Проповедь на неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на неделю Всех Святых о том, что только в Церкви христианской рождается соль земли - святые люди, без которых никакая народная жизнь невозможна, потому что она очень быство превращается в ад... [Мф. 10, 32-38].
 

Всех, дорогие сестры и немногочисленные братья, поздравляю с днём Ангела, потому что нынче день Всех святых, и мы чтим их память всею Церковью. Специально Святая Церковь назначает этот день и помнит своих святых, потому что, строго говоря, они и есть Церковь. Это им Господь говорил: Вы – соль земли (Мф. 5, 13).

Все люди делятся на сообщества, и даже некоторые сообщества пытаются каким-то образом технически организоваться: сообщества поэтов, писателей, журналистов, пожарных и так далее. Некоторые сбиваются в профсоюзы. Есть всякие сообщества пенсионеров, либо дружат в одном доме, либо в одном околотке. И всегда, если взять сообщество архитекторов, среди них есть лучшие. Человек может быть очень умным, очень талантливым, может быть полезным для людей. В любом городе все знают, кто у нас лучший хирург, в любом большом городе все знают, кто в больнице лечит от той или иной болезни лучше всего. Знают все врачи, все медсёстры, и все те люди, которых обуревает эта болезнь, всегда стремятся к лучшему. Когда нет такой возможности, то довольствуются тем, что есть. А потом всё равно едут туда, где лучше. И так во всём.

И вот, среди людей есть тоже общество. Это общество людей, обратившихся ко Христу, это христиане. Среди этих христиан есть святые люди, есть похуже, есть совсем дрянь. Но только в Церкви рождается соль земли. Без этих людей, которые составляют Церковь, никакая народная жизнь невозможна, она очень быстро превращается в ад, потому что если люди не обращаются к Богу, если среди них нет живущих по совести, по заповедям, по христианским представлениям, то человечество деградирует духовно и превращается в свою противоположность. Бог создал человека как существо, которое хранит все дары Божии: небо, землю, озёра, реки, моря, горы, леса, степи. Всё Бог дал человеку, чтобы тот хранил, преумножал, украшал. Человек, оторвавшийся от Бога, мы видим, всё уничтожает. Все плоды земли и моря превращает в отраву, замусоривает всё, что вокруг, из всего делает помойку. Это о чём говорит? Это говорит о том, что людей, которые составляют соль земли и народа нашего, стало очень мало, они не в состоянии всех остальных людей поднять на высоту совести.

И вот, мы можем только смотреть на святых прошлого, и даже недавнего прошлого, и молиться им о помощи. Потому что настоящие святые есть, конечно, в Церкви, но их очень и очень мало. И вот, мы видим, что с этим оскудело всё. Нет ни архитекторов, ни композиторов, нет таких светил-врачей, как Пирогов или Боткин. Нет. Нет не по мастерству, а нет по духовным качествам. Так же и с педагогами: хотя каждый год устраивается премия «Лучший учитель», но если посмотреть на его духовные качества, он даже не знает, что такое духовные качества. Сам не знает, он живёт в полной тьме.

И вот эта вся зараза проникает и в семью, потому что половина браков разваливается из-за того, что люди не в состоянии жить вместе. Просто не в состоянии. Они не могут не грызться, друг на друга не орать, им надо всё время что-то доказывать. Не могут жить в спокойном, смиренном состоянии. Везде война, раздражительность, зависть, осуждение постоянное. Вот в этом чаду мы и живём. А спасение только в святости. Как преподобный Серафим говорил: «А ты стяжи мирный дух, и вокруг тебя тысячи спасутся». Потому что Дух Святый не только на тебе почиет, но и освятит всех тех, кто вокруг тебя.

И вот, для сегодняшнего чтения, когда мы прославляем всех святых, Господь избирает следующие строки Евангелия, а мы верим, что Евангелие богодухновенно, хотя и писали его люди. Например, в Евангелии, которое мы читали, апостол евангелист Матфей передаёт слова Христа Спасителя, Который говорит: Итак всякого, кто исповедует Меня перед людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32). Что такое «исповедовать»? Это значит жить по-христиански. Все люди, которые нас окружают, живут не по-христиански, но у них бывают определённые поступки вдруг – христианские. Такие вспышки. Почему так? Ну, во-первых, мы живём в стране, которая ещё 100 лет назад была более или менее христианская. И у людей бывает и чувство жалости, и сострадания. Или вдруг захочется что-то сделать от души. Вот одна женщина, которая в наш храм ходит, заказала икону. Очень хорошая икона, я её очень люблю, она была распространена в своё время в Ярославской области с конца ХVII – начала ХVIII века, называется «Прибавление ума». И вот как-то ей Бог на душу положил, она заказала икону очень хорошим художникам, я так доволен, мы обязательно эту икону повесим в храме. Очень большого качества живопись, что не так часто в наше время встречается. Ну вот, что-то такое осенило человека, он взял, что-то сделал. Потому что душа каждого человека – и верующего, и неверующего, и мусульманина, и бандита – создана Христом.

Я помню, ко мне в Митрофаньевский храм пришёл один парень, бандит. Я вот даже сейчас помню, такой красивый! Сильный, такие плечи! Такая у него фигура, просто с него скульптуру делать. Я говорю: «Ну чем же ты занят?», он отвечает: «Грешен. Вот хочу на Церковь подать», я отказываюсь: «Нет, мы от бандюг денег не берём. Вот ты заканчивай», он возражает: «А как закончишь? За вход рубль, а за выход два». То есть вот так вот завязать с этим делом – это можно и жизни лишиться, на тебя уже бандитское сообщество рассчитывает, у тебя какие-то обязательства есть. А вот душа у него уже побаливает. Дай Бог… Я даже какое-то время за него молился, сейчас, конечно, уже забыл, как его зовут, а вот лицо и вообще всего его помню, потому что он ко мне пришёл летом, вот в такой же прекрасный день, как нынешний. Ну и было это давно, уж четверть века тому назад.

Что такое «исповедовать»? Исповедовать всем: словом, голосом, выражением лица, одеждой, отношением к человеку. Всем. Всё по-христиански. Вот это исповедание. Господь говорит: Чтобы они <люди> видели ваши добрые дела и прославляли Отца, Который на небесах (Мф. 5, 16). Чтобы люди видели, что человек воспринял Господа Иисуса Христа и стал христианином. Что значит «стать христианином»? Это значит чувствовать, мыслить, говорить и жить по-христиански. И такого человека Господь наш Иисус Христос исповедует пред Отцом Небесным. Он как его исповедует? Когда душа его придёт на Небеса, Он скажет: «Встань одесную Меня». Отец Небесный увидит, кто одесную, они остаются в лоне Пресвятой Троицы.

А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 33). А как отрекусь? Я ж не произносил слов таких: «отрицаюсь!». Вот у евреев есть такой обряд – гиюр. Тот, кто проходит этот обряд, отрицается от Христа. А человек может и просто перестать в церковь ходить. А что в неё ходить? А зачем? Наши дети до отроческого возраста вырастают и уже не ходят в храм. А что тут делать? А им тут неинтересно. Они не понимают, зачем, они не понимают смысла христианского, они не видят, что это путь к совершенной радости. Им нужно, чтоб всё было как у всех: им нужны компьютерные игрушки, им нужен Диснейленд, им нужно Кока-Колу пить, заедать чипсами, смотреть всякие мультики. Всё, что у всех: с ребятами обсуждать, какие-то карточки копить, на футболе орать «ура!». И вот этой жизнью они хотят жить. Господь говорит: «Я таких не буду исповедовать пред Отцом Небесным». Говорят: «Ну это же ребёнок!». А что, думаете, все дети пойдут в Царствие Божие, что ли? И те, которые лягушкам ноги отрывают, и те, которые кошек мучают, и те, которые родную бабушку матом посылают? Все, что ли, в Царствие Божие? Да никогда в жизни! Только дети-христиане. Но для этого родители и крёстные должны их приобщить. А как приобщить? Вот я помню, когда мне было семь лет, я летом жил в семье одних художников, в одном доме мы с ними жили, и они меня приобщили к живописи. В семь лет дали мне картон грунтованный, дали кисти, масляные краски, дали кота. «На, – говорят, – пиши». Вот с этого всё и началось, приобщили, я очень вообще доволен, всегда в живописи могу хорошее от плохого отличить. И так же человек приобщается и ко Христу, он становится с Ним одно. Что такое «при-общить»? Мы со Христом становимся одним. Апостол Павел говорит: «Я и Христос одно», уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Вот это и есть христианство или, как по-старинному говорили, святость. Потому что всё это происходит с человеком по благодати Святаго Духа. Благодать приходит в сердце человека, она его очищает от всякия скверны греховныя и соединяет со Христом. Кто был когда-нибудь в консерватории, знает, как музыка всех людей объединяет и приобщает к творчеству композитора, чьи произведения они слышат. Все в таком единстве, все замерли, все слушают, шоколадками никто не шуршит. Когда заканчивается исполнение, наступает пауза, а потом начинают все одновременно хлопать. Вообще так интересно. От музыки, от звуков – совершенно абстрактная вещь! – начинают люди объединяться, и у них что-то общее рождается в душе. Великое дело. Некоторые вообще музыкой живут, от концерта до концерта. Так это всё чудно.

Не думайте, – Господь говорит, – что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его (Мф. 10, 34-36). Очень просто: одному Христос нужен, а другому – нет. Вот и всё. А если тебе нужен родственник, послушай, что Господь говорит об этом: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 37). Как человек, христианин, должен любить Христа? Больше чем маму, папу, сыночка, дочку, внучка, племянничков, больше всех. И даже если мы оказываем ближнему любовь, то только ради Христа, иначе будет вред, мы обязательно вырастим эгоиста, нахлебника, обязательно вырастим морального урода. Потому что если человек только получает, он обязательно становится уродом, как и большинство наших детей, которых мы воспитываем. Они нравственные уроды, им всё время что-то надо, они всё время готовы взять любого за горло, как будто ему кто-то должен. А христианин – это совсем другой человек. Это человек, который ощущает, что он всем должен – ради Господа.

Надо всё в человеке изменить, и вот это изменение называется покаянием. Вот это, а не то, что «в церковь опоздал, молитвы рассеянно прочитал», это всё внешние вещи. Любой негодяй может вовремя приходить, это совсем не трудно. Какая у него мотивация? Может, у него бессонница. Я сегодня в шесть утра проснулся, ну, пришёл, мне надо к девяти, а я к половине девятого пришёл. Лучше полчаса в церкви просижу, может что-то удастся сделать. Это ничто. Это что-то для пятилетнего ребёнка, но не для взрослого мужчины или женщины. Христос ждёт от нас преображения, а мы не можем даже свой язык обуздать ни в пище, ни в болтовне. Малейшая страсть – тут же глаза горят, начинает что-то говорить, выплёскивать, что-то заставлять.

Такое замечательное Евангелие Святая Церковь нам сегодня подарила, чтобы мы крепче почувствовали, что такое святость, что за людей мы удивительных прославляем. Они жили среди нас, я даже нескольких людей таких в жизни видел, и даже сохранились – сейчас мы живём в такой век – и фотографии, и киноплёнки с их лицами. У них совершенно другие лица, не такие, как у нас. Они совсем другие, и это видно. Я никогда не забуду, я это даже рассказывал, в нашем приходе жила такая женщина святая. И вот ко мне подходит один прихожанин и спрашивает: «А это кто?». Я отвечаю: «Святая». Святого человека видно. Оставит ради Христа человек и мать, и отца, и жену, и детей – вот какая должна быть любовь. Нет, а мы стремимся совсем к другому: мы всё хотим земной наладить быт с помощью Божией. Перед нами, христианами, стоит совершенно другая задача. И даже смешно, очень многие к священнику подходят прямо с ножом к горлу: «Ты мне помоги!». Помоги наладить ему быт какой-то, там у него что-то какие-то отношения не те, ещё чего-то. Да это дело десятое! Налаживай, не налаживай, лечись, не лечись, всё равно умрёшь, всё равно душа пойдёт на Суд Божий. Отношения с Богом надо налаживать, вот это главное.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. Сергей:

      Как глубокомысленно и логично! Ваши слова оживляют мысли. Рекомендовано к просмотру! Спаси Бог, отец!

    2. Виталий:

      На 15 минуте отец Дмитрий говорит про гиюр, когда еврей-христианин возвращается в иудаизм, то при прохождении этого обряда он отрицается от Христа. Подскажите, это общее отречение от Христа всех проходящих гиюр или только христиан переходящих в иудаизм?
      Интересно с этой точки зрения христианин, принимающий ислам, также отрекается от Христа?

    3. neonilla:

      Спаси Господи, отца Димитрия за то, что так щедро делится с нами своим духовным опытом и примерами из богатой пастырской жизни. Для меня батюшкины проповеди как пример крестного восхождения на свою личную Голгофу…
      Поделюсь своей встречей с одной бабулечкой, не знаю, святая ли она, Господь ведает…но когда она вошла в Собор — я, увидев её, побежала за ней следом, так она была не похожа на других, разве только в детстве я помню одну такую бабушку, лицо её было необыкновенное, лучистое, с теплой улыбкой, почти без морщин, гладенькое, исходили от неё такой покой и мир, и несуетность что ли…не знаю как описать, одета чистенько, очень-очень скромно, но такая уютная и теплая, хотелось даже руку поцеловать, но как-то вроде неудобно, ведь незнакомы…потом я у старых прихожан спросила: кто это?….оказалось, мама нашего правящего Архиерея, ей было тогда около 95 лет, детей у неё было около десяти, есть священники, Владыченько — самый младший… Я поняла, какой невидимый миру подвиг матери, молитвенный и духовный, стоит за нашим Владыкой, что не мне и рассуждать об этом. Ни одного Владыку просто так не вырастишь и не воспитаешь. Царствие Небесное р.Б.Евгении.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.