Проповедь на Неделю 9-ю по Пятидесятнице (2013.08.25)

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 25 августа 2013 года. О нашей вечерней усталости, молитвенном общении с Богом и о нашем маловерии по евангельскому эпизоду о хождении по водам.

Господь наш Иисус Христос «… удалился на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. И, выйдя, Иисус увидел множество людей, и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное…» (Мф. 14, 13–15). «И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один». (Мф. 14, 22–23). Господь Иисус Христос как Человек нуждался в общении с Отцом Небесным.

Вот очень часто с нами бывает, что из-за всяких дневных забот, вечером мы откладываем молитву, говоря сами себе, что мы очень устали. А вот Он молился несмотря на то что за день очень уставал. Причём уставал до такой степени, что однажды в лодке, плывя с апостолами по бушующему Генисаретскому озеру, лёжа на корме – и не на каком-то мягком ложе, а просто на деревянной лодочной банке – под ливнем, под рёв волн, захлестывающих лодку, в таком состоянии спал. Вот представьте себе, до какой степени нужно устать, чтобы заснуть под проливным дождем, и чтобы тебя окатывали ещё волны, такой прохладненькой воды. И тем не менее, Он не просто находил время для молитвы, времени нет, поэтому только ночью оставалось, и то потому, что люди уже изнемогали, и Он это время тратил на молитву. Для чего? Почему? Потому что Он нуждался в общении с Отцом Небесным. Он нуждался.

У нас же проблема в чём? В том, что у нас такой нужды нет. Многие святые отцы говорили, что молиться нужно чаще, чем дышать. Можно забыть о пище, можно о еде, можно об одежде, как Мария Египетская. Ну, представьте: женщина, забывшая об одежде. Чем заполнены её голова и сердце? Ну, ясно, что молитвой. Это всё вытесняет. И вот молитва может вытеснить вообще желание дышать, просто забываешь вздохнуть. Почему?.. А это самое желательное. Это как раз то, когда начинается, собственно, жизнь духовная. Тогда жизнь телесная совершенно сходит на нет.

И так было у многих угодников Божиих. Вот сейчас мне припомнились два таких великих старца – Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. От них целая книга осталась вопросов и ответов, вопросы задавали разные люди. Жили эти старцы в полном затворе и на много-много времени (на неделю, другую, третью) просто забывали даже о пище. О людях не забывали, писали им ответы. Благодаря этим ответам мы знаем об их жизни, об их мудрости. А вот о пище забывали, потому всё остальное была молитва. Так и Господь Иисус Христос, который, собственно, показал, как это возможно, удалялся на молитву для беседы с Отцом своим Небесным.

И вот возникла такая удивительная ситуация: «…лодка была уже на средине моря…» – кто был в Палестине знает, что не такое уж это огромное озеро Генисаретское, но по масштабам той маленькой страны, это уже воспринималось ими как море – «…была на средине, и её било волнами, потому что ветер был противный» (Мф. 14, 24). Ветры там – как на большой территории водной глади – это вещь довольно часто случающаяся. «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» (Мф. 14, 25).

Почему Он пошёл по морю? Не потому, что хотел их удивить, или испугать, а просто для того, чтобы догнать. Потому что если бы Он шёл вокруг на ту сторону озера, нужно было бы несколько дней. А Он хотел вместе с ними оказаться в той точке. Из исключительно практических соображений. И что из этого вышло?

«И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак: и от страха вскричали» (Мф. 14, 26). Ну, любой из нас тоже бы вскричал, я думаю. Сама ситуация: буря на озере, лодка, и мало того, ещё кто-то идёт по воде. Представляете, развевающаяся одежда (потому что ветер страшный), идёт по воде человек к ним в лодку. Конечно, любой испугается. Но, заботливый о своих учениках, Господь «…тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф. 14, 27). Ну, они уже привыкли к каким-то особенностям Его жизни и к чудесам, которые на глазах их совершались как-то ежедневно, и поэтому успокоились, и «Петр сказал ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде» (Мф. 14, 28–29). А почему не утонул, а пошёл? За послушание. Каждый человек, который слушается Господа, он сможет творить дела Господни. Потому что мы для Него, для Спасителя нашего, нужны не только для того чтобы нас спасти, но ещё и для того, чтобы мы творили Его дела.

Он хочет, чтобы мы научились христианской жизни. Чтобы, как Он исцелял, чтоб так и мы исцеляли, как Он воскрешал мёртвых, так и мы бы воскрешали, как Он учил, так и мы учили, как Он был готов Cвою жизнь отдать, так и мы готовы были бы жизнь свою отдать за правду Божию, то есть стали бы настоящими христианами. Тогда бы христианство распространялось. А так как мы этого ничего не можем, то христианство всё больше, больше скудеет, ослабевает. И уже ослабело сейчас настолько, что очень мало кто из нас может обратить ко Христу даже свою семью. Очень мало. Каждый из нас некогда обратился, но мужья, дети, жёны, мамы, папы – они могут прозябать и веровать в любые глупости, и так далее. Но ко Христу не приближаться. Почему? Мы слабоваты.

Допустим, ребёночек тонул бы где-то в пруду на даче, мы взяли по воде пошли бы, взяли его за шиворот, вытащили и все сказали: «О! Чё это, как это ты?» – «Да ничего, сказал: “Господи, благослови!” Пошёл да вытащил». Потом медаль за спасение на водах получил. Все сказали бы: «Во! Велик Бог, Бог христианский!» И уверовали бы там, в этом посёлке, три сотни человек сходу. Пришли к вам: «Как это так?» – «Да вот так. Вот вам Закон Божий Слободского, вот вам Евангелие, вот храм у нас в соседнем селе. Вот ходите, и уверуйте во Христа Спасителя». А чё, слабо? Слабо. Вот ничего и не получается.

А Петру было не слабо, он пошёл. Но, к сожалению смалодушничал. Очень многие малодушничают на этом пути. Потому что только конец – делу венец. Ну вот представьте себе, мы строим дом: построили фундамент, построили стены, вставили окна, сделали стропила. А крышу – нет. Ну и какой смысл? Никакого. Выброшенные деньги. Зря земля теперь стоит, а на ней эта руина. И продать нельзя, даже по цене кирпича, потому что никому это не нужно. То есть нужно обязательно доводить до конца. Если до конца не доведено, то смысла в этом нет. Так же и в духовной жизни – если она не достроена, то в ней никакого нету смысла.

И вот: «…видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал…» – что же он закричал? – «Господи! спаси меня» (Мф. 14, 30). Всё правильно. Когда начинаешь утопать, всегда есть к кому обратиться. «Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно, Ты Сын Божий» (Мф. 14, 31–33).

Вот такой эпизод исторический, всё это было на самом деле. Сколько из этого мы можем извлечь пользы. Этот отрывок из Евангелия говорит нам, что по благословению Божию мы можем делать дела Божии, а если на этом поприще начнём утопать, всегда же можем призвать на помощь имя Божие. И Господь всегда нас спасёт и поможет, в чём будет назидание и нам, и всем остальным, кто будет этому свидетель.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 10

    1. ЯиТы:

      Спасибо!

    2. Svetlana NI:

      Ох, точно! Сколько раз я утопала, взявшись за одно трудное дело.Сколько раз орала: «Спаси, Господи, тону!» Сколько раз спасал… сколько раз повторялось…Маловерие, малодушие, трусость и предательство- вот человек.

    3. георгий панчулидзе:

      Слава Богу! спасибо Вам отец Димитрий!

    4. Natalya t:

      Спасибо, батюшка, за проповедь и за эти слова о послушании Богу, без которого все — пустое.

    5. Evfim:

      Спасибо за наставления! Помоги, Господи, всем стремящимся к Преображению своей жизни!

    6. Анна Вихляева:

      «Был бы святой, шел бы над водой,
      А пока -
      По дну…»

      • s2235:

        Или так «…а пока, пока покамушкам, река бежит…» :), или так «а пока пока покалипсис… :).

    7. Ruben:

      Абсолютно!..

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.