Проповедь на неделю о блудном сыне (28 февраля 2016 года)
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о покаянии, спасении и о том, что хочет от нас Бог, по евангельской притче о блудном сыне  [Лк. 15, 11-32].
 

Святая Церковь подводит нас к поприщу Великого поста, а пост у нас – это время покаяния. И вот, предлагается нашему вниманию притча из Евангелия от Луки. Кто ходит в церковь постоянно, её знает, а для тех, кто только начинает христианскую жизнь, может быть, она звучит в первый раз. Но эта притча играет в нашем благочестии очень важную роль. В силу того, что Бог для человека не познаваем, Он Сам пожелал открыть Себя людям. Главное Его откровение – через Евангелие, что в переводе означает «благая весть». Благая весть о Боге. И вот эта весть, которая содержится в сегодняшней притче, действительно наполнена чрезвычайным благом для всех. Потому что, как это ни странно, но любой священник с этим сталкивается, многие люди мыслят о Боге и рассуждают, и как-то чувствуют Его все по-своему, но очень многие совершенно не так, и думают о Нём, имея в виду совершенно какое-то другое существо, и Богу приписывают всякие такие странные вещи. И поэтому удивляешься, как можно вести христианскую жизнь, если о Боге совершенно не христианские мысли. Иного человека послушаешь, и даже удивляешься, откуда он это взял. Если начинаешь выяснять, оказывается, что это какая-то женщина сказала. И это несмотря на то, что есть Священное Писание, что на протяжении двух тысяч лет самые образованные святые люди учились и учили нас, как понимать те или иные слова Священного Писания, потому что это порой и непривычно, и трудно. Но тем не менее почему-то люди с охотой слушают каких-то женщин, реже – мужчин, и у них самые извращённые представления о Боге. Но это бы ещё ладно, но, к сожалению, так бывает, что этим извращённым представлением о Боге они ещё и заражают своих детей, и у них тоже возникают какие-то странные мнения о том, кто есть Бог, каково Его отношение к людям, что Он от нас хочет. И вот это, конечно, очень печально.

И вот такая притча замечательная, которую сказал Господь для Своих учеников, может быть, кому-то из нас окажется полезной и приблизит для нас понимание, которое необходимо между человеком и Богом. Как спасать свою душу, если у нас нет понимания с Богом, если мы друг друга не понимаем? Что-то для Него вроде стараемся сделать, а Ему это совсем не нужно. И наоборот: Бог хочет до нас что-то донести, важное для Него, для Бога, а у человека какие-то свои представления, более или менее идиотские. Имея у себя на руках очень точно переведённую с греческого языка книгу, человек мог бы озаботиться тем, чтоб её прочесть. А можно потрудиться и греческий выучить, как Владимир Владимирович Маяковский однажды сказал: “Да будь я хоть негром преклонных годов я русский бы выучил”, но у него была другая совсем мотивация. А тут слова Самого Бога.

Итак, у некоторого человека было два сына (Лк. 15, 11). Под этим человеком Господь разумеет Самого Себя, а под этими двумя сыновьями имеется в виду всё человечество. Всё человечество можно разделить надвое всегда. Ну, например, арифметическое: три с половиной миллиарда в эту сторону, три с половиной миллиарда – в другую сторону. Можно по полу: мужчины в одну сторону, женщины в другую. Можно по состоянию интеллекта: умные направо, дурачьё налево. Можно по образованию: образованных налево, необразованных направо. Какую классификацию предлагает Сам Бог? Сказал младший из них отцу: «отче! Дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение (Лк. 15, 12). Старший, который владел также всем, лишился половины, потому что младшему так это показалось правильным. А почему указывается на младшего брата, как на человека, который потребовал разделить имение? Ну, обычно так бывает, что младший более набалованный, младший всё время находится в конкурентной борьбе со страшим, младший завидует старшему. То есть под словом «младший» имеются в виду некоторые личностные характеристики этой части человечества. А что значит «взять имение»? Господь дал человеку не только землю с её реками, лесами, недрами и даже магмой, которая внутри земли, Он для человека создал вообще всю вселенную, для того чтобы человек, глядя на небо, наслаждался его красотой, а от солнца получал энергию, и чтобы в тёмное время суток, когда человек спит, и ему потребовалось встать зачем-то, луна освещала пространство, как некий ночник, и тем самым способствовала человеку отражённым от солнца светом. Всё Бог создал для человека, для его удобства. Сведущие люди даже говорят, что на земле нет не лекарственных растений, каждое растение для чего-то служит. И всякие системы разных народов это на протяжении веков исследовали, и те растения, которые живут в данной местности, очень способствуют тому, чтобы человек мог лечить сам себя.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно (Лк. 15, 13). Потому что Бог создал землю для человека не для того, чтобы он её безжалостно уничтожал, как нынешнее человечество это делает: уничтожает и животных, и птиц, и насекомых, и поглощает и недра. Целью человека стало большое количество денег, а совсем не то, как было задумано Богом. А Богу было угодно, чтобы тот Рай, который Господь для человека устроил посреди земли, распространился стараниями человека на всю землю. Богу было угодно, чтобы человек трудился на этой земле, всё время её украшая и наполняя её. А у людей возникли совершенно другие идеи, противоположные воле Божьей. И вот этот сын его младший как раз изображает собой в притче человечество, которое ушло от Бога, а всё, что ему дано было, он это расточил.

Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться (Лк. 15, 14) – а это о чём? Через эту притчу Господь показывает нам последние времена человечества. Те люди, которые рассуждают о сокращении рождаемости, обеспечении жизни только для определённого количества людей, об уничтожении ненужных, и думают себе создать такой рай по своим собственным представлениям, как всегда забывают самый главный фактор бытия, а именно, Господа Бога, потому что они не веруют в Него. И известно нам из последней книги Библии о том, что, что когда они наконец достигнут того, что хотят, полностью подчинят весь мир под власть одного человека, который будет выполнять то, что ему будет сказано, на земле наступит очень такая простая и знакомая всем вещь – голод. Вмешается Божественный фактор. Потому что на самом деле человек только относительно является царём природы, но он не может управлять ни погодой, ни землетрясениями, ни лесными пожарами, ни цунами – ничем. Какую-то гадость, это человек может устроить – в виде войны или каких-то химических отравлений в большом масштабе. В этой притче Господь показывает на примере младшего брата, который покинул Бога, что из этого может выйти. И ничего другого и не выйдет, потому что тенденция к этому самоуничтожению людей очень чётко прослеживается на протяжении последних веков, а сейчас даже скорость увеличивается.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему (Лк. 15, 14-16). Что ж это за другая страна, в которую ушёл этот человек от Бога? Кто такие эти свиньи? Что это за рожки, которыми они питаются? Ну да, если посмотреть ближневосточные реалии, там есть такие сладкие рожки, которыми свиней кормят, это всё правильно. А почему выбор пал на свиней? На Востоке очень мало кто из народов разводит свиней, даже сейчас, в данный момент, а в то время, когда были сказаны эти слова, вообще практически никто не употреблял свинину. Почему здесь именно свинья стала фигурировать? И почему этот младший сын пришёл к тому, что не то, что ему свинину не давали, а даже он мечтал есть то, что едят свиньи? Это говорит о том, что он полностью уподобился свинье. Каждый человек, удаляющийся от Бога, Который ему Отец, к сожалению, приобретает такие свинские характеристики. И вот это самое печальное, о чём горюет Отец Небесный. Человеческая природа создана таким образом, чтобы человек превращал землю и жизнь вокруг себя в сад, но уход человека от Бога превращает всё в такую страну, где живут одни свиньи, а человек сам превращается в свинью.

Этот младший сын, придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и перед тобою и я уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15, 17-19). То есть сначала он требовал якобы причитающееся ему имение. И сейчас люди рассуждают: так, этот лес мой, этот уголь мой, эта нефть моя, это бриллианты мои. Ну а ты можешь сам пальцами создать такое давление, благодаря которому графит превратится в алмаз? Это всё не твоё, это всё создал Бог, Который даёт человеку этим попользоваться на коротком протяжённом отрезке его жизни. И так, собственно, к этому правильно и относиться, как к некоему временному дару от Бога. А человек, который забывает Бога, думает, это всё его. Нет, даже собственная жизнь, и то человеку не принадлежит. И вот этот младший сын пришёл в себя. Это притча. И Богу хотелось бы, чтобы та часть людей, которые забыли своего Отца, все бы пришли в себя и поняли, что та жизнь, которую они ведут, считая, что это всё им даром и это всё их собственность, есть большая неправота перед Богом. Господь хотел бы, чтобы человек понял, что это совсем не так, что такое отношение к дару Божию есть свинство, и при таком положении дел человек, хоть и создан как дитя Божие, но он даже недостоин так называться, и хотя бы как наёмник постарался бы чем-нибудь потрудиться для своего Отца Небесного.

И вот такое преображение младшего сына называется покаянием. Что такое покаяние? Покаяние – это увидеть правду о самом себе. Очень важно каждому человеку, который хочет быть христианином, увидеть эту правду. Для этого Святая Церковь и понуждает нас к посту, чтоб мы, немного себя испытав, почувствовали все свои немощи, почувствовали нашу зависимость от Отца Небесного, возблагодарили Его, увидели свои недостатки, увидели бы то, что Господь от нас хочет, и увидели то ничтожно малое, чем мы можем Ему на это ответить.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15, 20-21). То есть вот такая встреча с отцом не привела к тому, что он забыл, что хотел сказать, нет, его покаяние было глубоко, и оно было настоящим, поэтому эта фраза в малой притче, которая на полстраницы текста, повторяется дважды, потому что эти слова для нас очень важны. Каждый человек, который хочет прийти к покаянию перед Богом, должен обязательно прийти к сознанию собственного недостоинства перед Богом и в познание своих грехов, как этот младший сын.

А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться (Лк. 15, 22-24). Почему же Господь, Отец устроил пир? Потому что таково Его свойство. Это совершенно не похоже на человеческий суд. Потому что человеческий суд обязательно предполагает какое-то наказание, кару за преступление человека, а Суд Божий – другой. Если человек изменился – а только Бог может увидеть это изменение человека – то Он как будто перестаёт видеть прошлую жизнь. Недаром русская пословица говорит: конец – делу венец. То есть Он смотрит не на то, как человек к этому шёл, а смотрит, к чему он пришёл в итоге. А младший сын пришёл к покаянию. И вот, покаяние – это то, что открывает двери Царства Небесного, которое сокрыто под этим пиром. И не однажды в Евангелии мы видим этот образ пира, иногда свадьбы. Потому что у людей, которые живут обычной бездуховной жизнью, высшее проявление счастья – это пир, свадебное празднество, поэтому чтобы какую-то аналогию провести, в притче используется этот образ. Как говорят, когда переводили Евангелие для эскимосов, думали, ну как быть: там, где живут эскимосы, в Гренландии, нет полей, на которых пасутся барашки. А как перевести: «Агнец Божий»? Агнец – это ягнёнок по-славянски. Ну и как перевели? Маленький тюлень, белёк. Потому что у эскимосов никаких больше других животных теплокровных нет. Есть ещё белый медведь, но это животное серьёзное, устрашающее, поэтому взяли такой образ. Так же и здесь. То есть взяли из обычной жизни. Так и Христос брал образы из обычной жизни, понятной тем людям, к которым Он обращался.

Вчера с одним ещё не старым человеком говорил. Он сетует на себя, что вот, «у меня ничего не получается», потому что хоть говори, хоть нет, человек не понимает, что цель христианской жизни – это не чтоб у тебя что-то получилось, чтоб ты решил какую-то систему неравенств. Да, в алгебре это возможно, а в духовной жизни всё по-другому. Нужен результат. А какой результат? Только один – покаяние. Если есть покаяние, значит есть духовная жизнь. Если нет покаяния, значит нет духовной жизни. А сетовать на себя – это не есть покаяние, это просто фиксация: я такой, я такой, я такой. Вот у меня в кармане сейчас листы с письменными исповедями. Могу даже почитать: я такой, я такой, я такой. Ну и я такой. Потому что фиксация болезни – у тебя такое давление, у тебя сопли текут, у тебя то-сё, у тебя камни в почках – это лишь фиксация, это не есть исцеление. А покаяние – это есть уже исцеление, это есть благодатное начало преображения человека. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Вот к нам приближается время поста, время покаяния. Господь не ждёт от нас ежедневной фиксации, чем мы согрешили. Ну, ты это знаешь, и молодец, хорошо, садись, пять. Но с этой пятёркой ты в магазин «Пятёрочка» не пойдёшь, тебе там еды не отвесят за это. Это ничего не значит, кроме того, что ты знаешь, что за тобой водится то-то или то-то. Чего же ждёт Отец Небесный от каждого младшего сына? А на земле практически остались уже только младшие сыновья, которые расточили время, здоровье, свои умственные возможности, свои возможности сердца, ничему в жизни не научились, детей воспитать не смогли, ничего не достигли, кроме каких-то благ, которые выражаются исключительно в материальном. А это материальное тебя вообще ни от чего не спасёт: ни физически, ни духовно. Спасает только покаяние. Покаяние. Потому что это есть движение к Богу. А в основном младшие сыновья считают себя во всём правыми, дерзают всех учить, а вот этого движения, которое необходимо: пойду к отцу моему и скажу: согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим (Лк. 15, 18-19) – вот этого нет. А это и есть покаяние. И этого ждёт Отец Небесный. Поэтому дважды в этой притче эти замечательные слова повторяются.

Ну а что же старший брат? Остальная часть человечества. Мы не знаем, какая она, сколько там, сорок человек из семи миллиардов или четыре тысячи. Старший сын был на поле (Лк. 15, 25). Что он там делал? Трудился. Трудился для своего отца, потому что то имение у него с отцом было общее. И, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?». Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти (Лк. 15, 25-28). Обиделся. На кого? На отца. На Господа Бога обиделся. А почему он обиделся? Вроде бы он всё делал, как отец велел. И дальше об этом говорится: Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего <все твои заповеди я исполнял>, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «сын мой! Ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 28-29). Об этом нужно радоваться. Отец радуется, потому что Отец совершенен, а старший сын – нет. Несмотря на то, что он исполнял всё, что ему предписывалось, сердце его было каменное. Он не мог сорадоваться. А Господь-Отец в другом месте сказал: милости хочу, а не жертвы (Ос. 6, 6). Исполнение предписаний не привело его к тому, чтоб он вот так же радовался за нашедшегося брата своего, как Отец Небесный. Более того, он на Отца Небесного и обиделся, а младшему позавидовал, что тот телёнка поедает, а ему и козлёнка не дали. О чём это говорит? О том, что старший брат, несмотря на то что он скрупулёзно все заповеди исполнял, приобрёл дьявольские свойства. Потому что не заповедь и исполнение её открывает двери Царствия Божия, а покаяние и милость. Качества сердца. Да, старший прав, но правота эта юридическая, а юридические законы, хотя и прекрасны, но они несовершенны, они не возвышаются над любовью к Богу, а Божия любовь возвышается над справедливостью, что дало возможность Исааку Сирину однажды сказать: «Не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, мы бы все были давно в аду». Если к человеку подойти со справедливостью, ни один не может перед этим устоять.

Другой святой, который жил попозже, в XI веке, Симеон, сказал, что заповеди даны, чтобы познать свою немощь. Потому что ни один человек не может исполнить заповедь Божию, как ни один человек не может научиться молиться. Только дух Святый в его сердце может научить его молиться. Только так. Вместе с Богом. И это «вместе» не обусловлено юридическими договорами, хотя эта книга называется Новый Завет, что значит «договор». Договор совершенно другого качества и свойства. Богу важно, что произошло с сердцем человека за тот период, когда он обратился к Богу и до того момента, когда он предстал на Его Суд. Произошло ли то, что произошло с тем разбойником на кресте, который и на кресте сказал нечто подобное, как будто он Евангелие читал, хотя тогда оно и не было написано? Обращаясь к другому разбойнику он сказал: по делам нашим приняли (Лк. 23, 41). А обычно, могу засвидетельствовать, люди приходят в церковь и говорят: «Да за что ж мне такое?!». Если «за что», тогда тебя убить мало, несколько раз подряд, и то будет мало. А человек думает, за что.

Бог не ждёт каких-то юридических исполнений. Это бессмысленно. Бог хочет иного качества сердца от человека. И вот это иное качество одним словом именуется «любовь», а на самом деле это есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14), как говорит апостол Павел. Не поступки, а качество души. А из поступков своих человек должен прийти к покаянию, к осознанию, кто ты есть перед Богом на самом деле. А есть ты скверное ничтожество. По факту, чисто юридически. И какая же милость Божия, что никого из грешных людей Отец Небесный не отвергает, как не отвергает мать своего сына-преступника, а всё равно его жалеет и хочет, чтоб он стал другим, хочет, чтоб тюрьма ему пошла на пользу. И Отец Небесный попускает нам и болезни, и страдания, и всякие скорби, и очень большие утраты, и разочарования только для одного – чтобы мы познали милость Божию, чтобы мы выросли из мелкого юридизма в понимании того, как Отец Небесный нас любит бесконечно.

Цель поста не в том, чтобы чего-то не съесть и на два сантиметра талию уменьшить, и тем оказаться довольным. Пост не для самодовольства, а пост для изменения внутри собственного сердца, в чём нам, Господи, и помоги.

 

Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 10

    1. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий.

    2. Алексей Уткин:

      Спаси Господи.

    3. elena-fon:

      Спасибо о.Дмитрий .Спаси Господи.

    4. Nina V.:

      Спасибо ,отец Димитрий! Знала притчу,а вот почему и зачем отец разделил имущество,не понимала.Сводила все к одному,мол вернулся сын домой и все. Радуемся.Оказывается все так просто и сложно…Больше нужно читать святоотеческой литературы и все станет понятным…

    5. antolii:

      слава богу за все

    6. Lana83:

      вот правильно батюшка говорит, что люди слушают каких-то женщин … вчера подверглась нападкам секты свидетелей иеговы в контакте, ох уж и цепучие…вредная секта и опасная.

    7. Раиса:

      Стыдно сознаться, что , зная эту притчу наизусть, я так мелко плавала. Спаси Господи, батюшка, за глубину,которую Вы открываете в своих проповедях и за вразумление не разумеющих.

    8. Grigor:

      Одна из лучших проповедей протоиерея Дмитрия Смирнова
      Спасибо!

    9. nikolay160877:

      Спасибо Отец Дмитрий за проповеди.

    10. Elena_Eleonora:

      Спасибо, отец Дмитрий за проповедь. Да, познать себя непросто, а если что-удается открыть — страшно становится: что я скажу там… пред Творцом? Принимаю эту проповедь как благословение на пост.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.