NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора

Теперь, в XXI веке, большинство людей, которые прибегают к Церкви, ищут каждый чего-то своего. Весьма редко приходит в храм человек, который хочет стать христианином. Гораздо чаще – не будем говорить 99%, потому что, наверное, больше – люди ищут помощи от Бога в своих жизненных проблемах. Конечно, Господь никому не отказывает, и одно из Его служений было на земле помогать больным, кормить проголодавшихся, в отдельных случаях – даже воскрешать мёртвых, когда в этом была нужда и Он видел, что это человеку не повредит. Но вообще-то Он пришёл на землю не для того, чтобы продлить нашу жизнь. Или не для того, чтобы болезнь, которая нас мучает, протекала бы помягче. И не для того, чтобы в нашей семье воцарился порядок. Наоборот, Он предупреждал, что враги человеку – домашние его, так очень часто бывает. Если посмотреть, полетать по городу и заглядывать в окошки, то почти в каждом окне – скандал. Это не только сегодня, это и сто лет назад было. Святой праведный Иоанн Кронштадтский вечером поздно, когда солнце сядет, обходил свой приход и видел: где свет горит, значит, там что-то происходит. Заходил – и точно: либо скандал, либо какая-то пьянка-гулянка, либо умер кто-то. Как раз по его части. И он старался, вникнув в дело, каким-то образом помочь. Так он начал свою великую деятельность.

Христос пришёл для того, чтобы человека приобщить к Истине. А Истина – это Он Сам. Вот главная Его цель пришествия на землю. В этих словах, которые мы сегодня читали, из 17-й главы Евангелия от Иоанна, Он говорит о том, что такое Вечная жизнь: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). В познании Бога и заключается Вечная жизнь. Потому что, к сожалению, то, как мы живём, – это не жизнь с точки зрения Бога. Есть такое выражение, когда человек находится в глубокой коме, врачи немножко грубо говорят: «Он живёт как овощ». В огурце, в помидоре тоже есть жизнь, но эта жизнь находится в себе, нельзя сказать, что овощ имеет какое-то общение с окружающим миром. К сожалению, для большинства людей жизнь не выходит за рамки жизни обычного млекопитающего. Но человеку даны разум и слово, поэтому он ещё и этими орудиями пользуется, иногда очень неудачно. Это особенно видно на тех людях, ещё не вызревших, которые являются нашими детьми. Если в течение суток записать на магнитофон, что они говорят, а потом дать вам послушать, у вас на голове зашевелятся волосы, очень много для себя узнаете ранее неизвестного. По крайней мере, у вас не было задачи их этому всему научить. Но это есть. Великий дар слова используется самым помоечным образом, который только можно вообразить. Понятно, что, живя в такой помойке духовной, питаясь отбросами, невозможно познать Единого Истинного Бога. Поэтому цель пришествия Христа даже для нас, уже пришедших в храм, не реализуется, к сожалению. Что это значит? Это значит, что наша жизнь, опять же с точки зрения Божества, не имеет никакого смысла. Мы живём так, как будто у нас нет бессмертной души. Вечная жизнь, которую Господь хочет каждому из нас дать, нас в общем-то не интересует. Если начать разговаривать – да, вроде хочу. А практически – нет. А как же к этому приступить?

Апостол Павел в «Деяниях святых апостолов», мы сегодня читали из 20-й главы, вспоминает – а может быть, это не апостол Павел, может быть, это сам Лука, но это неважно: «…все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20, 18-21). Он рассказывает, как он трудился: каждый день «работая Господу».

Приходят люди в храм, их заботят проблемы детей, проблемы внуков, ещё какие-то проблемы по службе. Очень мало кого заботит, «а работаю ли я Господу». Каждый крещёный человек должен, во-первых, «работать Господу». Сначала об этом помышлять. Не о собственном пропитании и не об одежде. Господь это вообще запретил. Он говорит: «…не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6, 25). Не об этом надо заботиться. А заботьтесь о том, чтобы поработать для Бога. А что же Богу от нас нужно? Он, в частности, говорил: «Я был болен, а ты Меня посетил? Я был наг, ты Меня одел? Я был голоден, ты Меня накормил? Что ты сделал одному из малых сих, меньших, то сделал Мне». Поэтому апостол Павел в другом месте говорил: всё, что вы делаете, делайте во славу Божию. Что важнее для Бога – поесть или накормить другого? Накормить другого. Это важно. А наша вся жизнь направлена только на самих себя, на своих чад, на своих внуков – до остальных дела нет. Причём часто очень навязчиво. Эти же самые внуки и дети мечтают только об одном: чтобы их оставили в покое. Нет, всё делаем наоборот. Это же не работа Богу. Каждый, кто с Богом не собирает, тот расточает. Кто работает не на Бога, тот на кого работает? И так понятно – на его антипода. Поэтому, к сожалению, наша жизнь не может называться христианской.

И вот ещё как апостол сказал: «…работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений» (Деян. 20, 19). Апостолы не были лишены никаких искушений, наоборот, ополчавшиеся всё время на их труд иудеи делали им всякие козни, потому что духовная власть над народом от них уходила к апостолам. Поэтому были всякие скорби, он так и пишет: «со слезами». Всегда, когда сталкиваешься с бессмысленной злобой, создаётся впечатление: дураки, что ли? Зачем делать всё наоборот? Зачем асфальт класть в 20-градусный мороз? Думаешь: наверное, они дураки. Нет, они не дураки, они просто за один и тот же участок дороги хотят и подороже получить, и три раза одно и то же делать, и с одного и того же кусочка иметь постоянную зарплату. Всё очень просто. А теперь уже даже и хвалёный Запад специально выпускает оборудование, которое через два года выходит из строя. Зачем? Чтобы ты купил новое, а это выбросил. Не то что сделали вещь, и она работает 100-200 лет, как это было ещё совсем недавно: Мерседес купишь – и он 30 лет будет ездить и работать. Разве что придётся какие-то детальки менять. Сейчас этого уже нет. Потому что совсем другая цель возникает.

Поэтому очень важно, терпя всякие искушения, «работать Богу со всяким смиренномудрием». Не с раздражением, что тебя никто не понимает, что никто не хочет твой труд замечать. Нет. От людей добиться какой-то благодарности – во-первых, это очень редко, во-вторых, это бывает какая-то вспышка. Даже если ты человеку не сделал ничего плохого, достаточно кому-то про тебя ему что-то сказать. И чем гадостнее будет эта так называемая информация, тем скорее он поверит и скорее обидится. Самое смешное, что ты даже не будешь об этом знать. Поэтому заниматься тем, чтобы наладить отношения с людьми, которые в обиде, дуются, не имеет смысла. Нужно наладить отношения с Самим Богом. И делать для Него. И вот наградой этому бывает Вечная жизнь.

Как же это происходит? Некоторые думают так: душа умерла, полетела наверх, там суд. Взвесят – нет, в преисподнюю. Этого – нет, этого давай сюда, к нам. Ничего подобного. Суд происходит не там, он происходит здесь. Почему? До того, как я сказал, любой мог сказать: «Я этого не знал». А теперь знает. Суд происходит здесь, на земле. Каждый человек либо сознательно «работает Богу», либо сознательно Его отвергает.

А почему? Потому что нарушает закон Божий. Бог говорит: «…кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). А что человек? А человеку на это наплевать. Что там Бог говорит, это вообще неинтересно. Почему? «Я переживаю». Ну и переживай. Ты же не каменный – ты человек. Некоторые переживают даже за то, что на севере Африки происходит. А тут собственное родное бывшее дитя, уже не грудное, конечно, а где-то ближе к 45, но всё равно. Сейчас это очень часто можно услышать: «мой ребёнок». «А то, что сейчас грудью его не кормлю – но я и 35 лет назад его грудью не кормила, потому что искусственник он у меня». А всё остальное – то же самое: «мой ребёнок». Потому что нет желания ни Бога, ни Вечной жизни, а есть желание только благополучия собственному ребёнку.

Чем же отличается состояние души этого человека от состояния кошки или курицы? Ровно ничем. А Христос пришёл и даже кровь свою пролил на глазах у всех, чтобы что-то в душе отозвалось. Когда убивают невинного, что-то с совестью должно же происходить? Нет, всё равно. «У меня проблемы». У одного – одни проблемы, у другого – другие. А то, что Христа распяли, – это не наша проблема. Это проблема 2000-летней давности, у нас – другие проблемы. Поэтому наше христианство, к сожалению, мнимое. Оттого, что мы находимся, как Оптинские старцы часто выражались, в прелести мнения. Нам кажется, что мы христиане, у нас о себе такое мнение. Но если нам сдать по христианству ЕГЭ, окажется, что мы на «кол» не вытягиваем ни по каким параметрам.

Спрашивается, что мы тут делаем? Зачем мы пришли? Ответ очень простой. Если человек психически здоров, он религиозен. Поэтому ему нужно обязательно реализовывать своё религиозное чувство, чем мы здесь охотно и занимаемся. Всё, что здесь есть, – мы всё это любим, это наше родное, и это очень интересно. Всё это очень глубокое, очень красивое, это очень исторично. Всё здесь – самая высочайшая поэзия, замечательная живопись, превосходная архитектура, а плюс ещё песнопения. Выходишь потом и, как многие говорят по телевизору: «Выхожу, и знаете, на душе какое-то вот такое чувство». Потому что счастье – это же правильно подобранные транквилизаторы. Мы здесь – чтобы на душе было полегче. Не для того, чтобы отдать кровь свою. Не для того, чтобы голову сложить. Вот человек, который писал эти слова, за Христа сложил голову. Это настоящее христианство. Настоящее христианство, и вообще всё настоящее, оценивается только таким образом: готов ли ты за это отдать свою жизнь. Если ты готов – это у тебя настоящее. А если не готов – это ненастоящее.

Что же нам делать? Дальше апостол говорит – удивительно бывает, тексты разные, но друг друга так замечательно дополняют: «…возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20, 21). О том, как мы в Него веруем, мы уже поговорили. Не шибко. Конечно, мы веруем в то, что Он есть. Замечательно. А теперь возьмём сатану и спросим: «Слушай, сатана, Христос есть?» – «Есть». Чем наша вера отличается от веры сатаны? Ничем. У нас такая же бесовская вера, как и у него.

Почему? Потому что у нас нет того, что проповедовал апостол. Нет покаяния. А что такое покаяние? Покаяние – это и есть изменение жизни с того, чтобы послужить себе, своему эгоизму, своим удовольствиям, своим привязанностям, своим родственникам, своему делу, своей родине, ещё чему-нибудь, на то, чтобы послужить Богу. Покаяние – это когда человек меняет свою жизнь. Начинает уже жить не в себя, чтобы себе получше, поудобнее, а «богатеть в Бога». Хорошо. А что же, теперь в квартире обои не клеить? Это же я вроде себе делаю. А есть? Как есть, чтобы это было для Бога? Я же в себя ем. Хочу всё повкуснее. Оказывается, и это можно. Только нужно это делать во славу Божию, понимая, что из того, что есть у тебя на столе: a) ты ничего не вырастил; b) ты ни капли пота не пролил; c) тебе это всё подвезли. Твоё дело исключительно – разжевать. Говорит: «Но я же деньги-то заработал». Извини, ты не заработал. Ты получил. Потому что то, как ты работаешь, извини, это не работа. Кто-то работает, я это допускаю, я даже сам видел людей, которые работают. А остальные безбожно халтурят и на работе пьют всякие чайки, языки точат о край стола письменного, и так далее. Вот главное занятие. А потом: скоро обед, скоро домой, и ещё отпрашиваются, то есть делать-то нечего. А деньги – давай. А если кому-то дали побольше на 3 рубля, уже обида, ревность, злоба, зависть, и прочее.

Оказывается, можно даже пищу есть самую простую и даже изысканную с благословением Божиим, и с радостью, и с благодарением Ему. Даже такие простые вещи – всё нужно делать во славу Божию. Если нам это удастся, то недалеко от нас станет Царствие Небесное, приблизится оно к нам. Но приблизится только через покаяние.

И вот это изменение жизни – только оно и есть покаяние. Если же оно не происходит, если человеку интересна только его собственная персона: её безопасность, её тучность, её одетость, её благополучие в обществе и так далее… Да, и ещё чтобы не болеть. Потому что главное – это здоровье. 90 лет человеку – не хочет болеть. В Писании написано: что больше 80, даже если ты крепок телом, всё равно труд и болезнь. Нет, всё равно не хочет. Вместо того чтобы это искушение принять со смиренномудрием, всё время жалобы, всё время нытье. Всё время недовольство врачами, и так далее, без конца. А почему так? Да очень просто: к себе есть любовь всепоглощающая, а к Богу – нет.

А почему же нет любви к Богу? Знаете, и на это есть ответ. Потому что мы Его не знаем. И когда душа наша пойдёт к Богу, мы услышим слова, которые в Писании тоже есть: «Отойдите, Я вас не знаю». Если мы Бога не знаем, то и Он нас не знает. Это не значит, что Он не знает о нашем существовании или не знает, сколько у нас волос на голове. Это Он знает. Но если человек о другом человеке знает, сколько у него волос на голове, что у него происходит с пищеварением, это не значит, что он его знает. Знает человека человек только тогда, когда они съедят вместе пуд соли, когда они живут вместе одной жизнью. А наша жизнь отделена от Бога. Поэтому мы Его не знаем. Мы Им пользуемся. Он нам по милости Своей помогает. Но Его Самого, что Он говорил, что Он от нас хочет, какова Его воля, мы не знаем и знать не хотим. Если бы мы узнали Его, мы бы Его полюбили. А если бы мы Его полюбили, мы бы для Него всё сделали. Нам бы было очень легко со всяким смиренномудрием, терпя любые искушения, служить Ему день и ночь, потому что так возможно только для любимого.

Вот своё дитя мы любим и готовы облизывать его до самой нашей смерти. Почему? Это любовь. А должна быть любовь к Богу – тогда мы станем христианами. А то, что мы религиозные люди, говорит о нашей более или менее психической нормальности. Если человек совсем не религиозен, а таких людей очень мало, – это уже некий изъян психики. Так каждый человек чувствует. И даже если он не принадлежит ни к какой религии, обычно такие люди говорят: «Я чувствую, что что-то есть». Это чувство – вполне шестое чувство, оно есть у тех же 99% людей, это чувство религиозное. Мы его здесь реализовываем. Были бы мы поляками – были бы в костёле. Были бы мы арабами – были бы сейчас в мечети. Не сейчас, а вчера. Вернее, в пятницу. И так же тешили это чувство. Были бы американцы – сейчас были бы какие-нибудь сектанты. Пришли и под гитару бы спели, пастор не хуже нашего проповедь бы сейчас сказал по Евангелию – все бы в ладоши похлопали и пошли. Куда? Обедать. Всё нормально, у нас всё в порядке, хорошие шансы попасть в Рай. А чтобы прийти к покаянию, нужно очень глубоко понять всю ненормальность нашего бытия с точки зрения Евангелия. Если нам это удастся, значит, недалеко будем уже от спасения.

Комментарии.

    Комментариев 12

    1. eva:

      Недавно услышала от прихожанина (очень, очень хорошего), что батюшкам до него нет дела, батюшки все о своем кармане пекутся… Все время мы о себе, и о церкви — как нам обязанной. Только не о том, что мы есть на самом деле, и что мы делаем, чтобы выйти из своего полуобморочного состояния.
      Спасибо, отец Дмитрий за Ваши слова!

    2. Solomon:

      С глибокою подякою до Вас Святий Отче! Борони Вас Боже вiд всякого искушення!

    3. ssv-60:

      Спаси Вас Господь, отец Димтрий !

    4. georgy:

      спасибо! обидно из-за лени вечно мучаться

    5. danna1209:

      Слава Тебе Господи!!!

    6. ATC:

      И еще аборт, геноцид, торговля людьми, содом, унижения. Везде измена и трусость и обман. Царь Николай.

    7. Max777:

      Спасибо!
      Вот нашел еще цитатку у Игнатия Брянчанинова (к 26 минуте): «Горе, горе! если Господь не узнает Своего образа, не найдет в нем никакого сходства с Собою. Он произнесет грозный приговор: Не вем вас. Непотребный образ будет ввергнут в неугасающий пламень геенны.»

    8. ATC:

      Надо про царя проповедовать, может быть, тогда встанем! а?

    9. RUS-90:

      Очень важная проповедь!
      После проповеди хорошо понятно, что я никакой не Христианин и вообще так далёк…
      Решимости не хватает.
      Слава Богу, что ещё есть возможность.

    10. sky-ocean:

      Можно ли научиться любить?
      Можно ли научиться верить?

      • Валентина:

        Не стыдно не знать — стыдно не хотеть знать!
        Тем более ты умеешь любить, просто забыл… В тебе самом всё есть — и Вера и Любовь — откопай же их, поработаЙ!!!

    11. dovmont belyaev:

      Да. Действительно. Религиозность и Христианство. Иногда умом понимаешь, но по жизни не получается. Всё никак не решиться. Всё какие-то или порывы, или оправдание самого себя. Прекрасная проповедь. Ясно, просто и в точку. Помоги Господи мне измениться.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.