Проповедь о приобретениях и возможностях земной жизни (2011.10.16)

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Неделю 18 по Пятидесятнице 16 октября 2011 года. О приобретениях и возможностях нашей земной жизни как ресурсах, которые должны служить для достижения нами Царства Небесного, и о том, как задействовать эти ресурсы. По притче о Царствии Небесном.

Сегодняшнее евангельское чтение приводит нам такие слова Христа Спасителя, что если человек внимательно и вдумчиво их усвоит своим сердцем, то он может стать христианином. Очень важные слова из Евангелия от Матфея мы читали: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13, 44). Такая краткая притча, очень ёмкая. Ситуация, описанная в притче, понятна: человек узнал, что вот на этом участке земли скрыт клад. Как им завладеть? Купить то поле, а потом выкопать. И всё это вернётся. Чтобы достичь Царствия Небесного тоже нужно потрудиться. Сначала нужны вложения: это поле купить. Для этого нужно приобрести некое малое сокровище. Так как это притча, речь идёт, конечно, не о драгоценных металлах и камнях, а речь идёт о христианских добродетелях. Каждый человек сам трудится над тем, чтобы исполнить заповеди Божии. Тогда то сокровище, которое Господь для него скрыл на этом поле его сердца, Он даёт ему в собственность. То есть малый труд нужно употребить по сравнению с тем, что человек получит от Бога в дар.

«Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13, 45-46). Все приобретения нашей жизни и все наши возможности (умственные, образовательные, сердечные, материальные) – это всё наш ресурс, который должен служить только одному – достижению Царства Небесного. Если я хочу чему-то учиться, то не для того, чтобы просто кем-то стать; если я устраиваюсь на работу, то не для того, чтобы иметь дело, которое мне подходит, и за это дело получить какие-то денежные вознаграждения. Нет. Главная цель – это Царствие Небесное. Нужно выбирать такое поприще, с помощью которого я удобнее достигну Царствия Небесного. Что для этой целей мне лучше? Вот этого искать. Как купец – продал всё. Вся земная жизнь, в которой мы всё оставим: и дипломчики, и жилища, и фотографии любимых людей, и коллекцию, которую собрали, и детей оставим, и внучков – всё это останется здесь. Цель какая? Если есть внучок, какой в нём смысл, в этом имении? Только один: чтобы из него вырастить христианина, потому что тот, кто научил одного из малых сих, тот великим наречётся в Царствии Небесном. Только в этом смысл человеческой деятельности. Если для человека смысл в чём-то другом, может быть, тоже очень прекрасном (есть же всякие поприща: искусство, наука, военное дело, общественное питание), но если это невоцерковлено, если в силу этого человек не достигает Царствия Небесного, эта деятельность никому не нужна, она бессмысленна. Какой пример? Хотя бы Крым. Русская земля. Росчерк пера – и всё, что полито там кровушкой, перестало иметь хоть какую-нибудь цену. Никакой. Братья по крови могут относиться хуже, чем тюркские народы. Вполне и очень просто, и очень быстро. Спрашивается: ну зачем эти жертвы? Нахимов, матрос Пётр Кошка, и сколько там вообще героев и Севастополя в последнюю войну. Художники даже воспевали. Что это? Не имеет никакого смысла. Все империи рушатся, все ткани истлевают, все богатства, которые человек собрал, всё равно потом оказываются в руках людей, которым владелец меньше всего хотел бы, чтобы это досталось. Поэтому вся земная жизнь имеет очень относительный смысл. Смысл имеет только то, что прорастает в вечность, в Царство Небесное.

«Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» (Мф. 13, 47-48). Совершенно не похоже ни на жемчужину, ни на драгоценный клад, о чём же здесь речь? А здесь речь уже идёт о Церкви. Церковь есть Царство Божие на земле. Мы только через Церковь можем войти в Царство Небесное. Нас всех Господь уловил этой сетью и мы все собраны. Одних из нас соберут в сосуды, а других выбросят вон, потому что мы являемся ядовитой рыбой, а она несъедобна, она не годится для Небесного Царства. «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? (Если мы всё это поймём, сможем достичь Царствия Божия). Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник (почему книжник? Тот кто читает книги или эту Книгу Книг, которая есть Евангелие), наученный Царству Небесному (потому что Царству Небесному нужно научить. Это вот есть урок. Три урока нам сегодня Церковь преподаёт: о неводе, о жемчужине и о кладе, зарытом на поле), подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13, 49-52). Новое новозаветное оставляется, то что из старой жизни – всё сжигается, это вообще никому не нужно. Смысл всей земной жизни – это приобретение сокровища духовного, то есть христианских добродетелей.

А второе Евангелие уже говорит нам о том, как практически это осуществить. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31). Алгоритм на все времена. Причём если ты будешь так вот поступать с людьми, как бы ты хотел чтобы они к тебе относились, это совсем не значит, что они будут так относиться. Отнюдь. Речь идёт только о том, как ты должен, потому что благодаря нашей гордости, дурному воспитанию, у нас у всех представление, что весь мир должен лежать у наших ног и всё для нас. Как в некоторых глупых кинофильмах: «А хочешь, любимая, я тебе подарю эту звезду». Ну-ка подари. Это что, твоё? Это легче всего распоряжаться чужим имуществом, особенно в такой форме, когда его и взять нельзя. «Хочешь, я тебе подарю подарок, но это будет в ячейке лежать на моё имя?» Ничего, кроме пустословия, в этом нет. Ты пойди лучше купи за рубль пятьдесят фиалочек, по крайней мере это будет конкретно. Пусть тоже ненадолго, пусть это очень дёшево, но по крайней мере ты что-то потратил. А так дарить то, что тебе не принадлежит и то что для тебя ничего не стоит, в этом и цена такая же – ровно ноль. И вот люди никогда не отплатят добром, потому что не все люди хотят жить по-христиански, поэтому нам надо прийти в такое устроение, когда не мне все должны, как вот дети говорят: «А почему я должен?» Христианин должен всем. Как и Господь Бог. Господь по своему смирению служит человеку как последний мальчишка на побегушках. 7 миллиардов людей теперь у нас на земле, с сентября новый отсчёт, открыли восьмой миллиард. И любой человек на любом языке, принадлежащий какой-то религии или не принадлежащий никакой, если он обращает свой взор к небу и просит о чём-то у Бога, Господь бежит и это исполняет. И тот человек, который хочет достичь Царствия Божия, хочет стать наследником Отца Небесного, он должен жить так как и Отец, поступать так же. Другие люди – это уж их дело, но ты, если хочешь быть христианином, должен именно поступать так.

И дальше. «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк. 6, 29-30). Трудно это? Очень трудно. Но кто это сумеет, значит он действительно верует Богу. Верует, что во-первых, Господь всё видит. Верует в то, что раз со мной это произошло, значит это попустил Господь, значит Богу угодно, чтобы я потерпел этот некий урон. И пальто отняли, и рубаху. Верует, значит, что Господь в силе всё это восполнить, что уже десятки и сотни тысяч раз бывало в истории, и ещё Он считает, что тому человеку это нужнее. А тебе что нужно? А тебе, родненький, нужно избавляться от жадности и многовладения. Потому что жадным может быть даже человек, который имеет вообще одно пальто, но быть столь жадным и завистливым, что Господь для его исцеления может попустить, что и это пальто у него отнимут.

«И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность?» (Лк. 6, 32). Действительно, ты мне – я тебе: квиты. Это неинтересно. Интересно – это когда жертва. Ты ему подарок, а он тебе – по физиономии. Вот это интересно. А ты в ответ ещё подарок. Он замахнулся дать по физиономии, но руку опустил. Почему? Как-то усовестился. О! Из одного усовестившегося получается два. Вот это для Бога ценно. А когда мы внутри себя, друг на друге наживаясь, устраиваем торговлю, это для Бога неинтересно. Он говорит: «Какая вам в этом польза?» Имеется в виду, конечно, польза духовная. «...Ибо и грешники то же делают. (А кто такие грешники? Это те люди, которые живут забыв о том, что существует Бог.) И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк. 6, 32-34). Устарело. С процентами. Bзвините, это не I век, а XXI. А без процентика... «Ты знаешь, ну чего же я тебе дам столько и ты вернёшь столько, инфляция, это уже меньше и так далее...»

«Но вы (обращается Он к своим ученикам, поэтому кто из нас вдруг, случайно, оказался учеником Христовым, это обращение к нему) любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего» (Лк. 6, 35). Всевышний посылает нам солнце, даёт нам пить воду, выращивает нам продукты питания из земли, и что Он взамен просит? Ничего. Всё это Он нам предоставляет бесплатно. И так же и мы должны поступать: если даём, то ничего не просим назад. Вернули – хорошо, не вернули – ещё лучше. Представляете, вот в этой точке происходит некое чудо: мы за материальное покупаем духовное; мы временное меняем на вечное. Вот это бизнес! Вот это вот настоящее дело христианское.

«...Ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 35-36). Вот это главное, чему мы должны научиться в нашей жизни при условии, опять повторяю, если мы хотим быть христианами. Кто такой христианин? Это человек, который имеет милующее сердце, он человека, который у него отнял или украл пальто, любит больше, чем пальто. Что вообще-то справедливо, потому что пальто – это всего лишь предмет, который утепляет нас, а человек, извини, это уже образ Божий. Поэтому каждого человека мы должны любить, как это Отцу нашему Небесному угодно, чтобы мы любили друг друга. Ну вот как отец, если он, конечно, нормальный, детей своих , понятно, любит, ну а дети, ясное дело, ещё бестолковые: дерутся, спорят, жалуются, дразнят друг друга, всякие друг другу пакости делают. Отца это огорчает, но он не перестаёт их от этого любить... Да, действительно, люди очень противные существа, из всех млекопитающих самые беспардонные существа. Но если хочешь быть христианином, надо их возлюбить, как и Отец наш Небесный. Тогда будешь наследником Отца Небесного Бога Вышнего и наследуешь Царство Небесное, потому что сын должен быть похож на отца. Отец Небесный милосерд, и Он хочет, чтобы чада его тоже были милосердны, поэтому тот, кто добр, тот войдёт в обитель Отца Небесного, а тот, кто зол, просто не сможет. Потому что там, в преисподней, совсем другие отношения. Там все врут, обманывают, творят всякие жестокости и наслаждаются этим, а у Отца Небесного наоборот: благость, милосердие, верность, кротость, воздержание. Совсем другая история. И, конечно, Господь нас призывает к этому, поэтому и учит нас Царствию Небесному.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 8

    1. ЯиТы:

      Аминь!

    2. lavrina:

      Прекрасные евангельские слова!

    3. lisevich:

      про точку перехода материального в духовное дошло, низкий поклон! Пошёл пробовать действовать!

    4. genia:

      Да… отец Дмитрий — очень сильный оратор…

    5. Сергей Ильин:

      Товарищ Трейкоуч, а почему с завядшим? Долго думали кому б то подарить? Мне показалось, что какая то неприязнь у Вас, и Вы не сдержались. Потому что плохо Вам. Знаете, как бывает тяжело с людьми, которым везде плохо, которые везде себя видят томным лотосом в интимном свете Луны, но среди вонючей тины и лягушек

    6. tarakoch:

      Простое объяснение «духовного карьеризма», в его истинном понимании, низвергает все человеческие глупости в области «общечеловеческих ценностей», «свободы», «личностного роста» и прочей лабуды… Какого богатства хотели лишить меня «большевички», в свое время… Вот так и стою, задумавшись, с завядшим букетиком фиалок за рубль, пятьдесят…

    7. Сергей Ильин:

      40 лет прожил (почти). Наконец-то умом понял, зачем нужно любить и помогать тем, которые враги и завистники. Спасибо!!!

    8. Pavel1958:

      Да, непостижимо это и недостижимо для меня слабого в вере
      Господи Иисусе Христе помилуй мя грешнаго.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.