Проповедь на 3-ю неделю по Пятидесятнице (21 июня 2015 года)
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова с толкованием евангельского текста от Матфея  [Мф. 6, 22-33].
 
 

Сказал Господь: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма? (Мф. 6, 22-23). Что это значит? Есть такое русское присловье, что глаза есть зеркало души человека. И вот, действительно, в глазах отражается то, что происходит в человеческой душе. По глазам можно увидеть в человеке злобу, зависть, жадность. Даже есть такое выражение: глаза завидущие. Только под толстыми очками можно скрыть. По глазам <можно многое определить> при известном навыке. Обычные люди невнимательны, я бы даже сказал, катастрофически. Поэтому столько всяких трагедий на семейной почве – внимательно не смотрят в глаза. От этого происходят всякие семейные трагедии. Не на той женился, не за того вышла замуж, что чаще. А потому что смотрела не в глаза, а ещё во всякие другие места, и поэтому случилось то, что случилось. То есть выходят замуж, женятся практически вслепую. Ну если человек завяжет себе глаза и начнёт Тверскую улицу перебегать. Если идти не спеша, медленно, то шанс выжить есть, если бежать, то нет. А так как «уж замуж невтерпёж», то бегмя бежит навстречу страданиям. Ну что на свете может быть радостнее, чем семейная жизнь? Господь и создал человека для семейной жизни. А почему же столько несчастий? Потому что глаза были завязаны, и бегмя бегом через Тверскую улицу. Поэтому всё, человек переломанный, всю жизнь себя по косточкам собирает, потом уже совсем сил нет, и – развод. Ну а потом деточки, наглядевшись на это, повторяют всё аккуратно то же самое, но только чуть пораньше, у них часто терпения и на полгода не хватает. Вот, это что касается слов о том, что глаза есть зеркало души. То есть если глаза ясные, чистые, спокойные, <то и человек таков>. По глазам даже видно, кто перед тобой стоит – умный или дурак. По глазам можно увидеть, человек образованный или нет. По глазам можно увидеть, ленивый или трудолюбивый. Всё видно. И вот об этом Господь и говорит: если око твоё будет чисто, то ты и сам весь будешь светел (см. Мф. 6, 22). Потому что всё зависит в человеке не от внешнего вида, какой у него загар, как он красив или какой у него горб, а исключительно от качества души. Я знал одну женщину, у которой было два горба – и на спине один, и на груди один. Вышла замуж, родила двоих детей. Потому что тот человек, который её полюбил, полюбил не внешний вид, а внутреннее её, душу, что, собственно, и важно. Потому что человек – существо не просто, как корова, состоящее из скелета, мяса и инстинктов, а в человеке есть ещё бессмертная душа. И вот от этой бессмертной души, от того, в каком она состоянии, очень многое, собственно, и зависит, а лучше сказать, практически всё. Потому что когда человек общается с другим человеком, прежде всего это ж общение не телесное, а душевное, духовное. И поэтому нужно смотреть на душу человека. А по глазам многое можно определить. Не всё, конечно, тут и опыт должен быть некоторый, и должен быть совет. Не так давно выходили замуж исключительно по воле родителей. Что человечек в 17-18 лет может понимать? Опыта никакого нет, только самоуверенность, а про ум можно только два слова сказать: дурак дураком. Поэтому, конечно, только папа с мамой могут определить, подходит, не подходит, что за семья, что там те же самые глаза говорят. Поэтому сказали: «Да» – пожалуйста, «Нет», то нет. И поэтому не было разводов. Их вообще не было. Несколько разводов на всю империю, и то только в высшем свете, потому что там людям делать нечего, не надо в пять утра вставать, корову доить, только и ходи, влюбляйся, балы, одна-вторая-третья.

Если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма? (Мф. 6, 23) – это о чём? О душе. Если у тебя душа чёрная, то ты весь принадлежишь дьяволу и преисподней. Какова же тьма? Ответ простой – преисподняя. Ты уже всей своей жизнью и чернотой своей души готовишься соединиться с адом преисподней. А вся твоя жизнь – это только к этому подготовка. Это ради предисловия Господь сказал.

А дальше говорит, как этого избежать: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). Имелось в виду, если дословно, то богатство. Потому что обычные люди о душе совершенно не заботятся, даже о душе собственных детей. Заботятся только о здоровье, то есть о мясе своего ребёнка, чтобы мясо чувствовало себя хорошо. И заботятся об образовании, чтоб он специальность получил или институт закончил, готовы на это и деньги тратить, и прочее, прочее. А что происходит с душой человека, это остаётся за пределами внимания. И вот, Господь говорит, что так жить невозможно, что нужно, самое главное, заботиться о душе ребёнка. Что это значит? Кого ты выращиваешь? Безмозглую скотину и шатнажиста, который матерью пользуется, только как ножом и вилкой, чтобы с неё что-то поиметь, или человека, который и тебе послужит, и людям послужит, и семье своей послужит, и деток воспитает? Совершенно разные задачи. Если ставить одну задачу, только образование, чтобы потом хорошую работу получил, и не смотреть за душой, то может вырасти скотина. И чем умнее эта скотина, чем она образованней, тем она больше сделает горя. А если ещё скотина хитрая, да вдобавок подлая, да ещё политикой займётся, то может принести горе десяткам миллионов людей. А кто виноват? Папа, если такой случайно обретается, и мама. «А что, – говорит, – я образование дала, я репетиторам платила, я туда-то и туда-то устраивала, хлопотала». Очень много хлопотала, очень много трудов. Представим себе некоего человека, который заработал много-много денег, миллионы денег. Его спрашивают: «Ну как ты заработал столько денег?», – «Ты знаешь, очень много трудов. Очень. Сначала я копал тоннель под дорогой к банку, потом копал тоннель вверх, чтобы достигнуть пола хранилища, где лежат деньги, потом долго-долго пилил решётки, двери, весь потел, старался, нанимал ещё ребят, платил им, и кто газосваркой занимался, слесарям. Наконец, проник, взял все деньги и унёс. Вот так тяжёлые труды мне дали возможность приобрести вот эти миллионы». Так, теперь, хорошо ли это? Да нет, ничего хорошего в этом нет. Потому что деньги всегда кому-то принадлежат, поэтому если ты взял таким образом, значит, ты украл. Это не называется «заработал».

Так что вот двум вещам нельзя служить. Родители прежде всего ответственны перед Богом, чтобы воспитать детей своих для Бога. А не для каких-то должностей, непыльных работ, ещё для чего-то. Эта задача с точки зрения Отца Небесного ошибочна. Ошибочна. Жизнь человека, воспитанного таким образом, во-первых, принесёт много горя всем остальным и ему самому, а во-вторых, она бессмысленна, потому что дурной человек всегда несчастлив. У него не только око тёмное, у него вот этот смертный отпечаток черноты и на всей роже, и на всём теле. Всё тело твоё будет тёмно. Почему? Потому что это будущий насельник преисподней. Поэтому те родители, которые нерадеют о душе, готовят своих детей к преисподней, где огнь неугасимый и червь неусыпающий (см. Мк. 9, 44).

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды? (Мф. 6, 25) – спрашивает Господь. Такие вопросы называют риторическими. Он даже не отвечает, потому что любой благоразумный человек должен понимать, что душа важнее, чем тело. Тело может быть очень хорошее, прибранное, есть даже передача, самая лучшая на телевидении, называется «Модный приговор», где любую страшилку за 15 минут (не знаю точно, сколько на это времени тратят) преображают прям в красоту. Прибрать, подкрасить, подстричь можно любого, и будет вполне съедобная вещь. А толку-то что? «Ох, какая я стала!». Извини, голубка, какая ты была, такая и стала. В морге, прежде чем хоронить, вообще, тела тоже подкрашивают. Но это всё равно труп, сколько румян ни накладывай, можешь губки покрасить, можешь даже макияжик сделать, вообще скажут: «Ну надо же! В гробу – как живая, только не пляшет!». Но а что это меняет? Всё равно труп. Так и человек. Внешне – да, можно прибрать, приукрасить, даже ходить можно научить человека, просто время нужно, а то в основном люди и ходить-то не умеют, требуются специальные занятия, лучше смолоду.

Господь говорит: «Душа не больше ли тела?» А вот на усилия по преображению души нужно тратить не полчаса, не час, нужно тратить всю жизнь и с самого детства. Вот сегодня одна мама пришла с тремя детьми, а четвёртый в животе. Маленький мальчик, на вид два года и семь месяцев, совершенно не умеет себя вести. Почему? Потому что никто в семье такую задачу не ставит. Бедный мальчик делает всё, что хочет. Хуже этой ситуации трудно себя представить. Как великий русский поэт сказал, «вырастет из сына свин, если сын – свинёнок». А свинята – все дети, поэтому про таких детей говорят: невоспитанные. По своей природе ангельской все дети – как ангелы. Но если их не воспитывать, из этих прекрасных розовых поросят вырастут свиньи, от которых ничего, кроме свинства, не дождёшься. Воспитывать нужно прям со времени беременности и продолжать это делать до тех пор, пока дитя не станет уже большим, просто формы подхода меняются в зависимости от возраста малого человека.

И дальше Господь говорит: Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф. 6, 27-30). Но, к сожалению, у нас, у маловеров, вот это внешнее наше проявление занимает гораздо больше времени. И вот, Он приводит, что, действительно, и царь Соломон при своём богатстве и мудрости, уме не мог так одеваться. То, что создано Богом, всегда прекрасней. Всегда.

Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?». Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 31-33). Прежде всего – Царствие Божие, вот чего нужно искать. А то у нас как? Приходит человек на исповедь. Для чего Господь установил в Церкви исповедь? Для ищущих Царствия Божия людей. А Царствие Божие можно найти, только очистив свою душу, а очистить свою душу от греха можно только покаянием, а покаяться можно на исповеди, для того чтобы стать лучше, чтоб душа просветлела. И вот, если взять на магнитофон, записать, что люди говорят на исповеди! Приходит человек и говорит: «А вот моя дочь, а вот у неё на работе, а вот её хотят выгнать...» Обожди, голубчик, ты не ошибся? Может, тебе куда в собес пойти или к психиатру? Ты пришёл на исповедь очищать свою душу. При чём тут твоя дочь и её взаимодействие на работе с её начальством? Это говорит о чём? Что человека, даже пожилого, никакое Царствие Небесное вообще не интересует, а интересует только материальное и душевное положение дочери на работе. Вот об этом Господь и говорит, что надо Царствия Божия искать, потому что если ты найдёшь Царствие Божие, а Царствие Божие внутри вас есть (Лк. 17, 21), – сказал Господь, то и дочка твоя, увидев и почувствовав его через твои глаза, захочет Царствия Божия. Её уже не будет волновать, обокрали её, или обидели, или оскорбили, или оклеветали. А то: «Вот, она про меня сказала!» Ну представим себе, если человек заботится о том, чтобы найти Царствие Божие, какая разница, что про него кто сказал? Представим себе, что сегодня придём домой, и у нас что-то там в голове заболит, мы в понедельник пойдём к врачу, сделаем КТ, оказывается, здравствуйте, у Вас опухоль мозга, рак четвёртой степени, жить Вам осталось две недели. А когда будете выходить из больницы, Вам скажут: «А вот она про тебя сказала...» Тебе это будет интересно, что кто там про тебя сказал? Уверяю, нет. Все твои заботы будут о том, что тебе сейчас вот-вот помирать, и надо к этому готовиться. Вот важные вещи: встреча твоей души с Господом Богом, вот это важно. А уж кто что сказал, кто что подумал, повысили на работе или выгнали совсем – да какая разница? Мы что, приехали в этот мир, Господь нас создал из двух клеток, мамы и папы, для того, чтоб мы что, работали или грамоту получили? Ну это же совершенно идиотская задача! Нет, не для этого. А для того, чтобы душу свою приготовить к вечности, и чтобы эта вечность была не в аде преисподней, а эта вечность была в радости совершенной с Господом. Господь сошёл с небес и умер на кресте, чтобы всем эту радость подарить, и рассказывает, как этого достичь. Не о том надо печься, что есть, во что одеться, это задача очень простая, примитивная. А вот душу свою преобразить, из злобного, завистливого, всех осуждающего, ленивого, блудного, подлого сплетника превратиться в прекрасного человека, от которого всем хорошо, который всем готов помочь, от которого никто никогда скверного слова не услышал, который вообще никого не осуждает, который прекрасно работает не потому, что ему вместо 15-ти рублей платят 16, и не потому, что ему алюминиевую медаль повесят через некоторое время и обозначат знаком почёта. Ты вот очень почётный. Снял – уже не почётный, надел – опять почётный. И так вот ходишь: то надел, то снял, то надел, то снял. Ну это же для трёхлетних детей, а совсем не для взрослых серьёзных христиан. Потому что настоящий христианин должен побеждать тщеславие, а не демонстрировать его. Какие-то глупости. Это, собственно, и несерьёзно. А христианство – это та вещь, которая касается вечности, жизни и смерти, это самое серьёзное, что есть в бытии. Это самое серьёзное. А человек разменивается на такие глупости, как то: что есть, что пить, во что одеться. Ну оденься, ну раскрасься, ну на тебя все будут бросаться, ну будет 15 предложений выйти замуж, ну вышла – дальше что? Ну а дальше будут тебя лупить каждый день. Ты что, этого искала в замужестве, чтоб всю морду свою раскрашивали, чтоб потом гримом замазывать это всё? Да нет. Так тогда зачем? Зачем было мясо приукрашать, ты же как блесна. Рыбу поймали на блесну. А человек, который когда уже узнал, на ком он женился-то, так и реагирует: «Ой, кошмар!» и нервничает. Начинает драться, орать, к другим ходить. Почему? Потому что обманули. Всё обман. Это как в магазине, тухлой рыбой надо торговать, её заморозят, помажут маслом, она вроде такая, как будто вчера поймали. Вчера, но не в этом месяце, а в позапрошлом. То есть всё обман. Так вот и люди друг друга обманывают, вместо доброкачественного продукта подсовывают тухлятину. И вот и всё. Поэтому всё вокруг и рассыпается.

Бывает, про мальчика говорят: «Ой, он у меня хорошо учится». Ну и что? Ну если у него одни пятёрки, что в этом хорошего с точки зрения Евангелия? Ничего. Те люди, которые написали Евангелие, кроме евангелиста Луки, были вообще неграмотные. Но в честь них храмы строили побольше нашего Благовещенского, а в честь наших грамотеев даже куриный сарай из шифера никто городить не будет. Потому что те стали прекрасными, совершенными людьми, а мы при своей грамотности как были, так и остались невоспитанными негодяями. Вот чем надо озаботиться. «Душа не важнее ли тела?» – задаёт нам вопрос Господь. Вот мы должны своей жизнью, тем, на что мы её тратим, всю жизнь отвечать на этот вопрос.


 

NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 8

    1. VladSh:

      Потрясающая проповедь, одна из моих любимых!
      И так куриного сарая захотелось…

    2. Rufina63:

      Спасибо за проповедь. Прослушала, отправила по ват цапу сыну, дочке и знакомым. Это послушать всем полезно, жаль, что дети выросли и что-то упущено, по слепоте тогдашней ((. Помоги нам Господи! Сами не справляемся.

    3. Elena Z:

      Слава Господу за то, что у нашего народа есть батюшка о. Димитрий Смирнов. Действительно, послушав такую проповедь, сердце желает, чтобы это услышали и поняли и,главное — старались бы выполнять, все родители. Такой дар у батюшки- нам грешным, ленивым и бестолковым так доходчиво разъяснять самое главное в жизни. Храни Вас Бог, дорогой батюшка о. Димитрий!

    4. Volt:

      Слава Богу за такого проповедника, спасибо отец Дмитрий!

    5. Татьяна83:

      Спасибо, отец Дмитрий. Вот бы Соловьёв на резку хотя бы выборочную сделал из этой проповеди и в радиоэфир… Чтоб слышало как можно больше народа..

    6. Ольга К:

      Большое спасибо Вам,Батюшка!

    7. Miniboss:

      Ну что,…Классно!

    8. VeraIRK:

      Отец Димитрий! Большое спасибо за очередную блестящую проповедь.Не устаю у Вас учиться.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.