Проповедь на неделю 16-ю по Пятидесятнице (притча о талантах)
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по евангельской притче о талантах, даруемых Богом каждому человеку по его силе.  [Мф. 25, 14-30].
 

 

Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию три отрывка из Священного Писания, но, конечно, если все три рассматривать, у нас может не уложиться это в голове, поэтому возьмём нынешнее воскресное Евангелие, тем более эта притча должна быть хорошо нам известна. В ней говорится о том, как человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился (Мф. 25, 14-15). О чём это речь? Кто разумеется под этим человеком? Имеется в виду Сам Творец и Создатель, Господь Бог, а под теми людьми, которым дано в управление имение, именуется всё человечество. А вот имение Божественное – это весь сотворённый Богом мир, который Господь дал людям для управления и для того, чтобы человек приумножал ту красоту, которую создал Господь. Дальше сказано, что каждому по его силе. Действительно, мы знаем, что люди разные бывают и по физической силе, и по уму, и по сердечной способности к добру. Более того, даже не бывает двух одинаковых людей: всегда один подобрей, другой менее добрый. А уж в физической силе вообще просто определить: существуют всякие соревнования, и за полчасика можно увидеть, кто сильней, это самое простое. Так же и с умом: можно дать серию задач – сразу видно, кто лучше соображает. Причём задач не обязательно каких-то математических, хотя это тоже о человеке может многое сказать, а любых, даже жизненных, задач, потому что иной человек разведёт руками и скажет: «Не знаю». Вы знаете, каждый день в Церковь приходят люди и говорят: «Я в тупик зашёл, не знаю, что мне дальше делать». А проблема не стоит выеденного яйца. Скорлупа валяется около урны, и сама проблема меньше, чем кусок этой скорлупки. А человеку кажется, что это прям вообще конец ядерной войны. Всё зависит от силы духа, от силы ума, от силы образования, от силы характера, очень много. И вот, Господь распределил эти таланты каждому по силе. Что это за таланты? Совершенно различные. Одному человеку Господь даёт талант – хорошую семью, другому талант – хорошие мозги, третьему талант – от папы досталось 10 миллиардов евро. Вот, каждому по его силе. Для чего? Чтобы человек этот талант поставил на службу Богу, и чтобы с этого таланта, как модно говорить, со стартового капитала, он это приумножил. Но, к сожалению, так не бывает, и большинство этих талантов остаются совершенно не востребованы. Большинство людей подобны тому человеку, который закопал в землю и совершенно не воспользовался. А некоторые не только не воспользовались, но даже тот талант, который у них есть, растратили. Ну, например, талант – здоровье. Вот, родился человек, и попал в группу лиц, их не так много, которые здоровы. Мог бы стать космонавтом, десантником, подводником. А он уже с 12-ти лет курит, с 13-ти уже пьёт, с 14-ти уже наркотики. Ну и какое там здоровье? Малейший тест теперь всё показывает.

Меня поразила одна история. У одного моего знакомого сынок хотел в семинарию поступать. Ехал в Сергиев Посад, его везли ребята, а кто-то из этих ребят травку курил – не в машине, а раньше. То есть в машине были вот эти следы. Его протестировали, говорят: «Да ты наркоман!» – и не взяли. Даже очень важно, с кем ты в машине едешь, настолько точно проверяется. И даже сказали, что именно курил. И кто там будет разбираться, сам ты курил, приятель твой? С кем поведёшься, от того и наберёшься. Скажи, кто твой друг – значит, такой и ты. Кому ты нужен? Никому. Вот так и получается. И здоровый, и во что превратил свой талант! Мог бы быть священником. А я сейчас даже не знаю, надо вообще позвонить папаше, спросить, кем он стал, чем занимается, даже интересно.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов (Мф. 25, 16). То есть в два раза увеличил имущество хозяина. Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два (Мф. 25, 17). Тот приобрёл пять, этот – два. Два – поменьше, конечно, но всё-таки приобрёл. Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета (Мф. 25, 18-19). Что это за «долгое время»? Долгое время – это наша с вами человеческая жизнь. На самом деле это один миг, но человеку кажется, что долго, особенно в детстве. Когда мальчику три года, следующего дня рождения ему дождаться очень трудно, потому что четверть жизни надо ждать, когда следующий день рождения. Когда мальчику 60 лет, ему кажется, что только праздновали, а сейчас опять. Совершенно другое восприятие времени. Жизнь – это долгое время. А что значит «отчёт»? Отчёт – это смерть. Вот русская пословица (подобные пословицы есть и в других народах), которая говорит: конец – делу венец. Только по итогам сделанного можно судить о работе. А если наполовину – это ничего не значит. Как дом строить: стены возвёл, крышу нет – и что это, дом? Это не дом, это просто руины, просто потраченные деньги стоят. Памятник потраченным деньгам, времени и памятник тому, что занята земля. Можно было клумбу сделать, а сейчас стоят руины. То есть не то что какая-то из этого польза, а просто один вред от начала до конца. Этот отчёт – это смерть человека. Душа каждого человека идёт на Суд Божий, и каждому человеку показывают всю его жизнь от начала до конца, как он прожил. И подводится итог этой жизни. То, что Господь дал этому человеку, принесло какой-то вклад в дело Божие, или же нет, наоборот, то, что Господь дал, он просто бессмысленно разорял, для Бога совершенно не трудился, а чужое он пускал в оборот для своей пользы.

Вот мы сегодня служили, здесь сидел маленький ребёночек, но уже одетый, а в жизнь он пришёл вообще голый. Ходить – не умеет, еду добывать – не умеет, говорить – не умеет. Что он умеет? Он умеет только орать и пачкать пелёнки. Всё. Вот какой приходит человек в жизнь. А всё остальное ему даётся. Совершенно даром, бесплатно, он ничего не платит. Всё даром. Прежде чем ему стать взрослым, в него окружающие люди сеют: и учат ходить, и учат говорить, и многое-многое. У кого дети были, знает, это труд достаточно большой. Настолько большой, что большинство людей теперь на земле, кроме нормальных, а их мало осталось, детей вообще даже не хотят. Так, чтобы люди не сказали, одного себе заведут, как болонку, и всё. Так что у большинства теперешних людей только один ребёнок – для такой утехи, тоже для себя. Вот я наблюдал, как две девочки с ним тетешкались, потом третья подошла, и тоже смотрит, интересно ей. Почему им интересно? Потому что вроде и кукла, а вроде и живая, а вроде он и шевелится, а вроде у него какие-то эмоции. И вот, они с ним тут возятся – и к чему они готовятся? Они готовятся в дальнейшем стать мамами. А если в семье одна дочка? С кем ей тетешкаться? И она так мамой и не может стать. Родит одного – и бабушке, потому что у неё даже нет желания. Чтобы это желание проснулось, в семье должен быть всё время маленький, и девочки уже с трёх-пяти лет начинают играть с более младшими. Когда деточек пять, шесть, семь, всё поколение вырастает: из одних вырастают папы, из других – мамы. А когда ребёночек один, вырастает эгоист, вырастает скотина, которая только может потреблять и ещё быть очень недовольной: «Почему у неё вот это есть, а вы мне не покупаете?». А вот если есть ребёночек, это вообще настолько интересное событие, что поглощает всё. Ну разве сравнить живого ребёночка, который ползает, смотрит, что-то отнимает с какой-нибудь компьютерной приставкой? Да это несравнимые вещи! Если ребёнку завести обезьянку или собачку, ясно, что он будет с ней играть, а не будет без конца что-то нажимать, потому что это куда интересней. Ну что ж делать, если папа и мама такие тупые и книжки не в состоянии читать? Так что такое получается сначала поколение, а потом и целый народ – безмозглый. К сожалению, это так. И Господь, не желая вот этой безмозглости, наделяет всех разными талантами.

Почитаем, что произошло уже на этом суде: По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25, 19-21). Мало того, что он его похвалил, он его ещё и возвысил. Ну, как всегда. Директор завода идёт на повышение заместителем министра, а самый лучший начальник цеха становится директором завода. Это всё понятно. Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25, 22-23). Заметьте, абсолютно те же слова. А почему так? Почему вот прям повторяется? А потому что для Бога совершенно не важно, сколько Он дал тебе талантов. Это вот для интеллигенции важно, что человек талантливый. Вот он очень был талантливый, он очень был гениальный! Для Бога это не играет никакой роли. Это интеллигенция за талантливость готова простить и алкоголизм, и наркоманию, и всё что угодно вплоть до тюрьмы, всё готовы простить: «Ах, он такой талантливый!». Говоришь: «Ну он 18 раз был женат» – «Ну ничего, он, знаешь, был такой талантливый!». Для Бога важно только качество души: хороший человек или барахло. Потому что талантливый человек может свои таланты превратить в такую мерзость, что хуже не придумаешь. Никакая мама при всём таланте своего ребёнка никогда бы не хотела, чтобы он стал таким, каким он стал, при всех его талантах. Потому что каждые мама и папа, если они нормальные, не психи, хотят, чтобы их ребёнок был хорошим человеком. Поэтому тут и описывается, что Господь не восхваляет человека за таланты. Почему? Ну все таланты от Бога. Восхваляет его за усердие, приумножение этого таланта, что он этим талантом послужил добру, причём с точки зрения Самого Господа Бога.

Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф. 25, 24-25). Это вместо того чтобы свой талант, полученный от Бога, употребить на прославление Бога. А Господь сказал Своим ученикам: чтобы <люди> видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Я тут разговаривал с одним альпинистом, и он спрашивает: «Батюшка, зачем Вам столько детей?». А перед этим мы с ним о вере говорили, он рассказывает: «Я вот знаю, что Бог есть, но не понимаю, зачем церкви какие-то, зачем Вы священником стали...». Я объясняю: «Ну как, я верую, и меня моя вера понуждает детьми заниматься, понуждает проповеди рассказывать, понуждает в средствах массовой информации делиться тем, что когда-то дошло до меня самого или из того, что я прочёл». Как-то поделиться. Потому что большинство людей, к сожалению, читать не способны. Я вот пытался сегодня даже с одной женщиной говорить. У неё тяжёлая ситуация в семье. Но я ей вот говорю, а она не слышит. Раз сказал, два, три. И под конец уже предложил: «Нет, знаешь, путь твой сынок придёт, я лучше с ним поговорю». Вообще не понимает даже устную речь. А как ей книгу дать? Так, какие-то знакомые буквы будет отыскивать. Вообще у человека такой мозг, что он не воспринимает не только письменное слово, но даже человеческую речь. А я тридцать лет тренируюсь, чтоб речь была понятна, внятна, чтоб она была правильная, чтоб как можно больше людей смогли из этого для себя что-то извлечь. Потому что большинство людей: «А... ээ... мее... мня... Вот. Да. Вот мне было три года, нет, четыре...». Я говорю: «Слушай, а если бы тебе было пять, что-нибудь изменилось бы?» – «Нет». А зачем ты лишнюю информацию даёшь? Ты говори, в чём дело! При чём тут «три», при чём тут «пять»? Почему надо обязательно сказать, что в четверг? А если это в воскресенье, то всё, да? Всё по-другому? Да нет, просто человеку чрезвычайно сложно в своём мозгу воспалённом что-то нащупать, чтобы это как-то изложить, хотя вроде бы словесное существо. Но, к сожалению, иногда легче собаку понять, чем человека, потому что она так эмоционально смотрит, что можно из её взгляда, каких-то таких ужимочек составить впечатление. Увы, это так.

И ладно бы, этот человек из притчи принёс два таланта. Если бы два таланта он принёс (с тем, первым, ещё свой), тогда бы Господь произнёс третий раз эти слова, сказал бы: «Добрый раб, молодец! Не много у тебя талантов, но тем, что ты мог, ты послужил». Один тебе дал талант – троих детей, но за то, как ты их воспитал для Меня – не скотов злобных, эгоистов, а воспитал из них настоящих христиан для Меня, над многим тебя поставлю, потому что ты сумел. Экая важность! Понимаю, было бы у тебя 15 детей или 21 – это много, тут и работать нужно много, а работая, ещё их воспитывать, нужно за всем следить, нужно всё контролировать, потому что ты как отец несёшь ответственность. Ты это всё сделал, хоть трое, немного у тебя было деток, но всё в порядке, хорошо. Ты вырастил. Главное дело на земле – это, вы что думаете, ракеты в космос запускать? Нет. Главное дело на земле перед Богом – это воспитывать своих детей. Ракеты – важная вещь, но по сравнению с воспитанием ребёнка – это барахло. Это вообще даже нельзя и сравнить. Воспитание детей – это куда важнее и для Бога, и для народа, и для армии, и так далее. Недаром так бывает, не знаю, как сейчас, а в раньшее время, бывало, командир пишет папаше: «Благодарю Вас за то, что Вы воспитали хорошего сына». О! Вот это вот важно. А так, и медведи в цирке на мотоциклах ездят. Экая невидаль! И у нас по Москве гоняют. Ну, недолго гоняют, потом в КамАЗ, но всё-таки какое-то время поездили. А так, если в цирке, то мишки до трёх лет могут поездить, а потом их уже в зоопарк направляют.

Вместо того, чтобы покаяться, человек начинает Бога же обвинять. «А что же Бог это? А зачем же я такая несчастная? А почему так?» Ну, давай разбираться. Ты замуж выходила девственницей? Нет. А сколько у тебя было до замужества? Трое. Ты, значит, в кровать укладывалась, даже не расписываясь? Нет. А с этим? Ну пять лет прожили, потом он говорит: «Ну давай распишемся». Абортов сколько у тебя было? Два. От одного или от двоих? От двоих. И что, ты теперь говоришь «за что»? За убийство по уголовному кодексу без отягчающих вину обстоятельств у нас полагается восьмёрочка. Женщине не дают строгий режим, а только общий. Поэтому восемь плюс восемь, 16 лет нужно отсидеть за двоих. Тогда справедливость будет восстановлена. А ты спрашиваешь: «да за что ж мне это?». Значит, убивать можно, все заповеди Божии нарушать, какие только есть, можно, а потом ещё Бога обвинять в том, что Он такой. Ну если человек стоит, курит и правой рукой колет топором дрова, и колун у него срывается, и по пальцам. Ну надо выбирать: либо курить, либо дрова колоть. Но это не Бог колуном тебе повредил левую руку, а ты, болван, сам. Очень многое в нашей жизни совершается нами, особенно в юном возрасте, когда мы наглые, когда мы напыщенные, когда мы не заработали ещё ни рубля, а всё требуем, когда мы ведём себя нахально, лениво, по-хамски с людьми, которые хотят научить нас добру. Вот в это время люди обычно ломают себе жизнь вдребезги, как в «Станционном смотрителе» 15-летняя девушка уехала с гусаром. И что там из этого вышло? Ясное дело, что ни папа, ни мама её этому не учили. Так же очень многие начинают с этого. Почему? Потому что совершенно не слушают, что родители говорят, учителя, а смотрят на товарищей. Во всю спину татуировки делают. Ну представь, тебе исполнилось 70 лет, и поехала ты в Сочи на пляж. И вот, разделась, в купальнике, тебе 70 лет, а у тебя там на спине картинки. Ну ты только представь! А попробуй её выведи. Если пойдёшь выводить, может быть, ты и умрёшь на операционном столе, потому что возраст не тот. Но думать хотя бы на 10 лет вперёд человек не в состоянии, а, как обезьяна, подражает: вот у Маньки, вот у Гланьки, вот и я так хочу. Почему? Потому что главное – не ум, а главное – чтобы было круто. Ну круче этой глупости вообще ничего нет. Замес – бетонный. Вот, к сожалению, в этом люди живут. А потом Бог виноват. Во всём потом виноват Бог. Ну что же, каждого молнией или параличом расшибать? Как матери нахамил, так молния – бах! Всё, труп обгорелый. Выносим. Ну и что тогда? Через две недели на земле никого не останется. Бог-то это может, но Он не этого хочет. Он хочет дать человеку талант, чтобы он этим талантом приукрашал свою душу, свою землю, свою семью. Вот для чего.

Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится . А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, Иисус возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 25, 26-30). Что же мы должны услышать? Что это за тьма внешняя? Это всё то, что за рамками Царствия Божия, которое может приобрести только человек, сделавший смыслом своей жизни служение Господу совершенно в любой форме. Мне один старец однажды сказал, что любое доброе дело Богу угодно и на него есть благословение Божие. Это очень правильные и замечательные слова, и я в своей ещё не очень большой жизни в этом убеждался тысячи раз. Вот для этого дана жизнь. А больше ни для чего: ни для орденов, ни для положения, ни для денег, ни для продления даже самой жизни. Нет. Игумену Пантелеимонова монастыря на Афоне в этом году будут праздновать 100 лет. Он что, пёкся о своём здоровье? Нет. Утром – литургия, вечером – вечерня и повечерие. И всё. И так всю жизнь. Ещё на рынок ездит, на братию закупает еду. 100 лет, человек трудится и не беспокоится о здоровье. А Господь видит, что надо продлить человеку жизнь ещё, потому что живёт праведно, ну и пусть ещё поживёт 100 или 110. Все удивляются, как это можно столько прожить. А вот бегает, не ходит, а прям так быстренько передвигается. Часто человек гоняется не за тем, потому что – сам. А если для Бога, то жизнь приобретает величайший смысл. Почему? Потому что когда человек сам, масштаб его деятельности очень небольшой. А вот когда человек трудится с Господом и для Господа, то он всегда может сказать: «Вот мы с Богом что сделали!». Масштаб совсем другой. Любое действие любого человека, который даже не блещет многими талантами, а каким-то одним, до космических размеров вырастает. Но только перед Богом. И это самое важное. Потому что через недолгое время, всем нам, дорогие братья и сестры, идти на этот последний Суд.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. Employee:

      «Иногда легче собаку понять, чем человека». )) батюшка отжигает, а ведь правда, так и есть. Из не смешного, в защиту молодежи: сталкиваюсь в последнее время с тем, что родители, толком не воспитав детей, ничего не дав, вообще не заботятся о своих детях, а просто выгоняют их из дома по достижению 18-летнего возраста. В основном девочек. Дома — отчим, новый папа, «мама устраивает свою жись».. Девочки мыкаются по квартиркам, ночуют в машинах.. Так называемые «взрослые» люди — хуже псов..

    2. Lucia Lvov:

      Здравствуйте, отец Димитрий! Пишу Вам из Львовской области. Знакомство с Вашим мультиблогом у меня произошло больше года назад, и с тех пор я являюсь его постоянным посетителем. Потом я узнала о телеканале «Союз». Благодаря Вашим проповедям и передачам канала «Союз» я получила, и продолжаю получать ответы на многие волнующие меня вопросы. А главное — я поняла, в каком направлении следует двигаться в этой жизни. Спасибо за то, что учите нас как быть христианами. С уважением, Луция.

    3. Denis M.:

      Спаси Вас Господи отец Димитрий! Замечательная проповедь для тех кто верит! А вот если ее услышат те, кто таки оттяпал себе пальцы колуном, держа в другой руке сигарету (или инвалиды после аварии на мотоцикле, или…)? Они порой так изводятся от того, что им так «не повезло», что забывают о том, что это еще не конец. И, глядя на своих товарищей лесорубов (мотоциклистов) видят, что их Бог (почему-то) милует. Отсюда и идут эти заявочки, что типа «Бог виноват». А если еще и сам «лесоруб» недалекий, то он даже и знать не знал, что так получится, а вот Бог «знал да не уберег». Вот так для Бога находятся «судьи». С их позиции Бог во всем виноват, потому что препятствует их жизни по принципу «что хочу, то и ворочу». С нашей же стороны должно быть: «На все воля Божия!» Попустил Он мне инвалидность, значит именно мне так надо. И лишь во вторую очередь надо сделать вывод, что «курить и рубить» это не правильно и не терзать себя мыслями, что «это тебе жестокая и несправедливая кара за такую ерунду».

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.