Проповедь на неделю 12-ю по Пятидесятнице
Воскресная проповедь о том, что войти в Царство Небесное, достичь Спасения можно только выполняя заповеди Божии, делая добрые дела и следуя за Христом, который и приведёт в Жизнь Вечную, потому что то, что невозможно человеку, возможно Богу. По притче о богатом юноше.

Евангелист Матфей повествует нам о том, как некий юноша обратился к Спасителю: Учитель благий! что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16). Человек прекрасно понимал, что если хочешь достигнуть вечной жизни, обязательно нужно делать доброе. И вообще-то каждый человек прекрасно понимает, что есть добро, а что зло. Даже вот тот, кто делает постоянно зло разного рода, всегда сам про себя знает, что он делает зло, и притом независимо от того, верующий, неверующий, религиозный или нет – не играет никакой роли. А играет роль только качество его души.

И Господь говорит: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог (Мф. 19, 17). Почему Он так сказал? Потому что он обратился к Нему как к учителю, а именует Его благим, хотя это удел только одного единого Бога. То есть этот молодой человек как-то почувствовал, что этот Человек – божественный, но все-таки недостаточно прозрел, чтобы увидеть в Нем своего Спасителя.

И Христос ему ответил: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 17) и перечислил их, когда тот спросил – какие.

Не убивай (Мф. 19, 18), такая вот простая заповедь. Почему же нельзя? Требует объяснения. Ну, а если он гад последний? Но кто тебя-то поставил судьей? Это во-первых. Потом мы в Евангелии знаем эту историю – разбойник был таким нехорошим, а перед смертью за час покаялся, и стал другим. Если бы его убить раньше, он бы не вошел в жизнь вечную, а так у него оставалась такая возможность, и он ее реализовал. Именно потому Церковь выступает против смертной казни, что какой бы он гад ни был, убивать нельзя. Изолировать надо – он опасен. А так – вдруг покается, надо дать ему обязательно эту возможность.

Второе, что Он назвал – не прелюбодействуй (Мф. 19, 18). Почему нельзя? Для современных людей тоже очень актуальная вещь. А что плохого? Ей хорошо, мне хорошо, кому какое дело? Совершенно верно. Никому никакого дела нет. Но что происходит? А происходит, что человек, которого Отец Небесный создал как семью, мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27) – чтобы они жили в любви, уподобляясь в этом своему Создателю – Святой Троице, этот человек начинает прелюбодействовать, и образ Троицы в его жизни исчезает. Потому что, соединяясь, мужчина и женщина соединяются в одно тело. А если три женщины? Это уже что? С точки зрения Бога это есть уродство, аномалия. И когда человек начинает вести прелюбодейную жизнь, он переходит из разряда людей в разряд животных, а они не могут наследовать жизнь вечную.

Дальше: почитай отца и мать (Мф. 19, 19). В древнем мире, когда человек творил то, что именуется по-библейски хамством по отношению к родителям, таких убивали детей, даже по закону, еще в Древнем Вавилоне, забивали камнями. Чтобы сохранить молодежь, одного из десяти тысяч забьют до смерти, и остальные до конца жизни «папочка – Вы», «мамочка – Вы», «не угодно ли Вам?». Ну, это в диком древнем мире. А в христианском мире – тут человек должен поступать по строю жизни, который именуется любовь. Отец с матерью с любовью к детям – дети отплачивают им любовью.

Вот Господь это все юноше напомнил, причем без всяких объяснений. Потому что тот сказал: все это сохранил я от юности моей, чего еще недостает мне? (Мф. 19, 20). В этом у него преимущество. Мы-то это не только не сохранили, а у нас этого никогда и не было. Мы только сейчас что-то начинаем узнавать, и что-то применять в своей жизни. А тот с детства всему был научен, и по сравнению с нами это самый благовоспитанный человек. Я думаю, в Москве таких не много найдется. Но чувствует, что этого как-то недостаточно. Ну и правда. Чтобы достигнуть вечной жизни, недостаточно быть воспитанным. Совершенно недостаточно. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21). Вот ему чего недостает. Ему мешает привязанность к земному богатству, которое через какое-то время, несколько десятков лет, придется все равно на земле оставлять. Это такие гири, они мешают достичь Царствия Божия. Чтобы достичь, нужно следовать за Христом. Недостаточно соблюдать какие-то правила. Среда и пятница, – пост, по воскресеньям иду в храм, делаю то-то, не делаю то-то, и все. Нет, нужно всю свою жизнь развернуть и следовать за Христом. Куда Христос, туда и я. А Христос куда? Христос – на Голгофу, а уже потом вознесся на небеса. Сперва Голгофа. А вот ее никто и не хочет. Все хотят избежать. Если экзамен – чтоб поступить, если операция, то чтоб удачно, если кто-то напал, то чтобы суд защитил. Все только хотят вот так. Поэтому обычный человек – не христианин, хотя может и в церковь ходить: он только хочет от Христа получить земные блага. Если очень хочешь, получишь. Получает тот, кто хочет, и только то, чего хочет. Хочешь вечной жизни – получишь. Не хочешь вечной жизни, тебе надо на экзамене пять – получишь. Тебе надо, чтоб мама не умерла, еще пожила – молись, Господь даст, Он добрый, все это земное тебе даст. Но вечной жизни тебе не хочется. Потому что если бы хотел, то об этом бы и просил.

И вот с нашим юношей то же самое. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 22-26). Вот это одна из важнейших фраз в Евангелии, которую очень трудно втолковать. Каждый день на исповедь приходят люди, и жалуются на себя: «У меня это не получается, это не получается, и то не получается». Бедный, глупый, малограмотный человек! Человек спастись не может. Человека может спасти только Спаситель. При условии, если человек идет за Христом. Если идет куда-то вбок или назад, его даже и Христос не может спасти. Поэтому все просьбы – ко Христу. Хочешь научиться молиться – проси Его, чтоб Он тебя научил молиться. Если ты жадный, проси, чтобы из жадного сделаться щедрым, чтоб Он тебя преобразил. А сам... Ну как? Сел за письменный стол, сосредоточился и из негодяя стал прекрасным витязем – да как же это возможно? Чем? Преобразить человека может только Тот, кто его создал, Создатель – Он знает, как мы устроены. И вот Он пришел, чтобы спасти. Но спасти силком невозможно, а только того, кто хочет. И этому юноше Он говорил не то, что «я тебя заставлю, ты должен ходить в церковь, ты должен соблюдать пост, причащаться, должен, должен». Никто никому ничего не должен. Хочешь спасения – вот такой путь. Не хочешь – другой путь, просторный, каким все идут, «живи, как люди живут». А люди живут как звери, а некоторые уже и как бесы… Вот мы вроде не спать остались, в храм пришли. Значит, вроде бы нам хочется спасения. Но чтобы его достичь, нужно не стоять, а нужно идти. След в след за Христом. Вот если такой будем проделывать небошественный путь, то придем к Небесному Царствию, а если будем просто стоять, размышлять, а жить по-прежнему, то под лежачий камень вода не течет. Да не будет с нами этого!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 7

    1. Nina0301:

      Батюшка, спасибо! Ваши проповеди помогают многое понять, осознать.

    2. frolov:

      спасибо

    3. Irinastan:

      Спаси, Господи, Батюшка! Сердечное Вам спасибо! Храни Вас Бог!!!

    4. Vadim:

      Спаси Господи, батюшка!

    5. Alex1988:

      Спаси Господь, батюшка!

    6. VGNekrasov:

      Спасибо

    7. makdalin:

      Спасибо!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.