Проповедь на неделю 5-ю Великого поста (17 апреля 2016 года)
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова об "успешном человеке" в земной жизни и о том, как строить свою жизнь, расширяя своё сердце для любви, чтобы этой любовью послужить ближнему. По Евангельским эпизодам [Мк. 10, 32-45], [Лк. 33, 36-50].
 

Сегодня во всех храмах читается два Евангелия, одно относится к воскресному дню, а другое – к памяти Марии Египетской. И в каждом из них содержатся для нашего благочестия очень важные слова.

Из Евангелия от Марка мне хотелось бы заострить внимание на следующих словах. Весь отрывок 10-й главы я читать не буду, а только то, что мне показалось нынче самым важным. Иисус подозвал Иакова и Иоанна – двух братьев, которые хотели, чтобы когда Господь придёт в Своей славе (а они веровали, что Он Мессия, Спаситель Израиля), когда Он воцарится в Иерусалиме как Царь, один из них сидел с правой Его стороны у царского престола, а другой – слева. Хотели сделать карьеру. Потому что они пошли за Ним, оставили всё, посвятили Ему свою жизнь, три года следовали за Ним. Как им казалось, многое поняли. Можно сказать, всю жизнь Ему свою отдали, не очень длинный период, но тем не менее.

Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют над ними. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10, 42-44). Чтобы понять, что такое христианство, нужно понять эти слова. Задумаемся, как мы сами живём, и как воспитываем детей. Мы ведь стремимся как раз к тому, чтобы занять должность, быть вельможей или князем, и чтобы остальные люди, трудясь, нас содержали, а мы бы ими властвовали: поди туда, принеси то. Даже такую науку придумали – экономика. Это наука о том, как у большинства забрать то, что они заработали, и разделить между теми, кто составляет правящий класс, представители которого, понятно, не сеют, не жнут, а пользуются весьма изрядно всяким благом. И этому научились уже и другие люди, которые даже трудятся. Например, зубной врач. Берёт денег в 15 раз больше, чем это может стоить, хотя что он на самом деле делает? А он на самом деле переделывает то, что не вышло в предыдущий раз. Первый раз человек заплатил, потом второй, третий. Ну что ж вот, хотите, надо ещё пробовать, ещё, ещё. И так во всём.

У христиан должно быть по-другому. Вот как так устроить жизнь, чтобы она была наоборот тому, чем живёт всё человечество? Вот Господь как раз Иоанну и Иакову это объясняет. Этим дело, собственно, и кончилось. Они поняли. Одного убили, другого в темницу посадили, истязали. Иоанн дожил до глубокой старости, даже есть предание, что Господь его так же живым на Небо взял. Их жизнь прошла в бедности, не достигли они каких-то государственных должностей, богатства. Но когда мы сейчас читаем это Евангелие, мы вспоминаем очень много храмов, поставленных в честь них, даже у нас в Санкт-Петербурге есть учебное заведение имени Иоанна Богослова и в Москве тоже.

То есть две жизни человек может прожить: одну ради благополучия земной жизни, а другая жизнь – ради славы на Небесах. И Господь каждому Своему ученику, а Иаков и Иоанн были любимые ученики, предлагает славу Небесную, и, слава Богу, они согласились. И для них слава. Не многих людей мы знаем, которые жили две тысячи лет назад. Их имена известны по всему христианскому миру. Их жизнь прошла, с точки зрения Христовой, совсем не зря. И Господь этому хочет нас научить. Но мы, живя в нашем мире, к сожалению, стремимся к тому, к чему стремятся все мирские люди. Это говорит о том, что направление нашей жизни противоположно тому, что бы хотел от нас видеть Господь как наш Отец, Учитель, Наставник. Мы в этом смысле дети непослушные. Непослушные – это от слова «слышать». Господь говорит, а мы в этом не участвуем, хотя находимся в храме. Как вот маленький ребёночек, он совершенно не слышит, о чём я с вами говорю, он занят в уголке чем-то своим. Почему? У этого маленького ребёночка, хотя он в храме, как и мы, совершенно своя, отдельная от нас жизнь. То, что с нами происходит, какие у нас цели, ради чего мы живём, его совершенно не интересует. Но если рассмотреть отдельно жизнь каждого из нас и сравнить с Евангелием, получается нечто подобное. Потому что Господь говорит, что если мы хотим быть Его учениками, у нас должно быть всё наоборот, не так, как у людей, которые живут в этом мире. Потому что люди хотят делать карьеру. И даже сейчас появилось такое слово, которое стало очень популярным – «успешный человек». Вот человек хочет быть успешным. Но с точки зрения Евангелия вот эта успешность – это есть полный крах. А успешность – это совсем наоборот. Если ты хочешь достичь среднего успеха, ты должен быть всем слугой, а если хочешь достичь высшего успеха, ты должен быть всем раб. А люди даже и не понимают, что это такое, и вообще думают, как бы так устроиться, чтоб в этом он был успешен, а здесь он воцерковится, помолится, попостится, рыбку не будет есть, одних только лангустов и раков, и тогда спасётся. Потому что всё дело в том, что человек ест. Как Фейербах говорил: «Человек есть то, что он ест». Но старик Фейербах забыл о душе. А может, у него её и не было, мы этого не знаем. Вскрытие не показывает. Вскрывают – как у всех. Если вскрыть живого или труп, это одно и то же. Душа не проглядывается ни в рентгене, ни в массе тела, поэтому некоторые люди и приходят к такому выводу, что ты состоишь из того, что ты съел.

И вот, как тут быть? Господь даёт и путь. Потому что мы стараемся нашу жизнь, которой мы живём, сохранить и уберечь. То есть того идола, которого мы общими усилиями создаём из самих себя, мы стараемся тряпочкой протереть, лаком покрыть, может быть, даже чем-то ароматным сбрызнуть, чтоб он сильно не вонял. А Господь говорит о покаянии. А что такое покаяние? Покаяние – это не по поверхности скользить: согрешил осуждением, согрешил тем, что съел больше, чем нужно или, не дай Бог, выпил, грубое слово сказал. Это всё по поверхности. А покаяние – это когда человек меняет всё направление жизни. Вот я сегодня в обед хотел быть начальником. А тут – наоборот, стал рабом. Потому что сам Христос пришёл на землю не для того, чтобы Ему послужили. Сел бы на берегу Галилейского моря, нашли бы плотников хороших (деньги им жертвовал народ), построил Себе трон или в комиссионке купил, сел, и все вокруг Него, и еду приносят, и одежду, и Он этим бы всем пользовался. Нет, Он всё поставил совершенно не так. Он, Который создал и само это Галилейское озеро, и горы вокруг него, и небо над ним, и рыбу в нём, всем служил. Он же им показывал: смотри, пять тысяч человек, и – раз! – всех накормил. И все видели, удивительно, ещё 12 корзин осталось. То есть Он вполне мог из ничего пищу для всех создавать. И Он, когда люди нуждались во враче, врачевал, а когда была большая нужда, Он воскрешал человека, или человек долго страдал от слепоты или от болей в спине, Он тут же помогал. Он всем служил, Он давал образ, для чего Христос пришёл на землю. Так же и каждый человек, не зависимо от того, царь он, министр, пожарный, должен служить. Так угодно Богу. И если мы так свою жизнь устроим, то мы уподобимся Ангелам, потому что Ангелы – это есть служебные духи. И вот, покаяться – это значит суметь эту жизнь изменить, изменить её направление – с неправильного на правильное. Окружающие нас люди не поймут, но нам это не надо. Нам нужно, чтобы Бог нас понял, Он только один, И Он сам говорит о том, чего Он от нас ждёт. Вот это первые слова, на которые я хотел обратить ваше внимание.

А другое Евангелие говорит об одной женщине, которая совершила на глазах у всех нечто удивительное: Некто из фарисеев просил Его (Христа Спасителя нашего) вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница (города были маленькие, все про всех всё знали, и весь город знал, что она грешница), узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром (Лк. 7, 36-38). О чём она плакала? Она плакала о своих грехах. А почему она своими слезами омывала Ему ноги? Она таким образом без слов просила у Него прощения. А почему у Него? Потому что она уверовала, что Он Мессия, Спаситель, Помазанник Божий, и что Он имеет власть простить её грехи. Она грехи свои осознала, о чём и говорят её слёзы и то, что она омывала Ему ноги, а вместо полотенца отирала Ему ноги своими волосами, а ещё сверху драгоценным миром благоуханным она возлила Ему на ноги, потому что считала недостойным коснуться Его головы, а только ног. Совершилось покаяние, поэтому это общение её с Ним закончилось словами, которые Господь сказал: сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит (Лк. 7, 47).

Чтобы быть слугой и рабом своему ближнему, надо много любить. Вот если человек много любит, то ему и прощается много, потому что он способен энергию своей любви потратить на служение ближним. Если мало любви, то очень мало человек может сделать из этой любви. А Богу угодно, чтобы каждый человек стремился к этой Божественной любви. Потому что и сам Бог – Любовь, и Бог служит человечеству, которое и подлое и неблагодарное, и глупое, и завистливое, и нахальное. Мы его чада, мы его создания, и когда человек начнёт каяться, Он всегда готов прийти на помощь и принять его покаяние. И вот по этим двум направлениям человек и должен строить свою жизнь: расширять своё сердце для любви и чтобы этой любовью послужить ближнему. А почему именно ближнему? Вот этому такому противному существу, которое нас постоянно раздражает и делает всё, что не так, как нам надо. Да потому, что Христос сказал: так как вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Поэтому мы можем послужить Богу только таким образом: если послужим с любовью нашему ближнему. Чтобы стать христианином, даже ехать никуда не надо. «Вот, ты должен поехать в Анадырь, там найти человека и ему послужить» – нет. Сказано: ближний. Руку протянешь, и вот он, ближний. И всё, и вообще никаких хлопот, всё рядом. Есть возможность стать христианином. Для этого ничего не надо: ни денег, ни транспорта, ни каких-то должностей. А если есть у тебя какие-то ресурсы, ты можешь послужить так, как вместо тебя могли бы послужить сто человек. Потому что если ты маленький, слабенький, что ты можешь? Ты можешь только за угол дома забежать и вызвать полицию. А если ты здоровый, крепкий да сильный, ты можешь и в зубы дать и защитить ближнего, и не надо никуда ходить. Ну а потом, если он не умер, ту же полицию вызвать. Но главное – ты защитил. Ты же хочешь, чтобы тебя кто-то защитил? Ну так и делай то же по отношению к своему ближнему, когда он нуждается в твоей защите. И так во всём. Вот, если мы это усвоим, и будем так жить, тогда мы будем христианами.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. СветланаМ:

      Наконец-то узнала автора знаменитого афоризма: «Человек то, что он ест». Скольким же «искателям истины» затуманил мозги этот тезис. Спасибо, отец Дмитрий, за блестящий сарказм. Это уже не «закат Европы», закат «ихней» философии… О Декарте Вы тоже блестяще отозвались. Испытываю интеллектуальный катарсис от простоты и точности ваших мыслей.

    2. Алексей Уткин:

      Спаси Господи.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.