Проповедь на праздник Рождества Пресвятой Богородицы
Воскресная проповедь о том, что "не судите и не судимы будете", о том, как трудно жить рядом со святым человеком, как невыносимо тяжело поднять с пола брошенный окурок, и что христианство - это всегда себе в убыток, потому что речь идёт не о материальных, а о духовных вещах.

Рождение Богородицы, как поется в песнопении праздничном, освободило Ее родителей от поношения бесчадия.

Иоаким и Анна все время терпели это поношение и в глаза, и за глаза, и сплетни: вот, они такие грешники, у них какие-то есть тайные грехи, что Господь не дает им детей, и так далее. А Господь просто попустил им такой крест, чтобы вот таким радикальным способом все, что связано с гордыней, с осуждением других, с раздражением, все ушло из их души. На всей земле, не только включая Израиль, а вообще всю землю, весь земной шар – она еще по сравнению с теперешней ситуацией была мало населена – вот эти двое были самыми смиренными людьми. Вы можете себе представить?

И вот, когда они этого достигли – к сожалению, достигать этого состояния нужно несколько десятилетий, не только для Иоакима и Анны, но и для каждого из нас, и они достигли уже в старости – и вот, в старости Господь изменил естества чин, и они все-таки родили девочку. Почему нужно было такое смирение? Она должна была стать орудием вочеловечения Христа Спасителя.

А почему орудие должно быть столь смиренно, происходить от таких наисмиреннейших родителей? Ну, во-первых, потому что Господь Сам смирен, во-вторых зачать Пресвятая Богородица должна была от Духа Свята, а Дух Святый, Он приходит только к смиренным. Поэтому если человек не смиренный, это означает, что он не христианин. По определению. В Писании сказано: Кто духа Христова (имеется в виду смирения) не имеет, тот и не Его (Рим. 8, 9). Он может быть крещеный пятнадцать раз, он может все правила вычитывать, и постом пить одну воду, даже хлеба не есть, может все книги божественные выучить наизусть – и что? Никакая в нем польза от этого не пребудет. Потому что Бог гордым противится и только смиренным дает благодать (см. 1 Пет. 5, 5). Пожалуйста, расшибай лоб. Уже давно в наших храмах полы каменные, пожалуйста. Это ничего не дает. Абсолютно.

Такие люди приходят обычно на исповедь: «У меня ничего не получается, ничего не выходит, я сколько ни молюсь...» Да хоть обмолись! Начинать-то нужно – покаяться. А покаяться – нужно изменить образ жизни. С того, чтобы окурок кинуть, на то, чтобы его поднять. Причем чужой, весть такой обмусоленный, противный. Потому что ты плохое, плохую ситуацию меняешь на хорошее, на лучшую. Как вот в Сербии, там можно встретить такие плакаты: «Нека буде чисто», то есть не говорят «Не бросайте окурки!», там, просто говорят: «Пусть будет чисто». Пусть.

Вот и решай, что для тебя лучше – быть тем, кто вокруг мусорит, либо наоборот тем, который все очищает и делает все честно, хотя себе в убыток. Христианство – это всегда себе в убыток, потому что ты платишь материальное, получаешь духовное. Это ж надо за окурочком-то наклониться, а спинка-то твоя, а если она у тебя не гнется, так надо на корточки присесть, а потом, чтобы встать, нужно на эту урну опереться, потом руки грязные, и много всяких сложностей, но зато поступок христианский. Он очень мелкий, он незначительный, но зато он показывает направление твоей жизни, твоего сознания, твоего сердца, смысла жизни. Сегодня пришла одна женщина, говорит: «Не вижу смысла жизни». Возьми, в своем квартале все окурки подбери и делай это каждый день. Уверяю, к следующей пятнице уже обретешь смысл жизни. Просто гарантию даю абсолютную. А таких смыслов разбросано сколько угодно.

И вот, Господь через Свое Откровение показывает, что вот оно, спасение, потому что Рождеством Богородицы об этом тоже поется. Адама и Еву вывели из ада преисподнейшего. А кто такие Адам и Ева? Ну, это вообще-то все человечество, потому что мы все были в них. То есть Рождество Богородицы, которое мы ныне празднуем, оно спасает человека. Вот такие плоды. И этот праздник замечательный в начале церковного года, двунадесятый праздник нам указывает тот путь, которым мы должны пройти. И так весь предстоящий год, от праздника к празднику, от одного евангельского события к другому, и так – в течение всей своей жизни.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. sky-ocean:

      Не совсем понятно, почему жизнь вокруг святого человека складывается в кромешный ад: ропот, недовольство, зависть, обличение, и, как следствие, погибель души окружающих его людей. Почему так?

      • Kuzma Evgenievna:

        Потому что вокруг все завидуют этому человеку, во-первых, и ревнуют его ко всем окружающим, во-вторых. И в-третьих, окружающих наверняка будут раздражать те решения, которые принимает святой человек, потому что они для большинства непонятны и против выгоды. Мне кажется, как-то так.

    2. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшка.

    3. makdalin:

      Спасибо!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.