Проповедь на неделю о мытаре и фарисее (9 февраля 2014 года)
Воскресная проповедь о смирении и гордыне человеческой, по притче о мытаре и фарисее.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь на неделю о мытаре и фарисее (9 февраля 2014 года)

Чтобы встать на путь христианский, нужно себе очень твёрдо усвоить, в чем он состоит. Большинство людей, которые даже и приходят в церковь (а я-то даже таких встречал, которые ходят по тридцать с лишним лет), к сожалению, не понимают, в чём христианство состоит. Основная масса людей во всём мире, конечно, далеко, к сожалению, отстоит от этого пути, несмотря на все двухтысячелетние усилия Церкви, по обучению людей через богослужение, через Священное Писание, через книги великих христиан прошлого, которые ещё помимо своей святости, отличались замечательным образованием. Люди все разные: есть умные, есть глупые, есть ученые, есть неученые, есть люди с таким острым умом, а есть совсем тупые. Но христианство – для всех, вот нельзя сказать, мол, ты тупица, поэтому это тебе недоступно. Это не так, потому что встать на путь христианский можно только сердцем. И ум часто даже может человеку мешать, потому что, к сожалению, у человека, потерявшего Бога и потерявшего общение с Духом Святым, нарушается вот этот духовный вкус, и он не различает. Как дети. Какие виды пищи детям нравятся? Фанта, Пепси-Кола, чипсы, и вот если выберем из всех продуктов питания самые наимерзейшие, самые наивреднейшие, вот то им и нравится. Со взрослыми то же самое. Какая-то мысль понравилась, и человек начинает это цитировать или этому следовать.

Мне тут один гражданин написал письмо, я не мог себя заставить даже ему ответить, отдал другому батюшке, говорю: «Ты ответь», тем более он уже так сказать, в годах, на год младше моего покойного отца. Можете себе представить, уже человек пожилой, и вот он пишет, в Библии написано, что – дальше кавычки открываются, и идет собачий бред, потому что никогда ничего подобного в  Библии никто не писал. Потому что кто-то ему сказал, когда он в лифте ехал за молоком, и он вот так вот просто поверил, хотя пишет, что он физик. Ну, если ты физик, должна быть какая-то ссылочка, Библия – очень исследованная книга, и на каждую строчку есть толкование. Иногда на один псалом есть толкование вот такой толщины, например. Есть большая пища для ума. И какой-то человек на ложном основании строит свою неевклидову геометрию, которая с самого начала просто чушь. Не то чтобы утверждалось, что через одну точку к данной прямой можно нарисовать две параллельные линии, а то: через точку к данной прямой можно провести стеариновую свечку. Что дальше с этим делать, это непонятно.

И вот, к сожалению, таких очень много у людей представлений, которые являются клеветой на Бога, а человек может им следовать, и думать вообще, что у него как бы всё в порядке. И вот из-за этих ложных представлений и фарисеи, с которыми Господь столкнулся в Палестине, дошли до того, что Его даже возненавидели. Сам Бог, Который стал Мессией, пришёл к Своему народу, который Он взращивал полторы тысячи лет из семени Авраамова, пришёл как раз Тот, о Котором говорили пророки – настоящий, подлинный Сын Божий. А они захотели Его убить, потому что Он не вписывался в их представления о Боге, и стали и христопродавцами, и христоненавистниками, и христоубийцами. Потому что Он по Своим словам, делам не вписывался в их представления о том, какой Он должен был быть. Хотя если взять формальную сторону, то в жизни Христа существует несколько сот, а может быть, даже тысяч, буквальных исполнений пророчеств о Мессии. Ну, вплоть до того, что царь Давид говорит о том, что о Его одежде метали жребий. Вот, прошло большое количество лет, тысячу лет, и огда Его казнят, об одежде мечут жребий, для того чтобы каждый нормальный еврей, который знает Священное Писание, увидел это: так это же о Мессии, это же является доказательством! А там таких десятки и сотни. Но, к сожалению, человек настолько горд, что он считает свои самые идиотские представления истиной в последней инстанции.

Как это связано? И вот сегодня притча, которая начинает Триодь постную, свидетельствует как раз вот об этих вещах. Это очень важно понять. Мы видим, что Господь ко всем относился с любовью, снисхождением, даже к людям, которые имели страшные смертные грехи, Он их увещевал, призывал их, чтобы оставить грех, не осуждал. А фарисеям прямо говорил: «Горе вам, порождения ехиднины!». Фарисейство – это такое качество, свойственное вообще всем людям, не надо думать о том, что кто-то из нас вдруг лишён фарисейства, так не бывает. У каждого человека своя доля обязательно есть, потому что всё наше естество поражено грехом, это проявляется и в гордости, и в зависти, и в сребролюбии, и в блудности, и в многоглаголании, в очень многих вещах, в частности, и фарисействе. И вот это нам очень важно усвоить, особенно перед постом. Потому что для каждого человека постящегося есть опасность, что такое замечательное лекарство, как пост, может ему, человеку, навредить. Ну не в том смысле, что он себя заморит голодом, будет голова кружиться, это пустяки, тут всегда можно вернуться в исходное положение. А именно душевно повредить человеку, то есть вместо очищения своей души будет ещё больше укоренение в пороке, который есть фарисейство.

И вот эта притча. «Сказал так же Господь к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других следующую притчу» (Лк. 18, 9). А то, что все мы уверены в том, что мы праведны, это абсолютно точно. Проверяется легко: подойти и плюнуть в лицо. Человек с этим не согласен: «как ты смеешь» – там начнёт. Кое-кто и в зубы даст в ответ, а это уже реакция совершенно не христианская, потому что каждый человек, правильно устроенный, если он христианин, он должен сознавать себя грешником, а грешник, он, собственно, ничего другого и не достоин, как только того, чтобы ему плевали в лицо. Конечно, у человека есть достоинство, это достоинство божественного происхождения. Но это заявлено, это так по происхождению. Ну, представим себе, некий человек, допустим, принц Монако Альберт Третий, следующий, но он ограбил четырнадцать банков, завёл себе ферму по изготовлению марихуаны, стал карточным жуликом и докатился до убийства. И вот он сидит в тюрьме. Кому какая разница, принц ли он Монако или просто вор не в законе, а неизвестно в чём, это не играет никакой роли. Есть преступник, а уж какого он происхождения, не имеет значения.

Вот так и с каждым человеком. Да, происхождение у каждого из нас очень высокое, мы дети Божии, это вообще побольше, чем принц Монако. Потому что Бог создал Вселенную, а Монако, может, чуть больше Андорры, а так вообще-то самое маленькое государство. Чем тут особенно так кичиться-то? Но человек всегда находит для себя повод для того, чтобы считать себя праведным, достойным уважения, не подлежащим никакой критике и так далее, и так далее, всячески защищается, оправдывается. Это иногда вообще анекдотические ситуации возникают. Приходит человек на исповедь и очень долго и занудно рассказывает, какой он хороший, хотя исповедь – совсем другой жанр. Это не юбилей, где все рассказывают, какой юбиляр прекрасный человек, а это когда человек кается в своих грехах. А тут человек: я молюсь, я пощусь, я это, я всегда всё всем, и так далее. Зачем это? Это вообще к исповеди не относится, исповедь – это то, что нас может приблизить к покаянию, а в том, что человек Богу молится, что в этом плохого, и пускай себе молится. То есть настолько фарисейство укоренилось, что буквальное совпадение с текстом притчи. Спрашивается, зачем человек ходит в церковь? Мне непонятно. Но, по крайней мере, не за тем, чтобы реализовать какую-то свою христианскую жизнь, какие-то свои такие соображения. Может, он хорошо хочет выглядеть в моих глазах? Так мне это тошно слушать. Просто отвратительно и тошно. Потому что, ну, как бы вся моя многодесятилетняя деятельность просто перечёркивается, то есть ты человеку одно, а он всё равно другое.

«Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь» (Лк. 18, 10). Фарисей в израильском обществе был человек очень уважаемый, знающий Священное Писание, учительствующий, считался примером в вере, а мытарь, наоборот, самый последний человек на социальной лестнице, всеми презираемый. Никто никогда с ним не здоровался, никто никогда не приходил к нему в дом. То есть вот два человека вошли: хороший и плохой, уважаемый и всеми презираемый. «Фарисей, став, молился сам в себе так», как очень многие из нас ничтоже сумняшеся на исповеди: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18, 11-12). Он говорит: «или как этот мытарь». Очень модно у тех людей, которые по какой странной причине называют себя православными (потому что веру они исповедуют, ну, совсем не православную, а это такое густопсовое фарисейство), очень с большим негодованием говорить о своих родственниках: кто о детях, кто о внуках, кто о зятьях, кто о мужьях, кто о жёнах. О мытарях не говорят, потому что свои ближние, которых нужно любить, как самого себя, больше всего им досаждают.

«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 13-14). То есть у нас представление о Евангелии, о спасении прямо противоположно тому представлению, которое есть у нашего Спасителя, вот прямо противоположно, и мы свою жизнь так оцениваем: чтобы мне не болеть, чтобы всё было хорошо, чтобы всё было в порядке, чтобы у меня был достаток, чтобы я жил спокойно и долго, я хочу уважения, я хочу, чтобы мне все служили, я хочу, чтобы мне все помогали. А если что-то разлаживается, то я иду к Богу и прошу: «Господи, ну Ты смотри, видишь, что-то там, этот обманул, рубль упал», ещё там какие-то такие проблемы и так далее.

А некоторые даже обижаются на Бога, некоторые говорят: «Это мне за что?» За что? С одной женщиной говорил, она плачет, говорит, муж ушёл. Первое, что на ум пришло, я говорю: «А ты аборты делала?» – «Делала» – «Сколько?» – «Два» – «Ну а какой грех больше, бросить жену или убить своих детей?» Она про убийство детей говорит: «Я понимаю, что это грех». Понимаешь? Молодец. Но так я и не добился от неё, что же больше, то есть гнев такой на него, он ушел. Я говорю: «Но брак-то на крови детей не может созидаться, на крови может только СССР простоять сколько-то там, семьдесят лет, а дальше он всё равно рассыплется. Это невозможно. Невозможно построить что-то хорошее на убийстве невинных людей». А она говорит: «А это дети не его». Здрасьте! И так вот за три-четыре минуты там навыяснялось того, что если сложить все грехи этого такого-сякого мужа и отнять грехи самой, то получится отрицательная величина. Но, к сожалению, человек исполнен такого негодования... Ну понятно, разве можно бросать семью. Это всё, безусловно, нехорошо. Ещё нехорошо окурок мимо урны кидать. Но всё-таки грех от брошенного окурка мимо урны чуть поменьше, чем зарезать собственных детей. И вот как это в голову человеку можно уложить, когда его душит гнев? Никак. Вот ничего не сделаешь. Человек, к сожалению, этого не понимает.

Вот два человека. Праведный фарисей всё делает правильно: и молится, и десятую часть на храм отдаёт, и так далее, и так далее, всё в нём хорошо, не как эти хищники, не прелюбодействует, всё у него в порядке. И мытарь, который и грабитель, и паразит: паразитирует на том, что не все из его народа могут вовремя налоги заплатить, и служит оккупационной власти, как раньше полицаи во время германской оккупации, такой всеми ненавидимый человек. А он уходит из храма более оправданным, чем фарисей. В чём причина? А причина только в одном том, что мытарь глубоко понял, что он грешен перед Богом, настолько, что ему стыдно даже глаза от пола оторвать и посмотреть наверх к небу. А этот наоборот, себя восхваляет и хвалится, как будто ему четыре года, или как кот, который мышь поймал и хозяину приносит, на терраску кладёт: вот я мышь поймал. Но это кот, так сказать, примитивное млекопитающее. А человек-то должен стремиться к чему-то высшему.

Задача нашего Спасителя и Отца нашего Небесного заключается в том, чтобы немножко поднялись над животным миром, немножко выросли из этих детских штанишек, когда дети: «Я, я, я! Я первый, я хочу первый». Христос говорит, кто хочет быть первым, тот должен быть всем слугой (см. Мк. 9, 35). А у нас как всегда? «Почему я должен», «чего это я должен за них работать», «она сорок рублей получает, а я шестнадцать, чего это я должна делать её функции». Это зависит от той задачи. Если твоя задача в жизни получать денег побольше, ты ведёшь себя относительно этой парадигмы, а если у тебя задача достичь Царства Небесного, это прямо противоположно. Прямо противоположно тому, что ты делаешь. Вот и всё. Потому что христианство, оно прямо противоположно всем человеческим мирским задачам. Вот прямо. Поэтому притча эта для того, кто хочет быть христианином, а не фарисеем.

А что такое фарисейство, чем оно для Бога противно? Ну, Бог знает все наши мысли, все наши чувства. Даже знает наши сны, всё Господь про нас знает, даже знает, почему. Вот это у него произошло и произросло от его пра-пра-прадедушки, а вот это от мамы у него, а это вот от ребят, с которыми он учился в классе, это он от них научился. Господь всё знает, и знает, в чём к человеку быть снисходительным, где с человеком нужно быть построже, и так далее, и так далее. Господь для каждого линию спасения Сам выстраивает. Поэтому Он знает всё, от Бога нельзя как-то спрятаться, скрыться. Он про тебя знает всё. А человек? А человек хочет перед Богом изобразить из себя то, чем он не является. И вот для Бога это противно. И вот это желание что-то из себя изобразить и есть фарисейство. Поэтому мытарь, который был искренен в признании своих грехов, перед Богом оказался выше, чем фарисей. Потому что Богу внешняя человеческая праведность совершенно не нужна, Богу нужны только внутренние качества души. И мотивация фарисея – это есть гордость, а мытарь, который не может свои глаза возвести на небо, ступил на путь смирения. И если смиренному человеку может Бог подать благодать, которая его очистит и спасёт, то фарисею не может. Даже если Бог захотел бы, это невозможно, потому что гордость противна самой природе Божества, самому существу Божественной природы, поэтому даже при могуществе Божественном, Он не может Своей благодатью войти в человека – фарисея. Вот что мы должны из этой притчи глубоко усвоить, иначе мы так и останемся мнимыми христианами, да упасет нас от этого Господь.

Комментарии.

    Комментариев 10

    1. Антон:

      Спасибо. Очень тяжело осознать такую простую истину.

    2. Nika:

      Спасибо за правду! Как редко сейчас ее можно услышать.

    3. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий.

    4. Solace:

      Приятно слушать проповеди отца Димитрия. Правда, осталось впечатление, что он подустал…

    5. blondeinlaw:

      Спасибо, о. Димитрий за ваши проповеди!

    6. VIKTOR:

      Спаси Бог!

    7. Dmitry75:

      О.Дмитрий,спасибо за ваши проповеди. Слушаю Вас и набираюсь опыта в построении проповеди (год как служу )) ваш тезка…

    8. Раиса:

      Сердечно благодарю, Вас батюшка, что заставляете поглубже заглянуть в себя и…устыдиться.

    9. Katja Luch:

      Спасибо, дорогой наш батюшка, за замечательные слова вразумления нас грешных!

    10. makdalin:

      Спасибо!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.