Проповедь на неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о вере и спасении по евангельскому эпизоду о самаряныне [Ин. 4, 5-42].
 

Хочу напомнить, что мы 1-го числа, в День защиты детей, пользуясь таким случаем, где проявляется величайшая подлость и лицемерие всех европейских народов, устраиваем такую акцию: зажигаем свечи в память ни за что убитых младенцев, которых только в нашей стране убивают по пять миллионов каждый год, из них официально миллион через Минздрав проходит. Минздрав занимается убийством детей. Остальные аборты производятся во всяких частных клиниках. Надо помолиться об убиенных младенцах. После службы в день 1-го июня мы это каждый год совершаем. Потому что все только говорят о правах детей, а главного права пожить им не дают. Постоянно, тридцать лет уже Церковь об этом говорит, но люди не слушаются. Конечно, все наши начинающиеся скорби, а это ещё очень маленькие цветочки, являются следствием вот этого совершенно гнусного и постоянного детоубийства. Народы без всяких войн сами себя уничтожают. За годы советской власти, так называемой, а аборты были введены в 20-м году ХХ века, было убито несколько населений Советского Союза. По прогнозам Дмитрия Ивановича Менделеева нас должно быть сейчас 600-700 миллионов человек, а нас всего 146 миллионов. Все остальные убиты мамами, папами. Все остальные беды, которые на Россию в наказание за это были попущены Богом, ни в какое сравнение не идут по количеству убийств народом самих себя. Ни одно животное своих детей не убивает, а вот нам такая бацилла в голову попала. Считается, это в порядке вещей. Ну, раз считается, значит нашему народу не жить, а мы часть этого народа. Как хотим. Сами выбираем. Но помолиться об этих детях, которых даже никто и не крестил – наш христианский долг.

Ну а теперь о том замечательном Евангелии, которое мы сподобились сегодня услышать, о том, как Господь шёл через Самарию: Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды (Ин. 4, 5-7). Никаких тогда водопроводов там не было, и воду добывали только из колодца. И вот, слава Богу, такой благословенный древний колодец там был. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи (Ин. 4, 7-8). Женщина самарянская очень удивилась и говорит: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? (Ин. 4, 9). Иудеи, чтобы не оскверниться, с самарянами не только не общались, а обходили за много километров, делая крюк, чтоб вообще ни с кем из самарян даже не встретиться. А Христос сидел у колодца, и когда женщина подошла, во-первых, стал с ней разговаривать. Для восточной женщины это уже чудо. Потому что женщина на Востоке считается существом низшего сорта. Так что, конечно, очень разумно поступают те женщины, которые на Восток выходят замуж (очень сильно хочется замуж и очень сильная любовь) и потом там живут в целой совокупности других женщин, которые тоже жёны, и тоже очень хотят замуж. Почему? Потому что любовь.

И вот, она очень удивилась, а Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты бы сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Ин. 4, 10). Оказывается, Христос попросил у неё воды, для того чтобы завязать с ней разговор, причём этот разговор – для того, чтобы открыть ей то, о чём Он не говорил даже со Своими учениками-апостолами. И только с ней Он говорил о Духе Святом. Она сначала, конечно, не поняла, говорит: тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? – какая разумная! – Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 11-14). Речь идёт, конечно, о благодати Божией. Он сравнивает её с живой водой, которая оживотворяет всего человека, и когда человек сподобляется посещения благодати Божией, тогда человек получает то, к чему он стремится всю жизнь – он получает блаженство. Блаженство общения с Богом через Его благодать. И каждому человеку Господь хочет её дать. Но что делать, взрослые люди – как дети: вместо того, чтобы читать полноценные книги, они смотрят суррогатные мультики, вместо того, чтоб есть ягоды, фрукты, они едят всякие сладости, которые есть абсолютная медицинская гадость. Им это нравится. Вcякая гадость нравится детям. А вот что полезно и что необходимо для их здравия, к сожалению, ими отвергается, потому что они маленькие, у них ума нет, а родители, и особенно бабушки, им в этом уступают, говоря: «Им это нравится». К сожалению, это касается потом уже и взрослых.

Женщина говорит Ему: господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда (Ин. 4, 15-16) – уже другую линию разговора начинает. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа (Ин. 4, 17) – прекрасно понимает, что тот, с кем она живёт «гражданским браком», это вообще никакой не муж. Ну, в крайнем случае, любовник. И до него ещё было пятеро. Видать, женщина молодая. Если б ей было лет пятьдесят, их бы было уже человек сорок, наверно. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк. – потому что всё Ему про неё открыто – Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы – иудеи – знаем, чему кланяемся, ибо спасение – от Иудеев (Ин. 4, 17-22). Почему от иудеев? Потому что к иудеям придёт Спаситель, то есть Он сам, потому что Он так обещал и не мог нарушить Своё обещание.

Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе (Ин. 4, 23). И среди нас Отец Небесный ищет тех, кто будет Ему поклоняться так, как Он этого хочет. Не через какие-то внешние материальные знаки (что можно, что нельзя), а чтобы сердце принадлежало Отцу Небесному, и общаться непосредственно через благодать Божию. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 24). В благодати и через Христа.

Женщина говорит Ему: знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; – ну, то, что я вам и говорил – однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» (Ин. 4, 25-27) – постеснялись, потому что они всё-таки ученики, а Он Учитель. Раз Он так делает, значит так надо, то есть смиренно это восприняли, не стали спорить, не стали цитировать всякие письмена, говорить: «Вот написано, а Ты...» и так далее. Нет-нет, раз Он так делает, значит так надо.

Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? (Ин. 4, 28-29). Почему апостол Иоанн обращает внимание на то, что она водонос оставила? Она же пришла за водой, но забыла про это, оставила водонос и пошла к людям возвестить им весть. Весть о Христе, о том, что она встретила Его. И говорит: «Посмотрите сами». Они вышли из города и пошли к Нему.

Между тем ученики просили Его: Равви! Ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершать дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве (Ин. 4, 30-35). О чём Он говорил? О самарянах. Женщина, тем более Он выбрал женщину непотребную, бежит в город, возвещает, что она встретила Мессию, и город идёт за ней. Почему? Им Мессия нужен. А иудеи? А иудеи погрязли в своём лицемерии. Иудеи погрязли в своём «образовании», в чтении и знании Священного Писания, и никакой пользы им это не принесло.

Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут (Ин. 4, 36). Сеет кто? Христос. А жнущий – это вся Церковь Божия. Вместе будут радоваться тому, что и самаряне познали Господа Иисуса Христа. Ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнет». Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них (Ин. 4, 37-40). Не как те жители, которые лишились свиней и говорили: «Ты от нас выйди, Ты нам не нужен, наши поросята дороже нам» (см. Лк. 8, 26-39). А самаряне говорят: «Нет, Ты с нами побудь ещё». И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он – истинно Спаситель мира, Христос (Ин. 4, 41-42). Он – Истина. И вот, если мы так сумеем уверовать в то, что Он – истинно Спаситель мира, Христос, и будем обращать внимание на то, что Он нам говорит, и мы получим такое же спасение, как тогда самаряне.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. simplevgen:

      Как Вы думаете, не правильнее ли будет написать «о самарянине» вместо «о самаряныне» ?

      • admin:

        Мы используем написание заглавий, принятое на крупнейшем и авторитетнейшем православном сетевом ресурсе от Сретенского монастыря «Православие.Ru» (http://days.pravoslavie.ru/Days/20160516.html).
        Кстати, в этом евангельском эпизоде речь идёт о женщине, а не о самарянине ) .

      • neonilla:

        Из «Объяснительного словаря церковнославянских слов, встречающихся в Святом Евангелии, Часослове, Псалтири»:
        Самаряныня — самарянка.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.