Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста (2011.04.03)

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о силе молитвы и поста на основе эпизода из Евангелия от Марка об исцелении отрока, одержимого духом немым. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. 3 апреля 2011 года.

Сегодняшний эпизод из Евангелия от Марка повествует о том, как: «Весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства». Почему Он спросил, давно ли это с ним? Потому что ему важно было вот что узнать – это по какой причине этот нечистый дух вселился в отрока. Может быть, он сам виноват, потому что так бывает, в результате каких-то проступков вот такого рода возникают заболевания. Но отец сказал – с детства. Значит, это было попущено такое заболевание любимого сына для отца. Отец должен был в своей жизни что-то важное понять.

«Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию». Это очень такая замечательная фраза, которая очень много объясняет. На самом деле не только этому несчастному отцу, но и каждому из людей – веры не хватает. Потому что, если б мы имели веру как горчичное зерно, мы могли бы двигать горами, но это совсем нам не под силу, нашей вере. И вот он замечательно понял и через Евангелие поделился с нами, что за укреплением и умножением веры мы можем обратиться к самому Богу, что он и сделал – «верую, Господи!» Раз мы здесь все собрались, значит, какая-то вера у нас есть, но в тоже время она не достаточна. «Помоги моему неверию» – вот это должно быть постоянно с нами. Почему? Потому что нужно не довольствоваться той незначительной верой, которая у нас есть, а нужно стараться веру преумножить. И об этом нужно просить у Бога.

И вот мы видим результат: «Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Вот такова велика сила молитвы и такова велика сила поста. И вот Святая Церковь избирает этот отрывок, 40-е зачало из Евангелия от Марка, именно для поста, чтобы мы тоже почувствовали, что давно известно было древним отцам, и они этим поделились с нами, что пост – это необходимое крыло для молитвы. У молитвы два крыла. Первое крыло – это милостыня. Если мы хотим, чтобы молитва наша была успешна, чтобы Господь, как мы говорим, нас услышал, то мы обязательно должны быть милосердны к нашему ближнему и оказывали ему действенную любовь. А второе, это воздержание от греха. Потому что смешно просить у Бога милости, если ты нарушаешь его заповеди. Поэтому нужно обязательно и всеми силами души воздерживаться от греха, и быть человеком добрым, отзывчивым на то, чтобы помогать своему ближнему, который в этом нуждается, тогда молитва скорее доходит до Бога.

Почему в церкви с древности существует такой обычай – обращаться за помощью молитвенной к святым? А потому что они как раз и добрые, и воздержаны от греха. Поэтому их молитва и успешна. А почему мы так говорим: «У нас ничего не получается»? Потому что мы от греха не воздерживаемся и раздражительные, и злые. Но еще нам не хватает веры, потому что молиться нужно с верой, об этом тоже нужно просить у Бога. Вообще, нужно завести навык – обо всем просить у Бога. Бог нам Отец, и Он любит нас, поэтому хочет общения с нами, поэтому мы можем к нему обращаться, и Он с радостью будет нам помогать. Но в отдельных случаях, вот как в случае с этим отроком болящим, Господь попускает болезнь нам ли или близким нам людям. Для чего? Для того, чтобы мы всю надежду возложили на Бога, чтобы мы почувствовали, что мы от Него зависим. Он таким образом обращает наше внимание на Себя. Потому что без такого обращения нашего к Богу никакой духовной жизни не бывает. Поэтому, к сожалению, приходится Богу попускать трудные для нас обстоятельства. И бывает в воспитании детей, если дети не понимают уже нашего увещевания, доброй речи, тогда к ним применяют меры построже, чего-то их лишают, а в отдельных случаях даже ремня дают – тогда как-то быстро все понимают. Через ремень это гораздо быстрее. С другой стороны, если ремень каждый день употреблять – это все будет во вред, это лекарство редкое. Так и Господь как любящий Отец изредка только попускает нам какие-то испытания для того, чтобы мы обратились к Нему. Если мы этому научимся, то наша жизнь изменится.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста (2011.04.03)

Сегодняшний эпизод из Евангелия от Марка повествует о том, как: «Весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства». Почему Он спросил, давно ли это с ним? Потому что ему важно было вот что узнать – это по какой причине этот нечистый дух вселился в отрока. Может быть, он сам виноват, потому что так бывает, в результате каких-то проступков вот такого рода возникают заболевания. Но отец сказал – с детства. Значит, это было попущено такое заболевание любимого сына для отца. Отец должен был в своей жизни что-то важное понять.

«Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию». Это очень такая замечательная фраза, которая очень много объясняет. На самом деле не только этому несчастному отцу, но и каждому из людей – веры не хватает. Потому что, если б мы имели веру как горчичное зерно, мы могли бы двигать горами, но это совсем нам не под силу, нашей вере. И вот он замечательно понял и через Евангелие поделился с нами, что за укреплением и умножением веры мы можем обратиться к самому Богу, что он и сделал – «верую, Господи!» Раз мы здесь все собрались, значит, какая-то вера у нас есть, но в тоже время она не достаточна. «Помоги моему неверию» – вот это должно быть постоянно с нами. Почему? Потому что нужно не довольствоваться той незначительной верой, которая у нас есть, а нужно стараться веру преумножить. И об этом нужно просить у Бога.

И вот мы видим результат: «Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Вот такова велика сила молитвы и такова велика сила поста. И вот Святая Церковь избирает этот отрывок, 40-е зачало из Евангелия от Марка, именно для поста, чтобы мы тоже почувствовали, что давно известно было древним отцам, и они этим поделились с нами, что пост – это необходимое крыло для молитвы. У молитвы два крыла. Первое крыло – это милостыня. Если мы хотим, чтобы молитва наша была успешна, чтобы Господь, как мы говорим, нас услышал, то мы обязательно должны быть милосердны к нашему ближнему и оказывали ему действенную любовь. А второе, это воздержание от греха. Потому что смешно просить у Бога милости, если ты нарушаешь его заповеди. Поэтому нужно обязательно и всеми силами души воздерживаться от греха, и быть человеком добрым, отзывчивым на то, чтобы помогать своему ближнему, который в этом нуждается, тогда молитва скорее доходит до Бога.

Почему в церкви с древности существует такой обычай – обращаться за помощью молитвенной к святым? А потому что они как раз и добрые, и воздержаны от греха. Поэтому их молитва и успешна. А почему мы так говорим: «У нас ничего не получается»? Потому что мы от греха не воздерживаемся и раздражительные, и злые. Но еще нам не хватает веры, потому что молиться нужно с верой, об этом тоже нужно просить у Бога. Вообще, нужно завести навык – обо всем просить у Бога. Бог нам Отец, и Он любит нас, поэтому хочет общения с нами, поэтому мы можем к нему обращаться, и Он с радостью будет нам помогать. Но в отдельных случаях, вот как в случае с этим отроком болящим, Господь попускает болезнь нам ли или близким нам людям. Для чего? Для того, чтобы мы всю надежду возложили на Бога, чтобы мы почувствовали, что мы от Него зависим. Он таким образом обращает наше внимание на Себя. Потому что без такого обращения нашего к Богу никакой духовной жизни не бывает. Поэтому, к сожалению, приходится Богу попускать трудные для нас обстоятельства. И бывает в воспитании детей, если дети не понимают уже нашего увещевания, доброй речи, тогда к ним применяют меры построже, чего-то их лишают, а в отдельных случаях даже ремня дают – тогда как-то быстро все понимают. Через ремень это гораздо быстрее. С другой стороны, если ремень каждый день употреблять – это все будет во вред, это лекарство редкое. Так и Господь как любящий Отец изредка только попускает нам какие-то испытания для того, чтобы мы обратились к Нему. Если мы этому научимся, то наша жизнь изменится.


Комментарии.

    Один комментарий

    1. Tina:

      Двигать горы нам мешают горы грехов, порождают которые наша душевная дремучесть и духовная слепота. Как горько это осознавать и как трудно бороться!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.