Проповедь о жестокосердии и сердцах милующих
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о том, что надо приложить старание, понять, что Господь от тебя хочет... А Господь хочет, чтобы мы не были жестокосердны. Если поймёшь, стремись, чтоб сердце было милующее, а не жестокосердное. Упражняйся в смирении, в послушании, в милосердии. Упражняйся в молчании. Совершенствуйся в прощении. Терпи. Так и станешь христианином по милости Божией...

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы сподобились выслушать за всенощной Евангелие от Марка, его заключение, самый конец главы 16-й, которой и завершается это самое короткое из четырёх Евангелий. А начинается оно так: Воскреснув рано в первый день недели Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним – имеется в виду, ученикам Его, апостолам – плачущим и рыдающим (Мк. 16, 9-10). Рыдали они по понятной причине – потому что практически на их глазах жесточайшим образом убили их любимого Учителя, Который им говорил глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68).

Но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили (Мк. 16, 11), что, с одной стороны, естественно. В это поверить трудно. Ну, представьте себе, кто-то у нас умер в семье. Естественная наша реакция – мы плачем. Очень обыкновенная вещь. А потом кто-то из родственников приходит: «Ой, ты знаешь, – говорит, – он ожил». Ну как? Как в это поверить? Чрезвычайно трудно. Невозможно. Но тут другое дело: Сам Господь говорил, что Он будет распят и в третий день воскреснет (см. Мф. 16, 21; Мф. 17, 22-23; Мф. 20, 17-19; Мк. 8, 31; Мк. 9, 31; Мк. 10, 32-34; Лк. 9, 22; Лк. 18, 31-33). Но когда Его убили, и в этом убедился весь Иерусалим, и Его похоронили во гробе, запечатали гроб печатью, печать эту поставили сами фарисеи, стражников приставили – не римскую стражу, а стражу фарисейскую. Понтий Пилат позволил: «Имеете стражу, вот сами и охраняйте». Это произошло так. Фарисеи пришли, говорят: «Вот этот лжец говорил, что Он в третий день воскреснет. Давайте поставим стражу, а то ученики украдут тело, а скажут, что Он воскрес». Пилат ответил: «Ну вы имеете стражу, свою и поставьте». И печать. (см. Мф. 27, 62-66). Так промыслительно было устроено, что когда Христос воскрес, уже это скрыть было нельзя, можно было только в очередной раз соврать. Когда госсекретарь Соединённых Штатов пробиркой с мыльным порошком тряс, говорил, что там какие-то бактерии, бактериологическое оружие. Ну а когда уже припёрли, что нету его в природе, этого оружия, ну пришлось признаваться, что, мол, это мы всё наврали. Наврали, убили миллион человек, чтобы гуманность по всей земле шире распространялась, надо людей убивать миллионами. Ну ничего, как с гуся вода. Так же и здесь: те иудеи, которые не стали христианами, уже две тысячи лет врут, что ученики украли тело и объявили Его воскресшим.

Вообще, правда, она всегда интересна, но у неё есть такое странное свойство – она глаза колет. Не всем, а только тому, кому эта правда не нравится. Например, некто совершил какой-то поступок, не достойный звания человека, а другой ему говорит правду: «Знаешь, а ты скотина». А ему обидно, и он начинает мстить, ругаться. Почему? Правда, которую он услышал, ему колет глаза, это больно. И вот, он поэтому и сердится. Есть старинная римская пословица: «Юпитер, ты сердишься, значит ты не прав». Вот, собственно, и всё.

И вот, не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, – Луке и Клеопе, как мы знаем из Евангелия от Луки (см. Лк. 24, 13-31) – когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мк. 16, 12-14). Вот в чём причина неверия – жёсткое сердце. Для чего Господь, имя Которому – Любовь, стал Человеком, родился в пещере Вифлеемской, принял на Себя человеческую плоть, основал Церковь из Своих учеников? Учеников набрал из тех, кто Ему поверил, и основал Церковь, которая будет жить, и уже живёт две тысячи лет на земле. Для того, чтобы ученики Христовы продолжали Его, Христово, дело – учили Царствию Небесному.

Обычно русские бабушки Царствия Небесного очень боятся. Попробуй, подойди к какой-нибудь бабушке, можно из нашего прихода, обними её, скажи: «Царство тебе Небесное!». Она перепугается до полусмерти и будет тебя обходить стороной. Почему? Потому что сколько ни говори бабушке, что Царство Небесное внутри вас есть (Лк. 17, 21), она не может в это поверить. Она думает, что Царство Небесное – это то, куда ты попадёшь или не попадёшь, когда умрёшь. Ну как на Олимпийских играх: попал или не попал. И вот надо что-то сделать – ну, например, плавленый сыр не есть в среду – тогда попадёшь. Если откусил – всё, уже нельзя. И вокруг этого вся происходит духовная жизнь, вокруг плавленого сырка. На самом деле всё гораздо сложнее, потому что Царствие Небесное внутри нас есть (см. Лк. 17, 21). Что такое Царствие Небесное? Объясняю в 1532-й раз. Царствие Небесное – это то, о чём каждый христианин молится всегда, начиная молитву: «Царю Небесный, Утешителю, Дух Истинный, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Каждый христианин молится о том, чтобы Господь Дух Святый пришёл к нему в сердце, очистил это сердце и поселился в сердце человека. Когда Святый Дух поселяется в сердце человека, человеческая жизнь, водимая Святым Духом, преображается. А каждый обычный человек водится по своей жизни страстями. Делаю что хочу: хочу – завидую, хочу – ревную. В магазин пришёл, что хочу, то и покупаю – надо мне, не надо. Хочу – ругаюсь, хочу – не ругаюсь; хочу – прощаюсь, хочу – двадцать лет не разговариваю. Вот – что хочу. А когда в человеке Дух Святый, он делает только то, что хочет Дух Святый, Который в нём, и Дух Святый управляет этого человека на тот путь, который предначертал Господь. И человек со смирением аккуратно сдаёт все испытания или, говоря по латыни, экзамены, которые Господь даёт ему на его пути. Все ЕГЭ, которые по жизни ему встречаются. И причём сдаёт по-христиански. Либо ты поступаешь как христианин при этом испытании, либо как скотина безмозглая, баран тупой, курица глупая. Вот, собственно, и всё.

И плоды пришествия в сердце Святаго Духа в Послании к Галатам Господь изложил, завтра будем читать: Плод духовный есть: любовь радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Человек становится таковым по своим качествам души. Таким его соделывает Дух Святой, а не сам он становится таковым. Многие бараны и безмозглые курицы, они, как сказано в Писании, чтуще не разумеют. Они думают, что человек своими усилиями может из жадного стать щедрым, из блудного – целомудренным, что он может стать из трусливого сделаться храбрым, как лев. Это невозможно. Только Дух Святых может из кролика сделать льва. Это возможно. И вот это изменение человека называется преображение – изменение образа человека. Например, он был такой зайчонок, всего на свете боялся, а вот Дух Святый соделал в нём льва, он уже царь зверей, он вообще никого не боится, он даже не знает, что это такое – бояться. Это его все боятся: и слоны, и носороги, и антилопы, и анаконды – все. Все на свете, все боятся. Он царь зверей. И с каждым человеком может такое чудо совершить благодать Святаго Духа. Чтоб она пришла к человеку, надо, чтоб Господь Святый Дух, во-первых, захотел бы прийти в сердце человека. От того, что человек ест, что пьёт, вообще ничего не зависит. Зависит только от одного желания Святаго Духа. Больной проказой человек обратился к Иисусу Христу, говорит: если хочешь, можешь меня очистить. А Господь ему говорит: хочу, очистись (Мф. 8, 2-3; Мк. 1, 40-41; Лк. 5, 12-13). И он очистился от проказы, от смертельной, в то время неисцелимой болезни. Поэтому никакие усилия человека для того, чтобы ему исполнить заповедь Божию, совершенно не имеют никакого смысла. Заповеди Божии исполнить самому невозможно. Человек тужится исполнить заповеди Божии только для того, чтобы убедиться, что он не может ничего, и чтобы спасти его от греха ему нужен Спаситель. А человек может только перед Спасителем покаяться. Если он покается, то Царствие Божие к нему приближается. Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царствие Божие (см. Мф. 3, 2; Мф. 4, 17; Мк. 1, 15). И вот, покаяние – это первый шаг. А второй – это когда человек озабочен тем, чтобы его сердце было не жёсткое, а мягкое. Потому что в жёсткое сердце Дух Святый войти не может. Как человек может войти в комнату, если она закрыта занавеской – он её отодвигает и входит. А если она заперта железной дверью с замком гаражным, он пройти не может. Господь укорял их в жестокосердии, потому что причина их неверия – это жестокосердие. И причина того, что человек концентрируется на плавленом сырке и ему ничего нельзя объяснить из Евангелия, находится в жестокосердии, а не в том, что он ничего не может понять. Евангелие написали люди, которые не знали даже грамоты. Просто они диктовали своим ученикам грамотным. Ну, Лука и Матфей сами писали, а Марк, которого мы сегодня читали, Иоанн – не сами, а своим ученикам диктовали. И мы имеем возможность читать теперь эти Божественные слова.

Только Господь может спасти человека, если тот покается, если очень-очень сильно этого захочет, и это его сильное желание будет выливаться в молитву из глубины души. Господь сам сказал: «Ну если вы, будучи злые, и ваш сын просит хлеба, неужели кто-нибудь из вас будет такой сволочью, что даст ему камень, а если попросит рыбы, вы дадите ему змею ядовитую? Ну если вы, будучи злые, как собаки, и то благо хотите сделать вашим детям, то кольми паче Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13)». Но жестокосердие наше не позволяет это услышать, не позволяет это увидеть. Поэтому человек выбирает что попроще. А попроще – ну что, съездить, приложиться, помазаться, искупаться. Большая ли заслуга – окунуться в воду, температура которой плюс шесть? Ну, летом ещё прохладно, а зимой-то, когда мороз минус двадцать, а вода плюс шесть, так вообще горячо. Вообще нормально. А человек думает, что он прям там от чего-то очищается. Нет, это не так. Это глубочайшее заблуждение, и даже, если глубоко посмотреть, вообще кощунство. Только Дух Святый может очистить душу человека – при условии, если он умягчил своё сердце слезами покаяния. Необязательно физическими слезами, но душа должна сотрястись от собственных грехов. Человек должен глубоко-глубоко пережить вот это открытие, что я – совсем не лучше, чем он или она, а что я хуже всякой твари, я хуже клеща, который нападает в июне на маленьких детей и награждает их энцефалитом. Вот кто я такой, только я хуже. И это нужно не для красного словца. А то как бывает: «Ой, батюшка, я великая грешница!». Тьфу в лицо ей! Сразу: «Да как вы смеете?! Да что такое?!». Ты грешница? Ложись, сейчас буду об тебя ноги вытирать, а твоё нижнее бельё использовать, чтоб полировать себе ботинки. Если ты грешник, к тебе и относятся как грешнику. Что ж ты хочешь к себе царского отношения, если ты грешник? А почему? А потому что всё – цирк. Человек только вот всякие слова устроил, всякие присказки придумал: «Ах, благословите!», «Ах, Ангела за трапезой!», «Ах, все мы грешники». Кто все-то? Ты! Все-то не грешники, а ты, дорогой, хуже всякой твари. Вот если в это чувство человек придёт, он будет не далёк от истины, и Истина в виде благодати Святаго Духа придёт к нему и начнёт очищать от всякия скверны. Но если человек немножко превознесётся или хотя бы чуточку кого-то осудит, Дух Святый, как пришёл незаметно для человека, так же незаметно и уйдёт. Потому что когда человек осуждает кого-то, он, значит, превозносится, а Бог – имеется в виду Дух Святый – Он гордым противится (Иак. 4, 6). Это невозможно, чтоб в гордое сердце, осуждающее пришёл Господь Святый Дух.

Поэтому Господь и укорял их за жестокосердие. Они ещё не были просвещены Святым Духом, ещё не пришёл день Святой Пятидесятницы, когда Он на них сошёл. И Он их преобразил. Они из людей, которые боялись прийти для того, чтобы и снять тело Христа Спасителя с Креста, и стоять, как Богородица и Иоанн Богослов у Креста, и на суде Христа Спасителя перед Понтием Пилатом. Нет, они были, как кролики, они убежали. А когда Дух Святый пришёл к ним в сердце, они с радостью пошли в ссылки, в тюрьмы, и все пошли на смерть. С радостью. Они с радостью, как львы, умирали за своего Учителя и Спасителя. Вот это и есть христианство. А в те далёкие времена, когда вся Церковь состояла из христиан, о плавленом сырке речь вообще не шла. Она возникла тогда, когда люди забыли, чтобы, как святые отцы говорили: «дай кровь и прими дух». Без этого невозможно. Истинное христианство, оно начинается с готовности человека отдать жизнь за Христа. А так, что-то такое теплохладненькое: сколько раз креститься, через какое плечо чего. Там, это всё, так сказать, иудейские ухищрения, к христианству не имеющие никакого отношения. К культуре христианской имеет отношение. Ну, культура, это, как говорится, это как мода на одежду: сегодня такая, завтра такая. Когда-то юбки были мужская одежда. Теперь юбки – это женская. Когда-то брюки были (ну, не брюки, штаны), это была женская одежда. Теперь женщине: «Это, – говорят, – мужская». То есть всё меняется в жизни. Люди осуждают, все друг друга учат. Но только не христианству. Потому что не знают, что такое христианству. Не знают по одной причине. Книга открыта, написана простейшим языком, всё понятно, все толкования лучших умов человечества за две тысячи лет, они написаны, напечатаны, переведены на блестящий русский язык. Спрашивается, что ещё надо-то? Приложить старание, понять, что Господь от меня хочет. Вот, Господь хочет, чтобы мы не были жестокосердны. Некоторые скажут: «А как, вот в Уголовном Кодексе не определено, а что такое жестокосердие?» Ну, не понимаешь, молись о вразумлении, чтоб тебя Господь вразумил. Или продолжай заниматься юридической казуистикой. Если поймёшь, стремись, чтоб сердце было милующее, а не жестокосердие. Упражняйся в смирении, упражняйся в послушании, упражняйся в милосердии. Упражняйся в молчании. Совершенствуйся в прощении. Терпи. Из долготерпения рождается смирение. А Бог только смиренным даёт благодать (см. Иак. 4, 6). Так и станешь христианином по милости Божией. Если Господь захочет, увидит, что ты хочешь именно стать христианином, а не кем-то другим, тогда Господь и подаст эту возможность. Так обычно бывает: когда сосуд готов, в него изливается благодать Божия.

Спаси всех Господи!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 6

    1. Serafima:

      Славим и благодарим Тебя, Господи, за то, что есть такой человек — отец Дмитрий, через которого Ты открываешь людям истинное понятие ХРИСТИАНСТВА! Дай, Господи, отцу Дмитрию, здоровья и продли его земную жизни на многая лета!!! Дорогой, батюшка, сердечно благодарим Вас за многочисленные труды! Ваше слово способно пробить самую толщу любого сердца! Низкий Вам поклон!!! Спаси Вас, Господи!!!

    2. shutt:

      Замечательная проповедь о сути христианства. Господи, даруй нам всем покаяние, чтобы умягчить наши сердца и чтобы зашёл в них Дух Святой!

    3. Vika5:

      Слушаю 4-й раз и безусловно не последний. Очень сильная проповедь. Спасибо отцу Дмитрию и Вашему сайту. Храни Вас Господь.

    4. Volt:

      Сокрушительно сказано, спасибо батюшка.

    5. Наталья:

      Проповедь-настоящий бальзам на душу..
      Господи спаси и сохрани дорогого нам о.Димитрия!!!

    6. Александр:

      Спаси Господи мужчину с микрофоном у аналоя, всю проповедь микрофон держит, не шелохнется.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.