Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста. На память преподобной Марии Египетской (2011.04.10)

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о человеческом эгоизме и о смысле христианства, которое заключается в любви, сострадании, жалости, желании помочь другому. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Неделя 5-я Великого поста, 10 апреля 2011 года.

Сегодняшнее воскресное Евангелие от Марка повествует нам о том, как Господь говорил своим ученикам, что с ним будет: "Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет". Все Господь им говорил для того, чтобы подготовить их к тому (что Его, и их, конечно, потому что они уже срослись в одну семью), что будет с ними. "Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим". Ну, как маленькие дети - ставят сначала условие, а вот обещаешь мне сделать, тогда вот скажу.

"Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих".

Вот эти такие ключевые слова, которые нам необходимо всем усвоить, если мы вдруг захотим стать христианами. Потому что, не сделав эти слова руководством своей жизни, христианином быть нельзя. Большинство людей, свидетельствую как сведущий человек, приходят в церковь для того, чтобы получить, а христианство оно совершенно по-другому устроено. Оно устроено так, чтобы кто хочет быть христианином он все время озабочен тем, как бы дать. Это тоже надо делать с умом, не лишь бы как, ни куда попало, но очень, так сказать, вдумчиво и целенаправленно. Поэтому Христос, тогда еще учеников было мало у Него, нас здесь гораздо больше, и говорит, что между вами так не должно быть. Потому что обычный человек хочет что – приходит и ему нужно от Бога помощь какая, Господь, конечно, щедр, Он готов и помощь оказать, но цель христианской жизни в другом. И вообще, почему называется христианство, христианская жизнь, христиане?

Потому что в своей жизни хотят подражать Христу. И вот подражание должно заключаться в том, вот Он говорит – Я же пришел не чтобы Мне послужили, если бы Он захотел, чтоб Ему послужили, Он родился бы не в Вифлеемской пещере, где-то на краю империи, под оккупацией римской, а родился бы в семье императора, и унаследовал высшую политическую власть, которая была в то время. Но Его цель совсем другая – Он пришел послужить. И от каждого крещеного человека Господь ждет того, чтобы он продолжил Его дело на земле, чтобы он постарался послужить этому миру, в который он пришел, послужить каждому человеку, кто нуждается, послужить, чем можешь. У самого Спасителя возможностей было много, Он мог сделать так, что человек выздоровеет, а мог вообще даже слепому сделать новые глаза, мог воскресить мертвого, Он видит, вдова плачет – мы не можем мертвого воскресить, но что-то мы тоже можем. Можем утешить, можем дать денег, можем в чем-то кому-то помочь, более того мы можем даже для какого-то дела объединиться и как-то о чем-то заботясь что-то улучшить в нашей жизни. Это должно быть главным делом нашей жизни, не так вот жизнь должна быть устроена, чтобы войти в этот мир и сделать так, чтобы в этом мире все было для меня выгодно, благоприятно и так далее.

Наоборот – все то, чем ты обладаешь, этим послужить другому. И повинуясь, во-первых, заповеди Божьей, которую Он заповедовал нам, чтоб мы умывали друг другу ноги, но и не только по заповеди, но и по той любви, которую Господь нам даст, если мы будем этим идти путем. Потому что человеческая природа она извращена, человек уже рождается таким гордым, противным эгоистом. Ну, и потом благодаря воспитанию, такому, можно сказать, отвратительному от Бога, в человеке этот эгоизм он укрепляется. Поэтому человек уже маленький он все хочет настаивать на своем, делать, что хочу, и взрослых, и старых, и сверстников своих подчинить себе, чтобы все работали на него. И никто бы его не трогал, он ни за что не отвечал и только все вокруг потреблял. Забывая, что даже сам глагол "потреблять", если перевести обратно на славянский, это значит уничтожать. Поэтому современный человек в массе своей не воспитанный в христианской вере, он уничтожитель всего. Уничтожает природу, уничтожает свою семью, уничтожает своих детей, уничтожает самого себя и уничтожает всех и все вокруг. Потому что замысел то Божий был какой – чтобы человек, Адам, и вот этот рай, который Господь ему дал, в котором он жил, чтоб человек распространил по всей Земле.

А может быть, вот недавно Патриарх такую мысль высказал, что может быть это вообще на все пространство и околоземное, а может быть и дальше, если будет к тому возможность. Чтобы вот это такое, созидательный труд он все время распространялся и на всю вселенную, и на людей, которые должны заполнить все. Потому что первая была заповедь – плодитесь, размножайтесь, наполняйте Землю. А вместо этого люди ссорятся, убивают друг друга, у них все какие-то интересы, друг друга пожирают, и, конечно, счастья это не приносит, если ты сожрал другого. Гораздо лучше, когда ты другому послужил, ему помог, и он рад, и вырос духовно на столько, что способен поблагодарить, потому что для этого тоже… Те потребители, которые вокруг нас, и они даже не умеют благодарить, они думают, что все это даром на них сыпется, они привыкли к этому, а когда вдруг этот поток как-то даже не исчезает, а просто оскудевает, уже как бы недовольны, впадают в уныние, в такое отчаяние и так далее. Хотя цель жизни как раз служение. Взгляд на человека не такой – чтоб мне с него такого поиметь, а наоборот – чем бы я ему мог бы этому человеку послужить. Ну, допустим у него все есть, замечательно. Но ноги-то я ему могу умыть? Могу. Ну, давай, все – снимай носки, ножки в тазик, сейчас я тебе ножки помою и полотенчиком, своим личным махровым, тебе ножки вытру, чтоб тебе было тепленько и хорошо. Вот, оказать ему любовь, поухаживать, невеликое дело – ноги умыть, а все-таки человеку хорошо и приятно, он почувствовал, что он кому-то нужен с его ножками, и о нем заботятся. Пустяк?

Да, совершеннейший пустяк, но дело же не в величине дела, а дело в участии сердца – вот что для Бога важно. Потому что все наши дела они сгорят, все наши дела они смешны, просто это "ха-ха-ха", человеческие дела по сравнению с тем, что Бог сотворил, ну, это просто я не знаю. Сравнить какой-нибудь Байконур с муравейником, ну, собрали себе сосновые такие иголочки, ну, сделали круглый домик, ну, там неплохо так все организовано, но это же примитив. Ну, бегают там себе, собирают всякие листочки, палочки, веточки, трудятся, потеют, пришел человек – ногой наступил и все. Это просто смешно. А вот то, что изменилось сердце, из эгоизма появилась любовь, вот это важно. А зачем же это важно? А потому что это свидетельство того, что в сердце пребывает благодать Божья. Потому что изменить сердце из эгоистического такого, раздражительного, вечно недовольного, вечно всех осуждающего, вечно ищущего себе каких-то удовольствий – совершенно изменилось. Как оно может измениться? Только благодатью Божьей. И вот это свидетельство того, что там в сердце присутствует благодать Божья. И это и есть спасение. Спасение от чего? От греха. Господь этого каждому и хочет. Но так как Он добр, Он не хочет кого-то заставлять, хочешь жить как злой пес – да, живи, никто тебе в этом не помешает, пожалуйста. Жри всех вокруг, грабь, ори на всех, раздражайся. Ну, и что, ну, ты проживешь свою жизнь, и что ты здесь на земле был счастлив? Ты чего-то добился? На чем-то настоял в своей безумной гордости? Но все равно конец у всех один, ну, и куда ты с этим сердцем? К Богу, который есть любовь? Это просто смешно. Ты будешь там, с этими же раздражительными, злыми, подлыми псами, какой ты сам и есть.

Поэтому каждый человек выбирает то, что ему самому нравится. Если тебе нравится это – пожалуйста. Бог тебе предоставит эту возможность, для этого и ад существует. Ни чтобы человека наказать, а чтобы ему дать атмосферу, в которой он привык, которая ему родная. Но для самого Бога, как Отца, для него это неприемлемо, он хочет чтобы человек был такой же добрый, как и Он. Заповедь такую дал: "станьте совершенными, как Отец ваш Небесный совершен есть". Поэтому Он говорит, "между вами пусть так не будет". Ты давай по правую, ты – по левую, ну, что это за такое честолюбие, ну, что за гордость, разве Я вас этому учил. А другие возмущаются – ну, что возмущаться, вы что, завидуете? По правую руку у Меня один разбойник распятый, а по другую – другой разбойник. Вы что, хотите как разбойники быть распяты на кресте? Не знаете, чего просите. Как вот маленький ребенок, в безумии своем он часто не знает, чего просит. Купи мопед, купи мопед – потом на растяжках в Склифосовского лежит. Ну, купили, ну, покатался три часа, ну, переломался весь, – ну, ты этого хотел? Вот твое "купи". Тебе же говорили, что это опасно, это не для города, это если в деревне живешь, там это еще можно, но и то под трактор можно попасть, потому что трезвый трактористов у нас в стране чего-то не видали никто никогда. Господь не хочет так, Он хочет наоборот, чтобы жили, наполняли землю, относились друг к другу с любовью. Тогда можно жить, а если мы устроим зверинец и закон джунглей, мы, конечно, все погибнем.

Да, мы уже гибнем, мы уже даже почти погибли. Один ученый, в МГУ работает, подсчитал – чтобы сохранить ту численность населения, которая сейчас есть, 140 млн. человек до конца этого века, в которым мы живем, в 21-ом, нужно чтобы то небольшое количество нормальных семей родили по восьмому ребенку. Только в этом случае численность населения останется на уровне 140 миллионов. По восьмому! А так – нет, все, конец и стране, и народу, и всем этим достижениям, там Юрий Гагарин. Все это будут изучать потом как бы ученые, по тем памятникам, которые сохранились. Мы уже уничтожили себя практически. Просто это умирание, если один человек умирает там в течение 70-80 лет, то народ умирает там в течение сотни. Вот он уже все, он не жизнеспособен, он больной, все больные, и на голову в том числе.

Поэтому ситуация очень тяжелая. А причина в чем? А причина вот в этом эгоизме, в желании жить для себя, желание своего собственного комфорта, нежелание вообще согнуть свою спину и другому ноги помыть. Нет желания, желание только себе. И в основном это происходит отчасти и от малодетности. Потому что когда ребеночек один, вся энергия любви, ну, такая бешеная энергия, потому что славянская мать она рассчитана Богом, чтоб родить как раз вот эти восемь детей, так в России и было. Семь человек в среднем. Хотя, санитарии не было, медицины не было, детей умирало третья часть из рожденных, и все равно осталось в среднем по восемь. И поэтому был и прирост, выживали самые сильные, самые крепкие, самые генетически устойчивые. А сейчас естественный отбор прекратился и чем хвалятся? Вот ребенок полкило и мы его выхаживаем. Ну, выходили – молодцы, а если из всех рожденных 80% будут по полкило, это что будет за народ? Совсем другая страна. Вроде бы достижение, на самом деле, еще как посмотреть. И вот так во всем. Поэтому если человек живет для себя, он уничтожает себя, если человек живет для другого – все вокруг расцветает. Вроде бы он что-то делает для себя невыгодное: тратит на другого свое время, энергию, спину гнет, деньги дает, – на самом деле это оказывается выгодно. От этого только все расцветает.

Поэтому пока была у нас христианская страна Господь нам прибавлял – от Балтики, до Тихого океана. О, сколько землищи. Почему? Ну, Он видел, из всех европейских народов самые плодовитые – русские, ну, где им жить? Нате вам Сибирь, нате вам Дальний Восток, нате вам Америку, ведь то побережье было русское. Нет, не надо, продали там за три рубля. Ну, пожалуйста, не надо, и этого хватит. Опять и во что превратилось, во что превратилось – пьянь, и пустота, и заросшие поля, которые обрабатывались сотнями лет. Все, все из эгоизма, все из-за гордости. Вот мы, мы лучшие, мы первые, мы там это, все у нас самое лучшее, все у нас самое прекрасное, все у нас легендарное. Любая бездарность, а она у нас сразу легендарная. Что, вот куда ни ткни – вот у нас самая легендарная лыжная палка, вот у нас самый легендарный актер, который ни одной роли не сыграл, только в эпизодах, и все равно он легендарный. Вот, что ни смотри – все легендарное, все мы такие прям замечательные, как молодежь говорит теперь, крутые. Ну, и что? Легендарные, уже почти все умерли, все, конец, приехали. Господь не только заботился о нашем духовном состоянии, но это отражается на всех нашей материальной жизни, потому что без того, чтобы любить друг друга, совершенно невозможно вообще даже физически выжить.

Поэтому во втором Евангелии от Луки, которое мы сегодня читали ради памяти Марии Египетской, говорится, что "как один из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром". Говорит евангелист Лука – женщина грешница. Ну, представим себе две тысячи лет назад, какую женщину могли назвать грешницей, чем она таким вообще занималась. Совершенно очевидно. И вот "принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром". Так тронули ее слова Спасителя, что вся ее душа содрогнулась от собственного греха. И она поняла, что вот от этого человека пришло к ней спасение. И она взяла самое драгоценное, что у нее было, раз она была такая греховодница, то, конечно, всякие благовония, чтоб дурно не пахнуть, у нее было в достаточном количестве. И вот это драгоценное миро, потому что стоило это дороже золота и драгоценных камней, потому что если от тебя дурно пахнет, сколько на себя бриллиантов не навешивай, то никакого спеха не получишь. И она вот это все излила на Его ноги и отирала своими волосами.

"Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал", – почему Он сказал? А потому что Он был пророк, – "Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал". Видите, опять про ноги, а тогда это был вообще обычай гостеприимства. Ну, фарисей решил и так хватит, что он позвал Его поесть. "А она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром". Вот любовь, она как раз имеет возможность человека преобразить, можно с уверенностью сказать, что она к прошлой жизни уже не вернулась. Почему?

Потому что, может в такой искаженной форме, но она искала этой любви, и нашла в нем, в Сыне Божьем, и увидела и почувствовала. А фарисей – нет, не смотря на то, что он рассудительный, и интересующийся человек – вот в дом Его пригласил. Конечно, не просто, чтоб поделиться обедом, но хотел Его послушать, что Он скажет, Учитель, как он Его называет. Может быть, что-то мудрости какой-то приобрести, но самого главного он не почувствовал, а она сумела. Поэтому Бог готов открыться любому человеку, даже самому последнему грешнику. Если Господь видит в нем возможность и способность к любви, если же нет любви – остаются одни только холодные формы, фарисейство, какие-то правила, там это можно, это нельзя. Но в этом нет никакого смысла. Нету смысла в электрической схеме, если по ней не бежит ток. Всё остается мертвым. И вот когда вот этот божественный ток любви течет в жилах души человека, когда есть жалость, когда есть сострадание, когда есть желание помочь, когда есть охота преодолеть свою лень, эгоизм, ради пользы другого. Вот в этом только и есть смысл, это есть христианство. Если мы это сумеем усвоить, в какой-то доступной нам форме, то значит, мы станем христианами, если нет – так и умрем фарисеями, что, конечно, очень печально. Потому что Господь не для того нам веру дал, чтобы мы умерли фарисеями, а чтобы она нас спасла, как ту грешную женщину. Аминь.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. moroz:

      Потрясающая проповедь. Хочется поделиться ею со всеми родственниками и знакомыми, чтобы потом вместе подумать, как жить дальше. Вот бы эту проповедь или нечто подобное на центральные телеканалы в прайм-тайм. Спасибо Вам, отец Димитрий. Верните, пожалуйста, ссылку на эту проповедь на первую страницу Вашего сайта. Может, еще кто посмотрит ее, и кому-то от этого станет хоть немного светлее и понятнее, что делать в этой жизни дальше.

    2. Дионисий:

      Спаси, Господи, отца Димитрия!!! После такой проповеди хочется многое исправить в своей жизни.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.