Проповедь на праздник Рождества Пресвятой Богородицы (2013.09.21)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая 21 сентября 2013 года на праздник Рождества Пресвятой Богородицы о поношении, терпении, смирении и о спасении через благодать Божию, посылаемую в сердце человека Святым Духом.

Рождество Богородицы – первый двунадесятый праздник церковного года, что совершенно справедливо. Потому что не будь Богородицы – и не воплотился бы Сын Божий, Спаситель мира. Сама Богородица появилась на свет тоже совершенно не случайно. Она возымела такое смирение, чтобы стать обителью Святаго Духа (потому что Бог только смиренным даёт благодать), Она обладала этим смирением в наивысшей, которая способна для человека, полноте.

Нам это даже недоступно и даже, в общем, невозможно и представить. Потому что мы в жизни видим только иногда какие-то проявления смирения. Но а в нашей собственной жизни – это вообще явление весьма редкое, к сожалению. Поэтому, как результат этого, мы живём жизнью безблагодатной. Поэтому наша жизнь (и даже религиозная, церковная) окрашена не цветом сияющей благодати Божьей, а мраком, унынием, завистью, всякими помыслами чудовищными совершенно, всякими желаниями греховными... Весьма мрачная жизнь. Причём этим заражены не только взрослые, но и дети, и даже весьма маленькие. Вот смотришь на них и видишь, сколь они несчастны. Потому что они в постоянном каком-то дразнении, осуждении, в каких-то страхах, в каких-то драках, в какой-то бесполезной, беспощадной и бесконечной борьбе друг с другом, со взрослыми. Бесполезное и вредное желание делать «что хочу», которое в течение недели может привести просто к гибели.

Потому что так устроен человек, что долгое время, треть или четверть своей жизни, он должен оставаться в подчинении взрослых, которые его обучают, охраняют, учат жизни, готовят к взрослой жизни. А обычно дети хотят делать «что хочу». И когда взрослые им дают такую возможность, то они, к сожалению, очень быстро погибают. Потому что, понятно, наша жизнь, особенно теперешняя, их смолачивает мгновенно. Недаром разные существуют оценки, но в среднем по стране шестьдесят тысяч детей вообще пропадают без следа. Куда они, что, что сделалось – особенно это никого так не волнует. Так, время от времени вдруг устраиваются какие-то поиски, в этом подключается всё сообщество, которое сидит у телевизоров, как-то все волнуются. Но таких вот случаев пять-шесть в год. А где остальные шестьдесят тысяч? Они как-то так растворяются и даже в сводках милицейских и не появляются. Это как раз касается тех детей, которым дали возможность делать, что они хотят. Потому что понятно, прокормить себя ребёночек не может… Обычно всегда с детьми бывают бои: что надеть на себя на улицу, что – нет. Он говорит: «Мне жарко». Мама говорит: «На улице уже плюс десять, сыро». Он всё равно настаивает на своём и так далее. Всё время в борьбе, всё время. Даже в храме: то один заорёт, то другой, то третий. Спрашивается, чего ему надо? Ему надо то, что и всем. Только ребёнок этого не понимает. И большинство взрослых не понимают.

Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Тогда не будет вот этой кошмарной жизни ни у младенца, ни у старушки. Не будет вот этого мрака. Единственный выход из этого – это прийти ко Христу.

И вот чтобы Христу прийти на землю, много десятилетий к этому готовились Иоаким и Анна, терпя поношения в своём народе. Их подозревали во всяких грехах, ведь у них не было детей.

Сейчас у нас в России у каждой пятой женщины нет детей, и у большинства из них никогда их не будет. Потому что народ – больной. А многие и сами себя сделали больными благодаря всяким ухищрениям, потому что употребляют всякие гормональные средства, которые просто убивают в человеке это женское начало. Это всё постоянно рекламируется. И вместо рождения детей получается бесплодие. Не говоря уж о том, какой вред приносят аборты – просто уродуют человека.

Только-только-только она расцветает для того, чтобы родить ребёночка, весь её организм готовится, вдруг – раз, хирургическая операция, всё, конец. Это равносильно тому, что человека сбросить с пятого этажа, а потом подойти: «Как ты себя чувствуешь?» Чего потом остаётся? Конечно, человек – устойчивая система. Многие в результате этого выживают. Но чего потом бывает у такого инвалида? Какое потомство? Тоже оставляет желать много лучшего.

А тогда вот, две тысячи лет назад, было иначе. Редко кто оказывался бесплодным. Поэтому очень долго они терпели вот эти подозрения, поношения. Люди же – простые. Всякие гадости принято же прямо в глаза говорить. А они были ни в чём не виноваты. И сами не знали, что происходит. А Господь их смирял. Лучший способ смирения, говорили святые отцы (ну вдруг из нас кто-нибудь захочет, я уже об этом говорил неоднократно, не ленюсь ещё повторять) – это возлюбить поношения. Вот когда человек возлюбит, тогда и достигнет смирения. Как и Господь сказал: «Блаженны вы, когда будут поносить вас...» (Мф. 5, 11). Потому что блаженство может наступить только как результат поношения. Вот вы что-то делаете полезное (а, может, и не очень), но если вас с утра до ночи поносят, ругают, измываются, клевещут – если ты к этому относишься благодушно (научился), то значит ты уже приобретаешь смирение. Потому что смирение – это непобедимый мирный дух Христов, который в сердце. И это происходит тогда, когда ты относишься к поношениям не как гордый человек: «Дурак!» – «Сам дурак!». И начинает вспоминать: «А твоя мать, а твой отец, а твоя бабка, а вы все такие, – а потом шире, – да вы все русские…» Потом: «Вы все европейцы, а вы все лысые, а вы все в кепках...» Ну и пошло... Все! Это говорит о чём? Что человек гордый. Он не может перенести вообще даже слово... Вот Когда бьют – это, конечно, ещё лучше воспитывает смирение – но это больно, и это трудно перенести. А вот такое словесное поношение весьма полезно. Полезно для приобретения смирения.

И вот, Иоаким и Анна не один десяток лет находились внутри этого поношения. Он был священник, они люди видные, в Иерусалиме все их знали, понятно. Были на виду. С утра до вечера обсуждалось это, в каждом доме, и на рынке, и в храме, и в близлежащих синагогах. Потому что газет-то нет, телевизора – нет. Сейчас телевизор задаёт тон, кого обсуждать. Вот рассказывает: вот этот взял взятку – мы все обсуждаем, десятками миллионов. А вот отдал взятку – вот опять обсуждение. А вот убили, а вот украли, а вот сбежал из тюрьмы. И всё. Он сам – главный сплетник – это телевизор. А тогда же ничего этого не было. Нужно было всё самим: сидеть, сплетничать.

Первым делом они обижались, они плакали, они страдали, они молились Богу. А потом стерпелись. Потому что всегда терпение предваряет смирение. А уже потом родилась Эта Девочка. У двух самых смиренных людей на земле из всех. Потому что Ей надлежало вместить в Себя Невместимого. Потому что Бог шире вселенной. И вот Он благодатью Своей в Неё вошёл – и Она родила Иисуса Христа. И Он через Неё вочеловечился. Поэтому плод смирения Иоакима и Анны – появилась Дева Богородица. И вот мы этот день празднуем. Это не случайное такое совпадение генов – и вот появилась Богородица. Нет, это был очень долгий, не в одно тысячелетие путь. А точнее сказать, полторы тысячи лет. Пока не родились Иоаким и Анна, и пока не появилась Дева Богородица. И вот это случилось: родилась, наконец, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим.

Нечто подобное происходит и в сердце каждого христианина. Потому что, конечно, в силу нашего греха люди довольно тупы. В чём эта тупость? А хоть кол на голове теши. Написано: «Блаженны вы, когда будут поносить вас...» (Мф. 5, 11). Написано. Это как будто к нам не относится. Мы никаких выводов не делаем. Мы обижаемся, мы ругаемся, мы защищаемся, мы судимся, мы в ответ клевещем и так далее. Мы всё время жалуемся. Поэтому жизнь наша абсолютно не христианская. Потому что христианин всегда ровен, спокоен, весел, участлив. Он не хочет в этом вообще даже пребывать. Потому что он пребывает с благодатью Святаго Духа. Она его исцеляет от всякой скверны. Потому что цель христианской жизни – как раз стяжание благодати Святаго Духа. Но нам в силу греховности нашей всё греховное гораздо более сладко, чем светлое. Поэтому мы находимся в постоянных конфликтах: дети – с матерью, мать – с бабушкой, подчинённые – с начальством на работе, все – с милицией, с налоговой инспекцией. И это бесконечно. И только смерть от этого избавляет, но приобретённые навыки, которые человек в течение жизни стяжал, к сожалению, продолжают эту жизнь.

Некоторые думают: «Ага, я вот сейчас помучаюсь, а потом попаду в Рай». Даже вот это понимание райской жизни строго наоборот перевёрнуто в нашем сознании. Почему? Потому что не человек попадает в Рай, а Рай попадает внутрь вас, внутрь человека. Ибо сказано же в Писании: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). А не наоборот. Как ты можешь туда попасть, внутрь своего сердца? Нет, это Господь входит в сердце человека, который Его хочет туда впустить. А что Христос? А Христос говорит: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3, 20). Он стучит в сердце каждого человека, а Его не пускают. Потому что там злоба, там зависть, там ревность, там осуждение, там жадность, там месть, там обиды. Ты обижаешься? Молодец! Потому что Царствие Божие ты никогда не увидишь, и даже и не надейся. Потому что туда входит человек не за хорошие какие-то поступки. Какие у нас, окаянных, могут быть хорошие поступки? Ну максимум, на что мы способны – это с мрачной рожей вымыть посуду, с раздражением. Если не перебил её, потому что руки дрожат от ненависти. Но и то, так сказать, слава Богу. А какой вопрос задаёт всё человечество? «Почему я должен?» Ну христианин, он и так всем должен. Его, собственно, за это Господь и выбрал. Не потому, что он умный. Если сейчас подсчитать IQ каждого из нас, а потом среднего русского человека, выяснится, что мы потупее, чем все остальные. Может, мы образованы – нет, за бортом там гораздо больше образованы. Начитаны? Нет. Красивые? Нет. Молодые? Нет. Спортивные? Нет. Богатые? Нет.

За что же нас вот здесь Господь собрал? По какому признаку? Признак только один – у каждого из нас есть потенциальная сердечная возможность от имени Господа нашего Иисуса Христа послужить этому миру. И Он в надежде, что мы это разовьём, Он дал нам веру. Чтобы она не лежала на полке над холодильником, а чтобы эта вера в нас действовала и понуждала нас. Чтобы люди наши, которые нас окружают (ближние), видели наши добрые дела и прославляли Отца, Который на Небесах. Но это всё – в смирении. Потому что, если мы добрые дела будем использовать для тщеславия, для честолюбия, чтобы заметили, похвалили, то это всё во вред. А нужно, чтобы правая рука твоя не знала, что делает левая. Не только, чтобы люди, так сказать, не видели тебя, не восхваляли, а даже собственная рука не знала, что делает другая. Вот как. Даже внутри себя. Делаешь так естественно, как чистить зубы или выплюнуть таракана, который заполз тебе в рот во время сна. Автоматически. Это делается совершенно по произволению. Не так вот: «делаю, что хочу», как маленькие дети или глупые взрослые. А делаю, что не хочу. Делаю, что трудно. Делаю то, на что времени нет, например, молюсь. На молитву же никогда нет времени. И трудно, и неохота. Во время молитвы что охота? Спать. И всё прочее. Всё. Но вот мы это всё равно делаем упорно. И вот так и вырабатывается постепенно по маленькому зёрнышку горчичному Царствие Божие, которое приходит только смиренным, и больше никому на земле, ни за какие заслуги.

Земная жизнь – это земная. Небесная – прямо противоположна земной жизни. То, что у людей высоко, значимо, величественно, то у Бога есть мерзость и отбросы. Вот в чём дело-то. Поэтому христианская жизнь прямо противоположна той жизни, которую мы ведём. Но христианская жизнь даёт блаженство вместо мрака, в котором живёт обычно каждый обыватель: в бесконечных битвах, революционер такой. Первый революционер в Поднебесной кто был? Сатана. Все революционеры – они аккуратно сатанисты, причём по духу. Духовно это есть продолжатели сатаны. А христианин – нет. Христианин тоже воздействует на этот мир, но по-другому. Это воздействие благодатью Божьей.

Наш мир создан благодатью Божьей. Он создал эту жизнь, которая существует на планете. Как сказано в Библии: «И дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2). Он согревал вот эту толщу воды, в которой зародилась жизнь. Благодать Святаго Духа. То же самое и с каждым человеком. И вот если появляются благодатные люди, у которых есть смирение сначала, а потом к ним приходит благодать Божья – вокруг них спасаются тысячи. Таких нужно сто человек – и будет сто тысяч спасённых. Поэтому, естественно, Церковь избрала день Рождества, как памятный для всех, как начало церковного года для того, чтобы указать: вот оно, спасение с чего началось. И этим же заканчивается. Что такое спасение? Вот представим себе, мы спим, два часа ночи, и вот там кто-то бутылку выбросил из окна, попал кому-то по голове, человек закричал, он нас разбудил и он нас всполошил и спрашивает: «Так, что такое спасение?» Нужно тут же вскочить: «Спасение? Это когда благодать Божия приходит в сердце человека и очищает его от всякой скверны. Вот что такое спасение». Вот оно, спасение. Вот к чему надо стремиться.

Ясно, ни один человек ничем не может заставить благодать Божию, чтобы она к нему пришла. «Дух (Святый) дышит, где хочет» (Ин. 3, 8). Поэтому мы можем только привлечь. Мы можем свою горницу, своё сердце так прибрать, чтобы Господь захотел бы к нам прийти. В этом заключается всё христианство и как бы делится на две части. Первая часть – это упражнение в том, чтобы свою душу вычистить, насколько это возможно. А второе – это после пришествия благодати Божией потрудиться ради Христа. Вот в этом и есть смысл жизни христианской. И Пресвятая Дева Богородица нам на это указывает. Потому что христианские праздники для чего Церковью созданы? Для того, чтобы было человеку, куда смотреть. Это и маяк, нам указующий путь, и веха на пути, указующая, в какую сторону нам идти. Эти все пути Господом определены, у нас есть путеводная карта – это Евангелие. Каждая заповедь – это такая остановка, на которой можно постоять, поразмышлять, что Господь в этой притче говорит. И так внимательно нужно относиться к каждому тексту... Ну вот как сегодняшний отрывок. Сегодняшнее Евангелие – это самый читаемый отрывок из всего текста Нового Завета в Церкви. Каждый христианин, понятное дело, должен его знать наизусть. Что Господь нам хочет сказать, говоря о сёстрах Марфе и Марии? Что означает их диалог между собой? К чему нас это призывает? Это мы должны знать, как человек, который вчера сдал экзамен в воскресной школе. А мы, к сожалению, над этим не размышляем. Поэтому нужно сделать это постоянным усилием нашей жизни. Тогда наша жизнь будет осмысленна. Нам некогда будет бороться с людьми. Мы будем бороться со страстями, которые внутри нас, в чём нам Господь всегда поможет.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. DMI3:

      Братья и сестры! С Праздником! Здоровья отцу Димитрию и многая лета!

    2. ЯиТы:

      Очень радостно! С Праздником!

    3. Parilova:

      Дорогой отец Димитрий, Господь помог мне найти Ваш Блог, и теперь могу слушать, прокручивать каждую Вашу проповедь много раз, вникая в каждое слова, в каждую фразу!Спаси Вас Бог, за то что просвещаете меня-глупую, духовно-необразованную, грешную! Господи, пошли мне смирение! Пресвятая Богородица, помоги мне открыть мою дверь-сердце Господи Иисусе Христе!

    4. Olga Yaskevich:

      Дорогой отец Дмитрий, благодарю Вас за столь содержательную проповедь, за то, что неустанно, раз за разом, всё время в разных образах раскрываете нам Истину. Надеюсь, дойдет что-то до нас непонятливых. Низкий поклон.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.