Проповедь на неделю 13-ю по Пятидесятнице (притча о злых виноградарях)
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по евангельской притче о злых виноградарях, которые нарушили заповеди Божии.  [Мф. 21, 33-46].
 
 

Сегодня нашему вниманию Святая Церковь предлагает притчу из Евангелия от Матфея, где Господь повествует о том, как некоторый хозяин дома насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился (Мф. 21, 33). О чём это идёт речь? Речь идёт о языческом мире, из которого Господь избрал Авраама, и от него произошёл избранный народ, и Он оградил его, вот этот виноградник, изгородью. Эта изгородь состояла из заповедей Божиих. Для чего? Обычные люди воспринимают Бога, как воспринимают дети своих родителей. Дети хотят делать одно, а родители всё делают им назло. Хочу играть, а они говорят спать, хочу начинать обедать с того, чтоб пить Кока-Колу, они говорят: «Нет, сначала суп», хочу ходить таким, как проснулся, раздетым, они говорят: «Нет, надо одеться, это неприлично». Всё наоборот! Хочу тарелки со стола сбросить, они говорят, надо убирать. А если я постарше, ещё говорят, надо мыть. Вот ещё что придумали! Потом ещё отдают в школу. Я хочу спать, они говорят: «Нет, в школу». В каникулы хочу с ребятами во дворе играть, с матерщинниками, они говорят: «Нет, надо ехать к бабушке». И вот так вот всё время, от этих родителей один только вред. Я хочу делать что хочу.

И взрослые недалеко от детей ушли. Каждый взрослый хочет делать то, что он хочет. Но Бог-то знает, что если делать "что хочу", это кончится смертью. Адам и Ева были существа бессмертные, но не послушали заповеди Божией и стали болеть и умирать, и их потомки, то есть мы с вами, тоже. Благодаря их непослушанию весь человеческий род испортил себе всю природу. И вот, человечеству уже даже не помог и Всемирный потоп, когда все люди утонули, кроме праведного Ноя (см. Быт. 6-7). Но уже в этом семействе праведного Ноя начался грех, который до сих пор именуется хамством (см. Быт. 9, 20-22). И тогда Господь решил из всего человечества выбрать такого человека, из которого Он бы создал новое человечество. И вот, таким человеком явился самый верующий человек на земле. Нас здесь сейчас около 400 человек, и если выстроить нас в ряд, можно всегда из нас найти самого верующего и самого маловерного. Ну так, «на первый-второй-четырёхсотый рассчитайся!», и выбрать. Это, конечно, процедура будет длинная, но можно установить. И вот, из всего земного шара Господь избрал Авраама (см. Быт. 12, 1-3), его даже именуют отцом всех верующих. Почему? Потому что, как Александр Васильевич Суворов заметил, неверующее войско учить – это всё равно что перекалённое железо точить. Оно как будто и не железо – просто гнётся, из него нельзя сделать оружие. Так и человеку, если он неверующий, что-то объяснить, чему-то его научить настоящему, религиозному просто невозможно. Человек должен сперва обратиться к Богу, а потом уже на это можно что-то и нанизывать. И вот, Господь такой народ создал, и в этой притче Он на это намекает. Почему Он говорит в притче? Чтобы люди лучше запомнили, потому что это очень яркий рассказ. А основа у него как раз историческая. И вот, человеку думать не надо, есть заповеди, они, как частокол, охраняют человека от всяких опасностей, главных опасностей. Вот, дал этому народу через своего пророка Моисея Господь заповеди о том, что нужно почитать одного единого Бога, о том, чтобы чтить отца и мать, чтоб тебе было благо и ты был бы долголетен на земле (см. Исх. 19, 10-25; 20, 1-17).

Если будешь пренебрегать родительскими указаниями, то что с тобой произойдёт? Вот самый последний случай. Прислал мне sms один знакомый, пишет: «У моего друга сынок разбился насмерть на мотоцикле». Ну какой родитель, если он не законченный псих, будет живущему в городе парню покупать мотоцикл? Это верная смерть. Парень не прожил и 30-ти лет, убился насмерть. Почему? «Хочу!». Хочу. Другие ездят – и я. Ну другие пока ездят. Ты уже не ездишь. Жизнь твоя очень короткая, потому что ты хотел не того, что хотят все нормальные родители, а ты хотел то, что тому противоположно, ты пренебрёг, оказал в этом непочтение. Вот твоя жизнь из 70-ти превратилась в 30-летнюю. Пожалуйста. Заповедь Божия продолжает действовать. Для чего дана заповедь о почтении к родителям? Чтоб тебе в жизни было благо. Потому что тот, кто послушный, тому благо. Кто непослушный, тот себе создаёт приключения, которые частенько заканчиваются смертью.

Один папа вчера пришёл, мне рассказывал, что сын попался на торговле наркотиками – ну, там по мелочи. Сам он, как говорят, баловался. Ну, попал, естественно, в милицию. Куда же от такого баловства люди попадают? Ну, он пошёл, поговорил с милиционером. Случилось чудо – милиционер его отпустил. Проходит полгода – сынка опять ловят. И отец спрашивает, что делать. Я говорю: «Что? Сажать». Потому что он же людей убивает. Отец пришёл в милицию, а ему говорят: «Вот видишь, папа, ты его тогда пожалел, а сейчас четверо у нас только на этой неделе от передозы умерло». А кто виноват? Тот, кто торгует наркотиками. Потому что если наркомана посадить, то жизнь его продлевается ровно на тот срок, который ему дали. Сколько дали? Семёрочку? Вот, на семь лет дольше проживёт, потому что редко в какой тюрьме торгуют наркотиками. И то, там обычно их отбирают громилы, а мелкой шантрапе там даже и не достаётся ничего, самим мало. Всё с чем связано? С непослушанием родителям, с пренебрежением их волей – совершенно очевидно.

Ещё заповедь: Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14). Пишет одна женщина: «Батюшка, у нас был гражданский брак с одним турком, теперь я беременная четвёртым, а он меня бросил, детей забрал и уехал в Турцию. Я не знаю, что мне делать, помогите». Я с офицерами из Интерпола посоветовался, а они говорят: «А ничего не сделаешь». Она – никто. Осталась без детей, беременная, без средств к существованию, турецкого языка не знает, муж уехал домой, может, к первой жене, а может, третью уже завёл, у них там с этим делом свободно. А для чего нужна заповедь не прелюбодействуй (Исх. 20, 14)? Как "для чего"? Чтобы ты была счастливой. Вот для чего. А теперь? А теперь у тебя отняли – можно сказать, три сердца из тебя вырвали – троих детей, которых ты выносила, которых ты выкормила. И всё. А надо-то всего... Если ты такой дурак, ничего не понимаешь, то есть же заповедь! Заповедь есть.

И вот, если следовать заповеди, то всё будет благополучно, душа твоя будет спокойна, никаких таких ужасов с тобой не произойдёт. А люди, живя, как малые дети, делают то, «что хочу», приводят свою жизнь в такую ситуацию, которую разрешить нельзя. Некоторые думают, надо получить какой-то совет. Ну я ему дал совет: надо сынка сажать. Хороший совет папочке: иди, сдавай своего сынка. А другого-то нет, и быть не может, потому что у меня опыт большой, я десять лет тюрьмами занимаюсь, и про наркоманов всё знаю, и знаю, что надо делать. Если хочешь, чтоб он ещё пожил, надо сажать. Но каково это папе? Всё это надо было раньше.

Заповеди Божии даны, и папа с мамой ребёнка ограждают от плохого и направляют его на хорошее не потому, что они хотят ему досадить, лишить его возможности играть, отбирают компьютер не для того, чтобы он плохо учился или умирал от зависти, глядя на своих соучеников. Не для этого. А чтобы не сошёл с ума! Мама приходит: «У меня сыну 19 лет, не работает, не учится, по полдня ничего не ест, и только в компьютере». Вот для чего! «Что, – спрашивает, – мне делать?». Вчера женщина пришла. Я говорю: «Как что? К психиатру в специальные клиники, где лечат эту зависимость, которая сродни наркомании». Вот для чего родители оберегают детей от компьютерных игр. Не чтоб ему досадить и вред принести, а чтоб он не сошёл с ума к 19-ти годам. Уже десятки и десятки по всему миру смертей молодых людей перед компьютером. Они просто умирают там. Заповеди Божии, как Христос говорит, не тяжки совсем (см. Мф. 11, 30), но они ограждают человеческую жизнь. Надо к Богу относиться не как к некому существу, которое нам говорит: «То нельзя, это нельзя». Он только хочет сохранить нас и нашу жизнь.

Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же (Мф. 21, 34-36). Это Господь им намекает в этой притче на то, как посылал к народу, Им же Самим избранному, пророков, которые возвещали им волю Божию. Пророки говорили им о том, что нужно остановиться во грехе, иначе будет беда. Наконец, послал он к ним сына (Мф. 21, 37) – имеется в виду Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти (в те времена не было никакого пожизненного; раз! – и головы нет), а виноградник отдаст другим виноградарям (Мф. 21, 38-48). О чём это речь? Господь лишил свой избранный народ того, чему изначально хотел научить. Божии заповеди – как родительские наставления.

Не для того, чтобы мучить своих детей, родители их учат, приобщают к Церкви, учат их исповедоваться, причащаться. Нам из алтаря видно, как дети-страдальцы ходят вокруг храма, во что-то играют, разговаривают, им тут стоять неохота, они не понимают, зачем их привели, что их заставляют, почему надо утром вставать. А родители думают так, что если они привели ребёнка в храм, то он сам собой будет верующим. Опять же – ударился в воспоминания – сегодня тоже один человек ко мне пришёл: «Вот, батюшка, родители меня в детстве водили в храм, я ничего не понимал, а потом на 10 лет ушёл. А сейчас опять пришёл. И слава Богу, что я опять здесь оказался». И то, пришёл он в связи с очень тяжёлой ситуацией, в которой он оказался: еле-еле от тюрьмы ушёл. И оказался благодарен Богу, теперь в церковь ходит постоянно. Ну, может, не каждое воскресенье, но постоянно. То есть нужно обязательно человеку дать по голове, чтоб началась термоядерная война. Как многие говорят, как война началась, так народ в церковь и ринулся. А до этого все смотрели равнодушно, как церкви ломают, и никто практически и не заступался.

И вот, Господь передал другим делателям. Пришёл Господь Иисус Христос, воскрес, создал новый избранный народ, это есть Церковь Божия, которая именуется новым Израилем. С какой целью? Чтобы научить заповедям христианским. Не таким простым, примитивным: не убивай, не завидуй, не прелюбодействуй, не воруй (см. Исх. 20, 13-17). О том, что нельзя воровать, и язычники знают. Ничего тут нет нового. А вот любите враги ваша и благословляйте проклинающих вас или добро творите творящим вам напасть (Мф. 5, 44) – это уже очень серьёзная задача, и совсем не многие этим путём пошли. Большинство всё равно хотят себе. Себе любимому – покоя, богатства, уважения, славы. И так далее. Все хотят жить хорошо. В каждом храме есть распятие; священники, миряне на себе носят крест. Это не для того, чтоб он прыгал при ходьбе, а чтобы напоминать: вот тот Человек, Которого гвоздями прибили к дереву, живого, и повесили на солнце. Температура на солнце была градусов 45. И насекомые. И вот, Он там висел, пока не умер. Перед этим избили. Хорошая жизнь? Кто бы захотел, чтоб его ребёночка прибили бы к дереву и повесили на 45-градусной жаре раздетым, не давая ни пить, ни есть, а ждали бы, когда он умрёт? Если Сам Господь всходит на крест, Он хочет нам этим самым объяснить, что помимо "поесть", и помимо "сладко выпить", и помимо того, чтобы закурить вкусненькую сигареточку, и помимо чтобы рассказывая анекдоты, поржать, как лошадь, а потом залезть под чужое одеяло, есть вещи вообще поважнее. Гораздо важнее. Причём, это вещи такие, ради которых человек сам должен быть готов идти на смерть, и не мгновенную (укол сделали, и оказался на том свете) – нет, а даже на страдания. И вот это как раз истинный человеческий подход к жизни, истинный человеческий подход к заповедям, истинный подход к тому, чтобы угодить Богу. Но разве мы так воспитываем детей?

Вера, Надежда, Любовь и мать их – София. Как она своих девочек воспитывала? Когда им кувалдами дробили кости ног, что она им говорила? «Отрекитесь, и вас отпустят»? Нет, она им говорила: «Держитесь, девочки, ради Бога! Не отрекайтесь, перетерпите, вас ждёт Христос». И вот, проходят сотни лет, и мы их прославляем, потому что они оказались верными Христу. Вот что такое христианство. И нужно учить детей тому, что добро перед Богом, а не то, что люди говорят. Нас окружают совсем не христиане, они нас учат совсем не тому. Если будем глядеть на их жизнь, мы будем жить так, как они. А эта жизнь приводит в тупик смертельный. И только оплот заповедей Божиих даёт нам ориентир в нашей жизни, для этого они и даны. Не для того, чтобы нас умучить, а для того, чтобы мы, глупые люди (и дети, и взрослые, и старики), понимали, что такое хорошо и что такое плохо с точки зрения Господа Бога. А ты уж смотри сам. И отвечать будешь за всё сам. И расплачиваться будешь за всё сам. И сам ты выбираешь, человек, куда тебе – в рай или в ад. Никто тебя туда не отправит никогда. Ты выберешь сам. Вот что ты хочешь (я хочу!), вот ты то и выберешь. А Господь даёт заповеди, чтобы нам не мучиться с нашими дурацкими выборами, потому что выбор сделал за нас Господь раз и навсегда, сказав, что такое хорошо и что такое плохо.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 7

    1. Татьяна83:

      Cпасибо,батюшка Отец Дмитрий.

    2. ElenaP:

      Все гениальное всегда просто. Спасибо, отец Димитрий, за ваши слова, за то, что не устаете направлять нас на путь истины.

    3. eva:

      Спасибо! Две мысли поразили: соблюдать заповеди нужно для того, чтобы БЫТЬ счастливым..
      И вторая. Детей надо не только приводить в церковь, но и делать так, чтобы им было интересно в ней.
      Когда стоишь,например, на службе и слышишь(понимаешь) слова, молитвы, песнопения, тебя они поражают, ты стоишь и плачешь..Особенно в страстную пятницу..Тогда наименьшим образом посещают тебя мысли: достоять до конца..
      Ребенку же это так важно..(хотя на мой взгляд(если это уместно) приучать к службе детей нужно постепенно и стоять им нужно столько, сколько они могут сохранять внимание. А если дети просто бегают (в одном Храме видела: во время службы рисуют за столом, что-то мастерят), если не понимают ничего, усиленно страдая и ожидая конца мучениям, если нет никакого БЛАГОГОВЕНИЯ , тогда водить их в Храм категорически не надо..Пусть приходят, когда их ум созреет..У одного человечка ум созревает в 4-5 лет (видела таких детей у нас в Храме): стоят спокойно, осмысленно и благоговейно. А у других..попозже..Тогда (мне кажется) таковых нужно приводить хоть бы и на 5 минут, но чтобы эти 5 минут для них являлись высочайшим творческим усилием..их самых высоких сил души..

      • Miniboss:

        Было бы интересней читать это если бы вы были мужчиной (папой)такие мысли и слова. А так, где муж? Он о чем он думает как воспитывать детей?

        • eva:

          Где мой муж?) У меня уже взрослая дочь. Могу рассказать, что делал мой муж для ее воспитания..Ни единого слова он не сказал ей на тему морали. Всю свою жизнь он совершал поступки. И этим решил дело..Работал в поте лица для семьи. Ничего не жалел. С благоговением стоял на молитве перед вкушением пищи. Не изменял себе (не лежал утром в постели, не переедал, не говорил грязные слова, по телефону не говорил больше минуты), учил меня жить: не дозволял делать себе замечания (потому что мужчине нельзя делать замечания), вечером требовал всегда быть дома, не встречаться с подружками для праздного времяпровождения..Просто любил меня. Баловал во всем, однако сдерживая мои желания (например, взять что-то в займы, чтобы что-то купить, в чем в большинстве случаев нет необходимости).
          Ну и т.д..Еще много всего..И из всего этого главное-ничего не говорил.., просто делал..

    4. makdalin:

      Спасибо!

    5. anna lazareva:

      Спасибо! Дай Вам Бог здоровья и терпения! Очень люблю Вас и дорожу каждым Вашим выступлением. Спасибо!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.