Проповедь на неделю мясопустную, о Страшнем суде (23 февраля 2014 года)
Воскресная проповедь о милосердии, благодарности и других христианских качествах, которые нужно обрести при жизни, идя по пути покаяния.

По милости Божией дожили до Страшного суда, когда мы вспоминаем вот эту притчу. И так совпало, что в этот день, когда мы празднуем День защитника Отечества и день воспоминания о Страшном суде, на Украине сложилась такая ситуация, что эти два дня как бы даже указывают на то, что происходит. Это тоже очень промыслительно, потому что в таких случаях никто специально не заказывает, когда и чему случиться. Но есть пища для размышлений и даже литературных изысканий.

Итак, Господь сказал: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф., 25, 31-36).

Это, конечно, притча, в которой Господь хочет поведать нам самое главное, что будут истязывать у человека на Страшном суде. А речь будет идти исключительно об одном душевном качестве, которое именуется милосердием. То есть тот человек, который в результате своей жизни достиг милосердия, угоден Богу, и Господь ставит его одесную, с правой стороны. А тот, который не достиг милосердия, а, может быть, достиг чего-то другого – стал великим спортсменом, великим учёным, великим педагогом, великим банкиром, великим силачом, великим математиком… для Бога это не играет никакой роли. Если возьмём какого-нибудь великого математика, ну, Гаусса, допустим, то, по сравнению с Богом, Гаусс – это ученик подготовительной группы первого класса. Потому что в математике очень много нерешённых проблем. Они так потихонечку человеками решаются, но сама математика бесконечна. И все достижения человека по сравнению со знанием Божиим весьма и весьма ничтожны. Конечно, тому мальчику, который ходит в подготовительную школу, кажется, что математика – это что-то вообще грандиозное. Как и муравью наши домики, которые мы построили на земле, кажутся колоссальными. А если смотреть с Луны – даже Гималаев не видно. Земля представляет собой бильярдный шар, абсолютно гладкий. Потому что Гималаи там очень маленькие. Семь тысяч с лишним метров, по сравнению с масштабом всей Земли, это небольшая погрешность. Недополированный шарик в каком-то там месте, и на глаз это вообще не видно. Всё в сравнении.

Милосердие же вещь бесспорная. Бесспорная. От греха все люди становятся раздражительными, злыми, у каждого из них свои интересы, которые он ставит всегда выше других. И поэтому между людьми всегда борьба. Прямо на грудном уровне: если мамочка одного из близнецов берёт первого к груди, то второй начинает орать из зависти. Обычная такая история. У них уже конкуренция, раздражительность, зло и так далее. Зло до такой степени, что пупок развязывается – приходится операцию делать. Чем дальше, тем больше. И люди становятся всё более злыми. В пределе способны даже друг друга убивать из-за каких-то временных интересов, из зависти, из обиды, из-за какого-то сказанного слова и так далее.

И вот Христос пришёл на землю и пожелал это изменить. Показал, что, если будем идти путём развития в себе зла, мести, кровной мести и так далее, то исчезнем с лица земли. Эта злоба убьёт всех. Благодаря тому, что две тысячи лет назад Христос пришёл, изменилось очень многое в мире, и появились люди, которые готовы были взять и это зло остановить на себе, чтобы оно не пошло дальше. Потому что, если я мщу, то зло продолжается. Если я – это последняя точка зла, то оно на этом прекращается. Поэтому Господь и заповедал: “... кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую” (Мф., 5, 39). Ты немножко потерпишь, но зло дальше не пойдёт. И для всех людей, и для вселенной в этом спасение.

И вот избрал Он несколько рыбаков для того, чтобы на них основать, как на камнях, Церковь, чтобы она следовала Его таким пожеланиям и пришла к тому, чтобы человек следовал заповедям Христовым, заповедям любви. Потому что все они основаны именно на этом. Не на чувстве, которое обычно у нас… Особенно женщины – они думают, что если некий человек тебя режет живую, то ты должна к нему испытывать чувство как к твоему новорождённому младенцу. Но это совсем не так. Достаточно просто не мстить и не проклинать, а молиться, потому что тому, кто режет, хуже, чем тому, которого режут.

Потому что ни один человек злобой насытиться не может, и конец его всегда один. Всегда один конец у бандитов, всегда один и тот же конец у воров. Всегда один и тот же конец у непослушных детей, которые истязают своих родителей. Всегда один конец у всех революционеров, так сказать, – обязательно им всем в конце концов башки отрубают. Это неизбежный закон. Причём, кто-то из своих. Другого пока в истории не было. Бывает, если их очень много, то один-два, где-то прячась, могут дожить до какого-то времени. Но вот мы сейчас видим, что даже некоторым уже по девяносто лет, а их всё равно приговаривают к пожизненному заключению. То есть всё равно нашли. Петелька, на которой тебя удавят, всё равно есть – это такой закон. Поэтому Господь и говорит: «Мне отмщение, и Аз воздам» (Втор., 32, 35).

Потому что ни один человек, делая гадости людям, не находил в этом счастья, даже если это был садист. Такой человек живёт беспокойно, у него нарушается психика, он постоянно в страхе преследования. И, в общем, ничего этим не достигается. Ему кажется, что он очень важный, что ему все подчиняются. Нет-нет. Это всё очень временно. Человек же, умирающий за правду Христову, наоборот: даже если страдает, он знает, за что, он видит в этом смысл, этим он служит Христу, это даёт ему радость и в этом веке, и в будущем. Потому что это и красиво, и благородно, и правильно. В этом есть великий смысл.

И так же поступил Сам Христос. Поэтому Он и рассказывает о Страшном суде. Это не будет, как иногда рисуют: весы, на одной чашке весов все твои хорошие поступки, а на другой – все плохие. Нет. Это совсем неправильно. Будут судить по результату. Вот, дорогой, глубокоуважаемый человечек, тебе дана была такая жизнь. Тебе дана была такая национальность, ты был существом вот такого пола. Тебе был дан определённый запас разума, речи, у тебя была семья, у тебя была школа, у тебя были друзья – разные с точки зрения христианства. Были хорошие, были похуже, были – совсем дрянь. Но ты сам выбирал, с какими тебе играть, а с какими тебе не дружить. Ты выбирал сам. Родители на что-то указывали, на твои ошибки, на что-то спустя рукава смотрели. Родители тоже, как правило, очень неудачные существа, потому что свои родительские функции они выполняют очень скверно. Потому что им важнее какие-то собственные представления о жизни. Каждый себе строит какой-то собственный комфорт. А Христос хочет настроить человека на подвиг.

Христос, когда пришёл на землю, был совершенный Человек. Он что-нибудь за Свою жизнь для Себя сделал? Нет. Даже не стремился. Даже не имел места, где приклонить голову (см. Мф., 8, 20). Вся Его деятельность заключалась в непрестанном служении человеку: просвещать, лечить, кормить, вплоть до воскрешения. Воскрешал, многих людей избавил от смерти. А взамен? Ну, взамен как всегда – распяли. Предварительно поиздевались. Люди-то есть люди. Что они могут предложить? Люди – они же неблагодарные, злые, как собаки. Добра они не помнят. Какой ребёнок помнит добро, которое ему сделали родители? Какой ребёнок помнит, что мать на протяжении нескольких лет вставала к нему, желая спать, и его пеленала насухо или искала бутылочку, чтобы дать ему что-то съесть? Он что, за это испытывает к ней какую-то благодарность? Да нет. Он считает, что так и должно быть. И он вообще тут главный – такое маленькое хамло. Или ребёнок кем-то усыновлённый. Посмотришь, как он относится. Родители забрали его чуть ли не на помойке. А он что? Он что, благодарит, что он сыт, обут, что его стараются научить чему-то, беспокоятся о нём, думают, молятся? Да нет. Он только: «Дай! Дай! Дай! Дай!» Но даже, когда «дай» – «ну, да, спасибо». Научили его, как обезьянку, повторять. А в сердце-то благодарности нет. Вот что для человека ни делай, он остаётся неблагодарной скотиной.

А Христос хочет, чтобы человек был благодарным существом. Поэтому даже главную службу назвал «Евхаристия», то есть «благодарение», чтобы люди всё время приучались к тому, что нужно за всё благодарить Бога, который нам жизнь подаёт. Создал воздух, создал воду, создал растения, создал животных и рыб, которых мы употребляем в пищу. Создал прекрасную землю, которую мы могли бы, если бы захотели, превратить в рай. А мы сами превращаем её в ад. И самый сгусток этого ада – наши семейные отношения, где все ненавидят всех. А нужно наоборот. Я был болен – ты меня посетил. Я в темнице был – ты ко мне пришёл. Я был голоден – ты меня накормил. Я был наг – ты меня одел. То есть поступил с человеком так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой. Всё очень просто. Просто, как тульский пряник. Совершенно просто, но – неохота, времени нет, «потом» и так далее. Потом. Или: «Почему я должен? А я вчера ходил». И так без конца.

И вот сейчас начинается Великий пост. Это время покаяния. И потянется народ к Исповеди. Будут рассказывать, кто съел сырник, кто съел печеньице, а не заметил, что там написано, что оно сливочное, – то есть тяжкие грехи, за которые надо вообще сжигать на костре, на медленном огне, поливая оливковым маслом. А на самом деле совершенно не в этом нужно каяться. А нужно каяться в том, что ты неблагодарная скотина. Что в тебе нет ни к кому добрых чувств. Что ты безжалостен. Ты равнодушен к тому, кто нуждается. Что нет в тебе ни одного христианского качества.

А покаяние есть изменение своей жизни так, чтобы у тебя появились качества христианские. А главное христианское качество заключается в том, что Христос сказал: «Ты делаешь для ближнего без всякой корысти, потому что ты ему сострадаешь». Самое главное дело жизни – не свой домик обеспечить, а помочь ближнему, который к тебе приходит за помощью. И даже не приходит. Потому что один лежит больной – он не может прийти, другой сидит в тюрьме – не может прийти. Третий вообще не знает, куда идти. Если ты христианин, ты должен к нему прийти. «А что же, я должен за других думать?» Конечно, не должен, если ты не христианин. А если христианин – да. Ты сначала должен думать о нём, а потом, если время останется, то, может, и о себе. Но только это – во вторую очередь.

И вот если у тебя не так, то, значит, тебе нужно покаяться. Не в лишнем съеденном печенье, потому что это всё равно про себя, любимого. А нужно изменить своё сознание. И вот это изменение сознания есть покаяние. Тогда пост будет постом. Мы должны так перестроиться, чтобы постараться хотя бы в течение сорока и ещё семи дней на Страстной седмице пожить христианской жизнью. Хотя бы почувствовать, в чём она. Древние христиане вообще постились – не ели мяса, рыбы – для того, чтобы экономить деньги. А сэкономленные деньги тратили так: раздавали нищим. Или покупали на это одежду, и им эту одежду раздавали. То есть в этом была польза. Это не просто было, так сказать, «заодно похудею». Здоровье, польза – опять же, польза кому? Мне. Чтобы мне было «всё хорошо». Для Бога более отвратительной, чем эта, ситуации нет. Потому что Церковь по Его замыслу, Христову, – это собрание не тех людей, которые себе служат, а собрание людей, которые избирают смыслом своей жизни служение другим. Вот это ставят на первое место. И, если это с человеком произошло, значит, произошло с ним и покаяние. Если нет, то нет.

Поэтому Христос и говорит: «Многие скажут мне в тот день: Господи! Господи!...» (Мф., 7, 22). А Он скажет: «...отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф., 7, 23).

Потому что жил человек, думал, чувствовал, говорил совсем не по-христиански. Поэтому нам всем в течение нашей жизни предстоит очень большой путь изменения нашего сознания, изменения нашего сердца, изменения направления нашей жизни. Вот только это является христианством на основании Священного Писания, которое мы все сегодня имели счастье слушать. Спаси всех Господи.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 9

    1. Galina-nakhodka:

      «Ты сначала должен думать о нём, а потом, если время останется, то, может, и о себе».
      Батюшка благословите:) К моим 50 годам, имея 6-ых детей, я пришла к тому, что если о себе не заботишься, то и на детей сил и здоровья не хватит:( Приходится как раз о себе в первую очередь думать. Здоровая, радостная мама- счастливые дети. Разве не так?
      Раньше мне никогда на себя времени не хватало, а теперь приходится думать о себе, т.к. здоровье подводит, а детей еще растить и растить:(

      И еще, если можно. «Самое главное дело жизни – не свой домик обеспечить, а помочь ближнему, который к тебе приходит за помощью. И даже не приходит».

      13 лет назад я пришла в Детдом. За девочкой, с которой познакомилась в больнице. Хотели с мужем удочерить ее, но не получилось. Потом 9 лет этот ребенок был у меня на гостевом (тогда опека сама гостевой предложила, а потом порвать его у меня не хватало духа, надеялась что польза и в таком виде будет, к тому же девочке я стала крестной). Когда я осознала, что гостевой мой приносит больше вреда психике девочки, я приняла ее в семью (т.к. каждый раз качели- взяли в гости- вернули из гостей, психика раскачивается) в 14 лет. Далее- сжиться мы не смогли, т.к. ребенок с ЛУО, очень травмирован, бегала она из дома…Я не справилась…Возврат:(( Год депрессии(
      Я к тому, батюшка, что есть такое понятие «причинить добро». Это именно то, что у меня в итоге получилось. Теперь если ко мне за помощью не обращаются, я стараюсь ее не «причинять».

      Я не права?

    2. lisevich:

      Низкий поклон и долгие лета Вам отец Димитрий! В который раз всё очень понятно, осталось делать дела, вперёд!!!

    3. Светлана Иванова:

      Спаси Господи, батюшка !

    4. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшка.

    5. Bocman_MAX:

      Спасибо отцу Дмитрию за Богослужение и проповедь. Очень теплая была атмосфера в храме!

    6. Sergey 1234:

      Спасибо Вам огромное за Ваши проповеди и ответы на вопросы!!!Хотел бы я иметь такого духовника как Вы!

    7. ivanna:

      Господи, дай нам побольше таких батюшек и таких людей! Спаси Вас Господи!

    8. Yuriy Solod:

      Спасибо за Учение!! Когда вот так — всё «по полочкам», осознаешь, что простых вещей не понимаешь…

    9. Evgenij-pozitivnyi:

      Многая лета вам, отец Димитрий. Спасибо за проповедь.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.