Проповедь в день Святой Троицы (2011.06.12)

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о формальностях, окружающих человека и мешающих ему стать христианином, о благодати Святого Духа, о современном фарисействе и мобильных телефонах. День Святой Троицы, 12 июня 2011 года. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы

...В последний же день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей, кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал о Духе, Которого имели принять верующие в Него. Ибо ещё не было на них Духа святаго, потому что Иисус ещё не был прославлен.

Вера, без которой невозможно угодить Богу, открывает человеку возможность – возможность приобщения к Божественной жизни, которая осуществляется через Божественную благодать. Благодать Святаго Духа может войти в сердце человека, и дух человека сочетается с Духом Божиим. Как в другом месте Господь сказал: "Мы придём с Отцем и Духом и обитель в нём сотворим". Человек по благодати становится сосудом, избранным Духа Святаго. И начало этого пути – через веру. Вера, она тоже достигается не усилиями человека, а каким-то таинственным образом. Потому что если рассмотреть верующих людей, они вообще очень разные. Поэтому нельзя подобрать какую-то такую логическую зависимость от существа самого человека, каков он есть, и почему именно он стал верующим. Потому что верующими бывают люди и злые, и добрые, старые и молодые, спортсмены и болящие, расслабленные, не говоря уж, мужчины и женщины, старики и совсем юные дети, умные – глупые, образованные – необразованные, талантливые – бездарные... разные совершенно люди. Как это понять? Вот, каким-то таинственным путём Господь некоторым из людей, которые населяют планету, даёт возможность такую, им как бы открываются глаза на то, что в мире присутствует Бог. И если они хотят сделать следующий шаг, то они пытаются найти Его. Бог есть, но какой Он? И где Он? Вера не сразу даёт возможность человеку увидеть и Бога, и место, где Он пребывает.

И вот, для того, чтобы приблизить Бога к человеку Святая Троица приходит в Иисусе Христе. Потому что подобное познаётся подобным. И маленький человек, когда рождается, он обучается от своих родителей и языку, и манерам поведения, и образу жизни, какому то её укладу. Поэтому люди, которые жили раньше, говорили: "Выбирая жену, ты посмотри на её мать". Потому что в дальнейшем она будет очень похожа. И твоя семейная жизнь будет похожа на тот уклад, которым живёт её мать, потому что она впитала это с детства и считает это истинным. Если даже утка высиживает цыплят куриных, то потом, думая, что это утята, ведёт их к воде, а они боятся в воду зайти, и она в растерянности: как же так? Потому что всё учится одно у другого не только в рамках инстинкта, но и в рамках простого обучения. Известно, что животные из зоопарков в диких условиях не могут выжить, потому что их никто не научил добывать себе корм, они обречены жить среди людей в ограниченном пространстве зоопарка.

Христос пришёл для того, чтобы "склонить небеса", как говорили святые отцы, и человек мог обрести Бога. Потому что глядя на человека Иисуса Христа можно через него понять, почувствовать самого Бога. Поэтому Христос однажды сказал: "Я и Отец – одно, поэтому кто любит меня – тот любит и Отца". А то очень многие люди говорят, что они веруют в Бога, но Иисус Христос для них неприемлим... Значит, это что? Что они как-то по-другому веруют в Бога? Это само собой, но главное не это. Главное, что они веруют не в того Бога. Богов-то много. Но Единый Истинный – Он только один. А как-же, говорят, миллионы людей могут заблуждаться? Не миллионы – миллиарды могут заблуждаться. И даже живущие внутри церкви люди могут заблуждаться. Такое в истории было: заблуждаются и патриархи, и епископы, и священники, ну и тем более миряне, не имеющие достаточного научения, вполне могут заблуждаться.

И дальше очень интересная в этом тексте евангелистом Иоанном нарисована коллизия: "Многие из народов, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк, а другие говорили: это Христос, а иные говорили: а разве из Галилеи Христос приходит?"

Что это такое – этот вопрос? Какая разница? Э, нет: в Священном Писании сказано, что Христос, Мессия израильский, придёт из Вифлеема Иудейского. А все знают, что он вырос и пришёл из Галилеи, из города Назарета. Значит, это не Христос. Почему? Формальный признак. Потому что не всем дано было знать, что Христос родился в Вифлееме Иудейском. А формально из Галилеи Мессия не может прийти. И вот, по формальному признаку отсекается сама возможность.

Человек всю свою жизнь окружил формальностями. Почему так? Потому что так проще. И этой формальности человек начинает обучаться с младых ногтей. Например, в школе: для каждого дитяти и для девяноста процентов родителей что важно – чтобы ребёнок принёс хорошую отметку. И тогда все довольны – и ребёнок, и родители. Кроме учителя, если этот учитель нормальный. Если учитель сориентирован на то, чтобы им были довольны, он, во-первых, ничему не учит, во-вторых, он ничего не спрашивает, а в-третьих, ставит всем "пятёрки". "Ты хочешь пятёрку? На! И ты, мама, хочешь пятёрку? На!" И так может длиться годами. И что из этого? Да ничего: как был дураком, так дураком и остался. Почему? А потому что никому не интересно, что у ребёнка в голове. Интересен только формальный признак.

"У тебя есть паспорт гражданина?" – "Нету". – "Значит ты не русский!" – "Но я здесь родился, я другого языка не знаю, посмотрите на меня". – "Нет, это всё не годится". И вот эта формальность простирается от начала жизни человека, когда в роддоме могут бирки поменять, и ты уже будешь не Петров Вася, а Васильев Петя. И всё! Документ выше сущности.

Христос пытается объяснить людям, что это не важно. Всякая формальность как помогает человеку, так и может вредить. Человеку, которому формальность важна, не стать христианином. Потому что, если человек движется только по правилам, то обязательно возникнет такая ситуация, когда правило загородит тебе истину.

А как же определить? Формальность – это вещь удобная. Табличка: "Закрыто". Толкаешь дверь – она открыта. Значит, уже могу зайти. И в религиозной жизни формальности тоже играют определённую роль. Например, венчание и Божественная литургия начинаются с одного и того же возгласа, а потом идёт великая ектинья. Я могу начать чин венчания, а хор будет петь Божественную литургию. Потом, к антифону уже, мы разберёмся – скажут: "Чёй-то батюшка то ли не выспался, то ли не ту таблетку съел. Он одно служит, а хор – своё, непонятно, кого мы вообще венчаем, и с кем". То есть нужен формальный признак, нужен чин, который должен соблюдаться и в книге, и мой служебник должны совпадать, иначе не совершим Божественную литургию. Или если мы не предоставим документ о том, что мы уплатили за электричество, нам придётся в темноте совершать службу. Это всё совершенно необходимо. Это в жизни человека необходимо, потому что в этом смысле человек подражает ангельскому миру, который тоже строит, в вершине которого – Бог. Но там это без формальностей, потому что ангелы – совершенные существа. Люди – несовершенны. Поэтому необходим закон, необходимы правила, необходим парламент. Но если действовать всегда по порядку и по закону, тогда возникают совершенно дикие ситуации. И вот эти ситуации здесь описаны. Люди отвергают Христа по формальному признаку.

"Не сказано ли в Писании, что Христос придёт от семьи Давидова из Вифлеема, из того места, откуда был Давид. И так произошла о Нём распря в народе, некоторые из них хотели схватить Его, но никто не наложил на Него руки. И так служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как этот человек".

То есть они понимали, что слово Его особенное, поэтому многие убедились: Он говорит как пророк. И они убоялись Его трогать. То чувство, которое у них возникло, когда они Его слышали, было сильнее этого явления, которое очень хорошо именуется словом предрассудок. До того, как человек начал рассуждать, у него существует перед его рассуждением некое препятствие, которе является предрассудком. Мы употребляем очень многие слова, но не знаем их значения, мы знаем только их эмоциональную характеристику: "Ах, это предрассудок, значит это плохо". В данном случае – да. В данном случае этих служителей спасло, почему они не привели к первосвященникам, чтобы они разобрались, наконец, с Ним, потому что в народе распря, а начальству меньше всего нужно, чтобы в народе была распря, начальству нужно, чтобы всё было тихо. Главная задача не истина, а чтобы обязательно было тихо. Поэтому, чтобы было тихо, можно и невиновного повесить. Народ возмущается: "Как так, до сих пор не могут найти", – щас найдём. Берут любого и бьют, пока он во всём не сознается. "Вот видите: он сам во всём сознался". И повесили. И всё, и тихо. Потому что если в народе будет распря – убить могут гораздо больше народу: эти на этих пойдут.

Фарисеи сказали: "Неужели и вы прельстились?" Что это за явление такое – фарисейство? Фарисеем называется тот человек, для которого формальный признак всегда главенствует. Он важнее совести, важнее рассуждения, важнее всего на свете, важнее собственных чувств. Фарисей – это такой человек, который во что бы то ни стало подчиняется правилам.

"Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев?"– спрашивают они у служителей своих. Опять формальный признак: начальство верует в Него? Нет. Фарисеи веруют? Нет. А вы чего? А то, что вам кажется, что Он пророк, что он Христос, – это не важно, надо как начальство, надо как исполнители закона, тогда будет всё хорошо. Где? В государстве будет хорошо. А Христос принёс царство, которое не от мира сего. Это ваше государство – оно Богу не нужно. Богу нужно совсем другое: Богу нужно примирить Землю и Небо, Богу нужно примирить человека и Бога. И вот в отношениях между Богом и человеком не может быть формальностей. Это просто исключено. Формально от нас Богу ничего не надо. Ему нужно только наше сердце. И всё. Ему нужно, как каждому отцу, чтобы дети Его Его любили. Больше ничего не требуется. Никаких формальностей, никаких внешних признаков этой любви Богу не нужно. Богу нужно именно отношение сердца твоего к Нему самому. Вот что для Бога нужно. И дальше они говорят: "Но этот народ,– о своём народе говорят – невежда в законе, проклят он". Потому что для них закон важнее взаимоотношения Бога и человека. И вот это есть катастрофа. Поэтому нет ничего удивительного, что наущенная фарисееями государственная власть убивает Сына Божия. Поэтому, когда говорят, что в стране должен быть диктат закона, страшнее этой ситуации ничего на свете быть не может.

(В храме раздаётся звонок мобильного телефона.)

А телефоны люди воспитанные должны отключать и в цирке, и в церкви. Христос как раз этому и учит: что такое любовь человека к человеку? Прежде всего это любовь, если посмотреть на Бога, как Он нас любит? Конечно, люди обычно Богом очень недовольны, потому что Бог не таков, как они. Для нас любовь: если я кого-то люблю, я хочу его заставить делать то, что я хочу и что мне от него надо. А у Бога совсем по-другому. Бог, любя человека, награждает его полной свободой. А что такое любовь? Любовь – это когда выходя из метро человек отключает мобильный. Потому что в храме он может кого-то встретить, заговориться и забыть. Человек должен вперёд думать о ближнем. Всё очень просто: если ты думаешь о ближнем, ты выключишь, если тебе на него наплевать, то ты об этом не думаешь. Ты создаёшь ему проблемы, а тебе на него наплевать, на его проблемы. А христианство учит как раз вот чему – что такое любовь к ближнему: любовь к ближнему – это когда тебе на ближнего не наплевать. Потому что Богу на каждого человека, самого, с нашей точки зрения, помоечного, не наплевать. Бог любит и заботится о каждом. И хочет спасения каждому. И у нас сколько раз имелась возможность в этом убедиться.

Можно, конечно, это всё формализовать. Каким образом? У метро поставить большой плакат на ножке: "Подходя к храму выключи мобильник" – первое, второе – на двери повесить плакат, мимо которого не пройдёшь, повесить его на высоте груди, чтобы он мешал входу, тогда человек, прежде чем нагнуться, он обязательно прочёл, что там. Третье: можно поставить двух людей, которые каждому встречному будут говорить: "Достань мобильник и выключи." И что? И добьёмся! Чего? Добьёмся, чтобы в доме было тихо. Но добьёмся мы любви? Нет, никакими формальными признаками – цветочками, конфеточками, колечками. Это всё формальные признаки, в этом нет любви. Любовь есть в чём? Что отражается в глазах. Вот в этом есть любовь. А это всё есть некий формальный признак, который может обозначить ту ситуацию, в которой мы находимся.

Другой человек посмотрел, как в кино, и купил колечко: "На тебе колечко – я тебя люблю". Она думает: "О, как в кино, значит, действительно, любит". Есть такое наиидиотское выражение: "Он очень красиво ухаживает". Ну посмотри два-три кино и давай, ухаживай, и уже через восемь дней она твоя. И что, в этом есть любовь? Да нет, это всё очень формально, всё то же самое, как в кино: цветочки, потом поужинали, потом поехали – кто куда предложит. Вот, собственно, и вся любовь. Нет, это совсем не любовь. Это есть некие формальные признаки, на которые человек клюёт, по которым человек думает, что "это оно и есть". Нет в этом никакого "оно".

Можно объездить все святые места, можно надеть косыночку, до щиколотки юбочку, можно всё сделать культурненько и спокойненько, можно даже всех осуждать, кто не так одет, – это всё можно. Но в этом нет любви к Богу. В этом нет личного отношения к Богу. А вот отношение может быть там, что за этим скрывается. Потому что внешне можно всё делать правильно: и правила читать, и вовремя причащаться, и к причастию готовиться – и быть последней сволочью. Всё равно – это можно, и такого – сколько угодно. А Господь хочет не этого. Господь хочет от нас добиться живого чувства к самому себе. Он хочет нас немножко отвлечь от самих себя, чтобы мы имели возможность посмотреть на Него. И почувствовать Его любовь. Почувствовать, а что Он-то от нас хочет. Что мы можем? Вот, Он вызвал нас из небытия на свет, вот, мы прожили, большинство из нас, уже б'ольшую часть своей жизни, что мы Ему принесли? Наша жизнь по отношению к Его жизни: наша жизнь радует Его или огорчает? Мы об этом хотя бы думаем?

А покаяние как раз в этом и заключается – чтобы жизнь из полной эгоизма и поисков собственных радостей обратилась на то, чтобы послужить Богу, чтобы Он возрадовался, глядя на нас. Как сказано: чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего, Который на небесах. Каждому родителю хочется, чтобы его детки были и послушными, и трудолюбивыми, и благородными, и не ссорились друг с другом. Так же и Господь всего этого хочет от нас. Он хочет вырвать нас из той жизни, исполненной эгоизма, обращённой только на себя. Вот если от какого-то человека какая-то трудность возникает, мы уже на него раздражаемся, мы уже гневаемся, к Богу обращаем свои слова: "Да сколько ж можно уже терпеть, да зачем это так, да это уже невыносимо..." А ему как на твою жизнь смотреть – выносимо? Этим вопросом никто из нас даже не задаётся.

Как же этого можно достичь? Только благодатью Святаго Духа. Человек – грешный, и очистить его может только Бог. И более того, Бог хочет очистить, и этому процессу мешает только человек сам, мешает его собственный эгоизм, мешает то, что он не хочет учиться. Он не хочет исследовать писания, которые свидетельствуют о Боге, он не хочет понимать слова Господни. Почему? Потому что любой формализм – это легче. Жить по правилам – это легче. А Богу – нет. Богу нужно, чтобы человек напряг своё сердце. Со времён Иоанна Крестителя до сего дня Царство Божие нудится, и только употребляющий усилия его восхищает. Богу нужно, чтобы мы жили, конечно, мы как всякие животные существа, мы хотим жить без забот, без напряжений, ну как и дети наши: они не хотят учиться, они хотят балдеть, они хотят играть, это удивительно – они хотят ничего не делать, и хотят, чтобы их оставили в покое. Почему же мы понуждаем их и на учёбу, и на какой-то домашний труд?

Да потому что мы не хотим, чтобы они питались отбросами из мусорных контейнеров. Потому что если человек делает то, что он хочет, его жизнь заканчивается тем, что он питается из мусорных контейнеров. А дав ему хоть какое-то образование, какие-то навыки по уборке квартиры, мытью посуды, он уже будет жить не во вшах. Сначала он сопротивляется тому, что каждый день надо причёсываться, каждый день чистить зубы, а потом, постепенно, через пятнадцать лет, это станет уже его привычкой, натурой, и ему будет легче. Но самое главное не это – самое главное, что всем вокруг него будет легче. Легче, если от него не будет вонять, если он будет трудолюбивым человеком, если ему можно будет что-то доверить, или хотя бы что-то объяснить, потому что большинство людей, когда им что-то говоришь, кивают. А почему они кивают? А потому что кивок – это формальный признак того, что он понял. А ты попробуй у него попросить повторить. Половину из того, что ему сказали, он перепутает, другую половину – забудет. Почему? А у него нет навыка ни запоминать, ни анализировать, ни систематизировать. Почему? А он в школе-то не учился. Потому что то, что он сидел, в носу ковырялся, смотрел в окно, или в крестики-нолики, или записками перекидывался – это ж не учёба. Чтоб записку куда-то передать – для этого ума не надо. Наоборот.

Поэтому христианству надо учиться. Надо понять, почувствовать, узнать, что Бог хочет. И надо в этом изменить свою жизнь. И только тогда, когда Господь увидит, что один из нас кто-то, кто хочет Его познать, для кого христианство не есть некая формальность, в результате которой он улучшит свою жизнь...

Представляете себе, приходит человек: "У меня во вторник экзамен, вы, батюшка, пожалуйста, помолитесь, чтоб мне его хорошо сдать".

...Христос пришёл на землю, чтобы кто-то хорошо сдал экзамен? Для этого Ему в ноги и в руки забили гвозди, поэтому Он обнажённый висел на жаре в Иерусалиме, и все ходили и плевали и издевались над Ним, а потом, чтобы убедиться, что Он уже умер, пробили копьём Ему бок, из которого излилась кровь и вода, чтобы кому-то сдать экзамен благополучно? Это нормально? Вот человеку от Бога что нужно.

И люди думают, что это есть христианство. Христианство – это совсем другое. Это противоположное совсем тому, что мы от Бога хотим, вот в чём дело. Если б хотя бы немножко было какое-то уклонение, но это прямо противоположно. И поэтому чтобы нам встать на этот путь Христов, нужно изменить свою жизнь на сто восемьдесят градусов. И это изменение называется покаянием. А не то, что мы говорим на исповеди, любой рассказ здесь подходит. И куда я в четверг съездил, и что мне там на это сказал зять, любые рассказы годятся. Даже один человек вместо исповеди рассказал, как он видел, как голуби кружились над куполом храма. Вы можете себе представить, какое чудо! Но для Бога это неинтересно. Для Бога интересно, чтобы человек изменил вектор, то есть направленность своей жизни, на противоположную. И вот это изменение есть покаяние. Поэтому если мы от этого уклоняемся, к сожалению, мы уклоняемся от самого Христа. Получается – Он нам не нужен, рядом Он нам не нужен. Нам нужен праздник, нам нужно причаститься, а если вот так порассуждать: "А зачем? А смысл?" Ведь в каждом нашем действии должен быть какой-то смысл. Но то, как мы живём, являет смысл противоположный. Что ж нам заслоняет? Во многом нам заслоняет формальный и фарисейский подход. А Господь знает об этом и говорит: "Берегитесь закваски фарисейской, которой лица меряют".

Хуже этого нет, когда человек изображает из себя христианина, и внешне, по его каким-то деяниям, можно сделать такой вывод, а внутри, как опять-же сказано в Писании, "полон хищения и всякой нечистоты".


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 16

    1. Ignatieff:

      Проповедь во время Литургии почти на целых 40 минут? :)

    2. igormo:

      Интересное, точное определение фарисеев. Начальство и мы. Но это и епархиальное управление и мы?.. Братья и сестры, разъясните, пожалуйста. Спасибо за проповедь. С уважением.

    3. AAA:

      Здравствуйте! Очень жду проповеди о.Димитрия из его храма, но почему-то на 12.06.2011г. всё остановилось :( Дождусь ли?

      • regent:

        1) Батюшки не было 2 недели (командировка).
        2) Проповедь от 03.07.2011 планируем выставить завтра, сегодня тоже отсняли, но скоро о.Димитрий уходит в отпуск до середины августа.

    4. ICh.:

      Основной тезис проповеди: «Христианству надо учиться!». А есть ли учителя, которые умеют учить? то есть не истории рассказывать, а знания передавать, умения? Кстати, если есть, то где?

    5. RUS-90:

      Особенно запомнились слова, где говорится про человека, который пришёл попросить помолиться за экзамен…

    6. bifford:

      Мне думается, что зря отец Дмитрий пристыдил забывшего выключить звук мобильника. Наверно ему неловко было далее стоять.

      • regent:

        Там было пять звонков мобильников подряд — в пору было слушать мобильники, а не проповедь (часть видео — просто вырезано). Хочется верить, что далее им, действительно, было не очень удобно стоять.

        • azania:

          После такой проповеди, думаю, всем стало, как минимум, неловко за свой эгоизм и суету.

        • dust_to_dust:

          Сейчас наверное на входе у каждого Храма везде написано просьба «выключать телефон», и даже картинки с трубкой перечеркнутой (для тех кто читать не умеет).
          Наверное одного такого вразумления хватит на всю жизнь, что заходя в Храм Божий оставь все мирское — выключи хотя бы трубу.

          • Mauzer Punk:

            Не пойму — в чём проблема…
            Если бы лично мне батюшка Дмитрий сделал замечание, я был бы очень доволен — в пояс бы кланялся!.. :)

    7. Tatiana2011:

      Спасибо большое за проповедь !

    8. moroz:

      Касательно любви и свободы вывод такой: учась любви, надо давать человеку (который рядом с тобой и на кого направлена эта любовь) свободу, показывая ему красивые, добрые, хорошие, светлые варианты бытия. Многое зависит от родителей, учителей, священников… А также от министерства образования, СМИ, Интернета, руководителей государства. За результат все вместе и каждый в отдельности отвечаем перед Богом.

    9. Vlad.V.A:

      Формализм помогает жить слабым людям. К сожалению, сильные люди практически всегда злоупотребляют этим. Парадокс, но — формализм мешает жить слабым людям. Но не сильным.
      Складывается впечатление, что вокруг о. Димитрия собрались мощные, пуленепробиваемые люди. У меня от таких проповедей уныние находит. Потому что у меня есть вера в вечный ад, а не в вечный рай (для себя). Вера в Бога судью (для себя), а не любовь. Легко поверить, что другой человек спасётся, а как поверить, что меня Бог спасёт? Потому что себя человек видит — видит, что внутри всё в фекалиях. А как с этим жить? — Спрятать!?!
      В первые века христианства Церковь говорила – «жить христианином», что означало смерть. А теперь?
      Если великие святые сомневались в своём спасении (что говорил Сисой Великий перед смертью) это означает только одно, что в этих фекалиях человек живёт до конца своих земных дней. Как с этим жить? – Понятно бороться, вопрос не как бороться, а как с этим жить? Это можно сравнить с оккупацией – захотят ограбят, захотят насилуют, убивают, пытают и т.п. как терпеть своё постоянное не соответствие, а главное зачем? – чтоб вечно в аду пребывать?!?

      • Tatiana2011:

        Vlad, Вы задаете очень важные вопросы. Могу только поделиться своими мыслями: Вы видите, что «все в фекалиях», и это начало возрождения и очищения, потому что мы все «в фекалиях», но, к сожалению, часто не видим этого. Отец Дмитрий в своих проповедях часто говорил о смирении перед Богом и обращении к Нему за помощью, Бог спасает. Великий дар от Бога – увидеть себя таким, со всеми грехами, пороками, и захотеть спастись. Мы приносим Богу свое искреннее желание, свою решимость спастись, и Бог, видя наши усилия, веру в Него, Иисуса Христа, наши малые действия и малые усилия (по сравнению с великой силой Бога ), на это отвечает тем, что дает Благодать Святого Духа, которая спасает.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.