Проповедь на Преображение Господне (2011.08.19)

Праздничная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 19 августа 2011 года. О молении и Преображении Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор, о пути нашего спасения, преображающего нашу жизнь, и о благодати Божией, очищающей наши мысли и души от греха.

Господь Иисус Христос взял Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их одних на высокую гору. Пошёл Он для того, чтобы помолиться. Мы видим, что в Евангелии апостолы зафиксировали больше дел Господних, чем Его слов. Потому что недаром говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И перед ними Он совершал эти поступки, творил великие исцеления, и это входило в память гораздо лучше. Мы знаем, что Господь очень часто, и ночью даже, уходил молиться в пустынное место. Но то, что в пустынное, это объясняется просто: чтобы никто не мешал Ему быть наедине с Отцом Небесным. А здесь Он пошёл на гору. Гора Фавор – это по нашим масштабам (мы знаем, что такое Эльбрус) небольшая возвышенность. Но кто был на горе Фавор, знает, что чтобы подняться туда пешком, надо приложить довольно серьёзное усилие. Сейчас вообще можно на автомобиле почти до самого верха добраться. А тогда туда вели тропы. Это был изрядный труд. Через это Господь хотел им показать, что путь к Преображению, который вообще заповедан всем нам, как раз лежит через восхождение в гору по узкой тропе. Если мы хотим свою душу погубить, мы можем к этому употребить бесчисленное количество всяких приёмов. Самое простое: пьянство, воровство, блуд, азартные игры, убийства, драки, обманы. Любой выбирай и губи свою душу. А можешь – всё сразу: и выпить, и покурить, и поматериться, и обокрасть, и убить, и наврать, и подставить, да хоть человека живьём съесть. Это – как с горы. Падаешь ты с одного склона – гибель, падаешь с другого склона – такая же гибель. Не играет никакой роли.

А вот подняться наверх – только по единственной тропочке. В этом тоже милость Божья. Нет множества путей, через которые человек может прийти к Богу. Только единственный путь. Этот единственный путь есть путь покаяния. Поэтому, когда Христос пришёл на землю, Он начал Свою проповедь, обращаясь к людям: «Покайтесь. Приблизилось к вам Царствие Божье». Оно очень близко, но необходимо сделать усилие, даром ничего не получится, вот так, без усилий. Почему? Потому что спасение – это вещь взаимная. Представьте себе, Бог всемогущ, но Он не может спасти человека против его воли. Только соединение двух воль – воли Божией и воли человеческой – может привести к спасению.

А уж обо всём остальном Бог позаботится. Он дал этот единственный путь. Если ты на него встанешь, им пройдешь, это будет трудно, как восхождение в гору, вот тогда преобразится твоя жизнь, преобразятся твои поступки, вместо плохих будут хорошие. Преобразятся твои слова – вместо сквернословия будет молитва. Преобразятся твои мысли – вместо того, что обычно в голове у тебя крутится, о чём даже страшно и самым близким людям сказать, будут мысли светлые и радостные. И, наконец, чувства. Самое последнее – чувства преобразятся. У нас какие чувства? Главное – это зависть.

В тюрьме сидит 982 тысячи человек, и все там сидят из-за зависти. Представляете, вся молодёжь вместо того, чтобы детей рожать, трудиться – сидит в тюрьме из-за зависти. А почему? «У него есть, у меня нет – лучше отниму». Хотя тысяч сто вообще ни за что сидит. Но, всё равно, остальные 90% мучаются из-за зависти.

Какие ещё чувства? Гордость: «Почему я должен? А что, я хуже всех?» У любого святого угодника Божия, хоть у преподобного Серафима спроси: «А ты что, лучше всех?» А он скажет: «Я хуже всех». И это не сказка. Сам великий апостол Павел говорил: «Я есть первый грешник». А почему он так говорил? Потому что он так чувствовал. А почему он так чувствовал? Потому что он был чрезвычайно близок к Богу. Когда человек далёк от Бога, он себе кажется хорошим. Когда человек близок к Богу, он кажется себе настолько великим грешником, что он не может даже рядом с Ним находиться. Когда Господь устроил для апостолов чудесный улов рыбы, Пётр сказал: «Господи, выйди из лодки, я человек грешный». То есть он что ощутил? Свое недостоинство просто быть рядом. Потому что у него уже начинались те чувства, которые должны быть у христианина – чувства благоговения. Вот так меняются даже чувства.

Вы видите, сколько ступеней? Сначала поступки, потом слова, потом мысли, а уж потом чувства. Такие, как у младенца. Только благодать Божья может так преобразить человека. Сам человек может исправить только поступки. Того, кто сможет исправить и свой язык, Священное Писание уже называет человеком совершенным. А вот очистить чувства и освободить мысли от греха – это уже дело благодати Божьей. Ты можешь не воровать, но вором ты всё равно останешься. Потому что у тебя какие чувства? Желание чужого. А Господь говорит: «Не пожелай того, что не твоё». И сказал это за полторы тысячи лет до пришествия Христа на землю. Желать нельзя. Само это чувство плохое, оно приводит к погибели. И неважно, что у него много, а у тебя мало, что он сам вор, это неважно. Он-то вор, но и ты вор. Вором ты останешься до тех пор, пока ты желаешь чужого.

А вот от чувства кто тебя освободит? Только Господь. Вот это освобождение и называется преображением. Человек преобразился, стал другим: из жадного – щедрым, из желающего чужого – таким, который, наоборот, готов другому из того, что он имеет, помочь и раздать. Совершенно другие чувства и другие радости. Если у большинства людей радость – что-то себе приобрести, то у христианина другая радость – ещё кому-нибудь что-нибудь отдать. Оно прямо противоположно. И вот это и есть покаяние, то есть изменение жизни. Меняются мысли человека. Вот все 6 миллиардов людей именно так живут, а по-христиански, извините, – строго наоборот. И чем больше ты в этом преуспеешь, тем ближе ты к Богу. А вершина этого – это то, что Господь показал своим ученикам на горе Фаворской, преобразившись перед ними, засиял – и лицо Его, и одежда – как снег. Особенно там, на палестинском солнце, это сверкание совершенно ни с чем не сравнимой красоты, чистоты, белизны, потому что это – сияние славы Божьей.

Что такое христианство? Христианство – это есть видение Бога. Апостолы, эти трое ближайших и любимых учеников Христовых, и остальные девять человек, которые остались внизу и не сподобились этого видения, а только эти трое, потому что они уже прошли определённый внутренний путь и смогли на некоторое время – несколько секунд, может быть, минуты полторы – это видеть. Что они увидели? Они увидели Бога. А до этого они видели Человека Иисуса Христа. Но во Христе Иисусе было же две природы. Одна природа – Человеческая, та, которая родилась в Вифлеемской пещере от Марии Девы, а другая – Божественная. Вторая ипостась Святой Троицы – Божественный Логос. И вот этот свет они и увидели. Увидели не глазными яблоками, сетчатками своих глаз, нет. Они увидели его духом своим, вот этот Божественный свет. Они уже вкусили Небесного Царствия, пришедшего в силе благодати Божьей. Где они были там, на горе Фавор? Они были в Царствии Божьем. Кто из нас с вами сподобится Царствия Божьего, тот будет жить в этом Божественном свете. Нам невозможно это вообразить, что это такое. Мы можем только по отголоскам самого Петра это представить, вот как Пётр сказал, даже не сказал – залепетал: «Господи, хорошо бы нам здесь остаться навсегда, давай три шалаша сотворим – тебе, Моисею, и мне, и нам, и мы тут будем жить всегда». Вообще забыл всё Некоторые говорят: а как же так, вы, христиане, говорите, вот Царствие Небесное, а люди на земле мучаются, в Ливии война идёт, на Кавказе – тоже. Всё забудешь, и не потому что ополоумел, а всё растворится в этой радости. Всё растворится, как у матери, которая дитя рожает в 1943 году под ударами бомб, и всё равно она счастлива: ребёночек родился. Ей наплевать и на Гитлера, и на Сталина. Потому что произошло, для неё такое событие, что оно затмило всё. И вот этот Божественный Свет всё затмевает, и это состояние такого блаженства, для которого в человеческом языке нет нужных слов. Мы только слышим, как Пётр об этом говорит, как он хотел остаться там навсегда. Он не думал о том, что они еды с собой не взяли, что там пить нечего, а надо просто ждать дождя, и нет там колодцев, что это, к сожалению, даже физически невозможно.

Но для Христа Спасителя, конечно, всё возможно. Недаром в день Преображения, и сегодня, и всегда над этой горой стоит облако. Все, кто там бывает на Преображение, видят: над Фавором в этот день чудесным образом появляется облако. Веруешь ты во что-то, не веруешь – это твоё собачье дело, а облако – вот оно. А завтра его не будет, потому что завтра другой день – Митрофана Воронежского, а не Преображения Господня.

Вот что Господь им показал, а апостолы записали в назидание нам: что любой из нас, здесь стоящий, и те, кто сейчас ещё на даче ранние яблоки собирает, может сподобиться этого света. И каждый из нас может в нём жить, в этом свете. Более того, это всё уготовано каждому из нас. Но мы должны поверить Богу, поверить в то, что заповеди, которые Он нам дал, нас к этому приведут, и чтобы мы по этим заповедям, как по ступеням, шли туда, наверх, – тогда это случится. А если мы выбираем в своей жизни грех, то с нами этого не произойдет. Мы должны, опять же с помощью Божьей, этот грех преодолеть.

И Господь заповедал им, своим ученикам, никому не говорить о том, что с ними произошло. Во-первых, потому, что другие апостолы в своё время каждый сподобились видения Божественного Света. Потому что то, что они перенесли, невозможно без божественного утешения. Все жития святых написаны на основании протоколов, которые вели римские палачи: какие пытки применялись, что человек говорил, – потом на основании этих документов, названных историками «мученическими актами», были составлены вот эти жизнеописания святых угодников Божьих. Когда мы их читаем, мы видим, что и старые, и молодые, и мужчины, и женщины, и образованные, и простые переносили ужасающие страдания. Каким образом? А потому что приходил к ним Господь, осенял их Божественным Светом, – и у многих даже, и это мы читаем, раны заживали в течение дня. И они, памятуя об этом Свете, соглашались страдать ещё и ещё, лишь бы Господь опять пришёл. Можно перенести любые испытания, любые! Сколько святых угодников Божьих прошли через тюрьмы – сотни тысяч. Одно дело – сидеть в тюрьме, когда ты коня украл, а другое дело –когда ты ни в чём не виноват. Это гораздо тяжелее. Очень тяжело, потому что в нас заложен закон справедливости. Когда с нами поступают несправедливо, это даже маленькие дети очень остро всегда переживают, всякую несправедливость, и это их часто уродует в детстве, что потом отражается на всей жизни. И поэтому это очень трудно. Но угодники Божьи это проходили: и мучения, и страдания, и насильственную смерть – всё преодолевали. И Господь их утешал Своей благодатью, потому что Сам – первый страдалец. Первый страдалец на земле и первый христианин – это Сам Христос. Он никому из нас не обещал ни царских палат, ни много денег, ни власти – ничего этого не обещал. Наоборот, говорил: «В мире будете скорбны», в мире будете гонимы, мир вас не понимает, он не хочет вас принять. Само ваше присутствие в мире раздражает. Почему? Ну, потому, что каждый человек ищет компанию себе подобных. Артисты – с артистами, миллиардеры – с миллиардерами, воры – с ворами. У всех своя компания. А святые – со святыми, они с Церковью, они с благодатью Божьей, они со Христом.

Каждый человек, и сейчас модно так говорить, совершает в жизни свой выбор. Каждый из нас должен этот выбор сделать. Сначала большой – направление всей своей жизни. А потом этот выбор делает каждый день: отнять или дать, подарить, что получше, а себе оставить, что похуже, или наоборот, подарить, что «на тебе, Боже, что нам не гоже». Каждый день мы можем упражняться в заповедях Божьих. Для чего? Для того чтобы умягчать своё сердце, для того чтобы стало оно обителью Святаго Духа. Потому что в поганое сердце благодать Божья не сможет войти. Поэтому если кто из нас и не сподобится Царствия Небесного, то это не потому, что Бог там кого-то за что-то наказал, нет. Так объясняют маленьким детям: Бог накажет.

Всё, что в мире существует, даже небо – я вот 11 августа смотрел на небо и видел, как падают звёзды, кометный, метеоритный дождь – это тоже наказание Божье. Но просто мы привыкли, что наказание – это обязательно порка. А наказание – это есть просто в переводе на русский язык со славянского "урок", "наказ". Бог дает наказ: смотри, дурачок, ты маленький, тебя вот оттуда и не видать, а смотри, какую Я создал красоту. И всё, дурачок, тебе. Чтобы ты смотрел и радовался, чтобы твоя душа облагораживалась красотой. В этом есть наказ. Наказ – необязательно, чтобы холеру послать или татаро-монголов. Нет. Наказ – он во всём, он, как набат, звучит во всем, в каждом проявлении Божьем, в каждой встрече человека с другим человеком мы можем увидеть этот наказ Божий каждому из нас. И вот от того, что мы выбираем, что мы слышим, и зависит: мы ещё на чуть-чуть преобразимся или упустим этот момент. А в жизни этих моментов не так уж много. Так жизнь быстро проходит, мне так жалко, так хочется ещё пожить, а назад – нет, сколько ни лечись, всё равно помирать придётся, никуда от этого не денешься. И надо успеть приобрести самое главное, за что заплачено Божественной Кровью. Он ни к чему нас не принуждает, он нам показывает: «Вот смотрите, вот на горе Фавор сподобились трое из всего человечества видеть Божественный Свет, это всё для вас, Я сам хочу, чтобы вы все жили в этом Божественном Свете, это для вас. Люди, Я всех вас хочу взять к себе». Но людям важно на земле в течение 10-20-30 лет кем-то побыть: этот – народный, этот – генерал, у этого много денег, у этого «то-сё» есть, этому – дочку замуж выдать, этому – жениться. У каждого там что-то такое очень важное, своё. Ну, ты это всё сделаешь, а дальше что? Есть вещи поважнее. Всё в жизни важно. Даже в том, что ты съешь на завтрак, есть определенная важность. Но успеем ли мы преобразиться в нашей жизни – это, всё-таки, поважнее того, что мы съедим сегодня на завтрак.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь на Преображение Господне (2011.08.19)

Господь Иисус Христос взял Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их одних на высокую гору. Пошёл Он для того, чтобы помолиться. Мы видим, что в Евангелии апостолы зафиксировали больше дел Господних, чем Его слов. Потому что недаром говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И перед ними Он совершал эти поступки, творил великие исцеления, и это входило в память гораздо лучше. Мы знаем, что Господь очень часто, и ночью даже, уходил молиться в пустынное место. Но то, что в пустынное, это объясняется просто: чтобы никто не мешал Ему быть наедине с Отцом Небесным. А здесь Он пошёл на гору. Гора Фавор – это по нашим масштабам (мы знаем, что такое Эльбрус) небольшая возвышенность. Но кто был на горе Фавор, знает, что чтобы подняться туда пешком, надо приложить довольно серьёзное усилие. Сейчас вообще можно на автомобиле почти до самого верха добраться. А тогда туда вели тропы. Это был изрядный труд. Через это Господь хотел им показать, что путь к Преображению, который вообще заповедан всем нам, как раз лежит через восхождение в гору по узкой тропе. Если мы хотим свою душу погубить, мы можем к этому употребить бесчисленное количество всяких приёмов. Самое простое: пьянство, воровство, блуд, азартные игры, убийства, драки, обманы. Любой выбирай и губи свою душу. А можешь – всё сразу: и выпить, и покурить, и поматериться, и обокрасть, и убить, и наврать, и подставить, да хоть человека живьём съесть. Это – как с горы. Падаешь ты с одного склона – гибель, падаешь с другого склона – такая же гибель. Не играет никакой роли.

А вот подняться наверх – только по единственной тропочке. В этом тоже милость Божья. Нет множества путей, через которые человек может прийти к Богу. Только единственный путь. Этот единственный путь есть путь покаяния. Поэтому, когда Христос пришёл на землю, Он начал Свою проповедь, обращаясь к людям: «Покайтесь. Приблизилось к вам Царствие Божье». Оно очень близко, но необходимо сделать усилие, даром ничего не получится, вот так, без усилий. Почему? Потому что спасение – это вещь взаимная. Представьте себе, Бог всемогущ, но Он не может спасти человека против его воли. Только соединение двух воль – воли Божией и воли человеческой – может привести к спасению.

А уж обо всём остальном Бог позаботится. Он дал этот единственный путь. Если ты на него встанешь, им пройдешь, это будет трудно, как восхождение в гору, вот тогда преобразится твоя жизнь, преобразятся твои поступки, вместо плохих будут хорошие. Преобразятся твои слова – вместо сквернословия будет молитва. Преобразятся твои мысли – вместо того, что обычно в голове у тебя крутится, о чём даже страшно и самым близким людям сказать, будут мысли светлые и радостные. И, наконец, чувства. Самое последнее – чувства преобразятся. У нас какие чувства? Главное – это зависть.

В тюрьме сидит 982 тысячи человек, и все там сидят из-за зависти. Представляете, вся молодёжь вместо того, чтобы детей рожать, трудиться – сидит в тюрьме из-за зависти. А почему? «У него есть, у меня нет – лучше отниму». Хотя тысяч сто вообще ни за что сидит. Но, всё равно, остальные 90% мучаются из-за зависти.

Какие ещё чувства? Гордость: «Почему я должен? А что, я хуже всех?» У любого святого угодника Божия, хоть у преподобного Серафима спроси: «А ты что, лучше всех?» А он скажет: «Я хуже всех». И это не сказка. Сам великий апостол Павел говорил: «Я есть первый грешник». А почему он так говорил? Потому что он так чувствовал. А почему он так чувствовал? Потому что он был чрезвычайно близок к Богу. Когда человек далёк от Бога, он себе кажется хорошим. Когда человек близок к Богу, он кажется себе настолько великим грешником, что он не может даже рядом с Ним находиться. Когда Господь устроил для апостолов чудесный улов рыбы, Пётр сказал: «Господи, выйди из лодки, я человек грешный». То есть он что ощутил? Свое недостоинство просто быть рядом. Потому что у него уже начинались те чувства, которые должны быть у христианина – чувства благоговения. Вот так меняются даже чувства.

Вы видите, сколько ступеней? Сначала поступки, потом слова, потом мысли, а уж потом чувства. Такие, как у младенца. Только благодать Божья может так преобразить человека. Сам человек может исправить только поступки. Того, кто сможет исправить и свой язык, Священное Писание уже называет человеком совершенным. А вот очистить чувства и освободить мысли от греха – это уже дело благодати Божьей. Ты можешь не воровать, но вором ты всё равно останешься. Потому что у тебя какие чувства? Желание чужого. А Господь говорит: «Не пожелай того, что не твоё». И сказал это за полторы тысячи лет до пришествия Христа на землю. Желать нельзя. Само это чувство плохое, оно приводит к погибели. И неважно, что у него много, а у тебя мало, что он сам вор, это неважно. Он-то вор, но и ты вор. Вором ты останешься до тех пор, пока ты желаешь чужого.

А вот от чувства кто тебя освободит? Только Господь. Вот это освобождение и называется преображением. Человек преобразился, стал другим: из жадного – щедрым, из желающего чужого – таким, который, наоборот, готов другому из того, что он имеет, помочь и раздать. Совершенно другие чувства и другие радости. Если у большинства людей радость – что-то себе приобрести, то у христианина другая радость – ещё кому-нибудь что-нибудь отдать. Оно прямо противоположно. И вот это и есть покаяние, то есть изменение жизни. Меняются мысли человека. Вот все 6 миллиардов людей именно так живут, а по-христиански, извините, – строго наоборот. И чем больше ты в этом преуспеешь, тем ближе ты к Богу. А вершина этого – это то, что Господь показал своим ученикам на горе Фаворской, преобразившись перед ними, засиял – и лицо Его, и одежда – как снег. Особенно там, на палестинском солнце, это сверкание совершенно ни с чем не сравнимой красоты, чистоты, белизны, потому что это – сияние славы Божьей.

Что такое христианство? Христианство – это есть видение Бога. Апостолы, эти трое ближайших и любимых учеников Христовых, и остальные девять человек, которые остались внизу и не сподобились этого видения, а только эти трое, потому что они уже прошли определённый внутренний путь и смогли на некоторое время – несколько секунд, может быть, минуты полторы – это видеть. Что они увидели? Они увидели Бога. А до этого они видели Человека Иисуса Христа. Но во Христе Иисусе было же две природы. Одна природа – Человеческая, та, которая родилась в Вифлеемской пещере от Марии Девы, а другая – Божественная. Вторая ипостась Святой Троицы – Божественный Логос. И вот этот свет они и увидели. Увидели не глазными яблоками, сетчатками своих глаз, нет. Они увидели его духом своим, вот этот Божественный свет. Они уже вкусили Небесного Царствия, пришедшего в силе благодати Божьей. Где они были там, на горе Фавор? Они были в Царствии Божьем. Кто из нас с вами сподобится Царствия Божьего, тот будет жить в этом Божественном свете. Нам невозможно это вообразить, что это такое. Мы можем только по отголоскам самого Петра это представить, вот как Пётр сказал, даже не сказал – залепетал: «Господи, хорошо бы нам здесь остаться навсегда, давай три шалаша сотворим – тебе, Моисею, и мне, и нам, и мы тут будем жить всегда». Вообще забыл всё Некоторые говорят: а как же так, вы, христиане, говорите, вот Царствие Небесное, а люди на земле мучаются, в Ливии война идёт, на Кавказе – тоже. Всё забудешь, и не потому что ополоумел, а всё растворится в этой радости. Всё растворится, как у матери, которая дитя рожает в 1943 году под ударами бомб, и всё равно она счастлива: ребёночек родился. Ей наплевать и на Гитлера, и на Сталина. Потому что произошло, для неё такое событие, что оно затмило всё. И вот этот Божественный Свет всё затмевает, и это состояние такого блаженства, для которого в человеческом языке нет нужных слов. Мы только слышим, как Пётр об этом говорит, как он хотел остаться там навсегда. Он не думал о том, что они еды с собой не взяли, что там пить нечего, а надо просто ждать дождя, и нет там колодцев, что это, к сожалению, даже физически невозможно.

Но для Христа Спасителя, конечно, всё возможно. Недаром в день Преображения, и сегодня, и всегда над этой горой стоит облако. Все, кто там бывает на Преображение, видят: над Фавором в этот день чудесным образом появляется облако. Веруешь ты во что-то, не веруешь – это твоё собачье дело, а облако – вот оно. А завтра его не будет, потому что завтра другой день – Митрофана Воронежского, а не Преображения Господня.

Вот что Господь им показал, а апостолы записали в назидание нам: что любой из нас, здесь стоящий, и те, кто сейчас ещё на даче ранние яблоки собирает, может сподобиться этого света. И каждый из нас может в нём жить, в этом свете. Более того, это всё уготовано каждому из нас. Но мы должны поверить Богу, поверить в то, что заповеди, которые Он нам дал, нас к этому приведут, и чтобы мы по этим заповедям, как по ступеням, шли туда, наверх, – тогда это случится. А если мы выбираем в своей жизни грех, то с нами этого не произойдет. Мы должны, опять же с помощью Божьей, этот грех преодолеть.

И Господь заповедал им, своим ученикам, никому не говорить о том, что с ними произошло. Во-первых, потому, что другие апостолы в своё время каждый сподобились видения Божественного Света. Потому что то, что они перенесли, невозможно без божественного утешения. Все жития святых написаны на основании протоколов, которые вели римские палачи: какие пытки применялись, что человек говорил, – потом на основании этих документов, названных историками «мученическими актами», были составлены вот эти жизнеописания святых угодников Божьих. Когда мы их читаем, мы видим, что и старые, и молодые, и мужчины, и женщины, и образованные, и простые переносили ужасающие страдания. Каким образом? А потому что приходил к ним Господь, осенял их Божественным Светом, – и у многих даже, и это мы читаем, раны заживали в течение дня. И они, памятуя об этом Свете, соглашались страдать ещё и ещё, лишь бы Господь опять пришёл. Можно перенести любые испытания, любые! Сколько святых угодников Божьих прошли через тюрьмы – сотни тысяч. Одно дело – сидеть в тюрьме, когда ты коня украл, а другое дело –когда ты ни в чём не виноват. Это гораздо тяжелее. Очень тяжело, потому что в нас заложен закон справедливости. Когда с нами поступают несправедливо, это даже маленькие дети очень остро всегда переживают, всякую несправедливость, и это их часто уродует в детстве, что потом отражается на всей жизни. И поэтому это очень трудно. Но угодники Божьи это проходили: и мучения, и страдания, и насильственную смерть – всё преодолевали. И Господь их утешал Своей благодатью, потому что Сам – первый страдалец. Первый страдалец на земле и первый христианин – это Сам Христос. Он никому из нас не обещал ни царских палат, ни много денег, ни власти – ничего этого не обещал. Наоборот, говорил: «В мире будете скорбны», в мире будете гонимы, мир вас не понимает, он не хочет вас принять. Само ваше присутствие в мире раздражает. Почему? Ну, потому, что каждый человек ищет компанию себе подобных. Артисты – с артистами, миллиардеры – с миллиардерами, воры – с ворами. У всех своя компания. А святые – со святыми, они с Церковью, они с благодатью Божьей, они со Христом.

Каждый человек, и сейчас модно так говорить, совершает в жизни свой выбор. Каждый из нас должен этот выбор сделать. Сначала большой – направление всей своей жизни. А потом этот выбор делает каждый день: отнять или дать, подарить, что получше, а себе оставить, что похуже, или наоборот, подарить, что «на тебе, Боже, что нам не гоже». Каждый день мы можем упражняться в заповедях Божьих. Для чего? Для того чтобы умягчать своё сердце, для того чтобы стало оно обителью Святаго Духа. Потому что в поганое сердце благодать Божья не сможет войти. Поэтому если кто из нас и не сподобится Царствия Небесного, то это не потому, что Бог там кого-то за что-то наказал, нет. Так объясняют маленьким детям: Бог накажет.

Всё, что в мире существует, даже небо – я вот 11 августа смотрел на небо и видел, как падают звёзды, кометный, метеоритный дождь – это тоже наказание Божье. Но просто мы привыкли, что наказание – это обязательно порка. А наказание – это есть просто в переводе на русский язык со славянского "урок", "наказ". Бог дает наказ: смотри, дурачок, ты маленький, тебя вот оттуда и не видать, а смотри, какую Я создал красоту. И всё, дурачок, тебе. Чтобы ты смотрел и радовался, чтобы твоя душа облагораживалась красотой. В этом есть наказ. Наказ – необязательно, чтобы холеру послать или татаро-монголов. Нет. Наказ – он во всём, он, как набат, звучит во всем, в каждом проявлении Божьем, в каждой встрече человека с другим человеком мы можем увидеть этот наказ Божий каждому из нас. И вот от того, что мы выбираем, что мы слышим, и зависит: мы ещё на чуть-чуть преобразимся или упустим этот момент. А в жизни этих моментов не так уж много. Так жизнь быстро проходит, мне так жалко, так хочется ещё пожить, а назад – нет, сколько ни лечись, всё равно помирать придётся, никуда от этого не денешься. И надо успеть приобрести самое главное, за что заплачено Божественной Кровью. Он ни к чему нас не принуждает, он нам показывает: «Вот смотрите, вот на горе Фавор сподобились трое из всего человечества видеть Божественный Свет, это всё для вас, Я сам хочу, чтобы вы все жили в этом Божественном Свете, это для вас. Люди, Я всех вас хочу взять к себе». Но людям важно на земле в течение 10-20-30 лет кем-то побыть: этот – народный, этот – генерал, у этого много денег, у этого «то-сё» есть, этому – дочку замуж выдать, этому – жениться. У каждого там что-то такое очень важное, своё. Ну, ты это всё сделаешь, а дальше что? Есть вещи поважнее. Всё в жизни важно. Даже в том, что ты съешь на завтрак, есть определенная важность. Но успеем ли мы преобразиться в нашей жизни – это, всё-таки, поважнее того, что мы съедим сегодня на завтрак.


Комментарии.

    Комментариев 25

    1. ЯиТы:

      С праздником Преображения Господня!
      Замечательно, что и завтра праздник!
      Спаси Господи!

    2. eva:

      Про зависть — меня поразили слова в самое сердце. Мы тут играли в теннис в Сколково. Там дома по 10-15 миллионов долларов (я впервые видела). И ничего в моем сердце не произошло.
      Там небедные люди восклицали — жить здесь — это мечта и проч. (мечта идиота).
      Отец Д.Смирнов здесь говорит,что желать в уме — это и есть зависть…
      Мне было приятно в этом поселке, потому что было тихо, спокойно, красивые старые сосны… Но желания жить там не было. Потому что Слава Богу за мою жизнь!, в которой я столько натворила и то, что имею — только по великой и несказанной милости Божией…

    3. moroz:

      Хорошая проповедь. Теперь понятна суть Праздника. Становится как-то понемногу яснее, как жизнь преобразить собственную. Спасибо, отец Димитрий.

    4. T.A.:

      Проповедь не понравилась.

    5. genia:

      Каждый раз поражаюсь уму, тонкому чувству юмора и ораторским качествам Отца Дмитрия. После Ваших проповедей всегда светло и радостно на душе! Благодарю Бога за то, что Он даровал нам Вас. Спасибо Вам

    6. Vlad.V.A:

      «Всё забудешь» — «всё растворится в этой радости» — цитата из проповеди.

      Тогда в чём смысл жизни? — если всё забудешь!
      Если человек мучается всю жизнь, а потом забывает всю эту жизнь. Разве это не бессмысленно и, конечно, безнравственно. Если страдания забудутся, зачем за них судить других? – это не имеет значения и смысла, всё забыто!
      И тогда, конечно, Бог, не подающий благодать человеку, желающему помощи, Виноват в его погибели. А рождённый – слабовольный, погиб изначально!
      А главное – если Благодать это сильнейший наркотик, необходимый человеку, то все нарко. зависимые изначально недополучили вовремя помощь Бога. Поэтому стали наркоманами.

      Я не из тех, кто говорит – вот в Ливии идёт война, а вы христиане в раю и т.д.
      Да моя мысль похожа, но не идентична. Как православие и католицизм.

      • EvgeniyPravoslavniy:

        Как может Бог подавать благодать,если человек ворует?! В чем БОГ виноват,если тот ворует?
        Смысл жизни создать семью и благочестиво жить,как нам заповедовал Христос! — Или по Вашему ещё в чем-то? В деньгах? В удовольствиях?

        • dust_to_dust:

          «основной смысл жизни Православного — спасение своей души и ближних, по мере своих сил с помощью Божией» — таков вывод, к которому я пришел, слушая лекции А.И.Осипова и проповеди отца Димитрия.

        • Vlad.V.A:

          Прочитайте ещё раз, что я написал. Подумаёте. Если я говорю о памяти вечной и о нравственности, то деньги и удовольствие я презираю бесконечно.
          Теперь о благодати. Скажите, кто нуждается в помощи; лежащий на земле грешник или праведник? Я могу вам чётко рассказать, как некоторые становятся ворами. Или вы забыли, что есть неблагополучные семьи, интернаты, детдома. Забыли?

          Есть другие, у которых ума разума не хватает – зарабатывают копейки. Конечно, вор должен сидеть в тюрьме.
          Но воровство бывает не только материальным, но даже духовным. Вы Евгений так сильно мне ответили, а что за этим? Как у вас семья? Детей не менее пяти? Заповеди Христовы исполняете? Молитесь о нас грешных, не могущих помочь самим себе? Лично я не чувствую! Молитесь сильнее!
          Смотрите, как бы не стать вам вором духовным.

          • s2235:

            Влад не примите ни в коем случае за поучение, но вы пытаетесь перелезть через забор, когда есть двери, а забор достаточно высокий, не получается, неприятно, выхода не видно, это естественно, не достаточно, конечно, просто номинально молиться, можно лоб так повредить, так вот в этом смысле хорошо, что вы спрашиваете: «Тогда в чём смысл жизни?», не стоит отчаиваться, уж точно не в этом «смысл».

            • Vlad.V.A:

              А где двери – Церковь? Я хожу в церковь и что? – ничего.
              Я не отчаиваюсь, всё больше понимаю, что смысла в жизни нет! Кроме удовольствий, но я презираю удовольствия, значит – смысла нет.

              • s2235:

                Внутри вас.
                А отчаиваться и терять смысл жизни это одно и то же, это как раз уходить от неё от Двери, не Дай Бог Вам преуспевать в этом, есть пути ложные: удовольствия, сластолюбие, страстолюбие, чревоугодие и т д, дают временное успокоение (смысл временный), зато потом с процентами не многие могут выплатить, не можете — просите о помощи, идите в церковь, не помогли — не отчаивайтесь, идите ещё, помогите кому-нибудь нуждающемуся (постарайтесь не афишировать), обязательно просите помощи у Бога, т.е. молитесь, не теряйте Веры, ищите.

                • Vlad.V.A:

                  Двери внутри меня? Да, стен нет, что хочет входит и выходит.
                  Забавно, помочь кому-то, я себе не могу помочь. Да и вообще — как от козла молока. Поэтому не ищу, а жду когда меня найдут.
                  Эти слова для сильных, а что есть для слабых? Слова не подойдут — нужно нечто гораздо большее.

                  • s2235:

                    «Да, стен нет, что хочет входит и выходит» т е пусто, ветер в голове?
                    Наверное не так уж и пусто если что то сопротивляется, поднимает тревогу?
                    «…не ищу, а жду когда меня найдут.» Есть веши которые вместо Вас никто не сможет сделать, ну к примеру поесть и сходить по нужде. Если не будет вашего участия, то где Вы, где Ваше спасение, Ваше восхождение в гору.

                    • Vlad.V.A:

                      ??? замечательно — «поесть и сходить по нужде» — а вы не протестант часом?
                      Как соотносится спасение и еда? Это векторы — разных направлений. Есть и пить пока здоров не сложно. А становится лучше – по заповедям евангелия нелегко!
                      Читая такие утешения у меня давление подымается. Именно поэтому я не христианин.

                      • s2235:

                        Ни часом, ни полчасом не протестант.
                        Вы хотите сказать, что я вам советую спасение через «поесть и сходить по нужде»?
                         
                        Может давление у Вас поднимается от векторов разных направлений, может определиться с вектором, и голову меньше раздувать будет, только не ошибитесь с вектором, это в Ваших интересах

                      • moroz:

                        Николай Зиновьев:
                         
                        «В степи, покрытой пылью бренной,
                        Сидел и плакал человек.
                        А мимо шел Творец Вселенной.
                        Остановившись, Он изрек:
                         
                        «Я друг униженных и бедных,
                        Я всех убогих берегу,
                        Я знаю много слов заветных,
                        Я есмь твой Бог. Я все могу.
                         
                        Меня печалит вид твой грустный,
                        Какой бедою ты тесним?!»
                         
                        И человек сказал: «я — русский»,
                        И Бог заплакал вместе с ним»…

                      • regent:

                        Николай Гумилёв
                         
                        …Есть мир, есть Бог — они живут во век,
                        А жизнь людей — мгновенна и убога,
                        Но всё в себя вмещает человек,
                        Который любит мир и верит в Бога.

    7. Tina:

      Сегодня утром прочла пронзившие душу слова Феофана Затворника «Сила этой нераздельной любви Божией так велика, что она действует не только на мою душу, но и на окружающих. Ибо чем более присвою я себе земного, тем менее останется для других, а тут наоборот: чем более присвою я себе Божьего, тем более изольется этого и на других.
      Настоящая любовь и истина не застаиваются никогда, они должны изливаться. Как солнце, они должны светить, и этим они живут.»
      А в обеденный перерыв прослушала проповедь отца Димитрия. И она как бы стала продолжением того, о чем сказал Феофан Затворник. Господь нам дарит Царствие Небесное, а нам всё не до него. Дела, делишки и проблемки, а в час Страшного Суда и защититься нечем будет. Кого ты окружил заботой, кому твоя бескорыстная любовь указала путь к истине?
      Себя?
      Каждая проповедь отца Димитрия — тропинка, которая ведет к Преображению. Прежде всего своей души. А Преображение невозможно без покаяния. Это сердцевина всех проповедей отца Димитрия, Слушать их без сопереживания нельзя. Но сопереживание это действенное. И людям хочется чаще помогать, и в храм ходить!

      • Susanna:

        Спасибо за комментарий.

      • Vlad.V.A:

        Вот именно что хочется. А что мы делаем? То что можем – ничего!

        • Леонид Матвеев:

          Vlad.V.A не надо говорить за всех — отвечайте за себя

          • Vlad.V.A:

            Леонид Матвеев правильно пишите – отвечать буду за себя, хотя вряд ли, за других тоже придётся.
            Просто Леонид Матвеев вы не понимаете, что скрывается за моим «ничего».

      • Леонид Матвеев:

        Печально видеть, когда человек это поздно понимает, (про окружение ближних заботой и любовью), даже есть поговорка: «Что имеем — не храним, потеряем — плачем». Но эти «слезы» могут стать озером благодати для человека, потому что только осознав боль потерь, он получает покаяние через раскаяние в своих неправильных шагах (читай — грехах).
        Отец Дмитрий Спаси Вас Господь!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.