Проповедь на Неделю 5-ю по Пятидесятнице (2014.07.13)

Воскресная проповедь о падших ангелах и людях, одержимых беснованием, выйти из которого можно только, приняв Христа в своё сердце и став на путь покаяния.

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 28-29). Почему прежде времени? Имеется в виду время, когда Христос придёт на землю, когда будет Второе Его славное Пришествие, наступит тот Последний День, про который говорят, что это Страшный Суд. Мир разделится окончательно. Каждый человек поступит согласно собственной свободе. Каждый человек выбирает свободно, что ему делать, что говорить, что мыслить, что чувствовать. Конечно, на каждого человека влияют различные обстоятельства – с какой ноги встал, какой национальности были папа и мама, какое человек получил образование, какие радиостанции или телевизионные программы он смотрит. Каждый выбирает сам. Иногда человеку кажется, что он имеет какое-то собственное мнение, на самом деле это бывает не так уж часто. Обычно это мнение чьё-то, просто по какой-то причине человеку это пришлось по его нраву. Всё равно выбор делает сам человек.

Главный выбор, который человек делает на земле, когда он родился – это быть ему со Христом или быть против. Христос cказал: Кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12, 30). Любой человек находится в каком-то отношении со Христом. Даже если он Его и не знает. Каждый шаг человека Богом расценивается с точки зрения христианства. Другой спросит: «Ну а как оценивать с точки зрения христианства человека, который не христианин?» Да очень просто. Дело в том, что всех людей, животных и даже одноклеточных, всех создал Христос. Даже в Символе веры написано: «Творца неба и земли». Всё, что существует на земле, Им создано, Христом. Слово Божие – начальник бытия. То, что противно Христу, то противно и Отцу Небесному, Который есть начало всего. Каждая душа человеческая, независимо от того, сектант это кошмарный или человек какой-то другой веры, она всё равно по природе своей божественной христианка.

Если человек сознательно отвергается от Христа, значит это его выбор, и он будет извержен вон. Там будет плачь и скрежет зубов (Мф. 8, 12). А почему плач? Потому что бесы будут мучить этих бедных людей. А скрежет зубов в бессильном отчаянии, потому что ничего уже изменить нельзя.

Вот об этом бесы и говорят: пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 28). То есть они знают, что будет этот день. Одно приближение Христа к этим двум бесноватым людям заставило бесов в них говорить. Вот мы через евангелиста Матфея это теперь слышим.

Христос также повелел Своим апостолам изгонять бесов из людей. Сказано: И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов (Мк. 3, 14-15). Кто такие бесы? Бесы – это падшие ангелы. Падшие бывают не только люди, которые отверглись своего Создателя и Отца, это ещё и ангелы, которых тоже Бог создал, и они отверглись Его, возненавидели и воюют против Него. В силу того, что самое любимое Божие создание – это человек, то эти бесы пытаются и человека оторвать от Бога и воюют против человека. Поэтому, когда Христос пришёл, конечно, они чувствовали в Нём эту силу благодати Божией, которая может их бесовское воздействие победить. Что совершенно правильно. Для этого Господь и сошёл на землю, чтобы освободить людей, которые захотят быть христианами, чтобы их освободить от влияния бесовской силы. Для этого Господь вооружил Своих апостолов заповедями, потому что под влиянием бесовской силы человек теряет разум, он уже перестаёт отличать добро от зла. А так вообще-то каждый человек, родившийся на земле, бесноватый. Поэтому нам всем абсолютно, начиная от младенцев, кончая стариками, женатыми или неженатыми, умными или глупыми, всем среди людей жить трудно. Мы сами бесноватые, и люди, окружающие нас, тоже бесноватые. Совершенно без всяких причин, без оснований, мы мучаем себя и наших ближних, совершенно не чувствуя этого. Дети истязают своих родителей, родители своих детей, бабушки внуков, внуки бабушек. Такой змеиный клубок. Из этого состояния нас может вывести только Христова благодать, если мы пойдём путём христианской жизни. Для этого Господь, собственно, пришёл на землю. Высшее проявление беснования, одно из них, указывается в этом эпизоде у Генисаретского озера, когда два человека настолько были порабощены бесами, что были как дикие звери, на каждого проходящего они набрасывались. Они не могли жить среди людей, жили на кладбище в тех пещерах, в которых хоронили покойников. На всех, кто там проходил, они набрасывались, били, орали диким образом, убивали их.

И другие есть формы беснования, тоже очень яркие и заметные, например, война. Люди, чтобы на войне не терять человеческий облик, старались и на войне оставаться людьми, что очень важно. В древности, до семнадцатого века, каждого воина, который приходил с войны, отлучали от причастия. Говорят, что в Сербии после гражданской войны Павел, патриарх Сербский, отлучил от причастия всех воинов, а офицеров на пять лет, потому что участвовали в междоусобной брани. Самое страшное проявление беснования – это гражданская война, когда люди, принадлежащие одной семье, одному народу, проникаются злобой и ненавистью друг к другу. Настолько сильно, что, если твой родной брат выражает какую-то другую точку зрения, то человек готов уже вилами пропороть ему живот.

То, что сейчас происходит в Сирии – это такая форма беснования, с которой вообще лучше не встречаться, потому что те воины Аллаха, которые участвуют, им мало убить, им мало исколоть кинжалом, они начинают пожирать трупы своих врагов. Это всё снято на плёнку. Это всё даже видеть психически нормальному человеку невозможно, потому что озверение настолько сильно, что вырывают руками сердце, печень, глаза и начинают жрать. Тигр может так поступить, ворона, дикие звери. Никаких христианских тормозов нет. У современного войска тоже. Раньше было христолюбивое войско. Если попал в плен, кормили из своего котелка, существовали какие-то правила содержания пленных.

А по мере того, как люди оставляли христианскую веру, заканчивалось тем, что вымаривали голодом миллионы военнопленных, как во время той войны с Польшей, про которую мало говорят, потому что эту операцию проводил Сталин. Проиграли, почти миллион человек взяли в плен, и поляки голодом уморили этих бедных русских солдат, которых погнали на эту войну, чтобы совершать мировую революцию. Какой Сталин стратег, мы видели во Вторую мировую войну. А началось с Польши. Историки это знают и знают, что ни один не вернулся. Немцы, когда русских взяли в плен два с половиной миллиона, они полтора миллиона уморили голодом. Это уже такая форма проявления беснования.

Сейчас то, что на наших юго-западных окраинах происходит – это то же самое. Это вещь совершенно очевидная, если ты не одержим бесом. Если ты одержим бесом, то ты полностью уверен, что ты делаешь правильно. Это очень опасное состояние.

Это опасное состояние мы можем и в каждой семье наблюдать во время каких-то скандалов. А скандал может быть из-за любых вещей. Один хочет футбол смотреть, а другой «Давай поженимся!», вот и развод готов. Вообще причин нет. Или ребёнок в магазин пришёл, глаза разбежались: «Купи!». Мама понимает, что истратит двадцать тысяч, а через двадцать минут он это разломает и бросит. А за двадцать тысяч месяц работать надо. Говорит: «Нет, денег нет». Ребёнок: «Мама, ты плохая! Ты никогда ничего не покупаешь. Ты дура!» Что это такое? Беснование самое настоящее. Так все страдают от этого беснования. Поэтому даже эти диагнозы называются страстями человеческими. Человеческие страсти, которые культивируют и воспевают и литература, и эстрада, что надо со страстью, в благородной страсти – это всё беснование. Поэтому человек несчастен и является игрушкой в руках бесов. Любую страсть в нём возбуждают, и он делает то, что ему велят его страсти, такие необуздываемые желания. Он раздражается, гневается, всё время находится в состоянии зависти. «У него есть, а у меня нет». Он мучается, ничего не происходит. Ну у слона бивни, а у тебя нет. Чего с ума сходить? У него миллиард, а у тебя нет. Я у одного миллионера спросил, не у миллиардера, а всего лишь миллионера, четыреста миллионов долларов состояние. Спрашиваю: «А как ты заработал?» «Батюшка, не поверишь, повезло. Оказался в нужное время в нужном месте. Нужно было подсуетиться, чуть-чуть рискнуть и всё получилось». Совсем не обязательно, что он с ломом ходил по лесу, грабил старух, все денежки собирал и накопил четыреста миллионов. Нет, совершенно по-разному бывает. И чего, он счастлив или он не бесноватый? Обыкновенный бесноватый. Каким бесом он был одержим? Бесом пьянства. Конечно, не бормотуху пил, а хорошее итальянское вино красное, но каждый день пьяный. Чем это кончится? Пересадкой печени и инвалидностью всё равно, также, как и обыкновенный алкаш. Никакие миллиарды тебя не спасут. Беснование есть беснование, спасти может только Христос.

Главное дело Церкви на земле – это тех, кто желает, таких не много, спасти от беснования. А для этого нужно, как сказал Христос в Своей проповеди, покаяться, а готовил к этому ещё Иоанн Предтеча: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 2; 4 17). Христос приблизился, а теперь должен быть наш шаг навстречу. Что такое покаяние? А покаяние – это признание того, что ты неправ. Ты не имеешь права требовать: «Купи, хочу, не хочу, это буду надевать, это не буду надевать, это хочу, это не хочу». Жизнь, если она всё время в страстях, не имеет смысла, всё равно бесы тебя настраивают, чтобы ты от отчаяния потом удавился. Нужно, наоборот, сознать свою греховность, свою неправоту перед Богом. Понять, что ты всем должен – и Богу, и отцу, и матери, и ближним своим, а тебе не должен никто и ни в чём.

Человек появляется в этот мир не для того, чтобы ему служили. Сам Христос говорил: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мф. 20, 28). А другой говорит: «А я лежачий инвалид. Как я могу послужить?». Я всем рассказывал и вам ещё раз расскажу, у меня была такая знакомая, Царствие ей Небесное. Она умерла, не дожив до сорока лет. Совершенно больная, инвалид. Наташенька. У неё было такое заболевание, миопатия, когда мышцы совершенно расслаблены. Она даже не могла вздохнуть, чтобы в лёгкие вошёл воздух. Почти полкубометра аппарат стоял в комнате рядом с кроватью, который непрестанно качал воздух в её лёгкие. Она дышала, потому что у неё в горле был шланг. Я никогда не видел, чтобы она не улыбалась. Никогда не видел, чтобы она была недовольна жизнью или роптала, хотя у неё не хватало сил даже просто перевернуться с боку на бок. Она болела с восьми или девяти лет, поэтому у неё даже ручки не развились и ножки. Просто туловище и детские руки и ноги. Интеллект абсолютно сохранен. Вся сторона стены, где кровать, была увешана иконками, которые ей дарили. Она непрестанно Богу молилась, к ней постоянно народ ходил. Всем тем людям, которые впадали в отчаяние в моём приходе, я говорил: «Да, тебе очень тяжело. А хочешь на экскурсию съездим?» Когда человек оттуда уходил, он понимал, что все его скорби – это курорт на лазурном берегу, где спа-салоны, массажи, питание, кино, домино. Я говорю: «Вот смотри, какой радостный человек». Двадцать священников её по очереди причащали, она жила постоянно в молитве, сколько смогла прожить. Умерла, естественно, от удушья, потому что от неправильного, нефизиологического дыхания появились полипы. Врачи не смогли сделать операцию, чтобы прочистить. Она похоронена на Головинском кладбище, здесь недалеко, можно могилку её найти. Даже человек в таком состоянии, что никакие паралимпийские игры для неё просто невозможны, прикованный шлангами к кровати человек, живёт как христианин, всегда радуется и людям помогает оодной своей жизнью, потому что к ней приходили и просили за них помолиться. Господь её молитвы слышал. Вот такой ходатай, сам немощной, а о других молится. Это образ настоящего христианина. Почему у неё такой светлый был лик, почему она всегда улыбалась, почему на душе у неё была радость? Потому что она победила благодатью Божией все страсти. Бесы все отошли. Её не мучила зависть к здоровым. Наоборот, ей рассказывали о своих печалях, она всегда жалела. Это мы всегда ноем, вечно с печальными рожами, всё время всем недовольны. У кого мелок жемчуг, кто разорился, от полмиллиарда осталось всего двести миллионов, уже не знает, удавиться или отравиться. Разные несчастья. Третью муж оставил, урод. Да плясать надо, в ресторан идти праздновать, слава Богу, избавились от этого чудовища. Нет, расстраивается: «Как я буду?» Да очень просто. Это всё не горе.

Земная жизнь, конечно, трудна, в ней есть свои трудности, но, если каждый человек вперяется в эти трудности, ему кажется, что всё ужасно, любимая чашка разбилась – ужасно, зуб сломался – ужасно, да ещё примета плохая. Вообще кошмар. Примечают совсем не то. Надо примечать то, что написано в Евангелии. А жизнь такая, какая она есть. Вот война, значит война. Вот болезнь, значит болезнь. Вот смерть любимого человека, значит смерть любимого человека. Чему тебя научило христианство, покажи. Сегодня ты умрёшь, завтра другой умрёт. Это самая обычная история, дети с трёх лет уже это знают. Нужно со смирением относиться к этому, как и к каждому обстоятельству жизни, потому что всё от Бога. Нужно относиться к каждому человеку по-христиански. Не по страстям, а по-христиански. Нужно беснование в себе победить. Мало ли, что ты что-то хочешь, а хорошо ли это? А если не знаешь, хорошо ли это, представь, как бы Христос на это посмотрел? Тогда тебе станет всё ясно и просто. Тогда начнёшь разбираться. А если ты совсем тупой, потому что от грехов и страстей душа тупеет, то для этого существуют заповеди, которые являются границей, которую нельзя переступать. Если сам не понимаешь, что делать нельзя, не спорь с Богом. Сказал нельзя, значит нельзя. Для начала хотя бы так, как маленьким детям. Они же не понимают, но им говорят: «Нельзя совать мамину шпильку в электрическую розетку». Если проверишь, получишь токовый удар, а может быть, ещё будет пожар в доме, в котором ты же сгоришь или покалечишься, будешь в ожоговом центре Склифосовского лежать. Будут кожу пересаживать, брать с других мест. Будешь лежать весь распятый несколько месяцев. Тебе же говорили нельзя, значит нельзя. Господь для нас, для нашего спасения, чтобы мы от этого беснования избавились, сделал всё. И выбор за каждым из нас. Хочешь быть правым, отлично, вот для тебя преисподняя. А если ты хочешь покаяться, вот для тебя Царствие Небесное. Аминь.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 6

    1. ЯиТы:

      Аминь!

    2. Ирина:

      Спасибо, дорогой батюшка, за замечательную проповедь! Урок, надеюсь, мною усвоен. Да будет, Господи, воля Твоя!
      P.S. Одно огорчает: невозможность выполнить молитвенную просьбу.

    3. Katya Deyeva:

      Хочу покаяться.

    4. георгий панчулидзе:

      Спасибо отец Димитрий.

    5. gennady333:

      Спасибо большое,как всегда очень интересно.Спаси Господи.

    6. tatyana1:

      Спасибо.Я прослезилась.Татьяна.Ялта.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.