Проповедь на день Святого Духа и освящение памятной доски свщм. Владимиру Медведюку
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на день Святого Духа [Мф. 18, 10-20; Еф. 5, 8-19; ] и освящение памятной доски священномученику Владимиру Медведюку, настоятелю храма святителя Митрофана Воронежского с 1921 по 1930 годы, который прошёл лагеря Беломор-канала и был расстрелян богоборческой властью в Бутово 3 декабря 1937 года.
 

Сегодня попразднство Святой Троицы, и Святая Церковь именует этот замечательный день Днём Святаго Духа. Ни один человек на земле не может быть христианином, если его таковым не соделает Господь Святой Дух. Очень многие люди с самого рождения до смерти пребывают в храме, но не становятся христианами, потому что их сердца благодать Святаго Духа не касается. Максимум, что для них возможно – это чисто умственная и практическая деятельность, которая именуется воцерковлением. Человек может всё знать, даже знать богословие, но не быть христианином. Для того, чтоб мы лучше поняли, чего Господь от нас ждёт, Святая Церковь в этот День Святаго Духа избирает нам чтением Евангелие от Матфея и из Послания апостола Павла к Ефесянам. Некоторые выдержки я вам прочту.

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих (Мф. 18, 10). Если человек к другому человеку относится с презрением, он не может достичь благодати Святаго Духа. Почему? Даже объясню, не поленюсь. Потому что в презрении всегда есть превозношение. Превозношение – это дочка гордости, а Дух Святых гордым противится, и только смиренные получают благодать Святаго Духа.

Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Мф. 18, 11). То есть Христос пришёл для погибающих людей, чтобы их спасти. И христианин – это такой человек, который способствует спасению других людей и своим словом, и примером, и помощью всяческой, и, конечно, воспитанием своих детушек, и даже бывает, что и внуков.

И дальше приводится притча Спасителя. Господь спрашивает: Как вам кажется? – то есть даёт нам возможность самим рассуждать – Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся. Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18, 12-14). Поэтому и нам нельзя никого из людей, который нам, может, кажется, и никчёмный, и бесполезный, и глупый, и дурацкий, и вредный, осуждать. Он никак не заслуживает нашего презрения. При условии, если мы ученики Христовы, если мы хотим получить благодать Святаго Духа от Бога. Чтобы творить дела Божии, нужна благодать Божия, и тем людям, которые усердствуют, Господь эту благодать и подаёт. А другим – нет, не подаёт. Человек может выпить всю святую воду на земном шаре, он может каждый день причащаться, он может знать наизусть Священное Писание, он может даже всё имение раздать нищим, и в том ему нет никакой пользы (см. 1 Кор. 13, 3). Поэтому то, что мы пришли в храм, это ещё не значит, что мы кого-то облагодетельствовали. Просто церковь – это такое место, где человек удобнее всего получает благодать Святаго Духа через общение со словом Божиим. Откуда мы эту премудрость можем получить? Только от слова Божия, от Святых Таинств Церкви.

Дальше апостол Павел даёт совет. А он человек был очень благодатный, он даже при своей жизни был восхищен в теле до третьего неба. И вот такой он даёт совет эфесским христианам, своим духовным чадам: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф. 5, 9). Если человек сподобился благодати Святаго Духа, она его соделывает и благим, и праведным, и истинным. И говорит: Испытывайте, что благоугодно Богу (Еф. 5, 10). Прежде чем что-то делать, говорить, о чём-то мечтать, надо обязательно это испытать: а угодно ли это Богу? Просто так задаёшь вопрос, и Господь через совесть, даже через её остатки и ошмётки, обязательно скажет тебе, благоугодно это Богу или нет. И не участвуйте в бесплодных делах тьмы (Еф. 5, 11). Почему бесплодных? А потому что у дел тьмы никаких нет благодатных плодов. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света – имеется в виду свет благодати Божией – ибо все, делающееся явным, свет есть; посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5, 12-14). Получение благодати Божией уподоблено воскресению. Каждая душа человека, которая познает Иисуса Христа, должна воскреснуть, совоскреснуть со Христом. И вот это и есть христианство. А не просто пошёл, послушал, что-то съел, чего-то не съел. И это что, угодно Богу? Бог нас не готовит к осени, чтобы из нас сделать шашлык. Человек – это не как говорил Фейербах, «есть то, что он ест». Для Фейербаха, может быть, это нормально. Может быть, поэтому коммуняки на него опирались. Но по замыслу Божию (не по факту) человек – это существо духовное. И апостол Павел в другом месте говорит: Если мы духовны, то по духу и поступать должны (Гал. 5, 25). Мы люди не духовные, но если мы будем совершать поступки, которые свойственны людям духовным, Дух Святый обязательно увидит, что мы стремимся к тому, чтобы стать духовными, и придёт к нам, очистит нас от всякия скверны и спасёт наши души. А спасение души – это и есть очищение благодатью Божией от всякия скверны духовной.

Сегодня у нас ещё одно событие. В 2013 году у нас в Москве было епархиальное собрание, на котором собрались все тысяча священников нашей московской общины, дьяконы, старосты, и некий человек предложил Святейшему Патрираху в ответ на распоряжение Архиерейского Собора о более активном прославлении новых мучеников Российских, чтобы на каждом храме, где служил такой человек, который отдал жизнь за Христа, была бы установлена памятная доска. И вот, мы к сегодняшнему дню изготовили такую доску по проекту нашего архитектора Сергея Яковлевича, который и реконструкцию нашего храма осуществлял, и дом наш построил, и надстройку сделал к этому приходскому дому. Словом, много здесь трудился. Сейчас он продолжает трудиться: нарисовал храм, который уже построили на Ходынском поле…

(В этот момент о. Димитрия, громко говоря о своей вере в Бога и цитируя Священное Писание, перебивает бесноватая, которую вскоре выводят из храма – прим. ред.)

… Вот видите, и в Бога верит, и слова апостола Иоанна приводит, что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8; 4, 16). А что толку? Всё равно беснование. Так что вот если человек что-то и прочёл, и говорит правильные слова, это ещё не значит, что он христианин. Бесы, которые в нём сидят, вполне могут по-хамски в храме себя вести. Так что это вот наглядная иллюстрация к тому, что я сказал…

Но я буду продолжать. Вот, изготовили мы эту доску, и сейчас её освятим. Проект её размещения тоже Сергей Яковлевич начертил, мы всё так сделали, как он и нарисовал, очень красивое, удобное место. И всем проходящим будет видно. Мы все сейчас с миром туда сейчас изыдем после преподания креста, совершим краткое молебное пение и осветим. Я очень рад, что в вашем присутствии, вы все это увидите, поучаствуете. А те, кто нас видит через интернет, начиная от Новой Зеландии и Аляски и кончая Южной Америкой, также порадуются. И я надеюсь, что этот наглядный пример послужит дополнительной стимуляцией к тому, чтоб наших новых мучеников прославлять.

Доска установлена в честь отца Владимира Медведюка, его иконочка висит над кануном. Замечательный был священник, из простых людей, сын простого крестьянина из Холмской Руси, отец пятерых детей. Стал священником, получил образование, стал замечательным проповедником. И в наш храм, хотя это было уже за чертой города, было такое дачное место, очень много приезжало людей. Ну, потом, как водится, его арестовали, конечно, потом сослали его копать Беломорканал. Поэтому когда будете плавать по каналу во время какой-нибудь экскурсии, знайте, что он полит потом нашего настоятеля предыдущего, который был до меня. Но он там не погиб, хотя там погибли десятки тысяч людей, потому что людей не жалели. Копали, умирали – привозили новых, арестовать-то можно кого хочешь. Мы сейчас видим, как на Украине: идёт человек по улице – взяли, арестовали. Очень просто. Сейчас мы по телевизору можем смотреть, как у нас было в 20-х годах, картинка одна и та же.

Но всех, кто выжил и вернулся из беломорканальского лагеря, арестовывали по второму разу. Ну, за редким исключением. Что-то удивительно, но Дмитрия Лихачёва второй раз не арестовали. Бывали такие люди, которые вернулись из лагерей, а по второму разу не преследовались, но их было очень мало. Отца Владимира арестовали и уже расстреляли в Бутово. В последнее время он служил в селе Язвище, Родине великого известного преподобного русского Иосифа Волоцкого. Это средневековый писатель, у него книга есть – «Камень веры». Отец Владимир служил в этом селе, его забрали, отца пятерых детей. Детки маленькие были. Но все выжили, младшая дочка Оля до сих пор жива, живёт в Подмосковье. Конечно, женщина уже пожилая.

Так что вот отец Владимир близко к нам был. Нам хочется, чтобы все люди, которые мимо ходят, крестятся перед нашим храмом, поминали этого замечательного человека, который жизнь отдал, чтобы наш храм подольше послужил. Храм послужил до 30-х годов, и потом вновь открылся в 1989. Освящал его Святейший Патриарх Алексий (он и ещё в нашем храме служил) на второй день после Казанской. Мы так приурочили, что ровно через сто лет после первого освящения. Поэтому мы так и почитаем Казанскую икону Божией матери, и поэтому на таком почётном месте эту икону водрузили в иконостас.

Вот, всё вам рассказал.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Один комментарий

    1. Kseniya-Oksana:

      Священномученик Владимир и все святые, молите Бога о нас.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.