Проповедь на неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова с толкованием евангельского эпизода о беседе Христа с самарянкой у колодца Иакова на пути из Иерусалима в Галилею [Ин. 4, 5-42], свидетельствующая о безграничной снисходительности Господа к человеческой немощи, потому что Он всегда даёт человеку возможность и покаяния, и спасения.
 

Сегодня мы читали во всех наших храмах Евангелие от Иоанна, где повествуется о том, как Господь у колодца беседовал с самарянской женщиной. И вот, это Евангелие, такое большое по объёму зачало, оно содержит в себе ещё огромное количество всяких смыслов, которые дают каждому христианину необыкновенную надежду. Потому что так часто бывает, как сегодня мне одна женщина сказала: «Всё хожу вокруг да около». И вот, наше хождение вокруг да около происходит от невежества. И хорошо бы, если б это Евангелие вообще мы знали наизусть. Как необыкновенно снисходителен Господь к человеческой немощи! Эта Его беседа с самарянкой свидетельствует о том, насколько каждый человек для Господа дорог. Однажды Христос сказал, что Ему негде главу преклонить (см. Мф. 8, 18). И это была такая женщина, что, казалось бы, формально если подойти, трудно было бы найти, где вообще в её душе преклонить главу. И жизнь её греховная беспорядочная, и исповедует она неправильную веру, и роду-племени принадлежит не такому, какому надо. В общем, всё у неё нескладно. И в то же время Господь, когда она подошла, обсуждает с ней такие вещи, которые Он не обсуждал ещё пока даже со Своими учениками, апостолами. Я уж не говорю о том, что она вообще женщина. Что такое для восточного человека женщина?

(в храме раздаётся смех — прим. ред.)

Обхохочешься. Я тоже вполне тебя понимаю, даже очень. Для восточного человека женщина – это некий придаток к мужчине для продолжения рода, а вовсе не самостоятельное существо. Даже у них часто подозрение закрадывается, а душа-то у неё есть или нет. А уж что-то с ней обсуждать, да ещё о таких вещах, что есть хлеб небесный или что есть источник, который вводит в жизнь вечную – это вообще бессмысленное дело (см. Ин. 4, 10–14). А уж о том, возможна для неё какая-то духовная жизнь – очень много вопросов. А тут – всё, Господь опять по Своей обычной практике делает всё наоборот тому, к чему привыкли окружающие люди, и апостолы в том числе, поэтому они были ошеломлены этим зрелищем. У колодца сидит Христос, женщина с водоносом воды, Он с ней беседует. Конечно, они люди были скромные, воспитанные, они ничего не сказали, но, как теперь модно говорить, они были в шоке от того, что они видят. И сама женщина очень удивилась, она говорит: Иудеи же с Самарянами не сообщаются (см. Ин. 4, 9). Да как не общаются! Не то, что не здороваются или морду воротят, нет, они делали огромный крюк, несколько десятков километров, чтобы вообще в Самарию даже не заходить, готовы были идти, на осле ехать, кто на чём, но чтобы вообще даже не было такого искушения, чтобы встретиться с самарянином. А тут ещё самарянка! Вообще не понятно, что с этим делать.

Господь находит путь к сердцу каждого, и Он готов каждому человеку протянуть руку, если он пожелает, а в ней Он увидел это желание. И потом это желание подтвердилось. То, что Он ей говорил, для неё оказалось очень важным. Откуда мы это видим? Она оставила свой водонос и побежала в свой город возвестить людям ту радость, которую она испытала. Потому что у каждого человека, как правило (конечно, исключения всегда бывают), возникает желание поделиться какой-то своей радостью, если эта радость достигла его сердца. И вот она обрела Мессию, а Он, не таясь, ей об этом сообщил. Она говорит: «Знаю, что придёт Спаситель», а Он ей отвечает: «Это Я» (см. Ин. 4, 25–26). Ничего не утаивая, не в притчах, потому что Он увидел, что она готова это принять. Несмотря на то, что она была грешный человек, несмотря на то, что она была наполовину язычница, несмотря на то, что она была женщина, её сердечко открылось, и она получила всё, всю полноту.

Вообще большинство людей на земле плохо представляют, в чём смысл жизни. А смысл жизни состоит в том, чтобы узнать, что Иисус Христос – это есть Мессия, Он есть Спаситель, вот и весь смысл жизни. Если человек это познал, он познал вместе со Христом и путь свой, и истину познал, и жизнь познал (см. Ин. 14, 6). Человек, который вне этого, он находится вне жизни. Если человек вне Христа, он вне жизни. Он ещё не жил, он, собственно, ещё не чело-век. Человек – это вечная личность, а войти в вечность можно только через Иисуса Христа. Всё остальное, чем обычно живёт человек – это малозначащие вещи. Это для охотящегося ночью леопарда важно, будет он сегодня завтракать или не будет. А у человека совершенно другие задачи. Для этого ему даны такие органы как сердце, в котором его бессмертная душа, ум, слово, вера. Вот чем жив человек. Не хлебом единым (Втор. 8, 3). Человек не леопард. Если человек живёт хлебом единым, он, как это ни прискорбно, всего лишь пока млекопитающее, потому что дальше своего носа, дальше пищи, которая вокруг, он ничего не видит.

И вот перед этой самарянской женщиной открываются небеса. Он говорит: «Это Я». И в этом мы можем находить себе величайшее утешение. И как бы кто из нас низко ни пал, с какой бы подлости ни начал свой путь ко Христу, всегда у нас есть возможность и покаяния, и исправления, и возможность оказаться в объятиях Отчих, прийти к Богу.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 12

    1. Владимир:

      Вы молодцы!!! Очень приятно читать Ваши комментарии.
      Дал же Бог Батюшку нам окаянным.
      Я даже иной раз слезу проливаю.

    2. EVL:

      Во истину Воскресе!

    3. Svetlana1021:

      Дорогой батюшка, я так люблю Вас! Спасибо Вам! Каждое Ваше слово-золото и елей для души. Молимся о Вас, чтобы Господь дал Вам здоровья на долгие-долгие годы. Понимаю, к сожалению, по занятости, Вы не можете на все вопросы ответить. В этой проповеди о самаряныне-Фотинье Вы говорили и обо мне тоже.

    4. Светлана Иванова:

      Душевно благодарна Вам, отче, за проповедь о моей Небесной покровительнице. Храни Вас Господь!

    5. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий.

    6. Наталия:

      Спаси Вас Господи, о. Димитрий за Ваш труд и просвещение нас безграмотных!

    7. makdalin:

      Спасибо!

    8. VeraIRK:

      Отец Димитрий,большое спасибо за очередной подарок для души,ума и сердца.

    9. Анна Вихляева:

      Спасибо, дорогой батюшка и компания за эту пасхальную проповедь. :) Целую, целую, целую.

    10. Vladimir Boyko:

      Всё просто,доступно и легко!Спасибо о.Димитрий!Дай Вам Бог здоровья на долгие годы!

    11. Татьяна83:

      Отец Дмитрий, спасибо Вам. Невозможно так говорить о Христе, не зная его лично. Не познав его лично. В самарянке трудно не узнать нашего современного человека пусть даже христианина. Все мы будто язычники наполовину и образ жизни далёк от чистоты икра вещности и кто-то где-то чего-то слышал и чего-то надеемся и ждём от Господа. Но не ожидаем ,что он может вот так запросто прийти прямо к тебе и ты его узнаешь и он тобой не погнушается. А он приходит. Он Божественный Человек, человечный Бог. Он абсолютная реальная личность. Небесный отец. Почему отец? Потому что хочет нам добра от него исходит забота и утешение. А небесный потому что совершённый и конечно до конца непознанный.

    12. Ania:

      Спасибо, отец Димитрий!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.