Проповедь на 5-ю неделю по Пятидесятнице (5 июля 2015 года)
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о зависти, ненависти и бесновании на основе толкования евангельского эпизода об исцелении двух бесноватых в стране Гергесинской и гибели стада свиней.  [Мф. 8, 28-34].
 
 

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем (Мф. 8, 28). Сейчас также можно встретить бесноватых, и довольно свирепых. И вот здесь происходит некоторая путаница, и не всегда можно различить, и природа этого поведения действительно бывает двоякая. Бывает расстройство психического здоровья, а бывает и правда влияние вот этих сил тьмы. Ну и самое сложное – это когда смешанное, тут очень трудно различить. Но так как Евангелие свидетельствует, значит это были действительно настоящие бесноватые. Что такое «беснование»? Это состояние, когда воля человека целиком поглощена волей бесовской силы. И сам человек юридически невменяем, то есть ему не вменяется то, что он может сотворить. А он может и на другого человека наброситься, может и себя жизни лишить, и кого-то покалечить. И вот как раз этот пример: эти два бесноватых жили в выкопанных для погребения покойников пещерах отдельно от людей, потому что с людьми жить не могли. И мимо того места никто не мог даже проходить, потому что обычно, когда заболевание связано с беснованием, то эти люди обладают недюжинной силой.

И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. 8, 29). Так как это кричал не сам человек, а бес в нём, то, понятно, что у них к Сыну Божию была очень большая претензия. Почему «прежде времени»? А потому, что это же ещё не последнее Пришествие, когда все люди разделятся, одни пойдут по правую сторону, другие по левую, будет таким образом окончательный Суд, а тут прежде времени произошло появление Сына Божия, Который доставляет муку. Я уже как-то поминал, когда Алексей Константинович Толстой, был такой замечательный поэт у нас в XIX веке, написал поэму пророческую, которую всем советую прочесть, к сожалению, забыл, как она называется, но зато помню, какими словами она заканчивается: «Российская коммуна, прими мой первый опыт!». Он пишет там о революционерах, о либералах, о людях, которые заражены идеями социализма, и там есть такие слова, которые ещё в юности проникли глубоко в мою душу: «Сад изгадить надо затем, что он цветочный». Вот человек бесноватый всё время хочет всё изгадить: если чистый асфальт, то плюнуть, если цветок, то сорвать, если стекло, то разбить, если кнопка в лифте, то сжечь, если человек, который хочет ему добра, ему обязательно надо этому человеку нахамить и так далее. Он от этого испытывает наслаждение. И когда воплощение добра, Сам Христос, Сын Божий явился, для них это стало мукой смертной, потому что для них радость – это всякая гадость: кому-нибудь навредить, кому-нибудь что-нибудь испортить, над кем-нибудь посмеяться. И вот, всё время в таком духе. Если человек нормального устроения, когда он видит, что другой упал, первое его желание – поднять его, помочь; желание человека бесноватого, наоборот, посмеяться, как смешно упал, как будто это не человек, а Олег Попов в цирке. Вот так по этим синдромам можно определить и саму болезнь беснования. Но, конечно, беснование бывает разной степени, разной стадии, как у рака, у алкоголизма.

У всех болезней есть свои стадии, и в зависимости от стадии степени проявления этой болезни, конечно, более или менее социально опасна для всех остальных. Ну, во-первых, для своих детей. А бывает, и не для детей, а для внуков. Постоянно сталкиваешься с такой историей, когда бабушку, реже дедушку (потому что они существа более равнодушные, погружены в свои мысли) не только изолировать нужно от внуков, а даже и убить неплохо. Сейчас просто не принято так действовать. Но то, что они называют воспитанием, это не антивоспитание зачастую бывает, а гибель детям, потому что от них исходит вот это бесовское разрушение. Потому что начинают такие бабушки обычно с 15-ти абортов, что тоже есть беснование. Что должно перемениться внутри мамаши, в её сердце, чтобы она начала кромсать своих детей? А уже потом это переходит на воспитание внуков, которые по какой-то случайности остались живыми. Эти бабушки очень опасные бесноватые существа. Они могут в церковь ходить десятилетиями и быть очень воцерковлёнными людьми, но это абсолютно никакое беснование не снимает, потому что никакого покаяния не было, вообще осознания, что ты сделал и что ты за человек. «Ну, конечно, были аборты, а у кого их не было?» – вот такое покаяние. Вот, и ничего не прошибает. Тоже вот такое явление очень распространено, и мы, бедные священники, с этим постоянно сталкиваемся: стоит перед тобой такая полированная гранитная глыба, и ничем её, её даже отбойный молоток не берёт, потому что по этой полировке жало соскальзывает. Если просто бетон долбить, даже сверхпрочный, из которого делают такие несущие стены, и то реакция будет больше. А это просто полированный, как в метро, гранит, но ещё такой полукруглый. Чрезвычайно тяжёлое занятие.

Поэтому эти бесноватые на Сына Божия так реагируют, как на мучение, и реализуют собственные бесовские страсти. В основном, зависть. Про зависть много довелось говорить, но здесь тоже можно этого коснуться, я недавно в очередной раз с этим встретился. Это нам тоже нужно хорошо понимать. Вот в нашей вселенной впервые и первая греховная смертоносная страсть появилась – это зависть. Сатана позавидовал Богу и ниспал с Неба. Поэтому каждый человек вне зависимости от того, два годика ему, двадцать или сто двадцать, который испытывает зависть, должен знать, что в нём сатана. Потому что зависть – это сатанинский грех. Как должен реагировать христианин на какое-то преимущество, которое есть в другом человеке – красота, физическая сила, ум, богатство? Он должен такому человеку сочувствовать, то есть радоваться за него, радоваться, что он здоров, что он красив, что он богат, что он умён. А если человеку это доставляет неприятность, то значит он бесноватый. Потому что Христос был и богат, и молод, и красив, и умён. Что они Его ненавидели? Из зависти. Потому что Он ещё лучше всех. У каждого человека есть какие-то недостатки, есть прегрешения, есть несовершенства – у каждого. А у Христа их не было. Он был совершенный Бог и совершенный Человек, и у бесноватых вызывал зависть, которая выражалась в том, что это их мучило. Вид Христов для них был непереносим.

Когда-то давно, лет 40 назад, один человек меня спросил о таком явлении. Странно всё-таки, люди взрывали храмы, если храм не взорвут, то колокольню. Стоит красивое здание. Ну зачем взрывать? Ну наполни его зерном, селитрой или сделай автосалон. Или, как в Европе, концертный зал – как правило, хорошая акустика. Или в конце концов сделай цирковую школу, пусть акробаты выступают. Зачем взрывать? Это, во-первых, затея опасная внутри города, во-вторых, много надо тринитротолуола, много людей отвлекать от созидательной работы. Зачем взрывать? А дело в том, что ненависть такая, что уже не терпится, чтобы храм переделать в театр или в какой-нибудь бар, как умудрились на Хавской улице сделать такую пивнушку из церкви. Но на это всё-таки нужны средства, переоборудование, а так взорвать, изуродовать, чтоб ни на храм было не похоже, ни на какую-то специально созданную конюшню. Не терпелось, ненависть захлёстывала. Беснование. Вот это беснование и торопилось, особенно в первые годы нашей не очень великой, но всё-таки октябрьской революции. Расстреливать, расстреливать. Ещё только революция случилась, а у нас в Петровском парке уже расстреляли одного епископа, потом одного из величайших московских проповедников – отца Ивана Восторгова. Недавно переиздали его проповеди, каждый может приобщиться. Мы даже крест в память их поставили, сейчас готовим табличку с указанием. Ещё расстреляли двух министров, двух сенаторов и ещё 80 человек. Без суда, без всякого следствия. Почему? Да потому что это долго. Сразу! Даже слово «расстреливать» не использовали. Почему? Ра-сстре-ли-вать – четыре слога. Шлёпнуть! Людей шлёпали, потому что скорее. Вот ты хорошо проповедуешь Христа Распятого и Воскресшего? Скорее тебя шлёпнуть! Но так, не при народе, конечно. Он служил на Красной площади в храме Василия Блаженного. Сюда отвезли, на самый край Москвы, даже за город поленились отвезти, тогда ещё Бутовского полигона никакого не было, и здесь в Петровском парке расстреляли. А сейчас на месте расстрела мы вчера имели удовольствие рок-концерт слушать, который не давал возможности нам даже богослужение наше совершать. Тоже форма беснования. И вот это проявление беснования нам нужно научиться различать. Прежде всего в самом себе. Например, появляется к какому-то человеку недоброжелательство. Очень часто так бывает: «Знаете, он мне как-то неприятен с первого взгляда». Что это такое? Это проявление беснования. Потому что чувства, которые в нас должен вызывать другой человек, прямо противоположные. А зависть есть у всех, просто мера совершенно разная.

Пойдём дальше. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней (Мф. 8, 30). Уже знали, что Он их выгонит. Так не бывает, что человек становится бесноватым без всякой вины своей. Так не бывает. Этот человек пестует свои страсти, как и свинья. Она не может остановиться в том, чтобы ей не есть. У свиньи всепоглощающая единственная страсть – есть. И поэтому свиней и выбрали для выработки мяса побольше, используя такое её свойство. Конечно, дикие свиньи похудей, чем домашние, потому что домашних специально утучняют, чтобы с них больше белков собрать. А бесы очень хорошо понимают и чувствуют то, что происходит со свиньями, и поэтому просили Христа. Парадоксальная ситуация: бесы просят Христа. Почему? А потому что всякое беснование, это ещё древние римляне и греки заметили, на примере пьянства, есть добровольное безумие. Кто из нас был пьяным или, может быть, видел пьяных, что гораздо проще, замечает, что каждый пьяный человек и на вид, и по своему проявлению дурак дураком, и при этом он чувствует себя кумом королю, что ему море по колено, что он самый неотразимый ловелас, чрезвычайно остроумный. На самом деле идиот конченый. Пока пьян. Если протрезвеет, уже другая совершенно ситуация, у некоторых даже возникает покаяние, и начинают спрашивать: «Ну что я говорил? Ну как я себя вёл?», потому что он даже не помнит ничего.

И вот, Господь пришёл спасать грешников, потому что каждый бесноватый к этому состоянию пришёл сам. Это не сразу – родился человек, и сразу стал бесноватым. Нет, какое-то время на это ушло, и собственные усилия для этого тоже нужны. И Господь хотел, конечно, этих двух тяжело болящих людей освободить. И бесы это тоже предчувствовали, потому что за Христом шла молва, что Он бесноватых исцеляет. А как исцелить бесноватого? Надо чтоб из него бес вышел. И вот, они просили, чтоб в свиное стадо им войти.

И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде (Мф. 8, 32). Сумасшедшие. Вот суицид, мысли о самоубийстве, особенно молодёжь, бывает, посещают – что это такое? Натуральное беснование. Потому что смотришь: всё в порядке у человека, руки-ноги есть, никто его не истязает, еда есть, одежда есть, учится. Что-то вот не так, учительница по географии что-то сказала, болваном назвала. Ну и что? Ну ты посмотри в зеркало! Посмотрел? Ну ты видишь, болван перед тобой? Посмотри, что у тебя на голове, посмотри, что на твоих плечах, посмотри, как ты говоришь: «короче, короче, короче», а уже короче уже ничего не скажешь. Ты же даже говорить не можешь на родном языке: ни короче, ни длиннее, ничего. Полный натуральный болван. Просто она сгоряча, это, конечно, педагогическая ошибка, но вот, выразила своё задушевное мнение о том, кто ты есть, да ещё бесплатно навязался ей на шею. Вот, собственно, и всё. Из-за этого что, с шестого этажа прыгать головой вниз? Ясно, что человек бесноватый. Только бес может внушить такое человеку, молодому, который вполне может подразвиться, книжки почитать, в библиотеках посидеть и чему-то в жизни научиться хорошему. Это очень всё может быть полезно. Совсем не обязательно прыгать с шестого этажа, потому что на пути на четвёртом уже можешь передумать. А что будет дальше? Поэтому такое ослепление безумием очень часто совершенно налицо. И вот, они бросились с крутизны в море, потому что обезумели.

Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их (Мф. 8, 33-34). Почему отошёл – ну потому что то, зачем Христос пришёл на землю, а именно, освободить людей от беснования, большинству людей совершенно не нужно, ведь беснование им родное, милое, понятное, привычное. Люди живут в бесновании: в зависти, в злобе, в осуждении, в блуде, в непрощении обид, во вражде. Они так в этом привыкли, это их стихия. Не обязательно говорить только о свиньях, возьмём для примера акулу. У неё такое свойство, так её пасть устроена, она не может взять, откушать кусочек, и всё, сыта, поплыла. Нет, она заточена на то, чтобы жрать непрестанно. Так вот она устроена. Она может есть, как некий завод, как некая мясорубка, перерабатывать без конца пищу. И челюсти у неё железные, она может не спать, только есть, есть, есть. Так же и человек, исполненный страстями. А беснование даёт удивительную силу человеку. Наблюдается особенно в среде людей богатых: миллиард, два миллиарда, три миллиарда, десять миллиардов, сто миллиардов, триллион, два триллиона. Ну проешь три миллиона! Да это же невозможно! Ну купи всё, что продаётся. Есть вещи, которые не продаются: Эрмитаж не продаётся, галерея Тейт в Лондоне не продаётся. А так вот вроде деньги есть, чтоб всё купить, но что-то не продаётся, поэтому приходится останавливаться. Уже вроде полмира купил, потом взял и помер. Как у простого деревенского мужика: первая стадия рака, вторая стадия рака, третья стадия рака, и умер. Только мужичка-то никто не лечит, поэтому он быстрее, меньше мучается. А у этого врачи, можно продлить ещё на год, ещё на два. Только и разница – сколько ты будешь мучиться. Чем ты богаче, тем будешь дольше мучиться. Если ты беднее, скажут: «Ну что тут? Медицина бессильна». И так понятно, поскорее умирает, такая милость Божия.

Евангелие это описывает нашу человеческую жизнь. Да, они Христа испугались. Ни один Ему слова не сказал, мол, Ты что ж наделал, лишил нас наших поросят, а что мы будем есть. Как будто это вообще не Господь даёт пищу людям. Нет, они об этом промолчали. Но говорят: «А Ты не мог бы идти Своей дорогой?». Иди, проповедуй кому-нибудь другому. Нам с нашими свиньями жить лучше. Мы не хотим с тобою связываться. Вот у большинства людей такая позиция, чтобы не связываться. И это всегда заканчивается тем, что это беснование приходит в их дом. Потому что тушить пожар нужно не тогда, когда к твоему дому подошло, а когда загорелся в селе самый крайний, уже туда надо бежать и там гасить. Но, к сожалению, большинство людей считают, что «моя хата с краю», поэтому и беснование в любой форме (наркомании, драк, грабежа, огня) приходит в дом практически к каждому. И вот, Христос пришёл на землю, чтобы нас всех, всё человечество, от этого спасти. Одни ненавиствуют на Христа, другие равнодушны, третьи держатся от Него подальше («знать не знаю, и знать не хочу»), и только малая толика желает идти за Христом и становиться Его учениками. И вот, этому можно в Церкви научиться. Если сумеем научиться, сможем и выплыть из этого свинского болота, в котором живём.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 12

    1. Artem941:

      Благодарю, о. Димитрий! Как обычно — важнейшие вещи доступным языком.

      P.S. Про бабушку очень резко, не все такие (спаси, Господи, рабу Твою Маргариту и Марию). Все-таки плохих лучше отстранить, как о. Димитрий в других передачах советовал.

      • ajnbyf:

        В какой передаче? У меня есть проблема со старшим поколением — точно силища полированной глыбы.

    2. Сергей:

      В ЖЖ (забавное сокращение) был опубликован «жалобный» материал на тему того, что «сорвали концерт» на площадке «Серебрянного дождя». Теперь понятно, почему они взвились или правильнее сказать «взбесились». Танцевать на могилах — это уму непостижимо. С удовольствием слушаю проповеди. Спасибо, отец!

    3. Rostya:

      Враг будет разбит! Победа будет за нами! Ура!!!

    4. Yanina:

      Дорогой о.Димитрий, спаси Вас Господи! Смотрим Ваши проповеди постоянно, спасибо за доступность и понятность темы даже для ребёнка, это очень ценно!

    5. Юлия:

      Большое спасибо за Ваши проповеди. Вам не нравится, когда говорят, что Вас любят. Но мы любим Вас как мужественного православного священника. Вы пример для нас всех. Ваши проповеди, выступления помогают в жизни, которую заполонили бесноватые.Спасибо!

    6. nikolay160877:

      Спасибо Отец Дмитрий.

    7. Ania:

      Спасибо, отец Димитрий!
      И спасибо за текст проповеди. Очень полезная вещь.

    8. Slavas:

      Особенно приятно и удобно стало оформление в техническом вопросе:
      1. ссылки с выложенными стихами,
      2. готовый печатный текст проповеди.
      Спаси Господи!
      Низкий поклон Вам Отец Димитрий и Вашей команде помощников (оператор, модератор сайта….)

    9. Святослав:

      Батюшка, я христианин.

    10. Elena.K:

      Спасибо большое Вам батюшка! Замечательная проповедь! Очень благодарна за сегодняшний день Вам, он значимый в моей жизни!!! Здоровья Вам!)

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.