Проповедь на Прощеное воскресенье (22 февраля 2015 года)
Воскресная проповедь о способности прощать как главном свойстве христианского сердца, о посте, при котором не следует поститься как лицемеры с унылыми лицами перед людьми, а помнить о Боге, который видя тайное воздаст тебе явно, и о том, что не стоит тратить очень много сил на материальные сокровища, которые суть тлен и пустота, а надо собирать себе сокровища на небе...ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6 : 14-21).

Сегодня в храмах читается Евангелие от Матфея. И ради этого Евангелия наше сегодняшнее воскресенье именуется Прощеным воскресеньем. Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15). Все очень коротко и ясно. Но надо понимать, что это всего лишь образ такой приточный. Господь не может прощать-не прощать. Но поскольку люди мало способны ориентироваться в духовной жизни, Господь излагает законы этой жизни на языке, который всем понятен. Потому что «прощать-не прощать» – это все люди хорошо понимают.

Но на самом деле речь идет не о прощении, как таковом. А каких возможностей достиг человек для своего сердца? Потому что где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Мф. 6, 21). Если человек хочет достичь общения с Богом, у него должны быть определенные качества. И вот, самое главное качество заключается в способности сердца простить, это главное свойство христианского сердца.

И в таком случае, если человек достиг такого свойства и может простить, тогда Господь может принять этого человека в общение с Собой. Почему? Потому что этот человек стал подобен Богу. В чем же это подобие?

Вот вчера мальчик пришел один, ему тюрьма грозит, сразу вспомнил и о Боге, и о Церкви. Пять лет не причащался, сразу все вспомнил, сразу «Господи, помоги». И что? А Господь сразу бежит ему навстречу помогать, не спрашивая: «А, ты Меня забыл на пять лет, ну вот, посиди пять лет, а потом обращайся». Господь совершенно не видит даже того зла, которое мы совершаем. И то, что мы попадаем в тюрьму или у нас начинаются болезни – Он это попускает только с одной целью: в надежде, что человек обратится к Богу. Потому что всякие трудные обстоятельства, только они, способствуют этому обращению.

Так что речь идет не просто о прощении, а о том, каким человек должен стать, если хочет, чтобы Царство Небесное воцарилось в его сердце. Если твое сердце не умеет прощать ближнего, Господь, даже если очень захочет, не сможет ничего с тобой сделать. Многие мамаши приходят: «А вот у меня сын такой и такой, и что мне делать?» Ответ один: ничего ты не сделаешь. Ничего. Человек сам должен сначала обратиться к Богу, потом покаяться, а потом изменить свою жизнь. Тогда можно на что-то надеяться. Все от начала до конца делает сам человек.

Поэтому Господь хочет через эту короткую притчу из четырех с половиной строк довести до нашего ума, что если мы хотим познать Бога, надо Ему, Богу, уподобиться. Как Он говорит в другом месте: Станьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48). А этим совершенством является любовь. И мы должны достигнуть этого в отношении наших ближних, независимо от того, друг он нам или враг, соплеменник или вообще другой расы – это абсолютно не важно. Важно только одно – твое сердечко.

Вот многие из нас уже десятилетиями ходят в церковь. За это время сколько сожгли парафину, сколько написали записок, извели бумаги! И что? От этого качество души изменилось? Как сплетничала, так и сплетничает. Как осуждала, так и осуждает. Поминаешь-не поминаешь, оздравии-заупокой – что это меняет? Это тебя не спасает ни от чего. Да, ты просишь, чтобы Господь помянул данную душу, и Господь вспомнит о ней по твоей просьбе. А ты сам-то что? А ты как был злодей, так и остался. А Господь говорит, что только собственное изменение важно.

Дальше Господь говорит про пост. С завтрашнего дня мы вступаем на поприще поста. Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16-18). О чем это речь? О том, чтоб мы не зависели от людского мнения, от того, как оценят, что скажут. Мы все очень ощущаем эту зависимость. А пост и все остальные христианские подвиги должны происходить в молчании, чтобы правая рука не знала, что делает левая (см. Мф. 6, 2-3). Потому что если ты говоришь о своих добрых делах, люди тебя похвалят, ну и все. А духовный подвиг, он преображает человека только тогда, когда в нем нет ни капли тщеславия. А то, что прославят человека люди, это Царствия Небесного абсолютно не дает. Бессмысленная вещь.

И третье. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21). Очень много сил у нас уходит на сокровища материальные, но прибавка любых вещей и денег никоим образом не способствует человеку достичь Царства Небесного. Даже наоборот, сказано, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23). Так что сребролюбие – это одна из форм атеизма: человек не надеется на Бога, а надеется на деньги, что они сохранят, спасут. И мамона заслоняет от человека, от его духовного взора Самого Бога. Он вынужден заниматься не умягчением собственного злого сердца, а вынужден следить за своим имуществом, капиталом. На это уходит масса времени, хлопот, нужно встречаться с разными людьми, ночи не спать часто. Очень это тяжелая работа, но которая ничего не дает для Царствия Небесного. Потому Господь и говорит, что надо собирать себе сокровище на небе – то, что в душе нашей останется и после того, как душа отлетит от тела и от всех сокровищ, которые все останутся, можно сказать, неизвестно кому.

И вот, Господь на примере таких жизненных ситуаций очень хорошо каждому все объясняет. Но заставлять тебя никто не будет. Хочешь – усваивай, не хочешь – гуляй так. Только если вдруг ты в 50 лет опомнишься и начнешь из своего злого сердца делать доброе, оказывается, что это уже невозможно. Поздно. В голову ничего не идет, даже вот читает, а не разумеет. Все, ничего не сделаешь. Остается только взывать к Богу – но и тут нужен навык. Это же не просто так – никогда не молился, и вдруг стал молитвенником афонским. Так что не нужно нам являть собой камень, под который вода не течет. Нам нужно оживать. И вот, время Великого поста – как раз время оживления нашей жизни.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 13

    1. mishuninamaria:

      чем больше слушаю батюшку, тем больше понимаю, что жизнь прошла, а ты в итоге:»ни Богу свечка, ни черту кочерга». Каждое слово в цель….больно очень и страшно…Спасибо отец Дмитрий большое. Низкий поклон Вам.

    2. Kateruna:

      Батюшки разные нужны, батюшки разные важны.
      Отец Димитрий,спасибо вам большое за раздачу добротных православных отеческих тумаков. Вы удивительно трезво трактуете православие.
      Да продлит Господь ваши важные и нужные лета.
      Спасибо большущее пребольшущее !!!

      P.S. Пишу, т.к. в одной из передач, вы сказали, что читаете свой блог.

    3. irina kopteva:

      Спасибо, отец Димитрий ,за Ваши замечательные проповеди!

    4. Sergey Nicolaevich:

      Спасибо Вам, отец Димитрий! Благодаря Вашим передачам, которые я смотрю в интернете, я обратился к Богу, в 51 год. Покаялся, причастился, молюсь, хожу в храм. Жизнь моя наполнилась новым смыслом. Дай Вам Бог здоровья и сил!

    5. Nina V.:

      Низкий поклон Вам ,отец Димитрий за просвещение!

    6. Vera57:

      Спасибо за проповедь, батюшка Димитрий.Грусть-тоска берет, что от обиды трудно избавиться, практически невозможно. Особенно от обиды на своих ближних, домашних.Обижает каждая мелочь, даже незначительная.На словах вроде бы прощаешь ( или делаешь вид, что прощаешь), а в душе она сидит и сидит «окоянная»…

    7. Раиса:

      Замечательное напутствие на Великий пост! Спасибо, дорогой батюшка. Иркутск.

    8. Вадим З:

      Спаси Господь отца Димитрия.

    9. Olgasolo:

      Бес обиды так силён…, мне сложнее всего с ним справляться.Прошу у Бога прощения за слабость свою, прошу вразумления.Обижаюсь то на близкого человека… обижаюсь за невнимание его к детям…Молитва и еще раз молитва.

    10. N. M.:

      Спасибо, Батюшка! Отец Димитрий, разрешите поздравить Вас с праздником, с Днём защитника Отечества и пожелать Вам крепкого здоровья! Вы самый настоящий Защитник нашего Отечества!

    11. Nina V.:

      Спасибо ,отец Димитрий!Просвещаете…Слушала бы и слушала…Здоровья Вам.

    12. Elena Pearl:

      Спасибо, батюшка ).

    13. VIKTOR:

      Как и обычно у меня никаких комментариев. Что здесь можно обсуждать? Разве что поблагодарить батюшку за его труды. Низкий поклон о.Дмитрию. Спаси его Господь.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.