Проповедь на праздник Вознесения Господня
Проповедь на двунадесятый праздник Вознесения Господня о том, почему Господь вознёсся на Небеса, что было главным делом Его на земле и о смысле существования человечества.

Господь вознёсся на Небеса, потому что Его миссия на земле была закончена. Всё, что Он хотел, всё что хотел Отец Небесный, совершилось. Каково же было Его желание или, говоря по-старинному, воля? Что Он изволил? Главное дело на земле Его было – это создание Церкви. С какой целью? Чтобы Церковь, состоящая из людей, которые захотят стать учениками Христовыми, продолжала дело Христово на земле. А какое дело Христово на земле? Научить людей спасению, чтобы люди спасали свои души от греха. И вот Церковь этим две тысячи лет и занимается. Значит ли это, что люди, которые каким-то образом к Церкви подошли, и даже вошли в Неё через святое крещение, обязательно спасутся? Нет, это, к сожалению, не так, потому что большинство людей, даже вошедших в Церковь, не понимают, в чём спасение, им совершенно не хочется спасаться, но наоборот, всё греховное им любо, а всё Божественное им скучно. Не проявляют никакого интереса. Как большинство людей никакого интереса не проявляют ни к классической музыке, ни к настоящей живописи. 99,9 никогда в жизни не отличат хорошую скульптуру от плохой. И живут, им это никоим образом не приносит никаких неудобств. Люди не понимают ни поэзии, ни прозы, ни математики, ни физики. И, как теперь модно говорить, прекрасно себя чувствуют. Почему? Потому что их жизнь, их разум, рудиментарные остатки которого есть у каждого человека, если нет каких-то онтологических повреждений, сводится к тому, чтобы жить спокойно, чтоб было что есть, чтоб можно было реализовать возможности своего пола и доставлять себе всякие удовольствия: сон, развлечения, приятная, комфортная одежда, хорошая погода. Есть и более вредные вещи: табак, наркотики, напитки, ну и теперь бесчисленные возможности всяких игр, усади человека за это, и он будет целыми днями играть. Не только подростки играют, но и взрослые 50-летние дяди. Некоторые даже и ждут, когда же вот работа кончится, чтобы прийти домой, сесть и играть. И если человека не трогать, у него наступает полное удовлетворение от того, что он достиг своего. Он этого, собственно, и хочет: чтобы оставили в покое жёны, дети, соседи, на которых ванна пролилась, чтобы на работе ничего не требовали. Да, ещё неплохо бы при этом иметь достаточное здоровье, чтобы ничего не болело, а то это очень отвлекает от наслаждения жизнью. Вот, большинство людей на это направлены, поэтому нечего удивляться, что дети, которые до уровня взрослых дорастают, встают на тот же путь. Самая большая жалоба от родителей, которую я выслушиваю: детей ничего не интересует. Ну как ничего не интересует? А компьютерное кафе? Вот посади его туда, дай ему четыре фляги Кока-Колы и восемь пакетов чипсов – всё! И он не хочет ни учиться, ни куда-то ехать, ни играть в футбол, вообще ничем не хочет заниматься, а только получать кнопочное удовольствие. Абсолютно не развивается в каком-то духовном смысле, и даже в душевном. Всё очень тупо, примитивно. И превращается в такое разумное – относительно, конечно – животное, потому что человек всегда остаётся умнее всякого животного.

Христос же, наоборот, хочет человека отвлечь от греха, поэтому всю жизнь Господь даёт человеку уроки или, по-старинному говоря, наказания. Даёт каждому человеку всякие наказы. Человек ведёт себя противно воле Божией, и в результате этого он очень многое в жизни теряет. Прежде всего теряет он любовь. Человек приходит к такому состоянию, когда ни он никого не любит, ни его никто не любит, потому что его любить не за что. Нет ничего притягательного и интересного в этой приставке к компьютеру, к бутылке, к табаку или к телевизору, Всё одно и то же, абсолютно неинтересно. У некоторых людей есть какая-то отдушина в виде денег: заработать-купить, заработать-купить. Потому что покупать, как теперь говорят по-американски, шоппинг – это тоже наслаждение: пошла, купила – приятно. Повесила, висит, никогда не надену. Ещё пошла купила. Почему? Страшное уныние, а эта игра отвлекает. Некоторые даже за границу ездят, чтоб что-нибудь купить. А чтоб купить, нужно на работу ходить, заработать. И вот ради этого человек и работает. Поработал, купил, повесил, выбросил – и так круговорот. Хорошо, есть люди, которым нечего надеть, поэтому иногда собирается мешок и отдаётся как ненужное. Такая бессмысленная жизнь. И вот если рассмотреть, даже те, кто стремится добыть денег или стремится власть получить, все эти люди ужасно унылые, скучные и неинтересные. Ну совершенно. Такой человек произносит слова, в которых нельзя найти смысл, и понять, что он хочет сказать вот этими формулировками. Всё искусственное, всё ненастоящее.

Господь вознёсся на небо, чтобы ученики хорошо запомнили, а потом рассказали всем тем людям, которые хотят слышать. Бог создал человека не для того, чтобы он жил такими душевно-телесными наслаждениями, а для того, чтоб человек во плоти своей жил на Небе. Именно так всё будет обстоять по завершении истории человечества, когда Христос придёт второй раз. А когда Он придёт? Когда увидит с Небес, что Церковь перестала расти, новых людей, ищущих спасения, уже нет, а старые либо умирают естественной смертью, либо теряют веру. Тогда настанет то, что в народе именуется концом света. Почему он настанет? Потому что этот мир сам по себе – скучный, этот мир – дьявольский. Потому что от всего прекрасного и от Царства Небесного людей отвлёк дьявол, конечно, не без помощи других людей. Он сначала других людей покоряет себе, а потом, когда они покорятся дьяволу, они уже покоряют и других людей. И смысл существования этого человечества будет закончен. Поэтому всё подлежит уничтожению и разделению: те, кто выбрал Христа, остаются со Христом, те, кто выбрал грех, навсегда остаются с такими же, как они, в таком состоянии, где Бога нет.

Поэтому Святая Церковь так торжественно празднует Вознесение Господне, это есть двунадесятый праздник. Церковь, наша мать, хочет нас, своих детей, повернуть к этому празднику и обратить наше внимание, что это важнейшее событие евангельской истории, оно как бы выходит уже за рамки евангельского повествования, потому что Господь явился ученикам воскресший, Он явился из другой жизни. И вот, Он при них поднимается на небеса всё выше, выше, выше, потом превращается в точку и совершенно исчезает. Перед этим Он сказал: «Лучше бы вам, чтобы Я ушёл, потому что я пошлю на Церковь Духа Святаго, Который и вас может освободить от греха, если будете иметь нищету духовную». По толкованию святых отцов, нищета духовная – это есть смирение. И Бог только смиренным людям даёт благодать. Путь к тому, чтобы достичь смирения, или лучше даже по-другому сказать, чтобы смирение достигло нас, лежит через долготерпение. Если хочешь узнать, христианин ли ты или нет, можешь судить по следующему признаку: если твоя жизнь наполнена скорбью, которую тебе надо терпеть, значит ты христианин, значит Господь занимается строительством твоей души. А если ты живёшь беззаботно и весело, значит ты погибаешь, и смысла христианского в твоей жизни нет. Других смыслов может быть много: всякие мечты осуществлять. Стать олимпийским чемпионом или, как Кассиус Клей, чемпионом мира. И вот теперь он умер. А достиг ли он Царствия Небесного? А ведь это самое главное. Да, в каких-то журналах имя останется. А по замыслу Божию имена Его учеников должны остаться и быть записаны на Небесах. И остаться не в памяти, а в продолжении вечной жизни человека. Вознесение – это совсем не простое и не рядовое событие, а великое. Христос воскрес и первый во плоти вошёл в жизнь вечную как Человек. Он как бы прокладывает вот этот путь, Он показывает наглядно Своим ученикам, что Он им уготовал. А если рассмотреть их земную жизнь, мы увидим, что они на своём пути встретили голод, побои, ссылки и насильственную смерть, казнь.

Казни всегда были на земле, и виновно, и невиновно, и по собственной глупости, и, самое обидное, по чьей-то глупости. Вот у меня вчера одноклассник погиб, его сбила машина насмерть на глазах у жены. Да, мог бы вполне пожить, он совсем не старый человек и хорошую работу создал сам, на которой и работал. То есть нелепо, но жизнь закончилась. И очень же важно, даже не во имя чего, а каково было направление этой жизни. Умирали всегда, и когда смерть такая вот нелепая и несправедливая, она ещё более горькая. Но кто может сказать, что апостол Павел, которому отрубили голову, или апостол Андрей, которого распяли на кресте, прожили нелепую жизнь? Мы с вами все очень справедливые, но они-то были прекрасными людьми, они не только никому не сделали ничего дурного, но Пётр получил от Бога такую благодать, что когда он шёл по улице, люди выкладывали вдоль дороги больных, и, когда тень Петра падала на них, они исцелялись, становились здоровыми. И вот его прибили ко кресту. Это что, то, к чему стремится человек? Да любого нынешнего жителя земли это всё ужасает, а все апостолы, кроме Иоанна Богослова, претерпели мученическую смерть. Они с радостью умирали от этих совершенно несправедливых казней, и это были самые прекрасные люди, которые жили на земле после Христа. И Господь ничего другого не обещал. Но они выбрали этот путь. И Господь возносится на небеса, чтобы показать, что тот, кто выбирает этот путь, тоже в результате этого пути приходит на Небеса.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. nikolay160877:

      Спасибо за проповеди,Отец Дмитрий.

    2. neonilla:

      Под стать Празднику и проповеди вдохновенные видеосъёмка и монтаж. Спаси Господи! )

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.