Проповедь на неделю 36-ю по Пятидесятнице (по эпизоду об исцелении иерихонского слепца)
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о слепоте духовной и физической по евангельскому эпизоду об исцелении иерихонского слепца  [Лк. 18, 35-43].
 

Сегодня мы читали из Евангелия от Луки о том, как Господь подходил к Иерихону. Один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? – потому что шло довольно много народу, дело такое, не очень обычное – Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! Помилуй меня (Лк. 18, 36-39). Почему они заставляли его молчать? Потому что он, хотя и человек слепой, но увидел нечто очень важное, что другие, зрячие, не видели. Очень часто в человеке, лишённом зрения, развиваются какие-то другие свойства, например, осязание или слух. Ещё слепой человек имеет время и возможность размышлять. Обычный человек размышлять не может, ему некогда, да и навыка нет, потому что та школа, которую проходит современный человек, размышлять не учит, вообще не учит думать. Она учит, как достать хорошую оценку. То есть современная школа учит исключительно имитации деятельности. Поэтому современный люди – неплохие имитаторы и совсем хорошие манипуляторы. То есть знают, как вот так делать, чтобы и не работать, а денег получить побольше и выглядеть получше, и вообще прослыть не дураком. И многие приходят к старинной русской пословице: помолчишь – за умного сойдёшь. Но тщеславие не даёт человеку молчать, поэтому он открывает рот и высказывает свою точку зрения. И тут же, как царь Пётр Алексеевич говорил, свою дурь-то и выказывет, поэтому, слава Богу, с помощью того, что человек говорит, можно всю дурь его моментально проследить.

Этому слепому надеяться было не на что. Слава Богу, в те времена не было никаких пенсий. Вообще пенсия – довольно вредная вещь, она способствует убийству детей: «А! Меня прокормят». Не шикарно, но на макарошки с кетчупом у меня будет. А что старичку надо? Чаёк. А кабы не было пенсии, он бы думал о детках. Один умрёт – второй прокормит, второй умрёт – третий прокормит, четвёртого, пятого на войне убьют – шестой прокормит. То есть огромная гарантия. А один ребёночек – что-то с ним случилось – и что? Вот и живу, и жду, грызусь с папой, с мамой, с женой – тоже, конечно, занятие. Но есть и пенсия, и денежки, которые можно скопить. Хотя денежки – это, конечно, ненадёжно. Сегодня одна женщина пришла: «Так и так, мне уж за восемьдесят, всё время все обманывают. ЖЭК обманывает, банк обманывает. Всё обманывают, говорят, что я проценты уже получила, а я не получала, Христом Богом клянусь!», я говорю: «Клясться нехорошо». А она всё время в печали находится. Почему? Был сынок, и нету. А было бы восемь, и забот бы никаких не было. Ну, может, какие-то и были бы, но жизнь была бы повеселей.

И вот, слепой размышлял. Размышления привели его к тому, что он понял, Кем является этот Иисус Назорей, за Которым все люди ходят толпой. Тоже непонятно, что они ходят, ведь Он неоднократно указывал на то, что Он и есть Мессия, Которого народ Израилев ждёт полторы тысячи лет. Но они так привыкли ждать, что это состояние ожидания для них стало естественным. А когда Он уже пришёл, они сделали вид, что вроде бы Его и не узнают: и не Он, и не Он. А слепому это открылось. И вот, этот слепой возопил, назвав Его Сыном Давидовым. А Сын Давидов – это как раз одно из имён Мессии, Спасителя Израиля. Они говорят: «Что ты, как ты можешь так говорить?». Почему? А им даже страшно было, что есть некий совершенно безобидный человек, который говорит, что это Мессия.

Как тут я смотрел телевизор, а диктор, какой-то ведущий спрашивает у народа, который собрался: «Ну что, будет война?». А все отвечают на прямо поставленный вопрос: «Мы войны не хотим, войну нельзя допустить!». Уже не допускали. Начиная со времён Владимира Святославича всё не допускали, а они всё были. Спрашивает, будет ли война, а они отвечают на другой вопрос. Почему? Да потому что знать не хотят. И потому, что хотят сказать, что не будет. Им говорят, что уже давно идёт, всё равно не понимают, не верят. Почему? Человек принимает сердцем только то, что ему приятно. Пока бомба на башку не упадёт, мужик не перекрестится, такое свойство падшего человеческого разума – не видеть очевидного. Вот слепой, не имея очей, понял очевидное. А другие, которые очи имели, это не увидели. Очень замечательный эпизод евангелист Лука рассказывает, из которого мы можем очень многое понять.

Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: – потому что он там на краю дороги, а с двух сторон толпа идёт, а Господь в серёдке – и, когда тот подошел к Нему, спросил его: Чего ты хочешь от Меня? (Лк. 18, 40-41). Он обращается к нему как к Мессии, а Он как Спаситель отзывается. Остальным это не положено, потому что они не видят, что Он Мессия, а этот увидел, поэтому Он как Мессия может этому человеку дать, что тот хочет. Он сказал: Господи! Чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! Вера твоя спасла тебя (Лк. 18, 41-42). Потому что спасает вера. А что такое вера? Если кто забыл, напоминаю: вера – это способность видеть невидимое. И вот эта вера в нём и случилась. Поэтому и говорит ему Господь: «Иди, вера твоя спасла тебя!». И он тотчас прозрел и пошел за Ним (Лк. 18, 43). А за кем же ещё ему идти? Вера-то даётся для чего? Чтобы идти за Христом. А не для того, чтобы тебя в банке не обманывали, не для того, чтоб у тебя было всё хорошо, спаси и сохрани, чтоб тебе не болеть. Вера к этому совсем никакого отношения не имеет. Все святые угодники Божии болели, и очень многих убивали, и сейчас убивают в Сирии, и в нашей стране 70 лет назад христиан убивали их же соплеменники: раз веруешь, значит тебе конец, на первое время в лагерь сошлют лет на десять. Так что вот это обычная история, другой вообще не бывает с христианами. Если хочешь быть христианином, готовься. Не зарекайся от тюрьмы, от сумы, зарекаться-то нечего. Очень многие даже и не зарекались, а невинно у нас сидят ежегодно в стране 75 тысяч человек в среднем. Немало, целый средний городок. И их выпускают прямо из зала суда. Посидят годик в СИЗО, за это время у них имущество всё отберут, а потом отпускают на волю. И ещё благодари Бога, что не сел.

И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога (Лк. 18, 43). Он понимал, что его исцелил Бог. Христос даже не говорил: «Исцеляю тебя как Мессия! Теперь больше глазками не болей, пойди умойся, всё хорошо». Нет, он говорит: «Иди, раз вера есть, спасение к тебе пришло». Во-первых, ты этого захотел, а во-вторых, обратился за помощью. К кому? К Иисусу Христу. Вот тебе.

Для чего евангелист Лука сохранил для нас в этих писаниях данный эпизод? Я вполне допускаю, что кто-то из нас, некоторые люди исполнились верой христианской, и что-нибудь хотят такого совсем неплохого – прозреть. Хотя на самом деле духовно он уже прозрел. Обратись к Иисусу Христу, как этот слепой, а Отец Небесный тебе подаст. Вот, собственно, и всё. Но веры-то нету. Поэтому и начинают: к одному пойду спрошу, к другому, к третьему, съезжу куда-нибудь, схожу, приложусь. Ну, может, у тебя от этого вера-то как-то и прибавится, тогда да, небесполезно. А если нет, то нет.

И весь народ, видя это, воздал хвалу Богу (Лк. 18, 43). Слава Богу, может быть, кто-то из этого народа, который окружал Христа, впоследствии стал христианином. Может такое быть, потому что на их глазах совершилось чудо самое настоящее, хотя не такое уж и редкое. Вообще, если так жить, приглядываясь, без суеты, то каждый день любой человек убедится, что с ним случаются чудеса.

Евангелист Лука чуть попозже, и мы тоже это нынче читали, говорит, что есть вещи, которые нас отвлекают от того, чтобы жизнь наблюдать, как этот слепой. Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их (Лк. 21, 8) – предупреждает нас Господь, евангелист Лука Его слова передаёт. Это очень важно, прям как будто бы для нас нынешних. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения (Лк. 21, 9-11) – большие: по шесть, по семь, по восемь баллов. Всё это будет. Так что Господь Своих учеников предупредил, а и среди нас есть два-три человека тоже из Его учеников. Поэтому ни бояться, ни ужасаться, ни куда-то уезжать в Антарктиду, спасаясь, никакого смысла не имеет. А имеет смысл всю надежду возложить на Бога, как этот слепой или как те новые мученики Российские, которых мы ныне прославляем.

 

NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. Анна Вихляева:

      Спасибо, дорогой батюшка.

    2. Раиса:

      Когда дети так орут, то кажется,что их истязают. Знаю, что чувство это ошибочно.
      Но… Какое же терпение нужно батюшке! Дай Бог ему здоровья. Проповедь замечательно поучительна, особенно в части тщеславия и силы веры. Иркутск.

      • Игорь:

        Раиса, это не детки кричат… Это орут их родители, детишки ни в чём не виноваты. Нам остается только терпение.
        Спасибо о.Димитрий за проповедь. Как всегда соединена с реалиями нашего дня.

    3. Анна:

      Спаси Господи!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.