Проповедь на неделю 3-ю по Пятидесятнице
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова по словам Христа Спасителя из Нагорной проповеди [Мф. 6, 22-33] о душе человека, которая вместо света может быть тьмою.
 

Сегодня воскресное Евангелие предлагает нам отрывок из Нагорной проповеди, изложенной евангелистом Матфеем, который передаёт слова Христа Спасителя: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6, 22-23). О чём это речь? Речь идёт о душе человека. А жизнь души человека отражается в его глазах. Глаза бывают злые, добрые, хитрые, завидущие, жадные, подлые. Всё отражается в глазах. Конечно, нужен некоторый навык, и тогда можно даже это всё и увидеть, хотя возможны и ошибки. Господь и говорит: Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6, 23). Это о каком Он свете говорит? Это говорит Он о душе, о том, что душа человека вместо того, чтоб быть светом, может быть тьмою. Что это значит? Это значит, что человек устремляется к тому, что противоположно Богу. Наклонитесь над младенцем и посмотрите в его глазки: сплошная чистота. И нет там ни злобы, ни зависти, нет никакой подлости. Прямота и чистота. А потом уже человек неблагоприобретает все вот эти качества, которые, к сожалению, удаляют человека от Бога и делают душу тёмной. Чтобы спасти человека от этой темноты, Господь пришёл на землю, основал Церковь, которая каждому поколению людей, вновь родившемуся на земле, повествует Христово Евангелие, где говорится о том, как очистить свою душу с помощью благодати Божией.

И дальше Господь говорит ещё об одном свойстве человека: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. И чтобы все поняли, о чём речь, поясняет: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). Маммона – это слово, обозначающее богатство. Большинство людей на земле служат не Богу, а богатству. Для того, чтобы его приобрести, и живут. И некоторым удаётся приобрести, и в результате обидней умирать. Только вот всё приобрёл, сейчас бы пожить, как говорится. Я помню, лет сорок назад беседовал с одним человеком, архитектором, он в Москве два больших дома сделал. А молодость он провёл за границей. Я спрашиваю: «А чем отличается Англия от Америки?». «Ну как, – говорит, – если взять за отсчёт Россию, и будем считать, что в России жить очень плохо, то в Англии будет очень хорошо. А если взять за отсчёт, что в Англии очень плохо, то в Америке – очень хорошо». У него родители занимались дипломатией, он там жил в хороших условиях, и «хорошо жить» он воспринимал как «вкусно, беззаботно». На самом деле это совсем не так. Это только очень молодой человек может думать, что богато – это без заботы. Наоборот, у богатого человека забот всегда больше. Более того, богатство – это есть рабство, потому что бедный гораздо свободней. Вроде богатый может на самолёте на своём куда-то полететь. Но ему его дела не дают такой возможности. И он летит только туда, куда можно, он дружит только с теми, с кем надо, он женится только на той, на какой выгодно. И так далее. И так во всём. Он очень связан богатством. И вот смотришь, особенно когда по телевизору показывают богатых старичков, которым уже за восемьдесят, а они не могут свои пальцы оторвать от богатства, у них в глазах вот эта скорбная озабоченность, и некогда ни помолиться, ни о смерти своей подумать, ни о вечности, до которой осталось буквально совсем немножко каждому старенькому и богатенькому. Господь об этом и предупреждает.

Если у кого есть веры достаточно, и он хочет быть христианином, Господь дальше объясняет: говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут: но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф. 6, 25-30). И объясняет Господь, почему человек заботится больше о богатстве, печётся о хлебе, печётся об одежде, печётся о домах – потому, что у него нет надежды на Бога. Он Ему не верит. Не верит в то, что человек для Бога гораздо дороже, чем птичка или полевая лилия. Не верит. И раз не верит, он должен как-то – есть такое слово, кстати, очень лживое – обеспечить. Ничего ты себя не обеспечишь. Может быть, обеспечишь на какой-то кусочек времени себя врачами, которые, конечно, тебя выпотрошат, а потом остаточек будешь просить по всему миру, не даст ли кто-нибудь ещё деньжат. Как обеспечить? Кто может какими деньгами обеспечить себе здоровье? Это невозможно. Поэтому всякий человек, который надеется на деньги, он надеется на очень ненадёжный актив. Лучше быть с Богом, чем с деньгами. Бог-то всегда поможет. Бог даже может исцелить, если Ему это надо. Но, к сожалению, веры зачастую нам не хватает. И поэтому мы очень много тратим сил, времени, энергии ума и сердца на пустоту. Заканчиваем ВУЗы, которые нам никогда в жизни не пригодятся, покупаем вещи, которые мы один раз наденем после магазина, и всё, дальше эта тряпка будет моль собирать, чтоб та съела другие вещи, которые нам действительно нужны. И так далее.

Это Евангелие призывает нас к тому, чтобы мы занялись самым главным, озаботились, задались вопросом: а то, что в моей душе, не есть ли тьма? Мы тут как-то рассуждали накануне о том, что человек сам зачастую не понимает, что его ждёт в мире ином, в который мы в скором времени попадём, ибо жизнь чрезвычайно быстро проходит. Только у детей долго, им всё хочется побыстрее вырасти. А как вырос, уже всё – жизнь катится с горы, всё проходит очень и очень быстро. И скоро нас ожидает болезнь и смерть. И что нас ждёт после неё? Мы говорили о том, что некоторые люди думают: «Вот, попаду туда или попаду туда». Нет, это не так. Каждый человек уже попал. Если в душе у тебя свет Божий, то Царство Божие к тебе пришло. А если в душе твоей тьма, то ты уже во тьме. Твоя душа от этой жизни в жизнь следующую переходит с той тьмой, которая в тебе. И никуда, кроме как во тьму, ты не попадёшь. Вот в чём дело. Поэтому спасти свою душу от тьмы можно, только живя здесь, на земле. После ничем ей уже помочь нельзя. Раз, как Господь говорит, человек возлюбил тьму (см. Ин. 3, 19), он во тьме и останется не на сто лет, и не на миллиард, и не на триллион, а навсегда. И вот эту свою будущую жизнь ты ткёшь здесь в своей душе. Каждый для своей души вот такую обитель в течение жизни созидает. Либо она из тьмы, либо из света. Как в сказке: избушка либо лубяная, либо ледяная. И в этом никто не виноват, только сам человек. Поэтому не надо искать виноватых, кого-то осуждать: «А вот, меня не научили», «А вот, бабушка мне не объяснила», «А вот, мне некогда было, я на работу ходил». Ну а что, на работе нельзя созидать внутри своей души свет? Да сколько угодно. Христос тоже работал подмастерьем плотника у своего мнимого отца Иосифа, это Ему не помешало явить миру Сына Божия и спасти всех, кто захотел спастись. Поэтому всё от начала до конца, от каждого слова, от первого до последнего, от каждой мысли, от каждого поступка – из этих всех кирпичиков созидается душа человека. Не бывает нейтральных поступков. Любое действо, любое слово, любая мысль всегда имеет окраску – либо тьмы, либо света. Человек прожил день, значит он приблизился к свету или ещё углубился во тьму. И ты можешь оправдываться: «А он меня достал!». Ну так и пожалуйста. Но реакция на него – это была твоя реакция. Как бы он тебя ни доставал, ты мог сделать шаг к свету, а ты спустился на одну ступеньку во тьму. А так всегда: то комар достаёт, то клещ, то безумная тёща, то умный тесть. Всё время что-то такое в жизни происходит: то сотрудники ДПС какие-то не такие, то подрезающий тебя водитель. А то дама за рулём, которая задумалась, в одной руке телефон, а другой жестикулирует. И думаешь: что у неё такие за коленки, как она может руль поворачивать в такой ситуации? Всё может человека раздражать, обижать, напрягать. Всё что вокруг, нас это касается, но мы должны жить не зависимо от того, что вокруг.

Вокруг что? Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16) – сказал Господь. А наш взор должен быть устремлён к Богу, и опираться надо не на то, как люди живут или нам советуют. Нужно не быть пожираемым от жадности, а нужно с этим со всем бороться в себе, видя, что во мне тьма. Для этого Господь и установил Таинство покаяния. И каждый человек может очиститься от всего того «добра», которое он себе скопил на жизнь вечную. Мы на этой земле оставим всё. Оставим замки, оставим моторные лодки, оставим автомобили, оставим жену, детей, даже любимых внуков, оставим библиотеки, оставим друзей. Похоронят нас в одних штанишках и в одном, может, даже не новом пиджачке. Вот и всё. И то, это будет не наше, а червячки с микробами всё очень быстро аккуратненько съедят. И это не наше! А что же наше? Наше – это злоба, это зависть. Или наоборот, это доброта, бескорыстие. Что ты стяжал в своей душе, то и переходит в жизнь вечную. Это только сумасшедшие люди яйца крошат на могилу, чтобы покойник потом питался, или конфетки там раскладывают или куличик, чтобы птички ему на небо принесли. Как высоко птички поднимаются? Ну, может, на километр, максимум, какие-то очень большие птички. А Небо Господне выше. Гагарин летал, Бога не видал. Потому что он летал всего двести километров от земли. Тула дальше, Господи! Тоже мне, космос! Обхохочешься. Это всё гораздо выше. И не видать, как своих ушей, потому что то, что мы копим в душе с самого детства до старости, это всё тьма. А избавление от тьмы – через покаяние.



NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. anna gud:

      Почему все-таки мы никак не поверим, что: А. обязательно умрем и Б. обязательно попадем в преиподнюю? Есть еще и третье, во что мы ну никак не верим — что она есть, преисподняя. Никто не верит в загробную жизнь, а без этого нет никакого смысла молиться, поститься, душу свою как-то исправлять… Господи, помоги нам! Слава Тебе, милосердный, что через пастырей своих напоминаешь нам обо всем этом. Мы без конца кого-то хороним. Видим во гробу — «безславна и безобразна». Нет, все равно! Я не верю, что тоже умру — это просто не может быть. Господи, помилуй! Пошли мне память смертную, а так и буду сумочки покупать, да отдыхать ездить.

    2. Анна:

      Низкий поклон! Спаси Господи!

    3. Раиса:

      Низкий поклон Вам, батюшка!

    4. Виталий:

      Спасибо!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.