Проповедь на неделю о мытаре и фарисее (21 февраля 2016 года)
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о гордости, смирении и собственном мнении по евангельской притче о мытаре и фарисее  [Лк. 18, 9-14].
 

Святая Церковь готовит своих чад к поприщу Великого поста, и вчера на вечерне мы начали петь Триодь постную, и сегодня во всех храмах нашему вниманию предлагается Евангелие от Луки, в котором Господь говорит притчу. Раз Господь говорит притчу, значит Он хочет, чтоб мы, во-первых, поняли, что Он хочет нам сказать через эту притчу, а во-вторых, запомнили. Поэтому Господь избирает именно такую форму, запоминающуюся, хотя на самом деле такого эпизода не было в Священной истории, но вот в таких ярких образах Господь нам хочет сообщить очень важную вещь для нашего благочестия. Настолько важную, что если мы её не сумеем усвоить, то мы не сможем стать и христианами. А конечно, обидно, что сорок лет будем ходить в храм, а так христианами и не сделаемся, поэтому наше хождение, к сожалению, будет напрасно. Сам Господь о такой ситуации говорил, что не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное (Мф. 7, 21)

Итак, сама притча. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (Лк. 18, 10). Фарисей – это очень уважаемый человек, знаток Священного Писания и исполнитель его. Можно сказать, образец, пример для всех остальных. А мытарь – это, наоборот, человек, всеми презираемый, и даже у евреев была такая поговорка: будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 17), то есть как человек, которого нужно обходить за три версты. И понятно, никакого общения с ним нет.

И вот, эти люди стали молиться. Фарисей став молился сам в себе так… (Лк. 18, 11) – очень хорошо Господь подчёркивает, что он молился сам в себе, потому что он понимал, что такое прилично, а что неприлично. Некоторые люди себя хвалят публично. Это даже можно чисто арифметически уловить, такой человек очень часто повторяет местоимение «я»: «Я, я, я!». Это уже должно насторожить хотя бы самого автора этих спичей. Но, к сожалению, вот такая нежная любовь к себе приобретает болезненную форму, и тогда уже человек начинает хвалиться и не замечает, насколько это неприлично выглядит. А фарисей уже это чувствовал, и поэтому молился в себе: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11). То есть опять же, всё прекрасно: он понимает, что то, что он не грабит, не прелюбодействует, это от того, что Господь ему в этом помог. И он за это благодарит Бога, а не говорит, как некоторые сумасшедшие: «Я сам достиг всего, что я имею!». Видно, что человек начитан в Священном Писании. И перечисляет: Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк. 18, 12). Поднимите, пожалуйста, руки, кто даёт десятую часть того, что он приобретает… Вот, один. Так что нам до фарисея ещё очень далеко, а фарисей ещё не был христианином. Это всего лишь ветхозаветный человек. Но это притча. Наверняка уж подобных ему не так было много в Израиле. Всё-таки он отличался большими достижениями.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику. Сказываю вам, – говорит Господь, – что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 13-14). Как же случилось, что вот этот праведник оказался менее люб Господу, чем всеми презираемый человек? Ведь когда фарисей говорил: «грабители», он, конечно, уже увидел мытаря. Потому что каждый мытарь был грабителем, как всякий нормальный государственный чиновник, который, понятно, помимо того, чтоб быть чиновником, является ещё и грабителем. Он не может устоять, когда мимо него идут денежные потоки, и он старается немножко и себе присвоить. Если он – употребим современное русское выражение – не борзеет, то его даже оставляют в покое: ну, нарушил, какие-то там сто миллионов, это вообще ерунда. А если уж там счёт на миллиарды, тут уж тогда им начинают интересоваться: что это с ним, куда столько? Значит, уже болезненные формы.

Что же Господь нам хочет сказать через эту притчу? Сказано: пошел оправданным (Лк. 18, 14). Все люди – грешники, все подлежат суду. Если каждого человека рассматривать с точки зрения Писания, воли Божией, то ни один не будет угоден Господу. Почему же мытаря Господь оправдал более, чем фарисея? Что за качество, которое приобрёл мытарь и которого не было у фарисея? Вот, Господь говорит, что он осуждал себя, а тот возвышал. Отчего человек возвышает себя и оценивает людей со своей точки зрения? Это так модно, под влиянием нехристианского воспитания – иметь свою точку зрения. И чем более гордый человек, тем более он на этой точке зрения настаивает, её распространяет. Спорит даже иногда, порой и до драки. А Богу совершенно не угодно, чтобы люди разделялись между собою из-за разных точек зрения. Эта притча показывает, что каждый человек на самом деле, даже если что-то по милости Божией ему удалось исполнить из того, что Откровение Божие предписывает, всё равно перед Богом бесконечно грешен. Первое, что нужно нам усвоить из этой притчи: даже если мы научимся себя вести идеально и исполнять всё, что предписано, как в другом месте говорит Господь, всё равно каждый из нас должен про себя говорить, что он раб негодный есть. Потому что ты сделал только то, что положено, и ничего, собственно, сверх того (см. Лк. 17, 10). Это всё равно что гордиться тем, что ты зубы чистишь. Молодец? Молодец. Но это мало чего стоит. Много чего стоит, это когда кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13). Вот милиционер с ещё одним человеком бросились на рельсы, которые под током, и спасли женщину от неминуемой смерти, рискуя своей жизнью и своим здоровьем. Вот это дорогого стоит. А всё остальное – это некое упражнение, которое может служить такой подготовкой к христианству. А настоящее христианство – это когда под поезд. Вот только таким образом. Сколько крови ты готов пролить за своего ближнего. Это измеряется только вот в таких единицах.

Замечено, что если человек себя возвышает, то он начинает так себя ценить, так начинает к себе относиться, что в русской поговорке метко определено: носится с собой, как с писаной торбой. Ну, кто забыл, торба – это твёрдостенный баул, в котором хранятся или переносятся всякие вещи. Торба бывает простая (из бересты, кожи), а может быть расписная. То есть отдали художнику, заплатили деньги, и сама торба становится произведением искусства. Торба становится дороже, чем та функция, ради которой она создана. И вот такое отношение к самому себе не оправдывает Господь. Потому что человек, не будучи по своей жизни ничем таким особенно важным, ценит себя излишне высоко. И вот это есть большой изъян души. Этот изъян проявляется именно в гордости, потому что когда человек говорит: «Я», когда он себя шибко ценит, когда себя рассматривает, как человека более важного, чем другой человек – это признак гордости. А что такое гордость? Гордость – это такое качество души, которому противится Бог. Нам известно из Писания, что Бог гордым противится (Иак. 4, 6). А войти в Небесное Царствие человек может войти только по благодати Божией. Если душа человека сопротивляется благодати Божией через гордость, то он и уходит, несмотря на все свои потуги добрых дел, менее оправданным, чем человек, который добрых поступков имеет гораздо меньше. Но он более оправдан, потому что он более смирен. Смирение – это столь драгоценное качество, что древние отцы говорили, что с помощью одного смирения можно спастись. И приводили такой пример. Предположим, мы строим дом из кирпичей, и если кирпичи не связаны раствором, то стену можно кулаком уронить, а если связаны цементом, стена прочная. Но даже без кирпичей, из одного цемента, плохенькую, но стену можно сложить, и в этом доме можно жить. Сам по себе цемент – смирение – это есть очень важная добродетель. Бог, – сказано в Писании, – смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). С помощью этой благодати Господь и оправдывает нас. Мы молимся Святому Духу: «Приди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны». Человек может очиститься исключительно Духом Святым, а Дух Святый привлекается исключительно смирением. Поэтому если нет смирения, спасение для человека невозможно, какие бы он подвиги ни совершал. Даже если каждый день будет весь молитвослов сначала до конца прочитывать, если Священное Писание будет знать наизусть, если имение раздаст нищим, нет в том ему никакой пользы, если нет смирения. Другой, не совершая этих подвигов, но имея смирение, окажется к Богу гораздо ближе, и к Царствию Божию, естественно. Вот что нам повествует эта притча.

Это очень важное качество. Недаром Папа Римский обратил внимание при общении с Патриархом, какой он смиренный человек. Я при этом не присутствовал, не слышал доподлинно, ну и потом, мне кажется, он говорил по-итальянски, а я не настолько начитан в этом прекрасном языке, чтобы это оценить. Но те, кто там был, говорили, что он сказал нечто близкое к этому. Понятно, иерарх Церкви не может не знать о важности смирения. Он увидел в своём собеседнике смирение, и на это его душа среагировала. Они в этом облаке смирения друг друга лучше почувствовали, это очень важно.

Я допускаю, что кто-то из нас, ходя в церковь, хочет быть христианином, я даже уверен, что некоторые из нас по слову Господню не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9, 1) к ним в сердце. Потому что Царствие Божие внутри нас есть (см. Лк. 17, 21). И оно приходит в смиренное сердце благодатью Божией. Мы можем через Церковь, через благодать, которая в Церкви подаётся нам, достичь Царствия Божия, которое и есть, собственно, спасение. Спасение заключается в достижении этого Царства.

Вот, я как мог это рассказал, а рассказываю уже 36-й год. Это нам надо запомнить, усвоить и этого искать в своей жизни. Часто ко мне приходят с вопросом: «Батюшка, ну как мне его убедить?», а я в свою очередь спрашиваю: «А зачем?». Каждый человек сам знает, хочет ли он быть христианином, нужна ли ему эта ваша церковь. Он сам. Кому нужна, пожалуйста, мы даже можем всему научить. Кому не нужно – тоже пожалуйста. Потому что, опять же, в Священном Писании апостол Павел говорит: Немощного в вере принимайте без споров о мнениях (Рим. 14, 1). Зачем же кого-то убеждать, когда это идёт против Бога, Который сказал: не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф. 7, 6). Не потому, что люди – свиньи, а потому, что свинье рассказывать о том, что нельзя так обжираться – это совершенно бесполезное дело. Совершенно бесполезное дело. Говорит: «Ну как же, это ж мой сын!». Так ну и что? Каждый человек свободен: если хочет соединиться с Богом – пожалуйста, если хочет разойтись с Богом, тоже пожалуйста. Это есть твоя свободная воля. Ты можешь быть хорошим, можешь быть плохим. Так же и с твоими детьми: сколько ты вложишь ума, сил, любви в образование из тех детей, которых тебе дал Бог, христиан, таков результат и будет. А если 15 лет вообще даже не думал об этом никогда, и вдруг: «Вот, моему сыну 15 лет, он мне хамит». Ну так и что? Что ж тут такого удивительного, если, как говорит статистика, по восемь минут в день детьми занимаются, а все занятия с детьми состоят в том, что на них орут? Отдают их в какие-то безумные школы, где их воспитывает полутюремный детский коллектив на фоне тотальной порнографии, и мы получаем тот продукт, который получаем. А как теперь исправить? На это просто нет никакой возможности. Никто, ни один человек на земле не может щёлкнуть пальцами и исправить человека. Потому что это чудо, а чудеса творит Бог, а Бог творит-то только благодатью, а благодать может прийти в сердце этого юного создания только если там будет смирение, а не хамство. Как вот? Стоит перед нами 15-летний хам. И вдруг приходит в него благодать Божия, и перед нами уже кроткий агнец? Так не бывает. Ну, в тюрьме можно привить ему некоторые навыки, но это всё равно будет волк, он просто наденет овечью шкуру, чтоб его не съели другие волки. Поэтому если мы хотим из своих детей воспитывать христиан, мы должны думать об этом прежде, чем выйти замуж, прежде, чем жениться, выбирать такую жену, которая будет помощник в создании домашней церкви, а не по тому признаку, какие у неё глазки, какие у неё ножки, какое с ней приданое дадут. Это всё малозначащие вещи, и уж никак не отразятся на потомстве. Нужно смотреть на качество христианской жизни юной леди. Тогда из этого что-то может произойти, если будут общие цели, если у людей есть общее понимание. Хотя бы вот этой притчи. Это очень много. Потому что если два смиренных человека поженятся, ясно, что они будут друг другу уступать, а не скандалить до таски волос и вызова полиции, это совершенно очевидно.

Подготовка к Великому посту открывается этим прекрасным евангельским текстом. Постараемся его понять и усвоить.

 

Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 6

    1. Anastasya BD:

      Шикарная проповедь❗❗❗
      Спасибо, Вам, батюшка!

    2. Святослав:

      Батюшка, Большое спасибо за торбу! … А в ней ещё и горсточка цемента лежит… ))) Присылайте ещё!!!

    3. antolii:

      Спасибо Отче

    4. Раиса:

      Спаси Господи, батюшка. Здоровья Вам крепкого. Но разве может сборщик налогов быть
      смиренным?

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.