ходишь под себя, ты никому не нужен. И любая техническая сотрудница говорит: «Слышь, ты, бабка! Уйди отсюда!» «Как Вы смеете со мной так разговаривать?! Я такая-то такая-то!» А она говорит: «В гробу я видала твои все достижения». И кому они нужны? Когда ты была молодая и красивая, ты была всем нужна, а сейчас ты не нужна никому. Так что это всё может кончиться ещё и на земле. Они, конечно, силятся всё это как-то продлить, но… Это всё почему? Ненастоящее. Это всё такая бижутерия, это всё не достойно человека. А человека достойно только то, что вечно. Потому что само слово «человек» значит «вечная личность». Чело – это лицо, а век – само по себе понятно, что это значит. «Человек» – это от слова «вечная личность». И вот к этому мы должны стремиться. А к этой вечности мы должны быть приобщены только через Бога. А это осуществляется только посредством благодати. Поэтому святой человек – это не тот, кто самый умный, самый хорошо воспитанный, это не тот, кто самый талантливый, это не тот, кто самый красивый, самый сильный, самый богатый. Это всё перед Богом ничто. А святой человек – это в ком есть Святой Дух. Вот. Вот это цель христианской жизни. Для этого людей и крестят. Смысл того, что мы, Церковь, крестим людей, в том, что мы надеемся, что этот человек, маленький или большой, который пришёл ко крещению, захочет благодати Святаго Духа больше, чем чего-либо, что существует на свете прекрасного. Потому что самые прекрасные вещи земные, к сожалению, временные.

Вот, поэтому прославляем сегодня день Всех Святых, а сегодня у нас у всех день ангела, а это тоже так продумано Церковью – нам, крещёным давать имена святых, чтоб мы на них смотрели, удивлялись и стремились бы им подражать. Это не просто так. Одно дело: «А меня назвали в честь дедушки». Замечательно. «А кто был твой дедушка?» – «А мой дедушка был пьяница», – «Хорошо назвали. Отлично», – «А тебя?» – «А меня – в честь Георгия Победоносца». Немножко различаешь? Для чего тебя назвали? А что бы ты благодатью Божией драконов зла побеждал. Вот это нам хорошо нужно понять.

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла

Ну вот, теперь нам нужно прочитать обращение Святейшего нашего Патриарха ко всем, которое сегодня во всех церквах будет читаться: «Преосвященные архипастыри, всечестные отцы…» – это мы. «… дорогие братья и сестры» – это вы. «На протяжении почти двух лет в Сирии продолжаются военные действия. За это время в стране погибли десятки тысяч людей, среди которых немало стариков, женщин, детей — мирных граждан. Значительную часть сирийского народа составляют наши с вами единоверцы». Дамаск, столица Сирии – это вообще православный город, там, где жил и трудился великий наш святой, борец за святые иконы, каждый из нас обязательно приобщён к его книгам. Когда будем помирать, если сподобимся и умрём, над нашим гробом будут петь стихи, которые он сочинил полторы тысячи лет тому назад. «В городе Дамаске находится центр одного из древнейших православных Патриархатов — Антиохийского. И сейчас на улицах этого города, помнящего апостола Павла…» (ибо он там бывал) «…подвиги и труды древних святых, проливается человеческая кровь. На этой библейской земле, где бок о бок в мире жили православные христиане, мусульмане сегодня оскверняются святые, предаются поруганию храмы, христиан изгоняют из их жилищ, преследуют, а нередко мучают и убивают. Разрушены дома, уничтожена инфраструктура, не хватает продуктов питания, медикаментов, некоторые люди лишились крова, кто-то уехал к родственникам, кто-то нашёл приют в специальных пунктах, а кто-то должен был бежать в соседние страны, где часто их никто не ждёт. Наш народ совсем недавно пережил подобное. В годы революции и гражданской войны, гонений на Церковь тысячи наших соотечественников были уничтожены…» Ну, правильней сказать миллионы. Некоторые до сих пор с любовью Ленина и Сталина вспоминают, считают их святыми. Ну, а некоторые и день рождения Гитлера празднуют, мы это тоже знаем...

«…И среди них немало было иерархов, священников, монахов, мирян. Мы чтим подвиг новых мучеников и исповедников российских и вместе с тем не должны безразлично смотреть на то, как ныне вновь проливается невинная кровь. Мы с вами не можем остановить эту войну, но можем усердно молиться о её скорейшем прекращении и оказать помощь страждущим людям, в том числе нашим братьям и сёстрам. Господь Иисус Христос в притче о милосердном самарянине ясно указывает, кого мы должны считать своим ближним. Того, кто нуждается в помощи. Даже если это человек других взглядов, другой веры, живущий на другом месте. Ведь именно таковым оказался для милосердного самарянина пострадавший от рук разбойника. Прошу вас последовать призыву Христову и помочь нашим ближним, то есть тем, кто сейчас особенно нуждается в поддержке и участии. С этой целью благословляю в ближайшее воскресенье…» (то есть сегодня ) «… во всех храмах Русской Православной Церкви организовать сбор средств нуждающимся в Сирии. Денежные средства следует отправлять на счета Синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, которому поручено координировать сие доброе начинание владыки Пантелеймона. В завершении общецерковного сбора средств, они будут переданы Антиохийскому патриархату. Молюсь о прекращении кровопролития и о восстановлении мира на сирийской земле и уповаю, что наши жертвы будут благоприятны пред Богом. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси».


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 17

    1. EVL:

      Отец Димитрий, спасибо и низкий поклон! Сыновья (19 и 17 лет) слушали на одном дыхании, что ни слово — то в самое сердце.

    2. Alex Martukov:

      Нет слов, шикарно, что теперь с текстом!)))

    3. георгий панчулидзе:

      Спасибо! Мадлоба!

    4. Татьяна:

      После некоторого перерыва, вновь слушаю проповеди отца Димитрия. Очень рада встрече с ним, с его умными и слегка язвительными речами. Всего доброго и вам, дорогие мои форумчане!Кажется, извечные темы: перед каждым поколением встают эти вопросы о смысле жизни, о выборе пути…Но каждому предстоит заново на них ответить, для каждого эта задачка с двумя неизвестными — самая важная и трудная. И отец Димитрий помогает решить её,вернее, учит решать её, наверное, уже не одно поколение молодых и не очень, сделавших первый свой шаг в православие людей. Недавно «встретила» в «Одноклассниках» подругу, с которой училась когда-то в техникуме. Энергичная, деятельная (ну, прямо библейская Марфа), но о церкви, о православии совершенно превратные представления.Надеюсь, ссылка этой проповеди на «Одноклассниках» не пройдет мимо её глаз. Всех нас поздравляю с наступившим Петровым постом (уже несколько устала от праздников)и с тем, что у нас есть такой замечательный пастырь — Димитрий Смирнов.

    5. msa:

      спасибо

    6. LubovVCh:

      Спасибо, батюшка, за проповедь.
      А у нас не читали послание Патриарха.

      • EVL:

        А у нас батюшка, призывая помочь сирийским христианам, рассказал о митрополите Ливанском Илие и его молитве за Россию во время Великой Отечественной Войны, очень хорошо сказал, как, будучи далеко, можно быть совсем близко…

    7. Innessa:

      Спаси Вас Господи, батюшка, за Ваши многополезные проповеди.

    8. Фёдорова Ирина:

      И в Петербурге на службе сегодня читалось такое обращение…печально, что столько веков и все враждуют люди. Вспоминались слова моего учителя истории «история учит нас тому, что она нас ничему не учит». Про человека как о.Димитрий сказал замечательно «вечная личность» есть над чем подумать… как и всегда после проповеди батюшки. Спасибо!!!

    9. Antosha Chekhonte:

      Батюшка с утра проповеди читает?

    10. elena cyprus:

      Спасибо за проповедь. С праздником Всех Святых братья и сестры, помощи Божией в соблюдении Петрова поста.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.