Проповедь на неделю 35-ю по Пятидесятнице (по притче о богатом юноше)
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о том, что делать человеку, чтобы наследовать жизнь вечную, по евангельской притче о богатом юноше  [Лк. 18, 18-27].
 

Евангелист Лука нам передаёт слова Христа Спасителя. Он говорит человеку, который назвал Его благим учителем, что никто не благ, как только один Бог (Лк. 18, 19). Потому что любое творение Божие имеет какие-то несовершенства, а Бог – существо совершенное, и Он Творец всего сущего, всего бытия. И чтобы человека приблизить к Себе, Он решил послать в мир Своего Единородного Сына, и главным Его делом на земле было создание Церкви. Но, к сожалению, люди склонны верить всяким глупостям или лжи, нежели самому источнику правды и справедливости. И, естественно, оказываются в беде. Почему так бывает, что человек скорее верит лжи, чем правде? Да очень просто. Потому что ложь ему сродни. И вот, на этом всё и основывается. Сначала мальчик сам врёт, а потом верит другим мальчикам, которые тоже врут. А в то, что говорят отец и мать, желая сохранить его от беды, он не верит. Всё очень просто. Потому что всякая лживость ему сродни. И он думает, что таким образом он может прожить.

И вот, этот человек спрашивает: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 18, 18). А Господь ему отвечает: Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца твоего и матерь твою». Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (Лк. 18, 20-22). Если бы он Его послушал, этот бы человек стал апостолом, мы бы даже знали, как его зовут, обязательно Лука упомянул бы его имя. А так, мало ли ко Христу приходило народу – тысячами! И так же послушают, спросят уходят.

Я тоже всё время с этим сталкиваюсь: приходят люди, что-то спрашивают. Я по своей должности говорю, как я считаю, он делает всё по-своему – это естественно. Потом бывают последствия. С этими последствиями же опять приходит: как так? А как ещё иначе? И такая круговерть уже две тысячи лет повторяется. Этот юноша не один такой. Человек хочет услышать не правду, она ему вообще не нужна. А что ему нужно? Подтверждение того, чем он и занимается. Ведь каждый человек, даже и лживый, обладает совестью. И совесть не даёт ему полного покоя. И чтобы избавиться от голоса совести, человек ищет, чтобы была какая-то такая санкция, которая его утвердила в его лживой жизни, в которой он сомневается. Но если ему правду скажешь, он всё равно будет делать по-своему и будет искать дальше: ещё у кого-нибудь спросить, ещё. Если он не найдёт ответа в церковной литературе, он у братьев Стругацких будет узнавать или у Александра Галича: «А вот в песне сказано...». Господи, помилуй! Тоже мне, великий авторитет! Какая-то песня! Или строчку из поэзии найдёт в подтверждение своих деяний: вот какой известный и богатый человек так говорил, вот и я так же. И вот так и возникают всякие странные авторитеты. Иногда они даже по телевизору выступают: позовут какое-то чучело гороховое, и это чучело начинает что-то вещать. А бывает народное чучело. Народный артист, у него ещё орден Сутулого есть второй степени, и вот, он рассказывает: «Я четырнадцать раз был женат, у меня восемь детей от семи жён. И вот, надо так, надо так...». Рассказывает, как устроить собственную жизнь. Чучело рассуждает – человек верит. Почему? Ему это нравится. Потому что человек стремится не к тому, чтобы узнать правду Божию, а чтобы ему делать, что он хочет, а ему сверху была бы на это какая-то санкция, благословение. Извините, с этим ничего не получится. Если человек найдёт кого, кто либо недослышит, либо чтобы этот отстал, либо не понял, либо просто от ветра головы своея что-то скажет и попадёт, он уйдёт довольный: «Меня благословили!». А конец-то всё равно один.

Юноша, который подошёл ко Христу Спасителю, был хороший, воспитанный, он и почитал папу с мамой, и не врал, и не убивал, и не блудил. Попробуй, найди сейчас такого. Всё было в нём прекрасно. Господь увидел, подумал: «Может, его в Свои ученики взять?» Сейчас бы, может быть, мы не в Благовещенском храме молились, а храм был бы назван в честь этого юноши, мы бы иконы ему писали, его прославляли, была бы служба. Но ничего этого нет, даже имени не осталось. То есть вся его такая хорошесть, вся его воспитанность совершенно его не спасла. Очень многие говорят: «Ну как же, такой хороший человек! И что же он, в Царствие Небесное не войдёт?». Ну, конечно, нет. Потому что нигде не сказано, что в Царствие Небесное войдут хорошие люди, а везде написано, что только кающиеся грешники. Потому что вся наша хорошесть – и данный пример нам это показывает – это всё некий дым. Как только она наткнётся на упорное желание самого человека делать, что он хочет, он отвергнет всё, и даже призыв Самого Христа Спасителя.

Вы представьте эту картину с другой точки зрения. Вот есть молодой человек такой хороший. И с кем он вообще беседует? Он беседует с Сыном Божиим, которого на землю послал сам Отец Небесный, тот, который создал весь космос, создал всю математику, химию, биологию всех живых организмов, который создал всех людей, все законы мироздания, который знает всё обо всём и обо всех. И Он, Царь вселенной через Своего Сына Иисуса Христа ему говорит: молодец, осталось только одно, делай шаг. Вот всё, что у тебя есть, продай, отдай нищим, приходи ко Мне, и ходи за Мной, потому что Я учу Своих учеников Евангелию, спасению. Ты же пришёл ко Мне не за тем, чтобы вот «как мне лучше с прокурорами договориться, чтобы бизнес мой пошёл получше?». Нет, ты пришёл узнать, как наследовать Жизнь Вечную. И Он как Бог видел его, понятно, насквозь. Бог всех людей, и не только людей, но и блох, видит насквозь. Для Бога что блоха, что человек – это абсолютно понятная субстанция. И вот, Он говорит: одного тебе не хватает для Царствия Небесного. Чего же? Очень любишь имущество. Денежки очень любишь. Эта любовь у тебя немножко зашкаливает, и ты за этой горкой денежек уже Бога не увидишь, тебе надо от этого избавиться, как от бельма на глазу. Вот поэтому надо принять радикальные меры, эту катаракту нужно снять. И глаукому вылечить. А как? Ну, чтоб катаракту снять, нужно продать всё. А чтоб глаукому вылечить, нужно нищим раздать всё своё имущество – всё! Вот тогда ясно увидишь путь в Царствие Божие, и приходи ко Мне, Я буду ещё показывать, куда ножкой ступать. Прям и пройдёшь этим путём.

И он отошёл. Вот сказано: Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат (Лк. 18, 23). Известно, чем богаче, тем жаднее. У бедного какую-то сумму занять гораздо проще, чем такую же занять у богатого. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! (Лк. 18, 24). Потому что он не знает, куда идти. Богатство заслоняет, как гора заслоняет солнце. Там, где высокие горы, человек из долины даже и заката не видит: солнце – раз! – за гору – прыг, и всё. Нет, не видит. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лк. 18, 25). Кто стремится к богатству, тот стремится в противоположную сторону от Царствия Божия. Прямо в противоположную. Господь, видя, что такой хороший парень пропадает, решил ему это сказать. Ну так и что? Да ничего. И никогда ещё такого не бывало, чтоб кто-то взял бы так и послушался правды Божией. Чтоб послушаться правды Божией, для этого нужно покаяние. А что такое покаяние? Покаяние – это есть изменение направления собственной жизни. Вот у него было направление на денежки и на имущество. А изменение направления? А изменение направления – это от денежек и от имущества, что Господь ему и открыл. Причём не просто сказал, что это всё не важно, главное – это открыть сердце Слову Божию, а Он ему предлагает радикальное лекарство – сразу исцеление. Нет, привязанность к тому, что ему мешает достичь Царствия Божия, превысила.

Для того евангелист Лука так подробно излагает это событие, чтоб каждый из нас понял. И тогда человек придёт сам к покаянию, когда увидит: а что во мне самом является такой горкой, которая мне застилает свет Христов? Если он это это увидит, тогда он сможет покаяться. Покаяться – это значит повернуться в направлении, противоположном тому, по которому он шёл всю свою жизнь. Вот это и называется покаянием.

Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 26-27). Никто спастись не может. Каждый день я выслушивают одно и то же, а на следующий день повторяю, что ни один человек спастись не может. Можешь прочесть хоть весь молитвослов. Мне недавно один раб Божий подарил огромный старопечатный молитвослов. Вот даже если утром и вечером весь этот молитвослов читать, не спасёшься. Если вместо пяти литров крещенской воды пить десять и каждый день причащаться, и каждый день всё Четвероевангелие прочитывать, не спасёшься. Даже если всё имение раздашь нищим, всё равно не спасёшься. Человеку спастись невозможно. Невозможно. Потому что человек – это есть только сосуд. Возьми глиняный горшок и стукни его о кафельный пол на кухне – он разлетится на черепки. Может ли сам горшок себя склеить? Такого не бывает. Сколько его ни уговаривай, сколько ПВА ни поливай, он сам не склеится. Может его склеить только тот, кто делает горшки. А горшки делает только Господь Бог, и только Он может спасти человека. А люди приходят, говорят: «Вот, у меня не получается, вот, у меня молитва рассеивается, я это, то». Каждый раз на исповеди одно и то же говорит. Почему? Потому что сам, а это невозможно. Никто не может прибавить себе росту хотя на один локоть (Мф. 6, 27), никто не может стать умней. Какие-то вещи небольшие можно скорректировать. Например, любой человек сантиметра на три-четыре может увеличить свой рост: за несколько лет определёнными упражнениями до определённого возраста можно увеличить свой рост. Можно увеличить свой вес за счёт специальный тренировок, направленных на увеличение мышечной массы. Можно при больших усилиях даже на какое-то время похудеть. Потом всё сначала начнётся, будешь ещё толще, но это всё можно. А так, чтобы из плохого сделаться хорошим – это человеку невозможно, это может только Господь. Поэтому все усилия человека должны быть направлены на то, чтобы познать свою немощь, возненавидеть грех, который препятствует шествию человеческой души к Богу, и третье – это возопить к Богу о спасении. И Он придёт и спасёт. Как Господь приходит к человеку? Благодатью Своею, которая очищает его от всякия скверны. Только Господь может спасти, поэтому Его и папа с мамой и назвали Иисус, что значит по-еврейски «Спаситель». Он Спаситель, а не ты сам со своей дурацкой гордыней. Ты думаешь, что ты умный, ты умелый, ты там разобрался. Нет-нет-нет, это всё большая ошибка. Без Меня не можете творить ничего (Ин. 15, 5) – это слова Господни.

Господь приглашает этого паренька: ты когда всё продашь, чтоб тебя не тяготили мешки с деньгами, эти рюкзаки, которые будут у тебя сзади и спереди, ты их нищим раздай, и приходи ко Мне, и следуй за Мной, Я тебя буду спасать. И спасу, причём с гарантией. Если уж Христос за это возьмётся, так оно и будет. Я думаю, любая мать согласилась бы такого сына иметь, как этот благочестивый юноша. Наверно, она рада была без памяти, что и имущество цело осталось, и он будет жить в богатстве. Но это всё, к сожалению, мимо. Чем это богатство кончится? Хорошим гранитным памятником на Троекуровском кладбище. Вот и всё. Это максимум, что человек может достичь в жизни. Всё остальное, вся эта человеческая деятельность – это временное и никому не нужное. И пройдут века, и что останется?

Я тут недавно был в одном городке небольшом, ему шесть тысяч лет, и до сих пор не могут понять, как он возник, потому что там разные слои, там много-много городов один на одном, один булыжник из этой эпохи, другой, повыше, из другой. И не поймёшь – то ли ты в Риме, то ли ты в Греции, то ли в Египте. И ни один археолог разобраться не может, что это такой за городок. Только видят, умеют определять по каким-то артефактам, в каком веке. А ведь строили люди, потели, сколько рабов загубили, всё это обтачивали. Ну, самым древним из этих вещей по шесть тысяч лет, по четыре, по 2500 лет. И, собственно, и что? Название – тоже не знаем. Самое позднее название – вот такое. А как он раньше назывался, тоже не понятно. И что, зачем, почему? Нигде в письменных источниках ничего об этом нет. А богатство? А богатство великое. Сейчас вот такую штуку построить – да это нужны миллиарды! Да ещё мастеров не найдёшь.

Вот, так что от богатства ничего не остаётся, только развалины. Поэтому тот, кто над этим трудится, максимум, может себе рассчитывать на гранитный памятник. А что тебе под этим памятником лежать или под маленьким крестиком, который сварят из уголка – это разница-то небольшая, ну абсолютно никакой разницы. Поэтому надо и смотреть на то, что есть правда. Смысл жизни – в чём он? Вот апостолы реализовали свой смысл жизни. Прошло две тысячи лет, имя каждого помним, житие их написано. Их имена – в Священном Писании. Можете себе представить? Не где-нибудь там в газете «Правда» за какой-нибудь лохматый год, а в Священном Писании. Любой рыбак может прожить жизнь так, что его имя войдёт в Священное Писание, а может так, что просто на гранитном памятнике имя выбьют, и всё. Вот и надо выбирать, а выбирает человек сам по своему вкусу – у кого какой вкус. А Господь, это мы видим по юноше, всем хочет спастись (Тим. 2, 4), и этому пареньку хотел спастись. Бог хочет всех спасти. Если кто-то не спасается, то это потому что он сам не хочет. Не хочешь – как хочешь. Как у нас в школе говорили: «Не хошь, как хошь – сиди голодный». Очень правильно отражает бытие эта поговорка.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. irina.schabranskaya:

      Спасибо, отец Димитрий! Не в первый раз слушаю Вашу проповедь на этот сюжет, и каждый раз Вы открываете в этой истории все новые и новые грани. Священное Писание неисчерпаемо, но и Вы удивительным образом умеете сопрягать все написанное в Нем с современностью, со «злобой дня». Слава Давшему Вам такой удивительный дар проповедника!

    2. Vera57:

      спасибо, Батюшка Димитрий,за проповедь.

    3. Анна:

      Спаси Господи, Отец Димитрий!

    4. nikolay160877:

      Спасибо отец Дмитрий.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.