Проповедь на Преображение Господне
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на праздник Преображения Бога и Господа нашего Иисуса Христа о том, что для человека единственно важно, как он внутренне преобразится для вечности в результате веры, вложенной в него Богом, и какие принесёт плоды...

Итак, мы вместе со всею Церковью достигли праздника Преображения Господня. Это самый сладкий праздник церковного года благодаря виду этих прекрасных плодов земли, которые приносятся в церковь. Но в наших краях это не так явно – что мы можем принести в этот день в церковь с того урожая, что мы вырастили? Ну только огурцы и, может быть, у кого теплицы есть, ещё помидоры. А вот в странах южных уже действительно и виноград поспел, и какие-то виды персиков. Когда-то в древности это, конечно, всё имело смысл, потому что каждый крестьянин, а это было большинство населения христианских стран, жил от того, что взрастит земля. Ну и, понятно, за тысячелетия обработки земли труженики давно заметили, что от их труда зависит совсем не всё. Ты можешь трудиться, а саранча всё съест. Ты можешь трудиться, а ранний мороз убьёт всё. Ты можешь трудиться, а испепеляющая жара сожжёт твой труд – целое поле не укроешь от палящего солнца. И так далее. Вот всякими стихиями повелевает Господь, поэтому в каждой церковной молитве всегда присутствовало прошение о благорастворении воздухов, чтобы не было слишком холодно или слишком жарко, чтобы не побил урожай град. Потому что от этого зависит, будем ли мы не только сыты, а вообще живы. Сейчас, конечно, при новых технологиях, при развитии транспортных коммуникаций вообще об этом можно не беспокоиться: картошечка из Израиля, яблочки из Польши (до некоторого времени; но и то просачиваются). Можно вообще ничего не делать. Торговать тем, что у тебя есть, и так всё наладить. И так у нас и было. Если по России проехать, на полях берёзы растут толщиной с ногу уже, а не с руку. А зачем? Да и некому. Не только земля не рожает, но и народ не рожает. А зачем? А в древности было не так. Каждый ребёночек воспринимался как дар Божий, потому что рождается новый труженик, который будет помогать в хозяйстве и выращиванием скота, и тем, что будет убирать урожай и ткать одежду. И всё люди делали сами. Поэтому такой обычай возник именно в день Преображения, когда появляются уже плоды первого урожая, приносить их с благодарением Богу. Сейчас, конечно, смысла нет. Это всё равно что кулич купить в магазине. Не ты его сеял, не ты его пёк, твоё всё усилие – привезти его в храм, окропить водой и съесть. Экие такие вообще труды! Остаётся только внешняя форма.

Но понятно, что это всего лишь такое совпадение, что в этот день Преображения приносят плоды земли трудящиеся люди. А смысл праздника, конечно, совсем другой, потому что Господь пришёл на землю не для того, чтобы мы были сыты, и не для того, чтобы вкусно ели в эти такие благодатные времена последних дней августа. Нет, совсем не для этого. А для того, чтобы мы духовно преобразили свою жизнь. Господь наградил нас верой. Все люди, которые пришли в Церковь, пришли к Богу, это люди, которые получили награду от Бога. Причём награду не за труды, а за то, что Господь в каждом из нас углядел вот эту возможность для преображения. Поэтому дал нам веру, чтобы с помощью веры наша жизнь преобразилась. Сначала, конечно, жизнь внутренняя. И вот это преображение, о котором в самом начале Своей проповеди говорил Господь: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф. 4, 17). Потому что первый шаг преображения – это покаяние. Покаяние – это значит, что человек увидел то, в чём ему нужно измениться. Потому что изначала человек не видит. Как маленький ребёнок – орёт в храме, он не видит, что орать в храме неприлично. Но подрастёт – начнёт примечать, что вокруг люди стоят, не орут, значит, и мне это не пристало. Потихонечку до него дойдёт, даже если ему не говорить, что кричать нельзя. Чтобы ускорить этот процесс, отец с матерью могут ему говорить: «Знаешь, орать в храме нельзя». Так потихонечку этот процесс может быть ускорен. И уже возникнет преображение: то крик, шум-гам, а то – благоговейная тишина. Вот те люди, которые в том приделе шумят, тоже не понимают. Люди отвлекаются от главного – куда пришёл, зачем? – и начинают как-то о чём-то своём заботиться.

И вот, преображение заключается в том, чтобы человек немножко отвлёкся от своей жизни, от своих дынь, арбузов, винограда. А наоборот, обратил внимание на Бога. Ради чего Он пришёл на землю, ради чего пролил кровь? Ответ очень простой – чтобы мы из плохих сделались хорошими. Причём, хорошими не с точки зрения какого-то человека или какой-то философской мысли, а с точки зрения самого Бога. Потому что только Бог знает, что такое хорошо и что такое плохо. Может знать и человек, но наученный от Бога. А если человек от Бога не получил это знание, он не знает, что такое хорошо и что такое плохо. И возникают страшные ошибки, о которых и Господь предупреждал: Придет время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем творит службу Богу (Ин. 16, 2). Сейчас на земле уже сотни тысяч людей заняты не тем, что разделывают домашний скот или режут арбузы, а отрезают головы людям – они думают, что этим они творят службу Богу. Но с точки зрения Бога этого не может быть, потому что каждый человек, даже заблуждающийся, это есть дитя Божие, которого надо просветить, а совсем не отрезать ему голову, как простому барану. Но вот, у людей такое происходит в мозгу, что они начинают воспринимать действительность так, что верят, что отрезать голову другому человеку – это служба Богу. И человек может очень быстро дойти до такого озверелого состояния. А Богу угодно, чтоб мы не только не озверели, а чтоб мы из человеков преобразились бы в Ангелов. С чего нужно начинать? Начинать нужно с ближних. Вот живут два человека в одном доме. Можно жить, как псы: всё время рычать друг на друга, всё время кусать, всё время нападать, всё время жаловаться друг на друга. А можно это всё преобразить: начать терпеть, начать друг другу помогать, начать смиряться, начать друг другу служить, начать друг другу помогать в несении болезней. Каждый человек так может. Даже в животном мире мы это наблюдаем: время от времени бывает так, что мама-кошка погибает, а собака начинает кормить котят, которые остались без материнского молока. Если неразумное животное на это способно, то тем более разумный человек. Люди же – нет, и некоторые уже на закате своей жизни превращаются не в ангелов, как это Господь бы хотел, для чего нам веру даровал, а в сущую ведьму и бабу-ягу.

С чего надо начинать преображение? Прийти сегодня домой, посмотреть в зеркало на свою мрачную рожу, сказать: «Почему у меня рожа такая мрачная? Потому что я злой человек. Мне надо преобразиться». Но преобразиться не как в школе Станиславского, когда надо представить, что ты счастливый, добрый человек, и это из себя изобразить. Это никому не нужно, это называется «накрашенный гроб» (см. Мф. 23, 27). Гроб можно накрасить, цветочки прибить, всякую ткань, если деньги есть, так можно вообще лаком покрыть, но внутри всё равно труп. Поэтому это не годится. А нужно стать таким. А стать можно только совершая дела. Если ты ленивый, как тебе сделаться трудолюбивым? Очень просто. Начинай с уборки своего дома: вымой всё, вычисти, разбери шкафы, протри пыль, даже сверху буфета, шкафа, пойди на рыночек, купи стремянку, слазь, возьми тряпочку, намочи, отожми, вытри. А через четыре дня повтори это. И так месяц, два, год. Пройдёт два с половиной года, смотришь, а ты уже трудолюбивый. Так же и с ленью на молитве. «Я, – говорит, – не могу заставить себя молиться». Экие большие усилия – сложить троеперстно руку, осенить себя крестным знамением и сказать: «Господи, помилуй!». Ой, прям кубометр земли вырыть! Нет, не могу. Не «не могу», а «не хочу», потому что никто ж тебя не заставляет делать тысячу поклонов. «Господи, помилуй!» Какие страшные усилия! Но нет, просто лень. И вот, человек может из ленивого сделаться трудолюбивым. Так же из жадного сделаться щедрым. Из бросающегося на всех демона или бабы-яги превратиться в добрую, хорошую, доброжелательную, участливую женщину. Потом подойдёшь к зеркалу через годик, смотришь – на тебя глядит светлое лицо, и морщин-то уже столько нет, и взгляд не исподлобья, а открытый, светлый, и все соседи: «Здравствуйте!», и все рады, потому что в ответ – улыбка, приветствие. Один человек добро сердца посылает другому. И всё вокруг – не только внутри, но и вокруг – начинает преображаться. Преподобный Серафим говорил: «А ты стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». Потому что жить в этом мраке, в злобе, в раздражении, в подозрительности, в негодовании, в постоянном осуждении очень тяжело и болезненно, потому что это есть подлинный ад. И вот, Господь и хочет спасти человека от этого ада. А спасти можно только единственным способом.

Всяческие философы, политические деятели, они идиоты. Потому что они хотят мир преобразить вокруг. Ничего не получается. Что бы они ни строили, получается концентрационный лагерь смерти. Почему? Потому что хотят преобразить не сердце человека, а внешнюю жизнь. И получается что? Бараки, колючая проволока. Ничего другого. В любой стране мира, как только затевают сделать людей счастливыми, заканчивается всё концентрационным лагерем и отрезанием голов, больше ничем. Потому что человек этому не подчиняется. <Человек обретёт счастье>, только если он преобразится сам. Представим себе, сто человек на один процент станут добрее. Что это значит? Это значит, 99 останется такими, как были, а один станет святой. И он уже будет этот свет радости, добра, прощения других, терпения, распространять и на других. И все вокруг – и дети, и внуки – все будут преображаться, потому что будут наталкиваться на добро, снисходительность, на готовность помочь, на желание подставить плечо, а не наоборот, затоптать. Всё наоборот. Жизнь улучшится. И в нашей жизни есть поле, оно огромное, для того, чтобы нам преображаться. И вот, Господь хочет именно этого. И это действительно, и в Писании написано: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 35). Гораздо. Это и сердцу веселее, и Богу угодно. Это только маленький ребёнок, неразумный, ещё не обученный: «А мне? А мне? А мне? И я хочу!». Потому что он грешный человек, что в нём? Только обыкновенная человеческая зависть. А человек, наученный христианству, наоборот, лучше даст: «Да ничего не надо, да возьмите». Да, можно приобрести что-то материальное, но потеряешь-то духовное. А попробуй, за материальное приобрети что-нибудь духовное. Пойди в булочную и скажи: «Отрежьте мне 800 грамм чего-нибудь духовного». Нет. Это возможно, только трудясь самому. Только сам.

Это как и с плодами. Если ты пошёл на рынок, купил винограду, принёс, освятил, собственно, а что в этом? Да ничего. Купил и съел. Другое дело – ты сам лозу вырастил и радуешься тому, что Господь тебя благословил урожаем, это другое дело. Так и для Бога – если ты что-то купил и показываешь, это Богу неинтересно. Богу интересно, что ты сам из себя создал с Его, конечно, помощью, кем ты стал в результате того, что Он вложил в тебя семя веры, какие ты принёс плоды – в два раза, в пять раз или в десять. Вот что важно для Него. Вот что важно для вечности. Ты действительно преобразился в результате той веры, которую получил, или остался таким, как есть, то есть закопал свой талант – то, что тебе дал Бог. И горе тому, кто стал хуже. Придём домой, посмотрим, какие мы были в детстве – в 10 лет, в 13, какие у нас хорошие были личики, и сравним с тем, что видим в зеркале. Это очень будет нам наглядно. Пока нас ноги носят, время у нас ещё есть. А делом преображения христианин должен заниматься всю жизнь.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 38

    1. Ольга К.:

      Спасибо большое,Батюшка,за просвещение! Храни Вас Господь и Матерь Божия!

    2. fotinia67:

      Я считаю, что невозможно преображением души каждого изменить жизнь общества. Ну вот представить себе: изменился один коррупционер чиновник и стал о благе страны радеть, свои интересы в жертву принес, да его система раздавит! Мое глубокое убеждение, что не человек делает систему, а система человека. Что плохого в том, чтоб система была устроена так, чтоб даже помыслить о взятке было стыдно? Стыдно же должно быть не только перед Богом, но и перед людьми? Или я не права?

      .

      • s2235:

        Когда стыдно перед людьми но не перед Богом, то это называется по другому, это называется лице мерить у людей за свои поступки, мысли и тд, так сказать оценивать их реакцию на это, вреднейшая вещь лицемерие. Помните, когда человек поворачивался к лесу передом, а куда не надо задом кланялся и прилюдно каялся? :) Событий и «благочестия» много, а результат обратный. Когда же стыдно перед Богом, перед совестью, то и стараться особо о форме не придётся и смысл будет, и перед людьми будет стыдно по настоящему, а не по лицемерному. Людям и себе не навредите.

        • fotinia67:

          Почему в советское время было мало «гражданских» браков? Потому что было стыдно перед людьми. Приведите аргументы, что такое «лицемерие» не угодно Богу.

          • s2235:

            Далеко не всегда стыд перед людьми есть лицемерие, лицемерие — «когда стыдно перед людьми, но не перед Богом», когда совесть уходит на второй план, когда на первый выходить то как ты выглядишь, но не кто ты на самом деле есть, это суть «закваска фарисейская».
            Несмотря на то, что в советское время большинство браков было «гражданское», но представление о нём, воспитание и содержание ещё оставалось, и передавалось от родителей к детям, от дедушек и бабушек перед которыми и «было стыдно». По вопросу «Приведите аргументы, что такое «лицемерие» не угодно Богу» приведу — состояние Советского Союза. А ещё скажу, что любое лицемерие не угодно Богу, потому что отнимает человека от Бога, а без Него ничего не прочно, несодержательно, непутёво, ложно, недолговечно, и «неинтересно». Когда так, то и разваливается всё и деградирует, разве мне надо Вам рассказывать что в головах у людей совсем не семейные мотивы, какие были семьи и какие стали?

      • Jota:

        не правы. но не с выводом а с постановкой вопроса. у христианства нет цели земного благосостояния общества.за что кстати иудеи смерти Христу желали знаете?..
        преображение имеет аромат настоящего счастья. но только идти по следу аромата приходится долго и с препятствиями. и система одно из них. знаете почему Христос запрещал злым духам называть его Сыном Божьим?

        девы были не угодны жениху. те что в количестве 5 были.
        важно не поведение и дела а цели; путь — то же…
        или по-иному: те кто выбирал от стыда, разве думал угождать Богу? как же можно угодить того не желая?

        • fotinia67:

          Спасибо! Пожалуйста, ответьте еще на один вопрос, я его никак не могу осознать: то есть, по христианству — земное благосостояние неминуемо вредит душе? К нему и стремиться не надо, тогда? Надо сокращать больничные койки, закрывать детские сады, делать образование, медицину и закон платными, а взятки чиновничества делать опорой системы управления государством и т.д., ну может не делать, а относиться к этому как к Богом данности, которую помыслить изменить в сторону благосостояния уже грех? Вот тут как-то совесть в ступор входит…

          • kamensky:

            Какая замысловатая каша у Вас в голове и какая причудливая логика относительно христианства. Имхо, Вам не следует перенапрягаться в этом направлении, не Ваше это… только расстроитесь :-)

            • fotinia67:

              Ну и Вас спаси, Господи! Можно как-то подоступнее для моей логики ответить? А то вы меня так вот взяли и вышвырнули из христианства не по-христиански. Объясните хотя бы за что?

              • kamensky:

                1) надо просто верить, а не задаваться непосильными вопросами с уклоном в сугубые богословские трактовки христианства и его связи с налоговой инспекцией
                2) прочитав собственный комментарий постарайтесь самостоятельно понять Вашу как бы несколько экзальтированную «логику», если этого сделать не удастся, переходите к пункту 1
                ——
                ПС сугубые богословские трактовки христианства и его связи с налоговой инспекцией — это как бы не совсем удачная шутка, так как у Вас речь шла о детских садах и больничных койках

                • fotinia67:

                  Ну и на том спасибо!

                • s2235:

                  Ну действительно, если человек ремонтирует что-нибудь, или приходит к врачу чтоб он вылечил, то это не значит что он сам обязательно должен всё знать и быть мастером, или доктором наук в медицине.

          • s2235:

            «Вот тут как-то совесть в ступор входит…»
            Совесть или есть или нет, «куда-то девается» :) , в ступор входит не совесть, а «логика» рассуждения, совесть не входит в ступор :) . На самом деле на «логике» которую Вы привели как вопрос, очень много спотыкается народа, и на нём огромное количество строится лжетеорий и обмана.
            Ну подумайте сами — не для того идут по дороге чтобы надеть обувь и топать ногами, не для того ездят на машине чтобы колёса крутить, не для того наливают воду чтобы сосуд поставить, не для того летают чтоб крыльями махать, но это же не значит что не нужны к примеру обувь и не надо заботиться о чистоте сосуда и тд.

      • julia l:

        Так откуда в системе возникнет понятие о стыде, если в ней не найдётся ни одной преображённой души?…Нельзя ждать всходов не посеяв семя.

        • fotinia67:

          Я думаю не будет назойливостью моя настойчивость? Можно все таки конкретизирую свое недоумение, а то от таких «определенных» ответов «экзальтированная» логика в трубочку сворачивается. Получается, что забота о материальном благосостоянии общества не угодна Богу? Но ведь это забота о людях по заповеди: «да любите друг друга!»? Да, конечно, кто-то не выкинет сигарету и не станет плевать на тротуар от стыда и духовной зрелости, а кто-то, скажем, от боязни большого штрафа. Но то, что этот боязливый, да будь он хоть атеист, хоть как-то ставится в рамки перед другими людьми — не есть ли это тоже забота о людях и такое устройство общества более отвечает заповедям Бога? А то получается абсурд: Я, как христианка, должна молиться за ближнего грешника, совсем не думая о других ближних. По этой логике, так и тюрем не должно быть.

          Мне важно понять — мечты о Рае на Земле — это грех перед Богом? Даже не то, что утопия это или не утопия, а не противоречит ли такая цель человечества самому мирозданию по законам Божьим.

          • kamensky:

            Прекрасный образец (можно даже сказать перл) авторской логики современной богословской трактовки окурка на асфальте )

            • fotinia67:

              Может и не прекрасный, и я понимаю, что воцерковленные люди понимают гораздо больше и мыслят в другой системе координат, в которую не включены новоночальные или вообще неверующие, но, поверьте, это нормальная логика для таких людей и не у одной меня возникают нормальные вопросы.

              • kamensky:

                Замечательный образец (можно даже сказать перл дня) авторской логики относительно современной богословской системы координат воцерковленных людей и нормальности вопросов — в смысле, что вопросы новоначальных и неверующих по определению всегда нормальны и логически безупречны в отличии от воцерковлённых сектантов, мыслящих в неких других категориях и не верящих (но, поверьте,) автору комментария )))

              • Курилов Василий:

                Всё мне позволено, но не всё полезно (ничто не должно мною обладать).
                И ещё, люби Бога и делай что хочешь. (О любви — 1Коинфянам, 13, 4-8)

          • julia l:

            Рай был в том, что Адам и Ева пребывали в Богообщении . Грехопадение нарушило эту связь с Богом. С тех пор человек тоскует по Раю, но не помнит его. Знает, что был там счастлив, но не знает в чём это счастье заключалось…
            Царствие Божие в возвращении человека к Богообщению.
            А благосостояние, оно как погодные условия. Когда два любящих сердца стремятся друг к другу, им неважно светит ли солнце или идёт дождь. Климат влияет лишь на выбор одежды и толщины стен жилища…Проблема в том, что человек разучился любить. Задача-научиться.

          • s2235:

            Вы так пишите со знанием дела — «…мечты о Рае на Земле — это грех перед Богом?», с большой буквы «Рай», а Вы знаете что это — «Рай», прежде чем о чём-то мечтать, желательно хотя бы представление об этом иметь. Догадайтесь кто его Вам может дать, это представление. Стремление к «Раю» в природе человека, оно естественно, но при более-менее внимательном рассмотрении «представлений» о «Рае» часто обнаруживается примитивная пошлость или вообще мерзость. Его этот «рай» как правило строят без Бога, а при чрезмерной настойчивости в строительстве «райских конструкций» у «православных» получился «коммунизм-социализм», а у «католиков» вообще — «капитализм-фашизм».

            • kamensky:

              Напишите ещё, что Рай — это возможность общения с Богом, и тогда вообще и окончательно запутаете-запугаете новоначальную девушку-богословку, мечты которой не идут дальше отсутствия окурков на асфальте и наличия детских садов. Поэтому дайте лучше ей телефон в справочную Рая, чтобы она там проконсультировалась у дежурного ангела, можно ли мечтать о Рае без греха на грязных улицах России.

              • fotinia67:

                Да вы сами себя пугаете, други моя! Единственный толковый ответ для меня, это: «Всё мне позволено, но не всё полезно (ничто не должно мною обладать).
                И ещё, люби Бога и делай что хочешь. (О любви — 1Коинфянам, 13, 4-8)». Всем спасибо!

                • kamensky:

                  Спасибо и Вам, что вразумили, бесстрашная, Вы наша, хлопотунья за чистоту на асфальте детских садов… с нетерпением ждём очередных богословских перлов со стороны… )))

                • s2235:

                  Вы правы fotinia67, а по другому и быть не может :) , но и его (ответ) следует понимать. А то вдруг из «Всё мне позволено, но не всё полезно» и «люби Бога и делай что хочешь» доступным будет только «Всё мне позволено и делай что хочешь» :) , а остальное не ненужно и неинтересно, да и вообще «мракобесие» какое-то. :)

              • s2235:

                Даю телефон, не берёт…, говорит телефон не нужен, зачем, говорит, мне телефон…, Рай нужен, телефон мне не нужен… говорит…

    3. irinamir:

      Проповедь не в бровь, а в глаз. Спасибо!

    4. Ania:

      Спасибо, отец Димитрий, за чудесную проповедь!

    5. ElenaP:

      Спасибо большое, батюшка!!

    6. Татьяна83:

      Спасибо, отец Дмитрий.( Я полку пыльную вытерла.. )

    7. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий.

    8. Вадим Богданов:

      Спаси Господи, отец Димитрий!С допустимым юмором доходчиво усваиваются лично для меня Ваши проповеди.Крепкого здоровья Вам!

      • irina kopteva:

        Согласна с Вами,Отец Димитрий всегда все объясняет просто,понятно и с юмором.Очень люблю его слушать.Спаси Господи,Отец Димитрий!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.