Проповедь об обидах (2008.08.31)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Неделю 11-ю по Пятидесятнице 31 августа 2008 г.

Сегодня все так громко и стройно пели «Отче Наш», как не часто бывает, и наше пение очень связано с сегодняшним евангельским чтением. В этой молитве, которой Господь научил Своих учеников, а они уже всех нас, содержится всё самое главное, о чём христианин должен просить у Бога. Как мы молим Бога: «Остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим». Господь употребляет эту юридическую категорию о прощении, чтобы нам было понятно.

На самом деле взаимоотношения с людьми, к сожалению, в большой степени приобрели уже такие юридические формы. В некоторых государствах даже сосед с соседом общается только через адвоката, потому что иных форм не может быть. Люди даже, когда человек упал, боятся к нему подойти, потому что он может на тебя потом в суд подать, не потому что ты ему принёс какую-то неприятность, а потому что он из этого может извлечь себе доход. Нам это очень странно, но в других странах, где люди уже достигли правового государства, всегда ждут специалиста. Специалист придёт, посмотрит, а на специалиста уже в суд нельзя подать, потому что он – по долгу службы. Таких очень много бывает случаев, когда человек хочет оказать помощь. Поэтому это устроение современной цивилизации совершенно антихристианское, не даёт человеку возможность как-то проявить милосердие, всё, к сожалению, механизируется. В отдельных случаях это действительно является каким-то выходом, например, без поножовщины отстоять чьи-то права, справедливость, но во многих случаях это вступает в противоречие с заповедью Божией. Но так как современная цивилизация не предполагает присутствие Бога, то люди пытаются с помощью юридических правил каким-то образом устроить свою жизнь, что, конечно, получается весьма плохо, и во всяких исключениях бывают просто ужасные ситуации.

Но Бог хотел бы иначе, чтоб мы не с помощью законов регулировали отношения друг с другом, а по любви. Но люди грешны, и грех людей не только разъединяет с Богом, но и друг с другом. И единственная возможность для человека восстановить любовь с другим человеком – это иметь возможность своего сердца простить. Без этого невозможно. Когда Господь говорил Своим ученикам об этом, апостолы возмутились: «так сколько раз в день нужно прощать? До семи ли раз»? В смысле: семь раз простим, а на восьмой уже дадим. И Господь сказал: «До семижды семидесяти раз» (Mф.18, 21-22). Специально сказал число в семьдесят раз больше, то есть 490 раз, что практически выходит за рамки возможного. Речь идет не о том, чтобы совершить какой-то юридический акт. Как детям говорят: «Попроси прощения!» – «Хорошо. Прости, больше не буду». И что, всё что ли? Как в американских фильмах: «Ну я же прощения попросил». I’m sorry! Всё, ты уже должен быть счастлив. Для Бога важна не юридическая сторона дела, а важно, чтобы в сердце человека произошёл переворот от раздражения, недоброжелательности, обиды, может быть, даже ненависти, к тому, чтобы опять была любовь между людьми.

Что такое «прости»? Что такое прощение с точки зрения Евангелия? Когда мы просим у Бога прощения, что мы хотим? Чтобы Господь сказал «ну ладно»? Нет. Мы хотим, чтобы этот грех совершенно был изглажен, его как будто и не было, исторически он был, но никакого следа в нашей жизни не оставил. То есть отношения наши восстановились. Это только возможно при такой очень серьёзной работе души, и готовности на это, и понимании того, что во вражде жить нельзя. Это противоречит заповеди Божией.

Мы ещё молимся в молитве «Отче Наш»: пусть воля Твоя на земле будет как на Небе. Потому что на Небесах Ангелы любят Бога, любят друг друга, Бог любит Ангелов – отношения любви. Ангелы находятся в полном послушании у Бога, исполняют Его волю как Его посланники совершенно безропотно и с радостью. Итак, Господь и христиане желают, чтобы и на земле воцарился такой порядок. Но без отношений любви друг с другом – потому что Бог есть любовь – этот порядок невозможен. И Господь это понимает. И хотя Слово Божие обращено ко всему человечеству, слова Господни как бы ничего не значат. А для тех, кто уверовал, стал христианином, это имеет значение. Поэтому Господь обращается прежде всего к Своей Церкви, которую Он создал из апостолов, а потом нам с вами дал веру, чтобы мы благодаря этой вере тоже стали членами этой Церкви. С какой целью? Чтобы научиться жить в любви, преодолевать рознь, научиться прощать во Славу Божию.

Вот притча, в которой Господь сказал, «что Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими» (Mф. 18, 23). Господь предлагает такую притчу, чтобы объяснить, что это такое – воля Божия на земле как на Небе, когда на земле такие же отношения между людьми как в Царствии Небесном. И дальше очень подробно говорит о талантах, что некий должник должен был десять тысяч талантов. Ни один человек не может быть должен другому десять тысяч талантов. Это бюджет целого огромного государства, такого, какого во времена Иисуса Христа вообще не было, может быть, сама Римская империя только. Поэтому это приточный образ. Подразумевается, что каждый человек согрешил перед Богом так много, что это сравнимо с такой суммой. То есть такая сумма, которую отдать невозможно. Иногда кто-то приходит на исповедь и говорит, что он хотел бы искупить свой грех. Но это просто смешно, потому что у каждого человека грехов больше, чем на небе звёзд. Поэтому Сын Божий, Спаситель наш, и пришёл на землю, чтобы совершить это искупление, потому что только Он, Бог, Божественной Своею властью мог взять на себя грехи и эти грехи искупить. Мы можем только просить прощения, ни о каком искуплении для нас невозможно даже вообразить. Хотя некоторые грехи можем, так сказать, исправить. Пришёл домой, увидел половину торта в холодильнике, съел. Пришла мама и говорит: «А я вот хотела то-то и то-то…» – «Сейчас, мамочка». Раз, сбегал в булочную, принёс не полторта, а целый. Всё, дело исправлено, потрачено полчаса и три рубля денег. Это можно исправить, какую-то мелочь, вполне, а во всём остальном – нет. Поэтому постоянно мы нуждаемся именно в прощении. И для тех, у кого просят прощения, нужно совершить подвиг любви, именно простить человеку от души.

И дальше приводится пример с человеком, которому должны были очень мало денег, а он своего должника посадил в долговую яму. И вот его спрашивает царь, простивший ему больший долг: «Как же, я тебе простил такую сумму, а ты не можешь этому простить?» И мы всегда, когда возникает между нами и каким-то человеком противоречие, ссора, должны вспоминать об этой притче, о том, что мы Богу должны гораздо больше. Если мы хотим, чтобы Господь оставил нам эти грехи – а мы именно просим: не «прости», а «остави», то есть эти грехи должны быть где-то далеко оставлены не с нами, – то единственным условием для этого должно быть то, что и мы будем иметь такую готовность. Почему? Потому что если мы хотим от Бога прощения, то мы должны и сами прощать. Спрашивается, а почему, собственно? Да очень просто: потому что другого пути войти в Царство Божие нет. Если ты на земле против кого-то имеешь злобу, вражду, обиду, то войти в Царство Божие ты не можешь. Можешь объездить все монастыри, можешь приложиться ко всем на свете мощам, можешь каждый день причащаться, можешь наизусть выучить Священное Писание, можешь раздать все имение своё нищим, можешь вылечить всё человечество от рака, можешь быть самым талантливым, самым умным, образованным, самым красивым. Но если ты хоть против какого-то одного человека имеешь вражду, ты в Царство Божие войти не можешь. Поэтому все твои усилия напрасны. Ты можешь обчитаться, все акафисты на свете прочесть, лбом протаранить все иконы на свете, можешь всё что хочешь сделать. Всё бессмысленно. Почему? Дверь в Царство Божие для тебя закрыта именно на этот ключ: твоя обида на этого человека. Всё, закрыта. Это невозможно. И это никак не поправить. Ну вот как, представьте себе, некая квартира на 18 этаже, все окна открыты настежь, но дверь-то закрыта одним-единственным поворотом ключа. Открыл 16 замков, а вот один не открыл. Вот этот маленький язычок одного самого маленького замочка не даёт тебе возможности открыть. Ну, а взломать дверь в Царство Божие совершенно невозможно. Это если говорить приточным языком. На самом деле, этой возможностью человека простить другого и определяется, а чему он, собственно, научился в Церкви, чему он научился из Евангелия, кем он стал. Вот это очень и очень важно. И Господь очень большое место уделил этому, и сама Святая Церковь это Евангелие о должниках ставит именно в воскресный день, когда собираются все христиане в храм, потому что это один из основных текстов, повествующий нам о воле Божией, которая заключается в следующих словах: «да любите друг друга» (Ин.13, 34). И любовь без такого взаимного прощения невозможна. И готовность прощать – это одно из свойств любви. Если бы Господь за каждый наш грех нас наказывал, мы бы не смогли прожить и дня, потому что тяжесть этого наказания превысила бы возможности наши, просто физически. Поэтому мы и привыкаем к греху.

Так же и родители, любящие своих детей. Ведь дети постоянно делают что-то не так, и если с ними жить в общении, приходится их прощать, и в этом только и возможно нормальное воспитание, в любви, когда дети видят именно такое снисходительное отношение родителей. Потому что детям тоже нужно научиться этому. А у кого научиться, как только у родителей? А представим себе, что есть такие родители, которые непрестанно и за всё наказывают своих детей. К чему это приведёт? Они воспитают урода и садиста, они воспитают предателя и труса. Потому что каждый ребёнок живёт только первый раз и многого в жизни не знает, поэтому постоянно ошибается намеренно или ненамеренно, и у него возникает единственная возможность избавиться от наказания – это безбожно врать, чтобы избежать этого наказания. Чем больше и чем наказание жёстче, тем более ребёнок становится лживым. Получается антивоспитание, то есть достигается совершенно противоположный эффект. Поэтому что бы ни сказал – «это не я». Сначала «не я», а потом более подлые формы: «это не я, а он». То есть уже он подставляет совершенно невинного человека. Он настолько боится наказания, что готов, чтобы это наказание упало на другого, который вообще ни в чём не виноват. Вот и подлость. Сделай так один раз, избеги наказания, второй, десятый, и уже в течение полугодика перед вами законченный подлец. Законченный. С хорошим опытом и с пониманием того, как с помощью подлости можно избежать неприятных вещей. К сожалению, так и бывает. Поэтому без того, чтобы иметь возможность прощать, даже дитя нельзя воспитать более или менее правильно, настолько это важно.

Поэтому, придя домой, давайте перечитаем со сниманием эту притчу. И каждый раз, когда мы поём «Отче Наш», постараемся больше увлекаться не звуками, а будем стараться вникать именно в смысл того, что мы поём. Это не просто пение для того, чтобы как-то усладить наш слух, это наше обращение к Богу. Когда мы вместе поём, и Господь среди нас. Но надо, чтобы эта молитва стала молитвой, а не просто извлечением звука. Если мы говорим «остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим», если мы так Бога просим, и если мы кому-то не оставляем его грех против нас, то, значит, Господь по нашей просьбе не оставит нам и наших грехов. Поэтому на самом деле человек, который имеет на другого обиду и себя в этом, как говорят, застукал, этот человек должен тут же снять крест и не читать никогда молитву «Отче Наш». Потому что с тех пор, как ты имеешь обиду, ты перестал быть христианином, а носить на себе крест полагается только христианам. А если в состоянии обиды ещё читать «Отче Наш», так это вообще просто какое-то издевательство. Это всё равно, что просить у кого-то: «Дай мне есть», а когда дал, сказать «я не буду». Человек старался, готовил, тебе на стол поставил, а ты «не буду», ну что это? Это прямое издевательство над Богом. Конечно, по нашей такой глупости, неразумию. Богу ущерба от этого никакого не будет. Но не страшно ли в отношения с Богом вступать в форме издевательства над Ним? Над Тем, Который нам является любящим Отцом. Это просто полное безумие. Поэтому когда мы чувствуем в сердце обиду, мы должны от неё избавиться. Мы не знаем, как это делать, и никогда бы не узнали, но Сам Господь даёт нам способ. Он говорит: «Молитесь за обижающих вас и добро творите творящим вам напасти» (Мф. 5, 44). Если вот так будем делать, то мы преодолеем с помощью Божией обиды.

Не поленюсь, расскажу и про это, почему так. Дело в том, что ни одно доброе дело, ни одно исполнение заповедей Божиих человек не может совершить без помощи Божией, которая оказывается человеку привнесением благодати в его сердце. Поэтому когда человек что-то совершил доброе, он это сделал только по благословению Божию. Поэтому всегда за то, что нам доброго удалось сделать, мы должны благодарить Бога. Если мы желаем исполнить заповедь Божию, молиться за человека, который нас обидел, мы сможем это сделать только с помощью благодати Божией. И вот эта благодать Божия, которая придёт к нам, чтобы нам помочь исполнить заповедь Божию о молитве за обижающих нас, эта же благодать Божия и исцелит нас от обиды. Вот таков механизм, если можно так выразиться, действия благодати Божией. Постараемся это запомнить и прибегать, потому что если мы на кого-то злимся, мы его этим не исправим. И состояние дел в мире никоим образом не зависит от того, сердимся мы или не сердимся. Но мы можем уменьшить зло в мире только одним способом – уменьшив его внутри самого себя. И вот над этим мы и должны трудиться. Аминь.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь об обидах (2008.08.31)

Сегодня все так громко и стройно пели «Отче Наш», как не часто бывает, и наше пение очень связано с сегодняшним евангельским чтением. В этой молитве, которой Господь научил Своих учеников, а они уже всех нас, содержится всё самое главное, о чём христианин должен просить у Бога. Как мы молим Бога: «Остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим». Господь употребляет эту юридическую категорию о прощении, чтобы нам было понятно.

На самом деле взаимоотношения с людьми, к сожалению, в большой степени приобрели уже такие юридические формы. В некоторых государствах даже сосед с соседом общается только через адвоката, потому что иных форм не может быть. Люди даже, когда человек упал, боятся к нему подойти, потому что он может на тебя потом в суд подать, не потому что ты ему принёс какую-то неприятность, а потому что он из этого может извлечь себе доход. Нам это очень странно, но в других странах, где люди уже достигли правового государства, всегда ждут специалиста. Специалист придёт, посмотрит, а на специалиста уже в суд нельзя подать, потому что он – по долгу службы. Таких очень много бывает случаев, когда человек хочет оказать помощь. Поэтому это устроение современной цивилизации совершенно антихристианское, не даёт человеку возможность как-то проявить милосердие, всё, к сожалению, механизируется. В отдельных случаях это действительно является каким-то выходом, например, без поножовщины отстоять чьи-то права, справедливость, но во многих случаях это вступает в противоречие с заповедью Божией. Но так как современная цивилизация не предполагает присутствие Бога, то люди пытаются с помощью юридических правил каким-то образом устроить свою жизнь, что, конечно, получается весьма плохо, и во всяких исключениях бывают просто ужасные ситуации.

Но Бог хотел бы иначе, чтоб мы не с помощью законов регулировали отношения друг с другом, а по любви. Но люди грешны, и грех людей не только разъединяет с Богом, но и друг с другом. И единственная возможность для человека восстановить любовь с другим человеком – это иметь возможность своего сердца простить. Без этого невозможно. Когда Господь говорил Своим ученикам об этом, апостолы возмутились: «так сколько раз в день нужно прощать? До семи ли раз»? В смысле: семь раз простим, а на восьмой уже дадим. И Господь сказал: «До семижды семидесяти раз» (Mф.18, 21-22). Специально сказал число в семьдесят раз больше, то есть 490 раз, что практически выходит за рамки возможного. Речь идет не о том, чтобы совершить какой-то юридический акт. Как детям говорят: «Попроси прощения!» – «Хорошо. Прости, больше не буду». И что, всё что ли? Как в американских фильмах: «Ну я же прощения попросил». I’m sorry! Всё, ты уже должен быть счастлив. Для Бога важна не юридическая сторона дела, а важно, чтобы в сердце человека произошёл переворот от раздражения, недоброжелательности, обиды, может быть, даже ненависти, к тому, чтобы опять была любовь между людьми.

Что такое «прости»? Что такое прощение с точки зрения Евангелия? Когда мы просим у Бога прощения, что мы хотим? Чтобы Господь сказал «ну ладно»? Нет. Мы хотим, чтобы этот грех совершенно был изглажен, его как будто и не было, исторически он был, но никакого следа в нашей жизни не оставил. То есть отношения наши восстановились. Это только возможно при такой очень серьёзной работе души, и готовности на это, и понимании того, что во вражде жить нельзя. Это противоречит заповеди Божией.

Мы ещё молимся в молитве «Отче Наш»: пусть воля Твоя на земле будет как на Небе. Потому что на Небесах Ангелы любят Бога, любят друг друга, Бог любит Ангелов – отношения любви. Ангелы находятся в полном послушании у Бога, исполняют Его волю как Его посланники совершенно безропотно и с радостью. Итак, Господь и христиане желают, чтобы и на земле воцарился такой порядок. Но без отношений любви друг с другом – потому что Бог есть любовь – этот порядок невозможен. И Господь это понимает. И хотя Слово Божие обращено ко всему человечеству, слова Господни как бы ничего не значат. А для тех, кто уверовал, стал христианином, это имеет значение. Поэтому Господь обращается прежде всего к Своей Церкви, которую Он создал из апостолов, а потом нам с вами дал веру, чтобы мы благодаря этой вере тоже стали членами этой Церкви. С какой целью? Чтобы научиться жить в любви, преодолевать рознь, научиться прощать во Славу Божию.

Вот притча, в которой Господь сказал, «что Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими» (Mф. 18, 23). Господь предлагает такую притчу, чтобы объяснить, что это такое – воля Божия на земле как на Небе, когда на земле такие же отношения между людьми как в Царствии Небесном. И дальше очень подробно говорит о талантах, что некий должник должен был десять тысяч талантов. Ни один человек не может быть должен другому десять тысяч талантов. Это бюджет целого огромного государства, такого, какого во времена Иисуса Христа вообще не было, может быть, сама Римская империя только. Поэтому это приточный образ. Подразумевается, что каждый человек согрешил перед Богом так много, что это сравнимо с такой суммой. То есть такая сумма, которую отдать невозможно. Иногда кто-то приходит на исповедь и говорит, что он хотел бы искупить свой грех. Но это просто смешно, потому что у каждого человека грехов больше, чем на небе звёзд. Поэтому Сын Божий, Спаситель наш, и пришёл на землю, чтобы совершить это искупление, потому что только Он, Бог, Божественной Своею властью мог взять на себя грехи и эти грехи искупить. Мы можем только просить прощения, ни о каком искуплении для нас невозможно даже вообразить. Хотя некоторые грехи можем, так сказать, исправить. Пришёл домой, увидел половину торта в холодильнике, съел. Пришла мама и говорит: «А я вот хотела то-то и то-то…» – «Сейчас, мамочка». Раз, сбегал в булочную, принёс не полторта, а целый. Всё, дело исправлено, потрачено полчаса и три рубля денег. Это можно исправить, какую-то мелочь, вполне, а во всём остальном – нет. Поэтому постоянно мы нуждаемся именно в прощении. И для тех, у кого просят прощения, нужно совершить подвиг любви, именно простить человеку от души.

И дальше приводится пример с человеком, которому должны были очень мало денег, а он своего должника посадил в долговую яму. И вот его спрашивает царь, простивший ему больший долг: «Как же, я тебе простил такую сумму, а ты не можешь этому простить?» И мы всегда, когда возникает между нами и каким-то человеком противоречие, ссора, должны вспоминать об этой притче, о том, что мы Богу должны гораздо больше. Если мы хотим, чтобы Господь оставил нам эти грехи – а мы именно просим: не «прости», а «остави», то есть эти грехи должны быть где-то далеко оставлены не с нами, – то единственным условием для этого должно быть то, что и мы будем иметь такую готовность. Почему? Потому что если мы хотим от Бога прощения, то мы должны и сами прощать. Спрашивается, а почему, собственно? Да очень просто: потому что другого пути войти в Царство Божие нет. Если ты на земле против кого-то имеешь злобу, вражду, обиду, то войти в Царство Божие ты не можешь. Можешь объездить все монастыри, можешь приложиться ко всем на свете мощам, можешь каждый день причащаться, можешь наизусть выучить Священное Писание, можешь раздать все имение своё нищим, можешь вылечить всё человечество от рака, можешь быть самым талантливым, самым умным, образованным, самым красивым. Но если ты хоть против какого-то одного человека имеешь вражду, ты в Царство Божие войти не можешь. Поэтому все твои усилия напрасны. Ты можешь обчитаться, все акафисты на свете прочесть, лбом протаранить все иконы на свете, можешь всё что хочешь сделать. Всё бессмысленно. Почему? Дверь в Царство Божие для тебя закрыта именно на этот ключ: твоя обида на этого человека. Всё, закрыта. Это невозможно. И это никак не поправить. Ну вот как, представьте себе, некая квартира на 18 этаже, все окна открыты настежь, но дверь-то закрыта одним-единственным поворотом ключа. Открыл 16 замков, а вот один не открыл. Вот этот маленький язычок одного самого маленького замочка не даёт тебе возможности открыть. Ну, а взломать дверь в Царство Божие совершенно невозможно. Это если говорить приточным языком. На самом деле, этой возможностью человека простить другого и определяется, а чему он, собственно, научился в Церкви, чему он научился из Евангелия, кем он стал. Вот это очень и очень важно. И Господь очень большое место уделил этому, и сама Святая Церковь это Евангелие о должниках ставит именно в воскресный день, когда собираются все христиане в храм, потому что это один из основных текстов, повествующий нам о воле Божией, которая заключается в следующих словах: «да любите друг друга» (Ин.13, 34). И любовь без такого взаимного прощения невозможна. И готовность прощать – это одно из свойств любви. Если бы Господь за каждый наш грех нас наказывал, мы бы не смогли прожить и дня, потому что тяжесть этого наказания превысила бы возможности наши, просто физически. Поэтому мы и привыкаем к греху.

Так же и родители, любящие своих детей. Ведь дети постоянно делают что-то не так, и если с ними жить в общении, приходится их прощать, и в этом только и возможно нормальное воспитание, в любви, когда дети видят именно такое снисходительное отношение родителей. Потому что детям тоже нужно научиться этому. А у кого научиться, как только у родителей? А представим себе, что есть такие родители, которые непрестанно и за всё наказывают своих детей. К чему это приведёт? Они воспитают урода и садиста, они воспитают предателя и труса. Потому что каждый ребёнок живёт только первый раз и многого в жизни не знает, поэтому постоянно ошибается намеренно или ненамеренно, и у него возникает единственная возможность избавиться от наказания – это безбожно врать, чтобы избежать этого наказания. Чем больше и чем наказание жёстче, тем более ребёнок становится лживым. Получается антивоспитание, то есть достигается совершенно противоположный эффект. Поэтому что бы ни сказал – «это не я». Сначала «не я», а потом более подлые формы: «это не я, а он». То есть уже он подставляет совершенно невинного человека. Он настолько боится наказания, что готов, чтобы это наказание упало на другого, который вообще ни в чём не виноват. Вот и подлость. Сделай так один раз, избеги наказания, второй, десятый, и уже в течение полугодика перед вами законченный подлец. Законченный. С хорошим опытом и с пониманием того, как с помощью подлости можно избежать неприятных вещей. К сожалению, так и бывает. Поэтому без того, чтобы иметь возможность прощать, даже дитя нельзя воспитать более или менее правильно, настолько это важно.

Поэтому, придя домой, давайте перечитаем со сниманием эту притчу. И каждый раз, когда мы поём «Отче Наш», постараемся больше увлекаться не звуками, а будем стараться вникать именно в смысл того, что мы поём. Это не просто пение для того, чтобы как-то усладить наш слух, это наше обращение к Богу. Когда мы вместе поём, и Господь среди нас. Но надо, чтобы эта молитва стала молитвой, а не просто извлечением звука. Если мы говорим «остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим», если мы так Бога просим, и если мы кому-то не оставляем его грех против нас, то, значит, Господь по нашей просьбе не оставит нам и наших грехов. Поэтому на самом деле человек, который имеет на другого обиду и себя в этом, как говорят, застукал, этот человек должен тут же снять крест и не читать никогда молитву «Отче Наш». Потому что с тех пор, как ты имеешь обиду, ты перестал быть христианином, а носить на себе крест полагается только христианам. А если в состоянии обиды ещё читать «Отче Наш», так это вообще просто какое-то издевательство. Это всё равно, что просить у кого-то: «Дай мне есть», а когда дал, сказать «я не буду». Человек старался, готовил, тебе на стол поставил, а ты «не буду», ну что это? Это прямое издевательство над Богом. Конечно, по нашей такой глупости, неразумию. Богу ущерба от этого никакого не будет. Но не страшно ли в отношения с Богом вступать в форме издевательства над Ним? Над Тем, Который нам является любящим Отцом. Это просто полное безумие. Поэтому когда мы чувствуем в сердце обиду, мы должны от неё избавиться. Мы не знаем, как это делать, и никогда бы не узнали, но Сам Господь даёт нам способ. Он говорит: «Молитесь за обижающих вас и добро творите творящим вам напасти» (Мф. 5, 44). Если вот так будем делать, то мы преодолеем с помощью Божией обиды.

Не поленюсь, расскажу и про это, почему так. Дело в том, что ни одно доброе дело, ни одно исполнение заповедей Божиих человек не может совершить без помощи Божией, которая оказывается человеку привнесением благодати в его сердце. Поэтому когда человек что-то совершил доброе, он это сделал только по благословению Божию. Поэтому всегда за то, что нам доброго удалось сделать, мы должны благодарить Бога. Если мы желаем исполнить заповедь Божию, молиться за человека, который нас обидел, мы сможем это сделать только с помощью благодати Божией. И вот эта благодать Божия, которая придёт к нам, чтобы нам помочь исполнить заповедь Божию о молитве за обижающих нас, эта же благодать Божия и исцелит нас от обиды. Вот таков механизм, если можно так выразиться, действия благодати Божией. Постараемся это запомнить и прибегать, потому что если мы на кого-то злимся, мы его этим не исправим. И состояние дел в мире никоим образом не зависит от того, сердимся мы или не сердимся. Но мы можем уменьшить зло в мире только одним способом – уменьшив его внутри самого себя. И вот над этим мы и должны трудиться. Аминь.


Комментарии.

    Комментариев 8

    1. ЯиТы:

      Христианин и обида — это вещи несовместимые. Христианин молится, и молитва его — добрая!
      Спаси Господи!

    2. ElenaP:

      Это действительно так: когда молишься за обидчиков, обида отступает и появляются силы простить.

    3. ukrvadim:

      Спаси Господи, батюшка! После прослушивания проповеди об обидах постараюсь изо всех сил молиться за всех тех, на кого я обижался, иначе мне Двери не откроют…

    4. Ludmila251:

      Послушала и написала письмецо бывшему мужу, который нас с дочуркой бросил. Попросила прощение, не знаю простит ли, но я попросила. Он и меня, и ее внес в «черный список», а я через его друзей двоих попросила, а что остается делать?
      Спаси Господи, отец Димитрий!!! Слава Богу за все!

    5. ATC:

      Да. В людях благоволение. Господи! Спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе (псалом 19).

    6. Elena Korzh:

      Если бы вы только знали, как мы вас любим! И Дмитрия Смирнова и тех, кто сделал этот сайт! Знайте, что в Казахстане, в Караганде, живут ваши друзья, которые молятся за вас и с удовольствием и с пользой для душ своих слушают, смотрят и читают отца Дмитрия Смирнова. Дай Бог ему здоровья и душевных сил пасти стадо Христово.
      Спасибо!
      krest.kz

    7. Inessa_Ra:

      Спасибо, Отче! Спасибо и тем, кто сделал это доступным для всех, спасибо!

    8. Pomoshnik:

      Хороший блог очень понравился, буду следить за вашими новостями.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.