Проповедь на неделю 29-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Святки
Воскресная проповедь о нашей неустроенной семейной жизни, основанной на страстях, о динамических стереотипах поведения, о властительных младенцах, гнущих родителей в бараний рог, и 15-летних чудовищах, воспитанных нами, а также о невозможности счастливой жизни во грехе без покаяния и любви к Богу.

Несмотря на то, что жизнь нам дается очень трудно и мы тратим много энергии и телесной, и умственной на устроение нашей жизни, тем не менее каждый из людей ощущает, что жизнь, которую он организовал, и обстоятельства, которые сложились, не вполне его устраивают. Большинство родителей даже своими детьми недовольно, несмотря на то, что дети достаются довольно тяжело. Отчего это происходит? Ну естественно: если дом не успели закончить, а он развалился, – в чём причина? Причина в том, что неправильно строили: либо материалы не те, либо конструкция не совсем надёжная, либо проект совершенно не учитывает сопротивление материалов, либо какие-то прочие причины. Поэтому дом и разваливается. Поэтому и жизнь у людей разваливается.

Если человек психически нормален – таких, кстати, всё меньше и меньше становится, но пока ещё больше половины, – он видит, что, вообще-то, правильное устроение жизни – это создание семьи; но он не знает, как к этому подходить. Конечно, человек ленив, книги обычно не читает, а если и читает, то, судя по тиражам, белиберду, вроде научной фантастики, а из неё этому ничему не научишься. Человек бедный, даже если он такой книгочей и за день прочитывает по сто страниц, сможет за жизнь прочесть всего две тысячи книг. А если среди этих двух тысяч ещё белиберды больше половины, то это не только пустая трата времени, но и просто вред, и поэтому человек компенсирует это просмотром всяких кинофильмов. А любой кинофильм для того, чтобы привлечь зрителя, изображает всякие страсти. И большинство людей не обучается семейной жизни, а обучается страстям – им в кино показывают наихудшие варианты развития. Возникает в голове то, что психологи называют динамическим стереотипом, и человек по этому коду начинает действовать.

То же самое мы видим в семьях. Если папа с мамой развелись, девяносто процентов вероятности, что и дети разведутся, потому что у них сложился определённый подход: когда возникает какая-то семейная трудность, надо разводиться, что они и делают. Поэтому одно поколение несчастно, другое несчастно, третье несчастно… и уже человек запрограммирован на развал. Поэтому разваливается не только одна отдельная семья, а разваливается и вся народная жизнь, разваливается государство, и так спокойненько, плавненько идём к своему концу. А если бы взяли Священное Писание, посмотрели, чего Господь от нас хочет, то увидели бы, что Господь говорит: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 26). Человек: «Ой, страшно!» И пролистывает, и читает дальше, не желая вникать, что Господь хочет сказать. А Господь хочет сказать, что вот эта наша излишняя привязанность и многозаботливость только портит детей, они вырастают хамами и эгоистами, и потребителями, и лентяями, и ничего делать не хотят; им всё вынь да положь, а если ты вовремя не подашь, они начинают ещё орать, топать ногами, обзываться и так далее. За это в древние времена таких детей просто убивали на месте. Как в любой деревне: если кошка таскает кур, её просто убивают – и всё. Это в городе: котик, котик!.. потому что кур нет. А крестьянин зависит от кур. Если кошка передушит всех кур, чего он будет есть? Какие там котики? Там всё очень сурово. Осень – тебя зарежут, всё в порядке. Хоть ты там поросёночек миленький, сладенький, хорошенький, умненький и так далее.

Несмотря на то, что некогда каждый из нас обратился к Богу, вот эти привычки греховные всё вокруг нас искажают и портят. И больше всего обидно именно за детей. Вот сейчас причащали младенцев – ну что ни человечек, то ангел. А через десять лет во что это превратится? По некоторым уже даже видно, во что превратится, потому что видно, как младенец двухлетний полностью властвует над родителями. Полностью. Он уже умеет этих самых жалких пап и мам сворачивать в бараний рог. Я представляю, что он делает с бабушкой, если таковая обретается.

Воспитание заключается в том, чтобы как раз его подчинить общему порядку, семейной жизни, чтобы он знал своё местечко, а совсем не то, которое он стремится занять по своим грехам. Потому что, к сожалению, младенец, хотя он внешне напоминает очень ангела и своей чистотой, и такой неукоренённостью в грехе, но всё-таки он дитя грешных родителей, и все страсти, которые есть у папы и мамы, в нём присутствуют. И воспитание заключается в том, чтобы это не расцвело пышным цветом, а, наоборот, угасло, а расцвело всё противоположное: кротость, смирение, трудолюбие, терпеливость и так далее. Наше же антивоспитание… Всю жизнь занимаюсь детьми. Главный враг воспитания, к сожалению, родители. И даже если родители самоустраняются (а таких тоже много), отдают детей бабушкам, то это тоже антивоспитание, потому что мы редко встретим теперь бабушку, которая понимает задачи педагогики. Для родителей главное, к сожалению, – это получать удовольствие от общения с детьми. Совершенно никто не думает о душе ребёнка; к сожалению, никто не думает о том, как ему придётся дальше жить и кем он станет. Поэтому уже к пятнадцати годам он – законченное чудовище. Ну, если человек не в тюрьме, если он не наркоман, если он не начинает спиваться, мы считаем, что, в общем, это неплохо.

Ну, в общем, неплохо, по сравнению с большими массами, сотнями тысяч молодых людей, но всё-таки, конечно, этого недостаточно. Вырастают наши дети в семьях совершенно неприспособленными к жизни, способными только потреблять. «Потреблять» в переводе со славянского, если кто забыл, это значит «истреблять», то есть всё вокруг уничтожать. «Общество потребления» – слышали, наверное, такой термин – это значит «общество истребления». Человечество пришло в такую степень, когда начинают уничтожать всё вокруг, ну, и самих себя в том числе и, можно сказать, в первую очередь. Единственно, с насекомыми, несмотря на все потуги, это очень плохо получается, поэтому многие ученые говорят, что будущее, вообще, за насекомыми. Наша планета – это будет такое царство друг друга пожирающих насекомых, которые могут выжить и в ядерной войне, и в других катастрофах, к которым мы обязательно приведём нашу красавицу землю.

К сожалению, пристрастия наши столь сильны, что мы не можем их преодолеть. По идее, как это должно было бы быть, самой главной мотивацией нашей жизни должна быть наша вера. А у нас – нет: порою наши дети и наша домашняя жизнь превалируют над жизнью нашей веры. Это очень серьёзное искажение, поэтому домостроительство нашей жизни приводит к краху. Большинство людей, даже христиан, которые приходят в церковь, не понимают, что семья – это есть основа бытия, потому что именно в семье реализуется Образ Божий в человеке; семья по замыслу Божию – домашняя церковь, школа любви, благочестия. А у нас семья – это такой маленький ад. Иногда он разрастается и делается большим. Шекспир описал, как семьи Монтекки и Капулетти, два ада, встретились и уничтожают всё, даже собственных детей, Ромео и Джульетту, у которых не было никакого выхода, как только покончить с собой. Это обыкновенная история, ничего тут, собственно, нового нет. Вместо того чтобы ходить ногами, люди ходят на голове, а это и крайне неудобно, и болезненно, и сопряжено со многими опасностями, потому что для того, чтобы хорошо видеть, глаза должны быть высоко, а если ходишь на темени, то радиус зрения двадцать сантиметров. Ясное дело, ты в любую яму, ходя на голове, обязательно упадёшь.

И так каждый раз и каждый день – и без конца. Человек думает, что в грехе он будет счастлив. До сих пор так не бывало. Так не бывает, что человек живёт грехом и это приносит какую-то радость. Поэтому тот, кто неправильно своих детей воспитывает, он себе готовит ад в средний отрезок своей жизни. Казалось бы, должен быть расцвет, а нам теперь наблюдатели говорят: кризис среднего возраста. А в чём он, кризис? Ну понятно: вместо воды пей синильную кислоту, а вместо хлеба ешь кварцевый песок, и потом у тебя будет кризис – и в желудке, и в печени. Ну, и чего ж тут такого? Всё очень нормально.

Так и душа. Вместо того чтобы строить свой дом и быть счастливым человеком, потому что Богу тоже это угодно, человек делает ровно наоборот, всё в противоположном направлении. И получает только то, что весь остаток своей жизни он может только дико на всех орать, бросаться, быть всем недовольным, а когда это всё достигает апогея, разводиться. Ну если ты уж стал таким полубезумным, ты и в развод утащишь своё безумие. Никуда от себя деться невозможно. Даже если ты глушишь это «висками» или табаком, какими-то наркотиками, это только минутное успокоение, а завтра ещё хуже, ещё хуже, ещё хуже.

Вместо того, чтобы покаяться… А что такое покаяние? Покаяние – это не значит, что чего-то не то съел, не той колбаски. Покаяние – это изменение всей жизни, причем, изменение её направления от пристрастия к самому себе, к своим родичам, к своим занятиям. Направление должно быть одно единственное: к Богу. И вот от этого надо всё выстраивать. Самая главная забота у христианина должна быть: как угодить Богу. А у нас – как угодить себе. Или ещё хуже – как угодить своим собственным детям. И вот, к сожалению, роем ту яму, в которой придётся жить остаток жизни. Очень многие люди пожилые… вот мне одна женщина молодая рассказала историю, которая произошла за неделю до этого: она то ли на рынке, то ли на остановке беседовала с одной пожилой женщиной, которая её увидела, видимо, её личико чем-то той женщине понравилось, и она стала жаловаться на дочку, что та и есть не даёт, и бьёт, и из дома выталкивает. Ну, эта женщина говорит: «Надо же, как Вам тяжело. Но Вы за дочку хоть молитесь?» – «Молюсь». Она говорит: «Как?» – «Да чтоб ты сдохла!»

Представляете, какое сильное преодоление? Почему же мать родная?.. А каждой матери, независимо ни от чего, дочки, сынки достаются очень трудно. И вот, преодолевая эту трудность, мать, уже старая, собирающаяся на кладбище, молится о том, чтобы дочь поскорее сдохла. Она даже не смерти ей желает, а чтоб та сдохла, как какое-то животное бездомное. Вот до какого состояния можно дойти. Кто эту дочь воспитал? Кто её вырастил? Та же самая мать. Вырастила эгоистку, вырастила любящую только себя, вырастила ту, которая никак не дождётся, пока мамаша освободит жилплощадь, а она будет там царствовать. Совершенно очевидно – это ждёт каждого из тех, которые любят своих детей больше, чем Бога. Хотя дети – это всего лишь дар Божий. И каждый христианин должен детей воспитать не для себя, а для Бога, чтобы вырос настоящий христианин. Поэтому, когда ребёночка носят на руках… смотришь, папа на ручках несёт, мама – второго, думаешь: вот как радостно – молодая семья. А посмотришь, что через десять лет – мама тут, папа тут, а дети где? А детей нет. То, что дорого папе, и то, что дорого маме – Христос, Церковь, – им это неинтересно. Им приобретение какой-то новой электрической машинки гораздо веселее, чем Сам Царь Вселенной, – вот в чём дело. То есть родители не смогли передать свою любовь к Богу детям. Это очень печально. Это значит – жизнь бессмысленна.

Если твоё дитя не разделяет с тобой твоей любви к Богу, то это просто трагедия. Нужен ещё один Шекспир. А вся причина именно в этом: нам нужно покаяться. То направление большинства из нас, просто абсолютно подавляющего большинства… каждому из стоящих здесь я могу задать вопрос, как когда-то Господь задал Каину: «…где Авель, брат твой?» (Быт. 4.9). Так же я могу большинству из тех, кто здесь стоит, сказать: «А где твои детки? Воскресный день, а где твои дети? Их нет, их нет. А когда ты умрёшь, кто придёт в церковь за тебя молиться?»

Так что ты со своим Богом твоим детям не нужен, потому что твоя жизнь пуста. Она не имеет никакого смысла, потому что спасаться мы можем только вместе; и очень трудно спасаться, когда твоё дитя погибает. Поэтому я очень понимаю тех мам, которые приходят и говорят: «Батюшка, что делать?» – «Ничего». К Макаренко однажды пришли с грудным младенцем папа и мама и говорят: «Вы такой известный педагог, как Вы посоветуете нам воспитывать наше дитя?» Он говорит: «Вы уже опоздали на полгода».

Начинать дитя воспитывать нужно прежде выбора своего супруга или супруги. Нужно думать о детях ещё до того, как ты начал выбирать, за кого выходить или на ком жениться. Это действительно Божественная вселенская космическая ответственность. А мы смотрим совсем не на то – ну, и такие результаты. Причём, это не значит, что даже из того ужасного положения, в котором мы уже находимся, нету выхода. Выход всегда есть, и имя этому выходу… над этим выходом табличка (и она горит, с подсветкой), на которой написано: «Покаяние».

Вот если это покаяние будет настоящее, если действительно с нами произойдёт переворот в нашей жизни, то изменения обязательно возникнут.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 27

    1. putishestwennik:

      Такая проповедь!!!А в храме шум,суета,дети кричат,мобильники звонят.Сколько раз о.Димитрий говорил уже за эти телефоны,а «воз и ныне там».Видно не любим мы своего Батюшку,не бережём.Рассуждаем тут о высоких материях,а тишину соблюсти не могём.Стыдно мне за нас…

      • alexleo:

        Бедный батюшка, каждый раз говорит о телефонах и детях,»и что? И ничего!». Да, «нелегкая это работа- из болота тянуть бегемота». Воспитать детей — задача космического масштаба, а перевоспитать взрослых? Дай Господи, о.Дмитрию на нас терпение, а нам зрети своя прегрешения.

    2. isaev:

      Одна бабушка из нашего подъезда, прожившая 83 года, говорила: «Мужчинам надо давать работу и квартиры, тогда они не будут пить и будут рожать детей».

    3. Vladim:

      Поклон Вам, Батюшка, за Ваше пронзительное слово, основанное на любви. А такое, типа, комментирование: «Может и не рожать, раз к Богу привести не можем» — знаете, не совсем уместны тут такие риторические фигуры. Вы как бы подгоняете кого-то под нужный вам ответ. В наших комментариях, ведь, каждый из нас — как вошь на блюде. Не забывайте этого, пожалуйста.

    4. artamonova1964@inbox.ru:

      Спаси Господи, о.Дмитрий! Вы все сказали про меня и мои промахи-вместо любви — страсть , и в результате — переживания слезы уныние…. Дай Бог, чтобы эту проповедь послушали как можно больше людей и главное — услышали!!!! Помоги нам Господи! Вразуми!

    5. vtldtlm:

      Может тогда и не стоит рожать этих детей, если мы их к Богу привести не можем?

      • Иванов:

        Это очень сильное утверждение, сделанное в форме риторического вопроса. Попробуем разобраться в нём по-подробнее.

        1) Согласно Вашим воззрениям, раз существуют нехорошие невоспитанные люди, то лучше было бы вообще не рожать этих нехороших людей, не поддающихся воспитанию.
        2) Так как заранее неизвестно, кто будет хорошим, а кто — нет, то целесообразно вообще не рожать (как Вы пишите «не стоит рожать»).
        3) Если не рожать, что весьма разумно, то человечество должно было бы со временем самоуничтожиться.
        4) Но что делать с теми, которые вопреки Вашему предложению будут продолжать рожать даже невоспитанных детей?
        Возможны следующие решения:
        - провести поголовную и принудительную стерилизацию населения;
        - собрать таких людей и их семьи в концлагеря без права выхода на свободу;
        - просто убить их самих и их возможно в будущем невоспитанных детей.
        5) Остаётся только принять решение относительно ещё не рождённых, но уже зачатых детей. Вероятно, Вы склонитесь к использованию абортивных технологий.
         
        После того, как мы немного разобрались с Вашим текстом, честно признаюсь — мой ум изнемогает, и я не готов по достоинству оценить всю глубину Вашего вопроса-предложения.

        • vtldtlm:

          Иванов, Вы что тут насочиняли? Под регента косите?

          • Иванов:

            Регент здесь не причём. Ещё задолго до него (очень задолго) использовался такой приём — когда какое-то суждение, высказывание, мнение содержит какую-нибудь нелепицу, несуразицу (бестолковщину), то не спорить с автором (что чаще всего не представляется возможным ввиду особенностей образования и общей культуры мышления), а посредством логически безупречных выкладок довести это суждение до, как говорит о.Димитрий, «полного идиотизма». Кстати, в этом плане Регент, можно сказать, действительно, мне завидует, потому что часто банит наиболее выдающиеся мои логические выкладки, а самого периодически отправляет в затвор. Именно поэтому я практически теперь не спорю, а стараюсь ограничиваться комментариями, к которым трудно «прицепиться».

            • vtldtlm:

              Это Вы меня сейчас идиотом обозвали, не понял? В отличие от Вас образованного мне необразованному спорить время не позволяет. Работаю знаете ли.

              • Иванов:

                Опять Вы неправы. Не Вас, а грех, который заставил Вас выступить против заповеди Божией «вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (Бытие, глава 9, стих 7). Уверен, что, если бы этот грех не заставил Вас забыть прямое Божие указание, Вы никогда не написали бы Ваш богоборческий текст комментария.

                • Иванов:

                  Вдогонку
                  Прошу прощение, что не смог ответить сразу же… даже образованным (правда, сознаюсь, не очень хорошо) приходится, к сожалению, работать… знаете ли :-)

            • s2235:

              Кстати, Вам это мастерски удаётся, иногда ловишь себя на мысли, что он Вам подражает, практически копирует.

            • Nina55:

              Однажды выйдя из затвора,
              Ты снова постучишься в блог.
              Тебе откроют, но не скоро,
              Что б постоять у двери мог.

              И стражник строгий у порога
              Сурово спросит: Кто таков?
              Ответишь: Посетитель блога,
              Я Иванов! Я Иванов!

              - Опять начнёшь как тот зануда
              Варить компот из разных слов?
              - Я осознал, ну… и не буду.
              - Ну, проходи. Эх, Иванов.

              • neonilla:

                браво-браво!
                можно даже так: «чтоб постоять в притворе мог», чтобы блог стал местом сокращения пути покаяния (для каждого))…и ушли оправданными (как мытарь)

              • s2235:

                Стражник строгий у порога это Регент. :)

            • olga liv:

              Это не каждому дано — вдохновить человека на поэтическое творчество. Способствуете развитию таланта! Ну как тут не позавидовать.

      • olga liv:

        Многие сами приходят без помощи родителей и даже вопреки их воле.

        • Irene:

          Иногда еще и родителей приводят в Храм

        • Tatiana71:

          Господь и при помощи ребёнка может призвать в церковь. Откликаются не все или не сразу. Знаю случаи, когда молодые люди, выросшие в неверующих семьях с отцами-алкоголиками становились священниками и приводили к вере почти всю семью. А у нас в регионе долгое время вообще не было ни церквей ни духовенства — пример брать было не с кого. Но для Бога нет ничего невозможного.

      • MarinaSPB:

        Нет. Перестроить «динамический стереотип» при создании семьи. Я так поняла.

    6. Раиса:

      Если бы в тысячах храмов произносились такие пронзительные проповеди,то и задумавшихся было бы в 1000 раз больше,ибо невозможно остаться после внимания к такому вразумлению, не покаявшимся хотя бы в
      какой-то части своей жизни. Храни Вас Господь,отец Димитрий!

    7. makdalin:

      Спасибо!

    8. veratyu:

      Спасибо

    9. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.