Проповедь на Прощеное воскресенье ( 13 марта 2016 года)
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о прощении, смирении и о материальных и духовных сокровищах  [Мф. 6, 14-21].
 

Сегодняшний день именуется Прощёным воскресеньем ради тех слов, которыми начинается нынешнее Евангелие от Матфея: Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15). Сказано настолько чётко, что даже маленький ребёнок это поймёт. Непонятно только вот что: зачем Богу нужно от нас, чтобы мы прощали другому человеку то, что он согрешил против нас? Дело в том, что непрощённая обида сидит в сердце, как заноза. Каждая заноза вокруг себя образует гной. Это очень вредная вещь, может даже температура подняться. Это что касается хирургии. А в духовном плане то же самое. Поэтому человек, поражённый такой занозой обиды, к сожалению, своим сердцем не может воспринять благодать Святаго Духа. Поэтому сколько ни молись, сколько ни постись, можешь даже себе раскладушку в храме поставить, и в нём жить, никакого результата не будет. Потому что вот эта заноза будет, как некий засов на двери, не пропускать благодать Божию в сердце человека. Поэтому все грехи, которые у человека в сердце, так с ним и останутся, и он с ними и умрёт. И про таковых сказано в Священном Писании: Смерть грешника люта (Пс. 33, 22), поэтому это непрощение обиды делает для человека и его веру не имеющей никакого смысла, и его жизнь делает совершенно напрасной. Человек живёт, потребляет кислород, еду всякую – никакого толку в этой жизни нет. Поэтому и сказано, что и Отец ваш Небесный не простит. Не потому, что Отец Небесный такой злопамятный, совсем не поэтому. Он хочет каждого человека спасти, но спастись человек может только добровольно, а эта заноза не даёт возможности спасти. Поэтому Христос и нашёл такие слова: и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 15). На самом деле, чтобы простить людей, Он послал на смерть Единородного Своего Сына Иисуса Христа, то есть Ему для нас ничего не жалко, даже Сына Своего не пожалел, чтобы нас простить. Но вот эти обиды наши друг на друга не дают такую возможность. Вот, если мы пожелаем – я всегда допускаю, что есть среди нас двое-трое, которые хотят спастись от греха, которые хотят достичь вечного общения с Богом – то они должны и это, в частности, обязательно в себе исправить.

Второе слово – о посте. Изначала это зачало было выбрано ради этих слов, потому что мы начинаем поприще Великого поста, ведь Сам Христос держал сорокадневный пост перед тем, как выйти на проповедь. Вот такие евангелист Матфей передаёт указания от Самого Бога, как человек должен поститься, чтобы этот пост был угоден Богу: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16-18). Нам мазать елеем голову совершенно не требуется, мы живём уже две тысячи лет спустя, принадлежим совершенно другой культуре, поэтому это Евангелие нужно исполнять не буквально, а нужно понять само желание Господа, что это означает. Это означает, что Богу угодно, чтобы постящийся человек никоим образом ни с кем не обсуждал, как он постится. Каждый человек, как и молящийся человек – это есть молящийся перед Богом, и он сам знает ту меру поста, которая для него приемлема по его семейным обстоятельствам, по его состоянию здоровья, по возрасту и так далее. Он это совершает сам. Не надо ни обсуждать, кто как постится, ни осуждать кого-то, кто так или не так поститься. Есть прекрасная русская поговорка на этот счёт, запомним её хорошенько, звучит так: не твоё собачье дело. Это у собачек зрение хуже, чем обоняние, они всё обнюхивают, нам не следует вынюхивать, кто, чего, как. Это совершенно Богу не угодно. Мы должны быть постящимися перед Богом. Вот это так угодно Богу, чтоб наш пост был не перед людьми, чтоб мы выставлялись, какие мы постники, потому что тогда пост уже во вред. Почему? Пост – это есть одно из орудий для достижения смирения. Пост смиряет человека. А если пост является поводом для гордости, то этот пост вреден. Лучше есть кровавое мясо каждый день и на десерт, чем гордиться своими постными упражнениями. Поэтому категорически запрещается. Пришёл в гости – ешь что дадут или не приходи. Если ты боишься, что ты нарушил, хорошо, после этого три дня дома не ешь, и компенсируешь, водички попил и лёг спать.

И третье. Какой вообще смысл в посещении храма, в молитве и во всех духовных упражнениях, которые нам предлагает наша воцерковлённость? Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21). И наоборот, к чему прилеплено твоё сердце, там и есть твоё сокровище, поэтому нам не нужно ни к чему материальному прилепляться, потому что это такие же вещи, которые препятствуют человеку прийти в Царствие Божие. Вспомним богатого юношу, которому Господь предложил стать апостолом, сказал: продай имение твое <…> и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21). Если б он продал, пришёл, может быть, наш храм назывался бы в честь него, может быть, мы молились бы в храме в честь вот этого апостола. Но денежки оказались для него дороже. Человек ко многим земным вещам прилепляется сердцем. Кто мечтает о новом пальто, кто о парфюмерии, кто о муже, кто о доме, кто ещё о чём. Какой бы муж не был прекрасным, это временное, это всего на несколько лет. То, к чему нам Господь говорит прилепляться – сокровища духовные – это навсегда. А что навсегда? А то, что возьмёт с земли на небо твоя душа. Вот те качества, которые ты в результате наследственности, если у тебя хорошие родители, в результате воспитания, если у тебя были хорошие воспитатели, твоей веры, которая нудила тебя, чтобы ты исправлял свои дурные наклонности, приобрёл для своей души. Смирение, трудолюбие, кротость, незлобие и многие-многие другие качества – это всё с тобой пойдёт на Суд Божий, это качества твоей души, вот это надо собирать. А всё земное останется здесь. Поэтому нелепо заботиться о земном прежде, чем о небесном. Земное тоже нужно: на день нужно какое-то количество воды, какое-то количество еды; если сырая погода, нужен зонтик или плащ и прорезиненная обувь. Но 17 пар обуви совершенно не нужно. Это сколько времени надо тратить, чтоб ходить по магазинам, это всё мерить! Потом это всё высыхает, и нужно выбрасывать. Поэтому забота должна быть о своей душе, о чём Господь и говорит. Поэтому сокровище наше должно быть рядом с духовным сокровищем. И вот пост для этого и существует, что мы пренебрегаем какими-то видами пищи, пренебрегаем зрелищами, пренебрегаем лишними разговорами – всем тем, чем обычно утешается наша душа. Тем, чего не будет в Царствии Небесном. Постом эту часть нашей жизни – телесную, душевную – нужно всячески сократить, а духовную – наоборот. Для того, чтоб в очередной этот наш пост некие важные для нашей души духовные навыки, чтобы после Пасхи это продолжалось. А на следующий пост – ещё, ещё. И так постепенно наша душа будет улучшаться.

 

Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 7

    1. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий.

    2. sergeyKa:

      Спасибо большое о.Димитрий!

    3. Раиса:

      Спаси Господи, батюшка. Не легко отказываться от земных привязанностей, но будем стараться.

    4. Anastasya BD:

      Господи дай нам всем уши!
      Спасибо, батюшка Дмитрий! ! !

    5. makdalin:

      Спасибо!

    6. antolii:

      спасибо отче.помогай нам всем бог

    7. Алексей Уткин:

      Спаси Господи.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.