Проповедь в Неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия (2011.03.13)

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о преодолении ереси иконоборчества, о том, что есть Православная вера, и кто есть подлинный православный. Неделя 1-я Великого поста, Торжество Православия. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы.13 марта 2011 года

Историческая причина возникновения этого праздника в первое воскресенье Великого поста заключается в том, что была преодолена последняя крупная ересь, которая волновала Церковь, что привело к тому, что до сих пор практически мы не имеем икон VII-го и VIII-го веков, потому что их уничтожали сотнями. Ересь иконоборчества. До сих пор это находит свое отражение в исламе, который вообще запрещает всякие изображения человека. Это как раз отражение этой иконоборческой ереси, которой были поражены не только живущие в империи Римской люди, но и даже сами императоры, как часто это бывало, поддерживали эту ересь и сами были иконоборцами, а когда государственная власть берется за дело, то, конечно, устоять довольно трудно. Но, все-таки, Церковь посильней, чем власть императора, потому что врата ада не одолеют ее и вот, восстановилось почитание икон на Соборе на последнем Вселенском, и это восстановление почитания святых икон как раз и стало именоваться Торжеством Православия. Поэтому, людей, которые именуют себя протестантами, хотя многие из них даже не знают против чего они протестуют и отрицают почитание икон, их нужно просто обратить к истории Церкви, к тому времени, когда о протестантизме вообще еще никто и не слыхал, потому что протестантизм начал возникать только в XVI веке. Сами понимаете, от истории Церкви ересь иконоборчества это как раз середина от I-го века до XVI-го и все, что написано в защиту икон, особенно преподобным Иоанном Дамаскиным и сейчас имеет непреходящую ценность, но мы сегодня не будем этого касаться, хотя исторический аспект этого праздника тоже должен быть всем нам известен, и мы должны понимать как это возникло.

Святая Церковь предлагает нашему вниманию сегодня отрывок из Евангелия от Иоанна. Отцы, которые разрабатывали наше величественное богослужение избрали именно этот текст для Торжества Православия, которое, понятное дело, к иконам не имеет отношения. Но, мы воспринимает икону, конечно, не как искусствоведы, которые рассматривают материал, образ, эпоху, их интересует датировка, сохранность и, конечно, исторические реалии, а самое главное духовное – ускользает. Как человек, который занимается в каком-то институте красоты макияжем с клиентами, его человеческая душа не интересует, а чисто внешние вещи, хотя в человеке, конечно, душа много важней, чем форма носа, глаз, рта, зубов, даже ушей. Душа премного важней. И когда мы говорим о каком-то человеке, мы совершенно никогда не имеем ввиду форму его носа, исходя из формы носа мы не можем сказать это хороший человек или плохой. Никто по форме носа качество человека не судит, а по его душевным качествам, которые содержатся в сердце. Так и в иконе – самое главное, что в ней, в иконе, в любой, даже не изображение, а только то, что мы стоим перед ней и молимся Богу – вот что главное. Это событие делает икону чудотворной, потому что, если перед иконой никто не будет молиться она не будет чудотворной, потому что чудеса происходят только по просьбе человека.

Итак. «Иисус захотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мной. А Филипп же был из Вифсаиды, из города родного Андрея и Петра. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей и закон и пророки». Так осторожно выражается. Не говорит: мы нашли Спасителя, Мессию, мы нашли Царя Израилева, а говорит: мы нашли Того, о Котором Моисей писал. «Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?» Не может. Почему? По определению. Почему? А внешний признак – Назарет в Галилее. Из Галилеи, так как полуязыческая страна, лучше сказать местность, там Пророк быть не может – чисто внешний признак как форма носа – раз курносый или нос на боку, значит уже все, плохой человек. Формальный признак и тут же оказывается, что этот формальный признак не сработал. Во-первых, Господь из Вифлеема, а не из Назарета. Но это не все знали, потому что Иосиф с Марией в Галилее поселились после смерти Ирода, после того, как они сбежали от Ирода из Вифлеема, потому что их там пребывание угрожало жизни младенцу Христу. «А Филипп говорит: пойди и посмотри». Что значит пойди и посмотри?

Прежде чем любую проблему решать, нужно решать ее не как чиновник, формально – одна справка, другая справка, третья. Особенно, как в суде – так документ. Что он больной, что ли, не знает, что любой документ покупается, вообще, в подземном переходе метро? На каждом углу, на каждом телеграфном столбе: частный мастер, изготовление печатей. Пожалуйста, хоть печать императора Александра I Благословенного. И пиши: Александр I свидетельствует о том, что этот прописан в таком-то ЖЭКе и печать. Подумаешь, документ. Что, вообще, это может значить? Но, тем не менее. Судит формально, поэтому и ошибка. Поэтому и говорит: пойди и посмотри, разберись. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или, так сказать, перерыть гору фальшивых документов.

«Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: » И эта фраза, как мне кажется, на которой тот человек, который вводит этот текст в наше сегодняшнее богослужение Торжества Православия остановил свое внимание. Потому что те святые отцы, которые составляли наше богослужение, они это все знали наизусть абсолютно. «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Поэтому когда нам кто-нибудь скажет: а что такое православная вера? Надо нам сказать, что это та вера, которая учит тому, чтобы в человеке не было никакого лукавства. Но это не значит, что, как учеников тоже в школе учат, но это не значит, что чему-нибудь научат.

– Ваня, ты почему ничего не знаешь? – Я учил. – Ты учил, ну ты же не выучил. Главное-то – результат. То, что ты учил – это никому не интересно, интересно только то, что у тебя осталось в голове.

Поэтому православный – это не тот, кто ходит в храм. Православный – это не тот, кто читает по утрам и вечером правило. Православный – это не тот, кто в среду и пятницу и Великий пост и все остальные оставшиеся три поста постится. Православный – это не тот, кто наизусть знает Священное Писание. Православный – это не тот, кто наизусть знает все заповеди Божии. Православный – это тот, у которого в отношениях с Богом нет никакого лукавства. Вот это значит правильно славить Бога. А остальное – остальное все такие формальные признаки, которые могут соответствовать христианской жизни, а могут не соответствовать. И если они не соответствуют – они для Бога весьма противны.

Из Евангелия мы видим, что Господь даже к совершенно отпетым грешникам относился со снисхождением, любовью, желая их восстания. Но фарисеев, которые были образцом формальной нравственности – они и постились, и молились, и деньги давали нищим, и содержали духовенство, и разбирали Священное Писание, Он их иначе как ядовитыми змеенышами не называл. Потому что ехидна, Он говорил: «порождения ехидновы», ехидна – это такая ядовитая змея. В силу такого общего лукавства большинство людей, которые именуют себя православными, являются ядовитыми змеенышами. Поэтому очень многие люди, когда как-то заинтересуются чем-то, приходят в храм – на них тут же обязательно какой-нибудь из змеенышей набросится: не там стоишь, не так одет и отойди с моего места и прочее. Потому что цель змееныша – чтобы человек ушел из храма, а цель Господа Иисуса Христа – для того, чтобы, как Он сам сказал: «всех привлеку к Себе». И Господь привлекает, а змееныш своим лицемерием отталкивает. И это такая некая уязвленность этим змеиным ядом лицемерия, она есть у всех, вообще, людей. Степень только разная и поэтому Господь и говорит: «Берегись закваски фарисейской, которая есть лицемерие».

Что такое лицемерие? Это, когда человек внешне – таков, а внутренне он совсем другой. Когда он что-то меняет в своей жизни только во внешней части, а для Бога – это не важно. Господь вообще не смотрит ни на то, во что мы одеты, ни на нашу кожу, ни на подкожный слой жира, ни на мышечный слой внешний, ни на внутренний мышечный слой, ни на скелет, ни на мышцу, которая качает кровь, которая есть сердце, а еще глубже – на душу человека. Для Бога – это люди в безумии по одежке встречают, Бог на это никак не смотрит, Бог смотрит на самого человека, который есть бессмертная душа, вот на это Господь и смотрит. И поэтому человеку незачем как-то перед Богом что-то из себя изображать, упражняться в каком-то актерском мастерстве. Это человек может перед людьми, так сказать, заниматься вот этим лицемерием. Потому что актер, он на сцене все время кого-то изображает, причем иногда то хорошего, то плохого – сегодня он бандит, а завтра следователь, а в следующем сериале он будет - «оборотень»! Форма-то у него такая, а внутри он жулик натуральный, а на самом деле он вообще не жулик, он и не пьет, не курит, это вообще только на экране, то есть все так вот запутано. Это Богу совершенно не важно. Кроме одного.

Богу это очень противно – когда человек энергию своей бессмертной души тратит на то, чтобы как-то выставляться перед людьми кем-то, особенно, если он таковым не является. И когда Он увидел этого прекрасного юношу, говорит: «Вот истинный израильтянин, в котором нет лукавства». И как Он его назвал – израильтянин. Что такое израильтянин? Это что, паспорт или виза или вид на жительство? Что это он? Прописка, подданство? Нет. Нет. Это значит, что он принадлежит народу Божьему. Принадлежит не формально, что в его жилах течет кровь Авраама. Господь и из камней может сделать детей Авраама. Нет. А потому что он таков, он как дитя Божие, он для Бога совершенно открыт и ясен, он не лицемер, в нем нет лукавства. Поэтому когда Господь говорит: «Вот истинный израильтянин», Он совсем не имеет ввиду формальные вещи. Паспорт, прописку, вид на жительство. Нет. Он говорит о качествах души. Вот, что важно.

И сегодня, в этот день Торжества Православия и Великим постом нам всем неплохо поразмышлять о том – а каково качество моей души? Каков я? Надо остаться одному, наедине, перед Богом. Закрыться в комнате или на кухне. У кого нет возможности, можно даже в ванне, сесть на краешек и поразмышлять: нет передо мной никого. Мне не нужно что-то из себя изображать, мне не нужно ничего доказывать, мне не нужно ни на кого обижаться, мне не нужно никого обижать, что-то отстаивать. Я сижу тут один. В трубах вода горячая и холодная, и рядом со мной вездесущий Бог. И каков я на самом деле? Если это вопрошание будет, действительно, искренним, мы что можем сказать? Кто я такой? Как в «Оводе» сказано: «Я жалкий грешник». Жалкий. Не какой-нибудь важный, надутый, что-то такое, великий. Жалкий, мелкий, никчёмный да еще и вредный. И вот такого грешника Бог хочет спасти. И наша задача, если мы хотим быть православными, нужно в этом постараться Богу помочь.

И, что такое Православие? Православие – это когда человек всю жизнь ставит себе главную задачу: помочь Богу в том, чтобы Он меня спас. Вот это Православие. А остальное? А остальное все внешне, формально, конечно в истории Православия много всего и красивого и хорошего и важного и много всего, но в этом большой цены нет, потому что самое драгоценное, что есть у Бога – это есть душа человека, ибо Он за душу человека жизнь Свою отдал и хочет нам спастись. Он говорит: «Хочу, чтобы все спаслись и пришли в познание Истины», а Истина – это есть Христос. Поэтому, если мы сумеем с Богом установить такие отношения нелицемерные, значит будем истинные израильтяне, значит будем истинные члены Церкви, значит будем настоящие православные, а не формальные.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь в Неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия (2011.03.13)

Историческая причина возникновения этого праздника в первое воскресенье Великого поста заключается в том, что была преодолена последняя крупная ересь, которая волновала Церковь, что привело к тому, что до сих пор практически мы не имеем икон VII-го и VIII-го веков, потому что их уничтожали сотнями. Ересь иконоборчества. До сих пор это находит свое отражение в исламе, который вообще запрещает всякие изображения человека. Это как раз отражение этой иконоборческой ереси, которой были поражены не только живущие в империи Римской люди, но и даже сами императоры, как часто это бывало, поддерживали эту ересь и сами были иконоборцами, а когда государственная власть берется за дело, то, конечно, устоять довольно трудно. Но, все-таки, Церковь посильней, чем власть императора, потому что врата ада не одолеют ее и вот, восстановилось почитание икон на Соборе на последнем Вселенском, и это восстановление почитания святых икон как раз и стало именоваться Торжеством Православия. Поэтому, людей, которые именуют себя протестантами, хотя многие из них даже не знают против чего они протестуют и отрицают почитание икон, их нужно просто обратить к истории Церкви, к тому времени, когда о протестантизме вообще еще никто и не слыхал, потому что протестантизм начал возникать только в XVI веке. Сами понимаете, от истории Церкви ересь иконоборчества это как раз середина от I-го века до XVI-го и все, что написано в защиту икон, особенно преподобным Иоанном Дамаскиным и сейчас имеет непреходящую ценность, но мы сегодня не будем этого касаться, хотя исторический аспект этого праздника тоже должен быть всем нам известен, и мы должны понимать как это возникло.

Святая Церковь предлагает нашему вниманию сегодня отрывок из Евангелия от Иоанна. Отцы, которые разрабатывали наше величественное богослужение избрали именно этот текст для Торжества Православия, которое, понятное дело, к иконам не имеет отношения. Но, мы воспринимает икону, конечно, не как искусствоведы, которые рассматривают материал, образ, эпоху, их интересует датировка, сохранность и, конечно, исторические реалии, а самое главное духовное – ускользает. Как человек, который занимается в каком-то институте красоты макияжем с клиентами, его человеческая душа не интересует, а чисто внешние вещи, хотя в человеке, конечно, душа много важней, чем форма носа, глаз, рта, зубов, даже ушей. Душа премного важней. И когда мы говорим о каком-то человеке, мы совершенно никогда не имеем ввиду форму его носа, исходя из формы носа мы не можем сказать это хороший человек или плохой. Никто по форме носа качество человека не судит, а по его душевным качествам, которые содержатся в сердце. Так и в иконе – самое главное, что в ней, в иконе, в любой, даже не изображение, а только то, что мы стоим перед ней и молимся Богу – вот что главное. Это событие делает икону чудотворной, потому что, если перед иконой никто не будет молиться она не будет чудотворной, потому что чудеса происходят только по просьбе человека.

Итак. «Иисус захотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мной. А Филипп же был из Вифсаиды, из города родного Андрея и Петра. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей и закон и пророки». Так осторожно выражается. Не говорит: мы нашли Спасителя, Мессию, мы нашли Царя Израилева, а говорит: мы нашли Того, о Котором Моисей писал. «Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?» Не может. Почему? По определению. Почему? А внешний признак – Назарет в Галилее. Из Галилеи, так как полуязыческая страна, лучше сказать местность, там Пророк быть не может – чисто внешний признак как форма носа – раз курносый или нос на боку, значит уже все, плохой человек. Формальный признак и тут же оказывается, что этот формальный признак не сработал. Во-первых, Господь из Вифлеема, а не из Назарета. Но это не все знали, потому что Иосиф с Марией в Галилее поселились после смерти Ирода, после того, как они сбежали от Ирода из Вифлеема, потому что их там пребывание угрожало жизни младенцу Христу. «А Филипп говорит: пойди и посмотри». Что значит пойди и посмотри?

Прежде чем любую проблему решать, нужно решать ее не как чиновник, формально – одна справка, другая справка, третья. Особенно, как в суде – так документ. Что он больной, что ли, не знает, что любой документ покупается, вообще, в подземном переходе метро? На каждом углу, на каждом телеграфном столбе: частный мастер, изготовление печатей. Пожалуйста, хоть печать императора Александра I Благословенного. И пиши: Александр I свидетельствует о том, что этот прописан в таком-то ЖЭКе и печать. Подумаешь, документ. Что, вообще, это может значить? Но, тем не менее. Судит формально, поэтому и ошибка. Поэтому и говорит: пойди и посмотри, разберись. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или, так сказать, перерыть гору фальшивых документов.

«Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: » И эта фраза, как мне кажется, на которой тот человек, который вводит этот текст в наше сегодняшнее богослужение Торжества Православия остановил свое внимание. Потому что те святые отцы, которые составляли наше богослужение, они это все знали наизусть абсолютно. «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Поэтому когда нам кто-нибудь скажет: а что такое православная вера? Надо нам сказать, что это та вера, которая учит тому, чтобы в человеке не было никакого лукавства. Но это не значит, что, как учеников тоже в школе учат, но это не значит, что чему-нибудь научат.

– Ваня, ты почему ничего не знаешь? – Я учил. – Ты учил, ну ты же не выучил. Главное-то – результат. То, что ты учил – это никому не интересно, интересно только то, что у тебя осталось в голове.

Поэтому православный – это не тот, кто ходит в храм. Православный – это не тот, кто читает по утрам и вечером правило. Православный – это не тот, кто в среду и пятницу и Великий пост и все остальные оставшиеся три поста постится. Православный – это не тот, кто наизусть знает Священное Писание. Православный – это не тот, кто наизусть знает все заповеди Божии. Православный – это тот, у которого в отношениях с Богом нет никакого лукавства. Вот это значит правильно славить Бога. А остальное – остальное все такие формальные признаки, которые могут соответствовать христианской жизни, а могут не соответствовать. И если они не соответствуют – они для Бога весьма противны.

Из Евангелия мы видим, что Господь даже к совершенно отпетым грешникам относился со снисхождением, любовью, желая их восстания. Но фарисеев, которые были образцом формальной нравственности – они и постились, и молились, и деньги давали нищим, и содержали духовенство, и разбирали Священное Писание, Он их иначе как ядовитыми змеенышами не называл. Потому что ехидна, Он говорил: «порождения ехидновы», ехидна – это такая ядовитая змея. В силу такого общего лукавства большинство людей, которые именуют себя православными, являются ядовитыми змеенышами. Поэтому очень многие люди, когда как-то заинтересуются чем-то, приходят в храм – на них тут же обязательно какой-нибудь из змеенышей набросится: не там стоишь, не так одет и отойди с моего места и прочее. Потому что цель змееныша – чтобы человек ушел из храма, а цель Господа Иисуса Христа – для того, чтобы, как Он сам сказал: «всех привлеку к Себе». И Господь привлекает, а змееныш своим лицемерием отталкивает. И это такая некая уязвленность этим змеиным ядом лицемерия, она есть у всех, вообще, людей. Степень только разная и поэтому Господь и говорит: «Берегись закваски фарисейской, которая есть лицемерие».

Что такое лицемерие? Это, когда человек внешне – таков, а внутренне он совсем другой. Когда он что-то меняет в своей жизни только во внешней части, а для Бога – это не важно. Господь вообще не смотрит ни на то, во что мы одеты, ни на нашу кожу, ни на подкожный слой жира, ни на мышечный слой внешний, ни на внутренний мышечный слой, ни на скелет, ни на мышцу, которая качает кровь, которая есть сердце, а еще глубже – на душу человека. Для Бога – это люди в безумии по одежке встречают, Бог на это никак не смотрит, Бог смотрит на самого человека, который есть бессмертная душа, вот на это Господь и смотрит. И поэтому человеку незачем как-то перед Богом что-то из себя изображать, упражняться в каком-то актерском мастерстве. Это человек может перед людьми, так сказать, заниматься вот этим лицемерием. Потому что актер, он на сцене все время кого-то изображает, причем иногда то хорошего, то плохого – сегодня он бандит, а завтра следователь, а в следующем сериале он будет - «оборотень»! Форма-то у него такая, а внутри он жулик натуральный, а на самом деле он вообще не жулик, он и не пьет, не курит, это вообще только на экране, то есть все так вот запутано. Это Богу совершенно не важно. Кроме одного.

Богу это очень противно – когда человек энергию своей бессмертной души тратит на то, чтобы как-то выставляться перед людьми кем-то, особенно, если он таковым не является. И когда Он увидел этого прекрасного юношу, говорит: «Вот истинный израильтянин, в котором нет лукавства». И как Он его назвал – израильтянин. Что такое израильтянин? Это что, паспорт или виза или вид на жительство? Что это он? Прописка, подданство? Нет. Нет. Это значит, что он принадлежит народу Божьему. Принадлежит не формально, что в его жилах течет кровь Авраама. Господь и из камней может сделать детей Авраама. Нет. А потому что он таков, он как дитя Божие, он для Бога совершенно открыт и ясен, он не лицемер, в нем нет лукавства. Поэтому когда Господь говорит: «Вот истинный израильтянин», Он совсем не имеет ввиду формальные вещи. Паспорт, прописку, вид на жительство. Нет. Он говорит о качествах души. Вот, что важно.

И сегодня, в этот день Торжества Православия и Великим постом нам всем неплохо поразмышлять о том – а каково качество моей души? Каков я? Надо остаться одному, наедине, перед Богом. Закрыться в комнате или на кухне. У кого нет возможности, можно даже в ванне, сесть на краешек и поразмышлять: нет передо мной никого. Мне не нужно что-то из себя изображать, мне не нужно ничего доказывать, мне не нужно ни на кого обижаться, мне не нужно никого обижать, что-то отстаивать. Я сижу тут один. В трубах вода горячая и холодная, и рядом со мной вездесущий Бог. И каков я на самом деле? Если это вопрошание будет, действительно, искренним, мы что можем сказать? Кто я такой? Как в «Оводе» сказано: «Я жалкий грешник». Жалкий. Не какой-нибудь важный, надутый, что-то такое, великий. Жалкий, мелкий, никчёмный да еще и вредный. И вот такого грешника Бог хочет спасти. И наша задача, если мы хотим быть православными, нужно в этом постараться Богу помочь.

И, что такое Православие? Православие – это когда человек всю жизнь ставит себе главную задачу: помочь Богу в том, чтобы Он меня спас. Вот это Православие. А остальное? А остальное все внешне, формально, конечно в истории Православия много всего и красивого и хорошего и важного и много всего, но в этом большой цены нет, потому что самое драгоценное, что есть у Бога – это есть душа человека, ибо Он за душу человека жизнь Свою отдал и хочет нам спастись. Он говорит: «Хочу, чтобы все спаслись и пришли в познание Истины», а Истина – это есть Христос. Поэтому, если мы сумеем с Богом установить такие отношения нелицемерные, значит будем истинные израильтяне, значит будем истинные члены Церкви, значит будем настоящие православные, а не формальные.


Комментарии.

    Комментариев 8

    1. kolos11031970:

      — Что ни проповедь,то перлы.Всеми обличаюсь,всеми сужусь.Спасибо Богу за дар покаяния и дар молитвы с реальным ощущением Его присутствия всегда и везде,за дар осознания Его непрестанного общения со мной и исправления моего сердца,такого каменного и бесовского.Спасибо за назидание,Батюшка.Боюсь согрешить,но кажется,что по сути я православная,но ,опять боюсь согрешить почтением рукотворных икон.Как научены,в том и стойте,вот как же быть? Слушала Антония Сурожского,Иоакима Парра и других Батюшек,читала старцев и соглашаюсь и что-то понимаю,неужели нет спасения без икон? Я искренно верю,что Бог делает все,что хочет,даже если кажется,что противоречит Сам Себе,ведь только Дух Святой открывает тайны Божии и истинное положение дел и явлений.

    2. ATC:

      УЭК – слежка. В частности – за Христом.

      • VERA:

        Интересно, КАК это они будут за Христом следить???)))
        Скорее наоборот, они бедняжки не чувствуют, что за ними пристально следят…
        Всё это — мышиная возня, которая всего лишь подведёт итог в существовании человечества на этой грешной земле.

    3. Irene:

      Жаль, что многие православные христиане вместо того, чтобы пойти и посмотреть на Христа, ищут антихриста в универсальных электронных картах.

    4. Natali 11:

      Уважаемый о.Димитрий в своей проповеди Вы ехидну назвали змеёй. Для общего смысла проповеди, конечно, это не имеет значения, но для информации:

       

      ЕХИДНА. Научная классификация.
      Царство: Животные. Тип: Хордовые. Класс: Млекопитающие.
      Подкласс: Первозвери. Отряд: Однопроходные. Семейство: Ехидны.

      • regent:

        У этого термина существуют и другие значения.

        Ехидна (греч. – «змея, гадюка») – в русском языке до середины XIX века: «Coluber berus, ядовитая змея».

        В русском Синодальном переводе Библии, как и в церковнославянском тексте, встречается выражение «порождения ехиднины», – например, в Матф. [12]:

           [34] Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
           [35] Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

        Русские переводы середины XX – нач. XXI века обычно переводят соответствующее выражение как «змеиное отродье».

         

        Все значения этого слова можно посмотреть по ссылке «Ехидна»:
           1. Ехидна (мифология) – полуженщина-полузмея, персонаж греческой мифологии.
           2. Ехидна (Библия) – в русском языке до XIX века, в том числе в русском Синодальном переводе Библии: ядовитая змея.
           3. Ехидны (лат. Tachyglossidae) – семейство австралийских млекопитающих отряда однопроходных.
           4. Ехидны (род змей) – род ядовитых змей семейства аспидов, живут в Австралии и на Новой Гвинее.

    5. tatiana.is.:

      Жаль, что в храме ничего подобного не слышала. Может быть, не умею слушать…
      Спасибо!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.